Научная статья на тему 'Историко-педагогические аспекты института кураторства в процессе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в Воронежском регионе'

Историко-педагогические аспекты института кураторства в процессе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в Воронежском регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КУРАТОРСТВО / INITIAL TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силин А. А.

В статье рассматриваются предпосылки возникновения института кураторства и обобщается опыт организации кураторской работы в учебных подразделениях МВД, осуществлявших первоначальную подготовку сотрудников органов внутренних дел. Автор, преподающий в образовательных организациях МВД с 2005 года, проводит достаточно развернутый экскурс в историю вопроса, акцентирует внимание на наиболее значимых событиях, инициировавшихся кураторами учебных взводов в центре профессиональной подготовки ГУ МВД России по Воронежской области (учебном центре, межобластной школе подготовки младшего и среднего начальствующего состава милиции), размышляет о месте и роли кураторства в процессе профессионального воспитания личного состава органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE INSTITUTE OF CURING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS IN THE VORONEZH REGION

The article discusses the prerequisites for the emergence of the curator’s institute and summarizes the experience of organizing curatorial work in the educational units of the Ministry of Internal Affairs, which carried out initial training for police officers. The author, who has been teaching in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs since 2005, gives a rather extensive insight into the history of the issue, focusing on the most significant events initiated by the curators of training platoons in the vocational training center of the State Ministry of Internal Affairs of Russia in the Voronezh region (training center, interregional junior and junior commanding police), reflects on the place and role of supervision in the process of professional re-nourishment of the personnel of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогические аспекты института кураторства в процессе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в Воронежском регионе»

УДК 378.096

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ВОРОНЕЖСКОМ РЕГИОНЕ

А.А. Силин

В статье рассматриваются предпосылки возникновения института кураторства и обобщается опыт организации кураторской работы в учебных подразделениях МВД, осуществлявших первоначальную подготовку сотрудников органов внутренних дел. Автор, преподающий в образовательных организациях МВД с 2005 года, проводит достаточно развернутый экскурс в историю вопроса, акцентирует внимание на наиболее значимых событиях, инициировавшихся кураторами учебных взводов в центре профессиональной подготовки ГУ МВД России по Воронежской области (учебном центре, межобластной школе подготовки младшего и среднего начальствующего состава милиции), размышляет о месте и роли кураторства в процессе профессионального воспитания личного состава органов внутренних дел.

Ключевые слова: первоначальная подготовка сотрудников органов внутренних дел, кураторство.

Ключевыми факторами,

предопределяющими достижение высокого уровня подготовленности кадров для правоохранительных органов, являются, по нашему мнению, использование потенциала культурно-образовательной среды региона и «живая» взаимосвязь между людьми, в основе которой лежат вековечные ценности русского мира и преемственность поколений. Очень важное место в этом процессе занимает кураторство, а в контексте организации учебно-воспитательной работы с сотрудниками силовых структур этот институт играет особую роль.

В образовательных организациях МВД, осуществляющих первоначальное обучение личного состава, кураторская работа является традиционным элементом педагогического взаимодействия. Войдя в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого столетия во внутренний уклад межобластных школ милиции, институт кураторства преодолел перипетии

многочисленных системных преобразований и не утратил своей актуальности и в настоящее время уже под эгидой высших учебных заведений Министерства.

Предпосылки к появлению института кураторства в подразделениях, обеспечивавших первоначальную подготовку сотрудников органов внутренних дел, создавались на протяжении нескольких десятилетий. Благодаря масштабным научным исследованиям группы ученых Воронежского института МВД России [1], мы получили уникальную возможность составить представление о том, как организовывался учебно-воспитательный процесс в воронежских школах комсостава (позже - в учебном пункте) милиции в 20-х - 30-х годах прошлого века, в

предвоенные и послевоенные годы. С учетом достоверно установленных исторических сведений мы можем теперь ответить на вопрос, почему точка отсчета рассматриваемого педагогического явления обозначилась в учебных подразделениях органов внутренних дел именно в 70-х годах ХХ столетия, и почему это было невозможно на более ранних этапах. Так, например, в довоенное время появлению института кураторства объективно

препятствовали «приватность» значительной части преподавательского состава и, вместе с тем, «военизация» учебно-воспитательного процесса. В послевоенные годы, в 50-х - 60-х годах ХХ столетия кураторство было невозможно по причине небольших штатов командно -преподавательского состава и слабой материально-технической базы учебных пунктов. И только в 70-х годах прошлого века, благодаря удачно проведенной министром внутренних дел СССР Н.А. Щелоковым милицейской реформе, сопровождавшейся беспрецедентным

укреплением сети ведомственных

образовательных организаций, идея внедрения в учебно-воспитательный процесс межобластных и специальных средних школ милиции института кураторства возникла уже как нечто само собой разумеющееся.

Для справки приведем некоторые статистические сведения.

По состоянию на 1 июня 1970 года в учебном пункте УВД Воронежского облисполкома трудящихся имелись: специализированные классы по мотоделу, огневой, специальной и юридической подготовке; кабинет криминалистической техники; фотолаборатория; спецбиблиотека; спортивный зал.

Одновременно обучалось три взвода по

30 - 35 человек в каждом.

В штат учебного пункта входили 9 сотрудников: начальник; заместитель начальника; старший преподаватель; 3 преподавателя; начальник спецкабинета; старшина;

обслуживающая.

С 1970 по 1975 год в учебном пункте было обучено 2450 милиционеров, в том числе: в 1970 году - 295 человек; в 1971 году - 705 человек; в 1972 году - 438 человек; в 1973 году -405 человек; в 1974 году - 369 человек; в 1975 году - 238 человек.

К 1 января 1977 года штатная численность постоянного состава учебного пункта возросла до 16 человек: начальник; заместитель начальника по политико-воспитательной работе; старший преподаватель; 5 преподавателей; начальник спецкабинета; командир взвода; старшина; начальник канцелярии; мастер производственного обучения; шофер-милиционер; обслуживающая.

Материально-техническая база состояла из пяти мотоциклов, грузовой автомашины ГАЗ-51, легковой автомашины ГАЗ-21 «Волга», автобуса КаВЗ-695, тридцати фотоаппаратов, трех телевизоров, десяти магнитофонов,

видеомагнитофона, диапроекторов,

киноаппаратуры и другой техники.

В апреле 1977 года учебный пункт был преобразован в межобластную школу подготовки младшего и среднего начсостава УВД Воронежского облисполкома с наполняемостью в 150 - 180 человек. К имевшимся штатам были добавлены должности заместителя начальника по учебной работе, преподавателя, мастера производственного обучения и заведующей спецбиблиотекой. Всего в штате школы по состоянию на 1 июня 1977 года имелось 20 сотрудников (15 аттестованных, 5 вольнонаемных).

В 1978 году в школе продолжается дальнейшее оснащение и переоборудование кабинетов специальной подготовки и криминалистики, начались работы по созданию морально-психологической полосы препятствий. Довольно скоро в ней также появились кабинеты патрульно-постовой службы, основ правовых знаний, криминалистики и спецтехники, средств охраны и сигнализации, огневой подготовки, мотодела; автотренажер; спортивный зал и зал «самбо». Все перечисленные учебные объекты были оборудованы преимущественно силами командно-преподавательского и переменного состава.

В указанный период времени в школе велась достаточно активная культурно-просветительская работа. Так, 22 мая 1979 года перед личным составом учебного подразделения со сценами из ряда спектаклей выступили актеры Воронежского академического театра драмы им. Кольцова, а 19 июля 1979 года в школе

состоялась встреча с артистом кино, актером Московского драматического театра им. Пушкина, заслуженным артистом РСФСР Николаем Константиновичем Прокоповичем.

В 1978 году на проспекте Патриотов (д. 55) по типовому проекту приступили к строительству нового комплекса школы [2].

Как видно, имевшиеся к концу 70-х годов прошлого столетия в воронежской межобластной школе милиции педагогический потенциал и материально-техническая база объективно способствовали внедрению в учебно-воспитательный процесс подразделения качественно новых форм и методов, включая и «инновационное» кураторское направление, что, в частности, подтверждают бывший заместитель начальника УВД по работе с личным составом администрации Воронежской области А.С. Силин и бывший начальник учебного центра УВД администрации Воронежской области А.И. Бирюков. Внедрение в педагогическую практику института кураторства совпало и с другими неординарными нововведениями, направленными на укрепление кадрового потенциала органов внутренних дел Воронежского региона. Так, например, по инициативе упомянутого нами А.С. Силина при управлении была создана собственная «милицейская академия», в которую отбирались энергичные и перспективные оперативные работники и следователи со всей области [3], активно развивалось наставничество.

Благодаря усилиям талантливых руководителей межобластной школы милиции (в дальнейшем - учебного центра, центра профессиональной подготовки) Н.Т. Пономарева, А.И. Бирюкова и С.М. Орленко кураторская работа стала неотъемлемым и очень эффективным элементом учебно-воспитательного процесса и достигла своего пика в 2007 - 2012 гг.

В указанный период на базе подразделения при активном участии кураторов учебных взводов был реализован целый ряд культурно-просветительских проектов, в частности:

- мероприятие, посвященное 70-летию Владимира Семеновича Высоцкого (январь 2008 года);

- вечер памяти Василия Макаровича Шукшина (октябрь 2009 года);

- фестиваль солдатской песни, посвященный 65-летию Великой Победы (май 2010 г.);

- вечер, посвященный 425-летию Воронежа (сентябрь 2011 года).

Хотелось бы отметить, что, начиная с 2009 года, в центре регулярно проходили лекции по истории Воронежского края, которые читали известные ученые Воронежского

государственного университета и Воронежского государственного педагогического университета, в повседневную практику вошло проведение

экскурсий по историческому центру, местам боевой славы Воронежа, поездок к православным святыням столицы Центрального Черноземья.

Так, в сентябре 2011 года состоялась экскурсия, приуроченная к 425-летию столицы Черноземья. Маршрут следования включал в себя остановки на Чижовском плацдарме, у Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама», в районе Акатова монастыря и на Адмиралтейской площади. По ходу движения внимание молодых сотрудников органов внутренних дел привлекло здание, в котором до революции располагалось воронежское городское полицейское управление (ул. Сакко и Ванцетти, 93), что было весьма символичным в год принятия Федерального закона «О полиции».

11 апреля 2012 года для сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и службы участковых уполномоченных полиции, проходивших в центре профессиональной подготовки краткосрочные учебные сборы, в память о ратных подвигах наших соотечественников и земляков, была проведена масштабная экскурсия по Воронежу с посещением целого ряда «пунктов» культурно-исторического значения.

Первым местом, где побывали воронежские полицейские, стали храмы в честь Святого Благоверного князя Александра Невского и Святой Ксении Петербургской, расположенные в северном районе.

Следующая остановка была произведена около памятника Великой Отечественной войны -«Ротонда», рядом с которым в 90-х годах XX столетия началось возведение храма Святого Равноапостольного князя Владимира. Известно, что в основание церкви строители заложили землю, привезенную с Куликова поля, Бородинского и Прохоровского полей, Мамаева кургана.

Оставшееся время участники экскурсии провели в самом сердце Воронежа - на Адмиралтейской площади, откуда берет свое начало российский флот. Примечательно, что в апреле 2005 года в расположенную здесь старейшую церковь из Рождества-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря была доставлена икона праведного воина Федора Ушакова с частицами его мощей.

Мероприятия подобного рода организовывались в рамках проводившегося кураторства, при этом следует отметить, что данное направление учебно-воспитательной работы присутствовало не только в практике педагогического взаимодействия со слушателями, обучавшимися по программам первоначальной подготовки, но и с сотрудниками, находившимися в центре на курсах повышения квалификации.

Впрочем, было бы ошибочным полагать, что единственным направлением кураторской работы в центре профессиональной подготовки было проведение культурно-просветительских

мероприятий.

В 2012 году на базе центра состоялся интересный эксперимент, теоретическую основу которого составили научные исследования доктора психологических наук, профессора В.С. Мухиной. В качестве его участников были привлечены дознаватели, прибывшие на трехнедельные учебные сборы, и слушатели, проходившие первоначальную подготовку. По итогам эксперимента был снят учебный фильм. Примерно в это же время в рамках укрепления междисциплинарных связей преподаватели центра и, собственно, кураторы учебных взводов стали организовывать совместные учебные занятия, сопровождавшиеся комплексной отработкой сотрудниками подразделений вневедомственной охраны навыков по задержанию вооруженных преступников [4].

Нельзя не упомянуть и о складывавшемся на протяжении многих лет опыте организации учебной и кураторской работы с сотрудниками, командируемыми на Северный Кавказ, ведь ответственным за это крайне сложное направление подготовки преподавателям приходилось решать широчайший спектр задач -от поддержания дисциплины в коллективах с совокупным количеством, превышавшим 100 человек до организации так называемого третьего этапа обучения на месте дислокации временной оперативной группировки МВД.

Историческая справка. В январе 1996 года на базе центра состоялся первый сбор сотрудников, направлявшихся для выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач на Северный Кавказ. Особое внимание уделялось проведению учебных стрельб из всех видов штатного оружия, подготовке милиционеров, входивших в состав специальной огневой группы (снайпер, пулеметчик, гранатометчик). В связи с этим хотелось бы упомянуть о Геннадии Федоровиче Савицком, обладавшем поистине энциклопедическими познаниями в области оружиеведения, стоявшем у истоков этого сложнейшего учебного направления. При активном участии Геннадия Федоровича в учебном центре УВД администрации Воронежской области в девяностых годах прошлого столетия появился центр стрелковой подготовки, в котором обучались милиционеры со всех уголков нашей страны, в том числе, сотрудники ОМОН, СОБР и подразделений ППС. В общей сложности в учебном центре на тот момент было обучено более 500 снайперов.

К началу реформирования системы МВД в центре профессиональной подготовки ГУ МВД по Воронежской области сложилась солидная практика организации кураторской работы, эффективность которой обеспечивалась благодаря многолетнему соблюдению ряда педагогических принципов и правил.

1. Подавляющее большинство

преподавателей подразделения имели уникальный профессиональный опыт в различных областях правоохранительной деятельности.

2. Значительная часть преподавательского состава привносила в учебно-воспитательный процесс элементы новаторства, стремилась к обеспечению взаимосвязи теории с практикой.

3. В подразделении поддерживались традиции боевого содружества, полицейского сотрудничества и преемственности поколений.

4. На всех этапах развития подразделения в его коллективе имелся педагогический костяк из наиболее талантливых преподавателей, все его руководители относились к порученному делу с повышенной мерой ответственности.

5. На протяжении многих лет на базе центра (школы) проводились разнообразные профессиональные и культурно-просветительские мероприятия, в нем располагался музей истории органов внутренних дел Воронежской области.

6. Преподаватели и слушатели подразделения регулярно привлекались к исполнению обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (городские праздники, спортивные мероприятия, избирательные кампании и т.д.).

7. Командно-преподавательский состав подразделения находился в постоянной взаимосвязи с культурно-образовательной средой региона, вносил свою посильную лепту в развитие ее потенциала.

Вместе с тем, в период проведения реформы МВД особенно остро обозначилась проблема низкого образовательного уровня и профессиональной мотивации значительной части сотрудников, впервые принимаемых на службу, совпавшая по времени с коренным преобразованием системы профессионального

Библиография

1. Нахимов А.П. Сто тридцать лет подготовки сотрудников органов внутренних дел в Воронежском регионе: от полицейских урядников к киберполицейским: учебно-наглядное пособие / А.П. Нахимов [и др.]. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2017. - 394 с.

2. Силин А.А. Профессиональная подготовка кадров для органов внутренних дел в Воронеже (1949-2013 гг.) - «Человек и общество: история и современность» / А.А. Силин. - Воронеж: Изд-во Воронежского педагогического университета (ВГПУ), 2017. - С. 66-75.

3. Савицкий Н.М. Писатель-милиционер / Известия Воронежского института МВД России //Н.М. Савицкий. - 2018. - № 2 (229).

4. Силин А.А. Воюй не числом, а умением/А. Силин //Вестник охраны. - 2013. - № 3.

образования в отечественных органах внутренних дел. После передачи в 2013 году функций центра профессиональной подготовки ГУ МВД по Воронежской области Воронежскому институту МВД России, где был организован факультет профессиональной подготовки, институт кураторства с указанной категорией обучающихся пришлось адаптировать под педагогические условия ведомственного высшего учебного заведения. Процесс этот оказался весьма непростым, а по некоторым позициям - даже болезненным. К числу его отрицательных моментов можно отнести следующие:

- несовпадение «ритмов» организации учебно-воспитательной работы со слушателями, обучающимися по программам первоначальной подготовки и с курсантами (слушателями), проходящими обучение по программам высшего профессионального образования;

- неподготовленность определенной части преподавательского состава института к работе со слушателями нового факультета;

- длительный отрыв слушателей факультета профессиональной подготовки от территориальных органов и, соответственно, культурно-образовательной среды своей малой Родины, и вместе с тем, их недостаточная включенность в образовательную среду института;

Тем не менее, благодаря тому, что в 2013 году в институт перешло подавляющее большинство педагогов регионального центра профессиональной подготовки, многие адаптационные проблемы были успешно разрешены, а по некоторым позициям вновь влившиеся в институтский коллектив преподаватели-практики привнесли в учебно-воспитательный процесс свежую струю и их опыт организации кураторской работы оказался востребованным уже в формате деятельности факультета профессиональной подготовки.

References

1. Nahimov A.P. Sto tridcat' let podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del v Voronezhskom regione: ot policejskih uryadnikov k kiberpolicejskim: uchebno-naglyadnoe posobie /A.P. Nahimov [i dr.]. - Voronezh: Voronezhskij institut MVD Rossii, 2017. - 394 s.

2. Silin A.A. Professional'naya podgotovka kadrov dlya organov vnutrennih del v Voronezhe (1949-2013 gg.) - «CHelovek i obshchestvo: istoriya i sovremennost'» / A.A. Silin. - Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo pedagogicheskogo universiteta (VGPU), 2017. - S. 66-75.

3. Savickij N.M. Pisatel'-milicioner / Izvestiya Voronezhskogo instituta MVD Rossii // N.M. Savickij. - 2018. - № 2 (229).

4. Silin A.A. Voyuj ne chislom, a umeniem /A. Silin // Vestnik ohrany. - 2013. - № 3.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE INSTITUTE OF CURING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL

AFFAIRS IN THE VORONEZH REGION

The article discusses the prerequisites for the emergence of the curator's institute and summarizes the experience of organizing curatorial work in the educational units of the Ministry of Internal Affairs, which carried out initial training for police officers. The author, who has been teaching in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs since 2005, gives a rather extensive insight into the history of the issue, focusing on the most significant events initiated by the curators of training platoons in the vocational training center of the State Ministry of Internal Affairs of Russia in the Voronezh region (training center, interregional junior and junior commanding police), reflects on the place and role of supervision in the process of professional re-nourishment of the personnel of the internal affairs bodies.

Key words: initial training of internal affairs officers, supervision.

Силин Александр Анатольевич,

преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин,

Воронежский институт МВД России,

Россия, г. Воронеж,

silin. alex 75@mail. ru,

7 (4732) 200-53-65, 8 (951) 851 15 29,

Silin A.A.,

lecturer social sciences and humanities,

Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Russia, Voronezh.

© СилинА.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.