ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
НА ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
БАЗЕ Бел ЮИ МВД РОССИИ
ON WAYS ТО IMPROVE THE INITIAL TRAINING OF OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BASIS OF RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF Bel YUI
УДК 351.74:378.6(470.375)
I.Ph. AMELCHAKOV,
the candidate of Jurisprudence , the senior lecturer (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation) e-mail: [email protected];
V.A. KHRISANOV,
the doctor of geographical sciences, the professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia) tel. (4722)52-88-26;
А.М. POPOV,
the candidate of jurisprudence , the senior lecturer (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia) e-mail: [email protected];
V.L. MIKHAJLIKOV,
the candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia) e-mail: mihailikov.vitalii/@mail.ru
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы истории и совершенствования первоначальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на базе факультета профессионального обучения Бел ЮИ МВД России. Акцентируется внимание на элементах профессионального обучения, практической направленности, а также необходимости совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью комплексного подхода к формированию личности современного полицейского.
Ключевые слова: сотрудник, совершенствование, профессиональная подготовка, методика преподавания, практическая направленность.
Abstract: the article deals with the questions of history and improving the initial vocational training of law-enforcement officers in the Russian Federation on the base of Vocational Training Faculty of the Bel LI MIA Russia. The authors focus the attention on elements of vocational training, practical orientation, and also the necessity of improving teaching and educational process for the purpose of the complex approach to forming the person of the modern policeman.
Keywords: officer, improving, vocational training, teaching technique, practical orientation.
И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)
e-mail: [email protected];
В.А. ХрИсАнОВ,
доктор географических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России)
тел. (4722)52-88-26;
А.М. ПОПОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected];
В.Л. михайликов,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: mihailikov.vitalii/@mail.ru
4
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
Нестабильность социально-экономических отношений, переоценка ценностей в различных сферах социальной и общественной жизни находят отражение и в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Профессия полицейского является одной из самых сложных профессий человеческого общества, так как требует от ее субъекта способности с высокой эффективностью решать профессиональные задачи, связанные с риском для жизни, при ограниченном времени, максимально реагировать на ту или иную ситуацию с высоким уровнем ответственности за свои действия. Деятельность сотрудников органов внутренних дел непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями, от ее эффективности зависит состояние правопорядка на территории Российской Федерации. Современное общество требует от сотрудника полиции высокого культурного уровня, образованности, способности к самообразованию и саморазвитию, умения применять свои знания в различных сферах правоохранительной деятельности.
Профессиональная подготовка личного состава органов внутренних дел Российской Федерации - это целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, который организуется в порядке, установленном законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с приказом МВД России от 3 июля 2012 года № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [1] видами профессиональной подготовки сотрудников ОВД являются: профессиональное обучение, служебная подготовка, физическая подготовка, переподготовка (повышение квалификации) и другие.
Профессиональное обучение ранее проводилось в учебных центрах (центрах профессиональной подготовки) МВД России.
Приказом МВД России от 30 мая 2013 года № 318 «О некоторых вопросах организации подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации» функции Центра профессиональной подготовки УМВД России по Белгородской области по органи-
зации профессионального обучения переданы Белгородскому юридическому институту МВД России [2].
Приказом МВД России от 10 июля 2013 года № 531 «О некоторых вопросах Белгородского юридического института России» утверждено штатное расписание вуза с вновь образованным факультетом профессионального обучения [3].
Такое решение Министерством было принято не случайно. Дело в том, что согласно результатам экспертных оценок 74,4% выпускников Центров профессиональной подготовки (далее - ЦПП) МВД России демонстрируют недостаточный уровень профессиональной подготовленности как результата профессиональной подготовки и только 25,6% - высокий. Следовательно, традиционная форма подготовки сотрудников ОВД не в полной мере обеспечивает необходимое качество подготовки квалифицированных кадров для полиции. Из вышеизложенного следует вывод о наличии противоречия между возрастающими требованиями современного общества к деятельности сотрудников органов внутренних дел и существующей (традиционной) системой их подготовки в ЦПП МВД России. Поэтому Министерством поставлена задача улучшить качество подготовки сотрудников ОВД, опираясь, в первую очередь, на подготовленные кадры образовательных организаций системы МВД России. В целом следует отметить, что наш институт принял Центр профессиональной подготовки УМВД России по Белгородской области с устоявшимися традициями и опытом работы.
Так, своими корнями история названного Центра профессиональной подготовки, а ныне факультета профессионального обучения Бел ЮИ МВД России, уходит в далекий 1956 год. Тогда приказом МВД СССР от 26 декабря 1956 года № 338 отдельным приложением был объявлен штат учебного пункта Управления МВД Белгородской области. Командно-преподавательскому составу в количестве трех человек (начальник, старшина, заведующий спецбиблиотекой) предстояло организовать подготовку милицейских кадров для новой Белгородской области. Располагался учебный пункт в небольшом одноэтажном здании. На учебный пункт возлагалась задача по подготовке всех вновь принятых сотрудников органов внутренних дел, не имеющих специальной подготовки, и проведение краткосрочных учебных сборов оперативноначальствующего состава милиции.
5
2014'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ П1>ОФЕССИ(ОНАЛЫЮЙ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
1974 год явился поворотной вехой деятельности учебного подразделения. 13 сентября 1974 года приказом МВД СССР № 0717 учебный пункт преобразован в межобластную школу подготовки младшего и среднего начальствующего состава. В школе была начата подготовка инспекторского состава для дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции.
Открытие школы совпало с окончанием строительства четырехэтажного корпуса. В декабре 1974 года в новых учебных аудиториях начались занятия двух групп милиционеров патрульно-постовой службы и вневедомственной охраны, а в феврале 1975 года к занятиям приступили 70 инспекторов ДПС из 16 регионов СССР.
В 1976 году в межобластной школе уже проходили обучение сотрудники из 42 областей, и в последующие годы число обучающихся постоянно увеличивалось. К 1980 году лимит наполняемости межобластной школы был увеличен до 240 человек. Как одному из лучших, коллективу преподавателей и курсантов Белгородской межобластной школы было предоставлено право обеспечивать общественный порядок в г. Москве во время проведения Летних Олимпийских игр 1980 года.
В июне 1985 года приказом МВД СССР № 0223 Белгородская межобластная школа подготовки младшего и среднего начальствующего состава была преобразована в Учебный центр УВД, за которым была сохранена специализация подготовки инспекторского состава дорожно-патрульной службы ГАИ, а учебный центр был определен Министерством внутренних дел как базовый.
С мая 1992 года Учебный центр наряду с первоначальной подготовкой приступил к переподготовке и повышению квалификации и сотрудников ОВД (участковые уполномоченные милиции, сотрудники экономических подразделений, экспертно-криминалистических и т.д.), а также начата подготовка кадров для специальных подразделений.
С 1994 года расширен перечень должностных категорий, по которым велась подготовка, как по программам первоначальной подготовки, так и по программам повышения квалификации и переподготовки. Активно используя опыт и наработки прошлых лет, последовательно осуществлялись меры по повышению качества подготовки кадров, в связи с чем был оборудован в центре компьютерный класс, построен учебный полигон для проведения практических занятий с
инспекторами ДПС, оборудованы учебные классы по специальным видам подготовки.
В марте 2000 года учебный центр прошел регистрацию как государственное образовательное учреждение, что позволило осуществлять подготовку кадров не только для органов внутренних дел, но и для государственных предприятий и учреждений (судебные приставы, сотрудники службы безопасности, подготовка водителей категории «В» и другие).
В 2008 году Учебный центр УВД приказом МВД РФ от 16 сентября 2008 года № 806 преобразован в Центр профессиональной подготовки УВД по Белгородской области, главной задачей которого являлась подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел. Только за последнее десятилетие в центре прошли подготовку более 13 тысяч сотрудников подразделений органов внутренних дел.
Навечно вписали свои имена в историю Белгородской милиции выпускники, погибшие при исполнении служебных обязанностей, которые посмертно награждены орденами и медалями СССР и Российской Федерации. Сотни выпускников центра с гордостью носят государственные награды.
Необходимо не забывать, что современный этап развития ЦПП и факультетов при институтах в системе МВД России связан с теми социально-экономическими переменами, которые переживало общество после перехода на рыночные отношения в экономике. Во многих исследованиях последнего десятилетия отмечается неблагоприятное влияние капитализации страны на деятельность правоохранительных органов. Возросло количество тяжких преступлений, изменились формы и виды преступности. Одновременно многие квалифицированные сотрудники перешли на работу в частные структуры и предприятия, которые обеспечивали достойный прожиточный уровень.
Увеличилась текучесть кадров во всех подразделениях ОВД. На службу в органы внутренних дел стали набирать молодых людей, которые не прошли службу в вооруженных силах. Потребность в ускоренной специальной первоначальной подготовке рядового и сержантского состава резко увеличилась.
Одновременно современный этап развития ЦПП и факультетов профессионального обучения, задачей которых является первоначальная и ускоренная подготовка полицейских кадров, связан с реформированием правоохранительных органов и новов-
6
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
ведениями в образовательных организациях системы МВД России в целом. Организация обучения в ЦПП отражает реформы, которые претерпела в России система образования в целом и образовательные учреждения, организации в частности.
В середине 1990-х годов решением коллегии МВД, с учетом потребностей подразделений МВД в специалистах разного профиля, ряд учебных заведений был переведен на многоуровневую систему подготовки кадров. Специализация учебных заведений определялась Министром внутренних дел Российской Федерации.
В концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов внутренних дел России, принятой в 1995 году, отмечается, что «реформирование системы подготовки кадров предполагает последовательное приращение профессиональных знаний на основе преемственности образовательных программ, исключающих дублирование и параллелизм в обучении курсантов и слушателей, усиления практической направленности учебного процесса, непрерывного образования и самообразования сотрудников в целях обеспечения органов внутренних дел квалифицированными специалистами».
Особое внимание, по мнению разработчиков Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов внутренних дел России, должно уделяться формированию у сотрудников высокой культуры, нравственности и гуманизма, необходимости учета общественного мнения, уважения к конституционным правам и свободам граждан, готовности к защите их интересов, воспитанию чувства собственного достоинства, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, повышению престижа своей профессии в глазах граждан.
Сегодня, как мы уже говорили, первоначальная профессиональная подготовка сотрудников ОВД, впервые поступающих на службу, осуществляется на базе нашего института в рамках занятий, проводимых на факультете профессионального обучения.
Утверждено штатное расписание факультета в составе 4 аттестованных должностей и 1 - из числа обеспечивающего персонала.
Учебным отделом Бел ЮИ МВД России и УМВД России по Белгородской области определен порядок и условия прохождения первоначальной подготовки сотрудников УМВД России по Белгородской области. Ра-
бочие учебные программы первоначальной подготовки для вышеназванных категорий обучающихся утверждены на Ученом совете института с учетом специфики обучающегося контингента сотрудников.
Во исполнение п. 4.1. приказа МВД России от 10 июля 2013 года № 531 с учетом объема новой программы профессионального обучения (848 часов) подготовлен, согласован и утвержден календарный график обучения слушателей факультета профессионального обучения на 2014 год.
УРЛС УМВД России по Белгородской области подготовлено и направлено указание в территориальные подразделения УМВД России по Белгородской области о порядке изменения обучения слушателей, проходящих первоначальное обучение.
Сотрудниками факультета, профессорско-преподавательским составом кафедр проведена огромная работа, направленная на ревизию учебной и специальной литературы. Морально устаревшая, ветхая и не актуальная для учебного процесса литература списана, а новая - переведена из общей библиотеки института на факультет профессионального обучения, с целью удобства ее использования в учебном процессе.
Что касается программы обучения слушателей, то она предусматривает достижение следующих целей:
- приобретение слушателями знаний, практических умений и навыков, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей, в соответствии с квалификационными характеристиками выпускников;
- выработка устойчивых знаний, навыков и умений по несению службы в типовых ситуациях правоохранительной деятельности;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, обеспечение установки на профессиональное личностное развитие, саморазвитие, самоопределение и самовоспитание.
Обучение осуществляется на базе среднего (полного) общего образования. Временной период обучения составляет 6 месяцев. В течение первого периода слушатели осваивают основные учебные дисциплины, построенные по предметному принципу, содержание которых составляет основу общеполицейской правовой подготовки.
При этом в первые три месяца слушатели факультета осваивают такие учебные дисциплины, как: организационно-правовые основы деятельности ОВД; служба в органах
7
2010'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
подготовки сотрудников овд
внутренних дел; правовая подготовка; тактика охраны общественного порядка; основы криминалистики; основы информатики; профессионально-психологическая подготовка; профессиональная культура и этика сотрудника полиции; физическая и огневая подготовка; первая медицинская помощь; основы специальной техники; основы тактико-специальной подготовки и другие.
При отборе содержания для первоначальной подготовки особое значение имеет практическая направленность каждой учебной дисциплины. Так, наибольшее количество часов отводится на физическую подготовку слушателей и тактику охраны общественного порядка. Значительное количество часов отводится на правовую подготовку, огневую подготовку и основы первой медицинской помощи. Такое распределение учебного времени подчинено необходимости действовать в наиболее часто повторяющихся ситуациях, направлено на формирование умений и анализ практических ситуаций. Следует отметить, что обучение конкретным действиям на начальном этапе обучения соответствует практике первоначальной подготовки полицейских зарубежных стран [5].
Преобладание практической направленности ускоренной подготовки закономерно и объяснимо. Вместе с тем такой короткий срок имеет малые возможности для развития этических и моральных профессиональных качеств сотрудников ОВД, что требует особого внимания к повышению их квалификации и воспитанию в реальных условиях служебной деятельности.
В настоящее время сотрудники факультета профессионального обучения Бел ЮИ МВД России, добиваясь прочного усвоения преподаваемого материала слушателями, используют нижеследующую модель профессиональной подготовки (см. рис. 1).
Таким образом, можно выделить следующие направления обучения:
1. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД учебных организаций МВД России является базовым уровнем их профессионального становления и представляет собой процесс ускоренного приобретения знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств, необходимых для самостоятельного исполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах внутренних дел. Сущность подготовки сотрудников к профессиональной деятельности заключается в формировании профессионально значимых качеств будущего по-
лицейского, а ее содержание определяется руководящими документами МВД России. Особенностями данного вида подготовки являются: обусловленность целей и задач полицейской службы социальным заказам общества и закрепление их в законах, уставах и приказах; сочетание в требованиях многообразия составляющих, которые определяют многофункциональность обязанностей, соответствие индивидуальных качеств и действий сотрудников ОВД его профессиональной деятельности; непродолжительный срок обучения (6 месяцев).
2. Теоретическая модель профессиональной подготовки сотрудников ОВД представляет собой дидактическую систему, предназначенную для совершенствования подготовки обучающихся и обеспечивающую гарантированное достижение учебных целей. В структуру рассматриваемой модели включены основания совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД, компоненты профессионально-ориентированной технологии обучения, критерии, показатели и уровни профессиональной подготовленности. Реализация данной модели осуществляется посредством специально спроектированной профессионально ориентированной технологии обучения, которая рассматривается как системная организация взаимодействия элементов процесса подготовки на всех ее этапах.
3. Критериями и показателями профессиональной подготовленности сотрудников ОВД выступают:
- мотивация и готовность обучающихся к служебной деятельности (удовлетворенность избранной профессией, потребность в самообразовании, самооценка);
- усвоение специальных знаний, умений и навыков (объем и качество их усвоения);
- прочность усвоения знаний, умений и навыков (наличие остаточных знаний);
- выполнение заданий и действий при решении профессионально-ориентированных задач (качество выполнения поставленных задач);
- сформированность у обучающихся профессионально значимых качеств (развитие профессиональной памяти, внимание; выработка у слушателей умения общаться с гражданами, использовать знания, полученные при изучении курса «Профессиональнопсихологическая подготовка»).
Сочетание этих критериев и показателей может характеризовать наличие таких уровней профессиональной подготовленности
8
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
сотрудников ОВД, как: высокий, средний и низкий.
4. Педагогическими условиями профессиональной подготовки сотрудников ОВД являются:
- мотивационно-ценностная ориентация обучающихся на повышение эффективности их профессиональной подготовки;
- учет специфики работы в ОВД при отборе содержания профессиональной подготовки;
- организация обучения на технологическом уровне;
- личностно-ориентированный подход к обучению слушателей на факультете профессионального обучения;
- взаимодействие преподавателя (специалиста по профессиональной подготовке) и слушателя на уровне сотрудничества.
В заключение необходимо отметить, что
эффективность первоначальной подготовки сотрудника ОВД зависит, с одной стороны, от качества психологического отбора поступающих на службу, от умения быстро и правильно усваивать необходимый материал, формировать и накапливать систему знаний, умений и профессиональных навыков. С другой стороны, это правильно организованный учебно-воспитательный процесс со слушателями, профессионализм профессорско-преподавательского состава, практическая направленность обучения, высокие моральные и нравственные качества их воспитателей. Все это в совокупности позволит сформировать правильное представление о своей профессии, стать подготовленным сотрудником правопорядка, который на качественно новом уровне будет исполнять свои должностные обязанности, опираясь при этом на высокие нормы морали и нравственности.
Рис. 1 Модель профессиональной подготовки сотрудников ОВД (по О.А. Мальцевой) [4]
9
2010'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
подготовки сотрудников овд
Литература
1. Приказ МВД России от 3 июля 2012 года № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Приказ МВД России от 30 мая 2013 года № 318 «О некоторых вопросах организации и подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации».
3. Приказ МВД России от 10 июня 2013 года № 531 «О некоторых вопросах Белгородского юридического института России».
4. Мальцева ОА. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД: курс лекций. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.
5. Хрисанов В.А., Михайликов В.Л., Ермоленко СА. Основные направления всесторонней адаптации курсантов в период обучения в Белгородском юридическом институте МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С.30.
References
1. The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from July, 3rd, 2012 № 663 «About affirming the organisation order of personnel training for replacement of posts in law-enforcement bodies of the Russian Federation».
2. The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from May, 30th, 2013 № 318 «About some questions of the organisation and personnel training for law-enforcement bodies of the Russian Federation».
3. The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from June, 10th, 2013 № 531 «About some questions of the Belgorod Law Institute of Russia».
4. Maltseva OA. The professional-psychological training of the IAD officers: a course of lectures. - Domodedovo: VIPK MIA Russia, 2006.
5. Hrisanov VA, Mikhailikov V.L., Ermolenko SA. Main directions of comprehensive adaptation of
cadets in training at the Belgorod Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia // Problems of Law Enforcement. 2013. № 2. P.30-36.
(Статья сдана в редакцию 13.01.2014)
10