нальную, педагогическую и личностную компетентность курсантов.
2. Применение разработанной педагогической технологии с использованием военно-педагогического тренинга позволяет использовать ресурсы образовательной среды военного института для развития педагогических компетенций, военно-профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств курсантов без дополнительных затрат.
3. Внедрение разработанной в исследовании педагогической технологии формирования готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности с использованием тренинговых технологий, позволяет существенно повысить военно-профессиональные знания, умения и навыки курсантов, повысить их педагогическую компетентность и развить необходимые для их будущей деятельности личностные качества.
4. Разработанная и внедрённая в учебно-воспитательный процесс модель готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности позволяет определить сущность и содержание
этой готовности, выявить критерии и показатели ее сформированности, определить условия и факторы, оказывающие влияние на процесс её формирования.
5. Разработанная и внедрённая в учебно-воспитательный процесс педагогическая технология процесса формирования готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности с использованием тренинговых технологий действительно способствует повышению эффективности данного процесса.
6. Применение разработанной педагогической технологии позволяет существенно повысить мотивацию курсантов к учебно-познавательной деятельности.
7. Разработанный и внедренный дидактический и диагностический аппарат для оценки уровня сформированности готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности является эффективным и позволяет осуществлять оценку уровня её сформированности как у курсантов в период их обучения, так и у офицеров войск национальной гвардии.
Список литературы
1. Алиев, А. А. Модель педагогической компетентности офицера внутренних войск МВД России и тренинг ее развития // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. - СПб. : Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова (филиал РТА), 2014. - С. 68-78.
2. Пырский, А. М., Алиев, А. А. Тренинг как средство формирования педагогической компетентности курсантов внутренних войск МВД России // Российский научный журнал. - 2014. - № 4 (42). - С. 123-130.
3. Пырский, А. М. Педагогические технологии в военном образовании. - СПб. : Реноме, 2015. - 233 с.
4. Алиев, А. А., Аниканов, М. В. Тренинг педагогических компетенций как метод подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования к проведению учебных занятий (на примере обучения курсантов проведению боевых стрельб) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 1 (73). - С. 150-155.
© Алиев А.А., Аниканов М.В., 2018
УДК 377
А.А. Базулина*
Специфика организации профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел
Specificity of the organization of professional training of persons first taken to
serve in the internal affairs authorities
БАЗУЛИНА, Анна Анатольевна старший преподаватель кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 400089, г. Волгоград, ул. Историческая, 130. Тел. + 7 937 555 31 77. E-mail: anna.bazulina@mai.ru.
BAZULINA, Anna Anatolyevna Senior lecturer of Criminalistics of the Training and Scientific Complex of Preliminary Investigation in the Internal Affairs of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of pedagogical sciences. Address: Russia, 400089, Volgograd, Istoricheskaya str., 130. Phone + 7 937 555 31 77. E-mail anna.bazulina@mai.ru
Данная статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Автор прослеживает тенденции развития этого вопроса, связанные с передачей функции Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Волгоградской области Волгоградской академии МВД России, образованием новых структурных подразделений в составе академии - факультета профессиональной подготовки и кафедры административной деятельности и охраны обще-
ственного порядка. Раскрывает особенности формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел, осуществляемого в условиях практико-ориентированного обучения.
Особое место в статье занимает вопрос организации практико-ориентированной образовательной среды, особенностью организации которой является расширение образовательного пространства за счет включения в него учреждений, подразделений территориальных органов внутренних дел в качестве производственного пространства для формирования профессиональной компетентности.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, практико-ориентированная образовательная среда.
This article describes the problem of improving of the professional training of persons newly enrolled to internal affair sauthorities. The author traces the development trends of this issue related to the transfer of the function of the Center for Professional Training of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Volgograd Region of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the formation of a new structural unit within the Academy - the Faculty of Professional Training and the Department of Administrative Activity and Public Order Maintenance. It reveals the features of the formation of professional competence of employees of internal affairs bodies, carried out in conditions of practice-oriented training.
The issue of organization of a practice-oriented educational environment is specially discussed in the article. The peculiarity of this organization is the expansion of the educational space by the addition of institutions and subdivisions of territorial bodies of internal affairs in it as a production space for the formation of professional competence.
Keywords: practical-oriented training, professional training, professional competence, practical-oriented educational environment.
Эффективное выполнение стоящих перед МВД России задач во многом зависит от качества профессиональной подготовки направленной на формирование компетентного и готового к постоянному профессиональному развитию сотрудника полиции. Анализ исследований, осуществляемых российскими педагогами и психологами, красноречиво свидетельствует о том, что эффективное формирование профессиональной компетентности лиц, впервые принимаемых на службу в ОВД, в ведомственных образовательных организациях требует переосмысления существующих и разработки новых концептуальных подходов к организации образовательного процесса. На наш взгляд, такое обучение должно быть ориентировано на достижение ими высокого уровня профессиональной компетентности, с опорой на положительный опыт деятельности подразделений органов внутренних дел. Такое обновление возможно на компетентностной основе путем усиления практической направленности обучения.
История развития профессионального обучения сотрудников ОВД в Волгоградской области связана с Центром профессиональной подготовки ГУ МВД России по Волгоградской области, анализ деятельности которого за период с 2006 по 2012 гг. позволяет выделить следующие аспекты:
- переход к модульной системе обучения. С 2006 г. обучение сотрудников категории рядового и младшего начальствующего состава, проводилось с элементами блочно-модульных технологий. Анализ содержания интегративно-модульных программ первоначальной профессиональной подготовки показал, что важной их особенностью являлось сочетание традиционного и инновационного подхода, в рамках которого проведение практических занятий осуществлялось в т.ч. и в базовых подразделениях ОВД г. Волгограда (РУВД Дзержинского, Центрального районов г. Волгограда и Отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н.п. УВД г. Волгограда);
- внедрение информационных технологий. В соответствии с приказом МВД России от 23 июня 2006
г. № 497 «О внедрении Системы дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях МВД России», было осуществлено подключение центра к ЕИТКС. Для реализации СДОТ использовался программно-технический комплекс, включающий оборудование видеоконференцсвязи, компьютерный класс и программный комплекс <^е11ш». В дальнейшем материально-техническая база была расширена;
-использование в учебном процессе различных форм и методов инновационного обучения. В их числе: анализ конкретных служебных ситуаций, решение ситуационных задач, комплексные тактические учения, с привлечением сотрудников специальных подразделений, методы имитационного моделирования, деловые игры, самостоятельная работа слушателей и т.п.
Однако в соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение является видом образования, направленным на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определённых трудовых, служебных функций [1]. Поскольку Центры профессиональной подготовки, не обладая статусом образовательного учреждения, фактически занимались профессиональным обучением сотрудников различных служб и подразделений МВД России, функции большинства из них были переданы ведомственным образовательным учреждениям. Так, приказом МВД России от 30 мая 2013 г. № 378, функции Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Волгоградской области были переданы Волгоградской академии МВД России. Во исполнение приказа МВД России от 25 июля 2013 г. № 562, в академии были созданы новые структурные подразделения - факультет профессионального обучения (переименован приказом МВД России от 22 декабря 2015 г. № 1217 «Об организационно штатных вопросах Волгоградской академии МВД России») и кафедра административной деятельности и охраны общественного порядка. Так, академия:
- с 16 сентября 2013 г. осуществила подготовку сотрудников ГУ МВД России по Волгоградской области, привлекаемых к обеспечению общественного порядка и безопасности в период проведения зимних Олимпийских игр в г. Сочи;
- с 30 сентября 2013 г. приступила к реализации программ профессионального обучения, а с 1 сентября 2014 г. обучает также сотрудников территориальных органов МВД по Республике Калмыкия.
Данные процессы способствовали тому, что в течение достаточно короткого времени в Волгоградской академии МВД России, в рамках одного учебного заведения, сформировалась система преемственности различных уровней образования - от профессионального обучения до дополнительного профессионального образования. В настоящее время в академии реализуются все виды образовательных программ, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основная задача кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка Волгоградской академии МВД России - профессиональное обучение лиц, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. При этом особенностью учебного процесса является прак-тико-ориентированная направленность обучения, реализующаяся через проведение преимущественно практических занятий и привлечение к процессу обучения сотрудников ГУ МВД по Волгоградской области. Такое обучение способствует обеспечению перехода от изучения законодательной базы к методам её практической реализации, а также формированию навыков изучения имеющегося положительного опыта подразделений ОВД.
В настоящее время существуют несколько подходов к организации практико-ориентированного обучения, различающихся как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями его участников. Так, практико-ориентированное обучение рассматривается как:
- особая организация учебной, производственной и преддипломной практик, в ходе которых осуществляется непосредственное соотнесение представлений об избранной профессии с требованиями профессиональной деятельности (Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина);
- применение профессионально-ориентированных технологий обучения, направленных на формирование профессионально-значимых личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей на необходимом уровне (Т.А. Дмитриенко, П.И. Образцов);
- создание условий, способствующих формированию мотивации к приобретению знаний, умений и опыта являющегося основой формирования профессиональной компетентности в течение всего периода обучения в вузе (Ф.Г. Ялов).
Исследователи заключают, что реализация указанных подходов обеспечивается приобретением обучающимися опыта практической деятельности, а в наибольшей степени способствует этому компе-тентностная модель обучения. Анализ исследований, развивающих идеи компетентностного подхода, по-
зволяет прийти к выводу о том, что компетентность представляется единством профессионального и личностного компонентов деятельности, с акцентом в сторону приоритета личностных качеств специалиста. С нашей точки зрения, профессиональная компетентность сотрудника ОВД может быть определена как уровень владения им знаниями, умениями и способностями в области оперативно-служебной деятельности, достаточный для их эффективного применения в процессе решения типовых и творческих служебных задач.
Успешное решение задачи формирования профессиональной компетентности слушателей базируется на:
- оптимальном подборе средств, форм и методов обучения;
- высоком уровне практической (все преподаватели кафедры имеют опыт профессиональной деятельности в различных подразделениях и службах территориальных органов внутренних дел) и методической подготовки преподавателей и качества учебных занятий;
- обеспечении надлежащего контроля за осуществлением учебного процесса.
Формирование базовых компетенций происходит в процессе усвоения дисциплин общепрофессионального цикла путём активизации различных видов деятельности слушателей: учебно-познавательной, самообразовательной, практической учебно-профессиональной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской, а также развитие системы умений и навыков по самоорганизации различных видов деятельности.
В процессе изучения дисциплин профессионально-специализированного цикла, в соответствии с программой обучения, слушатель овладевает компетенциями в области охраны общественного порядка, административной, уголовно-процессуальной деятельности, формируя целостный набор конструктивно-взаимосвязанных и функционально-взаимодействующих необходимых компетенций сотрудников ОВД. Также, слушатели овладевают новейшими технологиями организации работы органов внутренних дел, с которыми продолжают знакомиться в процессе учебной практики.
Важным средством реализации практико-ори-ентированного обучения является создание практи-ко-ориентированной образовательной среды. Развивающий эффект такой среды достигается за счет комплекса условий, способствующих активизации познавательной и профессиональной мотивации обучающихся. Эти условия заключаются в:
- обеспечении инициирования познавательной активности слушателей и продуктивного учебного сотрудничества посредством усиления личностной ориентации образовательного процесса;
- моделировании ситуаций профессиональной деятельности;
- организации учебной рефлексии, как фактора стимулирования субъектной позиции и самоактуализации в учебной деятельности.
Овладение положительным опытом осуществления оперативно служебной деятельности связано прежде всего с погружение слушателей в професси-
ональную среду, в процессе которого происходит соотнесение их представлений с требованиями правоохранительной деятельности и осознание своей предстоящей роли. В этой связи особенностью её организации является расширение образовательного пространства за счёт включения в него подразделений территориальных органов внутренних дел в качестве производственного пространства для формирования профессиональной компетентности.
Для этого на кафедре административной деятельности и охраны общественного порядка во взаимодействии с территориальными органами ГУ МВД России по Волгоградской области с сентября 2013 г. по май 2017 г. проведено 248 учебных занятий, из них: 145 учебных занятий с привлечением практических сотрудников органов внутренних дел, членов общественных организаций, ветеранов ОВД и 103 выездных занятия на базе территориальных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области и УМВД России по г. Волгограду. Также, за указанный период времени к проведению учебных занятий привлекались руководители подразделений:
- ГУ МВД России по Волгоградской области (руководители подразделений полиции по охране общественного порядка, правового управления, УГИБДД);
- Управления МВД России по г. Волгограду (руководители ОУР, ОУУП и ПДН, отделов полиции);
- МВД по Республике Калмыкия (по охране общественного порядка);
- сотрудники кадрового резерва руководящего состава номенклатуры МВД России (ГУ МВД России по Саратовской области, МВД России по Курской области, ГУ МВД России по Волгоградской области).
Ключевым моментом является наличие прак-тико-ориентированных площадок, позволяющих реализовать практико-ориентированное обучение в процессе выполнения слушателями реальных задач оперативно-служебной деятельности, формируя последовательность решения конкретной проблемы. Выездные практические занятия со слушателями ФПП проводятся на базе территориальных подразделений ОВД:
- дежурных частей, пунктов полиции, изолятора временного содержания, специального
приёмника для лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г. Волгограду;
- центра временного содержания несовершеннолетних подростков, центра кинологической службы ГУ МВД России по Волгоградской области;
- зоны предполетного досмотра пассажиров международного аэропорта г. Волгограда;
- конвойных помещений Центрального районного суда г. Волгограда и Волгоградского областного суда.
Во время учебной практики, целью которой является формирование целостного представления об оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, овладение специфическими методами и приёмами рабаты, слушатели выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям. Стимулируется учебная рефлексия: происходит самоанализ возможностей работы в условиях оперативно-служебной деятельности, соотнесение своих представлений с условиями практической деятельности, также анализируются и подбираются материалы для предстоящего квалификационного экзамена. Профессиональна подготовка на данном этапе направлена на формирование профессионально специализированной компетентности.
Таким образом, профессиональна подготовка, осуществляемая в условиях практико-ориентирован-ного обучения, включает все сущностные характеристики компетентносткого подхода:
- переход от ориентации на воспроизведение знания к его актуализации;
- акцент на междисциплинарно-интегрированные требования к результату;
- учёт ценностно-смысловых характеристик;
- ориентация на разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций, способствующих развитию способностей к моделированию решений.
Такая подготовка позволяет слушателям приобрести необходимый уровень профессиональных умений и навыков, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует современным запросам МВД России.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.base.consultant.ru (дата обращения: 25.04.2018).
2. О некоторых вопросах организации подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 30 мая 2013 г. №318 / [Электронный ресурс]-Режим доступа.-URL: http://www.
police-mvd.ru/index.php?catid=1:latest-news&id=255:----30052013-318-1-----------r&Itemid=50&option=com_
content&view=artic1e (дата обращения: 25.04.2018).
3. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должности в ОВД РФ : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.04.2018).
4. Ветров, Ю. П., Клушина, Н. П. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. - 2002. - № 6. - С. 43-46.
5. Дмитриенко, Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения : монография. - М.: Прометей, 2000. - 131 с.
6. Ялов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // «Эйдос». (интернет-журнал). - 2007. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/ journal/2007/0115 (дата обращения: 25.04.2018).
© Базулина А.А., 2018