Рыльщиков Дмитрий Юрьевич
старший преподаватель кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Литвин Дмитрий Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
К проблеме физической готовности лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел
В статье рассматривается проблема физической готовности лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Анализируется уровень физической подготовленности слушателей факультета профессионального обучения Краснодарского университета МВД России. Даются практические рекомендации повышения эффективности системы первоначального профессионального обучения.
Ключевые слова: начальное профессиональное обучение, профессиональное образование, физическая подготовка, входной контроль.
D.Yu. Rylschikov, Senior Teacher of a Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
D.V. Litvin, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Deputy Head of a Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
On the problem of the physical qualification of the candidates recruited in the Ministry of the Interior
The article deals with the problem of the physical qualification of the candidates recruited in the Ministry of the Interior. We analyze the level of physical preparedness of students of the Faculty of Vocational Training of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia. Containing practical recommendations how to improve the effectiveness of the primary vocational training.
Key words: primary vocational training, vocational education, physical training, incoming inspection.
Приоритетным направлением кадровой политики Министерства внутренних дел РФ выступает задача формирования и закрепления профессионального кадрового ядра сотрудников органов внутренних дел [1, с. 6]. Одним из важнейших критериев реализующейся сегодня реформы является качественное улучшение профессиональной подготовки молодых сотрудников, принимаемых на службу. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, как и периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Требованиями приказа МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» установлено, что профессиональная подготовка кадров реализуется путем: первоначальной подготовки; обучения по образовательным программам среднего (полного) общего образования с начальной профессиональной подготовкой (суворовские военные училища МВД России); среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования;
дополнительного профессионального образования;
198
профессиональной служебной и физической подготовки [2].
В приказе отмечается, что первоначальную профессиональную подготовку сотрудники ОВД могут проходить в образовательных организациях МВД России по профессиональным образовательным программам начального профессионального образования, а также в центрах профессиональной подготовки (ЦПП) по соответствующим программам. В 2013 г. произошла реорганизация большой части центров профессиональной подготовки и передача их функций, учебно-материальной базы, штатной численности образовательным организациям МВД России. В Краснодарском крае функции профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, переданы факультету профессионального обучения (ФПО) Краснодарского университета МВД России.
Ключевым вопросом, стоящим сегодня перед факультетами профессионального обучения, выступают механизмы реализации программ подготовки обучающихся по профессии «Полицейский» в связи с объединением с образовательными организациями МВД России и переходом на компетентностную модель образования. Для вчерашних сотрудников ЦПП технологии формирования профессиональных компетенций являются нововведением. Вместе с тем, педагогический состав факультета профессионального обучения сталкивается с не менее актуальной проблемой - несоответствие уровня физической подготовленности лиц, впервые принимаемых на службу, установленным требованиям.
Анализ программы первоначальной профессиональной подготовки показывает, что на практические занятия во время обучения отводится до 70% всего учебного времени. Такая акцентированная организация обучения должна обеспечить в сжатые сроки - от 4 до 6 месяцев -формирование у будущих сотрудников полиции необходимых в служебной деятельности практических навыков несения службы по охране общественного порядка, выполнения других служебных задач, а при необходимости - применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Данное обстоятельство предъявляет высокие требования к морально-психологическим и физическим качествам молодого сотрудника, отражающим его профессиональную пригодность.
Цель статьи - рассмотреть проблему физической готовности лиц, впервые принимаемых
на службу в органы внутренних дел. Задачи работы - проанализировать уровень физической подготовленности слушателей факультета профессионального обучения Краснодарского университета МВД России, раскрыть причины этого явления и обозначить условия повышения эффективности системы первоначального профессионального обучения.
Физическая подготовка в процессе первоначального профессионального обучения регламентируется примерными программами для соответствующих категорий сотрудников, утвержденными Департаментом государственной службы и кадров МВД России, рабочей учебной программой и реализуется в соответствии с положениями действующего Наставления по физической подготовке. Нормативный срок освоения программы первоначального профессионального обучения составляет 25 недель. Обучение начинается с входного контроля, в том числе испытаний по физической подготовке.
До 2012 г. физическая подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации осуществлялась на основе приказа МВД России от 29 июля 1996 г. № 412 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации». Наставление предусматривало для мужчин выполнение контрольных нормативов на силу: подтягивание на перекладине, комплексное силовое упражнение и др.; нормативы на выполнение скоростно-силовых упражнений - челночный бег 10х10 м, 4х20 м; нормативы на выносливость - кросс 3-5 км. Женщины выполняли силовое комплексное упражнение, челночный бег 10х10 м и кросс 1 км.
Кандидаты, прибывающие на профессиональное обучение в учебный центр (ЦПП) ГУ МВД России по Краснодарскому краю, выполняли на входных испытаниях два контрольных норматива из трех: мужчины - подтягивание на перекладине, женщины - силовое комплексное упражнение, а также челночный бег для всех. Контрольные упражнения и нормативы оценивались по традиционной пятибалльной (фактически - четырехбалльной) системе в зависимости от показанных результатов.
Анализ данных входных испытаний по физической подготовке, проведенных нами в период с 2005 г. по настоящее время, показывает весьма низкий уровень физической готовности лиц, прибывающих на первоначальное профессиональное обучение. В период с 2005 по 2011 г. наблюдается постоянное увеличение процента
199
неудовлетворительных оценок по физической подготовке, полученных в результате входного контроля (с 47,1% в 2005 г. до 67,5% в 2011 г.). С 2012 г. наблюдаются незначительные колебания рассматриваемого показателя, существенно не меняющие общую тенденцию. С большой вероятностью эти колебания можно связать с реформами образовательной системы МВД, обусловившими низкий набор 2012 г., а также введением нового Наставления по физической подготовке во второй половине 2013 г.
Мы согласны с мнением Н.И. Кашина, что проблема недостаточного начального уровня физической подготовленности кандидатов на службу в ОВД связана с низкой эффективностью функционирования системы физического воспитания общеобразовательной школы. Тенденция характерна для всей системы профессионального образования, в том числе для высшего образования системы МВД. Более того, в процессе пятилетнего обучения в вузах отсутствует устойчивая динамика роста показателей общей физической подготовленности и эффективности выполнения боевых приемов борьбы курсантами образовательных организаций МВД России.
Таким образом, процесс адаптации молодых сотрудников к выполнению профессиональных задач сопряжен с многочисленными трудностями реализации программы подготовки. Прибывшие на обучение сотрудники не владеют основными положениями действующего наставления по физической подготовке, не ознакомлены с особенностями оценки уровня физической подготовленности лиц, впервые поступающих на службу. В ходе практической сдачи нормативов значительная часть кандидатов демонстрирует общую физкультурную неграмотность и некомпетентность, низкий уровень подготовленности. Кандидаты не знают правильность выполнения простейших физических упражнений, что ложится дополнительной нагрузкой на профессорско-преподавательский состав факультета. Преподаватели вынуждены принимать дополнительные меры по ликвидации пробелов в знаниях и повышению физических качеств молодых сотрудников, что отнимает значительный объем времени в ущерб основной программе обучения.
Схожие проблемы обнаруживаются и в иных образовательных организациях, занимающихся реализацией первоначального профессионального обучения (профессиональной подготовки), что подтверждается коллегами из Астраханской области, Ставропольского края (г. Лермонтово).
В настоящее время Министерством внутренних дел РФ активно проводится политика улучшения качества физической подготовки и укрепления здоровья рядового и начальствующего состава сотрудников органов внутренних дел. В этих целях совершенствуются нормативная правовая база, научно-методическое обеспечение физической подготовки, осуществляются переподготовка и повышение квалификации специалистов, регулярно проводятся чемпионаты МВД России по служебно-прикладным видам спорта.
В то же время нередки случаи, когда сотрудники полиции не имеют устойчивых навыков силового пресечения противоправных действий, не могут эффективно применять физическую силу, боевые приемы борьбы для защиты прав и законных интересов граждан от общественно опасных посягательств, неумело действуют в экстремальных ситуациях. Так, в 2013 г. зафиксировано 116 фактов получения сотрудниками ГУ МВД России по Краснодарскому краю телесных повреждений различной степени тяжести при выполнении служебных обязанностей (один сотрудник погиб). Уже в первом квартале 2014 г. пострадавших сотрудников было 41 человек. Основными травмами являются гематомы лица, глаз, ушибы и переломы конечностей. В территориальных органах внутренних дел имеются характерные системные недостатки в организации профессиональной служебной и физической подготовки. Среди них - нерегулярное посещение занятий личным составом, невыполнение учебных программ по видам подготовки, отсутствие взаимосвязи между обучением и практической деятельностью, отсутствие должного контроля за обучением личного состава со стороны руководителей.
Следует отметить, что основы грамотных действий в экстремальных ситуациях применения силовых мер пресечения правонарушений закладываются именно в процессе профессионального обучения (первоначальной профессиональной подготовки). Тогда как в территориальных органах внутренних дел профессиональная служебная и физическая подготовка является зачастую отвлечением от выполнения сотрудником возложенных на него задач и сводится к периодической сдаче нормативов.
Немаловажную роль в сложившемся положении играет поступление на службу в органы внутренних дел граждан со слабой физической подготовкой. В целях устранения этих недостатков территориальных подразделений необходимо обратить внимание на соблюдение
200
требований, предъявляемых к физической подготовке кандидата. В соответствии с приказом МВД России от 19 мая 2009 г. № 386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» изучение общей и физической подготовленности кандидата на службу в органы внутренних дел проводит подразделение по работе с личным составом в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. Результаты проверки уровня общей и физической подготовленности заносятся сотрудником подразделения по работе с личным составом в заключение о приеме на службу в органы внутренних дел [3]. При этом некомплект штатной численности подразделения не может являться основанием положительного заключения при недостаточной готовности кандидата.
Среди возможных путей решения рассматриваемой проблемы можно предложить следующее:
1. Активизировать работу института наставничества, исключив распространенную практику формального отношения к мероприятиям наставнической деятельности.
2. Осуществлять постоянную взаимосвязь с руководством комплектующих органов, командованием структурных и кадровых подразделений территориальных органов внутренних дел. Зачастую после зачисления в процессе профессионального обучения на факультете профессионального обучения сотрудники кадровых подразделений территориальных органов внутренних дел не интересуются успехами и проблемами своих подчиненных.
3. Регулярно проводить учебно-методические сборы на базе факультета профессионального обучения Краснодарского университета МВД России с сотрудниками кадровых аппаратов территориальных органов внутренних дел с целью практической апробации новых контрольных упражнений и нормативов по физической подготовке, а также совместного проведения проверок физической подготовленности лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел.
1. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2013. № 1.
2. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663. Доступ из справ.-правовой системы «<КонсультантПлюс».
4. В целях оказания практической помощи территориальным органам внутренних дел подготовить методические рекомендации лицам, поступающим на службу в органы внутренних дел, включающие основные положения входного испытания и методическую помощь для его преодоления. Внедрить рекомендации в деятельность УРЛС ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
5. Вернуть практику предоставления кадровыми аппаратами комплектующих органов на факультет профессионального обучения карточки физической готовности кандидата (п. 3 Заключения о приеме на службу в соответствии с приказом МВД России от 19 мая 2009 г. № 386), в которой указывались бы результаты сдачи кандидатом испытаний по общей и физической подготовке.
Проведенный анализ сдачи входного контроля показывает, что физическая подготовка сотрудников территориальных органов внутренних дел ГУ МВД России по Краснодарскому краю, прибывающих на профессиональное обучение, не отвечает требованиям физической подготовленности. Исследование позволяет сделать вывод, что проблема, возникающая вследствие несоответствия требований и фактического состояния физической готовности лиц, принимаемых на службу, накладывает отпечаток на весь последующий процесс подготовки - по дисциплинам, междисциплинарным курсам профессионального цикла и профессиональным модулям в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности. Проблема проявляется и в процессе последующей службы в территориальных органах внутренних дел. Необходимо повысить заинтересованность и ответственность кадровых подразделений на стадиях профессиональной ориентации и предварительного отбора граждан, а также устранить формальный подход подразделений УРЛС к изучению общей и физической подготовленности кандидата на службу в органы внутренних дел.
1. «<Road map» for further reform of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation // Professional. 2013. № 1.
2. About claim of order organization training for the posts of the Ministry of the Interior of Russia: order of the Ministry of the Interior of Russia of July 3, 2012 № 663. Access from legal-reference system «ConsultantPlus».
201
3. О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 19 мая 2009 г. № 386. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. On the order of selection of citizens for the service (work) in the Ministry of the Interior of Russia: order of the Ministry of the Interior of Russia of May 19, 2009 № 386. Access from legal-reference system «ConsultantPlus».
202