Научная статья на тему 'Ведомственное образование в Республике Крым: история и современность'

Ведомственное образование в Республике Крым: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DEPARTMENTAL EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КРЫМСКАЯ МИЛИЦИЯ / CRIMEAN MILITIA / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микитюк Ю. В.

В статье охарактеризованы основные этапы становления и развития системы ведомственного образования на Крымском полуострове с 1921 г. по настоящее время. Определены предпосылки создания курсов, учебных пунктов, училищ, факультетов, института и филиала в этот период на различных этапах развития органов внутренних дел. Детально описаны организационно-штатная структура указанных учебных подразделений, их кадровое и материально-техническое обеспечение, ключевые аспекты организации учебно-воспитательного процесса и приоритетные направления научной деятельности. Особое внимание уделено проблемным вопросам оказания образовательных услуг ведомственными образовательными организациями системы Министерства внутренних дел по основным направлениям подготовки кадров. Проведенный историко-правовой анализ архивных источников и научной литературы позволил раскрыть особенности профессионального обучения работников крымской милиции, выделить основные проблемы в служебной подготовке личного состава, а также систематизировать задачи и функции функционирующих образовательных организаций. Кроме того, охарактеризована современная деятельность Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, его структура, направления деятельности и перспективные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведомственное образование в Республике Крым: история и современность»

Г300 ЛЕТ

у РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИ^

ВЕДОМСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

DEPARTMENTAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA:

HISTORY AND MODERNITY

УДК 378.6

Ю.В. МИКИТЮК, YURY V. MIKITYUK,

кандидат исторических наук Candidate of Historical Sciences

(Крымский филиал (Crimean Branch of the Krasnodar University

Краснодарского университета МВД России, of the Ministry of the Interior of Russia,

Россия, Симферополь) Simferopol, Russia)

[email protected]

Аннотация: в статье охарактеризованы основные этапы становления и развития системы ведомственного образования на Крымском полуострове с 1921 г. по настоящее время. Определены предпосылки создания курсов, учебных пунктов, училищ, факультетов, института и филиала в этот период на различных этапах развития органов внутренних дел. Детально описаны организационно-штатная структура указанных учебных подразделений, их кадровое и материально-техническое обеспечение, ключевые аспекты организации учебно-воспитательного процесса и приоритетные направления научной деятельности. Особое внимание уделено проблемным вопросам оказания образовательных услуг ведомственными образовательными организациями системы Министерства внутренних дел по основным направлениям подготовки кадров. Проведенный историко-правовой анализ архивных источников и научной литературы позволил раскрыть особенности профессионального обучения работников крымской милиции, выделить основные проблемы в служебной подготовке личного состава, а также систематизировать задачи и функции функционирующих образовательных организаций. Кроме того, охарактеризована современная деятельность Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, его структура, направления деятельности и перспективные задачи.

Ключевые слова: ведомственное образование, высшее образование, крымская милиция, образовательная организация, профессиональная подготовка.

Для цитирования: Микитюк Ю.В. Ведомственное образование в Республике Крым: история и современность // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 3. С. 4-11.

Abstract: the article deals with the main stages of formation and development of the system of departmental education on the Crimean peninsula from 1921 to the present. The prerequisites for the creation of courses, training stations, schools, faculties, institute and branch during this period at various stages of the development of the internal affairs bodies are specified. The organizational and staff structure of these training units, their personnel and and material and technical support, key aspects of the organization of the educational process and priority areas of scientific activity are described in detail. Particular attention is paid to the problematic issues of providing educational services by the departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs in the main areas of training. The historical and legal analysis of archival sources and scientific literature made it possible to reveal the peculiarities of professional training of Crimean militia employees, to specify main problems in staff training, as well as to systematize the tasks and functions of acting educational organizations. In addition, the article describes the contemporary activity of the Crimean Branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, its structure, directions of activity and perspective tasks.

Keywords: departmental education, higher education, Crimean militia, educational organization, professional training.

For citation: Mikityuk Yu.V. Departmental education in the Republic of Crimea: history and modernity // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 3. P. 4-11.

История профессиональной подготовки работников крымской милиции берет свое начало 25 декабря 1921 г., когда в г. Симферополе (Крымская АССР) открываются курсы Красных командиров милиции. Курсы становятся первым и единственным на тот момент времени учреждением подобного типа не только в Крыму, но и на всей территории РСФСР Они состоят из 3-х отделений - административной службы, судебного и государственного устройства; политико-программного; военного строя и подготовки - и обеспечивают пополнение рядов крымской милиции командным составом (наполняемость - 40 человек, срок обучения - 5 месяцев) [1; 2].

В апреле 1937 г. штат курсов рабоче-крестьянской милиции Крымской АССР (IV категория) составляет всего 35 единиц переменного и 6 единиц постоянного (начальник курсов, преподаватель, командир взвода, повар, обслуживающий персонал, повозочный) составов [3]. Но уже в октябре этого же года курсы переводятся на годичную подготовку участковых инспекторов и равных им категорий, а их штат вновь пересматривается. Так, постоянный состав курсов увеличивается до 8 единиц (начальник курсов, командир взвода, счетовод-делопроизводитель, повар - по 1, преподаватели и обслуживающий персонал - по 2), а количество курсантов, наоборот, уменьшается до 30 [4].

После Великой Отечественной войны проблемы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников крымской милиции не теряют своей актуальности, а только обостряются. Именно поэтому с 10 июня 1947 г. руководством УМВД Крымской области организовываются занятия по повышению общеобразовательной подготовки личного состава. Для этого формируются 3 общеобразовательные группы (1-я - за 9-10 классы; 2-я - за 7-8 классы; 3-я - за 5-6 классы), занятия с которыми проводятся работниками кадровых аппаратов в вечернее время по вторникам и пятницам. По завершении обучения обучающиеся сдают зачеты на получение аттестата зрелости за соответствующий класс начальной и средней школы [5].

Бесспорно, для охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью в регионе требуются квалифицированные кадры, прошедшие профессиональную подготовку. Но функционирующие в Крыму курсы не удовлетворяют существующие потребности и «кадровый голод». Как следствие, в конце 1950-х годов работники милиции УВД Крымской области направляются для прохож-

дения первоначальной подготовки в Жданов-ский, Запорожский и другие межобластные учебные пункты, находящиеся за пределами полуострова. Эта тенденция сохранилась и в 2000-х годах, когда работники органов внутренних дел Крыма направлялись на профессиональное обучение в ведомственные вузы других регионов Украины.

Помимо ежегодной организации учебы личного состава в рамках служебной подготовки, создаются школы повышения оперативного мастерства работников органов Министерства охраны общественного порядка СССР. Так, в сентябре 1964 г. при Управлении охраны общественного порядка Крымской области, управлениях милиции городов Ялты и Севастополя начинают функционировать такие школы по линиям уголовного розыска, борьбы с хищениями социалистической собственности и следствия [6].

Непосредственно на территории, где в настоящее время дислоцирован Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь, ул. Академика Х.Х. Сте-вена, дом 14), ведомственное учебное заведение появляется 13 декабря 1965 г. как временный учебный пункт при Управлении охраны общественного порядка Крымской области по первоначальному обучению вновь принятых участковых уполномоченных и милиционеров по 3-х и 2-х месячным программам соответственно. Создание пункта вызвано «интересами быстрейшего обучения молодых работников милиции и привития им необходимых практических навыков в оперативно-служебной деятельности» [7]. Об актуальности вопросов профессиональной подготовки и необходимости их оперативного решения свидетельствуют следующие цифры и факты: в течение 2-х дней учебный пункт должен был быть обеспечен кроватями и постельными принадлежностями на 160 человек, необходимым количеством столов и стульев; в течение 3-х дней - помещениями для размещения курсантов. Вместе с тем уже тогда учитывается и практико-ориенти-рованный подход к обучению: к чтению лекций, проведению семинаров и практических занятий в обязательном порядке привлекается руководящий состав Управления.

С сентября 1974 г. учебное заведение функционирует как межобластная школа по подготовке младшего и среднего начальствующего составов, а с сентября 1985 г. становится учебным центром УВД исполкома Крымского областного Совета депутатов трудящихся. Далее следует поэтапная реор-

ганизация - от училища профессиональной подготовки работников милиции УВД (МВД) Крыма (1992 г.), Симферопольского училища милиции МВД Украины (декабрь 1993 г.) до Крымского факультета Университета внутренних дел (июнь 1997 г.) [8, с. 1480-1481].

Параллельно начинают функционировать годичная школа подготовки резерва руководящих кадров на должности начальников органов внутренних дел (январь 1987 г.) и Евпаторийское училище профессиональной подготовки работников милиции УВД Республики Крым (август 1993 г.). На последнее возлагается своевременное и качественное обеспечение первоначальной профессиональной подготовки (специализации), повышения квалификации и переподготовки личного состава. За 20 лет работы училище обеспечивает подготовку и выпуск около 10 тыс. специалистов для органов внутренних дел 12 регионов Украины (участковые инспекторы милиции, инспекторы патрульной службы, милиционеры специальных подразделений «Беркут», «Сокол» и судебной милиции «Грифон», а также средний начальствующий состав, обязанности которого не связаны с охраной общественного порядка).

С 2011 г., после ликвидации Крымского юридического института, организация учебно-методического обеспечения деятельности училища возлагается на Одесский государственный университет внутренних дел. Училище функционирует до апреля 2014 г. и в мае этого же года входит в состав Крымского филиала Краснодарского университета МВД России как факультет профессиональной подготовки. Сегодня факультет на качественно новой основе обеспечивает учебно-воспитательный процесс в среднем для 500 сотрудников органов внутренних дел и Росгвардии ежегодно.

В ноябре 2001 г. на базе Крымского факультета Национального университета внутренних дел и Симферопольского факультета Одесского института внутренних дел создается Крымский юридический институт Национального университета внутренних дел [9, с. 79-82]. В 2000-х годах серьезным испытанием для преимущественно русскоязычных жителей Крыма становится всеобщая украинизация всех сфер жизнедеятельности общества и государства. Это касается и системы ведомственного образования с постепенным переводом учебно-воспитательного процесса с русского на украинский язык. Доходит до крайностей -вплоть до лишения премий преподавателей, ведущих занятия на русском языке (одном из

государственных языков в Автономной Республике Крым). В указанный период преимущество отдается назначению руководителей института из западных областей Украины. Также на пути к «евроинтеграции» определенную дестабилизацию вносят эксперименты Министерства образования и науки Украины по внедрению в образовательный процесс кредитно-модульной системы организации учебного процесса в соответствии с требованиями Болонского процесса.

В марте 2008 г. Крымский юридический институт Харьковского национального университета внутренних дел передается в состав Одесского государственного университета внутренних дел, после чего становится базовым высшим учебным заведением по подготовке кадров для органов внутренних дел Автономной Республики Крым и г. Севастополя. Учитывая это, а также конституционно-правовой статус автономии, начальник Крымского юридического института одновременно является проректором Одесского государственного университета внутренних дел.

Институт как самостоятельное юридическое лицо и образовательная организация Ш-М уровней аккредитации осуществляет образовательную деятельность по государственному заказу и за счет внебюджетных средств по специальностям «Правоведение», «Правоохранительная деятельность» (бакалавриат, специалитет, магистратура), «Государственная служба» (магистратура). В то же время осуществляется подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) по специальностям: 12.00.07 - административное право и процесс; финансовое право; информационное право; 21.07.05 -служебно-боевая деятельность сил охраны правопорядка (юридические науки). Все виды образовательных программ реализовываются на очной и заочной формах обучения.

Вплоть до 2009 г. в качестве эксперимента с целью дополнительной мотивации молодых ученых сотрудникам института, успешно защитившим диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, выплачивается еди-норазовая премия в размере 5 000 грн (около 1 000 долл. США). Благодаря этому в 20102011 годах вуз имеет самый мощный в регионе научно-педагогический потенциал, ядро которого составляют доктора и кандидаты наук (около 80% остепененности), в том числе со значительным опытом работы в практических подразделениях органов внутренних дел.

В институте издается сборник научных трудов «Актуальные проблемы современной

науки в исследованиях молодых ученых», а с 2008 г. - научный журнал «Крымский юридический вестник», включенный в перечень специализированных изданий ВАК Украины (юридические науки и государственное управление). С 2009 г. начинает функционировать специализированный ученый совет, единственный в Крыму по юридическим наукам, с правом принятия к рассмотрению и проведения защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук (под грифом «секретно» и «совершенно секретно») [10, с. 116-119; 11, с. 90-91]. За время работы диссертационного совета (2009-2011 годы) успешно защищено более 20 диссертаций. А уже в 2010 г. ученый совет института получает право ходатайствовать перед Министерством образования и науки Украины о присвоении ученых званий доцента и профессора.

Под руководством ведущих ученых института развиваются 4 научные школы. В то же время в институте создается научно-исследовательская лаборатория проблем служебной деятельности органов внутренних дел, сотрудники которой не только обеспечивают координацию научно-исследовательской деятельности кафедр, но и осуществляют взаимодействие с Главным управлением Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым по вопросам выполнения, внедрения и сопровождения научно-исследовательских работ, выполненных по заявкам его служб и подразделений. Кроме того, одним из приоритетных направлений деятельности лаборатории становится сотрудничество с Центром законодательных инициатив при Верховной Раде Автономной Республики Крым в области подготовки и внесения в парламент Украины предложений по совершенствованию украинского законодательства, разработке законопроектов и иных актов.

Вместе с тем к новаторским решениям руководства института можно отнести создание юридической клиники, используемой как база для практического обучения и проведения учебной практики студентов старших курсов. Ее основные задачи: предоставление студентам возможности приобретения навыков практической деятельности по специализации; создание мест для прохождения студентами учебной и производственной практик; предоставление социально уязвимым слоям общества бесплатных юридических консультаций; проведение мероприятий по правовому образованию населения; обеспечение возможности общения студентов во время учебного процесса со специалистами-практиками

судебных и правоохранительных органов, органов публичной власти по вопросам их деятельности. Безусловно, работа клиники содействует интенсификации учебного процесса и его практической составляющей. Также одним из преимуществ поступления в институт для студентов становится возможность прохождения обучения на военной кафедре, созданной в составе его юридического факультета.

Однако в 2011 г. в процессе реорганизации системы ведомственных высших учебных заведений деятельность института приостанавливается и обучение не осуществляется. Курсанты и слушатели вынужденно продолжают обучение в Национальной академии внутренних дел (г. Киев), Харьковском национальном университете внутренних дел и Одесском государственном университете внутренних дел, а студенты - в крымских вузах. Профессорско-преподавательский и административно-командный состав увольняется из органов внутренних дел либо переводится для дальнейшего прохождения службы в крымский главк или ведомственные вузы за пределами полуострова.

Однако проведенный в дальнейшем мониторинг рынка образовательных услуг показал, что в Автономной Республике Крым и г. Севастополе количество и уровень сформи-рованности компетенций специалистов-юристов, подготовленных гражданскими вузами автономии, не удовлетворяют запросы и потребности крымских органов правопорядка в квалифицированных кадрах, качественный и количественный некомплект которых стремительно увеличивается. В связи с этим в июне 2012 г. на площадках ликвидированного института воссоздается Крымский факультет Одесского государственного университета внутренних дел (структурное подразделение университета с элементами юридического лица). Данное решение находит одобрение и поддержку руководства Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым и Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым.

В течение 2012-2013 годов учебно-методическое, информационное, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса на факультете приводятся в соответствие с установленными требованиями высшей школы. При содействии республиканских органов государственной власти коллектив факультета в короткие сроки возобновляет интерес крымчан к обучению в образовательной организации системы МВД.

Очевидно, что организация подготовки специалистов для органов внутренних дел на территории Крымского полуострова в период его пребывания в составе Украины не отличается логикой, системным подходом и последовательностью. Так, в 1990-2000-е годы только у Национального университета внутренних дел (г. Харьков), помимо Крымского юридического института в г. Симферополе, функционируют учебно-консультационные пункты (отделения) факультета заочного обучения в городах Керчи и Евпатории. Они осуществляют подготовку специалистов по специальности «Правоведение» по заочной форме обучения (внебюджет). Аналогичные учебные подразделения создаются Одесским институтом внутренних дел и Киевским национальным университетом внутренних дел в городах Симферополе и Севастополе соответственно. Другими словами, крымские милиционеры могли получить образование по государственному заказу только в одном из пяти (!) филиалов ведомственных вузов, оказывающих образовательные услуги в Крыму в этот период времени. Что касается кадровых аппаратов комплектующих органов, то проблемным вопросом в их деятельности в данной области становится выполнение плана комплектования образовательных организаций МВД Украины. Сложность состоит в обеспечении направления на обучение крым-чан во все ведомственные университеты (Днепропетровск, Донецк, Киев, Луганск, Львов, Одесса) с учетом объемов государственного заказа, но не желания самих абитуриентов и потребностей органов внутренних дел регионов. Аналогичная ситуация складывается в Крыму - в институте проходят обучение курсанты, направленные из г. Киева, Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Херсонской и других областей Украины.

В то же время отметим крайне низкую материально-техническую оснащенность учебно-воспитательного процесса и недостаточное финансовое обеспечение постоянного и переменного состава образовательных организаций как общегосударственную тенденцию сокращения бюджетного финансирования правоохранительных органов. В связи с этим все капитальное строительство, текущие ремонты и большинство выплат постоянному составу осуществляются за счет внебюджетных фондов. Как следствие, в конце 2000-х - начале 2010-х годов наблюдается парадоксальная ситуация: заработная плата преподавателя, работающего по вольно-

му найму, может превышать денежное содержание аттестованного преподавателя, а стипендии студентов гражданских вузов - в 5 раз выше курсантского содержания (1200 грн против 220 грн). Помимо этого, в начале 2010-х годов в двухмиллионном Крыму количество вузов, их филиалов и представительств доходит до 100, что также создает высокую конкуренцию на рынке образовательных услуг. К тому же гражданские вузы (Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого, Одесская национальная юридическая академия и их институты в регионах) начинают осуществлять набор и подготовку специалистов для следственных подразделений, в том числе органов внутренних дел.

Данные обстоятельства на фоне падения престижа службы в украинских правоохранительных органах и непринятия мер по социальной защищенности работников милиции приводят к постепенному снижению интереса подростков и молодежи к обучению в ведомственных вузах (до 1,5 человек на одно приемное место в начале 2010-х годов). И это даже несмотря на «льготные» условия поступления: абитуриенты должны сдать вступительные испытания только по физической подготовке и пройти собеседование. Учитывая социально-экономическую ситуацию в стране и значительный некомплект в органах внутренних дел Украины, ведомственные образовательные организации постепенно переходят от пятилетнего (специ-алитет) к четырех, а затем и трехгодичному срокам обучения (бакалавриат).

Государственный переворот на Украине (декабрь 2013 г. - февраль 2014 г.), события Крымской весны и результаты народного волеизъявления крымчан (март 2014 г.) определяют дальнейшую судьбу полуострова в целом и ведомственного образования в частности.

Приказом МВД России от 5 мая 2014 г. № 400 на базе ранее функционировавших Крымского факультета Одесского государственного университета внутренних дел и Евпаторийского училища профессиональной подготовки работников милиции, подчиненного Главному управлению Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым, создается Крымский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», открывший новую главу в ведомственном образовании на полуострове.

С первых дней деятельность филиала находится в центре внимания руководства ДГСК МВД России и Краснодарского университета МВД России. За 3 летних месяца практически с нулевого цикла возобновляется его жизнедеятельность, формируются и проходят переподготовку профессорско-преподавательский и административно-командный составы [12, с. 133-134]. Уже к началу 2014-2015 учебного года создается современная функциональная и высокотехнологическая учебно-материальная база. Приоритетным направлением деятельности филиала становится осуществление образовательной деятельности и подготовка квалифицированных специалистов для органов внутренних дел по основным направлениям подготовки кадров: основным образовательным программам профессионального обучения; основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования (подготовка специалистов среднего звена) и высшего образования (бакалавриат и специалитет); дополнительным профессиональным программам.

В 2014 г., помимо набора на обучение в рамках вступительной кампании (79 по очной форме и 105 по заочной форме), руководством ДГСК МВД России обеспечивается возможность зачисления в филиал крымчан, ранее обучавшихся в высших учебных заведениях МВД Украины, но не закончивших их. Это Национальная академия внутренних дел (г. Киев), Харьковский национальный университет внутренних дел, Днепропетровский, Одесский и Луганский государственные университеты внутренних дел, Донецкий юридический институт МВД Украины. Благодаря этому юридическое образование продолжают получать 213 курсантов и 332 сотрудника органов внутренних дел на 2-4-х курсах обучения. На сегодняшний день в филиале обучается 308 курсантов и 454 слушателя заочной формы обучения.

Вновь созданным МВД по Республике Крым, УМВД России по г. Севастополю и Симферопольскому линейному отделу МВД России на транспорте (с 2016 г. - Крымское линейное управление МВД России на транспорте) также требуются дальнейшие комплектование новых подразделений, повышение квалификации и переподготовка личного состава. В этих целях за 2014-2017 годы филиалом было подготовлено 2 805 специалистов, из них по программам: высшего образования - 485; профессиональной подготовки - 1 435; профессиональной переподготовки и повышения квалификации - 256; дополнительного профессионального образования - 629.

Сегодня наполняемость переменного состава филиала составляет около 1300 единиц (очная и заочная формы обучения, переподготовка и повышение квалификации, профессиональное обучение). Учебно-воспитательный процесс обеспечивают 2 факультета (заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации; профессиональной подготовки) и 9 кафедр, профессорско-преподавательский состав которых имеет 64 ученых степени и 26 ученых званий. Обеспечивая внедрение положительных наработок кафедр головной образовательной организации в учебно-воспитательный процесс, профессорско-преподавательский состав филиала активно включается в разработку новых методик преподавания и модернизацию форм обучения [13-16].

Каждый год на площадках филиала организовывается до 10 научно-представительских мероприятий различного уровня. В частности, филиал уже стал форумом для проведения ежегодных всероссийских научно-практических конференций «Актуальные проблемы правоохранительной деятельности глазами молодых ученых» и «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы», собирая ведущих ученых образовательных и научных организаций, представителей органов государственной власти и сотрудников правоохранительных органов. За разработку и реализацию социально значимых научных проектов в правоохранительной сфере («Исследование проблем профилактики наркомании и противодействия наркопреступности в Республике Крым», «Профилактика и урегулирование межэтнических и межкультурных конфликтов в рамках предупреждения развития экстремизма и терроризма в Республике Крым») в 2014 и 2015 годах молодым ученым филиала присуждены республиканские гранты, а за значительные успехи в учебе, активную научно-исследовательскую и общественную работу курсантам филиала учреждены и выплачиваются посеместрово именная стипендия имени С.К. Беспалова от Государственного Совета Республики Крым и стипендия Совета министров Республики Крым.

Таким образом, в настоящее время Крымский филиал является динамично развивающимся учебно-научным комплексом, структурным подразделением Краснодарского университета МВД России, которое, полностью интегрировавшись в систему российского ведомственного образования, комбинирует

традиции и инновации в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел. Результаты проведенного историко-правового исследования носят теоретико-прикладной и научный характер и могут быть применены для последующей оп-

тимизации системы ведомственного образования, в том числе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, а также будут интересны всем, кто исследует данный этап развития органов правопорядка и системы образования на Крымском полуострове.

Литература

1. Красный Крым. 1921. 29 декабря.

2. Государственный архив Республики Крым. Ф. 709. Оп. 1. Д. 26. Л. 40.

3. Архив МВД по Республике Крым. Ф. 21. Оп. 2. Д. 60. Л. 36.

4. Архив МВД по Республике Крым. Ф. 21. Оп. 2. Д. 65. Л. 268-270.

5. Архив МВД по Республике Крым. Ф. 21. Оп. 1. Д. 135. Л. 72.

6. Архив МВД по Республике Крым. Ф. 1. Оп. 1. Д. 327. Л. 210-211.

7. Архив МВД по Республике Крым. Ф. 1. Оп. 1. Д. 339. Л. 148-150.

8. Буткевич С.А. Ведомственное образование в Крыму: ретроспектива и современность / Российская полиция: три века служения Отечеству: материалы юбилейной международной научной конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018. С. 1479-1483.

9. Прохоров В.В. Крымский юридический - от командных курсов РКМ к институту МВД: этапы становления и развития (1921-2006 гг.) // Культура народов Причерноморья. 2006. № 86. С. 78-84.

10. Буткевич С.А. Деятельность органов охраны правопорядка в особых условиях (научно-методологическое исследование) / Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности: материалы Международной научно-практической конференции. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2017. С. 115-120.

11. Смолина М.М. Служебно-боевая деятельность сил охраны правопорядка: проблемы теории и практики // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 3 (33). С. 88-92.

12. ПоштарукД.А. Особенности кадрового обеспечения Крымского филиала Краснодарского университета МВД России в переходный период / Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. С. 131-136.

13. Прохоров В.В. Оптимизация образовательных программ историко-правовых дисциплин - залог качественной подготовки сотрудников ОВД / Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. С. 136-138.

14. Светличный Е.Г., Балдецкий О.А. Отдельные вопросы совершенствования огневой подготовки слушателей образовательных учреждений системы МВД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 205-211.

15. ЗабродаД.Г., Заброда С.Н. Особенности организации и проведения викторины по дисциплине «Административная деятельность полиции» / Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 81-85.

16. Смирнова М.И. Условия формирования самообразовательной компетенции будущих сотрудников ОВД России в процессе изучения иностранного языка // Евразийский юридический журнал. 2017. № 8 (111). С. 304-306.

References

1. Krasnyj Krym. 1921. 29 dekabrya.

2. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym. F. 709. Op. 1. D. 26. L. 40.

3. Arhiv MVD po Respublike Krym. F. 21. Op. 2. D. 60. L. 36.

4. Arhiv MVD po Respublike Krym. F. 21. Op. 2. D. 65. L. 268-270.

5. Arhiv MVD po Respublike Krym. F. 21. Op. 1. D. 135. L. 72.

6. Arhiv MVD po Respublike Krym. F. 1. Op. 1. D. 327. L. 210-211.

7. Arhiv MVD po Respublike Krym. F. 1. Op. 1. D. 339. L. 148-150.

8. Butkevich S.A. Vedomstvennoe obrazovanie v Krymu: retrospektiva i sovremennost / Rossijskaya policiya: tri veka sluzheniya Otechestvu: materialy yubilejnoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii, 2018. S. 1479-1483.

9. Prohorov V.V. Krymskij yuridicheskij - ot komandnyh kursov RKM k institutu MVD: etapy stanovleniya i razvitiya (1921-2006 gg.) // Kultura narodov Prichernomorya. 2006. № 86. S. 78-84.

10. Butkevich S.A. Deyatelnost organov ohrany pravoporyadka v osobyh usloviyah (nauchno-metodologicheskoe issledovanie) / Aktualnye problemy prava i pravoprimenitelnoj deyatelnosti: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Krasnodar: Izdatelskij Dom - Yug, 2017. S. 115-120.

11. Smolina M.M. Sluzhebno-boevaya deyatelnost sil ohrany pravoporyadka: problemy teorii i praktiki // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 3 (33). S. 88-92.

12. PoshtarukD.A. Osobennosti kadrovogo obespecheniya Krymskogo filiala Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii v perehodnyj period / Problemy perehodnogo perioda: adaptaciya normativno-pravovyh aktov Krymskogo federalnogo okruga k zakonodatelstvu Rossijskoj Federacii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Simferopol: DIAJPI, 2015. S. 131-136.

13. Prohorov V.V. Optimizaciya obrazovatelnyh programm istoriko-pravovyh disciplin - zalog kachestvennoj podgotovki sotrudnikov OVD / Problemy perehodnogo perioda: adaptaciya normativno-pravovyh aktov Krymskogo federalnogo okruga k zakonodatelstvu Rossijskoj Federacii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Simferopol: DIAJPI, 2015. S. 136-138.

14. Svetlichnyj E.G., Baldeckij O.A. Otdelnye voprosy sovershenstvovaniya ognevoj podgotovki slushatelej obrazovatelnyh uchrezhdenij sistemy MVD // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 56-2. S. 205-211.

15. Zabroda D.G., Zabroda S.N. Osobennosti organizacii i provedeniya viktoriny po discipline «Administrativnaya deyatelnost policii» / Pedagogicheskoe masterstvo i sovremennye pedagogicheskie tehnologii: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary: OOO «Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», 2018. S. 81-85.

16. Smirnova M.I. Usloviya formirovaniya samoobrazovatelnoj kompetencii budushih sotrudnikov OVD Rossii v processe izucheniya inostrannogo yazyka // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2017. № 8 (111). S. 304-306.

(статья сдана в редакцию 17.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.