ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(25)2016
УДК 37.022
Н. Н. Хакимов
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ
Статья посвящена исследованию основных форм и методов воспитательной деятельности в образовательных организациях МВД Российской Федерации посредством сравнительного анализа ведущих, выдвигаемых в литературе подходов.
Ключевые слова: формы и методы воспитательной деятельности, особенности воспитания в образовательных организациях МВД Российской Федерации, сравнительный анализ основных подходов.
Важной методической проблемой организации эффективного воспитательного процесса в системе любой педагогической технологии являются, как известно, применяемые в ней методы и формы. В теоретической педагогической науке этот вопрос разработан достаточно основательно. Например, во всех новейших педагогических энциклопедиях и словарях существуют обширные статьи, подробно описывающие методы и формы воспитания, применяемые в различных возрастных группах и педагогических средах [1; 2]. Формы и методы воспитательной деятельности основательно прописаны и в большинстве современных отечественных вузовских учебников и учебных пособий по педагогике [3; 4].
Видимо, подобная научно-образовательная ситуация привела к тому, что в методическом плане используемые в конкретной педагогической практике формы и методы воспитания, в том числе -применительно к образовательным организациям системы МВД России, приводятся в соответствующих директивных документах систематически и довольно подробно. Как отмечают некоторые специалисты, в области организации и проведения воспитательной работы в органах внутренних дел принят целый ряд ведомственных нормативных правовых актов [5]. При этом наиболее широкий и обоснованный набор основных методов и форм воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел представлен в «Руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденном приказом Министерства внутренних дел Россий-
ской Федерации N 80 от 11 февраля 2010 года «О мораль-но-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [6].
Вместе с тем, как показывает проведенный нами анализ опубликованной литературы, диссертаций (нами были изучены около пятидесяти работ, защищенных в течение последнего десятилетия) и материалов Интернета, в последние годы сформировалось несколько оригинальных подходов, в которых по-разному описываются содержание и структурные элементы форм и методов воспитательной деятельности. Это, с одной стороны, способствует расширению исследовательского поля применительно к данной проблеме, но, с другой стороны, создает ситуацию теоретической разноголосицы, что препятствует качественному методическому обеспечению конкретной педагогической деятельности.
Исходя из вышеизложенного, в настоящей статье мы предприняли попытку систематизации имеющихся подходов в определении форм и методов воспитательной деятельности, с определением их достоинств и недостатков. В связи с тем, что во многих авторских работах (диссертациях) в качестве объекта исследования определено воспитание, осуществляемое в различных силовых ведомствах, мы включили в свой анализ работы, посвященные образовательным организациям системы МВД и военным вузам России. Одновременно, по причине того, что проанализированные нами работы (особенно - диссертации) в качестве непосредственного предмета исследования определяли различные проблемы (например,
Хакимов Назим Назипович, преподаватель кафедры специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России, e-mail: [email protected] ©Хакимов Н.Н., 2016 Статья получена 18.04.2016
патриотическое, нравственное или поликультурное воспитание), мы попытались изучить именно предлагаемый авторами оригинальный набор методов и форм воспитания, абстрагируясь от разрабатываемой ими конкретной проблемы.
Итак, в вышеуказанном «Руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» определено, что «основными методами воспитания являются: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критика действий и поступков». При этом отмечается, что основными средствами реализации задач воспитания являются такие направления воспитательной деятельности, как: индивидуальная воспитательная работа; информационно-пропагандистская работа; работа актива служебных коллективов органов (учреждений). Особое внимание в указанном руководстве обращено на роль ритуалов в организации воспитательного процесса [6]. Наконец, в качестве основных форм воспитательной работы с сотрудниками в данном документе названы, наряду с такими обще-признанными способами преподавания, как лекция, доклад и беседа (в том числе - групповая или индивидуальная), и специфические методы педагогического воздействия, к которым отнесены: общее собрание сотрудников по категориям; служебное совещание; инструктивное занятие; митинг личного состава. В особую группу форм воспитательной работы отнесены т.н. «вечера», в том числе: вечер-чествование лучших сотрудников; вечер-портрет; вечер вопросов и ответов; тематический вечер; встреча с ветеранами, с деятелями культуры и искусства, с представителями традиционных религиозных конфессий и т.д. Одновременно в качестве эксклюзивных форм воспитательной деятельности определены такие разноуровневые педагогические методы, как читательская научно-практическая конференция, устный журнал, викторина, экскурсия, а также - диспут и дискуссия.
В основном и в целом придерживаются вышеназванной концепции типологизации форм и методов воспитательной деятельности в вузах МВД России некоторые авторы специальных исследований по данной проблеме [7, с.157-158].
Однако, в других научных исследованиях (в основном - диссертационного характера), посвященных воспитательной деятельности в вузах силовых министерств России, вышеприведенный список основных форм воспитательной работы расширяется. Например, О.А.Тимофеева, рассматривая процесс формирования общечеловеческих культурных ценностей у курсантов вуза МВД России в ходе профессиональной подготовки, считает, что
главную роль должны сыграть такие организационные формы, как: лекции; интернет-лекции; практические и семинарские занятия; ролевые и деловые игры; беседы; тематические вечера; кинопросмотры; встречи; экскурсии; рассказы, концерты. Кроме того, автор предлагает расширить набор организационных форм воспитания за счет более активных и тренинговых методик: защиты проектов; составления портфолио; организации викторин и дискуссий, проведения эстафет, подготовки и проведения занятий-фантазий, дебатов, круглых столов, моделирования, тренингов, театрализованных представлений и т.д. [8, с.14].
В.А.Козлов, анализируя формирование у курсантов вузов МВД России нравственного отношения к сослуживцам, подчеркивает, что спецификой обучения курсантов является их постоянное нахождение в стенах вуза. При этом, отмечает он, основными методами воспитания являются такие контрольно-показательные методики, как личный пример командиров подразделений курсантов и преподавателей, непосредственно проводящих учебные занятия с курсантами; убеждение-разъяснение по вопросам нравственного самоопределения в различных ситуациях жизнедеятельности; наблюдение за работой курсантов во время занятий и самостоятельной работы; предъявление требований к курсантам, нарушающим нормы и стандарты нравственного поведения военнослужащих и др. При этом наиболее результативными формами достижения нравственного отношения к сослуживцам у курсантов, по мнению В.И.Козлова, являются различные индивидуальные воспитательные беседы (в том числе -ознакомительная, поддерживающая, корректирующая и предупредительная); групповые беседы, которые направлены на разъяснение военнослужащим необходимости нравственного поведения; деятельность организаций войсковой общественности; доведение до курсантов приказов о поощрении личного состава за добросовестное выполнение служебных обязанностей; единые дни информационно-воспитательной работы и профилактики правонарушений; ежедневная постановка сержантскому составу конкретных задач по сплочению коллективов курсантов и укреплению воинской дисциплины; учебные занятия; заслушивание курсантов о личной примерности, прилежности и учебной успеваемости; издание приказов и иных нормативных актов, направленных на предупреждение негативных явлений и укрепление воинской дисциплины в подразделениях курсантов; информирование курсантов с целью социального ориентирования; мониторинг количественных и качественных показателей выполнения курсантами распорядка дня; обсуждение
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(25)2016
вопросов нравственности на собраниях курсантов и собраниях организаций войсковой общественности; осуществление расследований по дисциплинарным проступкам курсантов; сбор, анализ, обобщение и распространение опыта командиров подразделений, добившихся лучших результатов в искоренении негативных явлений во взаимоотношениях курсантов и др. [9, с.15]. Таким образом, предлагаемая В.И. Козловым методика воспитательной деятельности ориентирована преимущественно на тотальный контроль и постоянное жесткое регулирование всех форм жизнедеятельности курсантов, на использование преимущественно назидательных и нотационных способов обеспечения формирования у курсантов вузов МВД России нравственного отношения к сослуживцам.
Так же, как и предыдущий автор, делая акцент на том, что воспитание курсантов осуществляется постоянно и непрерывно, а его конечные результаты зависят не только от воспитательной работы, а от всего уклада воинской службы, рассмотревшая формирование опыта межкультурного взаимодействия у курсантов военного вуза Е.В.Лигновская считает, что основу содержания воспитания составляет комплекс мероприятий, состоящий из шести основных их групп. В числе этих направлений автор выделяет: 1. Мероприятия по мобилизации личного состава на поддержание постоянной боеготовности, на освоение вооружения и военной техники, а именно: разъяснение задач боевой учебы, требований программы боевой подготовки, наставлений и курсов стрельб, приказов Министра обороны РФ; пропаганда военно-технических знаний; 2. Мероприятия информационно-воспитательной работы, в том числе: доведение до личного состава официальных решений органов государственной власти по вопросам общественно-политической и экономической жизни страны; 3. Мероприятия по укреплению воинской дисциплины, наиболее актуальными среди которых выступают: обеспечение безопасных условий военной службы, профилактика правонарушений, сплочение воинского коллектива; 4. Мероприятия по реализации военно-социальной работы: доведение и разъяснение личному составу нормативных актов о социальной защите военнослужащих, обеспечение выполнения для них социальных льгот и гарантий; 5. Мероприятия психологической работы, в особенности - всестороннее изучение психологических качеств военнослужащих, выявление лиц, предрасположенных к немотивированным проступкам; 6. Мероприятия культурно-досуговой работы, среди которых имеют наибольшее значение: осуществление досуга личного состава, организация художествен-
ной самодеятельности, наглядно-художественное оформление помещений подраз-деления, выпуск стенной печати и т.д. [10, с.14]
Анализ работ о воспитательной деятельности показывает, что в некоторых авторских подходах явно преувеличивается роль образовательной составляющей в эффективной воспитательной деятельности. Например, Е.М.Щеглова считает, что непосредственная работа по развитию поликультурной компетентности должна проводится на основе системы взаимосвязанных занятий, в которую, например, входят: работа на занятиях по иностранному языку по специально разработанной хрестоматии, которая включает: и аутентичные тексты о культуре различных народов, и комплекс заданий, вопросов для обсуждения, и ролевые игры (ситуационные задачи), направленные на развитие поликультурной компетентности; лекции и семинары спецкурса «Человек в поликультурном мире»; проведение тренинга «Межкультурное взаимодействие» на практических занятиях по «Психологии в деятельности сотрудника ОВД», а также - заседания «Клуба любознательных» по тематике культуры стран изучаемого языка. Темы спецкурса параллельно изучаются на практических занятиях по иностранному языку и в процессе обсуждения текстов внеаудиторного чтения [11, с.14].
Схожую методическую позицию, преувеличивающую значение образовательной направленности воспитания, но с признанием необходимости организации дополнительных занятий-тренингов, занимает О.А.Кононова, которая утверждает: «Совокупность эффективных средств социально-педагогического сопровождения межнационального общения курсантов - это, прежде всего система специальных учебных занятий, организация совместной деятельности курсантов, связанная с необходимостью выполнения профессиональных обязанностей во взаимодействии с курсантами различных национальностей, организация и проведение тренингов, упражнений, ситуационно-ролевых игр, игровых ситуаций, консультирований» [12, с.12]. В то же время данный автор признает и необходимость широкого использования таких внеучебных мероприятий, как викторины, диспуты, дебаты, просмотр и обсуждение кинофильмов, вечера-портреты национальностей, встречи с представителями диаспор.
Сделать основной упор в педагогической работе с курсантами на тренинги, выполнение специальных упражнений, с целью выработки навыков соответствующего поведения предлагает Е. А. Сергеева, которая считает необходимым при разработке и внедрении в практику профессиональной подготовки будущих офицеров внедре-
ние комплексной программы по формированию этнической толерантности, включающей информационные блоки, элементы социально-психологического тренинга, игры, упражнения, задания, способствующие овладению техникой этнотолерантного взаимодействия, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, организации совместной деятельности курсантов как представителей различных этносов в условиях военного вуза [13, с.13-14].
Таким образом, проведенное сравнительное исследование основных форм и методов воспитательной деятельности, предлагаемых для реализации в образовательных организациях силовых ведомств Российской Федерации (в том числе - в образовательных организациях МВД России), позволило выделить в ходе компаративного анализа, несколько ведущих выдвигаемых в литературе в этом смысле подходов.
Во-первых, некоторые авторы ограничиваются приведением только набора форм и методов воспитания, сформулированных в директивных документах (приказах, руководствах, инструкциях и т.д.), практически не привнося в этот список ничего оригинального. Во-вторых, в некоторых отечественных публикациях и диссертациях предлагаются несколько другие методические ин-
струменты воспитательной деятельности, делается акцент на реализации не только традиционных средств социально-педагогического сопровождения, но и на усилении компетентностных и тренинговых технологий педагогической деятельности. В-третьих, сами авторские подходы существенно различаются, с точки зрения предлагаемых преимущественных способов воспитательного воздействия: одни требуют организации тотального контроля и жесткого регулирования всей жизнедеятельности обучаемых, другие не столь категоричны в этом вопросе; отдельные авторы предлагают сосредоточиться на организации образовательного процесса, а их невольные оппоненты - педалируют доминирующую роль внеучебных мероприятий. В-четвертых, в особую группу авторских подходов выделяются те работы, в которых набор основных форм и методов воспитательной деятельности расширяется из-за того, что в качестве предмета исследования выбирается конкретное направление воспитательной деятельности (патриотическое, нравственное поликультурное и т.д.). Именно последний подход остается на сегодняшний день наименее изученным и нуждается в дальнейшей научно-методической разработке.
список литературы
1. Педагогика. Современная энциклопедия. М.: Современная школа, 2010. 720 с.
2.Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.
3.Педагогика: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2012. 576 с.
4.Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов. М., 2015. 624 с.
5. Бялт В.С. Особенности воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений системы МВД России // Доступ: http //: law-journal.ru>files/pdf/201301/201301_37.pdf (дата обращения 12.03.2016.)
6. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации N 80 от 11 февраля 2010 года «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902252453 (дата обращения 15.02.2016.)
7. Бялт В.С., Трипутин С.Н. К вопросу об институте кураторства в образовательных учреждениях системы МВД России //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. №4.
8. Тимофеева О.А. Формирование общечеловеческих культурных ценностей у курсантов вуза МВД России в ходе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2013. 23 с.
9. Козлов В.А. Формирование у курсантов вузов МВД России нравственного отношения к сослуживцам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 24 с.
10. Лигновская Е.В. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед.наук. Кострома, 2005. 176 с.
11. Щеглова Е.М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: на примере курсантов академии МВД: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 189 с.
12. Кононова О.А. Социально-педагогическое сопровождение межнационального общения курсантов в военном вузе: дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 179 с.
13. Сергеева Е.А. Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 186 с.