Научная статья на тему 'Развитие ключевых личностных компетенций будущих офицеров внутренних войск МВД России'

Развитие ключевых личностных компетенций будущих офицеров внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА / FORMATIVE PROGRAM / ЦЕННОСТИ / VALUE / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ / SYSTEM OF VALUES / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / UPBRINGING AND EDUCATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Полина Александровна, Наумов Петр Юрьевич, Сорокоумова Светлана Николаевна

На основании анализа литературы представлены основы формирования и развития системы ценностей будущих офицеров. Представлена сущность формирующей программы, исходящей из особенностей служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России, заключающаяся в организационном, содержательном и коммуникативном аспектах. Структура формирующей программы включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: учебно-методический комплекс «Аксиологические основы воинской деятельности»; дополнения и полезное дидактическое обеспечение, направленное на системы ценностей будущих офицеров к учебным предметам, проводимым в рамках основной образовательной программы в военном институте, и иное педагогическое обеспечение. Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Полина Александровна, Наумов Петр Юрьевич, Сорокоумова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of key personal competencies of the future officers of internal troops of the Russian Interior Ministry

The article, based on the analysis of various literature, presents the basics of formation and development of the value system of the future officers. It represented the essence of the program forming the basis of the characteristics of service and combat activity of internal troops of the Russian Interior Ministry, which consists in the institutional, meaningful and communicative aspects. The structure of the formative program includes the following interrelated components: training complex “Axiological foundations of military activity”; additions and useful didactic support aimed at RSTSBO to academic subjects, carried out within the framework of the basic educational program in a military institute and other pedagogical maintenance. The results should be used in psychological and educational theory and educational practice

Текст научной работы на тему «Развитие ключевых личностных компетенций будущих офицеров внутренних войск МВД России»

э 2 55 П.А. Егорова, П.Ю. Наумов, С.Н. Сорокоумова

О -ОШ

Щ Развитие ключевых личностных компетенций

IX иО

Ц будущих офицеров

внутренних войск МВД России

На основании анализа литературы представлены основы формирования и развития системы ценностей будущих офицеров. Представлена сущность формирующей программы, исходящей из особенностей служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России, заключающаяся в организационном, содержательном и коммуникативном аспектах. Структура формирующей программы включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: учебно-методический комплекс «Аксиологические основы воинской деятельности»; дополнения и полезное дидактическое обеспечение, направленное на системы ценностей будущих офицеров к учебным предметам, проводимым в рамках основной образовательной программы в военном институте, и иное педагогическое обеспечение. Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.

Ключевые слова: формирующая программа, ценности, система ценностей будущих офицеров, развитие, воспитательно-образовательный процесс.

Многочисленные задачи, решаемые внутренними войсками порой в экстремальных условиях, требуют от офицеров не только профессионального владения суммой знаний, умений, навыков, образующих его профессиональную компетентность, но и осознание необходимости выполнения служебно-боевых задач, когда даже гибель подчиненных или опасность для собственной жизни не убедит его в неверности собственных действий. Для такого офицера ведущими ценностями является долг, честь, совесть, социальная справедливость как важнейшая социальная ценность [10], терпение, ответственность и др. Присутствие подобных ценностных компонентов в структуре ценностного сознания офицера возможно на основе его целенаправленного формирования, которое осуществляется с помощью разработанной нами программы.

При проектировании развивающей программы мы опирались на исследования Ю.К. Бабанского [6], В.В. Краевского [1], М.Н. Скаткина [7], С.Н. Сорокоумовой [8], Д.И. Фельдштейна [9] и др.

Цель формирующего этапа эксперимента состояла в установлении к эффективности комплекса педагогических условий и средств развития | о системы ценностей будущих офицеров (далее - РСЦБО). | §

В ходе реализации развивающей программы нами использовались с ЕЕ следующие методы: опрос (анкетирование, интервьюирование), тестирование, статистическое и динамическое наблюдение, эксперимент, качественная и количественная интерпретация полученных данных.

Для решения вышеназванных задач в экспериментальной и контрольных группах были проведены следующие мероприятия вузовской и вневузовской учебной деятельности: практические занятия, самостоятельная работа в присутствии педагога, самостоятельная работа, работа в группах, зачеты и экзамены, коллоквиумы, контрольные работы, походы в театры и музеи, изучение боевого опыта войск [2].

В контрольных группах применялась традиционная система педагогического взаимодействия. В экспериментальных группах обучение и воспитание проводилось с использованием учебно-методического комплекса (далее - УМК), дополненного учебным пособием и дидактическим обеспечением.

На этом же этапе мы провели несколько сравнительных экспериментов. При их проведении в экспериментальной и контрольных группах замеры были осуществлены по одним и тем же методикам, с использованием одинаковых критериев оценки результативности развития ценностной системы курсантов.

Кроме того, в ходе основного этапа уточнялась и конкретизировалась сама программа формирующего эксперимента. Ее реализация предусматривала непрерывное, целенаправленное и согласованное использование наиболее подходящих методов, приемов, средств, форм работы преподавателей в экспериментальной группе для повышения результативности и действенности их педагогической деятельности в военном институте [3].

Ведущая роль в процессе формирующего эксперимента в его первой исследовательской части отводилась реализации комплекса психолого-педагогических условий и средств развития системы ценностей курсантов: достижение личной примерности в ходе воспитательно-образовательного процесса и повседневной военной службы, высокой дисциплинированности и требовательности к себе и воспитанникам, участие в проведении мероприятий воспитательного характера, привитие курсантам в ходе решения учебных задач практических навыков создания и становления системы ценностей у будущих подчиненных.

э е 55 Во второй части формирующего эксперимента внимание отводилось

о|| попытке создания и внедрения в систему воспитательно-образовательного

¡¡Л процесса, осуществляемого в военном вузе, содержательной модели

Ц. системы ценностей будущих офицеров.

ФО т-» /—

^ & Разработка и реализация программы совершенствования деятельности учебного и воспитательного характера преподавателей военного вуза, направленной на развитие системы ценностей курсантов, предусматривали:

1) активизацию планирования, проведения, оценки и учета учебной и воспитательной деятельности преподавателей в военном вузе;

2) алгоритмизацию воспитательно-образовательной функции военными педагогами в ходе повседневной военной службы, совместной учебной, научной и внеучебной деятельности;

3) обоснование, апробацию и внедрение эффективных стратегий, тактик и техник деятельности педагогов учебного и воспитательного характера по развитию у курсантов системы ключевых ценностей, их учета в разрабатываемых и осуществляемых учебных программах подготовки будущего офицерского состава [4].

В процессе эксперимента для каждой группы были определены условия его проведения. В экспериментальной группе обучение проводилось с применением УМК «Аксиологические основы воинской деятельности» (таблица 1). Контрольная группа изучала дисциплины по традиционной методике.

С целью ознакомления преподавателей и курсантов с предложенным нами инструментарием мы провели первый этап занятий по УМК «Аксиологические основы воинской деятельности». Занятия проводились в форме лекций, групповых занятий и самостоятельной работы.

На этапе экспериментального обучения были выявлены определенные трудности реализации комплекса условий и средств развития ценностной системы будущего офицерского состава. Для преподавателя эти трудности заключались в изучении социально-гуманитарных дисциплин, в особенности - социальной философии.

Таблица 1

УМК «Аксиологические основы воинской деятельности» | о

Темы занятий Вид занятия Кол-во часов

Тема 1. Аксиология, ее предмет и роль в обществе. Лекция 2

Групповое занятие 2

Самостоятельная работа 2

Тема 2. Структура системы ценностей личности (в т. ч. военнослужащего ВВ МВД России). Лекция 2

Групповое занятие 2

Самостоятельная работа 2

Тема 3. Роль ценностей в деятельности военнослужащего. Лекция 2

Групповое занятие 2

Самостоятельная работа 2

Тема 4. Пути формирования и развития системы ценностей. Лекция 2

Групповое занятие 2

Самостоятельная работа 2

Тема 5. Педагогическая технология развития системы ценностей будущих офицеров. Лекция 2

Групповое занятие 2

Самостоятельная работа 2

Тема 6. Оценка уровня сформи-рованности системы ценностей. Лекция 2

Групповое занятие 2

Самостоятельная работа 2

Итого 36

Проанализировав результаты, мы поняли, что для курсантов необходимо увеличение часов в УМК, т.к. для них эта тематика оказалась очень сложной. Кроме того, опросы показали, что для углубленного изучения необходимо использовать еще такие виды занятий, как семинары (таблица 2). Потребовалось уточнение и содержания УМК для преподавателей (таблица 3).

э е « Таблица 2

УМК «Аксиологические основы воинской деятельности» ¡¡Л для курсантов

Наименование темы Вид занятия Кол-во часов

Тема 1. Аксиология, ее предмет и роль в обществе Лекция 4

Групповое занятие 2

Семинар 2

Самостоятельная работа 4

Тема 2. Структура системы ценностей личности (в т. ч. военнослужащего ВВ МВД России). Лекция 4

Групповое занятие 2

Семинар 2

Самостоятельная работа 4

Тема 3. Роль ценностей в деятельности военнослужащего. Лекция 4

Групповое занятие 2

Семинар 2

Самостоятельная работа 4

Тема 4. Пути формирования и развития системы ценностей. Лекция 4

Групповое занятие 2

Семинар 2

Самостоятельная работа 4

Тема 5. Педагогическая технология развития системы ценностей будущих офицеров. Лекция 4

Групповое занятие 2

Семинар 2

Самостоятельная работа 4

Тема 6. Оценка уровня сформированности системы ценностей. Лекция 4

Групповое занятие 2

Семинар 2

Самостоятельная работа 4

Итого 72

Таблица

УМК «Аксиологические основы воинской деятельности» для дополнительных занятий с преподавателями

Наименование темы Вид занятия Кол-во часов

Тема 1. Аксиология ее предмет и роль в обществе. Семинар 2

Тренинг 2

Тема 2. Структура системы ценностей личности (в т. ч. военнослужащего ВВ МВД России). Семинар 2

Тренинг 2

Тема 3. Роль ценностей в деятельности военнослужащего. Семинар 2

Тренинг 2

Тема 4. Пути формирования и развития системы ценностей. Семинар 2

Тренинг 2

Тема 5. Педагогическая технология развития системы ценностей будущих офицеров. Семинар 2

Тренинг 2

Тема 6. Оценка уровня сформированности системы ценностей. Семинар 2

Тренинг 2

Итого 24

В целях устранения вышеперечисленных недостатков нами проведен третий этап формирующего эксперимента, в рамках которого спланирован и проведен комплекс мероприятий, к которым относятся: проведение занятий с курсантами в экспериментальной группе, по программе УМК «Аксиологические основы воинской деятельности» в размере 72 часов, но с необходимой конкретизацией, с одновременным проведением дополнительных мероприятий преподавателями и должностными лицами военного института с курсантами экспериментальной группы, направленных на более глубокое осмысление необходимости РСЦБО [5].

Особенности преподавания выражались в мотивации курсантов к стремлению понять, осознать выполнение заданий; творческом характере выполняемых заданий; создании на занятиях ситуации успеха и ее подкреплении; учете современных условий развития общества и задач ценностного развития молодежи на современном этапе; смещении акцентов с трансляции знаний на создание условий, необходимых для

2 е« самообразования и саморазвития курсантов; моделирование различных

о|| педагогических ситуаций и «проживание» каждым курсантом «роли»

¡Ц- офицера во время учебных занятий, самостоятельной и факультативной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ц. работы; ориентации воспитательно-образовательного процесса на РСЦБО

си О

и др.

Использование преподавателями различных методов обучения и воспитания позволило организовать воспитательно-образовательный процесс в военном институте как продуктивную творческую деятельность, ориентированную на конкретную цель - РСЦБО. Ведущее место в нем, на наш взгляд, имеют интерактивные методы, используемые преподавателями в работе с экспериментальной группой. Они предусматривали активный диалог, где центральное место занимал не отдельный курсант, а воинский коллектив, взаимодействующие между собой будущие офицеры, которые, обсуждая вопросы, выдвигали разнообразные суждения, но вырабатывали единую линию дальнейшей деятельности.

Эти действия стимулировали и активизировали у курсантов процесс аккумуляции информации, ее осмысления и оценки. Используя этот метод, преподаватель тем самым развивал ценностную активность курсантов, а также формировал умение отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других. Диалогизация процесса обучения способствовала активизации деятельности курсантов, стимулировала развитие у них познавательного интереса, который позволил будущему офицеру максимально самовыразиться не только в стенах военного института, но и во время юридической практики и войсковой стажировки.

Проблемное, диалогическое общение предполагало умение преподавателя представить целостную систему знаний о ценностях, представлениях о том, как необходимо поступать в той или иной ситуации, а также как осуществлять ценностную рефлексию поступков.

Таблица 4

Дидактическое обеспечение, направленное на РСЦБО, учебных предметов, существующих в военном институте в рамках основной образовательной программы

Учебный предмет Тема и содержание дополнений Кол-во часов

Философия Тема «Аксиология, ее предмет и роль в обществе» преподавалась по кафедре гуманитарных и социальных наук. Рассматривались вопросы раскрытия потенциала личности курсанта, духовного фактора культуры в жизни человека, строения человеческой деятельности, вопросы смысла жизни, социальной роли семьи, армии, государства, диалогической природы экзистенциальных ценностей. Изучение данного предмета ориентировало курсантов на уяснение социальной роли личности и ее ценностей в жизни общества, определение миссии офицера в современном мире и России, миссии военного института в ценностном развитии будущего офицера. Философия вооружала курсантов общей методологией познания и ценностно-ориентационной деятельности, что позволило им понять логику воспитательно-образовательного процесса и роль ценностного развития как ведущей идеи. Целью разработанных дополнений было систематизация основных категорий, связанных с понятием «мировоззрение», «система», «ценность», «система ценностей» и др. Изучение данной дисциплины способствовало формированию ценностного сознания, мировоззрения, чувства социальной ответственности, осознания своих потенциальных возможностей и их реализации в процессе ценностного развития будущего офицера и его подчиненных. В ходе изучения философии развивались экзистенциальные ценности курсантов, поскольку они наиболее обобщенные и интеллектуализированные ценности, шире всех остальных видов ценностей. Поскольку предмет «Философия» органично вписывает в себя основные основания аксиологических учений, то он был направлен на развитие ценностной системы в целом, т.е. носил ярко выраженный интегративный характер, предполагающий ценностные основания для всех остальных видов ценностей и дисциплин. Однако и в нем уклон делался на развитие прежде всего экзистенциальных ценностей, связанных со смыслом жизни и смысложизненными ориентациями. 6

э е « Таблица 4. Продолжение

Учебный предмет Тема и содержание дополнений Кол-во часов

Теория и история государства и права; Военное законодательство Тема «Сущность и структура правосознания как носителя системы ценностей» преподавалась по кафедре теории и истории государства и права. Рассматривались вопросы понятия и строения норм права, правовых институтов, происхождения и строения правовых ценностей, уважения норм права, государства, армии, роль правового воспитания курсантов, формы, методы и средства развития правовых ценностей. Изучение данного предмета ориентировало курсантов на уяснение роли правовых норм в военно-профессиональной деятельности внутренних войск, определение собственных прав и обязанностей, уяснения необходимости соблюдения законов, как в жизни, так и на службе. Данные предметы вооружали курсантов правовыми знаниями в области защиты своих прав и прав подчиненных. Целью разработанных дополнений была систематизация основных знаний, связанных с ценностным содержанием права и его норм, конкретизация определений понятия «правовые отношения», «ценностные отношения», «правовые ценности» и др. Изучение данной дисциплины способствовало формированию правового компонента ценностного сознания, чувства ответственности за соблюдение законов России, осознания своих прав и обязанностей и ценностного отношения к ним. Развивались в основе своей правовые ценности (правовой компонент) системы ценностей курсантов 6

Русский язык и культура речи; факультативный предмет Русская и мировая литература. Предложены новые темы, в рамках которых рассматривались вопросы понятия и строения языка, языковых норм и правил как носителей ценностного сознания и художественного творчества, передачи ценностей как социальных эстафет от одного поколения офицеров к другому, в виде вербализованных и невербализованных образцов. Также рассматривались вопросы построения служебного общения и влияние произведений литературы на формирование мировоззрения и развития системы ценностей. Изучение данного предмета ориентировало курсантов на уяснение роли родного языка в жизни и военно-профессиональной деятельности внутренних войск, определение необходимости знания национального и русского языка. Целью разработанных дополнений были систематизация основных знаний, связанных с ценностным содержанием языка и его норм, а также обоснование актуальности изучения литературы для развития у себя системы ценностей. Изучение данной дисциплины способствовало формированию эстетико-художественного компонента ценностного сознания, чувства ответственности за соблюдение законов родного языка, осознания роли русского языка в формировании и развитии ценностной системы 6

Таблица 4. Окончание к

Учебный предмет Тема и содержание дополнений Кол-во часов

Методика морально-психологического обеспечения Тема «Формирование и развитие офицером моральных ценностей у подчиненных» преподавалась по кафедре военной педагогики и психологии. Рассматривались вопросы понятия и строения морали и моральных норм, морального сознания, моральной деятельности и моральных отношений между людьми, необходимости соблюдения норм морали в обществе, содержание морального действия, нравственной оценки мотивации поступков. Рассматривались место и роль морального воспитания будущих офицеров и военнослужащих, формы, методы и средства развития нравственных ценностей. Изучение данного предмета ориентировало курсантов на уяснение нравственных норм и их соблюдение в мирной жизни и во время военно-профессиональной деятельности внутренних войск, определение собственной моральной роли в обществе, воинском коллективе. Изучение данной дисциплины способствовало формированию и развитию нравственного компонента ценностного сознания, чувства ответственности за соблюдение моральных норм и требований, ценностного отношения к ним. В ходе изучения данных дисциплин развивались в основе своей нравственные ценности (нравственный компонент) системы ценностей будущих офицеров. 6

Общевоинские уставы вооруженных сил РФ; Культурология Тема «Традиция как система ценностей» преподавалась по кафедре гуманитарных и социальных наук. Рассматривались вопросы понятия и строения воинских традиций и норм как носителей ценностного сознания офицеров российской армии, художественного творчества, передачи воинских ценностей как социальных эстафет от одного поколения офицеров к другому в рамках специфического военного этноса, в виде вербализованных и невербализованных образцов. Вопросы построения служебного общения и влияние воинских традиций и норм на формирование мировоззрения и развития ценностной системы. Целью разработанных дополнений было систематизация основных знаний, связанных с ценностным содержанием военной службы, воинских традиций и норм. Изучение данных дисциплин способствовало формированию и развитию ценностного отношения к воинским традициям и нормам. 6

Во время занятий преподаватели диагностировали готовность курсантов к духовному диалогу, используя метод педагогического наблюдения, контекстных заданий, преднамеренных ситуаций и др. На основании результатов диагностики преподаватели активно использовали интерактивные методы: этическую (диалог, обсуждение норм и правил общественного поведения) и эвристическую (поиск и нахождение

э е« истины) беседу; дискуссии (аргументированное столкновение мнений, о|| обмен мнениями); «мозговой штурм» (активный поиск ответов с I ° Л помощью догадок, идей, гипотез, ассоциаций); круглый стол (обсуждение Ц. ценностных и нравственных проблем с представителями разных ^ & слоев общества); деловую игру (имитация, подражание, изображение, отражение, управление разных ситуаций и их моделирование); конкурс практических работ с их обсуждением; тренинг (активный метод коррекции посредством организации общения в группах, моделирование межличностных взаимоотношений); работу в микрогруппах; решение проблемных ситуаций и др.

Тренинги использовались с целью подготовки курсантов к предстоящей им служебно-боевой деятельности, акцент делался на изучение индивидуальных и коллективных особенностей подразделений внутренних войск, которыми будут командовать будущие офицеры.

Применяя метод дискуссии, военные педагоги преследовали цель решения проблемы развития системы ценностей с точек зрения уже имевшихся в психологии и педагогике и других науках подходов, но с учетом позиции нового взгляда курсантов в данной аудитории. Роль педагога в проведении дискуссии двоякая. Первая - он создавал и поддерживал определенный уровень взаимоотношений, т.е. управлял дискуссией. Вторая - управлял процессом поиска ценностных мнений. Эффективность дискуссии по ценностным вопросам зависела от подготовленности военного педагога и от умения курсанта вырабатывать доказательства, опираясь на принципы и подходы, предложенные преподавателем, максимально используя свой личный и коллективный опыт.

Метод решения проблемных ситуаций предполагал обучение курсантов навыкам принятия решений и решения проблем в процессе ценностного воспитания военнослужащих, на основе анализа полученной информации и выбора альтернативных путей. Преподаватели разрабатывали практические ситуации двумя путями: на основе описания реальных событий и действий и на базе искусственно сконструированных ситуаций.

В воспитательно-образовательном процессе военного вуза использовались и другие виды дидактических игр с целью совершенствования знаний о системе ценностей и реализацией их в ценностно-ори-ентационной деятельности. Например, имитационная игра позволяла преподавателю отработать со студентами разнообразные приемы педагогической техники, воспитательной технологии и профессиональной деятельности, имитируя поведение и действие педагога в отдельных педагогических ситуациях, а в процессе ролевой игры проигрывались

курсантами определенные роли в процессе решения конкретной к педагогической задачи. | о

В рамках практических занятий военные педагоги использовали | § задания аналитического характера, стимулирующие такие умственные с ^ действия, как анализ и обобщение, переход от конкретного к общему и от общего к конкретному, сравнение и т.д. В них необходимо было использовать подходы к пониманию сущности следующих понятий: ценность, система ценностей, смысл жизни, добро, зло, справедливость, красота, уважение к старшим по званию. При этом анализировались точки зрения исследователей данного феномена, формулировалось свое определение, а затем, используя заготовленную ранее схему, курсанты рассматривали уровни проявления системы ценностей и выделяли источники их развития. Задачей военных педагогов было усилить направленность учебной дисциплины ценностной составляющей и закрепить уже имеющиеся результаты РСЦБО.

Особое внимание уделялось самообразовательной деятельности курсанта под руководством преподавателя, в рамках которой формировались умения: 1) вести дискуссию, полемику, следуя этическим нормам и правилам ведения диалога; 2) выбирать выражения, адекватные ситуации общения; 3) аргументировать свою точку зрения, доказывать правоту; 4) грамотно формулировать и доступно излагать свою мысль; 5) составлять связное сообщение, рассказ, монолог и пр.; 6) точно пересказывать полученную информацию; 7) адекватно воспринимать информацию от партнера по коммуникации; 8) анализировать и понимать содержание сложных, информационно насыщенных устных сообщений; 9) внимательно выслушивать мнение других; 10) верно интерпретировать информацию с учетом ее подтекста.

Отбор и формулировка вопросов при любой форме занятий всецело подчинялась задуманной цели, а предметом мышления курсантов становился теоретический анализ проблемы РСЦБО.

Обеспечив реализацию образовательной составляющей воспитательно-образовательного процесса, мы выделили приоритетное направление воспитательной работы военных институтов. К ним относятся: гражданско-патриотическое, правовое и общекультурное воспитание, которое было предложено на рассмотрение Ученого совета и утверждено им.

В процессе реализации данного направления создавались условия для формирования у курсантов гражданской позиции, патриотического сознания, правовой и патриотической культуры через развитие национального сознания, культуры межнациональных отношений, социальной и религиозной толерантности, основанных на гуманизме,

s g ss любви и уважении к языку, истории и обычаям народа, сохранении и о|| развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур ^¡1 других народов России.

Я» С этой целью был поставлен ряд задач, успешно решенных впос-^ & ледствии: дидактическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса в части, касающейся РСЦБО, достигалось с помощью применения современных информационных и коммуникационных технологий, организацией СМИ внутри военного института, публикациями военных педагогов по вопросам РСЦБО в различных изданиях.

Поскольку формирование и развитие ценностной системы курсанта - это процесс сложный и многофакторный, эффективная реализация предложенной нами формирующей программы возможна с использованием разнообразного психолого-педагогического диагностического инструментария.

Библиографический список

1. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М., 2008.

2. Наумов П.Ю., Скибицкий Э.Г. Педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 157-162.

3. Наумов П.Ю., Скибицкий Э.Г. Педагогические условия и средства развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России: Монография. Новосибирск, 2014.

4. Наумов П.Ю., Утюганов А.А., Кравец А.А. Технологический подход к формированию и развитию системы ценностей военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. № 12. С. 284-294.

5. Наумов П.Ю. Эмпирическое исследование развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 6.2. С. 174-180.

6. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988.

7. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

8. Сорокоумова С.Н., Гуцу Е.Г. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации // Приволжский научный журнал. 2014. № 4 (32). С. 305-309.

9. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С. 67-75.

10. Чукин С.Г., Наумов П.Ю. Справедливость сегодня: нелегкий выбор между распределением и признанием. Ст. первая // Идеи и идеалы. 2015. № 2. Т. 1. С. 67-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.