э 2 55 П.А. Егорова, П.Ю. Наумов, С.Н. Сорокоумова
О -ОШ
Щ Развитие ключевых личностных компетенций
IX иО
Ц будущих офицеров
внутренних войск МВД России
На основании анализа литературы представлены основы формирования и развития системы ценностей будущих офицеров. Представлена сущность формирующей программы, исходящей из особенностей служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России, заключающаяся в организационном, содержательном и коммуникативном аспектах. Структура формирующей программы включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: учебно-методический комплекс «Аксиологические основы воинской деятельности»; дополнения и полезное дидактическое обеспечение, направленное на системы ценностей будущих офицеров к учебным предметам, проводимым в рамках основной образовательной программы в военном институте, и иное педагогическое обеспечение. Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.
Ключевые слова: формирующая программа, ценности, система ценностей будущих офицеров, развитие, воспитательно-образовательный процесс.
Многочисленные задачи, решаемые внутренними войсками порой в экстремальных условиях, требуют от офицеров не только профессионального владения суммой знаний, умений, навыков, образующих его профессиональную компетентность, но и осознание необходимости выполнения служебно-боевых задач, когда даже гибель подчиненных или опасность для собственной жизни не убедит его в неверности собственных действий. Для такого офицера ведущими ценностями является долг, честь, совесть, социальная справедливость как важнейшая социальная ценность [10], терпение, ответственность и др. Присутствие подобных ценностных компонентов в структуре ценностного сознания офицера возможно на основе его целенаправленного формирования, которое осуществляется с помощью разработанной нами программы.
При проектировании развивающей программы мы опирались на исследования Ю.К. Бабанского [6], В.В. Краевского [1], М.Н. Скаткина [7], С.Н. Сорокоумовой [8], Д.И. Фельдштейна [9] и др.
Цель формирующего этапа эксперимента состояла в установлении к эффективности комплекса педагогических условий и средств развития | о системы ценностей будущих офицеров (далее - РСЦБО). | §
В ходе реализации развивающей программы нами использовались с ЕЕ следующие методы: опрос (анкетирование, интервьюирование), тестирование, статистическое и динамическое наблюдение, эксперимент, качественная и количественная интерпретация полученных данных.
Для решения вышеназванных задач в экспериментальной и контрольных группах были проведены следующие мероприятия вузовской и вневузовской учебной деятельности: практические занятия, самостоятельная работа в присутствии педагога, самостоятельная работа, работа в группах, зачеты и экзамены, коллоквиумы, контрольные работы, походы в театры и музеи, изучение боевого опыта войск [2].
В контрольных группах применялась традиционная система педагогического взаимодействия. В экспериментальных группах обучение и воспитание проводилось с использованием учебно-методического комплекса (далее - УМК), дополненного учебным пособием и дидактическим обеспечением.
На этом же этапе мы провели несколько сравнительных экспериментов. При их проведении в экспериментальной и контрольных группах замеры были осуществлены по одним и тем же методикам, с использованием одинаковых критериев оценки результативности развития ценностной системы курсантов.
Кроме того, в ходе основного этапа уточнялась и конкретизировалась сама программа формирующего эксперимента. Ее реализация предусматривала непрерывное, целенаправленное и согласованное использование наиболее подходящих методов, приемов, средств, форм работы преподавателей в экспериментальной группе для повышения результативности и действенности их педагогической деятельности в военном институте [3].
Ведущая роль в процессе формирующего эксперимента в его первой исследовательской части отводилась реализации комплекса психолого-педагогических условий и средств развития системы ценностей курсантов: достижение личной примерности в ходе воспитательно-образовательного процесса и повседневной военной службы, высокой дисциплинированности и требовательности к себе и воспитанникам, участие в проведении мероприятий воспитательного характера, привитие курсантам в ходе решения учебных задач практических навыков создания и становления системы ценностей у будущих подчиненных.
э е 55 Во второй части формирующего эксперимента внимание отводилось
о|| попытке создания и внедрения в систему воспитательно-образовательного
¡¡Л процесса, осуществляемого в военном вузе, содержательной модели
Ц. системы ценностей будущих офицеров.
ФО т-» /—
^ & Разработка и реализация программы совершенствования деятельности учебного и воспитательного характера преподавателей военного вуза, направленной на развитие системы ценностей курсантов, предусматривали:
1) активизацию планирования, проведения, оценки и учета учебной и воспитательной деятельности преподавателей в военном вузе;
2) алгоритмизацию воспитательно-образовательной функции военными педагогами в ходе повседневной военной службы, совместной учебной, научной и внеучебной деятельности;
3) обоснование, апробацию и внедрение эффективных стратегий, тактик и техник деятельности педагогов учебного и воспитательного характера по развитию у курсантов системы ключевых ценностей, их учета в разрабатываемых и осуществляемых учебных программах подготовки будущего офицерского состава [4].
В процессе эксперимента для каждой группы были определены условия его проведения. В экспериментальной группе обучение проводилось с применением УМК «Аксиологические основы воинской деятельности» (таблица 1). Контрольная группа изучала дисциплины по традиционной методике.
С целью ознакомления преподавателей и курсантов с предложенным нами инструментарием мы провели первый этап занятий по УМК «Аксиологические основы воинской деятельности». Занятия проводились в форме лекций, групповых занятий и самостоятельной работы.
На этапе экспериментального обучения были выявлены определенные трудности реализации комплекса условий и средств развития ценностной системы будущего офицерского состава. Для преподавателя эти трудности заключались в изучении социально-гуманитарных дисциплин, в особенности - социальной философии.
Таблица 1
УМК «Аксиологические основы воинской деятельности» | о
Темы занятий Вид занятия Кол-во часов
Тема 1. Аксиология, ее предмет и роль в обществе. Лекция 2
Групповое занятие 2
Самостоятельная работа 2
Тема 2. Структура системы ценностей личности (в т. ч. военнослужащего ВВ МВД России). Лекция 2
Групповое занятие 2
Самостоятельная работа 2
Тема 3. Роль ценностей в деятельности военнослужащего. Лекция 2
Групповое занятие 2
Самостоятельная работа 2
Тема 4. Пути формирования и развития системы ценностей. Лекция 2
Групповое занятие 2
Самостоятельная работа 2
Тема 5. Педагогическая технология развития системы ценностей будущих офицеров. Лекция 2
Групповое занятие 2
Самостоятельная работа 2
Тема 6. Оценка уровня сформи-рованности системы ценностей. Лекция 2
Групповое занятие 2
Самостоятельная работа 2
Итого 36
Проанализировав результаты, мы поняли, что для курсантов необходимо увеличение часов в УМК, т.к. для них эта тематика оказалась очень сложной. Кроме того, опросы показали, что для углубленного изучения необходимо использовать еще такие виды занятий, как семинары (таблица 2). Потребовалось уточнение и содержания УМК для преподавателей (таблица 3).
э е « Таблица 2
УМК «Аксиологические основы воинской деятельности» ¡¡Л для курсантов
Наименование темы Вид занятия Кол-во часов
Тема 1. Аксиология, ее предмет и роль в обществе Лекция 4
Групповое занятие 2
Семинар 2
Самостоятельная работа 4
Тема 2. Структура системы ценностей личности (в т. ч. военнослужащего ВВ МВД России). Лекция 4
Групповое занятие 2
Семинар 2
Самостоятельная работа 4
Тема 3. Роль ценностей в деятельности военнослужащего. Лекция 4
Групповое занятие 2
Семинар 2
Самостоятельная работа 4
Тема 4. Пути формирования и развития системы ценностей. Лекция 4
Групповое занятие 2
Семинар 2
Самостоятельная работа 4
Тема 5. Педагогическая технология развития системы ценностей будущих офицеров. Лекция 4
Групповое занятие 2
Семинар 2
Самостоятельная работа 4
Тема 6. Оценка уровня сформированности системы ценностей. Лекция 4
Групповое занятие 2
Семинар 2
Самостоятельная работа 4
Итого 72
Таблица
УМК «Аксиологические основы воинской деятельности» для дополнительных занятий с преподавателями
Наименование темы Вид занятия Кол-во часов
Тема 1. Аксиология ее предмет и роль в обществе. Семинар 2
Тренинг 2
Тема 2. Структура системы ценностей личности (в т. ч. военнослужащего ВВ МВД России). Семинар 2
Тренинг 2
Тема 3. Роль ценностей в деятельности военнослужащего. Семинар 2
Тренинг 2
Тема 4. Пути формирования и развития системы ценностей. Семинар 2
Тренинг 2
Тема 5. Педагогическая технология развития системы ценностей будущих офицеров. Семинар 2
Тренинг 2
Тема 6. Оценка уровня сформированности системы ценностей. Семинар 2
Тренинг 2
Итого 24
В целях устранения вышеперечисленных недостатков нами проведен третий этап формирующего эксперимента, в рамках которого спланирован и проведен комплекс мероприятий, к которым относятся: проведение занятий с курсантами в экспериментальной группе, по программе УМК «Аксиологические основы воинской деятельности» в размере 72 часов, но с необходимой конкретизацией, с одновременным проведением дополнительных мероприятий преподавателями и должностными лицами военного института с курсантами экспериментальной группы, направленных на более глубокое осмысление необходимости РСЦБО [5].
Особенности преподавания выражались в мотивации курсантов к стремлению понять, осознать выполнение заданий; творческом характере выполняемых заданий; создании на занятиях ситуации успеха и ее подкреплении; учете современных условий развития общества и задач ценностного развития молодежи на современном этапе; смещении акцентов с трансляции знаний на создание условий, необходимых для
2 е« самообразования и саморазвития курсантов; моделирование различных
о|| педагогических ситуаций и «проживание» каждым курсантом «роли»
¡Ц- офицера во время учебных занятий, самостоятельной и факультативной
Ц. работы; ориентации воспитательно-образовательного процесса на РСЦБО
си О
и др.
Использование преподавателями различных методов обучения и воспитания позволило организовать воспитательно-образовательный процесс в военном институте как продуктивную творческую деятельность, ориентированную на конкретную цель - РСЦБО. Ведущее место в нем, на наш взгляд, имеют интерактивные методы, используемые преподавателями в работе с экспериментальной группой. Они предусматривали активный диалог, где центральное место занимал не отдельный курсант, а воинский коллектив, взаимодействующие между собой будущие офицеры, которые, обсуждая вопросы, выдвигали разнообразные суждения, но вырабатывали единую линию дальнейшей деятельности.
Эти действия стимулировали и активизировали у курсантов процесс аккумуляции информации, ее осмысления и оценки. Используя этот метод, преподаватель тем самым развивал ценностную активность курсантов, а также формировал умение отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других. Диалогизация процесса обучения способствовала активизации деятельности курсантов, стимулировала развитие у них познавательного интереса, который позволил будущему офицеру максимально самовыразиться не только в стенах военного института, но и во время юридической практики и войсковой стажировки.
Проблемное, диалогическое общение предполагало умение преподавателя представить целостную систему знаний о ценностях, представлениях о том, как необходимо поступать в той или иной ситуации, а также как осуществлять ценностную рефлексию поступков.
Таблица 4
Дидактическое обеспечение, направленное на РСЦБО, учебных предметов, существующих в военном институте в рамках основной образовательной программы
Учебный предмет Тема и содержание дополнений Кол-во часов
Философия Тема «Аксиология, ее предмет и роль в обществе» преподавалась по кафедре гуманитарных и социальных наук. Рассматривались вопросы раскрытия потенциала личности курсанта, духовного фактора культуры в жизни человека, строения человеческой деятельности, вопросы смысла жизни, социальной роли семьи, армии, государства, диалогической природы экзистенциальных ценностей. Изучение данного предмета ориентировало курсантов на уяснение социальной роли личности и ее ценностей в жизни общества, определение миссии офицера в современном мире и России, миссии военного института в ценностном развитии будущего офицера. Философия вооружала курсантов общей методологией познания и ценностно-ориентационной деятельности, что позволило им понять логику воспитательно-образовательного процесса и роль ценностного развития как ведущей идеи. Целью разработанных дополнений было систематизация основных категорий, связанных с понятием «мировоззрение», «система», «ценность», «система ценностей» и др. Изучение данной дисциплины способствовало формированию ценностного сознания, мировоззрения, чувства социальной ответственности, осознания своих потенциальных возможностей и их реализации в процессе ценностного развития будущего офицера и его подчиненных. В ходе изучения философии развивались экзистенциальные ценности курсантов, поскольку они наиболее обобщенные и интеллектуализированные ценности, шире всех остальных видов ценностей. Поскольку предмет «Философия» органично вписывает в себя основные основания аксиологических учений, то он был направлен на развитие ценностной системы в целом, т.е. носил ярко выраженный интегративный характер, предполагающий ценностные основания для всех остальных видов ценностей и дисциплин. Однако и в нем уклон делался на развитие прежде всего экзистенциальных ценностей, связанных со смыслом жизни и смысложизненными ориентациями. 6
э е « Таблица 4. Продолжение
Учебный предмет Тема и содержание дополнений Кол-во часов
Теория и история государства и права; Военное законодательство Тема «Сущность и структура правосознания как носителя системы ценностей» преподавалась по кафедре теории и истории государства и права. Рассматривались вопросы понятия и строения норм права, правовых институтов, происхождения и строения правовых ценностей, уважения норм права, государства, армии, роль правового воспитания курсантов, формы, методы и средства развития правовых ценностей. Изучение данного предмета ориентировало курсантов на уяснение роли правовых норм в военно-профессиональной деятельности внутренних войск, определение собственных прав и обязанностей, уяснения необходимости соблюдения законов, как в жизни, так и на службе. Данные предметы вооружали курсантов правовыми знаниями в области защиты своих прав и прав подчиненных. Целью разработанных дополнений была систематизация основных знаний, связанных с ценностным содержанием права и его норм, конкретизация определений понятия «правовые отношения», «ценностные отношения», «правовые ценности» и др. Изучение данной дисциплины способствовало формированию правового компонента ценностного сознания, чувства ответственности за соблюдение законов России, осознания своих прав и обязанностей и ценностного отношения к ним. Развивались в основе своей правовые ценности (правовой компонент) системы ценностей курсантов 6
Русский язык и культура речи; факультативный предмет Русская и мировая литература. Предложены новые темы, в рамках которых рассматривались вопросы понятия и строения языка, языковых норм и правил как носителей ценностного сознания и художественного творчества, передачи ценностей как социальных эстафет от одного поколения офицеров к другому, в виде вербализованных и невербализованных образцов. Также рассматривались вопросы построения служебного общения и влияние произведений литературы на формирование мировоззрения и развития системы ценностей. Изучение данного предмета ориентировало курсантов на уяснение роли родного языка в жизни и военно-профессиональной деятельности внутренних войск, определение необходимости знания национального и русского языка. Целью разработанных дополнений были систематизация основных знаний, связанных с ценностным содержанием языка и его норм, а также обоснование актуальности изучения литературы для развития у себя системы ценностей. Изучение данной дисциплины способствовало формированию эстетико-художественного компонента ценностного сознания, чувства ответственности за соблюдение законов родного языка, осознания роли русского языка в формировании и развитии ценностной системы 6
Таблица 4. Окончание к
Учебный предмет Тема и содержание дополнений Кол-во часов
Методика морально-психологического обеспечения Тема «Формирование и развитие офицером моральных ценностей у подчиненных» преподавалась по кафедре военной педагогики и психологии. Рассматривались вопросы понятия и строения морали и моральных норм, морального сознания, моральной деятельности и моральных отношений между людьми, необходимости соблюдения норм морали в обществе, содержание морального действия, нравственной оценки мотивации поступков. Рассматривались место и роль морального воспитания будущих офицеров и военнослужащих, формы, методы и средства развития нравственных ценностей. Изучение данного предмета ориентировало курсантов на уяснение нравственных норм и их соблюдение в мирной жизни и во время военно-профессиональной деятельности внутренних войск, определение собственной моральной роли в обществе, воинском коллективе. Изучение данной дисциплины способствовало формированию и развитию нравственного компонента ценностного сознания, чувства ответственности за соблюдение моральных норм и требований, ценностного отношения к ним. В ходе изучения данных дисциплин развивались в основе своей нравственные ценности (нравственный компонент) системы ценностей будущих офицеров. 6
Общевоинские уставы вооруженных сил РФ; Культурология Тема «Традиция как система ценностей» преподавалась по кафедре гуманитарных и социальных наук. Рассматривались вопросы понятия и строения воинских традиций и норм как носителей ценностного сознания офицеров российской армии, художественного творчества, передачи воинских ценностей как социальных эстафет от одного поколения офицеров к другому в рамках специфического военного этноса, в виде вербализованных и невербализованных образцов. Вопросы построения служебного общения и влияние воинских традиций и норм на формирование мировоззрения и развития ценностной системы. Целью разработанных дополнений было систематизация основных знаний, связанных с ценностным содержанием военной службы, воинских традиций и норм. Изучение данных дисциплин способствовало формированию и развитию ценностного отношения к воинским традициям и нормам. 6
Во время занятий преподаватели диагностировали готовность курсантов к духовному диалогу, используя метод педагогического наблюдения, контекстных заданий, преднамеренных ситуаций и др. На основании результатов диагностики преподаватели активно использовали интерактивные методы: этическую (диалог, обсуждение норм и правил общественного поведения) и эвристическую (поиск и нахождение
э е« истины) беседу; дискуссии (аргументированное столкновение мнений, о|| обмен мнениями); «мозговой штурм» (активный поиск ответов с I ° Л помощью догадок, идей, гипотез, ассоциаций); круглый стол (обсуждение Ц. ценностных и нравственных проблем с представителями разных ^ & слоев общества); деловую игру (имитация, подражание, изображение, отражение, управление разных ситуаций и их моделирование); конкурс практических работ с их обсуждением; тренинг (активный метод коррекции посредством организации общения в группах, моделирование межличностных взаимоотношений); работу в микрогруппах; решение проблемных ситуаций и др.
Тренинги использовались с целью подготовки курсантов к предстоящей им служебно-боевой деятельности, акцент делался на изучение индивидуальных и коллективных особенностей подразделений внутренних войск, которыми будут командовать будущие офицеры.
Применяя метод дискуссии, военные педагоги преследовали цель решения проблемы развития системы ценностей с точек зрения уже имевшихся в психологии и педагогике и других науках подходов, но с учетом позиции нового взгляда курсантов в данной аудитории. Роль педагога в проведении дискуссии двоякая. Первая - он создавал и поддерживал определенный уровень взаимоотношений, т.е. управлял дискуссией. Вторая - управлял процессом поиска ценностных мнений. Эффективность дискуссии по ценностным вопросам зависела от подготовленности военного педагога и от умения курсанта вырабатывать доказательства, опираясь на принципы и подходы, предложенные преподавателем, максимально используя свой личный и коллективный опыт.
Метод решения проблемных ситуаций предполагал обучение курсантов навыкам принятия решений и решения проблем в процессе ценностного воспитания военнослужащих, на основе анализа полученной информации и выбора альтернативных путей. Преподаватели разрабатывали практические ситуации двумя путями: на основе описания реальных событий и действий и на базе искусственно сконструированных ситуаций.
В воспитательно-образовательном процессе военного вуза использовались и другие виды дидактических игр с целью совершенствования знаний о системе ценностей и реализацией их в ценностно-ори-ентационной деятельности. Например, имитационная игра позволяла преподавателю отработать со студентами разнообразные приемы педагогической техники, воспитательной технологии и профессиональной деятельности, имитируя поведение и действие педагога в отдельных педагогических ситуациях, а в процессе ролевой игры проигрывались
курсантами определенные роли в процессе решения конкретной к педагогической задачи. | о
В рамках практических занятий военные педагоги использовали | § задания аналитического характера, стимулирующие такие умственные с ^ действия, как анализ и обобщение, переход от конкретного к общему и от общего к конкретному, сравнение и т.д. В них необходимо было использовать подходы к пониманию сущности следующих понятий: ценность, система ценностей, смысл жизни, добро, зло, справедливость, красота, уважение к старшим по званию. При этом анализировались точки зрения исследователей данного феномена, формулировалось свое определение, а затем, используя заготовленную ранее схему, курсанты рассматривали уровни проявления системы ценностей и выделяли источники их развития. Задачей военных педагогов было усилить направленность учебной дисциплины ценностной составляющей и закрепить уже имеющиеся результаты РСЦБО.
Особое внимание уделялось самообразовательной деятельности курсанта под руководством преподавателя, в рамках которой формировались умения: 1) вести дискуссию, полемику, следуя этическим нормам и правилам ведения диалога; 2) выбирать выражения, адекватные ситуации общения; 3) аргументировать свою точку зрения, доказывать правоту; 4) грамотно формулировать и доступно излагать свою мысль; 5) составлять связное сообщение, рассказ, монолог и пр.; 6) точно пересказывать полученную информацию; 7) адекватно воспринимать информацию от партнера по коммуникации; 8) анализировать и понимать содержание сложных, информационно насыщенных устных сообщений; 9) внимательно выслушивать мнение других; 10) верно интерпретировать информацию с учетом ее подтекста.
Отбор и формулировка вопросов при любой форме занятий всецело подчинялась задуманной цели, а предметом мышления курсантов становился теоретический анализ проблемы РСЦБО.
Обеспечив реализацию образовательной составляющей воспитательно-образовательного процесса, мы выделили приоритетное направление воспитательной работы военных институтов. К ним относятся: гражданско-патриотическое, правовое и общекультурное воспитание, которое было предложено на рассмотрение Ученого совета и утверждено им.
В процессе реализации данного направления создавались условия для формирования у курсантов гражданской позиции, патриотического сознания, правовой и патриотической культуры через развитие национального сознания, культуры межнациональных отношений, социальной и религиозной толерантности, основанных на гуманизме,
s g ss любви и уважении к языку, истории и обычаям народа, сохранении и о|| развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур ^¡1 других народов России.
Я» С этой целью был поставлен ряд задач, успешно решенных впос-^ & ледствии: дидактическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса в части, касающейся РСЦБО, достигалось с помощью применения современных информационных и коммуникационных технологий, организацией СМИ внутри военного института, публикациями военных педагогов по вопросам РСЦБО в различных изданиях.
Поскольку формирование и развитие ценностной системы курсанта - это процесс сложный и многофакторный, эффективная реализация предложенной нами формирующей программы возможна с использованием разнообразного психолого-педагогического диагностического инструментария.
Библиографический список
1. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М., 2008.
2. Наумов П.Ю., Скибицкий Э.Г. Педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 157-162.
3. Наумов П.Ю., Скибицкий Э.Г. Педагогические условия и средства развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России: Монография. Новосибирск, 2014.
4. Наумов П.Ю., Утюганов А.А., Кравец А.А. Технологический подход к формированию и развитию системы ценностей военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. № 12. С. 284-294.
5. Наумов П.Ю. Эмпирическое исследование развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 6.2. С. 174-180.
6. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988.
7. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
8. Сорокоумова С.Н., Гуцу Е.Г. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации // Приволжский научный журнал. 2014. № 4 (32). С. 305-309.
9. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С. 67-75.
10. Чукин С.Г., Наумов П.Ю. Справедливость сегодня: нелегкий выбор между распределением и признанием. Ст. первая // Идеи и идеалы. 2015. № 2. Т. 1. С. 67-75.