Научная статья на тему 'Педагогическая технология в развитии системы ценностей будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел России'

Педагогическая технология в развитии системы ценностей будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТРУКТУРА ЦЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ / КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / STRUCTURE / VALUES / DEVELOPMENT / SYSTEM OF VALUES OF FUTURE OFFICERS OF THE MINISTRY OF RUSSIA / COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS AND MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скибицкий Эдуард Григорьевич, Наумов Петр Юрьевич

Представлены результаты разработки педагогической технологии и ее значимость в развитии системы ценностей будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел России. Показана ее методологическая основа, сущность и концептуальные подходы, структура и функции. Раскрыты этапы развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел России. Предложен комплекс педагогических условий и средств, влияющих на эффективность представленной педагогической технологии в выполнении задач по развитию системы ценностей будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скибицкий Эдуард Григорьевич, Наумов Петр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN DEVELOPMENT OF VALUE SYSTEM OF FUTURE OFFICERS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The results of working out of the pedagogical technology and its value in the development of the system of values of future officers of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. Its methodological basis, essence and conceptual approaches, structure and functions are showed. Stages of the development of the system of Future officers of the Internal Troops of the Ministry of Interior Affairs of Russia are opened. The complex pedagogical conditions and means, which influence on efficiency of a problem on the development of the system of values of the future officers is offered.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология в развитии системы ценностей будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел России»

УДК 378. Q2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

© Эдуард Григорьевич СКИБИЦКИЙ

Сибирская академия финансов и банковского дела, г. Новосибирск, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой философии, педагогики и психологии, действительный член Академии информатизации образования, почетный работник высшего образования РФ, e-mail: petr.naumov.777@mail.ru © Петр Юрьевич НАУМОВ Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева Министерства внутренних дел России, г. Новосибирск, Российская Федерация, адъюнкт, кафедра военной педагогики и психологии, e-mail: petr.naumov.777@mail.ru

Представлены результаты разработки педагогической технологии и ее значимость в развитии системы ценностей будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел России. Показана ее методологическая основа, сущность и концептуальные подходы, структура и функции. Раскрыты этапы развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел России. Предложен комплекс педагогических условий и средств, влияющих на эффективность представленной педагогической технологии в выполнении задач по развитию системы ценностей будущих офицеров.

Ключевые слова: педагогическая технология; структура ценности; развитие; система ценностей будущих офицеров; комплекс педагогических условий и средств.

Рассмотрение аксиологических проблем в рамках педагогической науки в современной ситуации приобретает важное и актуальное значение. М.С. Каган по этому поводу отмечает следующее: «В спектре гуманитарных наук на центральное место должна выйти педагогическая теория, поскольку она должна предоставить научную основу для совершенствования практики воспитания, главный недостаток которой состоит в том, что педагогическая деятельность сводится к образованию школьников и студентов, игнорируя

наиболее сложные проблемы формирования личности - направленное развитие ее мировоззрения, характера, нравственных принципов, гражданских позиций, эстетических вкусов, то есть систем ценностей» [1, с. 10].

Исходя из данного положения, необходимо отметить, что развитие системы ценностей должно быть с четко определенными целями, средствами их достижения и результатами, что возможно в организованном педагогическом процессе на основе определенных педагогических технологий.

При решении задач развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел (МВД) России на основе изучения психолого-педа-гогической и методической литературы по раскрытию сущности педагогической технологии нами была разработана и конкретизирована педагогическая технология, необходимая для эффективного функционирования вышеназванного процесса.

Технология (греч. techne - искусство, мастерство, умение и logos - слово, учение) -совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. На наш взгляд, педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание обучаемых, осуществление которых должно сопутствовать достижению запланированного результата.

В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента [2, с. 61].

К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблинс (см.: [2]). Определенный вклад в разработку этого понятия, его структуры и содержания внесли ученые отечественной психологии и педагогики (С .И. Архангельский, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Л.В. Загрекова, Т.В. Мошарова, Л.М. Никано-рова, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин и др.).

Анализ педагогической литературы свидетельствует, что на сегодня существуют различные подходы к определению понятия «педагогическая технология». Например, П.Я. Гальперин при анализе данной категории уделяет внимание выстраиванию способов достижения поставленных результатов учебных целей, определению их рациональности, диагностированию состояния, отбору содержания материала, контрольно-коррекционной работе и т. д.

В табл. 1 наглядно представлены различные подходы российских ученых к определению педагогической технологии.

Особое значение придается признакам педагогических технологий, которые выделяют в своих трудах российские ученые.

Г.К. Селевко исследует педагогические технологии по различным параметрам: уровень применения, философская основа, ведущий фактор психического развития, научная концепция усвоения опыта, ориентация на личностные структуры, характер содержания и структуры технологии, тип организации и управления познавательной деятельностью, по организационным факторам, по подходу к личности, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся», а именно: «педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогического сотрудничества), на основе эффективности управления и организации учебного процесса, частнопедагогические, природосообразные, технологии развивающего обучения [3]. Н.В. Бордовская и А.А. Реан предлагают следующие характеристики технологий: структурно-логические, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые (см.: [4, с. 43]).

О.Н. Филатов при раскрытии понятия технологии обучения определяет следующие признаки: «Технология - это системный комплекс психолого-педагогических процедур, включающих специальный подбор и компоновку дидактических форм, методов, способов, приемов и условий, необходимых для реализации процесса обучения» (см.: [5, с. 105]).

Л.М. Никанорова акцентирует аспект применения педагогических технологий: «использование потенциала различных дисциплин, сотрудничающих с педагогической наукой», «повышение эффективности обучения» и «подведение всех учащихся к единому, заранее запланированному уровню владения знаниями, умениями и навыками» [6, с. 29].

Л.В. Загрекова в своих трудах представляет следующие аспекты технологизации педагогической науки: кибернетический аспект (совершенствование управления усвоением знаний, умений, навыков), коммуникативный аспект (совершенствование путей обмена информацией между субъектами образовательного процесса), информационный аспект (совершенствование и реконструирование содержания образования), деятельно-

стный аспект (активизация и интенсификация деятельности учащихся), личностный аспект (учет и развитие личностных качеств субъектов учебной деятельности) [7, с. 49].

М.В. Кларин указывает на такие существенные признаки педагогической технологии, как процессуальность, направленность на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов, предста-

вимость совокупностью методов изменения состояния объекта [8, с. 21].

М.А. Чошанов, в свою очередь, выделяет следующие существенные признаки педагогической технологии: проектируемость, кор-ректируемость, управляемость, визуализация [9, с. 43].

Как уже было отмечено, особое место при построении любой педагогической технологии имеет ее концептуальная основа.

Таблица 1

Анализ понятия «педагогическая технология»

Автор Определение понятия Ключевые слова

В. А. Сластенин Педагогическая технология - строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания [2] Проектирование, точное воспроизведение

В.П. Беспалько Проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике. В основе педагогической технологии лежит системный подход, который дает возможность планировать эффективность как процесса, так и в целом педагогической системы [10] Проект, реализуемый на практике

Д.В. Чернилевский «Это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности этого процесса на достижение высоких результатов в развитии личности». Структурное строение данной системы: «цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства преподавания, организация учебного процесса, студент, преподаватель, результат деятельности» (см.: [7, с. 48]) Системная категория, применение, направленность

В. А. Якунин Это единство основных функций, последовательно и циклично сменяющихся при планировании, организации и проведении процесса обучения. Педагогическая технология включает следующие функции: диагностики, целепола-гания, информации, прогнозирования, проектирования (планирования), принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции [11, с. 15] Единство, функция, планирование, организация

Н.В. Костромина Это единство основных функций, последовательно и циклично сменяющихся при планировании, организации и проведении процесса обучения. При этом к данным функциям относятся: диагностики, целеполагания, информации, прогнозирования, проектирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции при ведущей роли целеполагания [5, с. 105] Единство, функция, цикличность, обучение

№ п/п

1.

2.

3.

5.

Изучение психолого-педагогической,

методологической и методической литературы показало, что наиболее целесообразным при построении педагогической технологии является полипарадигмальный подход, который включает: аксиологический, системный, деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы (рис. 1).

Дадим краткую характеристику каждого из них:

- при аксиологическом подходе (Г. Лот-це, Г. Риккерт, М. Рокич, М.С. Каган, В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий и др.) рассматривается ценность и система ценностей как необходимый атрибут бытия социальных субъектов: личности, социальных групп и общества;

- при системном подходе (П.К. Анохин, Л. Берталанфи, В. А. Лекторский, М.С. Каган, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) рассматриваются исследуемые объекты как системы, представляющие собой определенную целостность, имеющие свою структуру, свои элементы, взаимосвязанные между собой и имеющие определенные функции;

- для деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн и др.) характерно изучение существования и активности личности через различные формы, типы и виды ее деятельности.

- индивидуально-дифференцированный подход при развитии системы ценностей курсантов внутренних войск МВД России представляется оптимальным, т. к. сфокуси-

рован на личности курсанта. Индивидуализация рассматривается в плане построения педагогического процесса и содержания образования. Основным принципом дифференциации является оперативная помощь курсантам в решении ценностных проблем, в определении векторов выбора.

Педагогическая технология в военном институте внутренних войск МВД России выступает как организованный, глубоко гуманистический процесс, цель которого -обеспечивать ценностное становление будущего офицера наиболее эффективными средствами, создавать и наращивать его духовный и личностный потенциал.

Каково содержание и структура системы ценностей, которую мы собираемся развивать на основе педагогической технологии?

По нашему мнению, в основе системы ценностей будущего офицера внутренних войск МВД России лежит характер и идейная суть его общественного труда, службы Родине и ее гражданам, а также специфика данной службы.

Вышесказанное позволяет нам представить строение данной системы как совокупности следующих направлений: экзистенциальных, нравственных, правовых, воинских традиций и эстетико-художественных ценностей. Характеристику данных направлений в настоящей работе мы не раскрываем, т. к. это не входит в наши задачи.

Разработка педагогической технологии осуществлялась по следующим этапам (рис. 2).

Полипарадигмальный подход

Педагогическая технология

Рис. 1. Концептуальность педагогической технологии

В нашем исследовании педагогическая технология развития системы ценностей курсантов в военном институте внутренних войск министерства внутренних дел России в своем системном единстве предполагает наличие структуры, состоящей из следующих компонентов:

- мотивационно-целевого;

- предметно-содержательного;

- когнитивно-операционального;

- контрольно-корректирующего;

- рефлексивно-аналитического.

Исходя из специфики задач, выполняемых в образовательном процессе военного института внутренних войск МВД России, педагогическая технология развития системы ценностей курсантов имеет следующую структуру (рис. 3).

Педагогическая технология, структура которой приведена в нашем исследовании, обеспечивает развитие системы ценностей курсантов и целостность процесса по их формированию, определяет содержание деятельности педагогов и курсантов в образовательном процессе.

Рассмотрим элементы представленной педагогической технологии:

- мотивационно-целевой компонент педагогической технологии развития системы ценностей курсантов формирует мотивы деятельности по их овладению, ориентирует на достижение основной цели создаваемого педагогического процесса;

- предметно-содержательный компонент технологии по развитию системы ценностей курсантов отражает смысл, вкладываемый как в общую цель технологии, так и в каждую задачу, и представлен различными учебными и воспитательными материалами и средствами, программой и содержанием учебно-методического комплекса «Аксиологические основы воинской деятельности» и иного дидактического обеспечения, характеризует воспроизводимость педагогической технологии;

- когнитивно-операциональный компонент представлен как изучение необходимой теоретической базы, обобщение имеющегося педагогического опыта, определение критериев результативности педагогической технологии, подбор необходимых средств, форм и методов;

Рис. 2. Этапы разработки педагогической технологии

Рис. 3. Структура педагогической технологии

- контрольно-корректирующий компонент представляет собой совокупность диагностических средств, а также различного педагогического инструментария с целью анализа и измерения эффективности педагогической технологии, ее управляемости; сюда включается также определение уровней сформированности системы ценностей (низкий, средний, высокий), разработка дальнейшего плана действий, корректировка их, исходя из полученных данных о реализации педагогической технологии;

- рефлексивно-аналитический компонент - это подведение итогов деятельности по осуществлению и внедрению данной технологии в педагогический процесс военного института внутренних войск МВД России, проникновение в сущность произошедших изменений и результатов применения педагогической технологии, с содержанием критического самоанализа.

Данная педагогическая технология выполняет следующие функции по отношению к развитию системы ценностей будущих офицеров в военном институте внутренних войск МВД России: организационную, ин-

формационную, формирующую, развивающую, контролирующую, корректирующую и рефлексивную (рис. 4).

Представленные ранее научные подходы, на которых основана наша педагогическая технология, следующим образом влияют на компоненты педагогической технологии: определяют ее цель и задачи, содержание, формы и методы осуществления педагогической деятельности, предъявляют

критерии эффективности и оценки.

На основе вышеизложенной педагогической технологии развитие системы ценностей будущих офицеров включают в себя следующие этапы (рис. 5).

Представленные компоненты отражают целостный характер развития системы ценностей и взаимосвязи составляющих ее элементов, что дает необходимые основания для разработки и реализации данной технологии в педагогическом процессе военного института внутренних войск МВД России.

Обоснованная нами педагогическая технология имеет своей основной целью реализацию комплекса определенных педагогических условий и средств.

Рис. 4. Функции педагогической технологии по развитию системы ценностей будущих офицеров

Рис. 5. Этапы развития системы ценностей курсантов

КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ

Условия

1) наличие содержательной модели системы ценностей будущих офицеров;

2) наличие модели развития системы ценностей курсантов;

3) готовность преподавателей в ходе учебной деятельности к проведению целенаправленной работы по развитию системы ценностей курсантов;

4) готовность курсантов в процессе учебной деятельности к развитию собственной системы ценностей

Средства

1) актуальное дидактическое обеспечение развития системы ценностей курсантов;

2) педагогическая технология по реализации комплекса педагогических условий и средств развития системы ценностей курсантов;

3) учебно-методический комплекс: «Аксиологические основы воинской деятельности»;

4) наличие инструментария оценки уровня развития системы ценностей будущих офицеров

Рис. 6. Комплекс педагогических условий и средств развития системы ценностей курсантов

Представленная педагогическая технология реализует в воспитательно-образовательном процессе военного института следующие педагогические условия и средства (рис. 6).

Результаты использования разработанной нами педагогической технологии по реализации комплекса педагогических условий и средств развития системы ценностей будущих офицеров (эксперимент осуществлялся в течение пяти лет) показали, что она обусловливает процесс развития системы ценностей и может служить основным средством для его эффективного функционирования.

1. Каган М. С. Методология гуманитарного знания и перспективы XXI века // К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: материалы международной конференции. 18 мая 2001 г. Серия «Symposium». СПб., 2001. Вып. 12.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2004.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

4. Кузьмина М.С., Капичникова О.Б. Модернизация обучения иностранным языкам в вузе. Балашов, 2002.

5. Костромина Н.В. Педагогические технологии обучения: сущность, их характеристики и эффективность // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2007. № 12.

6. Никанорова Л.М. Технология проблемномодульного обучения иностранному языку в профессиональной школе. Казань, 2004.

7. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. М., 2004.

8. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемномодульного обучения. М., 2005.

10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

11. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998.

Поступила в редакцию 22.11.2Q12 г.

UDC 378.02

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN DEVELOPMENT OF VALUE SYSTEM OF FUTURE OFFICERS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Eduard Grigoryevich SKIBITSKY, Siberian Academy of Finance and Banking, Novosibirsk, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Philosophy, Pedagogics and Psychology Department, Full Member of Academy of Information of Education of the Russian Federation, e-mail: petr.naumov.777@mail.ru

Pyotr Yuryevich NAUMOV, Novosibirsk Military Institute of Internal Armies named after General I.K. Yakovlev of Ministry of Internal Affairs of Russia, Novosibirsk, Russian Federation, Adjunct, Military Preparation and Psychology Department, e-mail: petr.naumov.777@mail.ru

The results of working out of the pedagogical technology and its value in the development of the system of values of future officers of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. Its methodological basis, essence and conceptual approaches, structure and functions are showed. Stages of the development of the system of Future officers of the Internal Troops of the Ministry of Interior Affairs of Russia are opened. The complex pedagogical conditions and means, which influence on efficiency of a problem on the development of the system of values of the future officers is offered.

Key words: pedagogical technology; structure; values; development; system of values of future officers of the Ministry of Russia; complex of pedagogical conditions and means.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.