Научная статья на тему 'Диагностика воспитанности курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России'

Диагностика воспитанности курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ВОСПИТАННОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CIVIC CONSCIOUSNESS / ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ / THE CRITERIA AND THE INDICATORS OF THE INTEGRITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTEGRITY / INTEGRITY DIAGNOSTICS / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.М. Лебеденко

В статье рассматривается вопрос о критериях и показателях уровней проявления воспитанности и профессионально-значимых качеств курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России, позволяющих определить эффективность влияния воспитательной среды на профессиональное воспитание и становление курсантов (слушателей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.М. Лебеденко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The diagnostics of cadets (students) integrity in the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia

The issue concerning the criteria and the indicators of manifestation of integrity and professionally significant qualities of the students of the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia are considered which make it possible to determine the effectiveness of the influence of educational environment on professional education and personal development of the students.

Текст научной работы на тему «Диагностика воспитанности курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России»



ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2011. № 1 (17)

И.М. ЛЕБЕДЕНКО,

преподаватель кафедры педагогики (Московский университет МВД России)

вэ

0

1

¡S

а

0

X

1

л

<

ы н S

и 5 о

оэ 3

< 9 и Si s С

И S О н bS ^

5 2

И X ¡г ja

s <

и и о н Ъ к

и

О I

¡с

S и и ш с о

74

Диагностика воспитанности курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России

В статье рассматривается вопрос о критериях и показателях уровней проявления воспитанности и профессионально-значимых качеств курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России, позволяющих определить эффективность влияния воспитательной среды на профессиональное воспитание и становление курсантов (слушателей).

воспитание, воспитанность, гражданственность, диагностика воспитанности, критерии и показатели воспитанности, нравственность, профессионализм, профессиональное становление, развитие, формирование, воспитательная среда.

Изучение воспитательной среды образовательных учреждений МВД России, анализ специфики профессиональной педагогической деятельности командного и профессорско-преподавательского состава, выявление особенностей подготовки курсантов (слушателей) показали, что необходимо не только регулярно контролировать их успеваемость, но и диагностировать уровни проявления их профессионального воспитания и становления.

В педагогической литературе, научно-методических журналах, отдельных изданиях и публикациях предлагается много рекомендаций и советов по диагностике воспитанности обучающихся, но единых методик пока не выработано. В педагогике используется традиционное понимание воспитанности как совокупности знаний о нормах поведения в обществе и умений применять их во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поскольку поведение человека в социуме, его отношение к людям характеризуют нравственный мир личности, под воспитанностью мы подразумеваем именно нравственную воспитанность. В ряде научных работ предлагается определять критерии оценки эффективности подготовки специалистов МВД по подходам к видам практической деятельности [4; 6; 7; 8; 9; 10].

В работе над системой оценки профессионального воспитания и становления курсантов (слушателей) мы исходили из положения

о том, что основными признаками, которым должны удовлетворять средства проверки, являются «объективность, позволяющая оценивать исследуемое педагогическое явление (процесс) однозначно, не допуская спорных оценок разными исследователями; адекватность, т. е. способность оценивать именно то, что хочет оценить экспериментатор; нейтральность, одинаковость, равнозначность для всех явлений (процессов) данного исследования» [5, с. 32]. Однако в юридической педагогике пока не рассматриваются критерии и показатели для непосредственного изучения эффективности влияния воспитательной среды образовательного учреждения МВД России на профессиональное становление и воспитание курсантов (слушателей). Разрабатывая критерии и показатели, позволяющие измерять уровни проявления нравственных и профессионально-значимых качеств курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России и оценивать эффективность влияния воспитательной среды на их профессиональное воспитание и становление, мы учитывали содержательную сторону руководящих документов, регулирующих воспитательную работу в системе МВД России [1; 2; 3]. Вместе с тем мы основывались на анализе литературных источников, результатах бесед и опросов командного и профессорско-преподавательского состава факультетов, курсантов (слушателей) образовательного учреждения МВД России, практике учебно-воспитательной деятельности. Нами были выделены следующие критерии:

— нравственность как система внутренних правил человека, в основу которой заложены гуманистические ценности;

— моральные качества и черты характера;

— гражданственность как интегративное качество личности, свойство поведения человека, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности;

— профессионализм как качественная характеристика субъекта труда, отражающая

высокий уровень развития профессионально-значимых качеств личности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на продуктивное развитие специалиста.

Определение эффективности влияния воспитательной среды образовательного учреждения МВД России на достижение педагогических задач в «чистом виде» невозможно, поэтому она определялась через положительную динамику уровней проявления нравственности, гражданственности и профессионализма у курсантов (слушателей).

Для того чтобы объективно отражать полноту и уровень изучаемого явления, служить мерилом оценки, критерий должен быть развернутым, т.е. включать мелкие единицы измерения — показатели, которые входят в него как составная часть, являются его компонентами [5, с. 33]. После учета всех пожеланий и рекомендаций система показателей нами была сведена в три группы, которые и составили основу критериев. Гражданственность может проявляться через показатели патриотизма, ответственности, уважительности, общественной направленности, активности; нравственность — через гуманизм, совестливость, справедливость, отзывчивость, толерантность; профессионализм — через успеваемость, самоконтроль, объективность, обязательность, организованность.

Каждый из указанных показателей отражает сущность критерия, конкретизирует и раскрывает его смысл с учетом специфики правоохранительной деятельности.

Названные критерии и показатели проявляются в единстве. Уровни их проявления могут рассматриваться в трех измерениях: высоком (осознание — поведение вне зависимости от ситуации), среднем (знание — поведение в зависимости от ситуации), низком (представление — поведение в зависимости от ситуации или демонстративно против) и позволяют дать качественную и количественную характеристики уровней профессионального воспитания и становления курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России.

Высокий уровень проявления нравственности составляют понятия о нравственных ценностях, осознанные и устойчивые. Курсант (слушатель) убежден в их необходимости, сохраняет и реализует свои убеждения в действиях и поведении в различных условиях. Вместе с тем он объективно оценивает свои нравственные качества, настойчиво работает над собой для достижения идеала.

Средний уровень проявления нравственности определяется тогда, когда курсант

(слушатель) имеет широкий запас знаний о нравственных ценностях, однако не синтезирует их в целостное мировоззрение. Понятия о нравственных качествах устойчивы, но реализуются в зависимости от конъюнктуры, при благоприятных условиях и требованиях извне. Курсант объективно оценивает свои нравственные качества, но работает над собой недостаточно.

Низкий уровень проявления нравственности выражается в том, что курсант (слушатель) имеет слабые разрозненные представления о нравственных ценностях. Усвоенные им нравственные знания не являются основой личных убеждений, реализуются только при условии личной заинтересованности или требований извне, над оценкой своих нравственных качеств он не задумывается, работать над собой не считает нужным.

Высокий уровень проявления гражданственности обнаруживается в том, что курсант (слушатель) испытывает искренний интерес к истории страны и малой родины; гордится не только своими успехами, но и достижениями товарищей; оказывает уважение и внимание старшим по званию или возрасту; осознает необходимость выполнения Устава и внутреннего распорядка; ответственно относится к выполнению общественной нагрузки; умеет подчинять личные интересы общественным; проявляет инициативу и активность в организации жизнедеятельности группы, курса, факультета.

Средний уровень гражданственности выражается в том, что курсант (слушатель) проявляет интерес к истории страны и малой родины только при проведении патриотических мероприятий, принимает в них участие по принципу «как все, так и я», гордится только своими личными достижениями и успехами; оказание уважения и внимания старшим по званию или возрасту не считает обязательным; осознает необходимость выполнения требований Устава и внутреннего распорядка, но позволяет себе отступать от их соблюдения; ответственно относится к выполнению общественной нагрузки при условиях личной заинтересованности; инициативу в организации жизнедеятельности коллектива не проявляет, но активен, если занимается тем, что представляет для него интерес.

Низкий уровень проявления гражданственности составляют такие характеристики курсанта (слушателя), как отсутствие интереса к истории страны и малой Родины; нескрываемое чувство превосходства над коллегами при наличии каких-либо личных достижений; зависть успехам товарищей; неуважение и не-

03

о X

£ а О

X 3 X

л

<

и н к

и 5 о ^ оэ 3

°о

о

к С

И 5 О Н

2 и

^ 2 И X ЦТ Л

Б <

I- И

О н Ъ к

И

Чё

О I

¡с

5 И и Щ

с о

75

вэ

о

X

£

а

0

X 3

1

л

<

и н к

и 5 о £

03 V

< 9

к С

И 5 О н

ЬЙ ^

5 2

И X ¡Г Л

к <

I- И

о н Ъ к

И

Чё

О I

¡с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 И и Щ

с о

76

внимание к старшим по званию или возрасту; не осознанность необходимости выполнения требований Устава и внутреннего распорядка, но выполнение их из-за страха наказания или по принуждению извне; уклонение от общественной нагрузки или безответственное ее выполнение (поэтому общественной нагрузки не имеет); игнорирование общественных интересов, если они вступают в противоречие с личными; неучастие в жизнедеятельности коллектива.

При высоком уровне проявления профессионализма курсант (слушатель) имеет отличные и хорошие показатели успеваемости, стремится к прочности и глубине знаний, использует дополнительные источники информации в сфере выбранной профессии, умеет трудиться сообща, организован, поэтому не имеет дисциплинарных нарушений; добросовестно выполняет поручения, которые доводит до конца без контроля со стороны руководства и товарищей, обладает высокой работоспособностью; делится своими знаниями с сокурсниками; имеет положительные прогнозы на будущее и их реализацию в выбранной профессии.

При среднем уровне проявления профессионализма курсант (слушатель) хорошо успевает только по тем предметам и учебным дисциплинам, которые представляют для него интерес; упорства в обогащении дополнительными знаниями в сфере избранной профессии не проявляет; дисциплинирован и организован только под контролем руководства и коллектива, поэтому зачастую имеет взыскания; к выполнению поручений относится недобросовестно (требуется постоянный контроль извне); делает только то, что представляется интересным, трудится «под нажимом» коллектива. Делится своими знаниями с сокурсниками неохотно; знает, кем и каким хочет стать.

При низком уровне проявления профессионализма курсант (слушатель) успевает на уровне «удовлетворительно», к дополнительным знаниям в сфере избранной профессии не стремится; имеет регулярные нарушения служебной дисциплины, взыскания со стороны руководства, часто отсутствует по различным причинам; избегает общественных нагрузок, трудовых обязанностей, стремится переложить работу на других, не проявляет желания делиться своими знаниями с сокурсниками; четко не представляет, кем и каким хочет стать, в отношении к профессии не определился.

Считая уровень проявления воспитанности и профессионально-значимых качеств уча-

щихся показателем эффективности влияния воспитательной среды на профессиональное воспитание и становление курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России, необходимо учитывать, что разработанная система критериев и показателей достаточно условна, так как личность и система взаимосвязей между ними всегда сложнее, чем ее описание.

При изучении эффективности влияния воспитательной среды на профессиональное становление и воспитание курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России имеется в виду, что динамика показателей уровней проявления их воспитанности, профессионально-значимых качеств и личностных потребностей может быть неодинаковой. Некоторые показатели могут вообще не изменяться, поэтому общий вывод был сформулирован на основе сопоставления результатов всех использованных методов исследования.

Определение уровня проявления воспитанности и сформированности профессионально-значимых качеств курсантов и слушателей позволяет выявить меру соответствия личности обучающегося запланированному воспитательному результату и степень реализации целей и задач воспитательной работы образовательного учреждения МВД России, что следует учитывать при анализе и оценке эффективности его воспитательной среды.

Анализ педагогических источников показал, что в педагогической науке и практике нет единой программы, определяющей общие требования к профессиональной воспитанности выпускников образовательных учреждений. Каждое образовательное учреждение вправе определять образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен педагогический процесс данного образовательного учреждения.

Список литературы

1. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120.

2. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.

3. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (прил. к Приказу МВД России от 24 декабря 2008 г. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника орга-

8. Сердюк С.Ф. Педагогические аспекты управления в коллективе среднего специального заведения МВД СССР: автореф. дис. ... канд. педагогич. наук. — М., 1990.

9. Числов А. И. Профессиональная деятельность сотрудника милиции (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юр. наук. — СПб., 1996.

10. Щеглов А.В. Воспитание профессиональной нравственной культуры сотрудников ОВД России: автореф. дис.канд. педагогич. наук. - СПб., 1994.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

нов внутренних дел»): Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.

4. Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД. - М., 1997.

5. Лазукин А.Д. Развитие теории и практики профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... докт. педагогич. наук. — М., 2001.

6. Мухина Г.А. Формирование профессионализма у курсантов юридических институтов МВД — будущих следователей: автореф. дис. ... канд. педагогич. наук. — М., 1998.

7. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. — М., 2000.

Л.Г. НОСКОВА,

доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Речеведческие дисциплины в системе подготовки юристов

послереволюционный отечественный опыт)

В статье рассматривается становление риторического образования в системе высшего юридического образования в советский и постсоветский периоды. Автор последовательно излагает историю написания пособий по рече-ведческим дисциплинам для обучения юристов, отмечая недостатки и достоинства программ и курсов.

подготовка юристов, речеведческие дисциплины.

Приход к власти коммунистов в октябре 1917 г. во многом объясняется риторической победой партии большевиков. Основатель коммунистической партии В.И. Ленин неоднократно писал о силе и влиятельности агитации и пропаганды.

В первое десятилетие советской власти было написано множество работ об ораторском искусстве, умении говорить с трибуны и убеждать массы. Одна из лучших книг того времени — «Умение говорить публично» А.В. Миртова (1927 г.), выдержавшая три издания. Вдохновленный идеями построения нового общества, автор писал: «В новых условиях нашей жизни всякому, не

ушедшему целиком в свою скорлупу, приходится время от времени быть и оратором».

В период становления советского государства среди прочих актуальными были призывы обучаться «живому слову». На открытии Института живого слова нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский говорил: «Все формы творчества идут через речь. ... Надо учить говорить весь народ от мала до велика». Ученые Института живого слова предлагали множество проектов и программ развития ораторского искусства, в частности, высказывались и суждения о введении рече-ведческих дисциплин в программу обучения будущих специалистов.

Становление системы высшего юридического образования в СССР начинается в период с 1946 г. до начала 50-х гг., после выхода октябрьского Постановления ЦК ВКП(б) «О расширении и улучшении юридического образования в стране». Заявление о необходимости «обучать студентов искусству судебной речи» впервые встречается в 11-м номере журнала «Социалистическая законность»1 [12, с.

1 Нами использован анализ советской практики преподавания речевых дисциплин, проведенный исследователем

Т.В. Мазур.

И

03

о

X

£

а

О

X 3 X

л

<

и н S X

03 V

< 3

SÖ ^

s С

S н и о X

л

<

И

н «

И

и*

О I

¡с

S и и из с о

И

о

bS

и

И IT

S

U

о

U

3

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.