Научная статья на тему 'Педагогические условия совершенствования процесса нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России'

Педагогические условия совершенствования процесса нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / СЛУШАТЕЛИ КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ / MORAL EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / OFFICERS OF PENAL SERVICE / TRAINING CENTRES OF FEDERAL PENAL SERVICE / STUDENTS / CRITERIA / INDICATORS / STANDARD OF MORAL BREEDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева С. И.

Раскрываются содержание и особенности проведенной в учебном центре УФСИН России по Республике Саха (Якутия) экспериментальной работы, обусловившей положительную динамику нравственной воспитанности слушателей, на основании чего определены и обоснованы педагогические условия совершенствования нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for improvement of the process of moral education of the students of Federal Penal Service of Russia

The author reveals the content and peculiarities of experiment work carried in training centre of the Federal Penal Service. The experiment showed improvement in moral breeding of the students. The pedagogical conditions for improvement of moral education were defined within the experiment.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия совершенствования процесса нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России»

УДК 343.8+37.013 С.И. Афанасьева

педагогические условия совершенствования процесса нравственного воспитания слушателей учебных центров фсин России

Раскрываются содержание и особенности проведенной в учебном центре УФСИН России по Республике Саха (Якутия) экспериментальной работы, обусловившей положительную динамику нравственной воспитанности слушателей, на основании чего определены и обоснованы педагогические условия совершенствования нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России в целом.

Ключевые слова: нравственное воспитание, педагогические условия, сотрудники уголовно-исполнительной системы, учебные центры Федеральной службы исполнения наказаний, слушатели; критерии, показатели, уровень нравственной воспитанности.

Необходимость совершенствования нравственного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) обусловливается тем, что в документах ООН и ЮНЕСКО последних лет серьезное внимание обращается на важность распространения в обществе идеалов гуманизма, уважения прав и свобод человека, его чести и достоинства. Данные требования непосредственно касаются и лиц, совершивших преступления и отбывающих наказание. Знание международных стандартов обращения с осужденными является одним из важнейших требований к сотрудникам, выполнять которое в полной мере невозможно без определенного уровня сформиро-ванности нравственной сферы личности.

Важнейшая задача по обучению и воспитанию впервые принятых на службу в УИС сотрудников возлагается на учебные центры, где им не только прививаются профессиональные знания, умения и навыки, но и осуществляется моральная подготовка к деятельности в условиях исполнения уголовного наказания, постоянного воздействия субкультуры и традиций преступной среды.

Проблеме нравственного воспитания учащихся посвящены труды известных педагогов К.Д. Ушин-ского [1], А.С. Макаренко [2], И.П. Подласого [3], А.В. Сухомлинского [4] и др. Большое место отведено особенностям и методикам нравственного воспитания школьников и студентов в работах Н.А. Коваль [5], Т.Г. Мирошниковой [6], С.Б. Рябчиковой [7] и др. Отдельные вопросы развития профессионального образования, совершенствования служебных и нравственных качеств курсантов (слушателей) вузов и учебных центров МВД и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) рассматриваются Л.Т Бородавко [8], А.Ю. Ефремовым [9], А.Д. Кузнецовой [10] и др. Однако

АФАНАСьЕВА Светлана Ивановна - ст. преподаватель Учебного центра Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия), майор внутренней службы, аспирант Академии Управления и права ФСИН России.

E-mail: unir@sitc.ru

проблема определения педагогических условий, способствующих совершенствованию нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России, еще не получила достаточного научного развития, что приводит к низкой эффективности данного процесса, и в связи с этим она становится особенно актуальной.

Статистические данные свидетельствуют о том, что как во время прохождения обучения в учебных центрах ФСИН России, так и в ходе дальнейшей профессиональной деятельности уровень нарушений служебной дисциплины остается высоким, а в ряде регионов обстановка ухудшается. Так, за 2008 г. сотрудниками УИС РФ (в том числе слушателями учебных центров) допущено 26 894 нарушений служебной дисциплины. Зарегистрировано 710 нарушений законности - это преступления, связанные с оборотом наркотиков, получением взяток, злоупотреблением должностными полномочиями, вступлением в запрещенные связи со спецконтингентом, неправомерным применением физической силы и специальных средств. К уголовной ответственности привлечены 70 сотрудников [11]. За 8 месяцев 2009 г. следственными органами возбуждены уголовные дела в отношении 47 сотрудников, предъявлены обвинения 27 сотрудникам, из них осуждены 5 человек [12].

Большая часть указанных нарушений стала возможной в результате формального участия руководителей в воспитательном процессе и деформированной нравственности отдельных сотрудников. Это свидетельствует о серьезных просчетах в организации процесса нравственного воспитания сотрудников УИС, в первую очередь при осуществлении начальной профессиональной подготовки в учебных центрах, так как именно здесь закладываются моральные основы будущей служебной деятельности.

Базовым учреждением для проведения исследовательской работы выступил учебный центр УФСИН России по Республике Саха (Якутия). В 2008 г. общая численность слушателей в контрольных и экспериментальных группах составила 93 курсанта, в том числе 50 - сотрудники из числа рядового и младшего начальствующего состава

(РМНС) и 43 - среднего начальствующего состава (СНС); в 2009 г. - 95 слушателей, из них 50 - сотрудники РМНС, 45 - сотрудники СНС. Всего 188 человек (8 учебных групп), среди которых отмечалось сопоставимое количество слушателей примерно равного возраста, уровня образования (у СНС - более высокого) и семейного положения, хотя полного сходства они не имели в силу их личностного многообразия, что дает основание говорить о равных стартовых возможностях участников эксперимента.

Предварительно в ходе констатирующего эксперимента проводилась первоначальная диагностика состояния нравственной воспитанности слушателей. С этой целью были отобраны мировоззренческий, интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий критерии, в совокупности объединившие 16 показателей. После чего экспертной комиссией в каждой учебной группе было выявлено количество слушателей, у которых в рамках каждого из определенных критериев присутствуют 3-4 ярко выраженных показателя, в процентах. В целом измерения показали низкий уровень нравственной воспитанности слушателей как контрольных, так и экспериментальных групп (табл. 1-4).

В ходе формирующего эксперимента слушатели контрольных групп обучались по традиционной учебной программе, а в экспериментальных группах дополнительно преподавался разработанный нами факультативный курс «Основы профессиональной культуры и этики сотрудника УИС». Кроме этого, максимально использовались возможности повышения нравственной воспитанности в ходе изучения всех учебных дисциплин, так как при повседневной организации образовательного процесса данный потенциал не реализуется, что получило подтверждение в ходе опроса преподавателей (87,5%) и слушателей (75,3%) учебного центра. Познание возможностей своего организма, развитие волевой сферы личности, формирование таких ценностей, как мужество, отвага, осуществлялось на занятиях по физической подготовке. Знакомство с высшими ценностями гуманизма, правами, свободами, обязанностями человека - на занятиях по изучению правовых основ службы в УИС, заложенных в международных правовых документах, законодательных актах и нормативно-правовых документах РФ. Индивидуальная или групповая работа в ходе психологической подготовки была направлена на понимание и активизацию личностью главных механизмов нравственного самосовершенствования - самоанализа, самокритики, самопознания и самоочищения. Нравственное развитие слушателей также осуществлялось через знакомство с традиционными мировыми религиями, являющимися хранителями богатейшего культурного и духовного наследия народов.

Ответственность за нравственное воспитание слушателей экспериментальных групп, базировавшееся на педагогическом руководстве данным процессом, возлагалась, в первую очередь, на начальника учебного цен-

тра, который совместно с командным составом проводил анализ уровня нравственной воспитанности слушателей, ставил задачи подчиненным должностным лицам по содержанию, организации и проведению воспитательной работы, осуществлял контроль за качеством их выполнения, подводил итоги педагогической деятельности.

Побуждению слушателей к активному участию в процессе нравственного воспитания способствовала организация просветительской работы. Для этого в учебном центре создана комната воспитательной работы, предназначенная для проведения занятий по общественногосударственной подготовке и информирования слушателей, лекций, бесед на этические темы, встреч с представителями ветеранских и общественных организаций, культуры и искусства; организации культурного досуга. Постоянно действующим органом комнаты является ее Совет, избранный на общем собрании личного состава. В комнате размещены стенды, содержащие информацию о структуре государственной власти; тексты Присяги, Кодекса чести и других положений о службе в УИС, примеры подвигов и героизма сотрудников. В библиотеке организовываются выставки литературы к знаменательным датам, в том числе связанные с историей литературы и культуры, Минюста, МВД и ФСИН России. В ходе эксперимента библиотека была пополнена литературой философской, этической, педагогической, психологической направленности, высокохудожественными произведениями.

Особое внимание уделялось совершенствованию уровня педагогической компетентности команднопреподавательского состава. В программу служебной подготовки были включены темы о нравственном воспитании слушателей, в изучении которых оказали содействие преподаватели высших учебных заведений Республики Саха (Якутия).

Сложность процесса нравственного воспитания слушателей потребовала применения самых разнообразных методов как наиболее общих способов решения педагогических задач. Методу убеждения принадлежала определяющая роль в формировании важнейших нравственных качеств личности, так как он являлся основным способом доказательства истинности идей. Преподаватели отмечали, что, отказавшись в экспериментальных группах от использования упрощенных, не требующих размышлений способов морального воспитания, в ходе специально или спонтанно возникающих бесед, дискуссий, диспутов путем понимания, доверия, побуждения, предостережения, конструктивной критики им удалось достичь позитивных тенденций.

Метод примера проявлялся в целеустремленном и планомерном воздействии на сознание и поведение слушателей положительными примерами поведения, действий, отношения к людям, работы над собой, накопленными в коллективе УИС, в истории страны, призванными служить нравственными образцами. В экспериментальных

группах были проведены встречи с ветеранами, известными в республике деятелями, опытными сотрудниками, которые своим непосредственным примером, этическим образцом поведения содействовали повышению уровня нравственной воспитанности переменного состава.

Метод упражнения позволял преподавателям не только разъяснить слушателям, но и показать, как надо действовать в той или иной ситуации, научить поступать правильно. Это достигалось такой организацией повседневной образовательной деятельности в учебном центре, которая позволяла слушателям накапливать опыт достойного поведения, развивать нравственные чувства. В ходе эксперимента большое внимание уделялось соблюдению правил служебного этикета: воинскому приветствию, ежедневным построениям, соблюдению субординации; профессиональной культуре отношений, выполнению различных поручений, анализу различных бытовых и служебных ситуаций.

Положительное воспитательное воздействие оказали такие мероприятия, как помещение фотографий лучших слушателей на доску почета учебного центра, пропаганда достижений переменного состава с показом их результатов и роли в этом нравственных предпосылок; индивидуальные воспитательные беседы с учетом возраста, пола, национальности, темперамента, характера, уровня образования, опыта слушателей, раскрытие их потенциала и формирование положительной мотивации к нравственному совершенствованию. При этом в фокусе воспитательной работы находились не только каждый из слушателей как личность, но и учебные коллективы в целом.

В учебных группах был создан актив, открыто и на деле поддерживающий командно-преподавательский состав в их усилиях по сплочению коллектива и повышению результатов воспитательной работы. Становление учебного коллектива происходило по мере включения слушателей в активную деятельность по решению общих задач, устранению имеющихся недостатков и предъявления к себе должных требований. Цели были конкретными, достижимыми, измеримыми качественно и количественно: в начале работы - организация дежурства, отсутствие опозданий и нарушений ношения форменной одежды, а в конце прохождения обучения - получение высокого среднего балла по результатам сдачи экзаменов. При этом было важно создать атмосферу движения к намеченной цели и активизировать усилия всех слушателей на ее достижение.

Опыт, полученный в ходе проведения эксперимента, свидетельствует о большом коллективизирующем эффекте регулярных спортивных соревнований. Проведение культурно-массовых мероприятий разнообразило учебные будни, окрасило их положительными эмоциями и помогло развить чувство принадлежности к определенному единству. В экспериментальных группах были проведены внутриколлективные конкурсы; посещение кинотеатров, театров, ледового дворца. Слушатели уча-

ствовали в коллективной разработке эмблемы, девиза, обычаев специально для своей учебной группы и т.д. Важное место в нравственном воспитании слушателей заняли экскурсии в музеи МВД и УФСИН России по Республике Саха (Якутия), которые дали возможность познакомиться с героическим прошлым нашей страны, развили чувство любви к Родине.

Необходимыми направлениями педагогической работы являлись постоянное знание того, что происходит в учебной группе (мониторинг), уяснение причин этих явлений (психолого-педагогический анализ), профилактика негативных настроений, незамедлительное устранение обнаруженных конфликтов.

По окончании экспериментальной работы экспертной комиссией был произведен замер, аналогичный начальному, для определения состояния нравственной воспитанности слушателей. Полученные результаты, характеризующие динамику в ходе исследования, представлены ниже в виде таблиц. По данным, приведенным в табл. 1, может быть оценено развитие основных показателей мировоззренческого критерия слушателей из числа РМНС и СНС.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что количество слушателей с ярко выраженными проявлениями мировоззренческого критерия в контрольных группах РМНС и СНС по различным показателям в 2-3 раза ниже по сравнению с экспериментальными группами, у слушателей которых констатировано более глубокое понимание гражданского и морального смысла профессиональной деятельности, необходимости действовать в строгом соответствии с понятиями справедливости, долга и чести.

Основные показатели интеллектуального критерия нравственной воспитанности слушателей в начале и в конце экспериментальной работы приведены в табл. 2.

На прогрессивное развитие интеллектуальной позиции у слушателей РМНС и СНС по итогам эксперимента указывает такая качественная характеристика, как стремление к повышению образовательного уровня, результатом которой выступает высокая динамика по остальным показателям. В контрольных группах прослеживаются незначительные изменения по сравнению с данными, полученными в экспериментальных группах.

Основные характеристики по эмоциональному критерию нравственной воспитанности слушателей приведены в табл. 3.

Данные этой таблицы свидетельствуют о том, что количество слушателей, активно проявляющих себя в процессе нравственного воспитания, гуманных, умеющих сопереживать, заботящихся об эмоциональной уравновешенности, уважающих себя и окружающих людей, в экспериментальных группах РМНС и СНС значительно больше, чем в контрольных.

Развитие основных показателей поведенческого критерия нравственной воспитанности слушателей представлено в табл. 4.

Таблица 1

Динамика показателей мировоззренческого критерия нравственной воспитанности слушателей из числа сотрудников РМНС и СНС (в %)

Показатели критерия нравственной воспитанности Контрольные группы (кол-во слушателей) Экспериментальные группы (кол-во слушателей)

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

РМНС СНС РМНС СНС РМНС СНС РМНС СНС

25 22 25 23 25 21 25 22

Нравственная направленность личности, %

В начале эксперимента 20,0 22,7 24,0 26,1 28,0 28,6 16,0 22,7

В конце эксперимента 28,0 27,3 32,0 26,1 40,0 47,6 40,0 36,4

Убежденность в правильности выбора профессии сотрудника УИС, %

В начале эксперимента 60,0 45,5 52,0 39,1 56,0 42,9 52,0 50,0

В конце эксперимента 60,0 59,0 56,0 43,5 64,0 71,4 68,0 72,7

Внутренняя готовность к исполнению приказов, %

В начале эксперимента 56,0 27,3 48,0 34,8 52,0 28,6 56,0 31,8

В конце эксперимента 56,0 36,4 52,0 47,8 60,0 52,4 72,0 54,5

Высокий уровень личной ответственности, %

В начале эксперимента 16,0 22,7 12,0 26,1 20,0 33,3 16,0 27,2

В конце эксперимента 24,0 22,7 16,0 30,5 36,0 45,5 32,0 47,6

Таблица 2

Динамика показателей интеллектуального критерия нравственной воспитанности слушателей из числа сотрудников РМНС и СНС (в %)

Показатели критерия нравственной воспитанности Контрольные группы (кол-во слушателей) Экспериментальные группы (кол-во слушателей)

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

РМНС СНС РМНС СНС РМНС СНС РМНС СНС

25 22 25 23 25 21 25 22

Наличие у слушателей этических знаний,%

В начале эксперимента 4,0 22,7 8,0 26,1 8,0 19,0 4,0 22,7

В конце эксперимента 36,0 50,0 40,0 43,5 56,0 80,9 60,0 86,3

Знание правил служебного этикета,%

В начале эксперимента 16,0 27,3 12,0 30,4 20,0 23,8 16,0 27,3

В конце эксперимента 44,0 50,9 52,0 60,9 68,0 90,5 72,0 90,9

Умение анализировать поведение,%

В начале эксперимента 8,0 13,6 12,0 21,7 12,0 19,0 16,0 22,7

В конце эксперимента 28,0 36,4 32,0 39,1 36,0 47,6 40,0 50,0

Стремление к повышению образовательногоуровня,%

В начале эксперимента 32,0 22,7 28,0 17,4 36,0 19,0 40,0 27,3

В конце эксперимента 48,0 45,5 48,0 39,1 88,0 57,1 84,0 63,6

Таблица 3

Динамика показателей эмоционального критерия нравственной воспитанности слушателей из числа сотрудников РМНС и СНС (в%)

Показатели критерия нравственной воспи- Контрольные Экспериментальные

танности группы (кол-во слушателей) группы (кол-во слушателей)

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

РМНС СНС РМНС СНС РМНС СНС РМНС СНС

25 22 25 23 25 21 25 22

Положительное восприятие воспитательного воздействия,%

В начале эксперимента 12,0 22,7 16,0 30,4 20,0 23,8 16,0 27,2

В конце эксперимента 36,0 50,0 40,0 52,2 60,0 71,4 72,0 71,8

Способность к эмпатии,%

В начале эксперимента 20,0 36,4 24,0 34,8 24,0 33,3 20,0 40,9

В конце эксперимента 40,0 50,0 44,0 52,2 56,0 71,4 56,0 63,6

Устойчивость чувственных переживаний,%

В начале эксперимента 24,0 27,3 32,0 30,4 28,0 33,3 36,0 22,7

В конце эксперимента 36,0 36,4 40,0 34,8 56,0 42,9 64,0 36,4

Наличие чувства собственного достоинства,%

В начале эксперимента 36,0 36,4 40,0 43,5 44,0 42,9 40,0 45,5

В конце эксперимента 48,0 45,5 64,0 47,8 72,0 61,9 68,0 68,2

Таблица 4

Динамика показателей поведенческого критерия нравственной воспитанности слушателей из числа сотрудников РМНС и СНС (в%)

Показатели критерия нравственной воспи- Контрольные Экспериментальные

танности группы (кол-во слушателей) группы (кол-во слушателей)

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

РМНС СНС РМНС СНС РМНС СНС РМНС СНС

25 22 25 23 25 21 25 22

Нравственность поступков,%

В начале эксперимента 16,0 27,3 20,0 30,4 16,0 28,6 16,0 22,7

В конце эксперимента 28,0 31,8 24,0 36,1 32,0 42,8 36,0 45,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнительность,%

В начале эксперимента 28,0 22,7 32,0 26,1 32,0 33,3 28,0 27,2

В конце эксперимента 28,0 22,7 36,0 30,4 52,0 47,6 48,0 40,9

Разумная инициатива,%

В начале эксперимента 24,0 27,2 20,0 21,7 28,0 33,3 24,0 31,8

В конце эксперимента 20,0 22,7 24,0 21,8 40,0 42,8 36,0 45,5

Дисциплинированность,%

В начале эксперимента 32,0 27,3 28,0 30,4 36,0 28,6 28,0 36,4

В конце эксперимента 32,0 40,9 36,0 43,5 48,0 52,4 36,0 59,1

Полученные данные указывают на незначительную динамику в контрольных группах РМНС и СНС в отличие от экспериментальных групп, где проявлялось более отчетливое развитие показателей поведенческого критерия.

В целом анализ динамики по мировоззренческому, интеллектуальному, эмоциональному, поведенческому критериям позволяет сделать вывод о том, что в результате проведения целенаправленной педагогической работы по совершенствованию процесса нравственного воспитания в учебном центре УФСИН России по Республике Саха (Якутия) отмечается повышение уровня нравственной воспитанности слушателей экспериментальных групп как РМНС, так и СНС. Об этом свидетельствуют и объективные характеристики: большие активность и прилежание в ходе учебного процесса, инициатива при организации культурных мероприятий, творческий подход к решению учебных и служебных задач. Наблюдаются многочисленные проявления внимания и доброжелательности по отношению к окружающим людям, требовательности к себе, осознанной дисциплинированности и исполнительности. Появились уверенность в правильности выбора профессии сотрудника УИС и возможностях ее освоения, стремление к повышению образовательного уровня. В экспериментальных группах возникли качественно новые, товарищеские отношения, основанные на морально зрелой солидарности, взаимной помощи, стремлении к укреплению чести коллектива, непримиримости к нарушению нравственных норм. Слушатели отмечали позитивность перемен, происходящих с их моральным обликом, и констатировали важность изучения основ нравственности и этикета.

Таким образом, разница результатов педагогической работы в экспериментальных и контрольных группах позволила определить педагогические условия совершенствования процесса нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России:

- педагогическое руководство процессом нравственного воспитания слушателей;

- активизация методов нравственного воспитания слушателей;

- использование воспитательного потенциала учебной группы;

- реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин, изучение факультативного курса «Основы профессиональной культуры и этики сотрудника УИС».

Л и т е р а т у р а

1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. Т. 2. - М., 1988. - 584 с.

2. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. В.С. Хе-лемендик.

- М.: Педагогика, 1988. - 256 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2-х кн. Кн. 2: Процесс воспитания. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 256 с.

4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1981. - 650 с.

5. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2001.

- 452 с.

6. Мирошникова Т.Г. Нравственное воспитание студентов в современном техническом вузе: дис. . канд. пед. наук. - М., 2006. - 210 с.

7. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения древнерусской культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2009. - 279 с.

8. Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: дис. . докт. пед. наук. - СПб., 2005. - 300 с.

9. Ефремов А.Ю. Педагогические условия формирования нравственных ориентаций слушателей вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 1998. - 205 с.

10. Кузнецова А.Д. Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1999. -205 с.

11. Обзор состояния служебной дисциплины и законности среди личного состава УИС в 2008 г. Письмо ФСИН России от 8 апреля 2009 г. исх. 10/1-1252;

12. О мерах по активизации борьбы с правонарушениями среди личного состава УИС / Письмо ФСИН России от 1 октября 2009 г. № 10/8/4/635.

S.I. Afanasieva

pedagogical conditions for improvement of the process of moral education of the students of Federal penal service of Russia

The author reveals the content and peculiarities of experiment work carried in training centre of the Federal Penal Service. The experiment showed improvement in moral breeding of the students. The pedagogical conditions for improvement of moral education were defined within the experiment.

Key words: moral education, pedagogical conditions, officers of Penal Service, training centres of Federal Penal Service, students, criteria, indicators, standard of moral breeding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.