Научная статья на тему 'Становление субъектно-профессиональной идентичности курсантов на этапе адаптации в образовательной организации МВД России'

Становление субъектно-профессиональной идентичности курсантов на этапе адаптации в образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВ / КУРСАНТЫ / SUBJECTIVITY / SUBJECT-PROFESSIONAL IDENTITY / SOCIAL ADAPTATION / PROFESSIONAL ADAPTATION / CADETS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иваницкий Анатолий Тихонович, Марчукова Юлия Игоревна

В статье предложено авторское определение субъектно-профессиональной идентичности. Показано, что становление субъектно-профессиональной идентичности имеет свою специфику на этапе адаптации к учебному процессу в вузе. Охарактеризованы основные особенности социальной и профессиональной адаптации курсантов образовательной организации МВД России. Показана значимость этапа адаптации курсантов на формирование их субъектно-профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иваницкий Анатолий Тихонович, Марчукова Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Becoming of cadets’ subject-professional identity on adaptation stage in educational institution the Ministry of Interior of Russia

The author’s definition of subject-professional identity of offered in the article. It is indicated that the formation of the subjectprofessional identity has its own at specific on the stage of adaptation to the educational process. The main features of social and professional adaptation of cadets of educational organization of the Ministry of Interior Affairs of Russia. It is shown that the solution of the problem of adaptation of cadet’s significance of the stage of cadet’s adaptation to the formation on their subject-professional identity is shown.

Текст научной работы на тему «Становление субъектно-профессиональной идентичности курсантов на этапе адаптации в образовательной организации МВД России»

Психология

УДК 159.9

А.Т. Иваницкий*, Ю.И. Марчукова**

Становление субъектно-профессиональной идентичности курсантов на этапе адаптации в образовательной организации МВД России

В статье предложено авторское определение субъектно-профессиональной идентичности. Показано, что становление субъектно-профессиональной идентичности имеет свою специфику на этапе адаптации к учебному процессу в вузе. Охарактеризованы основные особенности социальной и профессиональной адаптации курсантов образовательной организации МВД России. Показана значимость этапа адаптации курсантов на формирование их субъектно-профессиональной идентичности.

Ключевые слова: субъектность, субъектно-профессиональная идентичность, социальная адаптация, профессиональная адаптация, коллектив, курсанты.

A.T. Ivanitsky*, Y.I. Marchukova**. Becoming of cadets' subject-professional identity on adaptation stage in educational institution the Ministry of Interior of Russia. The author's definition of subject-professional identity of offered in the article. It is indicated that the formation of the subject-professional identity has its own at specific on the stage of adaptation to the educational process. The main features of social and professional adaptation of cadets of educational organization of the Ministry of Interior Affairs of Russia. It is shown that the solution of the problem of adaptation of cadet's significance of the stage of cadet's adaptation to the formation on their subject-professional identity is shown.

Keywords: subjectivity, subject-professional identity, social adaptation, professional adaptation, cadets.

Развитие субъектно-профессиональной идентичности в любой сфере труда определяется качественным содержанием психологических новообразований на каждом из этапов профессиональной деятельности. Одним из центральных психологических новообразований профессиогенеза, отражающим фактическое индивидуальное развитие в профессии, является личностное самоопределение, выраженное в отношении к профессии, представлениях о ценностных значениях профессиональной деятельности, ценностных переживаниях социальной престижности значимости профессии, способах профессионального взаимодействия. Всё это в полной мере относится и к становлению субъектно-профессиональной идентичности курсантов в образовательной организации МВД России.

Теоретический анализ проблемы субъектности показал, что основными направлениями изучения данного вопроса являются следующие: содержание понятия «субъект», «субъектность», соотношение понятий «личность» и «субъект», сферы проявления субъектности, критерии субъектности, направления и механизмы развития субъектности. Понимание субъекта в психологии связывается с категорией деятельности и наиболее часто используется понятие «субъект деятельности», которое конкретизируется разными авторами в соответствии разрабатываемыми ими концепциями. Б.Г. Ананьев отмечал, что «человек - субъект, прежде всего, основных социальных деятельностей - труда, общения, познания» [2, с. 166]. Стать субъектом определенной деятельности - значит освоить эту деятельность и выполнить ее. Е.А. Климов [8], Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова [10] сосредоточили свое внимание на изучении категорий «субъект труда» и «субъект профессионального самоопределения».

Понятие субъекта в психологии рассматривается и в более широком контексте. Так, согласно концепции В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, «субъект - творец собственной жизни, распорядитель душевных и телесных способностей» [11]. А соответственно, субъектность, по мнению авторов, «по своему исходному состоянию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [11, с. 131]. К.А. Абульханова на основании интеграции идей Б.Г. Ананьева о жизненном цикле и понятий субъекта деятельности, субъекта познания, субъекта общения разработала теорию личности как субъекта жизненного пути, согласно которой и направление, и способ, и стратегия жизни определяется субъектом [1].

* Иваницкий, Анатолий Тихонович, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. 198206, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, 17. Тел. 8-905-269-75-64. E-mail: [email protected].

** Марчукова, Юлия Игоревна, старший инспектор отделения по работе с переменным составом института-факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербургский университет МВД России. 198206, Россия, Пушкин, Софийский бульвар, 1/2. Тел. 8-911-227-15-16. E-mail: [email protected].

* Ivanitsky, Anatoly Tihonovich, professor of juridical psychology St. Petersburg University of the of Internal Ministry of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher school of the Russian Federation. Saint-Petersburg University of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, St.-Petersburg, St. Peterburg highway, 17. Tel. 8-905-269-75-64. E-mail address: [email protected].

** Marchukova, Yuliya Igorevna, senior inspector of the department on work with variable composition institute-faculty training, retraining and advanced training St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Saint-Petersburg University of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, Pushkin, Sofia Boulevard, 1/2. Tel. 8-911-227-15-16. E-mail address: [email protected]. © Иваницкий А.Т., Марчукова Ю.И., 2016

Иваницкий А.Т., МарчуковаЮ.И. Становление субъектно-профессиональной идентичности курсантов..

Дальнейшее уточнение категорий «субъект» и «субъектность» возможно на основании анализа научных дискуссий о соотношении понятий «личность» и «субъект». Существуют различные точки зрения по данному вопросу. С одной стороны, все исследователи считают эти понятия тесно взаимосвязанными. Так, Б.Г. Ананьев, выделяя четыре уровня организации человека (индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность), отмечает взаимодействие обозначенных уровней, в том числе личности и субъекта деятельности [2]. В.А. Петровский выделяет следующие основные моменты взаимосвязи личности и субъекта: 1) быть личностью - значит быть субъектом собственной жизни; 2) быть личностью - значит быть субъектом

предметной деятельности; 3) быть личностью - значит быть субъектом общения; 4) быть личностью - значит быть субъектом самосознания [9]. Ряд авторов, не отрицая взаимосвязи понятий «личность» и «субъект», между тем, считают невозможным их отождествление. Так, по мнению Л.И. Анцыферовой, понятие личности соотносится не с понятием субъекта, а с понятием субъекта деятельности, но деятельность не исчерпывает всей личности [3].

Содержание характеристик субъекта и критериев субъектности в концепциях разных авторов соответствуют их представлениям о содержании понятий «субъект» и «субъектность». В соответствии с конкретизацией данных понятий субъект деятельности требует одних характеристик, субъект общения и субъект познания - других и т.д. Характеристики и критерии субъектности уточняются авторами на разных этапах развития психологической науки и практики. К.А. Абульханова основным качеством субъекта определяет активность, подчеркивает координирующую роль активности в системе социальных взаимодействий. В свою очередь, психологическую характеристику активности, по мнению К.А. Абульхановой, составляют мотивы личности, ее направленность, способности, ценностно-смысловые ориентации, а основными формами проявления активности являются инициатива и ответственность [1]. Е.Н. Волкова, исследуя атрибутивные характеристики субъекта, выделяет следующие: активность, сознательность, связанную со способностью к целеполаганию и рефлексии, свободу выбора и ответственность за него, уникальность. А субъектность, «выражающая отношение человека к себе как к деятелю, связана с признанием у себя этих атрибутов и совершение поступков, обусловленных этим признанием» [4, с. 36].

Изучая человека как субъект труда, Е.А. Климов предлагает «срезовую» характеристику структуры субъекта в виде нескольких уровней его рассмотрения: уровень деяний (общие способности, мировоззрение, ценности, профессиональные планы, специальные способности), уровень действий (способность построить адекватное «логике вещей» представление цели, способность произвольной регуляции и саморегуляции мотивов), уровень макроэлементов действий и уровень микроэлементов действий (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном) [8]. Н.С. Пряжников, развивая идеи Е.А. Климова о формировании субъекта труда и профессионального самоопределения, разработал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, включающую тринадцать основных компонентов, которые можно рассматривать и как компоненты субъектности самоопределяющейся личности. При этом основным показателем субъектности Н.С. Пряжников считает самостоятельность и осознанность построения перспектив своего развития в определенной трудовой деятельности и во всей жизни в целом [10].

Таким образом, теоретический анализ показал, что наряду с различиями в представлениях о структуре субъекта и критериях субъектности большинство авторов считают, что основными характеристиками субъекта и показателями субъектности являются следующие: 1) активность, обусловленная внутренней мотивацией; 2) осознанность, связанная со способностью к целеполаганию и рефлексии; 3) ответственность как добровольное, т.е. внутренне принятое, осуществление необходимости, правил, требований; 4) самостоятельность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В соответствии с вышесказанным, мы определяем субъектно-профессиональную идентичность как совокупность следующих параметров: 1) осознание личностью своей принадлежности к определённой профессиональной общности; 2) владение профессиональными компетенциями; 3) восприятие профессиональных компетенций как личностно значимых качеств; 4) способность и готовность к активной профессиональной деятельности.

Важное значение для нашего исследования имеет также характеристика понятия профессиональной идентичности. Так, Л.Б. Шнейдер под профессиональной идентичностью понимает многомерный интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определённость в профессиональной деятельности. Сущностью профидентичности является синтез всех человеческих характеристик в уникальную структуру, которая определяется и изменятеся (переструктурируется) в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся профессиональной среде [13, с. 65].

В.А. Шаповал отмечает, что «по своей сути профессиональная идентичность представляет аспект специфической интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной реальности. Как и профессиональное здоровье, профидентичность имеет когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Основой для формирования личности

Психология

профессионала является профессиональная самоидентичность или субъектно-профессиональная идентичность...» [12,с. 75-76].

Формирование субъектно-профессиональной идентичности - достаточно длительный процесс, в котором этап адаптации к учебному процессу в образовательной организации имеет большое значение. Адаптация как процесс формирует у курсантов способность разрешать возникающие внешние и внутренние конфликты, продуктивно выполнять ведущую деятельность, в полной мере соответствовать тем ожиданиям, которые предъявляет к нему образовательная среда, а также переживать состояние самоутверждения и самореализации.

Успешный анализ проблемы адаптации в образовательной среде образовательной организации МВД России невозможен без уяснения ее специфики.

При поступлении в образовательную организацию МВД России курсанты сталкиваются с целым рядом незнакомых им сторон жизнедеятельности данного социального образования.

Во-первых, принимая присягу, они становятся сотрудниками органов внутренних дел. Это налагает на них, кроме учёбы, необходимость выполнять служебную деятельность.

Во-вторых, вся образовательная деятельность образовательной организации осуществляется в соответствии с уставными требованиями. Строгий распорядок дня, подчинение приказам, повышенная ответственность и контроль, ограничение личного времени. Всё это требует высокой дисциплины и самоорганизованности, которой у многих курсантов, в этот период, не хватает.

В-третьих, при этом ведущим видом деятельности для курсантов является учебная деятельность, субъектами которой они являются, выполняя социальную роль обучающихся.

Недостаточное знание новой среды, ее специфических условий, отсутствие налаженного общения, контактов затрудняет ориентацию молодого сотрудника в окружающих условиях. Следует подчеркнуть большую роль в адаптации курсантов первичного коллектива учебной группы. В начале своего функционирования в коллективе личность еще недостаточно связана с окружением. Деятельность адаптирующегося сначала носит ограниченный характер, т.к. он только включается в многообразие проявлений жизнедеятельности коллектива, и у молодого сотрудника нет еще ощущения полноправности в коллективе.

В ходе адаптации постепенно повышается степень познания личностью окружающей среды. Субъективирование интересов и целей коллектива, выработка определенного отношения к его ценностям дают возможность человеку сознательно подготовиться к осуществлению своей деятельности, выполнению социальных функций. Личность начинает более свободно ориентироваться в коллективе. Формирование устойчивых контактов, расширение сферы общения с окружающими членами коллектива способствует тому, что адаптирующийся с большей свободой реализует свои возможности и в таком проявлении своего участия в функционировании коллектива, как общение и совместная деятельность. Социальная природа человеческой потребности в общении коренится в необходимости совокупной трудовой познавательной, общественной и всякой иной деятельности.

Свобода жизнедеятельности личности в коллективе выражается как во внутреннем ощущении полноправности, в осознании необходимости той или иной деятельности, так и во внешнем выражении активной, целенаправленной деятельности, в многообразном общении с окружающими людьми. В ходе социальной адаптации обучающийся, взаимодействуя с окружающими условиями, изменяет свои социальные функции и среду, окружающую его, в целях их сохранения, развития и совершенствования. Такой процесс всегда осуществляется в ходе деятельности данной личности в определенной группе, коллективе. В то же время сама адаптация является необходимым условием коллективной деятельности.

Включаясь в коллектив, осуществляя в нем ту или иную деятельность, курсант соответствующим образом утверждает себя как член данной общности. Он приобретает определенное положение в коллективе, определенную социальную позицию. Формируется соответствующий статус адаптирующейся личности. В статусе находит свое отражение характер деятельности адаптирующегося, степень соответствия этой деятельности интересам и потребностям коллектива, оценка деятельности новичка со стороны коллектива, отношение адаптирующегося к ценностям и установкам социальной среды и т.п. Становление социального статуса личности в коллективе происходит в процессе адаптации.

В профессиональной адаптации курсантов первого года обучения велика роль первых впечатлений. Эти впечатления формируются у них в определенную и довольно устойчивую позицию в оценке всех последующих факторов и событий их профессиональной жизнедеятельности. Молодой сотрудник обнаруживает повышенную, иногда чрезмерную восприимчивость к условиям обучения и выполнения служебных обязанностей. Он, как правило, рассчитывает на нечто большее по сравнению с теми задачами, которые выполняет. Актуальной задачей профессиональной адаптации является конкретизация и согласование личных планов с реальными возможностями в процессе профессионального обучения в образовательной организации, последовательное объяснение курсанту необходимости формирования важных компетенций для избранной профессии, определение

Иваницкий А.Т., МарчуковаЮ.И. Становление субъектно-профессиональной идентичности курсантов.

системы целей, которые глубоко осознаются и переживаются человеком, стимулирует его трудовую и творческую активность. Практика показывает, что при изучении различных учебных дисциплин преподаватели чётко ставят для себя цели обучения исходя из требований ФГОС по специальностям, но недостаточно доводят эти цели до обучающихся. Возникает ситуация, «когда курсанты совершенно не знакомы с требованиями ФГОС по их специальности, где указаны общекультурные и профессиональные компетенции, которыми они должны овладеть. А ведь их понимание, осознание и принятие как целей своей учебной деятельности придаёт личностный смысл подготовке к будущей профессиональной деятельности» [5, с. 217].

Важнейшую роль в процессе профессиональной адаптации курсанта играют личностные особенности его педагогов как идеал для подражания. Согласно проведённым в адъюнктуре исследованиям, педагог должен обладать такими личностно-профессиональными чертами, как «постоянная работа над собой, честность, трудолюбие, упорство, красноречие, ум, доброта, мудрость, скромность, строгость, профессиональное мастерство, интеллект, работоспособность, грамотность, воля, целеустремленность, настойчивость, самоорганизованность, любовь к педагогической деятельности» [6, с. 225].

В период адаптации активизируются все процессы формирования личности, системы отношений и индивидуальной структуры деятельности. В духовном облике курсанта данного возраста своеобразно сочетаются черты юности и зрелости, поэтому психологический склад людей данного возраста исключительно сложен и противоречив. Аналогичным бывает и их поведение. В одном случае молодой человек может совершить подвиг, а в другом нарушить элементарные нормы человеческого поведения в обществе. Учитывая специфику данного возраста, необходимо всячески оказывать помощь, относиться терпимее к их ошибкам, стараясь исправлять их путем убеждения, а не принуждения. Успешность процесса адаптации будет напрямую зависеть от соответствия выполняемой работы способностям и склонностям, личностным качествам, а также психологической готовности к учебному процессу в образовательной организации, степени сформированности профессионально необходимых качеств личности (аккуратность, усидчивость, организованность, исполнительность, мобильность мышления, память и т.д.); степени сформированности морально-психологических качеств личности (сознательность, чувство долга, дисциплинированность, выдержанность, требовательность к себе и другим и т.п.) [7].

Таким образом, при решении вопроса проблемы социальной и профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России, особое внимание со стороны преподавательского состава, курсовых офицеров отдела морально психологического обеспечения следует обратить на первоначальное становление сотрудников; на необходимость создания условий учебно-служебной деятельности, которые прямо и непосредственно воздействуют на обучаемых, мотивируют их к формированию необходимых общих и специальных компетенций, профессионально важных качеств личности, иными словами - способствуют формированию субъектно-профессиональной идентичности.

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Проблема определения субъекта в психологии. - М., 2001.

2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт. - М., 1980.

3. Анцыферова, Л. И. Проблема субъекта в психологической науке. - М.: Академический проект, 2000.

4. Волкова, Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 35-40.

5. Иваницкий, А. Т., Шаранов, Ю. А., Шестаков, А. Г. Как подготовить «понимающие кадры» для органов внутренних дел: риторико-герменевтический подход // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2. - С. 210-219.

6. Иваницкий, А. Т. Развитие личностно-профессионального потенциала преподавателя высшей школы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 2.

7. Иванова, И. И. Формирование профессионального самосознания курсантов в вузах МВД России : дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2001. - 170 с.

8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М., 2004.

9. Петровский, В. А. «Я» в персонологической перспективе. - М.: ВШЭ, 2013. - 504 с.

10. Пряжников, Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. -М., 2007.

11. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.

12. Шаповал, В.А. Профессиональная идентичность сотрудников органов внутренних дел: система оценки, прогнозирования и мониторинга в контексте психодинамического похода. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 256 с.

13. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дис. ... докт. психол. наук. - М., 2001. - 327 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.