педагогические науки
Кодоева Арина Черменовна АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ...
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0040
АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К ВУЗОВСКОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© 2019
Кодоева Арина Черменовна, кандидат филологических наук, начальник отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Калининградский филиал (236038, Россия, Невское, ул. Гурьевская 25, кв.24, e-mail: [email protected])
Аннотация. Курсант, поступая в вуз и будучи мотивированным к овладению основами профессии, сталкивается с трудностями и проблемами личностного, социального, психолого-педагогического порядка. В этой связи, не все первокурсники оказываются настолько сильными, чтобы справиться самостоятельно со всеми трудностями обучения в вузе. В связи с изменениями, которые происходят в последние годы в различных сферах жизни в нашей стране, очень важно, чтобы молодые люди понимали, что от осознанности их профессионального выбора, от уровня их образованности, от усилий, которые они будут прилагать в процессе обучения, зависит успешность в их в выбранной профессии. В статье проанализировано понятие «адаптация» в психолого-педагогическом контексте применительно к специфике вузовского обучения курсантов, мы выяснили, что эта проблема является более широкой, а также носит междисциплинарный характер. Педагогика рассматривает адаптацию с профессиональных позиций как компонент системы профессиональной ориентации и необходимый элемент формирования профессиональной устойчивости. На весь процесс адаптации оказывают огромное влияние такие условия, как психологическая готовность к обучению, психологический комфорт в новом учебном коллективе, то есть можно сказать, что от восприятия человеком окружающей действительности зависит психическая адаптация. Сделать вывод о том, что процесс учебно-профессиональной адаптации - это процесс, в результате которого у обучаемого происходит развитие и совершенствование качеств, способствующих более осмысленному и эффективному решению учебно-профессиональных задач, возникающих при переходе на новый этап обучения.
Ключевые слова: адаптация, курсант, профессиональная устойчивость, вуз, будущий специалист правоохранительных органов, физиологическая адаптация, профессиональная адаптация, дидактическая адаптация.
ADAPTATION OF COURSES TO UNIVERSITY TRAINING AS A PSYCHOLOGICAL
AND PEDAGOGICAL PROBLEM
© 2019
Kodoeva Arina Chermenovna, candidate of Philological Sciences, the chief of planning and quality control of educational process and practice division of study department St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Kaliningrad branch (236038, Russia, Nevskoe settlement, Gurievskaia street, 25, e-mail:[email protected])
Abstract. A cadet, entering a university and being motivated to master the basics of the profession, faces difficulties and problems of a personal, social, psychological and pedagogical order. In this regard, not all freshmen are so strong as to cope on their own with all the difficulties of studying at a university. In connection with the changes that have occurred in recent years in various areas of life in our country, it is very important that young people understand that the awareness of their professional choice, their level of education, and the efforts that they will make in the learning process depends success in their chosen profession. The article analyzes the concept of "adaptation" in the psychological and pedagogical context in relation to the specifics of university students' training, we found out that this problem is wider and also has an interdisciplinary character. Pedagogy considers adaptation from professional positions as a component of the system of vocational guidance and a necessary element in the formation of professional stability. The whole process of adaptation is greatly influenced by such conditions as psychological readiness for learning, psychological comfort in a new educational team, that is, we can say that mental adaptation depends on the perception of the surrounding reality. To conclude that the process of educational and professional adaptation is a process as a result of which the trainee develops and improves the qualities that contribute to a more meaningful and effective solution of educational and professional problems arising during the transition to a new level of education.
Keywords: adaptation, cadet, professional stability, university, future law enforcement specialist, physiological adaptation, professional adaptation, didactic adaptation.
В связи с изменениями, которые происходят в последние годы в различных сферах жизни в нашей стране, очень важно, чтобы молодые люди понимали, что от осознанности их профессионального выбора, от уровня их образованности, от усилий, которые они будут прилагать в процессе обучения, зависит успешность в их в выбранной профессии.
Чтобы лучше осознать специфику процесса адаптации курсантов к условиям обучения в вузе МВД РФ, рассмотрим формирование понятия «адаптация» как общенаучной теоретической и прикладной проблемы.
Используемое в контексте психолого-педагогических исследований понятие «адаптация» первоначально получило развитие в сфере биологии. С его помощью Ч.Дарвин описал поведение сложной открытой системы при нарушении её подвижного равновесного состояния (гомеостаза), которое сохраняется при противодействии системы факторам (внутренним и внешним), нарушающим это равновесие. [1] Благодаря взглядам Ч.Дарвина и его последователей, адаптация рассматривалась как полезные для организма изменения, которые отражают
воздействие на организм факторов окружающей среды. Лишь в начале XIX века проблема адаптации перестала быть сугубо биологической и стала проникать в такие науки, как медицина, физиология, педагогика, психология, социология. Таким образом, в настоящее время проблема адаптации носит междисциплинарный характер и представляет особый интерес для исследования вопросов развития мотивации курсантов, их готовности к решению профессиональных задач.
В современной психолого-педагогической литературе встречается большое количество определений по проблеме адаптации, все они различны и отражают взгляды исследователей на социологические, психологические, педагогические, профессиональные механизмы действия; точку зрения, позицию, с которой ученые рассматривают конкретный вид адаптации, сферу, в которой эта адаптация происходит; ее границы.
В настоящее время понятие адаптации в биологии используется более широко, чем во времена возникновения интереса к этому явлению. Оно позволяет охарактеризовать процесс установления равновесия во взаимо-
Kodoeva Arina Chermenovna pedagogical
ADAPTATION OF COURSES ... sciences
действии подсистем, используется для обозначения процесса, в ходе которого происходят функциональные изменения органов, позволяющие сохранять способность к длительному существованию и развитию.
И.Д. Карцев, Л.Ф. Халдеева, К.Э. Павлович считают, что адаптация - это «способность организмов существовать и осуществлять потомство в данной среде». Используя этот термин, авторы поясняют, как ведет себя организм в зависимости от изменяющихся условий среды. [2] Ф.Б. Березин определяет адаптацию как продолжительный процесс реагирования на однородные повторяющиеся воздействия раздражителей. [3]
В педагогическом словаре биологическая адаптация определена как «морфофизиологическое приспособление популяций животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде» [4] Ряд отечественных исследователей (В.Г.Асеев; В.Я.Еремеев; Д.В.Колесов; Р.Р.Бибрих, Л.К.Гришанов, В.Д.Цуркан и др.) занимались изучением зависимости состояния здоровья обучающихся от учебных нагрузок, то есть свели процесс адаптации человека к биологической адаптации [5]
Рунова С.А., исследовав ряд междисциплинарных источников по проблеме адаптации, сделала вывод, что понятие адаптации используется в «широкой» и «узкой» трактовках. В биологическом аспекте «широкая» трактовка - это «приспособление организма к условиям среды», при котором организм и среда обитания оказывают взаимное действие друг на друга. «Узкая» трактовка состоит в том, что рассматриваются лишь «внутренние компоненты и структуры активной подсистемы», причем их изменения не зависят от внешних воздействий среды обитания и носят реактивный характер [6]
Ряд авторов рассматривает физиологическую адаптацию. Так Слоним А.Д. под физиологической адаптацией понимает «совокупность физиологических особенностей, обуславливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды» [7]
Физиологическая адаптация - это «совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий [8]
Центральное место в ряде исследований процесса профессионально-личностного развития курсанта занимает социальная адаптация. Объяснить это можно тем, что каждому человеку характерен определенный уровень независимости, стремление занять определенную ступень в обществе (учебном, профессиональном коллективе, семье и т.п.), потребность в общении, контактах с другими людьми. Каждый человек обладает определенной системой взглядов, моральных принципов. От названных факторов зависит насколько быстро и успешно произойдет «вживание» индивида в новую для него социальную среду, от чего, в свою очередь, зависит количество и качество выполненных обязанностей, порученных индивиду.
В рамках нашего исследования интерес представляет позиция Шамардиной М.В., которая предлагает следующее определение: «Адаптация - это не только физиологический процесс приспособления организма к новой образовательной среде, а часто проблема смены образа мира и образа жизни (здесь меняются позиции, пересматриваются роли, выявляются совершенно другие механизмы и связи)». [9]
О.И. Зотова и И.К. Кряжева считают, что адаптация происходит при выполнении следующих условий: [10]
- реализация всех потребностей и стремлений личности;
- наличие благоприятной среды для развития личности.
Таким образом, в процессе адаптации происходит сопоставление ценностей личности с ценностями группы, взаимодействующих между собой. По мнению А.А. Налчаджян, «адаптация - это состояние, в котором потребности индивида с одной стороны и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это состояние 164
гармонии между индивидом, природной и социальной средой. Кроме того, это и процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается» [11]
Из вышесказанного следует, что адаптации личности присущ механизм сознательного саморегулирования, в том числе в сфере овладения основами профессиональной деятельности. Отличительные качества личности формируются при преодолении препятствий, возникающих в различных сферах и определяют особенности характера и поведения.
Некоторые авторы рассматривают социальную адаптацию как включение индивида в сложившуюся систему социальных связей, при котором происходит пассивное привыкание человека к новым условиям.
В педагогическом словаре приведено следующее определение «социальная адаптация- это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими» [12]
Другая группа авторов считает, что при адаптации происходит развитие личности, то есть переход от сложившихся (привычных) к новым условиям потребует от индивида активных действий.
В вузе все общеобразовательные задачи имеют профессиональную направленность. Обучение строится по следующему принципу: курсанты интересуются и активно относятся к изучению предметного материала. Специфика вузовского обучения состоит в том, что курсанту приходится проводить «поиски» необходимого материала, в процессе которых происходит формирование самостоятельности, собственного взгляда на определенные учебные вопросы. Деятельность курсанта разнообразна, но весомую роль в ней занимает профессиональное самообразование. Важным условием для включения в профессиональную деятельность является заинтересованность в собственной деятельности, чему способствуют условия, воздействующие на потребност-но-мотивационную сферу курсантов.
Профессиональная адаптация в современной педагогике рассматривается как компонент системы профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация, в свою очередь, представляет собой систему мер (социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических), позволяющих представителям молодежи помочь в определении профессии. Профессиональная адаптация определяется следующим образом: «это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, коллективу, условиям труда, особенностям специальности». [13] Кроме профессиональной адаптации в систему профессиональной ориентации входят следующие компоненты:
- профессиональное просвещение (знакомство с «миром» профессий);
- профессиональная диагностика (определение склонности к конкретной профессии с использованием разнообразных методик, изучения интересов, ориента-ций, уровня здоровья и т.д.);
- профессиональная консультация (выбор группы профессий, наиболее подходящих конкретному человеку, и детальное знакомство с ними);
- профессиональный отбор (выбор учебным заведением человека, наиболее соответствующего конкретной профессии).
Профессиональная адаптация является завершающим звеном в рассмотренной цепочке компонентов, каждый из которых влияет на успешность адаптации.
Профессиональная адаптация - «это активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации является одним из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Кодоева Арина Черменовна АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ...
эффективности всей профориентационной работы». [14]
Очень важным условием, влияющим на весь процесс адаптации, является ощущение психологического комфорта в новом коллективе, психологическая готовность к обучению (новые отношения, требования влияют на нервную систему). С началом обучения в высшем учебном заведении в жизни человека происходят серьезные изменения. Некоторые, как, казалось бы, ранее, мелочи (необходимость вставать раньше, чем обычно; полная самостоятельность в принятии решений; различные трудности бытового и учебного характера) способны привести человека в стрессовое состояние. «Психическая адаптация - это психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды» [15]
Ю.А. Александровский считает, что «адаптация - это состояние, которое обеспечивает деятельность человека на уровне оперативного покоя, позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них». [16]
Психологическая адаптация была представлена Ю.А. Александровским как взаимодействие подсистем:
- основа познавательной деятельности - поиск, восприятие и переработка информации;
- выработка личностного отношения к получаемой информации происходит с помощью эмоционального регулирования;
- личностные позиции индивидуума определяются социально - психологическими контактами. [17]
Можно сказать, что психическая адаптация зависит от субъективного эмоционального восприятия человеком окружающей действительности, состояния эмоционального комфорта. Психологическая адаптированность происходит, когда человек начинает реально оценивать свои силы, способности, возможности, когда происходит максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей и реализация связанных с ними значимых целей. Именно психическая адаптация отличает адаптацию человека от адаптации других живых организмов.
Что касается рассмотрения адаптации к условиям обучения в новом учебном заведении профессиональной направленности, то её невозможно рассмотреть полностью, если не учитывать учебный (дидактический) компонент.
Учебные проблемы, возникающие у курсантов, обусловлены изменением формы организации обучения. В отличие от школьного обучения, на занятиях в вузе, как правило, нет чередования различных способов деятельности, способствующих концентрации внимания. Контроль успеваемости производится по прошествии определенных временных промежутков. Основная роль отводится самостоятельной работе курсантов. На занятиях определенных видов практически отсутствует руководство со стороны преподавателя (на лекциях нет указаний по поводу важности и первостепенности материала, не отмечают, что записать, что запомнить и т.д.). Для успешной дидактической (учебной) адаптации первокурснику необходимо обладать определенным запасом знаний и умений по изучаемым предметам, гибким мышлением, хорошо развитым уровнем познавательной самостоятельности, умением самостоятельно работать с различными источниками, перерабатывать большой объем информации, бегло читать, конспектировать и т.п. «Дидактическая адаптация - комплексный динамический процесс приобщения студента к условиям вуза, в результате которого он становится субъектом новых видов деятельности, связанных с появлением новых форм обучения, приобретает возможности оптимального выполнения своих функций в условиях более интенсивного умственного труда, большего объёма получаемой информации» [18]
Все рассмотренные виды адаптации взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому в некоторых исследова-
ниях принято объединять попарно рассмотренные виды адаптации: биолого-физиологическая, психолого-педагогическая, социально-профессиональная, социально-психологическая, психолого-профессиональная и т.п.
Байдак В.Ю. рассмотрела взаимодействующие и вза-имообуславливающие друг друга аспекты адаптации курсантов к вузовскому обучению - психолого-педагогическая и учебно-профессиональная. В своем исследовании она пришла к выводу, что «адаптация курсантов к обучению в вузе зависит от уровня сформированности их учебной деятельности в школе и представляет собой процесс перехода от учебной деятельности школьника к учебно-профессиональной деятельности студента-первокурсника через формирование учебной деятельности студента, т.е. представляет собой приспособление к учебному процессу вуза». [19]
Таким образом, можно сделать вывод, что успешная психическая адаптация влияет на эффективность учебной деятельности.
В некоторой мере, социальная адаптация пересекается с профессиональной адаптацией. Ряд авторов (П.Р. Атутов, Н.Н. Калугин, В.Д. Симоненко и др.) ключевую роль в своих исследованиях отводят социально-профессиональной адаптации.
С.А. Рунова выделила аспекты, лежащие в основе процесса социально - профессиональной адаптации у различных ученых:
1. Медико-педагогический аспект.
2. Психолого-педагогический аспект.
3. Социологический аспект.
Мнения исследователей относительно времени зарождения процесса социально - профессиональной адаптации расходятся. И.Г. Асадулина, В.М. Басова и др. считают, что этот процесс следует начинать в детстве. [20] Н.Г. Поляков считает началом процесса социально - профессиональной адаптации начало работы на производстве. [21] Соглашаясь с С.А. Руновой, отнесем начало этого процесса «на период обучения в профильных (специализированных) классах, а продолжение ее -на время учебы на первом курсе». [22] В данном случае, мы понимаем возможность продолжения в вузах МВД РФ после завершения обучения в Суворовском училище, кадетской школе и т.д.
Социально-психологическая адаптация проявляется в следующих аспектах жизни человека: профессиональное самоопределение; сформированность социально значимых способностей; положение в коллективе, социальный статус; особенности характера и личностные качества. [23] В рамках нашего исследования социально-психологическая адаптация интересна в силу необходимости изучения личностных особенностей курсантов, которые определяют успешность в профессиональной деятельности.
При поступлении в высшее учебное заведение происходит смена среды, окружающей человека, что запускает процесс адаптации, суть которого в преодолении трудностей, возникающих в новых условиях. Шамардина М.В. считает, что «начало учебы на новой образовательной ступени связано с необходимостью адаптации к условиям учебной и будущей профессиональной деятельности». [24]
Г.А. Андреева дает следующее определение «адаптация - это процесс выработки по-возможности оптимального режима функционирования личности, то есть приведение её в конкретные условия времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение основных задач. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, непривычные условия». [25]
Многоаспектную основу адаптации раскрыл Лагерев В.В., который определил адаптацию как «интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе
Kodoeva Arina Chermenovna ADAPTATION OF COURSES ..
pedagogical sciences
соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявлялись к нему в ходе обучения и воспитания в высшей школе». [26]
Среди исследователей процесса адаптации до сих пор нет единой точки зрения относительно определения видов адаптации. Приведем несколько классификаций:
В зависимости от стратегии А.А. Налчаджян выделяет следующие виды адаптации:
1. Активная адаптация (происходит в процессе частичного или полного преодоления проблемной ситуации, в результате чего наблюдаются, как правило, позитивные изменения).
2. Пассивная адаптация (происходит уход от проблемной ситуации с дальнейшим ожиданием благоприятных условий; изменения, которые происходят с личностью, не способствуют ее дальнейшему развитию).
3. Приспособленческая адаптация (привыкание к проблемной ситуации происходит за счет изменения своего отношения к этой ситуации).
В зависимости от направления функционирования А.А. Налчаджян выделил два вида адаптации: внешняя адаптация; внутренняя адаптация.
В процессе внешней адаптации личность приспосабливается к внешней проблеме, которая может быть, как устранена, так и сохранена. В процессе внутренней адаптации происходит разрешение внутриличностных проблем. [27]
Ряд авторов, занимавшихся исследованием учебно-профессиональной адаптации [28], выделяют следующие виды:
- адаптация к вузу как процесс изначального приобщения студента к новой социальной роли в её главных признаках и функциях;
- адаптация к курсу, так как на каждом курсе появляются новые дисциплины, педагоги, формы учебно-воспитательного процесса и т.д.;
- адаптация к профессии в вузе;
- профессиональная адаптация молодого специалиста на производстве в условиях самостоятельной работы.
Также выделяют «позитивную» и «негативную», добровольную и вынужденную адаптацию. [29]
Итак, анализируя развитие понятия «адаптация» в психолого-педагогическом контексте применительно к специфике вузовского обучения курсантов, мы выяснили, что эта проблема является более широкой, а также носит междисциплинарный характер. Педагогика рассматривает адаптацию с профессиональных позиций как компонент системы профессиональной ориентации и необходимый элемент формирования профессиональной устойчивости. На весь процесс адаптации оказывают огромное влияние такие условия, как психологическая готовность к обучению, психологический комфорт в новом учебном коллективе, то есть можно сказать, что от восприятия человеком окружающей действительности зависит психическая адаптация. При рассмотрении адаптации к новым условиям обучения, для устранения проблем учебного характера важно учитывать дидактический компонент.
Среди классификаций видов адаптации встречаются следующие: по уровню взаимодействия человека со средой (биолого-физиологическая, психологическая, социальная); в зависимости от стратегии (активная, пассивная, приспособленческая); в зависимости от направления функционирования (внешняя и внутренняя).
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс учебно-профессиональной адаптации - это процесс, в результате которого у обучаемого происходит развитие и совершенствование качеств, способствующих более осмысленному и эффективному решению учебно-профессиональных задач, возникающих при переходе на новый этап обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Георгиевский А.Б. Дарвинизм / А.Б. Георгиевский. — М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
2. Карцев И.Д. Физиологические критерии профессиональной готовности подростков к различным профессиям / И.Д. Карцев, Л.Ф. Халдеева, К.Э. Павлович. — М.: Медицина, 1977. — 176 с.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. — М. : Наука, 1988. — 260 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких [и др.]. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — С.11.
5. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под. ред. Д.В.Колесова. — М. : Педагогика, 1987. — 148 с.; Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности: сб. статей Иркутского гос. пед. ин-та / Под. ред. В.Г.Асеева. — Иркутск : Иркутский гос. пед. ин-т., 1986. — 123 с.
6. Рунова С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: дис ... канд. пед. наук / С.А. Рунова. — Брянск: Изд-во БГУ, 2001. — 184 с.
7. Слоним А.Д. О физиологических механизмах природных адаптации животных и человека /А.Д. Слоним. — М.-Л., 19б4. — С.29.
8. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких [и др.]. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — С.11.
9. Шамардина М.В. Система интенсивной адаптации студентов в системе ССУЗов / М.В. Шамардина // Материалы конференции «Актуальные вопросы построения образовательного процесса в ССУЗах». - Бийск, 2003. — С. 23 — 25.
10. Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. Психологические механизмы регуляции социального поведения / О.И. Зотова, И.К. Кряжева. — М.: Наука, 1979. — с. 219 — 232.
11. Налчаджян А.А. Социально — психическая адаптация личности /А.А. Налчаджян. — Ереван : Изд—во АНАрмССР, 1988. — С.10.
12. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких [и др.]. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — С.267.
13. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2000. — С.261.
14. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
15. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких [и др.]. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
16. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. — М. : Медицина, 1976. — С.12.
17. Там же. - С.20.
18. Соловьёва Н.В. Формирование умений самостоятельной работы слушателей подготовительных курсов как средство их адаптации к обучению в вузе: дис ... канд. пед. наук /Н.В. Соловьёва. — Ленинград, 1986. — С.30.
19. Байдак, В.Ю. Содержание и методика адаптационной подготовки студентов-курсантов математических специальностей вузов: дис. ... канд. пед. наук /В.Ю. Байдак. — Орел : Изд-во Орловского гос. ун-та, 2000. — 204 с.
20. Асадулина, И.Г. Педагогический класс: поиски, проблемы, перспективы / И.Г. Асадулина, В.М. Басова, Н.В. Волк // Педагогика. — 1994. — № 6. — C . 55 — 58.
21. Поляков Н.Г. Преемственность в работе школьников и предприятия как условие успешной адаптации молодежи к труду в сфере материального производства: дис . канд. пед. наук / Н.Г. Поляков. — М., 1980. — 177 с.
22. Рунова С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: дис . канд. пед. наук / С.А. Рунова. — Брянск: Изд-во БГУ, 2001. — С.22.
23. Яруткина Ф.С. Педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального образования: дис ... канд. пед. наук / Ф.С. Яруткина. — Казань, 2005. — С.19.
24. Шамардина М.В. Система интенсивной адаптации студентов в системе ССУЗов / М.В. Шамардина // Материалы конференции «Актуальные вопросы построения образовательного процесса в ССУЗах». - Бийск, 2003. — С. 23 — 25.
25. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для вузов. — М. : Изд-во «Аспект Пресс», 2000. — С.64.
26. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками /В.В. Лагерев. — М.: НИИВО, 1991. — С.2.
27. Налчаджян А.А. Социально — психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — С.94.
28. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С.М. Годник. — Воронеж : ВУ, 1981. — 208 с.
29. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы среди молодёжи / Н.А. Свиридов // Социологические исследования. — 2002. — № 7 — С. 90 — 95.
Статья поступила в редакцию 10.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019
166
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)