Одним из основных факторов специфики формирования гражданской позиции в образовательных организациях силовых структур является прямая и безусловная зависимость этого процесса от запросов государства и общества в определённом типе личности, который включает в себя три составляющих: воин, гражданин, патриот.
Ценности в определённой степени отражают процесс межсубъектного взаимодействия в социуме, в т.ч. структур гражданского общества и образовательных организаций силовых структур. Патриотические, нравственные ценности, их защита и обеспечение реализации в государстве и обществе для таких организаций является базовой, ключевой основой всего обучения и воспитания.
В связи с этим главным направлением формирования гражданской позиции курсантов и слушателей является воспитание у них на основе нравственных эталонов и ценностей установки на сознательное служение Родине, государству и обществу.
Таким образом, в настоящее время в силу нарастания напряжения мировой политической ситуации, террористической угрозы, внутренних социальных противоречий государство особенно нуждается в профессионалах высокого уровня, являющихся одновременно активными гражданами и настоящими патриотами своей страны.
Список литературы
1. Шабанова, Т. В. Формирование ценностных установок гражданской позиции у курсантов военных вузов / С.М. Марченко, Т.В. Шабанова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - Т. 2. - С. 291-295.
2. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2000. - 304 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник. - М.: Кнорус, 2010. - 744 с.
4. Шарухин, А. П. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России : монография / В. Ю. Колпаков, В. А. Суворов, А. П. Шарухин; под ред. В. Ю. Новожилова. - М.: На боевом посту, 2012. - 648 с.
5. Ефремов, О. Ю. Военная педагогика : учебник для вузов / под ред. О. Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2014. - 640 с.
6. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. - 343 с.
7. Попов, Н. С. Гражданское воспитание в системе внеклассной работы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Попов Николай Сергеевич. - М., 2004. - 151 с.
8. Воспитание гражданской позиции молодого поколения : сб. науч. ст. / Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, Моск. ин-т открытого образования. - М.: Компания Спутник+, 2009. - 133 с.
9. Гражданское образование: Формирование активной жизненной позиции гражданина : сб. ст. для методистов и преподавателей общественных дисциплин. - М.: Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2001. - 288 с.
10. Элиасберг, Н. И. Правовое образование в отечественной школе 30-90-х годов ХХ века: Опыт системно-генет. анализа. - СПб.: Изд-во СПб ГУПМ, 2000. - 109 с.
11. Гражданско-правовое образование : сборник / С.-Петерб. гуманитар.-политол. центр «Стратегия». - СПб.: Норма, 2009. - 77 с.
УДК 378
А.С. Отраднова*
Педагогические условия адаптации
курсантов образовательных организаций МВД России
к учебно-служебной деятельности
В статье автор рассматривает проблему адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности образовательной организации МВД России. Проблема адаптации специалистов любой профессиональной сферы является сложным многосторонним процессом, эффективность которого связывают с введением комплекса взаимозависимых педагогических условий. При выборе педагогических условий, способствующих успешной адаптации курсантов к учебно-служебной
* Отраднова, Александра Сергеевна, преподаватель кафедры ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России». Адрес: Россия, 620000, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66. Тел.: 8-912-665-27-71. E-mail: alya.otradnova@inbox.ru.
* Otradnova, Alexandra Sergeyevna, Lecturer at the department of psychological of uniformed service and pedagogy Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: 620000, Sverdlovsk region, Ekaterinburg, Korepina str., 66. Ph.: 8-912-665-27-71.E-mail: alya.otradnova@inbox.ru.
© Отраднова А.С., 2016
Отраднова А.С. Педагогические условия адаптации курсантов юридических образовательных.
деятельности, необходимо учитывать особенности эмоционально-психологического напряжения, связанного с выполнением служебных обязанностей; высокий уровень физических нагрузок, особенности образовательного процесса в образовательных организациях МВД России в аспекте исследуемой проблемы.
Ключевые слова: адаптация, адаптированность, педагогические условия, курсанты.
A.S. Otradnova*. Pedagogical conditions of adjustment of educational institutions of the ministry of internal affairs' cadets to learning professional activity. In the article the author highlights the problem of adjustment of cadets to learning professional activity of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The problem of adjustment of any professional specialists is a complex multilateral process, whose effectiveness is associated with the introduction of a range of interdependent pedagogical conditions. Selecting pedagogical conditions, that promote to the successful adaptation of cadets to learning professional activity the peculiarities of the emotional-psychological tension associated with the performance of professional duties; a high level of physical exertion; peculiarities of the educational process of the institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the aspect of the investigated problem are taken into account.
Keywords: adjustment, adaptation, pedagogical conditions, cadets
Современные тенденции развития отечественной системы образования направлены на решение широкого круга вопросов, в т.ч. и на повышение качества профессионального обучения будущих специалистов. В этих условиях на первый план выступает подготовка кадров, обладающих высоким уровнем адаптивности, умеющих критически мыслить и генерировать идеи, оперировать растущими объёмами научной информации, готовых к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В процессе подготовки специалистов в сфере правоохранительных органов (органов внутренних дел) данная проблема представляет особый интерес, что связано со спецификой предстоящей деятельности, а также сложностью образовательного процесса организаций МВД России. Результаты проведённых исследований свидетельствуют о том, что успешность адаптации курсантов к образовательной среде положительно влияет на их дальнейшее профессиональное становление. В нашем понимании адаптация курсантов рассматривается как процесс - результат взаимодействия обучающийся - среда, посредством интериоризации действующих правил и норм поведения, а также овладением приёмами и средствами деятельности и формированием определённых установок и моделей поведения в соответствии с принятыми в данной социальной группе [12]. Обобщение результатов психолого-педагогических исследований по рассматриваемой проблеме позволило сделать вывод, что успешность адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности может быть достигнута путём внедрения в образовательный процесс комплекса педагогических условий.
В широком смысле «условия» рассматриваются как обстоятельство, оказывающее влияние; обстановка, в которой происходит какое-то явление или процесс; требования, из которых следует исходить [11]. В философском энциклопедическом словаре данная категория представлена как отношение предмета к окружающей действительности, без которых он существовать не может [15]. В психолого-педагогической литературе сущность данного понятия раскрывается в работах отечественных исследователей - В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, Н.В. Ипполитовой, А.Я. Найна, В.А. Сластенина и др. В педагогике понятие «условие» представлено как в широком, так и в узком смысле. Рассматривая данное понятие в широком смысле, авторы определяют его как совокупность психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу в целенаправленно созданной обстановке [2; 3; 5; 7].
В узком смысле понятие «условие» может рассматриваться в качестве компонента педагогической системы либо совокупности объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [2; 7]. Сегодня в психолого-педагогической литературе можно выделить три основных направления понимания сущности понятия «условие» [7; 9; 10]:
- совокупность тех или иных мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (В.И. Андреев, В.А. Беликов, А.Я. Найн);
- компонент, необходимый в процессе проектирования и конструирования педагогической системы (Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева);
- планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования (Б.В. Куприянов, С.А. Дынина и др.).
В контексте исследуемого вопроса нам близка позиция Н.М. Борытко, который определяет условия как внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [3, с. 127].
Вышеизложенное позволяет отнести к педагогическим условиям те объекты, среду или обстановку, в которых возникает, развивается и совершенствуется исследуемый педагогический процесс или явление.
Соответственно, адаптация курсантов к учебно-служебной деятельности, являясь сложным многосторонним процессом, обусловливает необходимость подбора компонентов, способствующих её эффективности. В качестве такого компонента могут выступать педагогические условия, которые мы рассматриваем как взаимодействие различных мероприятий в процессе учебной, служебной деятельности, способствующие достижению курсантами высокого уровня адаптированности [12]. Проведенный нами анализ дефиниции «условие» позволяет сделать вывод, что основанием при выделении его составляющих являются особенности образовательного процесса, к числу которых относятся содержание образования, учебно-воспитательная деятельность и т.д. В свою очередь, под педагогическими условиями адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности мы будем понимать совокупность всех внутренних и внешних элементов и факторов, содействующих её успешности.
А.А. Смирнов, рассматривая проблему вузовской адаптации, приходит к выводу, что она включает в себя три компонента: дидактический, социальный и профессиональный. Дидактическая адаптация связана с освоением вузовской системы обучения, особенностями организации учебного процесса. Социальная адаптация представляется как активное приспособление индивида к условиям социальной среды посредством усвоения принятых в обществе правил, норм и ценностей. В свою очередь, профессиональная адаптация подразумевает интериоризацию индивидом профессиональных ценностей и норм, осмысление профессиональных мотивов и целей, а также компонентов профессиональной деятельности [14]. Соответственно, результатом адаптации будет являться качественно новый этап, представляющий собой тот или иной уровень адаптированности личности. А.Н. Жмыриков в качестве критериев адаптированности личности выделяет следующие компоненты: выходные параметры деятельности личности, степень интеграции личности со средой (микро- и макро-), степень реализации внутриличностного потенциала, эмоциональное самочувствие [6]. Это позволяет выделить четыре основных уровня адаптированности личности: активный, активно-пассивный, пассивный и дезадаптивный. Так, для первого уровня характерна полная адаптация (уподобление), высокая активность, психологическая переориентация, высокое мастерство, широкий и творческий подход. Второй уровень определяется средней активностью, сужением круга интересов до узкоспециальных, принятием только основных ценностей. Третий уровень проявляется низкой активностью субъекта, пассивностью в копировании чужого опыта. Четвертый уровень -псевдоадаптация, выражается в отрицательном отношении к какой-либо сфере жизнедеятельности, проявлением своего неудовольствия [8].
Для определения того или иного уровня адаптированности индивида необходимо определение его критериев как результата адаптации. Обобщая обзор теоретических исследований по данной проблеме, мы можем выделить две основные группы критериев (объективные и субъективные). По мнению А.А. Смирнова, объективные критерии определяются успеваемостью, показателями общественной и научной активности, показателями общей и профессиональной направленности. Субъективные критерии оцениваются сквозь призму отношения обучающегося к учебным предметам, к выбранной профессии, к получаемым знаниям, стремления к самосовершенствованию, саморазвитию.
Опираясь на изложенные выше данные, нами была разработана критериально-уровневая оценка адаптированности обучающихся, которая включает: четыре уровня адаптированности, а также две группы факторов (объективные и субъективные), которые определяются готовностью к познавательной деятельности, ценностным отношением к обучению профессии, психологической сформированностью, эмоциональными и когнитивными способностями. При выборе критериев мы учитывали, что они должны отражать основные закономерности формирования личности, устанавливать связи между всеми компонентами исследуемой системы.
Понимая важность и необходимость успешной адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности, на основе систематизации психолого-педагогических работ, а также результатов диссертационных исследований мы определили комплекс педагогических условий, способствующий достижению поставленной цели. Основываясь на работах А.А. Вербицкого, мы определили, что в образовательном процессе познавательная деятельность обучающихся должна воспроизводить черты будущей профессиональной деятельности. Также существует объективная необходимость
Отраднова А.С. Педагогические условия адаптации курсантов юридических образовательных...
создания ситуаций, приближенных к профессиональной деятельности с целью включения обучающихся в учебный процесс. В целом Р.М. Асадуллин связывает противоречия между учебной и профессиональной (служебной) деятельностью обучающихся с тем, что студент (курсант) является объектом образовательного процесса, а во время профессиональной деятельности он выступает субъектом [1].
При выборе необходимых педагогических условий, способствующих успешной адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности, учитывались следующие факторы: специфика предстоящей профессиональной деятельности; особенности образовательной среды ведомственной организации в аспекте исследуемой проблемы [12].
При выделении комплекса педагогических условий мы основывались на опыте наших коллег, которые в качестве условий, способствующих в т.ч. эффективной адаптации обучающихся, определяли [4; 6; 8; 13]:
- взаимодействие учебных коллективов в учебной и внеучебной деятельности;
- самоуправление курсантского (студенческого) коллектива;
- оптимизация учебно-воспитательной деятельности;
- включение обучающихся в систему субъект - субъектных отношений;
- создание специальной адаптивной образовательной среды;
- развитие творческого потенциала обучающихся и т.д.
В свою очередь, мы основывались на принципе гуманизации образовательного процесса, что позволило бы продуктивно сочетать управление поведением обучающихся с развитием их самостоятельности, самоорганизации. В качестве таких условий нами были выделены следующие: стимулирование у обучающихся процессов самоанализа, самопознания посредством включения механизмов рефлексии; включение обучающихся в активную совместную с педагогом деятельность по организации и контролю своей учебно-профессиональной деятельности.
Выделенные нами условия являются необходимыми и достаточными для эффективного функционирования системы формирования высокого уровня адаптации обучающихся:
- стимулирование у обучающихся процессов самоанализа, самопознания посредством включения механизмов рефлексии является важнейшей задачей обучения и фактором развития личности обучающегося в образовательной организации, а также будет способствовать активизации внутренних механизмов самоанализа и саморазвития человека, формированию определенного отношения к материалу и побуждению к исследовательской деятельности;
- вовлечение курсантов в совместную деятельность носит не только рефлексивно-деятельностный характер, но и способствует адаптации обучающихся к учебно-служебной деятельности.
Таким образом, процесс адаптации будущих специалистов органов внутренних дел представляет собой сложный многосторонний процесс, успешность которого может быть достигнута путём внедрения в образовательный процесс комплекса педагогических условий. Соответственно, грамотно организованный учебно-воспитательный процесс с учетом специфики образовательной организации способствует созданию адаптивной среды.
Список литературы
1. Асадуллин, Р. М. Технологические параметры инновационного профессионального обучения // Образование на рубеже веков : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. - Уфа, 2007.
2. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект : монография. -М.: Владос, 2004. - 357 с.
3. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 225 с.
4. Васильев, А. В. Педагогические условия реализации модели военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ // Перспективы науки. - 2016. - № 7 (82). - С. 61-66.
5. Володин, А. А., Бондаренко, Н. Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - Вып. № 2. - C. 143-152.
6. Жмыриков, А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения : автореф. дис. ... канд. псих. наук / Жмыриков Александр Николаевич. - Л., 1989. - 15 с.
7. Ипполитова, Н. В., Стерхова, Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-12.
8. Кечкин, Ю. В. Профессионально-мотивационная адаптация курсантов в военном вузе : автореферат дис. ... канд. педагог. наук : 13.00.08 / Кечкин Юрий Владимирович. - Челябинск, 2016. - 26 с.
9. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.
10. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.
11. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. -М.: ООО Оникс, ООО Мир и образование, 2007. - 640 с.
12. Отраднова, А. С. Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности: педагогическое сопровождение // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 184-189.
13. Петрова, А. С. Профессиональная адаптация молодых специалистов в ОВД: понятие и пути совершенствования / А.С. Петрова, М.А. Шелепова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 3.
14. Смирнов, А. А. Психология вузовской адаптации : учеб. пособие / А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 115 с.
15. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильчев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
УДК 378.14
В.Я. Слепое*
«Новая педагогика» в образовательных организациях войск национальной гвардии Российской Федерации
В статье обосновывается необходимость разработки принципиально новых подходов к организации обучения и воспитания в образовательных организациях войск национальной гвардии Российской Федерации. Определяются задачи «новой педагогики» в подготовке офицеров Национальной гвардии.
Ключевые слова: педагогика, система, задачи, образование духовность, воспитание, обучение, саморазвитие.
V.J. Slepov*. «The new pedagogy» in educational organizations of the Russian Federation troops National Guard. Need for developing of absolutely new approaches to education's organization in educational organization's troops of the Russian Federation National Guard is proved in this article. «New pedagogical» tasks in a system of preparing officers of the Russian Federation National Guard are determined.
Keywords: pedagogy, system, purposes, education, spirituality, upbraiding, training, self-development.
Воспитательный процесс является одним из основополагающих компонентов образования. Вопросам воспитания в педагогической науке уделялось и уделяется большое значение. Воспитать настоящего человека, человека с большой буквы, является одной из главных задач многих социальных институтов, участвующих в этом процессе. Воспитание настоящего офицера, офицера войск национальной гвардии Российской Федерации требует приложения еще больших усилий ввиду высоких требований, предъявляемым к офицерскому составу и педагогическим работникам, их профессионализму, моральным и деловым качествам.
Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N° 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» ставит перед военной педагогикой многие сложные и важные задачи, решение которых связано не только с научным обоснованием особенностей процесса подготовки офицерских кадров, способных обеспечивать национальную безопасность нашего государства, но и с формированием такой системы образования, которая должна
* Слепов, Владимир Яковлевич, профессор Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 759-66-33, 8-911-748-55-33.
* Slepov, Vladimir Jakovlevich, the professor of Saint-Petersburg Military Institute of the Russian Federation National Guard Forces, Doctor of the pedagogic sciences, the Honored figure of a science of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: (812) 759-66-33.
© Слепов В.Я., 2016