Научная статья на тему 'Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности: педагогическое сопровождение'

Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности: педагогическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отраднова Александра Сергеевна

«Вхождение» курсантов юридических вузов МВД РФ в образовательное пространство учебного заведения связано с рядом проблем: новой социальной средой, спецификой учебно-воспитательного процесса; индивидуально-типологическими и личностными особенностями обучающихся. Учебно-профессиональная деятельность курсантов связана с высоким уровнем психического, нервно-эмоционального и физического напряжения, что может приводить к «срыву» адаптационных механизмов. В этой ситуации педагогическое сопровождение может стать эффективным инструментом инициирующим личность к преодолению вышеуказанных сложностей. Задачами педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе МВД РФ являются: создание условий для успешного «вхождения» курсантов в образовательное пространство вуза (адаптация к учебно-профессиональной деятельности); раскрытие внутреннего потенциала; содействие его профессиональному и личностному становлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Отраднова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of cadets of educational organizations MIA of Russia to training and professional activities: pedagogical support

"Entering" cadets to the educational space of Institute of the Ministry of the Interior of Russia is connected with some problems: the new social environment, specifics of teaching and educational process; individual and typological and personal features of the trained. Educational professional activity of the cadets is connected with the high level of mental, emotional and physical tension that can lead to "failure" of adaptable mechanisms. In this situation the pedagogical maintenance can become the effective tool initiating the personality to overcoming of the above-stated difficulties. Problems of pedagogical maintenance of teaching and educational process in legal higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are the following: the creation of the conditions for successful "entry" of cadets into educational space of higher education institution (adaptation to the educational professional activity); disclosure of internal potential; assistance to his professional and personal formation.

Текст научной работы на тему «Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности: педагогическое сопровождение»

4. Novikova, N. B. and Sergeev G.A. (2014), "Doublepoling at classic sprint distances in crosscountry skiing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 138-142.

5. Novikova, N. B. (2013), "Use of video analysis to assess technical readiness and special working capacity of skiers-racers of high class", Actual issues of preparation of skiers-racers, Collection of II Russian scientific-practical conference for coaches in ski racing 12-15 May, Smolensk, pp. 154-159.

6. Ramenskaya T. I. (2001), Special training of the skier. Educational book, SportAkademPress, Moscow.

Контактная информация: sga181054@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2016

УДК 378

АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Александра Сергеевна Отраднова, преподаватель, Уральский юридический институт МВД России (УрЮИ МВД России), Екатеринбург

Аннотация

«Вхождение» курсантов юридических вузов МВД РФ в образовательное пространство учебного заведения связано с рядом проблем: новой социальной средой, спецификой учебно-воспитательного процесса; индивидуально-типологическими и личностными особенностями обучающихся. Учебно-профессиональная деятельность курсантов связана с высоким уровнем психического, нервно-эмоционального и физического напряжения, что может приводить к «срыву» адаптационных механизмов. В этой ситуации педагогическое сопровождение может стать эффективным инструментом инициирующим личность к преодолению вышеуказанных сложностей. Задачами педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе МВД РФ являются: создание условий для успешного «вхождения» курсантов в образовательное пространство вуза (адаптация к учебно-профессиональной деятельности); раскрытие внутреннего потенциала; содействие его профессиональному и личностному становлению.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, адаптация, учебно-профессиональная деятельность, курсанты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p184-189

ADAPTATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS MIA OF RUSSIA TO TRAINING AND PROFESSIONAL ACTIVITIES: PEDAGOGICAL

SUPPORT

Alexandra Sergeevna Otradnova, the lecturer, Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Yekaterinburg

Annotation

"Entering" cadets to the educational space of Institute of the Ministry of the Interior of Russia is connected with some problems: the new social environment, specifics of teaching and educational process; individual and typological and personal features of the trained. Educational professional activity of the cadets is connected with the high level of mental, emotional and physical tension that can lead to "failure" of adaptable mechanisms. In this situation the pedagogical maintenance can become the effective tool initiating the personality to overcoming of the above-stated difficulties. Problems of pedagogical maintenance of teaching and educational process in legal higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are the following: the creation of the conditions for successful "entry" of cadets into educational space of higher education institution (adaptation to the educational professional activity); disclosure of internal potential; assistance to his professional and personal formation.

Keywords: pedagogical support, adaptation, educational and professional activities, cadets.

Служба в полиции предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников, что обусловлено спецификой ее деятельности, а также многообразием функций и задач, возложенных на органы правопорядка. Концепция модернизации органов внутренних дел в качестве приоритетного направления определяет работу с кадрами, усиление и укрепление ее кадрового ядра. Особое внимание уделяется вопросам повышения качества образования в ведомственных образовательных организациях МВД России, так как комплектование органов внутренних дел преимущественно осуществляется за счет их выпускников. В связи с этим обеспечение подготовки будущих офицеров в современных условиях обуславливает необходимость создание системы эффективной адаптации курсантов, с целью активизации их резервных возможностей в преодолении трудностей и психологических барьеров, как на этапе обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Проблема адаптированности и адаптации не является новой в научной литературе. Отдельные аспекты, связанные с сущностными особенностями приспособления индивида к окружающей среде можно встретить в трудах античных философов. Так, Анаксагор, Аристотель в качестве движущей силы развития человека определяли активность разума («нус»). Кроме того, в трудах Анаксимандра заложены основы закона сохранения материи, содержание которого основано на поддержании равновесия между организмом и окружающей средой [8, с. 33].

С общефилософских позиций адаптация рассматривается в качестве особой формы отражения, характеризуемой внутренней активностью живых систем и опережающей реакцией на внешнее воздействие. В тоже время в психолого-педагогических исследованиях адаптация рассматривается как совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленную на сохранение относительного постоянства его внутренней среды - гомео-стаза.

Исходным для понимания сущности адаптации являются естественнонаучные исследования И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина и Г. Селье и др. Значительный вклад в раскрытие содержания феномена адаптации внесли Ж. Бюффон, Г. Ауберт, Ч. Дарвин и др., которые изучали ее с позиции полезных для организма изменений, представляющих собой отражение окружающей среды. В след за зарубежными коллегами И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин определили, что в основе биологической адаптации лежит одно из самых существенных свойств живой материи - стремление к равновесию, что позволяет биологическому объекту практически в любых условиях адекватно реагировать на внешние изменения [10, с. 17-18].

Дальнейшая разработка феномена «адаптация» связана с его экстраполяцией в область смежных наук (социология, психология, педагогика и др.), что позволило выйти за рамки его традиционного понимания как неотъемлемого и необходимого компонента эволюции. Исследователи начинают признавать роль общественных факторов в становлении личности. Так, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский рассматривают человека как существо социальное, причины поведения которого следует искать в среде, в которой он формировался и воспитывался. В понимании И. Канта роль внешней среды заключается в стимулировании деятельности человека по направлению достижения его «целостности» [13, с.22]. В свою очередь А.А. Реан отмечает, что полноценная адаптация всегда включает в себя целый спектр самоизменений, самокоррекции и выработку новых личностных качеств.

Определяющее значение в раскрытие сущности и содержания феномена адаптации заложены в психолого-педагогических исследованиях, где человек изучается во всем многообразии его свойств и проявлений как существа биологического и социального. Разделяя мнение Г.В. Безюлевой [5], отметим, что человек адаптируется как целостная структура в единстве природного, общественного и индивидуального, то есть как орга-

низм (биологическая адаптация), как личность (социальная адаптация, психологическая адаптация), как субъект деятельности (социально-культурная, профессиональная адаптация и т.д.). Это определяет многообразие подходов к изучению процесса адаптации (го-меостатический, гедонистический, прагматический и т.д.), а также пониманию ее сущностных особенностей и характера самого явления. По мнению В.А. Петровского, П.С. Кузнецова при изучении адаптации следует исходить из трех ее основных позиций. Во-первых, гомеостатической, заключающейся в стремлении вернуть организм в состояние равновесия; во-вторых, гедонистической, где адаптация рассматривается как достижение положительных эмоций и преодоление психологического дискомфорта; в-третьих, адаптация является функцией развития личности, направленная на достижение максимального эффекта при минимальных затратах [9, с. 338]. В одной из работ Л.В. Корель отмечает, что содержание адаптивной функции может состоять либо в стремлении получить контроль над «внешними силами», чтобы сделать предсказуемыми условия своей деятельности, либо во внутренней модификации своих собственных структур под давлением потребностей изменяющегося мира. Все это позволяет нам рассматривать адаптацию как процесс/результат встречной активности субъекта и социальной среды и формирование на этой основе новых форм и моделей поведения, определяющие его дальнейшее развитие.

Исследователи едины во мнении, что «пусковым механизмом адаптации» личности является смена окружающей среды, которая порождает противоречия между требованиями, предъявляемыми внешними условиями, и готовностью личности к ним на основе предшествующего опыта.

В частности, поступление в высшее учебное заведение является тем «толчком», который запускает адаптационные процессы личности. Это обусловлено необходимостью приспособления обучающихся к новым условиям образовательной деятельности и общения, усвоением системы знаний, норм и ценностей, а также выработке оптимального режима жизнедеятельности. Вместе с тем, этот процесс сопровождается изменениями в психоэмоциональной сфере обучающегося, происходящими не только в период «вхождения» в новую социальную среду, но и на протяжении всего периода обучения (при установлении и расширении коммуникативных связей, изменении и усложнении дидактических требований и т.д.). Как показывают результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, влияние обозначенных факторов может привести к снижению адаптационного потенциала личности, обусловливающего эффективность процесса адаптации и стать причиной ее «срыва» [7, с. 41].

Вышеуказанные противоречия являются универсальными как для гражданских вузов, так и специализированных (ведомственных) организаций. Однако следует обратить внимание, что для образовательных организаций системы МВД России приоритетным является учебно-профессиональная деятельность, которая связана не только с формированием знаний, умений, владений (компетенций), но и с выполнением обязанностей по обеспечению охраны порядка на территории вуза, соблюдение контрольно-пропускного режима, осуществлением караульной службы. Поступая в вуз системы МВД России, молодые люди приобретает новые статусно-ролевые характеристики, которые вводят их в систему уставных отношений, обязательных для исполнения, строящихся на основе общепринятых эталонах поведения и особенностях службы. По мнению Е.М. Земцовой, А.Б. Струкова сложность обучения в высшем учебном заведении МВД РФ заключается в одновременном воздействии на курсантов различных видов адаптации (учебная, служеб-но-функциональная, социальная, бытовая), обусловленных спецификой вуза [5, 12]. Характеризуя образовательную среду ведомственного вуза, авторы в ее внутренней структуре выделяют обучающую, развивающую, воспитывающую, социокультурную (внеслужебную), исследовательскую, информационную, практико-ориентированную (служебную) микросреды, диалектически взаимодействующие и включенные друг в друга [4, с.

46].

Таким образом, адаптацию курсантов к учебно-профессиональной деятельности в вузе мы рассматриваем как процесс и результат встречной активности субъекта и образовательной среды, посредством усвоения действующих норм, правил поведения, овладения приёмами и средствами деятельности и формированием определенных установок и моделей поведения в соответствии с принятыми в данной социальной группе.

Следовательно, адаптация как сложный, противоречивый, сопряженный с различными проблемами и трудностями процесс, требует изучения характера взаимоотношений «обучающийся ^ среда» не только с позиции исключительно субъективного отражения процессов взаимодействия, организационных аспектов, но и психосоциальных факторов обуславливающих построение гармоничных человеческих взаимоотношений. В этом случае педагогическое сопровождение является необходимым условием эффективной адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности, целью которого является раскрытие внутреннего потенциала сопровождаемого.

Проблема педагогического сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации системы образования, содержащейся в развитие личностно-ориентированной, субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия. В этом случае организация педагогического адаптационного процесса имеет направленность, при которой обучающиеся ориентированы на участие в свободной самостоятельной профессиональной деятельности и общении, где каждый участник образовательного процесса сознательно ставит цели, выбирает средства, стремится к достижению и оценке своего индивидуального результата, результата работы группы и образовательной организации в целом. Результаты исследований отечественных и зарубежных психологов и педагогов позволяют сделать вывод о том, что эти задачи могут быть успешно решены посредством психолого-педагогической подготовки курсантов. В понимании М.М. Арсланбекова, психолого-педагогическая подготовка курсантов юридических вузов - это процесс формирования профессионально компетентной личности офицера, обладающего гуманитарной, педагогической культурой, знаниями, навыками и умениями педагогического взаимодействия, организации, управления и осуществления процессов обучения, воспитания, развития и психологической подготовки[2, с. 24].

Одной из основных задач психолого-педагогической подготовки является целенаправленная содействие курсантам в развитии таких качеств как инициативность, способность решать нестандартные задачи, а также способность планировать и прогнозировать свою деятельность. Реализация этих задач может быть осуществлена посредством создания специальных педагогических условий, направленных на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего офицера, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения.

Следовательно, педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса будущих сотрудников правоохранительных органов мы можем рассматривать как сложный многогранный процесс, основная функция которого заключается в стимулировании самореализации профессионально-личностных качеств курсантов. Кроме того, оно ориентировано на изменение отношений курсантов к учебной деятельности и созданию условий для повышения ее качества.

Таким образом, теоретический анализ дефиниции «адаптация» позволил определить ее как процесс/результат встречной активности субъекта и социальной среды и формирование на этой основе новых форм и моделей поведения, определяющие его дальнейшее развитие.

Адаптация курсантов к учебно-профессиональной деятельности сопряжена с рядом трудностей, обусловленных их сложностью подготовки к будущей профессиональной деятельности, совмещением учебной деятельности с выполнением служебных обя-

занностей, преодолением критических этапов и т.д.

В связи с этим нами определено, что процесс адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности требует педагогического сопровождения всех субъектов учебно-воспитательного процесса, направленное на оказание помощи и поддержки обучающимся в построении социальных отношений, обучению молодых людей новым паттернам поведения в образовательной среде вуза, а также содействию в преодолении трудностей адаптации. Реализация данного направления нам видится в создании условий, которые требуют моделирования педагогического сопровождения адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ психологической адаптированности студентов первого курса на начальном этапе обучения в вузе / О.Е. Пискун, А.А. Паульс, В.А. Чистяков, Н.А. Багин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 198-203.

2. Арсланбеков, М.М. Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов / М.М. Арсланбеков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 43-2. - С. 23-26.

3. Безюлева, Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г.В. Безюлева: монография. — М. : Московский психолого-социальный институт, 2008.—320 с.

4. Ерошенков, Н.В. Образовательная среда вуза МВД России как фактор профессионально-нравственной подготовки курсантов // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2014. - № 1. - С. 42-47.

5. Земцова, Е.М. Адаптация курсантов к обучению в военном вузе средствами пропедевтического курса физики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Земцова Е.М. — Челябинск, 2004. - 21 с.

6. Корель, Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии / Л.В. Корель. - Новосибирск : Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 1997. - 160 с

7. Маклаков, А.Г. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в ВУЗе / А. Г. Маклаков, А. А. Сидорова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 5. - № 4. С. 41-51.

8. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск : Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

9. Осянин, А.Н. Анализ содержания процессов адаптации и социализации личности (теоретический аспект) / А.Н. Осянин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия : Социальные науки. - 2006. - № 1. - С. 335-341.

10. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М. : Изд-во "Институт психологии РАН", 2007. - 624 с.

11. Стенина, Т.Л. Адаптация первокурсников в образовательной среде вуза как период эволюционных преобразований (на примере Ульяновского государственного технического университета) / Т. Л. Стенина // Знание. Понимание. Умение. - 2016. - № 1. - С. 243-253.

12. Струков, А. Б. Педагогическое сопровождение адаптации курсантов к условиям обучения в высших военных учебных заведениях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ Струков. А.Б. - Саратов, 2005. - 172 с.

13. Шаршов, И. А. Методологические основания исследования процесса профессионально-творческого саморазвития // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - Выпуск № 2. - 2006. - С.20-36. - URL : http://www.scientific-notes.ru/pdf/st3.pdf. - Дата обращения 01.04.2016.

REFERENCES

1. Piskun, O.E., Pauls, A.A., Chistyakov, V.A. and Bagin N.A. (2014), "Analysis of psychological adaptability of the first-year students at the initial stage of training at higher school", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 198-203.

2. Arslanbekov, M.M. (2007),"Improving the psycho-pedagogical preparation of cadets of military higher schools", Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, Vol. 43, No.2, pp.

23-26/

3. Bezyuleva, G.V. (2008), Psycho-pedagogical support of professional adaptation of pupils and students, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.

4. Eroshenko, N.V. (2014), "Educational environment of higher school as the factor of the Russian Interior Ministry professional and moral training of cadets", Herald Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry, No 1, pp. 42-47.

5. Zemtsova, E.M. (2004), Adaptation of cadets to training in military higher school by means of the propaedeutic course ofphysics, dissertation, Chelyabinsk.

6. Korel, L.V. (1997), Sociology adaptations: Etudes of apology, IEIE SB RAS, Novosibirsk.

7. Maklakov, A.G. and Sidorov, A.A. (2011), "Formation of the adaptive potential of the person and its development in the course of training in higher school", Bulletin of Pushkin Leningrad State University, Vol. 5, No. 4, pp. 41-51.

8. Gritsanov, A.A. (1998), The newest philosophical dictionary, Minsk.

9. Osyanin, A.N. (2006) "A content analysis of the processes of adaptation and socialization (theoretical aspect)", Lobachevsky Bulletin of the Nizhny Novgorod University. Series: Social Sciences, No. 1, pp. 335-341.

10. Ed. Dikaya, L.G. and Zhuravlev, A.L. (2007), Psychology of adaptation and social environment. Modern approaches, problems and prospects, publishing house Psychology Institute RAS, Moscow.

11. Stenina, T.L. (2016), "Adaptation of the first-years student in the educational environment of higher school as a period of evolutionary transformation (on the example of Ulyanovsk State Technical University)", Knowledge. Understanding. Skill., No. 1, pp. 243-253.

12. Strukov, A.B. (2005), Pedagogical support of adaptation of cadets to training conditions in the higher military educational institutions, dissertation, Saratov.

13. Sharshov I.A. (2006), "Methodological basis of the research process is professional-creative self-development ", Scientific notes. Electronic Journal of the Kursk State University, No. 2, pp.20-36, available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/st3.pdf.

Контактная информация: alya.otradnova@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2016

УДК 796.322

ПЕРСПЕКТИВА ПОБЕДЫ ЖЕНСКОЙ СБОРНОЙ РОССИИ ПО ГАНДБОЛУ В СЛУЧАЕ ДОМАШНЕГО ЧЕМПИОНАТА МИРА

Андрей Анатольевич Полозов, доктор педагогических наук, доцент, Олег Анатольевич Симонов, преподаватель, Вероника Рафкатовна Мухамадеева, преподаватель, Аркадий Владиславович Швидкий, преподаватель, Сергей Геннадьевич Ежов, кандидат педагогических наук, Уральский федеральный университет, Екатеринбург

Аннотация

В современном спорте слишком много команд, чтобы у них была возможность сыграть в круг. Поэтому невозможность такого турнира компенсируется наличием той или иной системы рейтинга. Способов их построения может быть достаточно много, однако критерием является соответствие ожидаемых и фактических результатов. На примере сборной России по мини-футболу показано такое соответствие. На примере женской сборной России по гандболу показано, что в случае проведения чемпионата мира дома наша команда победит в нем. Таким образом, рейтинг оказывает влияние на управленческие решения.

Ключевые слова: сборная России, мини-футбол, гандбол, прогноз результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.