УДК 378.147:34
ББК Х7р ГСНТИ 15.31.31 Код ВАК 19.00.13
Рябова Мария Геннадьевна,
кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра психологии служебной деятельности и педагогики, Уральский юридический институт МВД России; 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66; e-mail: ryabina_mariya@mail.ru
Отраднова Александра Сергеевна,
Преподаватель, кафедра психологии служебной деятельности и педагогики, Уральский юридический институт МВД
России; 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66; e-mail: alya.otradnova@inbox.ru
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА МВД РОССИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: адаптация; индивидуально-психологические особенности курсантов; образовательная среда вуза.
АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей курсантов и взаимосвязь этих особенностей с уровнем адаптации к образовательной среде вуза МВД России. Успешная адаптация к учебно-профессиональной деятельности является одним из факторов актуализации резервных возможностей личности и ее готовности к преодолению различного рода препятствий, возникающих на пути профессионального становления, что является одной из актуальных проблем современной науки. В рамках разработки данного направления проведено исследование, в результате которого было выявлено, что у курсантов с низким уровнем адаптации прослеживается отрицательная оценка себя и собственных поступков, занижена самооценка, и эти курсанты с трудом решают жизненные задачи, столкнувшись с трудностями, попадая в состояние фрустрации и стресса. Первокурсники с высокой адаптацией положительно оценивают себя и свои действия, что подтверждает удовлетворенность жизнью. В то же время у первокурсников с высоким уровнем адаптации достаточно высокий общий фон настроения, в то время как у курсантов с низким уровнем адаптации снижен интерес к жизни, им сложно ставить перед собой цели и двигаться к их достижению, такие курсанты имеют негативно окрашенную оценку себя и собственных поступков. Таким образом, были выделены некоторые индивидуально-психологические предикторы адаптивности курсантов к изменяющимся условиям образовательной среды и к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире. Полученные результаты исследования могут лечь в основу разработки методик, способствующих активации адаптационных способностей, которые еще не до конца сформированы, но необходимы для успешного овладения профессией.
Ryabova Mariya Gennad'evna,
Candidate of Psychology, Senior Lecturer of the Department of Psychology of Service and Pedagogy, Ural Law Institute of the
Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia
Otradnova Alexandra Sergeevna,
Lecturer of the Department of Psychology of Service and Pedagogy, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the
Russian Federation, Ekaterinburg, Russia
INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CADETS
IN THE PROCESS OF ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
OF INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
KEYWORDS: adaptation; individually-psychological features of cadets; educational environment of higher school.
ABSTRACT. This article presents the results of an empirical study of individual psychological characteristics of cadets and their relationship with the level of adaptation to the educational environment of the Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Successful adaptation to academic activity is one of the factors stimulating hidden abilities of a person and their readiness to overcome the difficulties that appear in the course of professional development, which is one of the important problems of contemporary science. The research showed that the cadets showing low level of adaptation treat themselves and their actions negatively, they show low self-esteem and they can hardly solve any problems in life; facing difficulties they get in the state of frustration and stress. Freshmen of high adaptation level treat themselves and their actions positively, which is proved by satisfaction of life. At the same time freshmen of high adaptation level are in good mood, while the cadets of low adaptation level show little interest in life, it is difficult for them to make goals and reach them, these cadets treat themselves and their actions negatively. During the research some individual and psychological predictors of adaptability of cadets to the changing conditions of the educational environment and to process of the considerable changes happening in the modern world are revealed. The result of the research may be the basis for development of the methods of activation of adaptational abilities, which were not formed to the full extent, but are necessary for successful acquisition of knowledge and skills important for the future profession.
© Рябова М. Г., Отраднова А. С., 2016
Вопросы подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел в современных условиях приобретают особое значение. Система ведомственного образования помимо проблем, общих для всех вузов, сталкивается с трудностями, обусловленными ее спецификой. Курсанты с первых дней обучения в вузе не просто получают знания, а начинают решать реальные учебные и служебно-боевые задачи. Фактически каждый обучающийся сразу включается в функционирование коллектива, несет личную ответственность за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение поставленных перед ним учебно-профессиональных задач. Однако на сегодняшний день имеются объективные противоречия между педагогическими и служебными требованиями, предъявляемыми к курсантам с момента их поступления в вуз и отсутствием у них навыков учебно-служебной деятельности, что снижает качество подготовки специалистов в процессе их обучения.
Необходимо подчеркнуть, что к профессиональной деятельности в сфере правоохранительных органов предъявляются высокие требования к личностным и профессиональным качествам специалистов. Обучение в вузах системы МВД России осуществляется в условиях повышенного психоэмоционального напряжения, что обусловлено спецификой образовательной организации, где наряду с учебной также осуществляется служебная деятельность. Это существенно затрудняет «вхождение» индивида в образовательную среду вуза. Кроме обозначенных факторов следует отметить, что на курсантов распространяются все закономерности, относящиеся к юношескому возрасту, для которого свойственны кризисы, связанные с возрастными изменениями, профессиональные кризисы и т. д., что находит отражение в поведении, мотивации к учебно-профессиональной деятельности.
В научных исследованиях проблема адаптации обучающихся к образовательной среде высшей школы представлена достаточно широко и рассмотрена на разных уровнях: адаптация к новым социокультурным условиям жизни, адаптация к новой системе отношений, адаптация к новой профессии, адаптация к новой системе образования [14].
По мнению Е. М. Земцовой [5], сложность обучения в высшем учебном заведении МВД заключается в одновременном взаимодействии на курсантов различных видов адаптации: 1) социально-психологическая (характеризует процесс усвоения ин-
дивидом основных норм, образцов, ценностей новой среды, отражает изменение социальной роли, круга общения, корректировку потребностей и ценностей, формирование мировоззренческих и социальных установок, развитие самосознания и уточнение самооценки, усложнение регуляции поведения, стремление к самоутверждению в учебном коллективе), 2) психофизиологическая (отражает перестройку мышления и речи, возрастание функций внимания, памяти, испытание и тренировку воли, возрастание эмоционального напряжения, реализацию способностей), 3) профессиональная (подразумевает вхождение человека в профессиональную среду и усвоение ее норм и ценностей), 4) педагогическая (связана с особенностями приспособления курсанта к новой системе обучения, к необходимости усвоения большего объема знаний, предусматривает поиск новых форм и методов работы, с помощью которых вузовские коллективы преподавателей могли бы ускорить процесс адаптации).
Н. Н. Ивашко [1; 6] рассматривает адаптацию курсантов к учебно-профессиональной деятельности как процесс и результат их взаимодействия с образовательной средой, выражающийся в интериори-зации норм, правил, требований и ожиданий образовательной среды. Конкретизируя понятие «адаптивность личности курсантов вузов», П. Ю. Аксенова определяет его как интегрирующее свойство адаптации к вузовскому обучению, отражающее явные и латентные возможности индивида вырабатывать адекватные условиям способы поведения и актуализировать способность быстро реагировать на изменения образовательного процесса вуза при сохранении внутреннего равновесия.
Соответственно, успешная адаптация к учебно-профессиональной деятельности является одним из факторов актуализации резервных возможностей личности и ее готовности к преодолению различного рода препятствий, возникающих на пути профессионального становления. Поэтому цель данного исследования заключается в выявлении индивидуально-психологических особенностей более и менее адаптированных курсантов к условиям образовательной среды.
Базой проведения исследования является Уральский юридический институт МВД России. В исследовании приняли участие курсанты первых курсов. Выборка испытуемых составила 112 человек в возрасте от 17 до 19 лет.
При проведении исследования были использованы следующие методики: Мно-
гоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), Авторская анкета, Калифорнийский психологический опросник (CPI), «Психологическое благополучие» К. Рифф, Опросник «Стили мышления» Р. Харрисона и Р. Брэмсона, адаптация А. Алексеева. Полученные результаты были обработаны с помощью программы SPSS.
Исследуя проблемы адаптации современных курсантов, мы получили следующие данные.
С помощью Калифорнийского психологического опросника (CPI) выявлено, что у 95 % курсантов по шкале «Чувство благополучия» (Ds) показатели ниже нормы. Заниженные значения свидетельствуют о внутреннем беспокойстве по поводу имеющихся проблем, неуверенности и растерянности. Обратили на себя внимание низкие значения по шкале Cm у всех курсантов, что свидетельствует о глубоких сомнениях в себе, отчужденности и общей нестабильности. И еще один важный факт: по шкале «Интеллектуальная эффективность» (Ie) у 89,7 % респондентов выявлены низкие показатели. Эта самооценка курсантов свидетельствует о недостатке адаптивности как в профессиональной среде в частности, так и в жизни в целом. Низкие показатели этих шкал говорят о наличии затруднений в выражении собственных мыслей, о трудностях совладания со стрессами.
Анализируя результаты теста МЛО, можно заключить, что испытуемые с низкой адаптацией - легко ранимые и недоверчивые люди, они с трудом заводят новые контакты и не могут начать общение первыми. Такие курсанты склонны к тревожности, растерянности и часто испытывают страх перед будущим. Курсанты с высокой адаптацией умеют выстраивать дружеские и доверительные отношения в своем окружении. Они самостоятельны и независимы, готовы прийти на помощь другим и с интересом смотрят в будущее.
На основе данных опросника ИЖУ видно, что у курсантов с низкой адаптацией есть страх перед будущим, они не выстраивают далеко идущих планов и не решаются наслаждаться жизнью. От этого интерес к жизни таких курсантов невелик, 73 % респондентов с низкой адаптацией имеют низкие показатели по данной шкале. Курсанты с высокой адаптацией, напротив, склонны проявлять интерес к жизни. У курсантов с высокой адаптацией прослеживается согласованность между поставленными и достигнутыми целями, а курсанты с низкой
адаптацией редко решают поставленные перед собой задачи.
У курсантов первого курса с низким уровнем адаптации прослеживается отрицательная оценка себя и собственных поступков, занижена самооценка, и эти курсанты с трудом решают жизненные задачи, столкнувшись с трудностями, попадая в состояние фрустрации и стресса. Первокурсники с высокой адаптацией положительно оценивают себя и свои действия, что подтверждает удовлетворенность жизнью. В то же время у первокурсников с высоким уровнем адаптации достаточно высокий общий фон настроения, в то время как у курсантов с низкой адаптацией снижен и общий фон настроения. Это говорит о том, что они испытывают грусть, тоску и переживания.
С целью выявления различий между курсантами с адаптацией разного уровня был применен ^критерия Стьюдента, в результате были были выявлены достоверные отличия в психологических особенностях: у курсантов с низким уровнем адаптации снижен интерес к жизни, им сложно ставить перед собой цели и двигаться к их достижению, такие курсанты имеют негативно окрашенную оценку себя и собственных поступков, из-за чего снижен и общий фон настроения, присутствуют грусть, стремление к уединению, пассивность. У курсантов с высокой адаптацией все наоборот: они активны, интересуются всем происходящим в жизни, имеют достаточно высокую самооценку и стремятся решать поставленные перед собой задачи.
Анализ психологического благополучия с помощью теста «Психологическое благополучие» К. Рифф выявил отличия у курсантов с высоким и низким уровнем адаптации. Так, испытуемых с низкой адаптацией можно охарактеризовать как недоверчивых, не склонных к компромиссам, но в то же время зависимых от оценки окружающих, важные решения такие люди склонны перекладывать на других. Низко адаптированные курсанты тревожны, чувствуют себя неспособными улучшить свою жизнь, испытывают желание самореализоваться, но боятся действовать, за что могут впоследствии себя винить. Также они имеют в жизни мало целей и намерений, как правило, недовольны собой и разочарованы событиями своего прошлого.
Испытуемых с высокой адаптацией можно охарактеризовать как людей, умеющих выстраивать доверительные отношения с окружающими, легких в общении, способных заботиться о благополучии других. Такие курсанты самостоятельны и независимы, способны противостоять попыт-
кам общества заставить думать и действовать определенным образом. Эти молодые люди, как правило, имеют свое мнение и место в жизни, стремятся к достижению поставленных целей, открыты новому и испытывают чувство реализации своего потенциала.
В результате применения опросника «Стили мышления» (русскоязычная адаптированная версия известного опросника InQ, разработанного Р. Брэмсоном, А. Хар-рисоном) на выборке курсантов с разной адаптацией, выявлено, что у адаптированных курсантов встречаются преимущественно прагматический и синтетический стили мышления.
У курсантов с низкой адаптацией встречаются чаще реалистический и идеалистический типы.
Наибольший процент в группе низкоадаптированных первокурсников распределился между идеалистическим и реалистическим типами мышления, и именно эти два типа мышления имеют наиболее низкий процент в группе курсантов с высоким уровнем адаптации.
Применение корреляционного анализа позволяет заключить, что курсанты с низкой адаптацией сложно устанавливают контакты с другими людьми, чувствуют себя неловко в новых для них социальных ситуациях, нередко фрустрированы и изолированы от общества. Не ставят перед собой
целей, потому что считают, что им все равно их не достичь. Часто становятся теми, кем можно манипулировать и руководить, тем самым навязывая им то, чего они сами не желают. Данные показатели указывают на то, что курсанты с низкой адаптацией раздражительны и нервозны, но не всегда проявляют гнев, чаще накапливая его внутри себя. Такие люди не любят возлагать на себя какую-либо ответственность, из-за повышенной тревожности им кажется, что они с ней не справятся.
Молодые люди с высокой адаптацией, напротив, ставят перед собой конкретные цели, с легкостью заводят новые знакомства, уверены в себе и не боятся открыто высказывать свое мнение. Курсанты с высоким уровнем адаптации легко справляются с трудностями, в то время как для низкоадаптированных молодых людей даже малейшая преграда может стать тупиком.
Таким образом, нами выявлены некоторые индивидуально-психологические предикторы адаптивности курсантов к изменяющимся условиям образовательной среды и к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире. Полученные данные могут лечь в основу разработки методик, способствующих активации адаптационных способностей, которые еще не до конца сформированы, но необходимы для успешного овладения профессией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова П. Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-профессиональному процессу : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011.
2. Губин В. А., Авдиенко Г. Ю. Факторы образовательной среды, влияющие на развитие личности обучающегося // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №2 (61). С. 26-32.
3. Ерошенков Н. В. Образовательная среда вуза МВД России как фактор профессионально-нравственной подготовки курсантов // Вестник Белгород. Юридич. ин-та МВД России. № 1. 2014. С. 42-47
4. Жигалова, Е. А. Адаптация курсантов к служебной и учебной деятельности высших учебных заведений МВД России // Вестник Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2014. №4 (71).
5. Земцова Е. М. Адаптация курсантов к обучению в военном вузе средствами пропедевтического курса физики : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004.
6. Ивашко Н. Н. Адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России : дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009.
7. Карпенко О. М. Социальная адаптация студента и современные образовательные технологии // Право и образование. 2003. №1. С. 85-94.
8. Комлев Ю. Ю. Адаптация и закрепление молодых специалистов в ОВД в контексте полицейской реформы: результаты социологических исследований // Вестник Казан. юридич. ин-та МВД России. 2015. № 1(19). С. 6-18.
9. Маклаков А. Г., Сидорова А. А. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе // Вестник Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 5. № 4. С. 41-51.
10. Мещерякова Е. И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное становление курсантов / / Вестник Воронеж. ин-та МВД России. 2011. №4. С. 172-175.
11. Московцев Н. А. Управление адаптацией студента в условиях современных образовательных технологий: социологический аспект // Инновации в образовании. 2003. №5. С. 34-50.
12. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы / Л. Г. Дикая и др. М. : Пер Сэ, 2007.
13. Реан А. А., Ардашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
14. Салахутдинова Е. С. Педагогическое сопровождение адаптации курсантов в учебной группе : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2014.
15. Шаршов И. А., Лубянкин И. Н. Педагогические противоречия и условия творческого саморазвития специалиста МВД // Гаудеамус. 2006. № 1 (9).
REFERENCES
1. Aksenova P. Yu. Psikhologo-pedagogicheskaya model' formirovaniya adaptatsii kursantov k uchebno-professional'nomu protsessu : dis. ... kand. psikhol. nauk. Ryazan', 2011.
2. Gubin V. A., Avdienko G. Yu. Faktory obrazovatel'noy sredy, vliyayushchie na razvitie lichnosti obuchayushchegosya / / Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2015. №2 (61). S. 26-32.
3. Eroshenkov N. V. Obrazovatel'naya sreda vuza MVD Rossii kak faktor professional'no-nravstvennoy podgotovki kursantov // Vestnik Belgorod. Yuridich. in-ta MVD Rossii. № 1. 2014. S. 42-47
4. Zhigalova, E. A. Adaptatsiya kursantov k sluzhebnoy i uchebnoy deyatel'nosti vysshikh uchebnykh zave-deniy MVD Rossii // Vestnik Vostochno-Sibirskogo in-ta MVD Rossii. 2014. №4 (71).
5. Zemtsova E. M. Adaptatsiya kursantov k obucheniyu v voennom vuze sredstvami propedevticheskogo kursa fiziki : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2004.
6. Ivashko N. N. Adaptatsiya kursantov k obrazovatel'noy srede vuza FSIN Rossii : dis. ... kand. ped. nauk. Novokuznetsk, 2009.
7. Karpenko O. M. Sotsial'naya adaptatsiya studenta i sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii // Pravo i obrazovanie. 2003. №1. S. 85-94.
8. Komlev Yu. Yu. Adaptatsiya i zakreplenie molodykh spetsialistov v OVD v kontekste politseyskoy reformy: rezul'taty sotsiologicheskikh issledovaniy / / Vestnik Kazan. yuridich. in-ta MVD Rossii. 2015. № 1(19). S. 6-18.
9. Maklakov A. G., Sidorova A. A. Formirovanie adaptatsionnogo potentsiala lichnosti i ego razvi-tie v protsesse obucheniya v vuze // Vestnik Leningrad. gos. un-ta im. A. S. Pushkina. 2011. T. 5. № 4. S. 41-51.
10. Meshcheryakova E. I. Osobennosti vliyaniya obrazovatel'noy sredy vedomstvennogo vuza na profes-sional'no-lichnostnoe stanovlenie kursantov / / Vestnik Voronezh. in-ta MVD Rossii. 2011. №4. S. 172-175.
11. Moskovtsev N. A. Upravlenie adaptatsiey studenta v usloviyakh sovremennykh obrazovatel'nykh tekh-nologiy: sotsiologicheskiy aspekt // Innovatsii v obrazovanii. 2003. №5. S. 34-50.
12. Psikhologiya adaptatsii i sotsial'naya sreda. Sovremennye podkhody, problemy, perspektivy / L. G. Dikaya i dr. M. : Per Se, 2007.
13. Rean A. A., Ardashev A. R., Baranov A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti: analiz, teoriya, praktika. SPb. : Praym-EVROZNAK, 2006.
14. Salakhutdinova E. S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsii kursantov v uchebnoy gruppe : dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2014.
15. Sharshov I. A., Lubyankin I. N. Pedagogicheskie protivorechiya i usloviya tvorcheskogo samorazvi-tiya spetsialista MVD // Gaudeamus. 2006. № 1 (9).
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.