ные программы, учебно-методические пособия для консерватории, музыкальных школ и училищ, которые до сегодняшнего дня являются актуальными и востребованными во всех музыкальных образовательных учреждениях республики Узбекистан, не смотря на новые разработки учебных программ и пособий.
Литература
1. Алимбаева К., Ахмедов М., Народные музыканты Узбекистана. - Ташкент: Художественная литература, 1959. - 128 с.
2.Бабаев С.В., Вызго Т.С., Яковлев Г.П. Музыкальная культура советского Узбекистана. - Ташкент: Госиздат УзССР, 1955. - 288 с.
3. Кароматов Р.М. Узбекская музыка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_music/Uzbekskaja-Muzyka-7322/ (time: 13.05. 2018).
4. Лутфуллаев А. История исполнительства на узбекских народных музыкальных инструментах. - Ташкент: «Musiqa», 2010. - 154 c.
5. Ливиев А. История узбекского национального музыкального инструментария. - Ташкент: Музыка, 2005. - 296 с.
б.Одилов А. Узбек халкчолгуларидаижрочиликтарихи. - Тошкент: Укитувчи, 1995. - 128 б.
7.Петросянц А.И. Инструментоведение. - Ташкент: Укитувчи, 1980. - 127 с.
References
1. Alimbayeva K., Akhmedov M., National musicians of Uzbekistan. - Tashkent: Fiction, 1959. - 128 pages.
2. Babayev S.V., Vyzgo T.S., Yakovlev G.P. Musical culture of the Soviet Uzbekistan. - Tashkent: State publishing house of UZSSR, 1955. - 288 pages.
3. Karomatov R.M. Uzbek music. - [Electronic resource]. - Access mode: http://enc-dic.com/enc_music/Uzbekskaja-Muzyka-7322/(time: 13:05. 2018).
4. Lutfullayev A. Performance history on the Uzbek national musical instruments. - Tashkent: "Musiqa", 2010. -154 with.
5. Liviyev A. History of the Uzbek national musical tools. - Tashkent: Music, 2005. - 296 pages.
6. Odilov A. Uzbek Hulk of a cholgularidижрочилик Tarija. - Tashkent: Ukituvch, 1995. - 128 б.
7. Petrosyants A.I. Instrumentovedeniye. - Tashkent: Ukituvch, 1980. - 127 pages.
УДК 378
C.A. Варламов
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
В статье рассматриваются структурные и содержательные аспекты процесса формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России. Приводится описание сущности и особенностей данного процесса, определены и раскрыты его основные этапы. Даны методические рекомендации по повышению эффективности работы педагогов на каждом из этапов формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, этапы развития, курсанты.
S.A.Varlamov, STRUCTURE AND CONTENT CHARACTERIZATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMING PROCESS IN STUDENTS OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF MIA
The article considers structural and conceptual aspects of professional competence forming process in students of institutes of Russian Ministry of Internal Affairs. It provides a vast description of its main features and value, defines and explains its main stages. The author gives some methodical recommendations on overall effectiveness among teachers for each stage of professional competence formation of students in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Keywords: professional competence, formation stages, cadets.
В наше время формирование профессиональной компетентности будущих специалистов осуществляется через содержательные элементы учебно-воспитательного процесса, а также через развитие профессиональных навыков и умений, совершенствуемых в процессе овладения различными аспектами профессии. Поэтому в условиях современных реалий, к уровню подготовленности выпускников образовательных организаций МВД России предъявляются требования, сопряженные со становлением целостной системы компетенций, характеризующейся стабильностью, устойчивостью, надежностью и эффективностью [1].
Как показывают исследования, результативность деятельности выпускников вузов МВД России во многом детерминированы профессиональными знаниями и умениями, обеспечивающими
продуктивность действий в разнообразных условиях. К другим факторам успешности сотрудников ОВД М.Н. Татамиров относит эмоционально-волевую устойчивость, умение принимать адекватные и оперативные решения в сложных служебных условиях, управленческие умения в общении подчинёнными в процессе решения поставленных задач [7].
В силу своей специфики, служба в МВД России всегда предъявляла свои особые требования к личности офицера. Во-первых, служба в органах внутренних дел имеет высокую общественную значимость для общества и государства. В силу ее значимости и необходимости для государства данный вид деятельности признается одним из важных видов в системе государственной службы. Во-вторых, служба в МВД способствует углубленному пониманию таких слагаемых культуры, как осознание личной ответственности за судьбу страны, способствует формированию патриотизма, гордости за принадлежность к своему Отечеству [5]. Это объективно способствует выработке у офицера таких качеств, как дисциплинированность, ответственность за судьбу подчиненных, товарищество, способность к самопожертвованию ради других, отношение к подчиненным с позиции гуманизма, составляющих важную часть профессиональной компетентности.
Становление профессиональной компетентности сотрудника полиции начинается, на наш взгляд, исключительно при осуществлении профессиональной подготовки. Косвенно данное утверждение закреплено и в статье 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», где в п. 1 установлено, что подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем:
1) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
2) обучения в соответствии с федеральным законом по образовательным программам.
Формирование профессиональной компетентности курсантов происходит в процессе взаимодействия с миром внешним и миром внутренним, на сознательном и бессознательном уровнях, посредством языка как логического, так и образного; кроме того, компетентность является системным качеством личности, обусловливающим её поведение, выборы, направленность, способы моделирования мира и т.п. в той же степени, что и другие подсистемные личностные составляющие. Поэтому, как справедливо отмечает один из основных исследователей проблемы формирования профессиональной компетентности сотрудников МВД С.АПолякова, формирование компетенций представляет собой растянутый во временном отношении процесс [6].
Одновременно с этим, сложность формирования профессиональной компетентности курсантов состоит в том, что это процесс многоуровневый, так как профессиональные знания должны формироваться одновременно на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом. Первые два уровня отражают теоретическую готовность будущего полицейского к профессиональной деятельности, а вторые - его практическую готовность.
Как отмечает О.А. Козлов, на основании требований государственного стандарта профессиональной подготовки, выпускники вузов МВД России в рамках своих профессиональных функций должен быть способен к осуществлению определенных видов профессиональной деятельности: правоприменительная, правотворческая, экспертно-консультационная, правоохранительная, научно-исследовательская, организационно-управленческая и педагогическая, которые предполагают решение ряда задач [3].
Поэтому организация профессиональной подготовки осуществляется с учетом задач по каждому из указанных видов деятельности и предполагает в качестве ориентиров закрепление требований к результатам освоение ООП в виде общекультурных и профессиональных компетенций, оценка качества освоения ООП предполагает организацию постоянного мониторинга эффективности реализации ООП, соответствия личностно-профессиональных достижений курсантов обозначенным в стандарте компетенциям.
Общекультурные компетенции призваны формировать логическое мышление, способность обрабатывать и систематизировать полученную информацию и в сущности представляют собой со-
вокупность гуманитарных знаний, которые призваны развивать профессиональную компетентность, индивидуальные особенности, специальные знания. Таким образом, общекультурная компетенция составляет основу для формирования грамотного и высокоразвитого специалиста.
При этом важно подчеркнуть, что квалификация как «степень готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определённой профессии, специальности»; «уровень подготовленности, степени годности к труду; профессия, специальность» не теряет своей актуальности, она лишь переходит в другое качество, а именно - становится элементом профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность определяется в первую очередь подготовкой специалиста, которая требует реализации деятельностного и аксиологического подхода к профессии, признания ценности труда, оптимальной технологичности процесса образования, обладание навыками саморегуляции, самоорганизации и самореализации.
Сущность процесса формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России предполагает, что он представляет собой систематизированную дея-тельность субъектов военного вуза по выработке у курсантов необходимых профессионально-важных знаний, умений и навыков и созданию у них комплекса личностных качеств, необхо-димых выпускнику для обеспечения успешной и качественной реализации основных функций профессиональной деятельности офицера [4].
На основе ранее проведенных исследованиях анализа факторов профессионального становления, динамики взаимосвязи познавательных и профессиональных мотивов, а также существующих тенденций организации процесса подготовки в вузе, осуществлялось определение этапов процесса формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России.
На I (первоначальном) этапе, осуществляется профессиональная адаптация курсантов первого года обучения. На этом этапе большое значение имеют первые впечатления курсанта, которые в дальнейшем начинают складываться в общую картину мировоззрения и становятся определяющими в профессиональной деятельности сотрудников полиции. По словам АТ.Иваницкого и Ю.И. Мар-чуковой, курсанты первых годов обучения могут проявлять повышенную, иногда чрезмерную восприимчивость как к особенностям учебно-воспитательного процесса, так и в ходе выполнения служебных обязанностей. При этом любая выполняемая задача, в большинстве случаев воспринимается будущими полицейскими как исключительно значимая[2].
На данном этапе важно диагностировать имеющийся уровень сформированности профессиональной компетентности, выявить существующие проблемы, мешающие эффективной образовательной деятельности. Также важно определить индивидуально наиболее эффективные методы учебно-познавательной, в том числе самостоятельной деятельности в условиях вуза, а также помочь курсантам осознать их собственные познавательные мотивы, цели, задачи. Необходимыми педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности курсантов на этом этапе являются: положительная мотивация, адекватная самооценка как субъекта учебного процесса, «толерантность к непониманию», преодоление страха перед неудачей. В связи с этим мы считаем необходимым, прежде всего, развивать рефлексивно-оценочный и социокультурный компоненты профессиональной компетентности.
Существенным показателем курсанта как субъекта учебной деятельности в образовательном процессе вуза служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности (слушать и записывать лекции, конспектировать литературу, выступать перед аудиторией, вести спор, давать аналитическую оценку явлениям и ситуациям и т.д.).
На II (базовом) этапе, наиболее важным является понятие эффективности самостоятельной работы курсантов, под которым мы подразумеваем наличие организационной, информационной компетенций. При этом необходимо постоянно поддерживать положительную мотивацию курсантов, особенно с низким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, так как на этом этапе она может несколько снизиться. Основными педагогическими условиями второго этапа являются
положительная мотивация и эффективность самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Для их реализации необходимо:
• обучать курсантов методам и приёмам, повышающим эффективность самостоятельной работы, навыкам планирования, последовательности выполнения заданий, элементам самоконтроля и распределению элементов самостоятельной работы во времени;
• осуществлять поэтапный контроль, уделяя внимание способам самостоятельной работы и их эффективности (не только тому, что курсанты знают, но и тому, каким образом они это выучили);
• для самостоятельной работы отдавать предпочтение заданиям, выполнение которых занимает немного времени, но требует регулярности (например, 10-15 минут ежедневно в течение недели эффективней, чем 1 час раз в неделю);
• обучать курсантов грамотному использованию электронных словарей и переводчиков (отдавая предпочтение первым), которое повышает эффективность самостоятельной работы;
• обучать курсантов искать значимую для них информацию в сети Интернет по ключевым словам, а также использовать интернет-ресурсы на иностранном языке для обучения; развивать критическое мышление.
Целесообразным в данном контексте является выделение диалогической компетентности, предполагающей практические умения взаимодействия с личностью курсанта и преподавателя как автора педагогической системы. Профессиональная компетентность педагога в контексте диалогического взаимодействия с личностью курсанта включает в себя умения трансформировать цели воспитания в конкретные педагогические задачи, умения выстроить педагогическую систему в русле диалогического учебно-воспитательного процесса; умения создать пространство диалога, и, наконец, умения быть в диалоге с самим собой, открывая новые возможности для развития своего мастерства.
На III (послебазовом) этапе, осуществляется рефлексия профессионального самоопределения в рамках освоения специальных дисциплин, что достигается корректировкой содержания индивидуального образовательного маршрута. Побуждение курсантов к рефлексивной деятельности в образовательном процессе вуза связано с формированием такого значимого компонента профессиональной компетентности, как «рефлексивная компетентность» (В.А Метаева, В.А. Сластёнин, С.Ю. Степанов и др.), которая представляет собой сложное образование, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, обеспечивая развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности.
На этом этапе формирования профессиональной компетентности курсантов важно развивать исследовательскую, а также социокультурную, рефлексивно-оценочную и организационную компетенции. Основными показателями их развития являются готовность к самообразованию и применение своих компетентностей в исследовательской деятельности. Очень важно и условие, выходящее за рамки педагогических - востребованность приобретённых компетентностей в предстоящей профессиональной деятельности.
Таким образом, формирование профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России это постоянно изменяющийся процесс, поскольку формирование профессионализма происходит на протяжении всей подготовки человека - от выбора профессии (начало профессионального образования) до окончания учебной деятельности.
Выбор выдвинутых нами этапов формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России обусловлен тем, что их практическая реализация способствует раскрытию творческого потенциала личности будущего полицейского, учету его интересов, способностей, возможностей, развитию субъектной позиции. Все это создает фундамент для эффективного формирования профессиональной компетентности курсанта в образовательном процессе вуза, а также возможность для овладения различными способами получения новых знаний.
Таким образом, при формировании профессиональной компетентности необходимо четко понимать на каком этапе образования находится курсант: первоначальном, базовом или послебазовом; на каком уровне он овладел профессией: стажер, сотрудник, мастер, профессионал; учитывать возрастные особенности курсантов и периоды профессиональной адаптации.
Литература
1.Дмитраков А.М., Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Крамской С.И. Формирование профессионально-психологической готовности специалиста в образовательных организациях МВД России / / Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. - С. 42-45.
2.Иваницкий А.Т., Марчукова Ю.И. Становление субъектно-профессиональной идентичности курсантов на этапе адаптации в образовательной организации МВД России / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 192-195
3.Козлов О.А Сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов внутренних войск МВД России //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2016. Т. 22. № 2. С. 159-161.
4. Новиков А.А. Сущность, содержание и структура процесса формирования готовности курсантов вузов к профессиональной деятельности / / Перспективы науки. 2012. № 8 (35). С. 38-40.
5.Поликанов А.В. Военно-профессиональная деятельность как фактор адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России // Преподаватель XXI век. 2016. Т. 1. № 4. - С. 229-235.
6.Полякова С.А. Формирование профессиональных компетенций учащихся колледжа милиции: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. Москва, 2010 - с. 12.
7.Татамиров М.Н. Содержание и структура готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности / / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 3 (97). - С. 183-189.
References
1.Dmitrikov A.M., Alekseev N.A., Kutergin N.B., Kramskoy S.I. Formation of the professional-psychological readiness of a specialist in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Problems of law enforcement activity. 2013. № 2. - P. 42-45.
2.Ivanitsky A.T., Marchukova Yu.I. Formation of subject-professional identity of cadets at the stage of adaptation in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 3 (71). Pp. 192-195
3.Kozlov O.A. Essence and content of professional training for cadets of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Vestnik Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socio-kinetics. 2016. P. 22. № 2. P. 159-161.
4.Novikov A.A. Essence, content and structure of the process of formation of students' readiness for professional activity // Prospects of science. 2012. No. 8 (35). Pp. 38-40.
5.Polikanov A.V. Military professional activity as a factor in the adaptation of cadets to the educational environment of the military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Teacher XXI century. 2016. T. 1. No. 4. - P. 229-235.
6.Polyakova S.A. Formation of professional competencies of students of the college of militia: the author's abstract. diss. to the soisk. uch. Art. to. ped. Moscow, 2010 - p. 12.
7.Tatamirov M.N. Contents and structure of readiness of cadets of high schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for military professional activity // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft 2013. No. 3 (97). - P. 183-189.
УДК 378.858
Ю.Н .Дрешер, Е.А. Косолапова, Т.И. Ключенко
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Предложена сбалансированная система показателей в библиотечно-информационной деятельности в качестве повышения результативности и эффективности деятельности учреждения, измерения эффективности и результативности деятельности учреждения, используя видение, ценности и стратегию.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, менеджмент качества, интеграция, библио-течно-информационная деятельность, стратегические ориентиры.
Dresher Yu.N., Kosolapova EA, Klyuchenko T.I., BALANCED SCORECARD IN SOCIOCULTURAL INSTITUTIONS
The article suggests a balanced scorecard in library and information activities as a method of effectiveness and performance enhancement of the institution, measuring the effectiveness and performance of the institutional activities, using beliefs, values and strategy.