Щуров Евгений Андреевич
кандидат юридических наук, доцент Краснодарского университета МВД России
(тел.: 89184949465)_
Информационная компетентность в формировании профессиональной культуры курсантов в процессе обучения в вузе МВД России
Данная статья посвящена рассмотрению основных вопросов информационной компетентности в формировании профессиональной культуры курсантов в процессе обучения в вузе МВД России.
Ключевые слова: информационная компетентность, профессиональная культура, процесс обучения, специалист органов внутренних дел, информационная среда, правоохранительная деятельность, цифровой образовательный контент.
E.A. Schurov, Master of law, assistant professor of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; tel.: 89184949465.
Information competence in formation of professional culture of cadets in process training in higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia
This article is devoted to consideration of the main questions of information competence of formation of professional culture of cadets in the course of training in higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Key words: information competence, professional culture, training process, specialist of law-enforcement bodies, information environment, law-enforcement activity, digital educational content.
Необходимость непрерывного совершенствования профессиональной информационной культуры специалиста органов внутренних дел определяется как изменением его функциональных обязанностей в процессе службы в МВД России, так и изменением характера профессионального труда в целом с учетом тенденций развития информационной среды профессиональной деятельности.
Стратегическая роль информации в развитии образования актуализирует социальный заказ общества на подготовку компетентных сотрудников полиции, что отражено в приоритетном национальном проекте «Образование», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. и других нормативно-правовых документах сферы образования. Изменение характера и условий правоохранительной деятельности актуализирует проблему формирования информационной компетентности специалистов МВД России, выступающей в качестве одной из важнейших целей их профессиональной подготовки, определяющей как уровень профессионализма специалиста, так и возможности его дальнейшего профессионального роста. Как заметил Министр внутренних дел России
Р.Г. Нургалиев, специалист органов внутренних дел должен владеть современными информационными технологиями - это главный критерий оценки при любом его перемещении по службе.
Определяющее значение в формировании информационной компетентности будущего специалистов системы МВД России использованию информационно-коммуникационных технологий. В данном аспекте ряд исследователей выделяют проблемы, которые связаны с быстрым развитием электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, их массовым внедрением в образовательный процесс. Необходимы качественно новые информационно-педагогические технологии, повышающие компьютерную грамотность и компетентность обучающихся с учетом конкретизации требований профессиональных стандартов и уровней образования.
Информационной компетентности специалиста достаточно широко представлена в исследованиях отечественных ученых (А.В. Гоферберг, Н.Г. Витковская, Д.В. Голу-бин, Н.В. Евладова, Т.Г. Головко, В.Л. Аку-ленко, М.Г. Дзугоева, О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых и др.). Авторы признают: несмотря на то, что про-
320
блема профессиональной компетентности далеко не новая, вопросы формирования информационной компетентности специалиста, стала разрабатываться совсем недавно.
Сегодня отмечается недостаточная компьютерная подготовленность абитуриентов вузов МВД, а также практически отсутствуют для педагогической работы доступные инструментальные программные средства по созданию и использованию цифрового образовательного контента, отсутствуют методики работы с курсантами, особенно с использованием Интернета [1].
Анализ исследований по данной проблеме, свидетельствует, что в этой связи существуют противоречия между: потребностью общества в подготовке специалиста МВД России, обладающего широким набором компетенций, позволяющих ему успешно реализовать свои профессиональные знания и творческие способности в условиях глобальной информатизации и недостаточной ориентацией ведомственной системы профессиональной подготовки специалиста органов внутренних дел Российской Федерации на формирование его целостной профессиональной культуры; необходимостью совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов МВД России с учетом современных требований и тенденций развития правоохранительной деятельности и недостаточной разработанностью теоретического обоснования содержания информационной подготовки специалистов, внедрения и использования информационно-педагогических технологий в образовательном процессе учебных заведений МВД России.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста указано, что будущий сотрудник полиции должен обладать «способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16)».
Ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами, которые заключаются:
в обеспечение всех компонентов образовательного процесса получением образовательной информации;
в организации практических занятий, направленных на формирование информационной компетентности;
в постоянном контроле за уровнем сформированное™ данных профессиональных качеств у курсантов в процессе обучения в вузе.
Информационная компетентность способствует использованию в учебном процессе интерактивнных, инновационных форм, направленных на расширение возможностей самостоятельной работы и самообразовательной деятельности курсантов за счет использования активно-деятельност-ных форм обучения. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) создают возможность более полноценного обучения вне аудитории. Электронные образовательные ресурсы позволяют курсантам выполнить вне аудитории значительную часть практических занятий, а преподавателям провести в более короткие сроки аттестацию знаний, умений, навыков, полученных курсантами в процессе обучения [2].
При использовании информационно-коммуникационных технологий меняется алгоритм организации учебного процесса:
1) получение информации в интерактивном режиме;
2) анализ представленных курсантами материалов в системе он-лайн;
3) анализ не только полученных знаний по изучаемой теме, но и путь поиска необходимой информации в интерактивном режиме;
4) эвристический диалог с курсантом, ориентированном на индивидуальный уровень владения ИКТ и определение траектории дифференцированного профессионального развития;
5) оценка (преподавателем) и самооценка (курсантом) проведенной работы.
Для определения сформированности информационной компетентности у курсантов вуза МВД было проведено анкетирование на основе ряда вопросов:
1) Чувствуете ли Вы себя уверенно в обращении с техникой и программами?
2) Как Вы реагируете на отсутствие навыков в поиске необходимой информации в сети интернет?
3) Используете ли Вы медиасредства при самостоятельной работе?
4) Необходимо ли переводить теоретическую часть лекционного курса в режим ИКТ?
5) Как Вы видите перспективу развития Вашей профессиональной культуры на основе использования ИКТ?
321
Результаты свидетельствуют, что: 28 % курсантов чувствуют затруднения в пользовании программами;
44 % отмечают необходимость в формировании навыков работы в сети интернет;
только 14 % используют при самостоятельной работе медиасредства;
58 % курсантов считают, что использование ИКТ в теоретической части обучения была бы более эффективна;
практически все курсантов связывают перспективу профессионального роста с умениями и навыками использования информационно-коммуникационных технологий.
Следовательно, успех инновационных процессов, происходящих сегодня в системе высшего образования вузов МВД, во многом зависит от внедрения в учебный процесс новых информационных технологий. Одной из целей применения информационных технологий в вузе, особенно в связи с переходом на двухуровневую систему обучения, является повышение качества образовательного процесса, что является хорошей платформой для применения новых информационных технологий. Вместе с тем, овладение ИКТ это лишь средства обучения: необходимы новые технологии обучения в новых условиях образования. Эффективность этой работы, может обеспечиваться тотальным переходом на сетевые технологии работы, при-мене нием централизованных многопользовательских баз данных и баз знаний, авто-ма-тизацией рутинных операций на основе специального программного обеспечения.
Применения информационно-
коммуникационные технологии для обучения курсантов, следует предусматривать наличие следующих составляющих: механизма «передачи» знаний курсантам; механизма контроля знаний; обеспечение курсантов консультациями в процессе освоения учебного материала (тьютерство). Сегодня можно говорить о более или менее успешной реализации в рамках новых технологий первых двух компонент.
Для решения проблемы более эффективного формирования знаний, разработано много методик. Наиболее эффективными следует считать телекоммуникационные технологии, которые обеспечивают коллективный доступ, как к обучающим материалам, так и средствам тестирования и консультаций. Этим требованиям отвечают интернет технологии, имеющие легко осваиваемый интерфейс пользователя в виде браузера интернет, гипертекстовую систему связей между документами, возможность встраивания в документ анимированных рисунков, видео и звуковых фрагментов. Сетевые ката-
логи и электронные пособия в интрасети являются основой для проведения большинства занятий в режиме он-лайн. Известно, что доступ в интернет возможен с любого компьютера, что позволяет проводить занятия с использованием интернет и опираться на интернет-ресурсы в самостоятельной работе.
При всей неоднозначности к автоматизации контроля знаний, он, тем не менее, становится все более популярным, поскольку имеет много положительных сторон. Компьютерное тестирование, в частности, является неотъемлемой частью процедуры аттестации вуза. Поэтому целесообразным является внедрение этих методов в вузе на различных уровнях подготовки курсантов. Данные новые технологии являются способом контроля не только как данности, но и как процесса. И эта целесообразность вполне согласуется с общим процессами формирования информационной компетентности курсантов, с одной стороны. А с другой - преподаватели стали понимать, что грамотно сделанный тест позволяет не только объективно проверить знания курсантов, но и предоставляют обширный материал для анализа успешности преподавательского труда, высвободить значительную часть динами развития курсантов, что позволяет путем тренировок повысить уровень этих знаний.
Важным звеном в формировании информационной компетентности как составной части профессиональной культуры будущего сотрудника полиции, является библиотека. Здесь сосредоточены основные информационные ресурсы, используемые в образовательном процессе. Перевод библиотеки на новые технологии работы с библиотечной информацией, позволяющие пользователю получать мгновенный доступ если не к самим текстовым материалам, то хотя бы к их структуре (каталогу) с возможностью удобного поиска по произвольным библиотечным атрибутам и автоматизированного формирования заказа на найденную литературу - это тоже элемент информационной компетентности курсанта и фактор повышения качества образовательного процесса.
Таким образом, характеризуя формирование информационной компетентности курсантов через овладение информационными технологиями, отметим и проблемы, возникающие в ходе данного процесса. Эти проблемы связаны с переходом на новые образовательные стандарты, что вызывает необходимость внесения существенных изменений не только в сам образовательный процесс, но и в обеспечивающие его базами данных. Эта работа требует постоянной поддержки и модернизации со стороны руководителей обра-
322
зовательного учреждения. Без такой поддержки новые информационные технологии, как и любые другие компоненты образовательного процесса, трудно адаптируются в практике современного учебного заведения..
1. Лазутин В. В. О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ [Текст] / Лазутин В. В. // Информатизация образования и науки. - 2009. -№ 4. - С. 3; Тихонов А.Н. Применение ИКТ в высшем образовании Российской Федерации: текущее состояние, проблемы и перспективы развития [Текст] / Тихонов А.Н. // Информатизация образования и науки. - 2009. - № 4. -С. 10; Каталог ЭОР Федерального центра информационных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -URL: http://fcior.edu.ru
2. Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования [Текст] / Я.А. Ваграменко // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. - С. 12-18; Григорьев С. Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения
[Текст] / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, С. И. Макаров. - Самара: Изд-во Самарск. гос. эконом. акад., 2002.
1. Lazutin V.V. About development of informatization of education within implementation of the priority national Education project and [Text] / Lazutin V.V. Federal target programs // Science and education informatization. - 2009 . -№ 4. - P. 3; Tikhonov A.N. ICT application in the higher education of the Russian Federation: current state, problems and development prospects [Text] / Tikhonov A.N. // Science and education informatization. - 2009 . - No 4. -P.10; EOR catalog of the Federal center of information educational resources [Electronic resource]. - Access mode. URL: http://fcior.edu.ru
2. Vagramenko Ya.A. Information technologies and [Text] / Ya.A. Vagramenko modernization of education // Pedagogical informatics. -2000. - No 2. - P. 12-18; Grigoriev S.G. Metodi-ko-tekhnologichesky bases of creation of electronic tutorials [Text] / S.G. Grigoriev, V.V. Grinshkun, S.I. Makarov. - Samara: Publishing house Samarsk. state house-keeper. Acad., 2002.
323