Научная статья на тему 'Проектирование профессионально-педагогических условий внедрения личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке будущих офицеров управления тактического уровня'

Проектирование профессионально-педагогических условий внедрения личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке будущих офицеров управления тактического уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЙ ОФИЦЕР УПРАВЛЕНИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / MILITARY EDUCATION / FUTURE CONTROL OFFICER / PERSONALITY ORIENTATION / PERSONALITY ORIENTED APPROACH / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL-EDUCATIONAL CONDITIONS / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барановская Людмила Владимировна

В статье обоснованы профессионально-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода к подготовке будущих специалистов в сфере военного управления на принципах личностной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барановская Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECTING OF PROFESSIONAL-EDUCATIONAL CONDITIONS OF IN TRODUCTION PERSONALITY ORIENTED APPROACH IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TACTICAL LEVEL OFFICERS

The professional pedagogical conditions of realization personality oriented approach to training future professionals in the sphere of military control personality orientation are grounded in the article.

Текст научной работы на тему «Проектирование профессионально-педагогических условий внедрения личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке будущих офицеров управления тактического уровня»

УДК 378.1:355.23

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВНЕДРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО УРОВНЯ

© 2013

Л.В. Барановская, старший преподаватель кафедры общественных наук, аспирант Житомирского государственного университета имени Ивана Франко

Житомирский военный институт имени С.П. Королева Национального авиационного университета,

Житомир (Украина)

Аннотация: В статье обоснованы профессионально-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода к подготовке будущих специалистов в сфере военного управления на принципах личностной ориентации.

Ключевые слова: военное образование, будущий офицер управления, личностная ориентация, личностно ориентированный подход, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, профессионально-педагогические условия, саморазвитие, специалист.

Кардинальное реформирование Вооруженных Сил Украины, на которые возложена общественная ответственность за оборону страны, защиту ее суверенитета, выдвигает повышенные требования к сознанию, мотивации и ментальности военнослужащих. Для этого, в свою очередь, необходимо учитывать личностные потребности и наклонности будущих руководящих кадров, формировать позитивное отношение к избранной профессии, воспитывать чувство ответственности за государство и человека - его защитника.

Внедрение личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке будущих офицеров управления тактического уровня с учетом специфики высшего военного учебного заведения (ВВУЗ) предусматривает, безусловно, определение соответствующих профессионально-педагогических условий, которые обеспечили бы эффективность личностного и профессионального становления курсантов, формирования готовности к профессиональной деятельности на гуманистических принципах и социальное развитие личности.

В разработку методических и теоретических основ личностно-ориентированного образования внесли весомый вклад много исследователей, научных работников и педагогов-практиков, среди них: Ю.К. Бабанский [1], И.Д. Бех [2], Е.В. Бондаревская [3, с. 29], В.В. Ягупов [4], И.С. Якиманская [5, с. 6], С.Л. Яценко [6] и другие.

Научный анализ базовых категорий и понятий исследования дал возможность очертить личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке будущих офицеров управления тактического уровня как комплекс научно-теоретических, смысловых и организационных характеристик учебного процесса, которые обеспечивают учет и развитие индивидуального уровня знаний, умений и навыков будущего офицера, а также его индивидуально-личностных характеристик во время изучения гуманитарных дисциплин, и обеспечивают результат в виде профессиональной готовности будущего офицера тактического звена управления к военно-профессиональной деятельности.

Целью статьи является обоснование профессионально-педагогических условий реализации личностно ориентированного подхода к подготовке будущих специалистов в сфере военного управления на принципах личностной ориентации.

В процессе подготовки будущих офицеров военного управления профессионально-педагогические условия внедрения личностно ориентированного подхода предусматривают высокий уровень специальной и психолого-педагогической подготовки преподавателей, которые характеризуются возможностью создания в учебном заведении образовательно-воспитательной среды, которая рассматривается в современной педагогической теории и практике как сложное системное образование, предусматривающее такую организацию обучения, когда профессиональная подготовка будущего специалиста происходит непосредственно в смоделированной или

реальной учебной деятельности и основывается на субъект-субъектных отношениях между всеми участниками образовательного процесса [7].

На основе теоретического изучения исследуемой проблемы в современной теории и практике профессионального образования [7-9] выяснено, что к профессионально-педагогическим условиям реализации личностно ориентированного подхода в процесс профессиональной подготовки будущих офицеров управления можно отнести: организационные, методические, технологические.

Организационные - рассматриваются нами как совокупность действий и взаимодействий, которые обеспечивают внесение прогрессивных изменений в целостное функционирование ранее организованной и действующей системы профессиональной подготовки и достижения максимально возможного полезного результата деятельности военного высшего учебного заведения с учетом конкретных ситуаций; предусматривают определение уровней и критериев готовности к будущей профессиональной деятельности офицера управления тактического уровня; предусматривают обеспечение процесса соответствующей материально-технической базой.

Методические - включают: создание атмосферы сотрудничества и сотворчества между всеми участниками образовательного процесса и соответствующей образовательно-воспитательной личностно ориентированной среды, системы стимулирования и позитивной мотивации к учебной и дальнейшей профессиональной деятельности; внедрение совокупности соответствующих форм, методов, средств обучения, которые направлены на усвоение содержания предметов и формирования готовности будущих специалистов военного профиля к будущей профессиональной деятельности в контексте реализации личностно ориентированного подхода; диагностику профессионального и личностного развития студентов, курсантов ВВУЗ на протяжении всего срока обучения.

Технологические - включают: применение личност-но ориентированной технологии подготовки студентов, курсантов к будущей военной профессиональной деятельности, интерактивных форм и методов обучения, которые обеспечивают реализацию дидактического процесса и достижение высокого результата, предусматривают определение групп умений, которыми должен владеть компетентный военнослужащий; внедрение которых направлено на оптимизацию профессиональной подготовки будущих офицеров управления, повышения эффективности учебного процесса, совершенствования учебной деятельности (теоретической и практической составляющих), повышения ее результативности, интенсивности.

Структуру профессионально-педагогических условий реализации личностно ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1 - Профессионально-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров управления тактического уровня

Профессионально-педагогические условия

р о

Характеристики

- создание образовательно-воспитательной среды;

- реализация учебного процесса в единстве профессионального и личностного компонентов;

- обеспечение единства научных знаний, эмоционально-ценностных суждений и практических действий военнослужащих;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- реализация принципа вариативности, форм, методов, приемов и средств обучения;- сочетание группового обучения с фронтальным и индивидуальным;

- усовершенствование самостоятельной работы студентов, курсантов на принципах личностной ориентации.

- гармонизация содержания и форм подготовки специалистов;

- создание благоприятных условий обучения и отдыха студентов, курсантов;

- формирование личностного смысла обучения на основе стимулирования развития мотивов профессионального становления студентов, курсантов;

- методическое обеспечение реализации самоанализа, самоооценивания, самосовершенствования;

- обеспечение формирования внутренней мотивации к самостоятельной учебе студентов, курсантов;

- соблюдение логики изучения специальных и социогуманитарных дисциплин;

- вариативность ведения занятий относительно принципов личностной ориентации;

- интеграция традиционных методов с интерактивными и тому подобное.

- выбор педагогически целесообразных форм, методов, средств обучения на принципах личностной ориентации;- создание авторских моделей занятий, определение их структуры и ожидаемого результата; разработка способов стимулирования деятельности студентов, курсантов; - соблюдение структуры личностно ориентированных учебных занятий;

- взаимная ответственность и отчетность в группах;

- обеспечение личностного взаимодействия в малых группах и коллективе в целом;

- систематизация знаний и соответствующих умений и навыков студентов, курсантов с изученных тем с учетом субъектного опыта каждого участника процесса профессиональной подготовки;

- сравнение ожидаемых и реальных результатов;

- поощрение студентов, курсантов, стимулирование учебной деятельности;

- организация обратной связи;

- организация систематического контроля, взаимо- и самоконтроля учебной деятельности.

Рассмотрим более детально профессионально-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров управления тактического уровня.

Ввиду того, что в целом проблема влияния среды на

личность рассматривалась в трудах многих ученых-сторонников теории личностно ориентированного подхода (И. Д. Бех, Л. С. Выготский, Г.С. Костюк, О. О. Леонтьев, С. И. Подмазин, О. Я. Савченко, С. О. Сысоева, И. С. Якиманская, С. Л. Яценко и др.) сосредоточим свое внимание лишь на характерных особенностях личностно ориентированной образовательно-воспитательной среды. К таким, в первую очередь, отнесем организацию учебного процесса на принципах глубокого уважения к личности студента, курсанта, учета особенностей индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, ответственному субъекту учебно-воспитательного взаимодействия, а также формированию целостной личности, которая осознает свое достоинство и уважает других людей [10]. Важным также есть детерминация личностного развития будущего офицера в контексте формирования готовности профессиональной деятельности на личностных принципах , одной из приоритетных в сфере профессионального обучения. Создание образовательно-воспитательной среды предусматривает также обеспечение появления новообразований личности, новых психических качеств или их нового уровня; обеспечение профессионально-личностного развития в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров управления, которое прослеживается в умении аргументировать собственные действия в контексте реализации принципов гуманизма, толерантности и взаимоуважения. Кроме отмеченных выше, к организационным условиям реализации личностно ориентированного подхода в системе профессиональной подготовки будущих офицеров управления отнесем: организацию учебного процесса в единстве профессионального и личностного компонентов; обеспечение единства научных знаний, эмоционально-ценностных суждений и практических действий военнослужащих; индивидуализацию и дифференциацию обучения; реализацию принципа вариативности форм, методов, приемов и средств обучения с учетом индивидуального потенциала, способностей и возможностей каждого студента, курсанта; сочетание группового обучения с фронтальным и индивидуальным; применение разных видов групповой деятельности; усовершенствование самостоятельной деятельности студентов, курсантов с предоставлением необходимой информационной базы и программного обеспечения, управление и коррекция деятельности малых групп преподавателем с учетом пожеланий студентов, курсантов, изменение их состава на принципах личностной ориентации.

Особенностью личностно ориентированной образовательной среды является реализация принципа диа-логичности, который основывается на взаимном уважении, поликультурности, этнической и конфессиональной толерантности, активном отношении студентов, курсантов к профессиональной подготовке, которое характеризуется обработкой полученной информации на основе собственных взглядов, интересов и жизненных ценностей. Стоит отметить, что активность будущего офицера управления тактического уровня как отображение его субъектности проявляется на основных уровнях профессиональной деятельности, а именно: социальной адаптации (не только приспособление к общественным требованиям и требованиям учебного процесса, которые выдвигаются преподавателями, но и способность активно применять приобретенные знания, умения, навыки и личностные качества в процессе профессиональной подготовки) и социальной мобильности, что позволяет ему продуцировать собственные способы жизнедеятельности в разных сферах и выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития.

К профессионально-педагогическим условиям можно отнести также: признание студентов, курсантов ВВУЗ субъектами профессионального и личностного развития; мотивацию к овладению студентами, курсантами предметами социально-гуманитарного цикла [11],

содержание которых ориентировано на личностный рост, интегрирование процессов профессиональной и общекультурной подготовки студентов, курсантов; направленность учебного процесса на социальное развитие личности; гуманизацию учебного процесса, которая способствует выявлению активности всех участников, их личного включения в культурно-просветительную деятельность; обеспечение возможности самореализации студентов, курсантов с учетом их индивидуальных способностей и интересов [12, с. 78], а также повышение уровня общей культуры, удовлетворение личностных потребностей будущих офицеров, педагогическое мастерство преподавателя, реализацию соответствующей технологии, которая будет рассмотрена в дальнейших исследованиях в сфере подготовки будущих офицеров военного управления тактического уровня.

Методическими условиями реализации личностно ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров определено также: гармонизацию содержания и форм подготовки специалистов, которая предусматривает создание благоприятных психологических условий обучения и отдыха студентов, курсантов; формирование личностного смысла обучения на основе развития профессиональных мотивов профессионального общения в сфере управленческих отношений и стимулирования развития мотивов профессионального становления студентов, курсантов; методическое обеспечение реализации стремления са-мооанализа, самооценивания и самосовершенствования; формирование внутренней мотивации самостоятельной учебы студентов, курсантов; ориентация военнослужащих на формирование готовности к профессиональной деятельности на принципах личностной ориентации; субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и военнослужащего на уровне сотрудничества; соблюдение логики изучения специальных и социально-гуманитарных дисциплин, последовательности усвоения разделов и модулей; соотношение методов, форм и средств обучения с содержанием курса; постепенное внедрение учебных программных средств и инновационных методов преподавания в процесс обучения; предвидение вариантов проведения занятия соответственно принципов личностной ориентации обучения, определение формы его проведения, прогнозирование проблем в управлении процессом обучения [13]; подготовку программного и материально-технического обеспечения каждого занятия; выбор разноуровневых заданий, применение проблемных ситуаций в структуре учебной деятельности, которые обеспечивают профессиональный и личностный рост будущего специалиста; выполнение учебно-познавательных заданий профессиональной направленности разной специализации; стимулирование познавательной деятельности, саморазвития и самосовершенствования личности; интеграцию традиционных методов с активными.

К технологическим условиям относим:

- выбор педагогически целесообразных форм, методов, средств обучения; направленных не только на усвоение содержания гуманитарных предметов, но и готовности будущих офицеров управления тактического уровня к профессиональной деятельности на принципах личностной ориентации,

- создание авторских (общих с курсантами, студентами) моделей занятий, определение их структуры и ожидаемого результата; разработку способов стимулирования деятельности студентов, курсантов; соблюдение структуры личностно ориентированных учебных занятий [13];

- взаимная ответственность и отчетность в группах;

- обеспечение личностного взаимодействия в малых группах и коллективе в целом, организация обучения за самостоятельно разработанным алгоритмом для достижения высшего уровня знаний;

- систематизацию знаний и соответствующих уме-

ний и навыков студентов, курсантов из изученных тем с учетом субъектного опыта каждого участника процесса профессиональной подготовки;

- сравнение ожидаемых и реальных результатов;

- поощрение студентов, курсантов: выставление дополнительных баллов, стимулирования; анализ учебной деятельности каждого студента, курсанта с проекцией во времени и пространстве, также причин успешности/ неуспешности профессиональной подготовки; диагностику уровня знаний, умений, навыков студентов, курсантов (входное тестирование репродуктивного, конструктивного, творческого уровней);

- организацию обратной связи (соотношение результатов усвоения учебного материала курса с личностной и профессиональной целью и заданиями);

- систематический контроль, взаимо- и самоконтроль учебной деятельности (устный и письменный), анализ итоговых работ путем математической обработки результатов; применения методов и приемов подготовки сержантов-консультантов к процессу управления самоподготовкой студентов, курсантов.

Учитывая теоретическое изучение научной литературы, а также математически-статистический анализ результатов экспертной оценки, назовем основные профессионально-педагогические условия формирования готовности курсантов к профессиональной деятельности на принципах личностной ориентации:

- организационные - создание образовательно-воспитательной среды на основе внедрения вариативности форм, методов, средств профессиональной подготовки, индивидуализации и дифференциации обучения, организации процесса обучения в единстве профессионального и личностного компонентов;

- методические - методическое обеспечение гармонизации содержания и форм профессиональной подготовки будущих офицеров управления тактического уровня на основе развития профессиональных мотивов, внедрения методов самооценки учебной деятельности, устремления военнослужащих на развитие профессиональных и личностных качеств в соответствии с логикой реализации профессиональной подготовки будущих офицеров на принципах личностной ориентации;

- технологические - выбор педагогически целесообразных форм, методов и средств обучения на принципах личностно ориентированного подхода, который предусматривает развитие собственных способов жизнедеятельности будущего офицера тактического звена управления в учебно-воспитательном процессе.

Отмеченные условия, по нашему мнению, должны обеспечить эффективность профессиональной подготовки будущих офицеров управления тактического уровня, результатом которой является формирование готовности к будущей профессиональной деятельности на принципах личностно ориентированного подхода.

Дальнейшие перспективы исследований связаны с усовершенствованием содержания, форм, методов и технологий подготовки будущих офицеров управления тактического уровня, привлечения компьютерных технологий, использования моделирования в учебно-воспитательном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М. : Педагогика, 1977. 256 с.

2. Бех I. Д. Виховання особистосп : у 2 кн. Кн. 2. Особистюно орieнтований пвдхвд: науково-практичш засади / I. Д. Бех. К. : Либщь, 2003. 344 с.

3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личност-но-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1996. № 4. С. 29-36.

4. Ягупов В. В. Педагопка : навч. поабник. К. : Либадь, 2002. 560 с.

5. Якиманская И. С. Разработка технологии личност-

но- ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 6-11.

6. Яценко С. Л. Педагопчш умови особистюного орieнтованого навчання учшв у пмназп : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Яценко Свилана Леонщвна. Житомир, 2007. 288 с.

7. Халимон I. Й. Формування професшно! компетентносл майбутнього вчителя з друго! спецiальностi «шоземна мова» : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Халимон 1рина Йосишвна. Н1жин, 2009. 279 с.

8. Бойчук I. Д. Педагопчш умови професшно! подготовки майбутшх фармацевтiв у коледж1 : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Бойчук 1рина Дмитршна. Житомир, 2010. 280 с.

9. Маслак Л. П. Педагогiчнi умови формування культуролопчно! компетентностi майбутнiх офiцерiв радiоiнженерних спецiальностей : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Маслак Людмила Петрiвна. Житомир, 2010. 323 с.

10. Савченко О. Я. Дидактика початково! школи : подручник для студенпв педагопчних факультетiв / О. Я. Савченко. К. : Абрис, 1997. 416 с.

11. Барановська Л. В. Етика вшськово-професшно! дiяльностi офщера : курс лекцш / Л. В. Барановська. Житомир : ЖВ1 НАУ, 2011. 151 с.

12. Олшник Н. Ю. Формування еколопчно! компетентностi студентiв гiдрометеорологiчного технiкуму в процес навчання iнформацiйних технологiй : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Олшник Наталiя Юрпвна. Харшв, 2005. 232 с.

13. Барановська Л. В. Особистюно орieнтований щдхвд до професшно! подготовки майбутшх офiцерiв вiйськового управлiння тактичного рiвня : методичнi рекомендаци щодо впровадження в навчальний про-цес особистюно орieнтованого подходу до професшно! подготовки майбутнiх офiцерiв вiйськового управлiння тактичного рiвня / Л. В. Барановська. Житомир : ЖВ1 НАУ, 2013. 72 с.

THE PROJECTING OF PROFESSIONAL-EDUCATIONAL CONDITIONS OF IN TRODUCTION PERSONALITY ORIENTED APPROACH IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE

TACTICAL LEVEL OFFICERS

© 2013

L.V. Baranovskaya, senior lecturer the chair of social sciences, graduate student of Zhytomyr Ivan Franko

State University

Zhytomyr S. P. Korolyov military Institute of National aviation University, Zhytomyr (Ukraine)

Annotation: The professional pedagogical conditions of realization personality oriented approach to training future professionals in the sphere of military control personality orientation are grounded in the article.

Keywords: military education, future control officer, personality orientation, personality oriented approach, professional activity, professional training, professional-educational conditions, self-development.

УДК 37.011.33+316.647.5

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

© 2013

Н.С. Барбелко, аспирант

Житомирский государственный университет имени Ивана Франка (Украина)

Аннотация: В статье раскрыто понятие «межкультурной коммуникации» и тесно связанные с ним понятия «культура» и «коммуникация», представлены основные подходы к пониманию понятий, раскрыта актуальность проблемы общения между культурами в современных условиях.

Ключевые слова: межкультурная толерантность, коммуникация, культура, межкультурная коммуникация.

Процессы ассимиляции и интеграции культур, расширение экономических деловых контактов с другими странами, вхождение Украины в европейское пространство требуют подготовки специалистов новой формации способных к межкультурному взаимодействию. Межкультурное взаимодействие происходит на основе межкультурной коммуникации. Успешная межкультурная коммуникация возможна при условии толерантного отношения к представителям других культур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность исследования межкультурной коммуникации обусловлено исключительным значением межкультурной коммуникации в развитии человеческой цивилизации как гаранта мирного существования культур; необходимостью углубления знаний о природе, сущности, динамике, структуре межкультурной коммуникации; необходимостью систематизации теоретико-методологических основ, принципов и критериев межкультурной коммуникации, разработанных отечественными и зарубежными исследователями; социальной потребностью в подготовке специалистов, способных эффективно функционировать в условиях развития межкультурных контактов на всех уровнях; использованием межкультурной коммуникации как средства воспитания межкультурной толерантности, важного морального качества необходимого для налаживания контактов с представителями других культур.

Актуальность исследования процессов межкультурной коммуникации привлекает внимание ученых из раз-

личных сфер знаний.

Задолго до того, как межкультурная коммуникация сформировалась в самостоятельную отрасль знаний, многие вопросы, ставшие для нее фундаментальными, рассматривали известные философы и языковеды: Аристотель, Г.В. Лейбниц, Ф. Вольтер, И. Гердер, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, В. фон Гумбольдт, К. Фосслер,

A.А. Потебня, В. Вундт, Ф. Боас и др.

Проблема межкультурной коммуникации рас-мотрена в работах Ф.С. Бацевич, Е.М. Верещагина, Н.Д. Гальсковой, З.Т. Гасанова, Р. Гибсон, Т.Г. Грушевицкой, Д.Ю. Гуляева, И.Ю. Гуляевой, У. Гудикунста, Д.В. Зиновьева, С. Эккерт,

B.Г. Костомарова, Л.В. Куликова, Т.В. Лариной, Б.Р. Могилевич, И.Ю. Мязовой, И.В. Наместниковой, Е.И. Пассова, В.Д. Попкова, А.П. Садохина, В.В. Сафоновой, Е.Н. Сепиашвили, Б.В. Слющинского, П.В. Сысоева, С.Г. Тер-Минасовой, С.Ю. Тюковой, Е.Г. Фальковой, О.А. Чекун, Н.Л. Шамне, Н.В. Янкиной, Ю.С. Яценко и др.

Значительный вклад в развитие теорий межкультурной коммуникации сделали Э. Холл, Г. Хофстеде, Э. Хирш.

Ставим перед собой цель рассмотреть в статье понятие «межкультурная коммуникация» и тесно связанные с ним понятия «культура» и «коммуникация».

Одной из важнейшей составляющей жизни человека является коммуникация. В широком смысле это понятие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.