ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В ЦЕННОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
Н.Г. Готовцева, М.И. Андросова
Аннотация. В статье раскрывается проблема психолого-педагогического сопровождения поэтапного формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуалшации.
Ключевые слова: личностно-профессиональная самоактуализация, ценностные ориентации, психолого-педагогическое сопровождение.
Summary. The article deals with the problem of the psychological-pedagogical support of the gradual formation of value orientations of future teachers by means of personal and professional self-actualization.
Keywords: personal and professional self-actualization, value orientations, psychological-pedagogical support
В
условиях социально-экономических преобразований проблема ценностного становления личности является одной из самых актуальных. В рамках обозначенной проблемы возникает необходимость подготовки будущих педагогов, имеющих не только достаточный уровень профессиональной компетентности, но и способных к самостоятельному стремлению к саморазвитию, самоактуализации. Психолого-педагогическое сопровождение поэтапного формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в педагогическом институте СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова включает следующие направления:
• ценностное становление будущих педагогов (развитие ценностей позна-
ния, личности и достижения жизненных целей как смысловых установок);
• применение аксиологического, деятельностного, целостного, лич-ностно-ориентированного подходов к организации воспитательно-обра-зо вательного процесса;
• использование практико-ориен-тированных форм и методов преподавания психологии в вузе с целью формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством лич-ностно-профессиональной самоактуализации;
• актуализация личностного и профессионального становления субъекта воспитательно-образовательного процесса в ходе аудиторной и внеаудиторной работы;
• активизация стремления к саморазвитию, личностно-профессиональ-ной самоактуализации;
85
3 / 2012
Преподаватель XX
ЕК
86
• усиление личностно-ориенти-рованной направленности воспитательно-образовательного процесса и помощи студентам со стороны преподавателя.
Изучение педагогических основ формирования ценностных ориента-ций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе свидетельствует, что данная проблема в теории и практике педагогического образования недостаточно изучена, в этой связи важно построение теоретической модели формирования интересующего нас процесса.
Первым этапом построения теоретической модели является определение исходных предпосылок создания модели исследования; осмысление возможностей высшей школы для оказания психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки специалиста в вузе; выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность решения проблемы посредством лич-ностно-профессиональной самоакту а ли за ции.
Определяя исходные позиции моделирования, в нашем исследовании мы остановились на теоретической модели, для которой характерно единство структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, критерии, уровни сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации, педагогические условия функционирования), обеспечивающих целостность педагогического процесса. Учитывая вышеизложенное, в нашем исследовании разработана теоретическая модель интересующего нас процесса, стержневой осно-
вой которой выступает сформирован-ность ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личност-но-профессиональной самоактуализации в вузе.
Данная модель учитывает поэтапное выполнение субъектами процесса формирования ценностных ори-ентаций посредством личностно-про фес сиональной самоактуализации в следующей последовательности: организационно-подготовительный, процессуальный, результативный этапы.
При разработке теоретической модели формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профес сио наль-ной самоактуализации в вузе осуществлялась опора на аксиологический, целостный, деятельностный, личност-но-ориентированный подходы.
Главной целью спроектированной теоретической модели является формирование ценностных ориентаций будущих педагогов посредством лич-ностно-профессиональной самоактуализации в вузе. На ее основе выделим частные цели:
• обучающие - усвоение представлений о роли и значимости ценностных ориентаций, овладение знаниями, умениями, навыками познавательной активности, способности к рефлексии, самоорганизации как личностных и профессиональных качеств будущего педагога;
• воспитательные - воспитание ценностных ориентаций как смысловых установок на ценности познания, личности, достижения жизненных целей обучающихся;
• развивающие - стимулирование личностно-профессиональной самоактуализации как средства формиро-
Преподаватель XX
ЕК
3 / 2012
вания ценностных ориентаций будущих профессионалов.
Исходя из выделенных целей ставим следующие задачи:
• осуществить эффективное взаимодействие различных субъектов педагогической деятельности по развитию ценностных ориента-ций как смысловых установок посредством личностно-профессиональной самоактуализации будущих профессионалов;
• создать условия в высшем учебном заведении для ценностного становления обучающихся посредством актуализации личностных и профессиональных качеств;
• обеспечить психолого-педагогическое сопровождение поэтапного формирования ценностных ориента-ций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации, необходимой для последующего ценностного становления.
Содержание психолого-педагогического сопровождения обучаемых заключается в создании условий для полноценного профессионального становления личности будущего педагога, оказанию своевременной помощи и поддержки, а при необходимости к осуществлению коррекции профессионального развития.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в течение всего периода обучения в вузе: адаптация к новым условиям жизнедеятельности, в период интенсификации, а также на этапе профессиональной идентификации.
Психологическими критериями успешного прохождения периода адаптации первокурсниками - это вхождение в учебно-познавательную среду вуза, личностное самоопреде-
ление и выработка нового стиля жизнедеятельности.
На этапе интенсификации психологическими критериями продуктивности данного этапа становления будущих педагогов являются интенсивное личностное и интеллектуальное развитие, социальная идентичность, самообразование, новая социальная позиция. На этапе идентификации важное значение приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности.
Второй этап построения теоретической модели представлен выделением основных направлений деятельности по раскрытию содержательного компонента формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессио-наль ной самоактуализации:
• диагностика уровней сформи-рованности ценностных ориентаций будущих педагога посредством лич-ностно-профессиональной самоактуализации, определение специфических особенностей их деятельности, возможностей вуза;
• усиление личностно-ориенти-ро ванной направленности вос пи та-тель но-образовательного процесса;
• осуществление психолого-педагогического сопровождения ценностного становления студентов.
Данные направления деятельности содержательного компонента осуществляют такие функции, как: диагностическая, организаторская, обучающая, воспитывающая, развивающая, управленческая, оценочно-результативная.
Третий этап построения теоретической модели представлен практическим компонентом, в структуре кото-
87
3 / 2012
Преподаватель |_
88
рого выделены этапы исследования, педагогические условия, а также формы и методы обучения.
Необходимые педагогические условия:
• усиление аксиологической направленности учебных дисциплин и внеаудиторной деятельности будущих педагогов;
• актуализация личностного и профессионального становления субъекта воспитательно-образовательного процесса;
• осуществление психолого-педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций посредством самоактуализации обучаемых.
Формы и методы обучения, способствующие формированию ценностных ориентаций будущих педагогов: лекции, практикумы, тестирование, интерактивное обучение, метод самопознания, исследовательское обучение, ролевые игры, олимпиады.
Четвертый заключительный этап исследования - это оценочно-результативный компонент, структура которого представлена критериями оценки, компонентами и уровнями сформиро-ванности ценностных ориентаций.
Критериями оценки сформирован-ности ценностных ориентаций выделены - познавательная активность, рефлексия, самоорганизация. Кроме того, в ходе исследования определены компоненты сформированности ценностных ориентаций: ценностно-смысловой, оценочно-познавательный, эмоционально-волевой. Уровни сформиро-ванности ценностных ориентаций определены как репродуктивный, продуктивный, продуктивно-творческий.
Данная теоретическая модель формирования ценностных ориен-таций студентов посредством лич-ностно-профессиональной самоактуализации в вузе способствует успешному профессиональному становлению личности будущего педагога.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаревская Е.В. Вариативность стратегии личностно-ориентированного воспитания // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - № 1.
2. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - 2-е изд. доп. и испр. - Благовещенск, 2001. - 342 с. ■
Преподаватель |_
3 / 2012