Педагогика
УДК 796.322(075.8)
кандидат педагогических наук, доцент Амплеева Вероника Владиславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и спорта» (г. Казань);
ЗМС по гандболу, серебряный призёр Олимпийских игр, доцент Роменская Оксана Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Тольяттинский государственный университет» (г. Тольятти);
ЗМС по гандболу, Олимпийская чемпионка,
руководитель центра внеучебной деятельности Близнова Ирина Юрьевна
Частное учреждение профессионального образования «Тольяттинский экономико-технологический колледж» (г. Тольятти)
АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ГАНДБОЛИСТОК НА РАЗЛИЧНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Аннотация. В данной статье представлен анализ соревновательной деятельности юных гандболисток 1016 лет, проводимый в рамках Чемпионата России сезона 2017-2018 гг. Представленные данные отражают статистику технико-тактических действий и допускаемых ошибок в игре в разных возрастных этапах. Отражена динамика изменения этих показателей в разных возрастных группах, что позволяет отследить уровень сформированности игрового мышления и тактической подготовленности в целом.
Ключевые слова: юные гандболистки, соревновательная деятельность, тактическая подготовленность.
Annоtation. This article presents the analysis of competitive activity of young handball players aged 10-16 years, conducted in the framework of the championship of Russia of a season 2017-2018. Reflects the statistics of technical and tactical actions and make mistakes in the game at different age levels. The dynamics of changes in these indicators in different age groups is reflected, which allows to track the level of formation of game thinking and tactical readiness in General.
Keywords: young handball players, competitive activity, tactical readiness.
Введение. Начальный этап подготовки гандболиста весьма важный для становления тактического мастерства молодых спортсменов. Связано это с тем, что дальше спортсмен вступает в спорт высших достижений, где необходимо демонстрировать умения, чтобы закрепиться в составе команды. Как правило, тактическая подготовка, связанная с обучением, ведется и в юниорской команде, если такая существует как дубль команды мастеров, и в составе самой команды мастеров. Средства этой подготовки известны, они применяются на всех возрастных этапах. Но для игрока, который готовится вступить в спорт высших достижений, очень важным является то, как быстро тренер доверит ему участвовать в соревнованиях в составе команды высшей квалификации. Поэтому анализ соревновательной деятельности является обязательным элементом в подготовке гандболистов, позволяющий отследить уровень сформированности игрового мышления, как конкретного спортсмена, так и команды в целом.
Изложение основного материала статьи. Основная задача на начальном этапе подготовки гандболистов - воспитание игрового мышления. Оно заключается в умении реагировать на смену обстановки, выбирать наиболее рациональное решение несложной задачи, ориентироваться на сигнал [3].
Для развития оперативного тактического мышления гандболисту необходимо активно искать новые решения в каждой конкретной ситуации [3].
Мышление детей 10-12 лет отличается конкретностью. Им еще недоступно решение задач на базе широкой информации. Поэтому тактическая подготовка ребят этого возраста должна носить конкретный характер [1].
Главное в тактической подготовке на начальном этапе - это усвоение индивидуальных и частично групповых действий. Причем групповые действия нужно доводить до такой степени, чтобы в игре дети узнавали изученные ситуации и решали их автоматически [6].
Тренировочный этап самый продолжительный с 12 до 16 лет. Главной задачей подготовки на этом этапе является освоение групповых и командных действий. Его можно разделить на две части по направленности процесса подготовки: начальной и углубленной специализации.
На начальном этапе следует широко применять разучивание командных действий, но игроки должны осваивать их, выполняя функции двух, а иногда и трех различных амплуа. Это нужно в связи с поиском будущей специализации игрока в команде [2].
При этом сначала в групповых и командных действиях юные игроки участвуют, меняясь местами, а далее должно идти строгое следование освоения и совершенствования функций своего амплуа. К завершению тренировочного этапа предполагается индивидуализация в подготовке гандболистов по амплуа [4].
Дети 13 лет способны мыслить аналитически. Поэтому они должны получать задания с выбором решения из нескольких вариантов [1].
С целью изучения динамики тактической подготовленности юных гандболисток на разных этапах спортивного мастерства нам был проведен анализ соревновательной деятельности в рамках Чемпионата России по гандболу сезона 2017-2018 гг., среди девушек от 10-16 лет.
Общая результативность у исследуемых команд не имела достоверных различий, в зависимости от возрастных этапов.
В таблице 1 представлены данные среднего количества ошибочных действий в соревновательной деятельности у гандболисток разного возраста.
Таблица 1
Показатели количества ошибочных действий в одной игре у гандболисток разного возраста
Передача мяча Ловля мяча Пробежка Два ведения В игрока Заступ линии Удаление Красная карточка
10-11 лет, всего ошибок 19
8 2 2 3 0 1 2 1
12-13 лет, всего ошибок 17
5 5 2 2 0 1 1 1
14-15 лет, всего ошибок 18
6 3 1 1 2 2 2 1
16 лет, всего ошибок 14
3 0 2 0 2 4 3 0
Дальнейший анализ был по разным возрастным этапам, который показал допускаемые ошибки в ходе проводимого Чемпионата России 2017-2018 гг. Полученные данные позволили увидеть следующую картину.
Рисунок 1 демонстрирует наиболее типичные ошибки гандболисток самого юного возраста в соревнованиях. Как видно из представленного рисунка, самое большое количество ошибок в этом возрасте допускается по передаче мяча.
Девочки посылают мяч и в ноги партнеру, и высоко над головой, и в сторону, и не добрасывают. А бывает, что мяч летит так медленно, что ловкие защитники его перехватывают. Но перехваты бывают пока редкостью. У игроков 10-11 лет не зафиксировано ошибок «на игрока».
Рисунок 1. Соотношение количества потерь за игру в соревновательной деятельности
гандболисток 10-11 лет
У гандболисток 12-13 лет ошибок не меньше, чем у самых младших (рис.2). Все также игроки теряют мяч при передаче и значительно больше при ведении мяча. Сказывается торопливость при выполнении приемов, так как уже подросли защитники и активно вмешиваются в процесс игры соперника. Однако кроме ошибок в передаче, которые уменьшились на 11%, появилось много ошибок в ловле мяча, где процент ошибочных действий возрос с 10% до 31%.
Рисунок 2. Соотношение количества потерь за игру в соревновательной деятельности
гандболисток 12-11 лет
Уровень подготовленности команд довольно различный. Естественно и ошибки они совершают разные. У гандболисток 14-15 лет проявляются все те же ошибки, что и в более раннем возрасте и в передаче мяча и в ловле (рис. 3).
Рисунок 3. Соотношение количества потерь за игру в соревновательной деятельности
гандболисток 14-15 лет
Диапазон различий в количестве и качестве ошибочных действий в игре у гандболисток 14-15 лет довольно широк. Примером может служить представленное на рисунке 4 соотношение количества потерь за игру во встрече двух команд.
Рисунок 4. Соотношение количества потерь за игру во встрече команд гандболисток 14-15 лет
(показатели в %)
При передаче мяча одна команда совершает 4 ошибки, а соперницы потеряли контроль за мячом в семи случаях, игроки одной команды 3 раза набежали на игрока, а другие ни одного.
Заметно меняется качество неправильных действий у гандболисток к 16 годам (рис.5). При этом прогрессируют такие ошибочные действия, как «в игрока», наступание на линию зоны вратаря, удаления возрастают. В этом возрасте спортсменки выполняют все приемы взрослых гандболисток как в нападении, так и в защите. Темп игры становится быстрее и действия резче.
Рисунок 5. Соотношение количества потерь за игру в соревновательной деятельности
гандболисток 16 лет
Потери в передаче и ловле мяча несколько снижаются. Однако в арсенале ошибок гандболисток остаются и ошибки «в игрока» и заступ на линию зоны вратаря (рис. 6).
На рисунке 6 представлены данные среднего количества ошибочных действий за игру в соревновательной деятельности гандболистов разного возраста.
Рисунок 6. Соотношение количества ошибочных действий за игру во встрече двух команд гандболисток 16 лет (показатели в %)
В возрасте 16 лет мастерство юных гандболистов должно приближаться к уровню взрослых мастеров. Слабыми сторонами подготовленности исследуемых игроков оказались у девушек неаккуратная игра у зоны вратаря (наступание на линию площади вратаря) (рис. 6).
Анкетный опрос тренеров ДЮСШ выявил наиболее трудоемкие компоненты в обучении тактическим действиям юных игроков в гандбол:
- ориентировка в защите - 27%;
- освоение основных взаимодействий в нападении - 23% (рис. 7).
Рисунок 7. Соотношение наиболее трудоемких компонентов в тактической подготовке игроков в
гандбол 10-11 лет
В период от 10-11 до 12-13 лет трудности в тактической подготовке еще более возростают (табл. 2).
Таблица 2
Отзывы тренеров о наиболее трудоемких компонентах тактической подготовки гандболистов
разного возраста
Трудно научить Проявляются ошибки
В 10-11 лет Колич. отзывов, % В 12-13 лет Колич. отзывов, %
Разнообразие финтов 0 Однообразие финтов 13
Основные взаимо-действия в нападении 23 Однообразие взаимодействий 19
Комбинационные действия 50 Комбинационные действия 42
Ориентировка в защите 27 Плохая ориентировка в защите 24
Ориентировка при подборе мяча 0 Плохая ориентировка при подборе мяча 2
Таким образом, проведенный анализ соревновательной деятельности гандболисток показал разницу в играх гандболисток этого возраста с показателями игроков высокой квалификации. За 40 минут игры юные спортсменки производят атак и действий столько, сколько взрослые за 60 минут матча, а стремительных атак значительно больше.
Результативность позиционного нападения и штрафного броска у таких разных категорий игроков тоже не отличаются. Однако в стремительном нападении отрывом результативность бросков у юных игроков уступает показателю мастеров, а при прорыве юные гандболисты действовали успешнее [5].
Выводы. Проведенное исследование анализа соревновательной деятельности юных гандболисток позволило выявить следующие показатели. Наиболее частым проявлением недостатка мастерства в игровой подготовленности в этом возрасте являются потери мяча в ловле и передаче - 29% и малая результативность броска - 27%. Спортсменки неверно оценивают игровую ситуацию, что составляет 21% из всех замечаний и неуверенно выходят на ударную позицию - 12%. Надежда на значительное улучшение игровой подготовленности у игроков 12-13 лет, по отзывам тренеров, не состоялась.
Следовательно, на этапе начальной подготовки необходимо вводить и специально-подготовительные средства, знакомить спортсменов с простейшими схемами перестроений, изображенными на плакатах; просматривать вместе с ними игры более квалифицированных игроков и мастеров гандбола, заостряя внимание на слаженности действий игроков.
Литература:
1. Амплеева В.В. Развитие тактического мышления у юных боксеров / В.В. Амплеева, Е.В. Воронкова // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2017. - № 4. - С. 215-224.
2. Игнатьева В.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: Учебное пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева. - М.: Физическая культура, 2005. - 276 с.
3. Игнатьева В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: учебное пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева. - М.: Физическая культура, 2005. - 267 с.
4. Игнатьева В.Я. Формирование игрового состава гандбольной команды с учетом свойств личности игроков / В.Я. Игнатьева // Спортивный психолог. - 2010. - № 1 (19). - С. 98-100.
5. Игнатьева В.Я. Соотношение приемов нападения в соревновательной деятельности гандболисток различного возраста и квалификации / В.Я. Игнатьева, О.В. Роменская, А.А. Усенко // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 1. - С. 62-65.
6. Игнатьева В.Я. Гандбол. Подготовка игроков в спортивных школах: Учебно - методическое пособие / В.Я. Игнатьева. - М.: Советский спорт, 2013. - 282 с.
Педагогика
УДК:37.01
старший преподаватель Андросова Мария Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Готовцева Нюргустана Геннадьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению развития ценностных ориентаций будущих педагогов, имеющих не только достаточный уровень профессиональной компетентности, но и способных к самостоятельному выстраиванию стратегии собственной жизни, осознанию значимости другого человека как ценности, достижению жизненных целей как основы ценностного становления личности в условиях высшего профессионального образования. В статье рассматривается проблема ценностного становления студента посредством личностно-профессиональной самоактуализации в образовательной среде вуза.
Ключевые слова: самоактуализация, ценности, познание, жизненные цели, будущий педагог.
Annоtation. This study is devoted to the study of the development of value orientations of future teachers, who have not only a sufficient level of professional competence, but also are capable of independently building their own life strategies, realizing the importance of another person as a value, and achieving life goals as the basis for personal development in higher professional education. The article deals with the problem of the value formation of a student through the personal-professional self-actualization in the educational environment of the university.
Keywords: self-actualization; values; knowledge; life goals; future teacher.
Введение. Подготовка поколения педагогических кадров нового типа, обеспечивающих высокий уровень образования и развития подрастающего поколения, является одним из приоритетных направлений деятельности современных университетов. В настоящее время в России подготовка педагогов представлено в различных видах учреждений высшего образования. Вузы реализуют широкий спектр образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», имеющих устойчивый спрос и коррелирующих с потребностями региона. Выстраивается единое образовательное пространство университетов, ориентированное на обеспечение непрерывности всех ступеней образования и вовлекающее в процесс подготовки широкую общественность, родителей, работодателей, будущих специалистов.
На сегодняшний день тенденции развития образования в качестве инвариантных характеристик профессиональной готовности будущего педагога рассматривают: самообоснование своих действий; самореализацию на основе внутренней профессиональной мотивации; непрерывный поиск альтернатив существующей практике образования; внесение авторских элементов в содержание образования; рефлексию своего личностного и профессионального поведения; ответственность за принимаемые решения; принятие или непринятие форм деятельности и общения с позиций своего педагогического идеала; ориентацию на диалог и самоизменение в процессе педагогического общения. Будущему педагогу для превращения в