о данного вида работе в различных вузах, предусматривает более высокие требования к систематизации, анализу научной информации и представлению полученных результатов исследования. В частности, это означает, что каждый магистрант к окончанию данной ступени образования должен иметь как минимум одну-две научные публикации по теме исследования.
В связи с этим отметим, что на современном этапе освоения уровневого образования и магистратуры непосредственно обучающимися на данной ступени в большинстве являются выпускники с дипломами специалиста, нередко со стажем работы по специальности и опытом отражения результатов осмысления профессиональной деятельности. В условиях практически полного перехода магистратуры на работу с выпускниками бакалавриата от преподавателей потребуются серьезные дополнительные усилия по организации научно-исследовательской деятельности студентов с момента поступления в вуз.
Для оптимизации данной работы важным представляется исследование, целью которого является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели развития исследовательской активности студентов в системе уров-невого психолого-педагогического образования, а также определение условий ее эффективной реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.
Примечания
1. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года. URL: http: www.docme.ru/doc/13939
2. Бордовскии Г. А. Научно-исследовательская деятельность - решающее условие повышения качества подготовки специалиста // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. СПб., 1999. Вып.УП. С. 3-7; Сластенин В. А, Подымова Л. С. Педагогика инновационной деятельности. М.: Магистр, 1997; Сластенин В. А. О моделировании образовательных технологий // Наука и школа. 2000. № 4. С. 50-56; Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. 2011. № 10. Т. 2. С. 173-175.
3. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/ spe/spe_new_list.plx?substr
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образо-
вания по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). URL: http://www.edu.ru/db/ cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr
5. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности...
6. Бережнова Е. В. Краевскии В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
УДК 378.126
Т. В. Михайлова
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ*
В статье автор определение ключевого понятия «профессиональные ценностные ориентации» рассматриваются различные аспекты процесса их формирования. Раскрывается механизм интериоризации как перехода общественно выработанных значений (педагогических ценностей) в сознание личности (преподавателя).
In the article the author, using a definition of the key concept «professional value orientations», examines various aspects of the process of their formation. Reveals the mechanism of internalization as the transition of the socialvalues?? (pedagogical values) ??to the consciousness of the personality (the teacher).
Ключевые слова: профессиональные ценностные ориентации, формирование, особенности, этапы, инструменты, факторы, интериоризация, педагогические ценности.
Keywords: professional value orientaions, formation, features, stages, tools, factors, internalization, pedagogical values.
Профессиональные ценностные ориентации являются личностным образованием, находят отражение в профессиональном сознании специалиста, отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессии, определяют содержательную сторону направленности личности на профессиональные ценности, выступают побудителем поведения личности как субъекта профессиональной деятельности.
Наличие у личности профессиональных ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству, совершенствованию и, в какой-то мере,
* Статья выполнена в рамках гранта Президента РФ, проект № МК-3790.2012.6
© Михайлова Т. В., 2012
Т. В. Михайлова. К вопросу о формировании профессиональных ценностных ориентаций преподавателей
компенсирует недостаточно развитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации может стать причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства.
Профессиональные ценностные ориентации выступают фактором профессионального становления преподавателя, поскольку:
- служат связующим звеном между личностью (преподавателем!) и средой (профессиональной деятельностью), активизируя внутренние механизмы личности (потребности, интересы, мотивы, установки, отношения);
- стимулируют профессионально-личностное развитие преподавателя, так как, играя стратегическую роль в поведении и деятельности, определяют их тактику - профессиональные мотивы;
- определяют деятельность преподавателя с помощью оценок, ориентаций и установок, обеспечивая взаимосвязь и взаимопереход личностной и предметной сторон деятельности на основе личностной ориентации и ценностной значимости;
- нацеливают на профессиональное познание с учетом практических задач;
- способствуют ценностному отбору объектов познания (педагогических ценностей), выявлению способов их освоения и использования при решении конкретных педагогических задач [1].
Формирование профессиональных ценностных ориентаций как основы мотивационно-ценностно-го отношения к профессии, по мнению исследователей (В. И. Сластенин, В. Д. Шадриков, Е. Н. Ши-янов), предопределяет формирование исполнительского (процессуального) компонента профессиональной готовности, выступающего производным от уровня их развития.
Процесс формирования профессиональных ценностных ориентаций имеет свои специфические особенности:
- двусторонность (в результате смысловой переработки воспринимаемых ценностей происходит изменение ценностных ориентаций личности через переосмысление личностью своего отношения к действительности, проявляющегося во внешних действиях и поступках);
- длительность и непрерывность (временные рамки процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций менее всего определены и регламентированы);
- концентризм (концентрическое раскрытие конкретизированных общих задач и усложненных видов деятельности для их осуществления);
- ненавязчивость (ценности обладают непринудительным и ненасильственным характером, их нельзя навязывать приказом, указом или силой, их нельзя и отобрать).
Формирование ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, - процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность. В психолого-педагогической науке
данный процесс раскрывается через определение этапов усвоения и принятия ценностей.
Л. В. Разживина определяет процесс формирования ценностных ориентаций как ряд взаимо-продолжающихся действий: сопоставление представлений; определение меры значимости для себя; планирование следования выбранной ориентации; действия, поступки, поведение; сверка результатов с представлениями о ценностных ориентаци-ях [2].
По мнению Я. Гудечека, процесс принятия и освоения ценностей включает следующие этапы: информация (о существовании ценности и условиях ее реализации); трансформация («перевод» информации на собственный индивидуальный язык); активная деятельность (познанная ценность принимается или отвергается); инклюзия (включение в лично признанную систему ценностей); динамизм (изменения личности, вытекающие из принятия или отрицания ценности) [3].
Н. А. Асташова, определяя полный цикл формирования ценностных ориентаций, выделяет ступени: предъявление ценностей; осознание ценностных ориентаций личностью; принятие ценностных ориентаций; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние; актуализация потенциальных ценностных ориентаций [4].
Анализ работ отечественных ученых (С. Ф. Ани-симов, Т. К. Ахаян, Б. С. Братусь, М. С. Каган, М. Г. Казакина, В. Н. Мясищев и др.) позволил выделить такие инструменты (средства и методы) формирования профессиональных ценностных ори-ентаций, как:
- оценка (соотнесение оцениваемого объекта с другими, сравнение его с однопорядковыми явлениями или с нормой, идеалом);
- рефлексия (осознание собственной системы ценностей, оценка имеющегося и вновь усваиваемого ценностного содержания);
- деятельность (процесс, в результате которого происходит переход или «перевод» личностью отражаемого в субъективный образ);
- общение (основной способ формирования и развития мировоззрения личности, ее системы ценностей; способ приобщения к ценностям другого);
- коллектив (ценности становятся не только достоянием личности, но и регулятором ее деятельности и отношений, если они выступают необходимой стороной функционирования коллектива, членом которого личность является).
В процессе формирования профессиональных ценностных ориентаций исследователи выделяют:
- с одной стороны, индивидуально-психологические факторы, характеризующиеся всеми личностными особенностями человека;
- с другой стороны, социальные психолого-педагогические факторы, включающие окружение человека и ту ситуацию, в которую он вовлечен. Под ситуацией здесь понимается естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в него людьми, местом действия и сущностью деятельности [5].
Важным моментом формирования профессионала выступает его внутренняя направленность, ориентация на определенную деятельность, связанную как с действием внешних факторов, так и личностным стремлением реализовать себя в определенной сфере профессиональной деятельности [6].
Взаимодействие личностных и объективных факторов социальности сложно и противоречиво и носит опосредованный характер. Ученые (М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, В. Франкл и др.) утверждают, что сама природа феномена «ценность» предопределяет невозможность прямого заимствования, присоединения значимых ценностей к ценностно-смысловым образованиям субъектов. В одночасье человеку невозможно поменять систему ценностей, сбросить с себя все прежние жизненные сценарии, жизненные стратегии их осуществления как мертвый, ненужный груз. «Построение новой системы ценностей, дающей человеку жизненные ориентиры, соответствующие его индивидуальности, гарантирующие ему и адаптацию к меняющимся условиям, и духовную независимость, - сложная работа личности. Гораздо более сложная, чем представляется, поскольку вновь формирующаяся система ценностей может стать жизнеспособной только в том случае, если новые ее элементы являются более обобщенными, чем замещенные ими» [7].
А. Н. Леонтьев утверждает, что «существует не простое "вхождение", переливание общественно выработанных значений, ценностей в сознание субъекта, а диалектический их переход» [8]. Механизмом такого перехода является процесс инте-риоризации. По мнению Б. С. Круглова, интерио-ризация ценностей окружающей среды представляет собой осознанный процесс, который предполагает наличие у человека способности выделить из множества явлений те, которые имеют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную внутреннюю структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т. п. М. Г. Казакина рассматривает процесс инте-риоризации как трансформацию широкого спектра объективных ценностей мира в предмет осознания и переживания как особых субъективных потребностей [9]. Формирование и развитие профессиональных навыков и умений в ходе профессиональной социализации тесно связано с интериори-зацией индивидом социальных и групповых норм.
Профессиональные ценностные ориентации, являясь одной из характеристик индивидуального сознания личности преподавателя, формируются на основе присвоения (интериоризации) педагогических ценностей.
Исследованию проблемы педагогических ценностей и их классификации посвящены работы Н. П. Аникеевой, А. М. Булынина, С. Г. Вершловс-кого, Дж. Хазард, И. Ф. Исаева, Е. И. Казаковой, Л. Х. Магамадовой, В. А. Сластенина, В. Э. Тама-рина, Е. Н. Шиянова и др.
Так, И. Ф. Исаев выстраивает следующую иерархию ценностей: социально-педагогические, профессионально-групповые, личностно-педагоги-ческие [10].
Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в обществе и проявляются в общественном сознании. Они представляют собой совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих педагогическую деятельность в рамках общества.
Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессионально-педагогических группах (школа, техникум, вуз).
Личностно-педагогические ценности - это аксиологическое «Я» педагога, которое отражает цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности, составляющие в своей совокупности систему ее профессиональных ценностных ориентаций.
Данная классификация, описывая порождение, существование и движение педагогических ценностей по вертикали (от общества к социальной группе и дальше к личности), достаточно полно воспроизводит их многомерность - уровни существования.
Таким образом, при изучении проблемы формирования профессиональных ценностных ориен-таций преподавателей выделяются следующие аспекты данного процесса: содержательный (особенности освоения знаний о педагогических ценностях), процессуальный (этапы освоения педагогических ценностей), инструментальный (средства и методы освоения педагогических ценностей). В основе формирования профессиональных ценностных ориентаций находится механизм интериоризации (субъективации), реализующийся посредством индивидуального «распредмечивания» содержащихся в системе педагогических ценностей «кодов» профессиональной деятельности.
И. А. Алыпова. Взаимосвязь лидерского потенциала и самоактуализации взрослых людей
Примечания
1. Слободнюк Е. Г. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. С. 46.
2. Разживина А. В. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза: авто-реф. дис. ... канд. психол.наук. М., 1990.
3. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности / Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. С. 105.
4. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. С. 11.
5. Аеонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. С. 124.
6. Ювшаев М. С. Профессионально-ценностные ориентации в трансформациях стратегий социокультурного воспроизводства российской молодежи: дис. . канд. филос. наук. Новочеркасск, 2009. С. 23.
7. Наумова Н. Ф. Человек и модернизация России. М., 2006. С. 497.
8. Аеонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. С. 207.
9. Казакина М. Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников // Советская педагогика. 1983. № 3. С. 70.
10. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. Москва; Белгород: Везели-ца, 1992.
УДК 316.612
И. А. Алыпова
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
В исследовании рассматривается взаимосвязь между лидерским потенциалом и самоактуализацией личности. Результаты эмпирического исследования, полученные на выборке педагогов (N = 72), показали, что существует взаимосвязь между лидерским потенциалом и самоактуализацией взрослых людей.
Correlation of leader potential and self-actuliazation of adults. A correlation between a leader potential and self-actuliazation of adults is being investigated in the research. Empirical study data drawn from teachers' sample group ( N = 72) show that a correlation between a leader potential and self-actuliazation of adults does exist.
Ключевые слова: лидерство, лидерский потенциал, самоактуализация.
Keywords: Leadership, leader potential, self-actuliazation.
B современном обществе актуальным становится вопрос о развитии лидерского потенциала работающих специалистов, поскольку лидерские качества влияют на эффективность работы и качество жизни как самого человека, так и других людей. Лидеры - это, как правило, личности яркие, неординарные, обладающие притягательной силой. Их деятельность и поведение привлекают внимание других людей, становятся примером для подражания. Проблема развития лидерского потенциала представляет интерес не только для исследований в области психологии управления, психологии личности, но и для многих других отраслей психологии. B педагогической психологии данная проблема стоит особенно остро. Так, обладание лидерскими качествами необходимо для преподавателя, призванного оказывать влияние на обучающихся, увлекать их, убеждать, буквально «вести за собой».
Термин лидер происходит от английского слова «leader», что означает «ведущий» [1]. B педагогической литературе проблема лидерства чаще всего анализировалась через исследование принадлежности к «активу» [2]. B настоящее время значимым становится вопрос о возможностях развития лидерского потенциала каждого преподавателя. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписывае-
© Алыпова И. А., 2012