достаточно высокий уровень профессиональной подготовки студентов, владение понятийным аппаратом, методиками и технологиями профессиональной деятельности, методикой проведения исследований. Во многих характеристиках отмечается, что студенты оказали реальную помощь специалистам на местах в проведении определенных видов работ, многие студенты оказывали помощь в обработке и интерпретации результатов исследований, ранее проведенных психологами-практиками. По итогам практики среди студентов проводится анкетирование о степени удовлетворенности студентов практикой как разделом основной образовательной программы, которое содержит, в том числе, и вопросы, касающиеся определения уровня исследовательской активности. Можно отметить, что по сравнению с аналогичным исследованием, которое проводилось в начале учебного года, уровень исследовательской активности студентов 3 курса незначительно вырос. Если в начале учебного года распределение по уровням исследовательской активности опрошенных третьекурсников было следующим: низкий уровень
Библиографический список
- 38%, адаптивный уровень - 43%, активный уровень - 14%, креативный уровень - 6%, то после производственной практики увеличилась доля студентов, уровень исследовательской активности которых можно отнести к адаптивному и активному на 6 и 8% соответственно.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что система организации практик способствует не только профессиональной идентификации, более глубокому осмыслению профессиональных знаний, но и дает широкие возможности для организации исследовательской деятельности. Использование в программе практик заданий исследовательского характера, кроме возможности эффективно сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, способствует развитию особых личностных качеств студентов, которые помогут их дальнейшей профессиональной самореализации, поэтому внедрение элементов исследовательской деятельности в программы практик нужно расширять и разнообразить с учетом интересов работодателей и студентов.
1. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования [Э/р]. - Р/д: /http:// mon.gov.ru
2. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Э/р]. - Р/д: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/ spe_n ew_l ist.plx?substr
3. Щелина, Т.Т. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования // Вестник образования и науки. - 2012. - Вып. 2(4).
4. Щелина, Т.Т. Содержание и технологии профессиональной подготовки социального педагога // Социальная педагогика в России. -2012. - № 2.
Bibliography
1. Proekt Koncepcii podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: /http:// mon.gov.ru
2. Federaljnihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») [Eh/r]. - R/d: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr
3. Thelina, T.T. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professionaljnogo samoopredeleniya studentov v sisteme vihsshego gumanitarnogo obrazovaniya // Vestnik obrazovaniya i nauki. - 2012. - Vihp. 2(4).
4. Thelina, T.T. Soderzhanie i tekhnologii professionaljnoyj podgotovki socialjnogo pedagoga // Socialjnaya pedagogika v Rossii. - 2012. - № 2.
Статья поступила в редакцию 22.04.14
УДК 37.015.3
Maximova N.Yu. PSYCHO-PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS TO CONDUCT TRAINING. The author refers to studying the possibilities of purposeful influence on the formation of motivational readiness to conduct training in the vocational education of students of psycho-pedagogical direction. Training is seen as a form of professional activity of psycho-pedagogical education and a way to influence the formation of motivation.
Key words: motivational readiness, training, professional activity, motivational readiness for professional activity.
Н.Ю. Максимова, аспирант Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИНГОВ
В статье автор обращается к изучению возможностей целенаправленного влияния на становление мотива-ционной готовности к проведению тренингов в ходе профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического направления. Тренинг рассматривается как одна из форм профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования и способ влияния на формирование мотивации.
Ключевые слова: мотивационная готовность, тренинг, профессиональная деятельность, мотивацион-ная готовность к профессиональной деятельности.
В условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования (дошкольного, начального, среднего, профессионального) изменяются требования к воспитанникам, учащимся, к специалистам, реализующим профессиональную деятельность в данной сфере. Перед высшей школой стоит задача подготовить квалифицированных специалистов, способных качественно осуществлять сопровождение воспитанников образовательных учреждений разных типов, педагогов и родителей в процессе социализации, воспитания, обучения и индивидуально-личностного развития.
Важная роль в освоении новых образовательным стандартам принадлежит специалистам психолого-педагогического на-
правления, потому что именно они осуществляют психологическую работу в сфере изучения и сопровождения развития когнитивных, эмоционально-волевых, личностных и социальных свойств субъектов образовательного процесса. Этап обучения в вузе имеет определяющее значение в подготовке бакалавров психолого-педагогического направления, так как в образовательных программах высшего образования отводится большое количество времени как для теоретической подготовки, так и для практики, что можно рассматривать как первичную профессиональную и личностную адаптацию.
Первичная профессиональная и личностная адаптация в меняющихся условиях развития высшего образования стано-
вится актуальной в связи с изменениями функций будущих специалистов в сфере образования, соответствующих новым потребностями общества. Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) позволяет сделать вывод, что основным подходом в современном образовании является компетентностный. По мнению Д.А. Иванова [1], компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, который рассматривается в качестве способности и готовности человека действовать в конкретных профессиональных ситуациях. Е.Я. Коган [2] утверждает, что данный подход влечет за собой серьезные изменения как в сознании педагога и обучающегося, так и в методической базе. О.Е. Лебедева [3] понимает под компетентностным подходом совокупность общих принципов выявления целей образования, определения содержания и организации образовательного процесса, а также оценки его результатов. Под «компетентностью» обучаемых С.Е. Шишов и И.Г. Агапов понимают «общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [4, с. 59].
Анализ теории и практики современного высшего образования показывает, что готовность к профессиональной деятельности большинством авторов характеризуется совокупностью мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности (Р.А. Гаспарян, Е.Г. Козлов, Л.С. Нерсенян, А.Ц. Пуни и др.). Выводы и положения исследователей позволяют считать одной из важнейших предпосылок профессиональной компетентности выпускника сформированную мотивацион-ную готовность к профессиональной деятельности. Выражается она в системе устойчивых установок и мотивов, ориентированных на решение профессиональных задач, и проявляется в активности и заинтересованности студента в профессиональной деятельности (А.Г. Асмолов, A.A. Дергач, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, В.А. Крутецкий, В.А. Моляков, К.К. Платонов, A.M. Столяренко, В.Д. Шадриков и др.).
Предложенное в исследованиях О.В. Ефимовой определение мотивационной готовности как совокупности мотивов, которые определяют позитивное отношение студента к выбранной специальности, следовательно побуждают и направляют его к изучению будущей профессиональной деятельности и обеспечивают успешность ее усвоения [5, с. 166], стало основой для формулировки нашего понимания сущности изучаемого феномена. Мотивационная готовность рассматривается нами как базовое основание профессионально направленной личности, определяющее успешное выполнение профессиональной деятельности и обеспечивающее самореализацию в ней с учетом особенностей личности. Мотивационная готовность в этой связи тесно связана с профессиональной компетентностью будущего специалиста.
В исследованиях формирование профессиональной компетентности будущего бакалавра психолого-педагогического направления рассматривается как личностно ориентированный педагогический процесс, результативность которого зависит от учета личного опыта студента (Е.В. Анищук, А.В. Воробьев, Н.А. Насонова, Л.Ф. Обухова, В.В. Рубцов, И.С. Якиманская и др.). Неслучайно, по мнению ученых, на развитие студента как будущего специалиста важное влияние оказывает его внутренняя позиция, то есть мотивация выбора профессии и, как следствие, мотива-ционная готовность к профессиональной деятельности.
Анализ работ отечественных психологов и педагогов в области формирования и развития мотивационной готовности свидетельствует о том, что мотивация является важнейшим структурным элементом психологии личности будущего профессионала и рассматривается в системе конкретного вида деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, К.К. Платонов, В.А. Слас-тенин и др.). В частности, Т.Д. Дубовицкая отмечает, что «именно характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности» как в учении [6, с. 71]. Поэтому для того, чтобы определить траекторию профессионального развития студента психолого-педагогического направления, необходимо изучить иерархию мотивов выбора профессии.
Вопросы профессиональной ориентации, формирования профессиональных мотивов и профессиональной мотивации
изложены в работах Е.В. Андриенко, Ю.В. Варданян, К.М. Гуре-вич, Е.А. Климова, Н.Д. Левитова, В.И. Ковалева, Н.И. Крылова, А.К. Марковой, К.К. Платонова, В.И. Жуковской, А.Т. Ростунова, Н.А. Бакшаевой, А.А. Вербицкого и др. В контексте нашего исследования весьма важно предложенное Ю.В. Варданян понимание профессиональной мотивации, согласно которого она представляет собой «иерархическую взаимосвязанную совокупность потребностей, мотивов и целей личности, которая побуждает, направляет и регулирует ее деятельность для достижения профессиональной компетентности» [7, с. 8]. В этой связи отметим, что становление будущего специалиста начинается с выбора профессии и продолжается в течение всей профессиональной деятельности человека. В ходе данного процесса возникают проблемы соотношения личностных особенностей и профессиональных требований, а наиболее интенсивно это происходит в студенческие годы. Обращая на это внимание, Ю.П. Поваренков [8] выделяет два основных периода профессионального развития студентов в процессе обучения в вузе: учебно-академический (1 - 3 курсы), когда происходит становление готовности студента к обучению, и учебно-профессиональный (3 - 5 курсы), когда происходит формирование готовности к будущей профессиональной деятельности.
Период обучения в вузе является новым этапом развития личности, результатом которого является изменение, переориентация или укоренение внутренних позиций, ценностных ори-ентаций, мотивов, потребностей и интересов студента, которые были сформированы на ранних этапах его развития (М.В. Вов-чик-Блакитная, Р.С. Вайсман, А.И. Гебос и др.). Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, а также интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией позволяют выделять студенчество в основную категорию, у которой активно происходит становление мотивационной готовности к профессиональной деятельности. Немаловажную роль при этом играет профориентационная работа (Е.А.Климов), организация производственной практики (В.Д. Шадриков), а также возможность дальнейшего трудоустройства. Благодаря освоению выбранной профессии человек пытается найти собственное положение в системе общественных отношений. Готовность выпускника к реализации сформированных профессиональных компетенций на практике зачастую определяется его мотивацией к профессиональной деятельности.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить такие психолого-педагогические условия, создание которых в образовательном пространстве вуза возможно будет способствовать формированию мотивационной готовности к профессиональной деятельности студента психолого-педагогического направления:
- опора на личный опыт студента в процессе усвоения психолого-педагогических знаний. Восприятие новой информации при освоении профессии будет происходить легче, если она будет основана на уже имеющихся знаниях, на опыте, на жизненных ситуациях, например, при создание противоречий между известным и неизвестным фактами для студента;
- инициативность педагогов, способствующая познавательной активности студента благодаря методам, используемым в процессе обучения, личной заинтересованности в качественной подготовке будущего специалиста, а также в создании «ситуаций успеха» для студентов во время занятий. Демонстративность, наглядность изучаемого материала, инновационные методы обучения специалистов психолого-педагогического направления будет способствовать активизации внутренней активности студента в освоении конкретной темы. Немаловажным фактором в становлении мотивационной готовности является оценивание преподавателем деятельности студента, качественный анализ знаний направляет на формирование у студентов адекватной самооценки, ее рефлексии.
- практическое применение знаний студентами в период освоения профессии происходит при использовании анализа проблемных ситуаций, как проигранных на занятиях с элементами тренинга, так и в обыденной жизни, а также при постановке задач с жизненно-практическим содержанием, формулировка которых не указывает, какие именно принципы и законы надо применять для ее решения. Практическое закрепление усвоенных знаний позволяет студенту научиться усваивать не только теоретический материал, но и приблизиться к его практическому использованию психолого-педагогических знаний
в собственной жизни, а впоследствии и в профессиональной деятельности, то есть все это позволит интегрировать теоретический и практический компоненты обучения. Для обеспечения мотивационной готовности к профессиональной деятельности целесообразно разработать и внедрить систему социального партнерства вуза для осуществления практикоориентированной деятельности.
- создание безопасной среды для субъектов образовательного процесса, способствующей быстрой адаптации первокурсников к новым социальным условиям и ролям, а для студентов старших курсов необходимо обеспечить ощущение безопасности и защищенности, тем самым позволив раскрыть собственный творческий и личностный потенциал на этапе профессионального становления и возможность удовлетворения актуальных потребностей студенческого возраста. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» «в вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности», в первую очередь для профессионального развития [9].
- включение студентов в активную деятельность позволит сформировать субъектную позицию будущих специалистов не только на этапе обучения в вузе, но и в будущей профессии, развитие активной позиции будет способствовать участие в самоуправлении академической группы, факультета, вуза, а также открытая возможность участия в научно-исследовательских, воспитательных мероприятиях и в других видах коллективной деятельности. Активизация познавательных способностей студентов возможна при постановке задач с «неявно заданными условиями», требующих «додумывания», привлечения дополнительной информации.
- групповая форма работы, «проживание ситуаций», что легко реализовать на занятиях, в которых студент можно оценить собственные знания в психолого-педагогической области и получить знания от товарищей в процессе их взаимодействия и обсуждения упражнений, разыгрываемых ролевых ситуаций. Групповая форма втягивает в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных, возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
В отечественной науке исследованы методы и способы повышения мотивационной готовности к профессии в процессе обучения в вузе (В.Г. Асеев, В.И. Леонтьев, В.И. Ковалев, А.К. Маркова и др.), среди эффективных методов формирования данного компонента личности будущего специалиста психолого-педагогического направления исследователи рассматривают тренинг (Г.Е. Филатова, А.К. Маркова, С.С. Занюк, Е.В. Сидоренко и др.). Он является достаточно распространенным и приобретающим все большую популярность как интерактивный метод обучения, рекомендованный Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» [9]. На данный момент в психолого-педагогической литературе отсутствуют исследования, в которых раскрывались бы основы формирования и развития мотиваци-онной готовности студентов к проведению тренингов как одной из профессиональных характеристик субъекта в соответствии с компетентностной моделью выпускника вуза по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование». Зачастую тренинг направлен на овладение студентами практических умений и навыков в психологически комфортной среде, позволяющей им проявлять активность и творчество.
Освоение основ тренинговой работы специалистами психолого-педагогического направления может осуществляться при прохождении учебного тренинга и изучении его элементов в рам-
Библиографический список
ках дисциплин, установленных учебным планом в рамках вуза. На учебном тренинге развиваются психологические качества личности студентов как будущих профессионалов и конкретные практические умения, но и формируются методические умения по проектированию, организации и проведению тренингов, что возможно при использовании обсуждения процессов групповой динамики и ошибок в организации и проведении упражнений. Формирование у будущих бакалавров психолого-педагогического образования профессиональных компетенций, готовности организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды, а также способности проводить тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся, выстраивать развивающие учебные ситуации благоприятные для развития личности и способностей ребенка, возможно с учетом использования обучающего и развивающего потенциала тренинга [10]. Данный метода позволяет решить две задачи, во-первых, оказать психологическое воздействие на мотивационную сферу студентов, сформировать положительное отношение к будущей профессии, развить интерес к ней, во-вторых, сформировать и развить такой профессиональный навык, как ведение тренингов и занятий с его элементами. Таким образом, навык проведения тренингов является одним из необходимых профессиональных компетенций будущих бакалавров психолого-педагогического образования. Именно он является не только профессиональным видом деятельности, но и методом, благодаря которому можно сформировать у студентов мотивационную готовность к профессиональной деятельности.
«Суть тренингового метода в том, что - это способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих» [11, с. 26]. Ряд исследователей подчеркивают, что эффективность тренинга во многом определяется мотивацией его участников на работу в группе. Среди плюсов использования элементов тренинга как метода обучения можно выделить создание ситуаций равенства психологических позиций, соучастия каждого члена тренинговой группы, сопереживания проблеме каждого участника, обмен опытом друг с другом. Среди положительных эффектов работы в тренинговой группе описаны рост коммуникативных способностей, социально-психологической компетентности, интеллектуальных, творческих возможностей участников, а также развитие их эмоционального опыта переживаний и некоторых характеристик самосознания, в частности самооценки (К. Роджерс, В.Ю. Большаков, А.Л. Нелидов, Т.Т. Щелина и др.).
Таким образом, под мотивационной готовностью мы понимаем целостную, относительно устойчивую систему психологических образований личности, которая, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создает соответствующие состояния психики и побуждает, регулирует поведение и деятельность специалистов психолого-педагогического направления. Моти-вационная готовность к профессиональной деятельности определяется соответствующей направленностью, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками личности и потребностями, актуальными на данном этапе развития. Одним из эффективных методов формирования мо-тивационной готовности к профессиональной деятельности студентов психолого-педагогического направления является тренинг, который обеспечивает формирование необходимых и достаточных для успешности освоения практических умений, формирующихся в ходе многократных систематических упражнений по решению психолого-педагогических задач, позволяющих педагогу-психологу, социальному педагогу творчески выстраивать свою профессиональную деятельность на основании познанных психолого-педагогических закономерностей становления и развития человека.
1. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб. пособ. / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М., 2003.
2. Коган, Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования. - Самара, 2001.
3. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. - 2004. - Вып. 5.
4. Шишов, С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С.Е. Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - Вып. 2.
5. Ефимова, О.В. Мотивационная готовность студентов колледжа к профессиональной деятельности //Вестник Псковского государственного университета. - 2009. - Вып. 7. - Сер.: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки.
6. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2005. - Вып. 1.
7. Варданян, Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога: монография. - М., 1998.
8. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М., 2002.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование: офиц. текст. - М., 2009.
10. Щелина, Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов. - М., 2006.
11. Вачков, И.В. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. -СПб., 2004.
Bibliography
1. Ivanov, D.A. Kompetentnostnihyj podkhod v obrazovanii. Problemih, ponyatiya, instrumentariyj: ucheb. posob. / D.A. Ivanov, K.G. Mitrofanov, O.V. Sokolova. - M., 2003.
2. Kogan, E.Ya. Kompetentnostnihyj podkhod i novoe kachestvo obrazovaniya. - Samara, 2001.
3. Lebedev, O.E. Kompetentnostnihyj podkhod v obrazovanii //Shkoljnihe tekhnologii. - 2004. - Vihp. 5.
4. Shishov, S.E. Kompetentnostnihyj podkhod k obrazovaniyu: prikhotj ili neobkhodimostj? / S.E. Shishov, I.G. Agapov // Standartih i monitoring v obrazovanii. - 2002. - Vihp. 2.
5. Efimova, O.V. Motivacionnaya gotovnostj studentov kolledzha k professionaljnoyj deyateljnosti //Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - Vihp. 7. - Ser.: Socialjno-gumanitarnihe i psikhologo-pedagogicheskie nauki.
6. Dubovickaya, T.D. K probleme diagnostiki uchebnoyj motivacii // Voprosih psikhologii. - 2005. - Vihp. 1.
7. Vardanyan, Yu.V. Stanovlenie i razvitie professionaljnoyj kompetentnosti pedagoga i psikhologa: monografiya. - M., 1998.
8. Povarenkov, Yu.P. Psikhologicheskoe soderzhanie professionaljnogo stanovleniya cheloveka. - M., 2002.
9. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie: ofic. tekst. - M., 2009.
10. Thelina, T.T. Dukhovno-cennostnaya orientaciya socialjnihkh pedagogov. - M., 2006.
11. Vachkov, I.V. Okna v mir treninga: metodologicheskie osnovih subjhektnogo podkhoda k gruppovoyj rabote / I.V. Vachkov, S.D. Deryabo. -SPb., 2004.
Статья поступила в редакцию 02.07.14
УДК 159.99
Perevoshchikova G.S. Psychological features of modern students and construction of up-bringing work in higher educational institutions. The author addresses the problem of organization of an up-bringing process in higher educational institutions from the standpoint of the main psychological objective of the higher education which is the formation and development of students' professional identity.
Key words: up-bringing, cultural-historical approach, personal and professional identity, developing educational environment, socio-cultural practices, monitoring of students' activity.
Г.С. Перевощикова, зам. директора Института психологии им. Л.С. Выготского, соискатель каф.
проектирующей психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского гос. гуманитарного
университета, г. Москва, E-mail: [email protected];
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ И ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
В статье автор обращается к проблеме организации воспитательного процесса в вузе с позиций главной психологической задачи высшего образования - формирование и развитие профессионального самосознания студентов.
Ключевые слова: воспитание, культурно-исторический подход, личностное и профессиональное самосознание, развивающая образовательная среда, социо-культурные практики, мониторинг активности студентов.
Внеаудиторная воспитательная работа (социокультурные практики) - это самостоятельная категория, имеющая свои специфические задачи, является неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе. Мы являемся свидетелями всеобщего процесса психологического развития детей, связанного с продлением детского периода развития (по сравнению с событиями 20-30-ти летней давности), связанного с проблемой инфан-тилизации детей. В частности, этот процесс связан с несоответствием паспортного и психологического возраста детей и молодых людей. В связи с этим, мы стараемся в вузе с помощью воспитательных средств обеспечить полноценное личностное развитие студентов и развитие их профессионального самосознания как будущих специалистов.
Чтобы организовывать воспитательный процесс в вузе с учетом этих важных условий, мы, во-первых, провели ряд исследований по определению психологического возраста наших студентов как основы определенного образа самосознания, субъективности, выступающих основанием для профессионального самосознания будущего психолога. Основываясь на предположении о том, что речевое поведение является одним из важнейших объектов исследования в психологии, можно сделать вывод, что в вербальном творчестве человека отражаются его базовые смыслы, которые выражаются в ряде конкретных синтаксических конструкций. Использование тестовой методики
«Я. Они. Мир вокруг нас» М.В. Новиковой-Грунд представляется актуальным, поскольку позволяет выявить образ «Я», образ другого и их взаимодействие в существующей у человека картине мира, соотносящейся, в свою очередь, с психологическим возрастом.
Результаты нашего исследования по использованию данной методики показали, что однозначное определение психологического возраста не всегда представляется возможным определить из-за того, что в тексте одного и того же человека присутствуют одновременно характеристики нескольких типов. Это означает, что подобные сочинения написаны студентами, находящимися в состоянии перехода от одного возраста к другому. Оказалось, что «чистый» подростковый возраст имеют более 50% наших студентов, половина из которых являются студентами 1 курса. В эссе студентов - «подростков» имеют место речевые отражения ключевых особенностей данного психологического возраста (активная рефлексия, негативизм, противопоставление себя окружению», рассуждения на абстрактные темы, предельность и бескомпромиссность суждений, поиск жизненных ценностей и ориентиров, выработка мировоззрения). «Общество очень сложное, возникает затруднение, чтобы его понять и понять его составляющие». «Я верю, что мне удастся многое изменить в этом мире к лучшему». «Многое в обществе меня раздражает, возмущает, иногда даже шокирует». «Я толь-