УДК 378
Bukina O. V. FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS DURING PRACTICAL TRAINING IN A SCHOOL. The paper analyzes the possibilities of practical training in a school as a component of the main educational program on formation and effective development of a student's research competences.
Key words: research activity, common cultural and professional competences, research tasks, professional self-realization.
О.В. Букина, аспирант каф. общей и педагогической психологии Арзамасского филиала Нижегородского гос. университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ
В работе показаны возможности практики как составной части основной образовательной программы по формированию и эффективному развитию исследовательских компетенций студентов.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, общекультурные и профессиональные компетенции, исследовательские задания, профессиональная самореализация.
Модернизация системы высшего профессионального образования предполагает повышение познавательной активности студентов, увеличение доли самостоятельной работы и практической направленности обучения. Введение профессионального стандарта педагога, модернизация ФГОС ВПО предполагают изменения в организации, содержании и технологиях подготовки бакалавров педагогического и психолого-педагогического профилей. В проекте Концепции поддержки развития педагогического образования большое внимание обращается на то, что проблемой подготовки студентов существующей системы высшего педагогического образования является, в том числе, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность [1].
Достижение оптимального сочетания теоретических и практических знаний и умений, развитие интереса к будущей профессиональной деятельности, и, как следствие, повышение исследовательской активности осуществляется во время прохождения студентами производственной практики. Превращение целей образования во внутренние потребности личности студента, формирование особых личностных качеств, в основе которых стремление к активному поиску, может успешно осуществляться на основе целенаправленной и системной организации учебно-исследовательской работы студентов. В то же время современная система уровневого педагогического образования должна учитывать с одной стороны перспективный социальный заказ, а с другой - интересы отдельной личности.
Перспективы развития высшего педагогического образования, заложенные в Концепции поддержки развития педагогического образования, обозначают приоритет практико-ориентиро-ванных знаний, обращая внимание на усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки будущего бакалавра, обеспечение его конкурентоспособности на рынке труда. В ходе реализации Концепции предполагается создание новой системы педагогической подготовки, одним из ключевых элементов которой является развитие во всех программах подготовки практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через практику [1].
Из общекультурных и профессиональных компетенций, определенных действующим ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» к практическим компетенциям, связанным с освоением исследовательской культуры, можно отнести следующие: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; приобретение навыков работы с компьютером как средством управления информацией; осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7), способности понимать принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9). В части формирования профессиональных компетенций бакалавр должен быть готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); использовать методы диагнос-
тики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3) [2].
Освоение студентами данных компетенций осуществляется как в период теоретического обучения, так и во время прохождения различных практик. Проблеме практики в системе педагогического образования посвящены исследования О.А. Аб-дулиной, Э.А. Гришина, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой,
A.Т. Маленко, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова. Изучение проблем организации образовательного процесса в вузе с позиции компетентностного подхода отражено в исследованиях В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, B.C. Лед-нева, Н.Д. Никандрова, Н.Ф. Радионовой, В.В. Серикова,
B.А. Сластенина, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.
Практика, являясь неотъемлемой частью основной образовательной программы, должна способствовать эффективному развитию исследовательских компетенций студентов. В современном информационном обществе исследовательская деятельность становится одним из основных видов деятельности как студентов, будущих педагогов, педагогов-психологов, так и работающих специалистов, поскольку современный специалист должен обладать готовностью к активному поиску новой информации, к самообучению и саморазвитию.
Тесная связь практики как формы организации учебного процесса в вузе с освоением профессиональных компетенций позволяет разрабатывать такие программы, в которые исследовательская деятельность включена с учетом уровня сложности заданий, особенностей базы проведения практики, уровня подготовленности студентов и т.д. В условиях освоения вузами ФГОС сотрудниками психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского разработана в русле деятельностного и компетентностного подходов и внедряется система организации практики как важнейшей составляющей учебно-профессиональной деятельности. Разработанная система основана на технологии обеспечения субъектной позиции студентов в развитии готовности к продуктивной самостоятельной деятельности, позволяющей актуализировать и/или изменить личностный опыт будущих специалистов [3]. В работах Т.Т. Щелиной и сотрудников факультета показано, что актуализация опыта, а также его изменение достигается обеспечением личного проживания студентами результата осознания своей активности и успешности в учебно-профессиональном взаимодействии, в совместной с педагогами и сокурсниками деятельности, направленной на разработку и внедрение инновационных подходов и способов решения актуальных социально и профессионально значимых проблем, в ходе реализации исследовательских и социально значимых проектов [4].
В этой связи выстроенная система предполагает проведение учебных и производственных практик с учетом планомерного, последовательного формирования соответствующих компетенций и предусматривает в программах задания исследовательского характера. На разных курсах практики проводятся на базе различных учреждений: общеобразовательные школы, учреждения среднего профессионального образования, учреждения
социальной защиты населения, департаменты образования администраций муниципальных образований, комитеты территориального общественного самоуправления и др.
Организационно-содержательное и технологическое обеспечение практики в русле контекстного подхода, как показывают результаты исследований, позволяет формировать позитивный профессиональный, в том числе и исследовательский, опыт путем активного вовлечения студентов в соответствующую деятельность, максимально приближенную к предстоящей профессиональной [4]. В частности, исследовательская деятельность бакалавров представляет собой совокупность различных видов и способов деятельности, направленных и способствующих наиболее успешному и эффективному формированию предусмотренных компетенций. Выполняя задания соответствующего раздела программы практики, студент учится самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные способы решения поставленных задач, применять приобретенные теоретические знания, анализировать, обрабатывать и обобщать материал.
В содержание производственной (педагогической) практики включается научно-исследовательская деятельность студентов. Научно-исследовательская деятельность предполагает: проведение экспериментальной и опытной работы; проведение научно-исследовательского поиска, обусловленного темой курсовой работы; овладение теоретическими и эмпирическими методами педагогических и психологических исследований; оформление результатов исследования в форме отчета.
В качестве видов деятельности в ходе рабочего этапа предполагается изучение современной психолого-педагогической литературы, выделение возрастных особенностей учащихся; изучение публикаций по современным проблемам психологии обучения и воспитания школьников; оформление конспекта доклада «Возрастные особенности учащихся», ознакомление с современными технологиями работы педагогов с учащимися в условиях образовательного учреждения.
В период практики студенты закрепляются за классом учащихся, организуется включенное наблюдение, определяется объект, составляется программа наблюдения за деятельностью учащихся, их взаимоотношениями. Затем в программе практики - проведение индивидуальных и групповых бесед с ребенком, одноклассниками. Всесторонний анализ результатов наблюдения за классным коллективом, составление психолого-педагогической характеристики по предложенной схеме.
Видом исследовательской деятельности в рамках производственной (педагогической) практики 3 курса являются творческие исследовательские задания, которые студенты получают на установочной конференции до начала практики. Студенты получают необходимые разъяснения, уточняются методы и способы проведения исследований.
Примерная тематика исследовательских заданий:
• на основе анализа документации составить социальный «паспорт» класса;
• составить «психологический портрет» учащегося;
• согласно индивидуальному плану работы подобрать методики для проведения диагностического исследования. Обобщить и проанализировать результаты проведенного диагностического исследования. Составить аналитическую справку по результатам проведенного диагностического исследования;
• разработать конспект и провести коррекционно-развива-ющего мероприятие (по плану педагога, психолога);
• разработать конспект программы включенного наблюдения;
• разработать конспект беседы с классным руководителем, с родителями;
• разработать конспект индивидуальной беседы с ребенком;
• составить психолого-педагогическую характеристику на ребенка.
• разработать рекомендации по работе с ребенком по устранению выявленных проблем;
• подготовить доклад по вопросам, касающимся профессиональной деятельности педагога (психолога, социального педагога);
• выделить используемые в учебном процессе типы развивающих заданий, проанализировать развивающие возможности, заложенные в них;
• на основе наблюдения выделить способы создания на уроке ситуации успеха;
• на основе наблюдения выделить методы и приемы лич-ностно-ориентированного обучения;
• провести исследование и определить условия эффективности самостоятельной работы ученика;
• проанализировать творческие работы школьников (сочинения, рисунки, заметки, поделки и т.д.) с точки зрения проявлений ценностной ориентации учащихся;
• изучить опыт организации взаимодействия учащихся в процессе обучения. Выделить условия его эффективности;
• выделить наиболее эффективные средства и приемы, направленные на достижение воспитательных задач;
• на основе наблюдения выделите формы индивидуальной работы с детьми с особыми образовательными потребностями (с особыми нуждами).
Студент может сформулировать тему задания самостоятельно, исходя из своих интересов. Заданием может служить какой-то аспект курсовой работы, и тогда тема исследовательского задания формулируется вместе с научным руководителем. Задание может носить не только индивидуальный, но и групповой характер (2-3 человека).
По итогам проведенной исследовательской работы составляется отчет, с которым студент (или группа студентов) выступает на итоговой конференции по практике.
Примерная структура отчета по исследовательскому заданию:
• титульный лист, где обозначается название темы исследования, фамилия имя отчество исполнителя, название факультета и группы, место и год написания отчета;
• актуальность выбранной темы исследования, где исследователь кратко (3-5 предложений) описывает причину выбора данной темы и ее значимость для педагогического знания (теории и/ или практики);
• задачи данного исследования, которые отражают идею, ради которой проводится исследование;
• методы исследования в данной части отчета списываются, методы (наблюдение, анкетирование, беседа и др.), конкретные методики, диагностики, которые использовались при выполнении исследовательского задания. Необходимо раскрыть содержание используемых методов и методик. Так если студент применял анкетирование, то приложить вопросы к анкете, если тестирование - приложить сам тест и т.д. Так же необходимо обосновать используемые методы, методики, то есть объяснить их эффективность, полезность, нужность именно в вашем исследовании;
• ход исследования в этой части отчета необходимо описать, как протекало исследование. Описание должно быть логичным, последовательным (могут быть выделены этапы), иметь начало и конец. В описании необходимо представить, что делал исследователь, с кем и с чем он взаимодействовал (ученики, учителя, классные руководители, школьные документы, процесс обучения на уроке, воспитательное дело и другое), как протекало это взаимодействие и т.д.;
• результаты исследования в данной части необходимо описать насколько исследование реализовало поставленные задачи, здесь уместны анализ и оценка полученных результатов, вывод, рекомендации учителю, классному руководителю, ученикам;
• приложение. Приложение не является обязательной частью отчета. Однако если исследователь сочтет нужным, то в приложение можно включить, полученные в ходе работы материалы (сочинения, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, заполненные участниками исследования тесты, анкеты и т.д.).
Во время выступления на итоговой конференции студенты знакомят своих сокурсников и студентов других курсов с результатами проведенной исследовательской работы, отмечая не только достижения, но и личностные и профессиональные трудности, с которыми они столкнулись в процессе проведения исследовательской работы. Осознание приобретенного опыта и осмысление использования его в профессиональной деятельности способствует развитию профессиональной рефлексии и социальной зрелости молодого специалиста. Это обеспечивается включением студентов в реальную исследовательскую деятельность, что, в свою очередь, влияет на процесс формирования исследовательской активности и мотивацию к осваиваемой профессиональной деятельности в целом.
В экспертных оценках методистов и психологов баз практики, представленных в характеристиках студентов, отмечается
достаточно высокий уровень профессиональной подготовки студентов, владение понятийным аппаратом, методиками и технологиями профессиональной деятельности, методикой проведения исследований. Во многих характеристиках отмечается, что студенты оказали реальную помощь специалистам на местах в проведении определенных видов работ, многие студенты оказывали помощь в обработке и интерпретации результатов исследований, ранее проведенных психологами-практиками. По итогам практики среди студентов проводится анкетирование о степени удовлетворенности студентов практикой как разделом основной образовательной программы, которое содержит, в том числе, и вопросы, касающиеся определения уровня исследовательской активности. Можно отметить, что по сравнению с аналогичным исследованием, которое проводилось в начале учебного года, уровень исследовательской активности студентов 3 курса незначительно вырос. Если в начале учебного года распределение по уровням исследовательской активности опрошенных третьекурсников было следующим: низкий уровень
Библиографический список
- 38%, адаптивный уровень - 43%, активный уровень - 14%, креативный уровень - 6%, то после производственной практики увеличилась доля студентов, уровень исследовательской активности которых можно отнести к адаптивному и активному на 6 и 8% соответственно.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что система организации практик способствует не только профессиональной идентификации, более глубокому осмыслению профессиональных знаний, но и дает широкие возможности для организации исследовательской деятельности. Использование в программе практик заданий исследовательского характера, кроме возможности эффективно сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, способствует развитию особых личностных качеств студентов, которые помогут их дальнейшей профессиональной самореализации, поэтому внедрение элементов исследовательской деятельности в программы практик нужно расширять и разнообразить с учетом интересов работодателей и студентов.
1. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования [Э/р]. - Р/д: /http:// mon.gov.ru
2. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Э/р]. - Р/д: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/ spe_n ew_l ist.plx?substr
3. Щелина, Т.Т. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования // Вестник образования и науки. - 2012. - Вып. 2(4).
4. Щелина, Т.Т. Содержание и технологии профессиональной подготовки социального педагога // Социальная педагогика в России. -2012. - № 2.
Bibliography
1. Proekt Koncepcii podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: /http:// mon.gov.ru
2. Federaljnihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») [Eh/r]. - R/d: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr
3. Thelina, T.T. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professionaljnogo samoopredeleniya studentov v sisteme vihsshego gumanitarnogo obrazovaniya // Vestnik obrazovaniya i nauki. - 2012. - Vihp. 2(4).
4. Thelina, T.T. Soderzhanie i tekhnologii professionaljnoyj podgotovki socialjnogo pedagoga // Socialjnaya pedagogika v Rossii. - 2012. - № 2.
Статья поступила в редакцию 22.04.14
УДК 37.015.3
Maximova N.Yu. PSYCHO-PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS TO CONDUCT TRAINING. The author refers to studying the possibilities of purposeful influence on the formation of motivational readiness to conduct training in the vocational education of students of psycho-pedagogical direction. Training is seen as a form of professional activity of psycho-pedagogical education and a way to influence the formation of motivation.
Key words: motivational readiness, training, professional activity, motivational readiness for professional activity.
Н.Ю. Максимова, аспирант Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИНГОВ
В статье автор обращается к изучению возможностей целенаправленного влияния на становление мотива-ционной готовности к проведению тренингов в ходе профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического направления. Тренинг рассматривается как одна из форм профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования и способ влияния на формирование мотивации.
Ключевые слова: мотивационная готовность, тренинг, профессиональная деятельность, мотивацион-ная готовность к профессиональной деятельности.
В условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования (дошкольного, начального, среднего, профессионального) изменяются требования к воспитанникам, учащимся, к специалистам, реализующим профессиональную деятельность в данной сфере. Перед высшей школой стоит задача подготовить квалифицированных специалистов, способных качественно осуществлять сопровождение воспитанников образовательных учреждений разных типов, педагогов и родителей в процессе социализации, воспитания, обучения и индивидуально-личностного развития.
Важная роль в освоении новых образовательным стандартам принадлежит специалистам психолого-педагогического на-
правления, потому что именно они осуществляют психологическую работу в сфере изучения и сопровождения развития когнитивных, эмоционально-волевых, личностных и социальных свойств субъектов образовательного процесса. Этап обучения в вузе имеет определяющее значение в подготовке бакалавров психолого-педагогического направления, так как в образовательных программах высшего образования отводится большое количество времени как для теоретической подготовки, так и для практики, что можно рассматривать как первичную профессиональную и личностную адаптацию.
Первичная профессиональная и личностная адаптация в меняющихся условиях развития высшего образования стано-