Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (2), с. 15-20
15
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА -УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ УРОВНЕВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
© 2014 г. О.В. Букина
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
Ъикта. ак @таП. ги
Поступила в редакцию 23.09.2013
Приводится анализ уровней исследовательской активности студентов в условиях перехода на ФГОС ВПО и уровневую систему образования, также представлены промежуточные итоги и перспективы внедрения модели научно-исследовательской деятельности в системе уровневого психолого-педагогического образования.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательская активность, развитие исследовательской активности, уровни исследовательской активности.
Инновационные процессы, происходящие в современном обществе, обусловливают повышенное внимание к научно-исследовательской деятельности. Усиление роли научных исследований предполагается в ходе реализации Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования [1]. Одной из задач перехода высшего образования на уровневую систему было обеспечение поддержки и развития инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности. Таким образом, повышение эффективности системы научно-исследовательской работы в вузах, обновление ее методического и организационного сопровождения является актуальным требованием, стоящим перед современным высшим образованием. Для выполнения требований Федеральных государственных образовательных стандартов по формированию общекультурных и профессиональных компетенций в период обучения в вузе необходимо уделять внимание развитию личностных качеств, в основе которых -стремление к активному участию в научных исследованиях с целью успешной профессиональной самореализации, что, в свою очередь, определяет актуальность работы по развитию исследовательской активности студентов.
В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности [2].
Под исследовательской активностью понимается творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путём практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных результатов исследования и их использованию для дальнейшего познания [3]. Понятие исследовательской активности связано с рядом близких понятий: «познавательная активность», «интеллектуальная активность», «креативность».
Для построения эффективной модели научно-исследовательской деятельности первоначально необходимо провести исследование по оценке уровня исследовательской активности студентов-бакалавров на разных этапах обучения. Данное исследование направлено на решение следующих задач: дать разноплановую оценку уровней и проследить динамику иссле-
довательской активности студентов 1-2-х курсов; выявить наиболее эффективные подходы к развитию исследовательской активности студентов психолого-педагогического направления. В качестве критериев оценки исследовательской активности имеет смысл проанализировать когнитивный, мотивационно-ценност-ный, коммуникативный, деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты. Исследование факторов, влияющих на развитие исследовательской активности бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование», целесообразно проводить поэтапно, с постепенным расширением спектра оцениваемых компонентов.
По итогам исследования когнитивного и мо-тивационно-ценностного компонентов, составляющих исследовательскую активность студентов, можно сделать вывод, что у абсолютного большинства первокурсников (порядка 75%) уровень исследовательской активности низкий: они имеют разрозненные представления о научно-исследовательской деятельности, ее роли в профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования. Для них характерны слабая мотивация освоения профессии, отсутствие опыта и интереса к исследовательской деятельности. Данные студенты имеют неадекватную самооценку личностных и профессиональных качеств, перспектив собственного развития и участия в исследовательской деятельности. Около 20% студентов имеют адаптивный уровень исследовательской активности, т.е. несистемные представления о научно-исследовательской деятельности; относительную заинтересованность данным видом деятельности как обязательным для формирования профессиональных компетенций. Они проявляют готовность к участию в научно -исследовательских проектах при внешней поддержке и стимулировании, некоторую дифференциацию оценки важных для участия в исследовательских проектах качеств и способностей. К категории «высокий уровень исследовательской активности» можно отнести всего 5% первокурсников.
Распределение по уровням исследовательской активности второкурсников несколько иное: низкий уровень активности характерен для 58% респондентов, к адаптивному уровню можно отнести 32% студентов, высокий уровень отмечается у 10% опрошенных, среди которых небольшая доля студентов, около 3%, приближается к показателям, соответствующим креативному уровню исследовательской активности.
Данные свидетельствуют о том, что в основной массе студенты 1-2-х курсов имеют низкий и адаптивный уровень исследовательской активности. Поэтому для полноценного освоения компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО, необходимо осуществлять систематическую работу по повышению уровня исследовательской активности студентов. Для оптимизации данной работы важным представляется исследование, целью которого является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели развития исследовательской активности студентов в системе уровнево-го психолого-педагогического образования, а также определение условий ее эффективной реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.
Статьей 72 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4] определены цели и формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании. Работа, проводимая в рамках исследования по созданию модели развития исследовательской активности, логично вписывается в реализуемую на психолого-педагогическом факультете концепцию профессиональной подготовки и воспитательную систему. Развитие исследовательской активности студентов в организационно-дея-тельностном компоненте предполагает интеграцию образовательной и научной деятельности. Данный процесс реализуется на психолого-педагогическом факультете в том числе в рамках студенческого научно-исследовательского института педагогики и психологии (СНИИПиП), который осуществлял свою работу до 2010 года, на смену ему пришел СНИИСГО - студенческий научно-исследовательский институт социально-гуманитарного образования.
Исследованию педагогического обеспечения профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в рамках СНИИПиП посвящено диссертационное исследование В.В. Завражного [5].
Вместе с тем направлениями деятельности как СНИИПиП, так и СНИИСГО, нацеленными, в том числе, и на повышение уровня исследовательской активности в части формирования когнитивной и мотивационно-ценностной его составляющих, являются:
- консультирование студентов в ходе подготовки научных статей и докладов;
- помощь в подготовке и проведении студенческих научно-практических конференций, конкурсов НИРС, олимпиад;
- помощь в подготовке и проведении творческих мастерских и олимпиад для школьников;
- помощь в подготовке и проведении выездных школ педагога-психолога-исследователя.
Деятельность студенческого научно-исследовательского института педагогики и психологии существенно расширяла возможности развития исследовательской активности студентов на различных этапах обучения. На начальном этапе (1-й курс) работа направлена на формирование когнитивной и мотивационно-ценностной составляющих исследовательской деятельности, на последующих этапах - на развитие коммуникативного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов.
Условное соотнесение этапов развития исследовательской активности будущих бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование» позволяет обеспечить наиболее активным и заинтересованным студентам возможность самореализации в научно-исследовательской деятельности, рефлексии приобретенного опыта исследовательской деятельности, расширения сфер его применения.
Значительный вклад в развитие исследовательской активности студентов в рамках деятельности студенческого научно-исследовательского института педагогики и психологии вносит участие студентов в реализации социально значимых проектов. Студентами и преподавателями - руководителями волонтерской деятельности реализован целый ряд проектов, по итогам которых опубликована масса научных статей. Участие студентов в реализации социально значимых проектов обеспечивает опыт творческой и исследовательской деятельности по решению возникающих социальных и профессиональных проблем, практику социально-оценочной и социально-преобразовательной деятельности непосредственно в период вузовского обучения. Все это, несомненно, повышает исследовательскую активность студентов в целом. Подготовка научных статей позволяет студентам расширять свои представления о профессиональной деятельности, рефлексировать развитие своих личностных профессионально значимых качеств и способностей в процессе осуществления доступной профессиональной деятельности, осознать свое отношение к ней, а также к себе как к субъекту профессиональной деятельности, к партнерам по взаимодействию. Особую роль в этом играет возможность участия в конференциях и публикации статей в сборниках материалов конференций других ву-
зов. Обмен опытом в научном сообществе позволяет студентам ощущать свою значимость и профессиональный рост, повышает самооценку, раскрывает перспективы освоения преподавательской и научно-исследовательской деятельности, возможного продолжения образования на следующем уровне - в магистратуре.
Студенты старших курсов передают опыт организации научно-исследовательской деятельности студентам младших курсов, активизируя их стремление к приобретению нового опыта, расширению границ его применения во взаимодействии с различными партнерами.
В рамках деятельности СНИИПиП оказывалась помощь в подготовке и проведении студенческих научно-практических конференций, конкурсов НИРС, олимпиад. В рамках недели науки на факультете регулярно проводятся пленарные и секционные заседания, на которых студенты выступают с научными докладами, отражающими первые результаты профессиональной деятельности, а также творческие мастерские с участием студентов младших курсов и старшекурсников. Данные мероприятия дают посыл студентам младших курсов к дальнейшему научному продвижению и росту. Они имеют возможность отрабатывать навыки публичных выступлений, получают дополнительный профессиональный опыт, структурируют представления о своих научных и исследовательских возможностях, а также о необходимых для этого способностях, тренируют способность к рефлексии особенностей своего профессионального развития, приобретают новый опыт взаимодействия.
Старшекурсники, ответственные за организацию выступлений в их группе, проводили консультации, помогали подбирать материал, делились опытом выступлений, переживаний, советовали, как лучше общаться с аудиторией, какие приводить примеры. На конференции, наблюдая за выступлением своих подопечных, старшекурсники испытывали радость от успешной профессиональной деятельности, в результате чего мотивация ее освоения приобрела глубоко внутренний характер.
В рамках недели педагогики и психологии организуются и проводятся факультетские, внутривузовские и межвузовские олимпиады, в ходе подготовки к которым студенты старших курсов являются наставниками команд студентов младших курсов. В процессе такой деятельности старшекурсники пытаются не только систематизировать знания студентов младших курсов, но и вызвать позитивный эмоциональ-
ный отклик, мотивируя первокурсников к самостоятельному поиску научной информации, формируя исследовательское поведение. Причем старшекурсники сначала сами осуществляют подобную деятельность, но на более высоком профессиональном уровне. Они моделируют проблемные ситуации, которые провоцируют активность первокурсников, мотивируют их на самостоятельную деятельность. В рамках данного вида деятельности на фоне повышения мотивации профессионального саморазвития в целом формируются профессиональные компетенции, положительное отношение к научно-исследовательской работе и к самому себе как субъекту профессиональной научно-исследовательской деятельности.
В рамках деятельности СНИИПиП оказывалась помощь в подготовке и проведении творческих мастерских и олимпиад для школьников, а также помощь в подготовке и проведении выездных школ педагога-психолога-исследователя. Студенты под руководством преподавателей факультета занимаются подготовкой и проведением творческих мастерских. Предварительно проводится подготовительная работа - намечается тематика, разрабатывается программа, проводятся переговоры о месте и времени проведения, составе участников. Тематика творческих мастерских имеет практическую направленность, часто они проводятся на базе специализированных учреждений. Студенты заранее проводят исследовательскую работу - изучают особенности учреждения, воспитанников, особенности профессиональной деятельности педагога-психолога. По ее итогам совместно с преподавателями занимаются поиском решений для конкретных профессиональных ситуаций, разработкой конкретных механизмов профессиональной помощи, т.е. реальной исследовательской работой, имеющей реальное приложение.
Заключительным этапом работы является рефлексия проведенного мероприятия, в ходе которой студенты осмысливают приобретенный опыт взаимодействия, проводят рефлексию личностных профессиональных качеств, конкретизируют представления о своих профессиональных возможностях, определяют дальнейшую программу научных исследований либо корректируют сферу своих научных интересов.
В настоящее время развитие исследовательской активности студентов продолжается в контексте разработанной д.п.н., профессором, деканом психолого-педагогического факультета Т.Т. Щелиной и коллективом сотрудников факультета концепции психолого-педагогического со-
провождения профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования и технологии обеспечения субъектной позиции студентов в развитии готовности к продуктивной самостоятельной деятельности [6]. В филиале работает СНИИСГО -студенческий научно-исследовательский институт социально-гуманитарного образования. Итогом его работы можно считать выступления студентов и магистрантов в рамках конференции «Дни науки-2013». В рамках секции «Психолого-педагогические проблемы общего и профессионального образования» прозвучали доклады на темы: «Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности студентов техникума», «Проблема психолого-педагогической подготовки студентов специальности «Педагогика и психология» к обеспечению успешной социализации детей-сирот младшего школьного возраста», «Психологические аспекты проблемы развития познавательной активности студентов 1 -х курсов гуманитарных специальностей» и др. В рамках секции «Теоретические и прикладные аспекты психолого-педагогических исследований социализации современных школьников» были выступления на темы: «Психолого-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних», «Работа педагога-психолога по профилактике нарушений нравственно-ценностной ориентации у подростков», «Психолого-педагогическое сопровождение эмоционально-волевой сферы младших школьников в ОУ», «Волонтерская деятельность как фактор социального воспитания подростков», «Социально-педагогическая поддержка младших школьников с нарушениями речи в ОУ», «Работа психолога по коррекции агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях» и др. На заседании секции «Основные направления внедрения результатов исследований в практику современного образования» была представлена следующая тематика докладов: «Психолого-педагогическое обеспечение успешной адаптации первоклассников к обучению в школе», «Развитие межличностных отношений со сверстниками в процессе социализации современных старшеклассников», «Психолого-педагогические условия оптимизации влияния социальных сетей на развитие личности старших подростков», «Влияние группы сверстников на социализацию подростков в условиях современной школы», «Психолого-педагогические условия успешной социализации дез-
адаптированных подростков в условиях ОУ» и др.
В рамках дней студенческой науки на факультете проводятся мастер-классы, круглые столы и другие мероприятия: круглый стол «Проблемы психологии современного детства», мастер-класс с элементами тренинга «Развитие образа «Я - профессионал», мастер-класс «Молодежные объединения в современном обществе», мастер-класс «Психолого-педагогический потенциал профориентационной работы со старшеклассниками в современных условиях», творческая мастерская «Развитие и дифференциация системы специального образования», мастер-класс «Полиграфия на рынке продвижения образовательных услуг», круглый стол «Волонтерство как фактор профессионального развития студентов», круглый стол «Имидж специалиста гуманитарного профиля», круглый стол «Профессиональная ориентация как условие успешной социализации личности в современном обществе», творческая мастерская «Социально-психологическая экспертиза детских игр и игрушек», круглый стол «Организационная культура: диагностика и управление», тренинг партнерского общения и развития лидерских качеств у студентов педагогического вуза.
Студенты факультета принимают участие во всероссийском туре ежегодной олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности (в 2012 году работа студентки 1-го курса Мити-чевой Евгении заняла 2-е место по России).
Студенты принимали участие в Поволжской олимпиаде среди студентов высших учебных заведений Приволжского федерального округа в г. Казани (по итогам олимпиады команда заняла 3-е место, а также 1-е место в конкурсе «Авторская программа телевидения «Один день из жизни социального педагога» и 2-е место в конкурсе по защите социального проекта «Социально-педагогическая работа с различными категориями детей»).
За 2012 год студенты приняли участие и опубликовали статьи в сборниках по итогам всероссийских и международных научных и научно-практических конференций: «Развитие системы профессиональной ориентации старших школьников и студентов для обеспечения регионального социально-экономического развития» Всероссийской молодежной конференции (г. Киров), «Педагогика и психология развития современного детства» (г. Арзамас), «Проблема психолого-педагогической подготовки учителей в рамках реализации федераль-
ного государственного образовательного стандарта» (г. Пенза), «Ребенок в современном мире. Дети и Родина» (г. Киров); приняли участие во II Всероссийской студенческой научно-практической интернет-конференции «Современные гуманитарные технологии в образовании: субъектность, творчество, духовность».
Студенты публиковали статьи в сборниках по итогам студенческих конференций, таких как «Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире: материалы II Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых» (г. Красноярск), «Третий международный молодёжный психолого-социальный конгресс для студентов, аспирантов и молодых ученых: материалы конгресса» (С.-Петербург), Студенческий вестник АГПИ им.
A.П. Гайдара (г. Арзамас).
Студенты факультета непосредственно приняли участие:
- во II Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире» (Красноярск);
- во Всероссийской молодежной конференции «Развитие системы профессиональной ориентации старших школьников и студентов для обеспечения регионального социально-экономического развития» (Киров);
- в III Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая наука в современном образовании», посвященной 50-летию факультета иностранных языков ПГПУ им.
B.Г. Белинского (Пенза);
- в вузовской конференции «Неделя студенческой науки» (Арзамас).
Студенты принимали участие в конкурсах научно-исследовательских проектов, в открытом конкурсе, проводимом по приказу Мин-обрнауки России, по естественным, техническим и гуманитарным наукам, во Всероссийском 14-м межвузовском творческом конкурсе, посвященном Дню святой Татьяны в УСППСС при РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) в номинации «Лучший волонтерский проект», в региональном антинаркотическом конкурсе «Мы выбираем жизнь!» (г. Н. Новгород), во внутривузовском конкурсе научно-исследовательских проектов «Наша новая школа». Также студенты представляли свои работы и получили призовые места на областном конкурсе на лучшую НИР.
Подводя итог, можно сделать вывод, что разработка и построение модели развития ис-
следовательской активности студентов в системе уровневого психолого-педагогического образования на данном этапе демонстрирует положительные результаты: распределение студентов по уровням исследовательской активности изменяется в положительном направлении, в сторону увеличения доли студентов, относящихся к высокому и креативному уровню. Можно сделать прогноз, что исследовательская активность студентов будет повышаться и далее, при этом исследование в данном направлении будет продолжено.
Список литературы
1. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docme.ru/ doc/13939
2. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 51-58.
3. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/ poddiakov.rar.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://graph. document.kremlin.ru
5. Завражнов В.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих психологов в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Арзамас, 2010.
6. Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. Международный научный журн. 2012. Вып. 2 (4). С. 15-18.
INTEGRATION OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY IN THE SYSTEM OF TWO-LEVEL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
O.V. Bukina
The paper analyzes students' research activity in the context of transition to Federal State Educational Standards of the third generation and to the two-level system of education. Intermediate results and prospects of introduction of a model of scientific research activity in the system of two-level psychological and pedagogical education are presented.
Keywords: research, research activity, development of research activity, levels of research activity.
References
1. Koncepcija razvitija nauchno-issledovatel'skoj i innovacionnoj dejatel'nosti v uchrezhdenijah vysshego professional'nogo obrazovanija Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.docme.ru/ doc/13939
2. Podd'jakov A.N. Metodologicheskie osnovy izuchenija i razvitija issledovatel'skoj dejatel'nosti // Is-sledovatel'skaja dejatel'nost' uchashhihsja v sovremen-nom obrazovatel'nom prostranstve / Pod red. A.S. Obuhova. M.: NII shkol'nyh tehnologij, 2006. S. 51-58.
3. Podd'jakov A.N. Razvitie issledovatel'skoj inicia-tivnosti v detskom vozraste: Dis. ... d-ra psihol. nauk.
M., 2001 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.aspirantura.spb.ru/ dissers/poddiakov.rar.
4. Federal'nyJ zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://graph.document.kremlin.ru
5. Zavrazhnov V.V. Pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo samoopredelenija budushhih psiholo-gov v vuze: Dis. ... kand. ped. nauk. Arzamas, 2010.
6. Shchelina T.T. Psihologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie professional'nogo samoopredelenija stu-dentov v sisteme vysshego gumanitarnogo obrazovanija // Vestnik obrazovanija i nauki. Pedagogika. Psihologi-ja. Medicina. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurn. 2012. Vyp. 2 (4). S. 15-18.