Научная статья на тему 'Построение эффективной модели формирования исследовательской компетенции студентов психолого-педагогического направления'

Построение эффективной модели формирования исследовательской компетенции студентов психолого-педагогического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EFFECTIVE MODEL OF RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букина О.В.

В работе показаны подходы к формированию и реализации основной образовательной программы, направленные на формирование и эффективное развитие исследовательских компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF EFFECTIVE MODEL FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS psychology and pedagogical profile

The paper approaches to formation and the realization of the main educational program on formation and effective development of student's research competences.

Текст научной работы на тему «Построение эффективной модели формирования исследовательской компетенции студентов психолого-педагогического направления»

УДК 378

О. В. Букина

аспирант,

кафедра общей и педагогической психологии,

Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В работе показаны подходы к формированию и реализации основной образовательной программы, направленные на формирование и эффективное развитие исследовательских компетенций студентов.

Ключевые слова: исследовательская активность, общекультурные и профессиональные компетенции, эффективная модель научно-исследовательской деятельности.

O.V. Bukina, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

CREATION OF EFFECTIVE MODEL FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL PROFILE

Abstract. The paper approaches to formation and the realization of the main educational program on formation and effective development of student's research competences.

Keywords: research activity, common cultural and professional competences, effective model of research

activity.

В современной системе высшего образования научно-исследовательская деятельность студентов приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации. В Концепции сформулированы цели, задачи, направления и основные механизмы повышения вклада вузов в технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации через развитие их научно-исследовательской и инновационной деятельности. Предполагается введение системных изменений в деятельность вузов. Серьезные научные исследования должны стать реальной частью работы большинства студентов [1]. В проекте Концепции поддержки развития педагогического образования большое внимание обращается на то, что проблемой подготовки студентов существующей системы высшего педагогического образования является слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность [2].

Вопросу готовности студентов к научно-исследовательской деятельности посвящено много теоретических и практических работ, однако на современном этапе необходимо переосмыслить имеющийся педагогический опыт с целью выявления новых, оптимальных путей развития исследовательской активности в рамках уровневой системы высшего образования.

Рассматривая уровневое образование по укрупненной группе направлений «Образование и педагогические науки» можно констатировать, что федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения по направлению «Психолого-педагогическое образование» предусматривается формирование у бакалавра общекультурных компетенций, таких как: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; приобретение навыков работы с компьютером как средством управления информацией; осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7); способно-

сти понимать принципы организации научного исследования; способы достижения и построения научного знания (ОК-9) [3].

Закрепленный стандартом спектр общекультурных компетенций магистра гораздо шире и предполагает, что магистр способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа со-циоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1); владеет методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2); владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3); способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4). В части формирования профессиональных компетенций бакалавр должен быть готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3). Магистр должен обладать профессиональными компетенциями, такими как использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2); владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6); способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7); готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9) [4].

Формирование перечисленных компетенций связано с развитием исследовательской активности на разных ступенях образования. Этому процессу способствует внедрение и активное использование в учебном процессе инновационных технологий (технологии решения исследовательских задач (ТРИЗ), исследовательских и проектных методов, технологии модульного и блочно-модульного обучения, технология «Дебаты», информационно-коммуникационные технологии, технология «Портфолио», технология развития критического мышления, технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых и других видов обучающих игр).

Основной образовательной программой подготовки предусматривается применение активных и интерактивных форм проведения занятий, таких как деловая, ролевая игра, дискуссия, мозговой штурм, тренинг, анализ ситуации профессиональной деятельности, метод проектов, компьютерная симуляция, мастер-класс. Увеличивается доля занятий, проводимых в интерактивной форме, для образовательной программы бакалавров эта доля составляет более 25%, для специалистов не менее 30%, для магистров - около 45%. Меняется подход к руководству написанием курсовых и выпускных квалификационных работ, к организации и программе проведения практик.

Таким образом, эффективность формирования компетенций в системе уровневого психолого-педагогического образования предполагает модернизацию подхода к организации образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности с позиции увеличения доли самостоятельной работы и развития исследовательской активности студентов.

Исследовательская деятельность студентов в современном вузе достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам. Научно-исследовательская деятельность студентов включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов в рамках учебного времени, и научно-исследовательскую работу в рамках внеучебного времени [5].

Для построения эффективной модели научно-исследовательской деятельности первоначально было проведено исследование по оценке уровня исследовательской активности студентов на разных этапах обучения. Данное исследование направлено на решение следующих

задач: дать разноплановую оценку уровней и проследить динамику исследовательской активности студентов в зависимости от курса обучения; выявить наиболее эффективные подходы к развитию исследовательской активности студентов психолого-педагогического направления.

Данные исследования свидетельствуют о том, что в основной массе студенты 1-2 курсов имеют в основном низкий и адаптивный уровень исследовательской активности. Поэтому для полноценного освоения компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО, необходимо осуществлять систематическую работу по повышению уровня исследовательской активности студентов. Для оптимизации данной работы важным представляется исследование, целью которого является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели развития исследовательской активности студентов в системе уровневого психолого-педагогического образования, а также определение условий ее эффективной реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.

Работа, проводимая в рамках разработки модели развития исследовательской активности, логично вписывается в реализуемую на психолого-педагогическом факультете концепцию профессиональной подготовки и воспитательную систему. Развитие исследовательской активности студентов в организационно-деятельностном компоненте предполагает интеграцию образовательной и научной деятельности. Данный процесс реализуется на психолого-педагогическом факультете, в том числе в рамках студенческого научно-исследовательского института социально-гуманитарного образования (СНИИСГО). Направлениями деятельности СНИИСГО, нацеленными, в том числе, и на повышение уровня исследовательской активности в части формирования когнитивной и мотивационной ценностной его составляющих, являются:

- консультирование студентов в ходе подготовки научных статей и докладов;

- помощь в подготовке и проведении студенческих научно-практических конференций, конкурсов НИРС, олимпиад;

- помощь в подготовке и проведении творческих мастерских и олимпиад для школьников;

- помощь в подготовке и проведении выездных школ педагога-психолога-исследователя.

Деятельность студенческого научного исследовательского института существенно расширяет возможности развития исследовательской активности студентов на различных этапах обучения. На начальном этапе (1 курс) работа направлена на формирование когнитивной и мо-тивационно-ценностной составляющих исследовательской деятельности, на последующих этапах на развитие коммуникативного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов.

Кроме того, достижение оптимального сочетания теоретических и практических знаний и умений, развитие интереса к будущей профессиональной деятельности, и, как следствие, повышение исследовательской активности осуществляется во время прохождения студентами производственной практики. Тесная связь практики как формы организации учебного процесса в вузе с освоением профессиональных компетенций позволяет разрабатывать такие программы, в которые исследовательская деятельность включена с учетом уровня сложности заданий, особенностей базы проведения практики, уровня подготовленности студентов и т.д.

Организационно-содержательное и технологическое обеспечение практики в русле контекстного подхода, как показывают результаты исследований, позволяет формировать позитивный профессиональный, в том числе и исследовательский, опыт путем активного вовлечения студентов в соответствующую деятельность, максимально приближенную к предстоящей профессиональной [6]. В частности, исследовательская деятельность бакалавров представляет собой совокупность различных видов и способов деятельности, направленных и способствующих наиболее успешному и эффективному формированию предусмотренных компетенций. Выполняя задания соответствующего раздела программы практики, студент учится самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные способы решения поставленных задач, применять приобретенные теоретические знания, анализировать, обрабатывать и обобщать материал.

В содержание производственной (педагогической) практики включается научно-исследовательская деятельность студентов. Научно-исследовательская деятельность предполагает: проведение экспериментальной и опытной работы; проведение научно-исследовательского поиска, обусловленного темой курсовой работы; овладение теоретическими и эмпирическими методами педагогических и психологических исследований; оформление результатов исследования в форме отчета.

В конце учебного года, по завершении практики было проведено исследование, которое позволяет сделать вывод, что по сравнению с началом учебного года, уровень исследовательской активности студентов 3 курса незначительно вырос. Если в начале учебного года распределение по уровням исследовательской активности опрошенных третьекурсников было следующим: низкий уровень - 38%, адаптивный уровень - 43%, активный уровень - 14%, креативный уровень - 6%, то после производственной практики увеличилась доля студентов, уровень исследовательской активности которых можно отнести к адаптивному и активному на 6 и 8% соответственно.

Поэтому можно сделать вывод о том, что разработка и построение модели развития исследовательской активности студентов на данном этапе демонстрирует положительные результаты, распределение студентов по уровням исследовательской активности демонстрирует положительную динамику, изменяется в сторону увеличения доли студентов, относящихся к активному и креативному уровню. Можно сделать прогноз, что исследовательская активность студентов будет возрастать и далее, при этом исследование в данном направлении будет продолжено.

Список литературы:

1. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/13939

2. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru

3. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr

5. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2005. - 128 с.

6. Щелина Т.Т. Содержание и технологии профессиональной подготовки социального педагога // Социальная педагогика в России. - 2012. - № 2. - С. 84-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.