Научная статья на тему 'Развитие исследовательской активности студентов в системе уровневого психолого-педагогического образования'

Развитие исследовательской активности студентов в системе уровневого психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION / LEVELS OF EDUCATION / RESEARCH AND DEVELOPMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букина Ольга Владимировна

В статье представлен анализ проблемы развития исследовательской активности студентов в условиях освоения ФГОС и перехода на уровневую систему образования. На примере направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» показаны возможности последовательного по годам и ступеням обучения развития исследовательской активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the research activity of students in Psychology and Education of level of education

The paper analyzes the problem of the research activity of students in the development of the GEF and the transition to tiered system of education. On the example of the direction of training «Psychological and Pedagogical Education» shows a possible sequence of steps over the years and the development of research training activities of students.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательской активности студентов в системе уровневого психолого-педагогического образования»

О. В. Букина. Разбитие исследовательской активности студентов 6 системе уровневого.

УДК 378.147

О. В. Букина

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ УРОВНЕВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен анализ проблемы развития исследовательской активности студентов в условиях освоения ФГОС и перехода на уровневую систему образования. На примере направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» показаны возможности последовательного по годам и ступеням обучения развития исследовательской активности студентов.

The paper analyzes the problem of the research activity of students in the development of the GEF and the transition to tiered system of education. On the example of the direction of training «Psychological and Pedagogical Education» shows a possible sequence of steps over the years and the development of research training activities of students.

Ключевые слова: исследовательская активность, психолого-педагогическое образование, уровни образования, научно-исследовательская деятельность.

Keywords: research activity, psycho-pedagogical education, levels of education, research and development activities.

Современный этап развития системы высшего профессионального образования России характеризуется интеграцией в мировое образовательное пространство, повлекшей смену образовательной парадигмы, переход на уровневую систему образования. Научно-исследовательская деятельность студентов приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки.

Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года, разработанная Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337, определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации. В Концепции сформулированы цели,

© Букина О. В., 2012

задачи, направления и основные механизмы повышения вклада вузов в технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации через развитие их научно-исследовательской и инновационной деятельности. Предполагается введение системных изменений в деятельность вузов. Серьезные научные исследования должны стать реальной частью работы большинства студентов [1].

Анализ научной литературы показал, что различные аспекты проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности исследованы рядом педагогов и психологов. Так, основам организации научно-исследовательской деятельности посвящены работы Ю. А. Сау-рова, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, В. А. Сластенина. Процесс формирования исследовательских умений студентов анализировался в трудах О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др. Проблема активизации исследовательской деятельности студентов решалась Д. В. Вилькеевым, М. А. Даниловым, И. Я. Лернером, Р. И. Малафеевым, А. М. Матюшкиным, М. И. Махмутовым, П. И. Пид-касистым.

В последние годы появился ряд диссертационных работ, посвященных вопросам формирования научно-исследовательской деятельности студентов (Ф. Ш. Галлиулина, Е. Ю. Грифанова, Р. А. Сель-димирова, Е. Н. Куклина, Е. С. Казанцева, Т. Е. Климова, Р. X. Гильмеева, В. С. Кузнецова, В. М. Обухов, А. А. Солдатова, М. И. Старовиков).

Анализ теоретических и прикладных исследований показал, что в педагогической науке проблема готовности студентов к научно-исследовательской деятельности рассматривалась весьма активно [2], однако на современном этапе развития общества необходимо переосмыслить имеющийся педагогический опыт с целью выявления новых, оптимальных путей развития исследовательской активности будущих специалистов в системе перехода на уровневую систему высшего образования. Проанализируем это на примере организации научно-исследовательской деятельности студентов с учетом особенностей последовательного освоения ступеней бакалавриата и магистратуры будущими педагогами-психологами.

Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению «Психолого-педагогическое образование» предусматривается формирование у бакалавра общекультурных компетенций, таких, как владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; приобретение навыков работы с компьютером как средством управления информацией; осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, способно-

сти работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7), способности понимать принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9). У магистра спектр формируемых общекультурных компетенций гораздо шире и предполагает, что магистр способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1); владеет методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2); владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3); способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4). В части формирования профессиональных компетенций бакалавр должен быть готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3). Магистр должен обладать профессиональными компетенциями, такими, как использование научно обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности; владение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2); владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6); способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7); быть готовым применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9) [3].

В соответствии с профильной направленностью магистерской программы в области научно-исследовательской деятельности магистр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования; разработка и использование современных, в том числе информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий); проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения; анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области; экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии; создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработка и реализация коррек-ционно-образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса; изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, прежде всего, в условиях коррекционного обучения [4].

Формирование перечисленных компетенций предполагает развитие исследовательской активности на разных ступенях образования, чему способствует внедрение и активное использование в учебном процессе инновационных технологий (технологии решения исследовательских задач (ТРИЗ)), исследовательских и проектных методов, технологии модульного и блочно-модульного обучения, технологии «Дебаты», информационно-коммуникационных технологий, технологии «Портфолио», технологии развития критического мышления, технологии использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых и других видов обучающих игр).

Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) в современном вузе достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам. НИДС включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) в рамках учебного времени и научно-исследовательскую работу (НИРС) в рамках вне-учебного времени [5].

Общепринятыми считаются следующие формы исследовательской работы:

• выполнение лабораторных работ;

• написание рефератов;

• участие в предметных олимпиадах;

• подготовка докладов;

• выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;

• выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;

• изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации;

О. В. Букина. Развитие исследовательской активности студентов в системе уровневого.

• написание курсовых, выпускных квалификационных работ [6].

Основной образовательной программой подготовки по направлению «Психолого-педагогическое образование» предусматривается применение активных и интерактивных форм проведения занятий, таких, как деловая, ролевая игра, дискуссия, мозговой штурм, тренинг, анализ ситуации профессиональной деятельности, метод проектов, компьютерная симуляция, мастер-класс. Увеличивается доля занятий, проводимых в интерактивной форме, для образовательной программы бакалавров психолого-педагогического образования эта доля составляет более 25%, для магистров - около 45%. Меняется подход к руководству написанием курсовых и выпускных квалификационных работ.

Таким образом, эффективность формирования компетенций в системе уровневого психолого-педагогического образования предполагает модернизацию подхода к организации образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности с позиции увеличения доли самостоятельной работы и развития исследовательской активности студентов.

В то же время результаты опросов первокурсников свидетельствуют, что у абсолютного большинства (порядка 75%) студентов уровень исследовательской активности низкий: они имеют разрозненные представления о научно-исследовательской деятельности, ее роли в профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования. Для них характерна слабая мотивация освоения профессии, отсутствие опыта и интереса к исследовательской деятельности. Данная категория студентов имеет неадекватную самооценку личностных и профессиональных качеств, перспектив собственного развития и участия в исследовательской деятельности.

Около 20% студентов имеют адаптивный уровень исследовательской активности, т. е. несистемные представления о научно-исследовательской деятельности; относительную заинтересованность данным видом деятельности как обязательным для освоения профессиональной деятельности, проявление готовности к участию в научно-исследовательских проектах при внешней поддержке и стимулировании; некоторую дифференциацию самооценки важных для участия в исследовательских проектах качеств и способностей. Можно отнести к категории «активный» уровень исследовательской деятельности всего 5% первокурсников.

С целью повышения уровня исследовательской активности бакалавры привлекаются к проектной деятельности, когда в реальном процессе взаимодействия с различными категориями детей под руководством преподавателей они начинают изучать, исследовать их особенности, анализируют свой опыт и представляют его на конференциях. Также сту-

денты младших курсов помогают старшекурсникам в организации работы секций во время конференций, готовят свои выступлениями под руководством старшекурсников и преподавателей. Бакалавры-первокурсники участвуют в профориента-ционной работе кафедр факультета и вуза в целом: разрабатывают анкеты и осуществляют диагностику, выступают экспертами (как вчерашние старшеклассники) в анализе и отборе вопросов, утверждений, учатся аргументировать свои суждения и т. д.

На старших курсах под руководством преподавателей студенты проводят профориентационные мероприятия для старшеклассников; планируют и организуют работу секций, творческих мастерских в ходе факультетских Дней науки и вузовских научно-исследовательских конференций, самостоятельно готовят и оказывают помощь студентам младших курсов в подготовке тезисов и выступлений, участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ студентов, выезжают на конференции и олимпиады в другие вузы.

Все это постепенно формирует умения и навыки исследовательской деятельности, а успехи, их поддержка и признание стимулируют развитие исследовательской активности, способствуя ее переходу из учебной (студенты, как правило, отражают свой интерес или проблему) в профессиональную (магистры выполняют курсовые и выпускные квалификационные работы под заказ учреждений) с последующим продолжением обучения в аспирантуре (или соискательством) и подготовкой кандидатской диссертации, с одновременной работой на факультете.

Анализ массового опыта организации НИРС в процессе профессиональной подготовки свидетельствует о том, что наиболее заинтересованные студенты, как правило, самостоятельно и весьма активно участвуют в научно-исследовательской работе. К моменту окончания вуза в их багаже участие в олимпиадах и конкурсах НИРС, конференциях, опубликованные тезисы, статьи, опыт взаимодействия со студентами младших курсов, старшеклассниками по подготовке совместных выступлений, тезисов и др.

В условиях реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения такая ситуация была вполне допустима, ибо количественно таких студентов на курсе могло быть немного. Основная масса выпускников поступала на работу, интересующиеся наукой студенты продолжали обучение в аспирантуре, количество мест в которой ограничено.

Специфика Федерального государственного образовательного стандарта состоит в том, что по завершении магистратуры выпускники должны представить и защитить магистерскую диссертацию, которая, как показывает анализ Положений

о данного вида работе в различных вузах, предусматривает более высокие требования к систематизации, анализу научной информации и представлению полученных результатов исследования. В частности, это означает, что каждый магистрант к окончанию данной ступени образования должен иметь как минимум одну-две научные публикации по теме исследования.

В связи с этим отметим, что на современном этапе освоения уровневого образования и магистратуры непосредственно обучающимися на данной ступени в большинстве являются выпускники с дипломами специалиста, нередко со стажем работы по специальности и опытом отражения результатов осмысления профессиональной деятельности. В условиях практически полного перехода магистратуры на работу с выпускниками бакалавриата от преподавателей потребуются серьезные дополнительные усилия по организации научно-исследовательской деятельности студентов с момента поступления в вуз.

Для оптимизации данной работы важным представляется исследование, целью которого является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели развития исследовательской активности студентов в системе уров-невого психолого-педагогического образования, а также определение условий ее эффективной реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.

Примечания

1. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года. URL: http: www.docme.ru/doc/13939

2. Бордовскии Г. А. Научно-исследовательская деятельность - решающее условие повышения качества подготовки специалиста // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. СПб., 1999. Вып.УП. С. 3-7; Сластенин В. А, Подымова Л. С. Педагогика инновационной деятельности. М.: Магистр, 1997; Сластенин В. А. О моделировании образовательных технологий // Наука и школа. 2000. № 4. С. 50-56; Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. 2011. № 10. Т. 2. С. 173-175.

3. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/ spe/spe_new_list.plx?substr

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образо-

вания по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). URL: http://www.edu.ru/db/ cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr

5. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности...

6. Бережнова Е. В. Краевскии В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

УДК 378.126

Т. В. Михайлова

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ*

В статье автор определение ключевого понятия «профессиональные ценностные ориентации» рассматриваются различные аспекты процесса их формирования. Раскрывается механизм интериоризации как перехода общественно выработанных значений (педагогических ценностей) в сознание личности (преподавателя).

In the article the author, using a definition of the key concept «professional value orientations», examines various aspects of the process of their formation. Reveals the mechanism of internalization as the transition of the socialvalues?? (pedagogical values) ??to the consciousness of the personality (the teacher).

Ключевые слова: профессиональные ценностные ориентации, формирование, особенности, этапы, инструменты, факторы, интериоризация, педагогические ценности.

Keywords: professional value orientaions, formation, features, stages, tools, factors, internalization, pedagogical values.

Профессиональные ценностные ориентации являются личностным образованием, находят отражение в профессиональном сознании специалиста, отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессии, определяют содержательную сторону направленности личности на профессиональные ценности, выступают побудителем поведения личности как субъекта профессиональной деятельности.

Наличие у личности профессиональных ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству, совершенствованию и, в какой-то мере,

* Статья выполнена в рамках гранта Президента РФ, проект № МК-3790.2012.6

© Михайлова Т. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.