Научная статья на тему 'Роль научной лаборатории в организации научно исследовательской деятельности в вузе'

Роль научной лаборатории в организации научно исследовательской деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1948
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / CHILDREN WITH HEALTH IMPAIRMENT AND DISABILITIES / RESEARCH LABORATORY / RESEARCH ACTIVITIES / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Наталья Владимировна, Гамаюнова Антонина Николаевна

В статье раскрыт опыт работы научно-исследовательской лаборатории «Интегрированное обучение детей в современной системе образования» по организации научно-исследовательской деятельности субъектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова Наталья Владимировна, Гамаюнова Антонина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research laboratory at pedagogical college

The article reflects the experience of the research laboratory “The integrated training of children in modern education system” in development of research activities of future teachers, young researches (undergraduates and post-graduates), skilled teachers and academic staff.

Текст научной работы на тему «Роль научной лаборатории в организации научно исследовательской деятельности в вузе»

Н.В. РЯБОВА, профессор А.Н. ГАМАЮНОВА, доцент

Роль научной лаборатории в организации научно-исследовательской деятельности в вузе

В статье раскрыт опыт работы научно-исследовательской лаборатории «Интегрированное обучение детей в современной системе образования » по организации научно-исследовательской деятельности субъектов образования.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, научно-исследовательская лаборатория, научно-исследовательская деятельность, интегрированное обучение, субъекты образования

Основой современной образовательной политики государства являются социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. В этом контексте человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должен быть обеспечен, наравне с другими гражданами, возможностями реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, в том числе - получения широкого спектра образовательных, культурных, социальных услуг. В связи с этим остро встает вопрос о том, каким образом обеспечить доступное образование этой категории детей? Целесообразным, обоснованными эффективным для всех участников образовательного процесса может быть совместное обучение детей с ОВЗ с их нормально развивающимися сверстниками. Но это возможно только в том случае, если для ребенка с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях будут созданы специальные условия, развивающая (коррекционно-образовательная) среда. В этой ситуации особая роль отводится педагогу, помогающему учащемуся с ОВЗ получить образование и освоить окружающий мир, обеспечивающему руководство процессом их социализации и интеграции в современное общество [1].

Для реализации обозначенных проблем на базе Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО), проектируемого как инновационная модель

подготовки педагога [2; 3], в конце 2010 г. была создана научно-исследовательская лаборатория «Интегрированное обучение детей в современной системе образования» (НИЛ) [4]. Главная идея, положенная в основу деятельности лаборатории, -интеграция науки и образования в сфере обучения и воспитания детей с ОВЗ с целью разработки научныхоснов подготовки будущего педагога, обеспечивающего реализацию модели интегрированного обучения детей в современной системе образования.

Деятельность лаборатории осуществля-

78

Высшее образование в России • № 4, 2013

ется по следующим основным направлениям: теоретико-методологическое, проблемно-аналитическое, проектно-практическое, организационно-презентационное. В рамках данных направлений реализуются следующие задачи: 1) проведение научных исследований с целью апробации полученных результатов в деятельности научно-практических центров «Ресурсный центр интегрированного образования» [5], «Акмеоло-гический центр», «Центрпродленного дня» [6]; 2) анализ, систематизация, обобщение результатов научных исследований и их публикация в научных изданиях (статьи, монографии и др.); 3) организация и проведение научных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов) с участием педагогов-практиков; 4) привлечение молодых исследователей (магистрантов, аспирантов) к научно-исследовательской деятельности; проектирование, организация и проведение исследований в рамках подготовки диссертаций;5)активизация научно-исследовательской деятельности студентов через их участие в работе групп и кружков с последующей публикацией результатов; 6) работа со школьниками в рамках организации и реализации научно-исследовательских проектов; 7) оптимизация взаимодействия ученых и педагогов-практиков с целью проектирования и выполнения совместных исследовательских проектов; 8) участие в финансируемых конкурсах (ФЦП, РГНФ); реализация Государственного задания по теме «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования».

Выделим приоритетные аспекты деятельности лаборатории.

• Во-первых, приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности

посредством вовлечения их в работу научно-исследовательских кружков, активизации участия в олимпиадах различного уровня, в конкурсах научно-исследовательских работ, апробации материалов научных ис-

следований на конференциях, других научных мероприятиях, а также публикации результатов научных изысканий.

В 2011/2012 учебном году на базе лаборатории функционировали шесть исследовательских групп (62 студента). Результатом научно-исследовательской деятельности студентов следует считать призовые места, завоеванные ими в международных и всероссийских конкурсах (в Международном конкурсе творческих работ молодых педагогов «Идея», III Всероссийском студенческом конкурсе научно-исследовательских работ «Перспектива», III туре Всероссийской студенческой олимпиады по специальной педагогике), публикации в сборниках научных трудов (23 статьи в сборниках материалов конференций различных уровней), выступления с сообщениями и докладами на научных и практи-ко-ориентированных мероприятиях (семинарах, круглых столах, заседаниях студенческого научного клуба и др.). Участвуя в работе лаборатории, студенты овладевают методологией и методикой научного поиска, технологией проведения научно-педагогических исследований, апробации полученных результатов и их внедрения в образовательные учреждения.

• Во-вторых, развитие научно-исследовательской деятельности молодых ученых посредством вовлечения в научную работу магистрантов и аспирантов.

Тематика научных исследований аспирантов и магистрантов (с 2012 г. на факультете психологии и дефектологии реализуется подготовка магистрантов по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль - «Психология и педагогика инклюзивного образования») тесно связана с деятельностью НИЛ. В числе актуальных направлений исследований по проблемам интегрированного образования - формирование гражданской позиции субъектов образования в отношении лиц с ОВЗ, технологии социально-бытовой ориентации учащихся с ОВЗ в условиях интег-

рированного образования, психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с ОВЗ в условиях развивающей образовательной среды. Результаты научных исследований молодых ученых апробируются в ходе научно-практических мероприятий различного уровня, таких как «Коррекци-онно-развивающая среда как средство социализации детей с отклонениями в развитии», «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения», «Современные технологии обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ», «Интеграция: от равных прав - кравным возможностям» и др.

• В-третьих, совершенствование научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры.

Целенаправленная и систематическая деятельность в рамках реализации плана лаборатории обеспечила участие преподавателей в восьми финансируемых научных программах. Из них отметим ФЦП по теме «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании», Государственное задание по теме «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования», Программу стратегического развития МордГПИ по темам «Гуманитарные технологии формирования гражданской позиции школьников в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогическое сопровождение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях развивающей образовательной среды». Результаты, полученные преподавателями, представлены в 72 научных работах, среди них монография, главы в коллективных монографиях, статьи в журналах из перечня ВАК, материалы сборников конференций, учебно-методические и учебные пособия, электронные издания.

• В-четвертых, развитие научно-исследовательской деятельности педагогов-

практиков на основе взаимодействия преподавателей кафедры и педагогов образовательных учреждений республики в ходе проведения совместных научных мероприятий.

НИЛ активно сотрудничает с образовательными учреждениями Республики Мордовия в рамках опытно-экспериментальной работы, направленной на совершенствование научно-методического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в специальных образовательных учреждениях. Базовыми площадками для проведения исследований являются специальные (коррекционные) школы I, II, VIII видов, МДОУ № 91 компенсирующего вида, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28 ». Проблемы интегрированного образования детей стали предметом заинтересованного обсуждения с представителями учреждений специального образования в рамках республиканского семинара-практикума «Современные технологии обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ», круглого стола «Интеграция: от равных прав - к равным возможностям»; они находят отражение в совместных публикаци-

80

Высшее образование в России • № 4, 2013

ях на страницах сборников материалов конференций.

Сотрудники лаборатории осуществляют консультирование администрации и учи-телей-дефектологов специальных образовательных учреждений, родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, руководят разработкой и изготовлением студентами (по заказу учителей школ) моделей, наглядных, дидактических пособий, которые в дальнейшем используются в практической работе педагогов при подготовке и проведении уроков и внеурочных занятий.

Таким образом, лаборатория «Интегрированное обучение детей в современной системе образования » вносит свой весомый вклад в становление проектной, а в дальнейшем исследовательской деятельности будущих педагогов, нацеливает молодых исследователей на научный поиск и тем самым способствует качественному выполнению ими диссертационныхисследований, а также активизирует деятельность преподавателей по проектированию и реализации совместных научно-исследовательских проектов с педагогами-практиками. В качестве приоритетных направлений, призванных обеспечить дальнейшее развитие научно-исследовательской деятельности на базе НИЛ, можно выделить следующие: во-первых, создание условий (содержательных, процессуальных, оценочно-результативных), обеспечивающих подготовку педагога, компетентного в вопросах реализации интегрированного обучения детей; во-вторых, учебно-методическое оснащение процесса подготовки педагога, способного осуществлять сопровождение ребенка с ОВЗ в современном образовательном уч-

реждении; в-третьих, непосредственно образовательно-научная деятельность по подготовке будущего педагога, способного обеспечить интегрированное обучение детей с ОВЗ с учетом требований СФГОС ВПО; в-четвертых, организация научных и учебно-методических мероприятий, освещающих результаты деятельности лаборатории.

Литература

1. Малофеев Н.Н. Единая концепция специ-

ального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. 2010. № 1. С. 6-22.

2. Варданян Ю.В. Инновационная деятель-

ность научно-образовательного комплекса: истоки, опыт и перспективы развития // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 35-41.

3. Шукшина Т.И. Развитие системы научно-

исследовательской деятельности в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 13-18.

4. Гамаюнова А.Н. Научно-исследователь-

ская лаборатория «Интегрированное обучение детей в современной системе образования» как структурное подразделение Мордовского базового центра педагогического образования // Казанская наука. 2012. № 7. С. 226-230.

5. Абрамова И.В. Научно-методическое сопровождение деятельности ресурсного центра интегрированного образования // Казанская наука. 2012. № 7. С. 205-210.

6. Винокурова Н.В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 46-48.

RYABOVA N.V, GAMAYUNOVA A.N. RESEARCH LABORATORY AT PEDAGOGICAL COLLEGE

The article reflects the experience of the research laboratory "The integrated training of children in modern education system" in development of research activities of future teachers, young researches (undergraduates and post-graduates), skilled teachers and academic staff.

Keywords: children with health impairment and disabilities, research laboratory, research activities, integration of science and education

Акмеологический центр д.в. жуина, доцент в образовательном

пространстве вуза

В статье раскрывается опыт работы инновационного структурного подразделения МордГПИ - Акмеологического центра по организации и практическому осуществлению процесса профессионального и личностного развития субъектов образовательной среды педагогического вуза. Описывается разработанная и внедренная в учебно-воспитательный процесс акмеологическая модель образования. Особое внимание уделяется применяемым педагогическим технологиям, способствующим эффективному усвоению студентами изучаемого материала, повышению интереса к психолого-педагогическим дисциплинам, формирующим компетенции, необходимые для становления конкурентоспособного специалиста-педагога.

Ключевые слова: акмеология, акметехнологии, акмеологический подход, акмеди-агностика, акмеологическая среда

Последнее десятилетие XXI в. отмечено реформированием системы образования, целью которого является повышение конкурентоспособности личности и формирование кадровой элиты общества. Решение видится на пути внедрения в образовательную практику компетентностного подхода, предполагающего целенаправленное формирование у учащихся «ключевых компетенций» - совокупности навыков эффективного решения профессиональных проблем. Таким образом, во главу угла ставится подготовка специалиста, обладающего востребованными на рынке труда компетенциями, личностными качествами, позволяющими ему постоянно и целенаправленно работать надповышением уров-

ня своей профессиональной компетентности [1].

Для становления такого специалиста необходимо разработать технологичные стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса профессионального и личностного развития учащегося. На базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» данная проблема успешно решается благодаря работе Акмео-логического центра (далее - Центр) как инновационной структуры, входящей в состав центра коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования».

Целью Центра является социокультур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.