Научная статья на тему 'Научно-исследовательские компетенции бакалавра'

Научно-исследовательские компетенции бакалавра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ / КОМПЕТЕНТНОСТИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / БАКАЛАВР / RESEARCH COMPETENCE / CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MOTIVATIONAL READINESS / INDICATORS OF A MOTIVATIONAL COMPONENT / COMPETENCE OF TARGETING / A BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лекомцева Елена Николаевна

В статье рассматриваются исследовательские компетенции бакалавра в соответствии с функциональными блоками психологической системы деятельности и условиями их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-Research Competence of the Bachelor

In the article are regarded research competence of the bachelor according to functional blocks of psychological system of activity by conditions of their formation.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательские компетенции бакалавра»

Научно-исследовательские компетенции бакалавра Е. Н. Лекомцева

В статье рассматриваются исследовательские компетенции бакалавра в соответствии с функциональными блоками психологической системы деятельности и условиями их формирования.

Ключевые слова: исследовательская компетенция, условия развития мотивационной готовности, показатели мотиваци-онной составляющей, компетентности целеполагания, бакалавр.

Scientific-Research Competence of the Bachelor

Е. N. Lekomtseva

In the article are regarded research competence of the bachelor according to functional blocks of psychological system of activity by conditions of their formation.

Key words: research competence, conditions of development of motivational readiness, indicators of a motivational component, competence of targeting, a bachelor.

В связи со сменой парадигмы высшего образования его основной целью признано самостоятельное овладение знаниями через освоение студентами рациональных методов и приемов получения знаний. От формата обучения «teaching» мы переходим к формату «learning», студент становится субъектом собственного образования, оправдывая изначальное значение слова «студент» -учащийся. В связи с этим одной из актуальных задач педагогики является развитие готовности личности к непрерывному самообразованию, что подразумевает достижение определенного уровня исследовательской компетентности.

Исследовательская компетентность студентов бакалавриата формируется в процессе учебно- и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательская деятельность -это базирующаяся на научной методологии деятельность субъекта образовательного процесса по получению нового, научно обоснованного знания. Система формирования у студентов готовности к исследовательской деятельности рассматривается как функциональная подсистема образовательной системы педагогического вуза.

Навыки в области научно-исследовательской деятельности предполагают подготовленность к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач на уровне планирования исследования, сбора информации, ее обработки, фиксирования промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы, использования полученных результатов в практической работе. Включенность в научно-исследовательскую деятельность

открывает возможности для стимулирования творческого потенциала личности.

Бакалавриат никоим образом не отрицает развития творческого мышления обучающегося -напротив, должен всячески его стимулировать. Исследовательская компетентность студентов бакалавриата - это интегральное личностное образование, отличающееся устойчивой мотивацией. Она выражается в наличии у студентов знаний об организации исследовательской деятельности, во владении специальными умениями и навыками, опытом творческой деятельности, обогащении субъектного опыта личности в целом, что является необходимым условием для их личностно-профессионального развития.

Являясь категорией, направленной на познание, ступенью к профессиональному мастерству, исследовательская компетентность ориентирована на становление важнейшего качества современного специалиста - готовности к непрерывному самообразованию.

Процесс развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза ориентирован на реализацию их исследовательского и личностного потенциала, становление готовности к активной творческой профессиональной деятельности.

Исследовательская компетентность является не только продуктом обучения, но и следствием саморазвития бакалавра, его личностного роста.

Общая цель системы формирования исследовательской компетентности будущего педагога -сформировать способность решать разные типы профессиональных исследовательских задач.

Составляющими этой общей цели являются следующие задачи:

— формирование компонентов готовности на уровне, обеспечивающем эффективное решение исследовательских задач в профессиональной педагогической деятельности;

— формирование компонентов готовности к решению конкретных исследовательских задач.

Уровень исследовательской компетентности студентов зависит от организации специально ориентированного образовательного процесса вуза, эффективность которого обеспечивается при моделировании и реализации следующих условий:

— педагогическая поддержка в овладении студентами исследовательскими знаниями, умениями и навыками;

— насыщение занятий исследовательскими и творческими формами работы;

— реализация и обогащение личностного потенциала студентов средствами личностно развивающих технологий обучения.

Процесс развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза представляет собой форму культурного сотворчества преподавателя и студентов, направленного на раскрытие исследовательского потенциала и индивидуальности каждого в исследовательской деятельности в соответствии с потребностью в познании и исследовании, что способствует приобретению студентами собственного мировидения. Названный процесс обеспечивает способность личности самостоятельно приобретать знания, высказывать и обосновывать грамотные суждения, оценки, мнения.

Процесс развития исследовательской компетентности студентов обусловлен следующими предпосылками:

— актуализация исследовательской культуры педагога;

— построение педагогической деятельности на основе принятия личности студента;

— создание благоприятного психологического климата на занятиях.

Процесс развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза наиболее эффективен, если учитываются следующие факторы:

— степень владения студентами исследовательскими умениями и навыками;

— потребность студентов в исследовании.

Педагогическими условиями, обеспечивающими развитие исследовательской компетентно-

сти студентов в образовательном процессе вуза, являются

— педагогическая поддержка в овладении исследовательскими знаниями, умениями и навыками;

— насыщение занятий исследовательскими и творческими формами работы;

— реализация и обогащение личностного потенциала студентов средствами личностно развивающих технологий обучения.

Критериями исследовательской компетентности студентов являются:

— самостоятельность в исследовательской деятельности;

— мотивация к исследовательской деятельности;

— способность к организации исследовательской деятельности.

Согласно концепции психологической системы деятельности В. Д. Шадрикова в соответствии с функциональными блоками психологической системы деятельности можно выделить следующие особенные исследовательские компетентности бакалавра:

— мотивы деятельности,

— цели деятельности,

— программа деятельности,

— информационная основа деятельности,

— принятие решений,

— контроль и коррекция результатов деятельности,

— подсистема деятельностно-важных качеств бакалавра.

Мотивационный компонент - формирование мотивов исследовательской деятельности, осознание этих мотивов (для чего необходимо формирование исследовательской компетенции?), создание в вузе условий для появления внутренних побуждений к исследовательской деятельности.

Мотивационный компонент - это смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека. Важнейшей целью бакалавриата педагогического университета следует считать качественную подготовку студентов к обучению в магистратуре с научно-исследовательским профилем. У бакалавра к концу срока обучения должна быть сформирована мотивационная готовность к освоению и осознанию исследовательской деятельности.

Мотивационный компонент предполагает

— формирование мотивационной готовности бакалавров к освоению и осознанию исследовательской деятельности;

— желание заниматься исследовательской деятельностью в научно-исследовательских лабораториях под руководством преподавателей или магистров;

— активное участие в научных студенческих конференциях;

— стремление к самостоятельному определению целей, методов исследования;

— стремление к углублённому изучению предмета;

— желание работать с дополнительной научно-исследовательской литературой при подготовке к семинарам, конференциям и при написании курсовой или выпускной квалификационной работы.

К условиям, положительно влияющим на процесс развития исследовательской компетенции, можно отнести учебно-исследовательских экспедиции, учебные проекты, олимпиады и конкурсы, научное общество студентов, научно-практические конференции и дни науки в вузе.

Показателями высокого уровня мотивационной составляющей исследовательской компетентности бакалавра являются познавательная активность (активная работа на семинарах, практических занятиях), участие в студенческих научно-исследовательских лабораториях, участие в конкурсах исследовательских работ студентов, научно-практических конференциях и др.

В блоке «цели деятельности» к компетентно-стям целеполагания можно отнести совокупность знаний и понятий, которые необходимы бакалавру, чтобы ставить и решать исследовательские задачи в своей профессиональной деятельности или в процессе обучения в магистратуре:

— студент-бакалавр с помощью научного руководителя формулирует проблему и цель исследования, а также задачи, раскрывающие содержание цели;

— с помощью руководителя определяет критерии и показатели достижения цели;

— может сравнить полученный результат с поставленной целью и переформулировать (откорректировать) цель в соответствии с изменившимися условиями.

Можно назвать следующие условия формирования способности к целеполаганию: знание основных социально-педагогических и психологических учений и этапов развития мировой психолого-педагогической мысли - отечественной и зарубежной; умения анализировать актуальные научные проблемы, решать конкретные задачи,

профессионально работать с классическими и современными научными текстами.

Показателями компетентности целеполагания могут выступать умения

— раскрыть содержание цели, сформулированной с помощью руководителя;

— на основании разработанных критериев оценить полученный результат, сравнить его с поставленной целью и сформулировать новые задачи, решение которых приведёт к желаемому результату.

Кроме того, показателями компетентности целеполагания могут выступать сформированные навыки продуктивной работы в интеллектуальных средах: проблемных группах по решению различных (локальных и глобальных) социально-гуманитарных вопросов, целеустремленность, эрудиция, ответственность, трудолюбие, организованность. Бакалавр обладает первичными навыками подготовки публикаций, участия в работе интернет-форумов.

В блоке «программа деятельности» программа подготовки бакалавра включает знание и понимание своей области изучения, что основывается на фундаменте общего среднего образования, но является более высоким уровнем по отношению к последнему. Это уровень, который включает определенные элементы, свидетельствующие о знании важнейших основ психолого-педагогических и управленческих наук.

В процессе подготовки бакалавра предполагается развитие способности собирать и интерпретировать нужные данные (обычно в своей области знания), чтобы на их основе строить суждения, оценивать социальные, научные и этические аспекты проблемы.

Бакалавр должен знать современные методы научного исследования, концепции и теории развития социально-гуманитарного и естественнонаучного познания.

При поддержке научного руководителя бакалавр осваивает первичные навыки конструирования социально-педагогических, социально-психологических моделей и теорий, навыки проектной деятельности в профессиональной сфере.

Под руководством преподавателя бакалавр строит и может использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществляет их качественный и количественный анализ.

Кроме того, при поддержке научного руководителя происходит решение исследовательских задач разных типов и уровня сложности, выпол-

нение творческих заданий, генерирование идей, выстраивание собственных выводов, моделирование и т. д.

Бакалавр владеет современными информационными технологиями, умеет самостоятельно или консультируясь с научным руководителем подготовить отчет о проведённом исследовании, статью или доклад для участия в научной конференции.

С целью повышения интереса к исследовательской деятельности можно практиковать изучение и обобщение признанного опыта исследовательской деятельности педагогов, преподавателей вуза, проведение студентами анкетирования педагогов в образовательных учреждениях.

Особое значение для формирования исследовательской компетентности в части разработки и реализации программы деятельности бакалавра имеет самостоятельная работа студентов, которая обеспечивает приобретение ими индивидуального и коллективного опыта исследовательской деятельности, освоение ее содержания и способов осуществления, предоставляет им возможности для самореализации, самоорганизации, саморазвития.

Показателями исследовательской компетентности бакалавра в блоке «Программа деятельности и принятие решений» могут быть следующие:

— самостоятельное осуществление профессионального анализа научных течений и на этой основе выработка новых знаний;

— выдвижение и, при поддержке научного руководителя, доказательство гипотезы исследования;

— умение ставить исследовательские задачи, взаимодействовать с научным руководителем, другими педагогами и специалистами для проведения исследований;

— умение анализировать и интерпретировать первичные и вторичные исследовательские данные;

— знание правил подготовки отчетов, научных статей и деловых презентаций.

Кроме того, составляющая исследовательской компетентности бакалавра в части принятия решений может включать в себя

— сформированные навыки продуктивной работы в интеллектуальных средах: проблемных группах и многопрофильных командах по решению различных (локальных и глобальных) социально-гуманитарных вопросов;

— способность анализировать и выносить самостоятельное мнение по широкому кругу изучаемых теоретических проблем, логично и убедительно аргументировать свои выводы, самостоятельно формулировать проблемы;

— умение выбрать тему выпускной квалификационной работы из предложенных научным руководителем или предложить свою тематику с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки;

— умение в процессе работы над ВКР при поддержке научного руководителя осуществлять профессиональный анализ научных течений, вырабатывать новые знания, выдвигать и отстаивать гипотезу.

Кроме того, при поддержке научного руководителя бакалавр осваивает первичные навыки конструирования социально-педагогических, социально-психологических моделей и теорий.

В блоке «информационная основа деятельности» к информационным составляющим исследовательской компетентности бакалавра можно отнести следующие:

— владение современными методиками поиска источников данных, сбора информации в ходе работы с документами;

— знание истории развития интересующей его научной проблемы;

— знание методов решения конкретных научных проблем;

— сформированные навыки самостоятельной ориентации в больших массивах научной педагогической, психологической, управленческой литературы и социально-гуманитарной информации.

Реализация рассмотренной составляющей исследовательской компетентности предполагает владение материалом по интересующей теме.

В свою очередь, условием реализации этой составляющей может быть введение в преподавание каждой дисциплины учебного плана исследовательского компонента. Главным требованием при конкретизации содержания образовательной программы является обеспечение в рамках каждого курса возможности моделировать исследовательскую деятельность педагога-практика в процессе решения исследовательских задач.

Показателями информационной составляющей исследовательской компетентности бакалавра можно считать умения применять на практике знания, полученные в процессе обучения и самообразования, анализировать и интерпретировать

первичные и вторичные исследовательские данные с использованием современных технологий.

В блоке «контроль и коррекция результатов деятельности» к составляющим исследовательской компетентности бакалавра можно отнести умения анализировать свою деятельность, делать выводы и оценивать результаты проделанной работы; готовность внести изменения в исследование, если в этом есть необходимость; при помощи научного руководителя находить и объяснять причины ошибок и затруднений в деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно назвать следующие условия формирования исследовательской компетентности в части контроля и коррекции результатов деятельности бакалавра: выполнение учебно-исследовательских заданий (рефераты, курсовые работы, ВКР); проведение исследований по заданию научного руководителя во время прохождения практики.

Выполняя научно-исследовательские задания, бакалавры осваивают аналитические, постановочные, поисковые и синтезирующие элементы научной работы, в результате чего у них развиваются общие и специальные научные навыки проведения исследования и обобщения его результатов, элементы критического мышления и комплекс творческих способностей личности будущего специалиста.

Показателями сформированности исследовательской компетентности в блоке «контроль и коррекция результатов деятельности» можно

считать анализ и описание опыта деятельности педагогов образовательных организаций, где проходила практика студентов-бакалавров, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, самоанализ собственной деятельности и причин неудач или успеха.

Организационными формами, методами, образовательными технологиями, направленными на формирование познавательных и личностных качеств студента, являются проблемные и исследовательские методы обучения, учебный эксперимент, практические работы исследовательского характера, выполнение домашних заданий, направленных на поисковую деятельность.

Формами исследовательской деятельности во внеурочное время являются практика и учебно-исследовательские экспедиции, работа над учебными проектами, олимпиады и конкурсы, научное общество студентов, научно-практические конференции и дни науки в вузе.

Библиографический список

1. Байденко, В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения [Текст] / В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

2. Итоговый отчет «Болонского» семинара / Санкт-Петербургский государственный университет, Россия 2526 ноября 2004 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knagpu.kms.ru/files/omk conf art 1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.