Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (2), с. 37-41
УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2014 г. Н.Ю. Максимова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
natacyk@mail. т
Поступила в редакцию 23.09.2013
Исследуется психолого-педагогическое обеспечение мотивационной готовности студентов психолого-педагогического направления к профессиональной деятельности. Одним из эффективных методов этого является применение тренинга в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: мотивационная готовность, тренинг, профессиональная деятельность, мотиваци-онная готовность к профессиональной деятельности.
Проблема профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов становится наиболее актуальной сегодня, когда реформирование высшего образования влечет изменения предъявляемых к выпускнику вуза требований. В рамках компетентностного подхода к обучению будущих профессионалов особое внимание уделяется процессу освоения профессиональных знаний, умений, навыков и подбору средств и методов формирования тех компетенций, которыми должен обладать выпускник. В учебном процессе для того чтобы студент являлся не только пассивным объектом и простым накопителем знаний, но и субъектом познавательной деятельности и активным ее участником, необходимо сформировать готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности, ведь во многом именно она является предпосылкой успешности и результативности профессиональной подготовки. Мо-тивационная готовность является одним из основных компонентов общей готовности к профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, К.К. Платонов, В.А. Сласте-нин и др.), определяющим поведение и профессиональную деятельность специалиста.
Проблема мотивационной готовности к профессиональной деятельности становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС нового поколения, когда ведущей задачей высшего образования становится формирование внутренней активности студентов к усвоению компетенций, к развитию у них мобильности, креативности, конкурентоспособности. Соответствие данным требованиям невозможно без наличия мотивационной готовности к профес-
сиональной деятельности. Большинство вузов страны, перестраиваясь под требования ФГОС нового поколения, используют главным образом компетентностную модель обучения, которая направлена на приобретение необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. Успешность обучения автоматически не обеспечивает полноценной мотивационной готовности выпускников к профессиональной деятельности. Мотивационная сфера традиционно выделяется как связующее звено в профессиональной деятельности, которое обусловливает сознательный, целенаправленный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности. Проблемы мотивации и мотивов широко и многоаспектно освещаются в трудах отечественных и зарубежных психологов (В.Г. Асеев, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Г.Ф. Ломов, А. Маслоу, В.Э. Мильман, С.Л. Рубинштейн, Б.А. Соснов-ский, X. Хекхаузен и др.). Однако влияние психолого-педагогического обеспечения мотиваци-онной готовности в вузах на качество реализации выпускниками профессиональных компетенций изучено недостаточно.
Развитие современного общества привело к востребованности специалистов психолого-педагогического образования. Ярким примером является школьный психолог. Должность психолога в российских общеобразовательных школах появилась не так давно, сегодня специалист данного профиля есть в каждом общеобразовательном, среднеспециальном учреждении, в некоторых дошкольных учреждениях это уже обычное явление. При этом востребованность специалиста психолого-педагогического
направления на рынке труда определяется профессиональной подготовленностью и заинтересованностью выпускника в трудоустройстве по специальности, заинтересованностью и готовностью граждан обратиться за помощью к соответствующему специалисту.
Среди групп мотивов к учебной деятельности, обусловливающих профессиональную мотивацию, по мнению А.К. Марковой, можно выделить познавательные и социальные мотивы [1]. В частности, мотивация к профессиональной деятельности студентов психолого-педагогического направления определяется двумя группами мотивов. Во-первых, это познавательные мотивы, проявляющиеся в заинтересованности в освоении учебных дисциплин с целью саморазвития в процессе учения, познания собственного внутреннего мира, познания нового и неизвестного, совместного действия с другими людьми, направленного на реализацию профессиональных задач. Во-вторых, это социальные мотивы, обусловленные желанием помочь разрешить психологические проблемы отдельного человека, группы людей (семьи, коллектива), изменить окружающих людей в рамках профессиональной деятельности; данные мотивы отражают процесс учения как возможность общения в группе людей, которых объединяет заинтересованность в одной области знания.
Мотивационная готовность к профессиональной деятельности определяется направленностью личности, осознанным принятием ценностей профессиональной деятельности; преобладанием мотивов, обеспечивающих эффективность выполнения будущей профессиональной деятельности, позволяющих активизировать когнитивный, поведенческий и эмоционально-волевой компоненты личности, необходимые для трансформации теоретических знаний в практические.
Мотивационная готовность личности функционирует в непосредственной связи с различными социальными условиями, в которых человек реализует свою деятельность. На этапе обучения в вузе такими условиями выступают требования педагогического коллектива, академической группы и выполняемые студентом социальные роли. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», «в вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности», в первую очередь для профес-
сионального развития [2]. Сформированность профессиональной активности специалистов в трудовой деятельности и готовности к применению ими полученных теоретических знаний, умений и навыков в практике и непосредственно в будущей профессиональной деятельности необходимо обеспечивать в рамках изучения дисциплин, установленных учебным планом, в рамках прохождения учебных и производственных практик, в рамках участия в кружках, творческих объединениях.
В сентябре 2013 года на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ нами было проведено исследование мотивов обучения в вузе студентов 1-го,
2-го и 3-го курсов направления «Психолого-педагогическое образование» (профили «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика»), в исследовании принимали участие 104 студента.
Результаты исследования по определению мотивации обучения в вузе (методика Т.И. Ильиной) [1] представлены в таблице 1. На первом, втором и третьем курсах мотивация обучения в вузе определяется стремлением к приобретению знаний, овладению профессией и желанием получить диплом. Представленные средние показатели по группам мотивов позволяют сделать вывод, что на разных курсах обучения преобладают разные мотивы, например, на 1 -м курсе - стремление получить знания, а на
3-м курсе - стремление получить диплом. Исходя из полученных результатов, мы можем говорить о необходимости психолого-педагогического обеспечения мотивационной готовности студентов в направлении повышения показателей по шкалам «приобретение знаний» и «овладение профессией». Необходимо обратить внимание педагогов на данный аспект подготовки к будущей профессии.
Для определения значимых и малозначимых мотивов учебной деятельности студентов мы использовали методику изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реа-на, В.А. Якунина), результаты ранжирования представлены в таблице 2. Среди ведущих мотивов учебной деятельности студентов психолого-педагогического направления приоритетными являются мотивы стать высококвалифицированным специалистом, успешно учиться и получить диплом. «Незначимы» мотивы быть постоянно готовым к очередным занятиям, не отставать от сокурсников, выполнять педагогические требования. В целом, ведущие и «незначимые» мотивы учебной деятельности в сопоставлении их по курсам схожи, лишь незначи-
Таблица 1
Средний показатель результатов исследования по определению мотивации обучения в вузе (методика Т.И. Ильиной)
1-й курс 2-й курс 3-й курс
Шкала 1 Приобретение знаний Максимальный показатель - 12 10.4 8.7 6.9
Шкала 2 Овладение профессией Максимальный показатель - 10 7.8 6.3 5.7
Шкала 3 Получение диплома Максимальный показатель - 10 8.83 7.7 6.9
Таблица 2
Результаты исследования по методике изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина)
Курс Ведущие мотивы «Незначимые» мотивы
1-й • Стать высококвалифицированным специалистом • Успешно учиться • Получить диплом • Быть постоянно готовым к очередным занятиям • Не отставать от сокурсников • Выполнять педагогические требования
2-й • Стать высококвалифицированным специалистом • Получить диплом • Успешно учиться • Быть постоянно готовым к очередным занятиям • Не отставать от сокурсников • Выполнять педагогические требования
3-й • Получить диплом • Стать высококвалифицированным специалистом • Успешно учиться • Выполнять педагогические требования • Быть примером сокурсникам • Быть постоянно готовым к очередным занятиям
тельно меняется их приоритетность. Данные показатели свидетельствуют о необходимости влияния на мотивационную сферу студента с целью ориентирования его на получение качественного образования, которое невозможно без его заинтересованности и «погруженности» в освоение профессии.
Исходя из представленных выше результатов исследования, можно заключить, что формирование мотивационной готовности к будущей профессиональной деятельности и ее психолого-педагогическое обеспечение требует от преподавателя тщательного подбора средств и методов обучения, способствующих повышению заинтересованности студента в освоении профессии.
В отечественной педагогике профессионального образования и педагогической психологии проведено значительное количество исследований по изучению методов и способов повышения мотивационной готовности к профессии в процессе обучения в вузе (В.Г. Асеев, В.И. Леонтьев, В.И. Ковалев, А.К. Маркова и др.). В качестве эффективного метода в этом отношении исследователи рассматривают тре-
нинг (Г.Е. Филатова, А.К. Маркова, С.С. Занюк, Е.В. Сидоренко и др.). В условиях модернизации высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода психологические и иные тренинги отнесены к активным и интерактивным формам проведения занятий, широкое использование которых в учебном процессе рекомендовано Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по ряду направлений подготовки и непосредственно по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» [2]. Однако, несмотря на приоритетность тренинга как активной формы обучения специалистов психолого-педагогического направления, ряд исследований, описывающих применение тренинга и его элементов в процессе профессиональной подготовки, обучающий потенциал тренинга в условиях реализации ФГОС исследован не в достаточной мере. Требуют изучения вопросы применения тренинга и его элементов как метода обучения и влияния на мотивационную сферу студентов в вузе в рамках дисциплин, установленных учебным планом.
По мнению Р. Бакли и Дж. Кэйпла, «тренинг обычно предполагает выработку и усвоение поведенческих навыков, фактов, идей и т.п., необходимых для выполнения конкретной работы...» [3, с. 16]. «Тренинг ... особый вид учебной деятельности взрослых людей. Тренинг - многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. В ходе тренинга изменению подлежат когнитивные структуры, установки, умения, навыки, качества и свойства личности», - считают Г.В. Баранова, В.В. Кобзева [4, с. 25].
В нашем исследовании с учетом имеющихся определений под тренингом мы понимаем активную форму обучения, основанную на непосредственном «проживании» и осознании возникающего в межличностном взаимодействии опыта. Это обусловлено тем, что во время тре-нинговых занятий происходит обмен личным социальным опытом между его участниками, оказывается психологическое воздействие на их мотивационную сферу за счет эмоциональной зарядки, что влечет эмоциональный подъем. По мнению Т.В. Зайцевой, «психологический тренинг является одним из наиболее доступных путей резкого ускорения обучения в группе, что достигается благодаря сильному эмоциональному подкреплению и усилению обратной связи. Тренинг также выступает в качестве «тренажера», на котором в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются управленческие и другие знания и умения. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника» [5, с. 8]. Для поддержания данного эффекта необходимо проводить посттренинговое сопровождение. Среди плюсов использования элементов тренинга как метода обучения можно выделить создание ситуаций равенства психологических позиций, соучастия каждого члена тренинговой группы, сопереживания проблеме каждого участника, обмен опытом друг с другом.
Требование современного образовательного стандарта заключается в формировании у будущих бакалавров психолого-педагогического образования таких компетенций, как способности проводить тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся, выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка, организовывать совместную дея-
тельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды. В качестве метода, позволяющего обучить данным навыкам студентов, мы предлагаем использовать тренинг. Использование данного метода позволяет решить две задачи: во-первых, воздействовать на мотивационную сферу студентов, обеспечить положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, развить интерес к ней; во-вторых, сформировать и развить такой профессиональный навык, как ведение тренингов и занятий с его элементами. Исходя из вышесказанного, организация и проведение тренингов является одним из необходимых профессиональных компетенций будущих бакалавров психолого-педагогического образования. Именно тренинг может явиться не только профессиональным видом деятельности, но и методом, благодаря которому можно сформировать мотивацию у студентов. Выступая субъектом проведения такого рода занятий, студент осваивает данный навык в «искусственных» условиях, созданных академической группой, в которой он обучается.
Таким образом, мотивационная готовность к профессиональной деятельности является важным критерием качества подготовки специалистов психолого-педагогического направления. Ключевым звеном в психолого-педагогическом обеспечении мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности в рамках компетентностного подхода является подбор методов и средств воздействия на моти-вационную сферу, среди которых приоритетным и результативным в условиях реализации ФГОС нового поколения выступает применение тренинга и его элементов.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/ psy_edu_new_school/issue/40960.shtml (дата обращения: 10.10.2013 г.)
3. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб.: Питер, 2002. 352 с.
4. Баранова Г.В., Кобзева В.В. Посттренинговое сопровождение персонала. Тренинг закончен... Что дальше? СПб.: Речь, 2003. 128 с.: илл.
5. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. 80 с.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS FOR PROFESSIONAL WORK
N.Yu. Maksimova
This paper focuses on psychological and pedagogical support of motivational readiness for professional activity of students in the areas of psychology and pedagogics. One effective method is to use appropriate trainings in the course of studies at the university.
Keywords: motivational readiness, training, professional activities, motivational readiness for professional activity.
References
1. Il'in E.P. Motivacija i motivy. SPb.: Piter, 2002. 512 s.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050400 psihologo-pedagogi-cheskoe obrazovanie [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://psyj ournals.ru/psy_edu_new_school/ issue/40960.shtml (data obrashhenija: 10.10.2013 g.)
3. Bakli R., Kjejpl Dzh. Teorija i praktika treninga. SPb.: Piter, 2002. 352 s.
4. Baranova G.V., Kobzeva V.V. Posttreningovoe soprovozhdenie personala. Trening zakonchen... Chto dal'she? SPb.: Rech', 2003. 128 s.: ill.
5. Zajceva T.V. Teorija psihologicheskogo tre-ninga. Psihologicheskij trening kak instrumen-tal'noe dejstvie. SPb.: Rech'; M.: Smysl, 2002. 80 s.