Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в колледже'

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в колледже Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1653
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКА В КОЛЛЕДЖЕ / ФОРМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ADAPTATION OF A FRESHMAN IN COLLEGE / FORMS OF ADAPTATION OF A STUDENT IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толканюк Зинаида Александровна

Проблема адаптации студентов в новом образовательном учреждении актуальна во все времена, так как именно окончание школы, смена привычной обстановки и окружения сверстников, установление новых взаимоотношений всегда вызывают определенную напряженность личности. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит приспособление юношей и девушек к новому учебному заведению, зависят их текущие и предстоящие успехи, а также профессиональное становление. В статье представлены результаты исследования социально-психологической адаптации студентов-первокурсников колледжа. Работа проводилась на базе Магнитогорского технологического колледжа имени В.П. Омельченко. В ней приняли участие студенты первого курса, обучающиеся по различным направлениям подготовки. В результате проведенного исследования было установлено, что существуют юноши и девушки, испытывающие трудности адаптации в образовательном учреждении. Для повышения эффективности их адаптации в колледже должна реализовываться программа, направленная на формирование у молодежи представлений о структуре учебного процесса и внеучебной деятельности в учреждении среднего профессионального образования, создание благоприятного психологического климата в коллективе, а также развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS-FRESHMEN IN COLLEGE

The problem of adaptation of students in the new educational institution is relevant at all times, as it is the end of school, the change of the usual environment and the environment of peers, the establishment of new relationships always cause a certain tension of the individual. Their current and future success, as well as their professional development, depend on how long it takes for boys and girls to adapt to the new educational institution in terms of time and cost. The article presents the results of the study of social and psychological adaptation of first-year College students. The work was carried out on the basis of the Magnitogorsk technological College named after V. p. Omelchenko. It was attended by first-year students studying in various fields of training. As a result of the study, it was found that there are boys and girls experiencing difficulties in adapting to the educational institution. To improve the effectiveness of their adaptation, the College should implement a program aimed at forming young people's ideas about the structure of the educational process and extracurricular activities in the institution of secondary vocational education, creating a favorable psychological climate in the team, as well as developing skills for effective interpersonal interaction.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в колледже»

психологически Толканюк Зинаида Александровна,

науки СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ...

UDC 159.99

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В КОЛЛЕДЖЕ

© 2019

Толканюк Зинаида Александровна, заместитель директора по учебной работе

Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко (455038, Россия, Магнитогорск, ул. Сталеваров, д.11, e-mail: tza_79@mail.ru)

Аннотация. Проблема адаптации студентов в новом образовательном учреждении актуальна во все времена, так как именно окончание школы, смена привычной обстановки и окружения сверстников, установление новых взаимоотношений всегда вызывают определенную напряженность личности. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит приспособление юношей и девушек к новому учебному заведению, зависят их текущие и предстоящие успехи, а также профессиональное становление. В статье представлены результаты исследования социально-психологической адаптации студентов-первокурсников колледжа. Работа проводилась на базе Магнитогорского технологического колледжа имени В.П. Омельченко. В ней приняли участие студенты первого курса, обучающиеся по различным направлениям подготовки. В результате проведенного исследования было установлено, что существуют юноши и девушки, испытывающие трудности адаптации в образовательном учреждении. Для повышения эффективности их адаптации в колледже должна реализовываться программа, направленная на формирование у молодежи представлений о структуре учебного процесса и внеучебной деятельности в учреждении среднего профессионального образования, создание благоприятного психологического климата в коллективе, а также развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, адаптация первокурсника в колледже, формы адаптации студента в образовательном учреждении, психолого-педагогическое сопровождение.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS-FRESHMEN IN COLLEGE

© 2019

Tolkanuk Zinaida Aleksandrovna, Deputy Director on educational work

Magnitogorsk technological College. V. P. Omelchenko (455038, Russia, Magnitogorsk, Stalevarov street, 11, e-mail: tza_79@mail.ru)

Abstract. The problem of adaptation of students in the new educational institution is relevant at all times, as it is the end of school, the change of the usual environment and the environment of peers, the establishment of new relationships always cause a certain tension of the individual. Their current and future success, as well as their professional development, depend on how long it takes for boys and girls to adapt to the new educational institution in terms of time and cost. The article presents the results of the study of social and psychological adaptation of first-year College students. The work was carried out on the basis of the Magnitogorsk technological College named after V. p. Omelchenko. It was attended by first-year students studying in various fields of training. As a result of the study, it was found that there are boys and girls experiencing difficulties in adapting to the educational institution. To improve the effectiveness of their adaptation, the College should implement a program aimed at forming young people's ideas about the structure of the educational process and extracurricular activities in the institution of secondary vocational education, creating a favorable psychological climate in the team, as well as developing skills for effective interpersonal interaction.

Keywords: adaptation, social adaptation, social and psychological adaptation, adaptation of a freshman in College, forms of adaptation of a student in an educational institution, psychological and pedagogical support.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Уход из школы, профессиональный выбор, смена привычной обстановки и окружения, налаживание новых взаимоотношений - это всегда некоторая напряженность личности. Юноши и девушки, входя в среду нового учебного заведения, попадают в совершенно новый для них мир взаимоотношений с курсом, группой и преподавателями [1]. От того, как быстро и безболезненно пройдет процесс адаптации первокурсников в учреждении среднего профессионального образования, зависят их успехи в учебной и профессиональной деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы [2-6] показывает, что вопросам адаптации студентов-первокурсников в образовательных учреждениях посвящено достаточное количество исследований.

Адаптация - приспособление организма человека к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптация подразделяется на кратковременную (например, применительно к обучению - в течение одного урока) и долговременную (обучение в образовательном учреждении в течение полугодия, учебного года) [7].

Социально-психологическая адаптация - это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.

Различают три формы адаптации: формальная, общественная и дидактическая [8]._

Социальная адаптация первокурсника в колледже -это адаптация обучающегося, представляющая собой:

1) процесс приспособления личности к образовательному процессу учреждения среднего профессионального образования;

2) вхождение студента в новую систему социальных отношений;

3) активное освоение норм, ценностей, особенностей профессии, приобретение умений и навыков будущей профессиональной деятельности [1, 9].

Можно сказать, что адаптация студента-первокурсника в колледже включает в себя приспособление:

а) к новым условиям обучения;

б) к новой группе сверстников, педагогам;

в) к учебной деятельности;

г) к профессиональной деятельности.

Попадая в новую среду, юноши и девушки испытывают ряд трудностей: новый режим труда и отдыха, разрыв связей с прежним коллективом, налаживание быта (для иногородних студентов), появление новых видов и форм обучения, большое количество предметов.

Поэтому очень важной задачей является помочь первокурсниками в данной сложной ситуации. Так, В.Д. Венцель, С.В. Янчий, Е.О. Каргаполова [10], проанализировав проблему адаптации студента в вузе, предлагают перечень мероприятий по данной проблеме, основываясь на своем многолетнем опыте.

Г.И. Рогалева, рассматривая проблему социальной адаптации студентов, предлагает использовать поддержку, под которой понимает педагогические действия, целью которых является помощь студентам в саморазви-

Tolkanuk Zinaida Aleksandrovna psychological

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ... science

тии, социальной адаптации, в решении их жизненных и образовательных проблем [11].

0.А. Андриенко в своих работах указывает, чтобы помочь первокурсникам преодолеть возникающие на начальном этапе обучения трудности, педагогами и психологами может реализовываться модель психологического сопровождения студентов на этапе адаптации в образовательном учреждении, включающая в себя психодиагностику, коррекционно-развивающую и консультативно-просветительскую деятельность, основанную на индивидуальном подходе к юношам и девушкам [1, 12].

Также необходимо остановиться на том, что студенты учреждений среднего профессионального образования - это особая группа молодежи.

«Студентам колледжей, техникумов присущи следующие особенности:

- достаточно раннее стремление к психологической самостоятельности и независимости, связанное с получением профессии, появлением собственных заработанных денег;

- повышенное и обостренное ощущение взрослости, связанное с изменением социального статуса;

- появление новых возможностей для самоутверждения, вызванных изменениями в системе социальных отношений» [13, с.256].

Хочется сказать, что многие юноши и девушки в колледже начинают все «с чистого листа», ведь здесь их никто не знает, и для педагогов все первокурсники равны. Многие студенты пытаются измениться и поменять отношение к себе, включаясь в общественную жизнь колледжа.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования явилось изучение уровня социально-психологической адаптации первокурсников в колледже.

Задачи экспериментального исследования:

1. Разработать программу экспериментального исследования и подобрать диагностический инструментарий.

2. Провести экспериментальное исследование.

3. Проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации для педагогов.

Объект исследования: адаптация студентов первого курса в колледже.

Предмет исследования: социально-психологическая адаптация студентов первого курса в колледже.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе Магнитогорского технологического колледжа имени В.П. Омельченко. В нем приняло участие 100 человек - студенты первого курса, обучающиеся по различным направлениям подготовки.

Исследование реализовывалось с использованием следующих методик:

1. Методика Т.Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе» [14]. Она представлена утверждениями, с помощью которых выявляются два показателя: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности.

2. Методика на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина [15], определяющая ситуационную и личностную тревожность. В данной работе используется только шкала с ситуационной тревожности.

3. Методика «Самооценка психологической адап-тированности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова [16].

В ходе проведения диагностики социально-психологической адаптации юношей и девушек, обучающихся на первом курсе, были получены следующие данные.

В результате проведения методики «Адапти-рованность студентов в вузе» по шкале адаптированно-сти к учебной группе было выявлено, что у 38% первокурсников высокий уровень, у 42% - средний и у 20% -80

низкий. Можно сказать, что в целом студенты освоились в группе, легко находят общий язык с однокурсниками.

По шкале адаптированности к учебной деятельности картина следующая: у 26% первокурсников наблюдается высокий уровень, у 45% - средний и у 29% - низкий. Освоение учебных предметов, по мнению опрошенных, успешность выполнения учебных заданий в срок дается им тяжелее.

После проведения методики на определение уровня тревожности было выявлено, что у 8% студентов-первокурсников наблюдается низкая тревожность, у 43% студентов - высокая тревожность и у 49% испытуемых средний уровень ситуативной тревожности.

Отметим, что «повышенный уровень тревожности возникает как эмоциональная реакция на стрессовые ситуации. В данном случае переход в новое учебное заведение, в новый коллектив можно расценивать как стрессовую ситуацию для учащихся. Повышенная тревожность, по мнению большинства специалистов, является свидетельством наличия внутренних конфликтов, сопровождающихся негативным эмоциональным фоном, порождающим нестабильность в поведении, отзывающаяся отрицательными последствиями, как для самого обладателя тревоги, так и для окружающих» [2, с. 105-106]

По методике «Самооценка психологической адап-тированности» результаты распределились следующим образом: у 33% студентов уровень высокий, у 34% испытуемых средний уровень и у 33% первокурсников низкий уровень. Результаты исследования показывают, что студенты поделились на три равные части.

Изучив полученные результаты диагностики, была составлена сводная таблица 1.

Таблица 1 - Сводная таблица результатов диагностики социально-психологической адаптации первокурсников колледжа

Показатели Уровни

высокий ср едини низкий

Адаптированность к учебной группе 38% 42% 20%

Адаптированности к учебной деятельности 26% 45% 29%

Ситуативная тревожность 43% 49% 8%

Самооценка психологической адаптированности 33% 34% 33%

Также были определены уровни социально-психологической адаптации первокурсников по всем проведенным методикам в целом, они представлены на рисунке 1.

■ высокий уровень ■средний уровень I низкий уровень

Рисунок 1 - Уровень социально-психологической адаптации первокурсников колледжа

Также в результате проведенных методик, мы пришли к следующим выводам, обучающимся с высоким уровнем адаптированности характерна умеренная ситуационная тревожность, а также высокий уровень самооценки собственной адаптивности. Юноши и девушки со средним уровнем адаптированности имеют высокую ситуативную тревожность, а также низкий уровень самооценки адаптивности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших

изысканий данного направления._

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

психологически науки

Толканюк Зинаида Александровна, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ...

В результате проведенного исследования было выявлено, что существуют студенты, испытывающие трудности адаптации в колледже, которые нуждаются в помощи со стороны преподавателей, педагога-психолога, мастеров производственного обучения и других педагогических работников.

На наш взгляд, для повышения эффективности адаптации студента-первокурсника в колледже должна реа-лизовываться программа, направленная на формирование у молодежи представлений о структуре учебного процесса и внеучебной деятельности в учреждении среднего профессионального образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андриенко О.А., Безенкова Т.А., Олейник Е.В. Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсников вуза //Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 95-107.

2. Андриенко О.А. Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009.

3. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 2. С. 120-123.

4. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов - условие формирования субъектной позиции, социального статуса «студент вуза» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 7-10.

5. Ткаченко Н.Н. Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 358-360.

6. Рогалева Г.И. Воспитательное пространство вуза как инновационная среда социальной адаптации студентов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 72-75.

7. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. Т.3 / под ред. С. Я. Батышева. М.: АЛО, 1998. 568 с.

8. Хаустова А. И. Социально-психологическая адаптация // Молодой ученый. 2016. №26. С. 614-617. URL https://moluch.ru/ archive/130/36005/(дата обращения: 26.03.2019).

9. Андриенко О.А. Профессиональная адаптация студентов вуза в период прохождения производственной практики // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 84-88.

10. Венцель В.Д., Янчий С.В., Каргаполова Е.О. Из опыта работы куратора по адаптации студентов в техническом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 239-242.

11. Рогалева Г.И. Педагогическая поддержка как основа деятельности информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 387-389.

12. Андриенко О.А. Психологическое сопровождение образовательного процесса — условие успешной социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 316-323.

13. Андриенко О.А. Психологические особенности студентов первого курса колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 255-258.

14. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адап-тированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С.

15. Методика Спилбергера-Ханина на определение уровня тревожности личности URL: https://psycabi.net/testy/179-test-na-trevozhnost-spilbergera-khanina-metodika-otsenki-trevozhnosti-ch-d-spilbergera-i-yu-l-khanina (дата обращения: 15.03.2019).

16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.