Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN317.pdf Статья опубликована 21.06.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Этезова М.М., Нагоев Б.Б. Сравнительный анализ особенностей социально-психологической адаптации учащихся в условиях образовательного учреждения // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Этезова Малика Магомедовна
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, Россия, Нальчик
Магистрантка 2 года обучения E-mail: [email protected]
Нагоев Будимир Борисович
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, Россия, Нальчик
Доцент кафедры «Педагогического образования» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Сравнительный анализ особенностей социально-психологической адаптации учащихся в условиях образовательного учреждения
Аннотация. В статье проанализированы подходы к определению понятий «адаптация», «социальная адаптация», «психологическая адаптация», «социально-психологическая адаптация», «дезадаптация». В ходе исследования выявлены взгляды авторов, внесших большой вклад в рассмотрение понятий «адаптация», «социально-психологическая адаптация», а также «дезадаптация».
В работе рассмотрены виды социальной и психологической адаптации личности и категории факторов, влияющих на адаптацию. Описаны особенности социально-психологической адаптации первоклассников и первокурсников в образовательном учреждении.
Выявлено, что:
• большая часть младших школьников и студентов прошли адаптацию успешно. Однако первоклассники и студенты первого курса при вхождении в новые условия образовательного учреждения испытывали тревогу, беспокойство, нервозность, озабоченность и т.д.;
• уровень адаптированности личности является результатом процесса адаптации;
• первоклассники и первокурсники имеют схожие характеристики социально-психологической адаптации в образовательном учреждении.
Таким образом, хорошее самочувствие, активность, хорошее настроение, эмоциональное состояние и эмоциональное отношение у учащихся говорит о том, что они легко адаптировались в новых условиях образовательного учреждения, а их ситуативная и
личностная тревожность предполагает такие результаты адаптации в новых условиях и среде, которые влияют на их психические процессы.
Ключевые слова: адаптация; социально-психологическая адаптация; социальная адаптация; психологическая адаптация; дезадаптация; социализация личности
Актуальность данной проблемы заключается в том, что уровень социально-психологической адаптации в условиях образовательного учреждения может показать, в чем заключается различие или схожесть адаптации.
В словаре В.Г. Крысько термин адаптация имеет следующую трактовку - это результат взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности [5].
Многим известно о том, что ребенок, переходя и одного вида деятельности в другой может испытывать тревогу, страх, волнение. Процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль «ученик». Первый год обучения в школе является наиболее сложным периодом жизни ребенка, так как происходит смена привычного динамического стереотипа [2].
Следствием длительного переживания стрессирующего фактора является развитие у детей последующего синдрома дезадаптации. Начало систематического обучения в школе, несет изменения в условия жизни и деятельности ребенка - новые контакты, новые взаимоотношения, новые обязанности. Изменению подвергается вся прежняя жизнь ребенка. Это очень тяжелый период в жизни первоклассника, в первую очередь потому, что школа с первых дней ставит перед учениками множество задач, которые не находят решения при использовании прежнего опыта ребенка, а, следовательно, требуют приложения физических и интеллектуальных сил [3; 10].
Проблема адаптации касается не только детей, но и взрослых, так как не все люди могут быстро освоиться на новом месте. В период обучения молодые люди должны не только приобрести определенный объем знаний и умений, но и подготовиться к дальнейшей жизни в обществе. Умения строить гармоничные отношения с другими людьми, находить свое место в социуме.
Социально-психологическую адаптацию обычно рассматривают как приспособление личности к условиям социальной сферы. Это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватно воспринимать окружающую действительность, строить оптимальную систему отношений и общения с окружающими; быть способным к труду, обучению, изменять свое поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [4].
Процесс адаптации имеет большое значение в развитии и становлении личности студента. В ходе адаптации первокурсника важно направить на правильную ориентацию в системе поведения. Также в ходе процесса адаптации идет формирование социально-психологической общности студенческого коллектива [1].
В.Ю. Хицкая выделяет четыре группы факторов, которые влияют на адаптацию:
• первая группа - это готовность первокурсника к учебной деятельности в ВУЗе;
• вторая группа включает факторы учитывающие индивидуальные особенности адаптации;
• в третью группу входят факторы являющиеся важными для успешного процесса адаптации;
• четвертую группу составляют факторы, которые помогают определить условия проживания студентов, благополучие внутригруппового общения, санитарно-гигиенические условия обучения и фактор устройства учебного процесса [8].
При адаптации личности к новым условиям обучения для студента значительную роль играют условия и среда, в которых он находится [8].
В.В. Лагерев, рассматривая вузовскую адаптацию выделил процессуальные составляющие: социально-психологическую, деятельностную, психологическую [6].
Адаптированность делится на внутреннюю, внешнюю и смешанную. При внутренней адаптированности личность перестраивается под изменения среды её жизнедеятельности. А изменение среды в свою очередь вносит свои изменения, при котором происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация. Внешняя адаптированность личности отличается тем, что у нее отсутствует внутренняя перестройка [7].
Процесс дезадаптации является определённым ходом внутрипсихических процессов и поведения, который приводит к усилению трудностей и вызывает неприятные переживания. Дезадаптационное состояние может нести в себе не только эмоциональную подавленность личности, но состояние человека, которое может привести к суициду или к конфликту, что в свою очередь также может спровоцировать человека на суицид. Для того, чтобы этого избежать необходимо заранее предупреждать как самих педагогов, так и родителей студентов [9].
Целью нашего исследования является проведение сравнительного анализа особенностей социально-психологической адаптации учащихся в образовательном учреждении.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №3 г. Тырныауз и института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ.
Для сравнительного анализа особенностей социально-психологической адаптации учащихся в образовательном учреждении, нами была использована методика "Самочувствие, активность и настроение" (САН). Результаты диагностики учащихся по методике САН приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Процентное соотношение количества младших школьников, имеющих положительные/отрицательные ответы по опроснику САН
Состояние/настроение Положительное отношение Отрицательное отношение
%
Самочувствие 33,3% 3,7%
Активность 25,9% 11,1%
Настроение 18,6% 7,4%
Итого 100%
Разработано автором
Опрос детей, участвующих в эксперименте показал следующие результаты: хорошее самочувствие испытывают 33,3%, активность наблюдается у 25,9% и хорошее настроение у 18,6%. Плохое самочувствие наблюдается у 3,7%, низкая активность (пассивность) испытывают 11,1% и плохое настроение у 7,4%.
Данные результаты говорят нам о том, что большинство детей первого класса готовы к учебной деятельности, проявляют интерес к учебе, получению знаний, активно проявляют себя
2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
на уроках и готовы всячески оказывать помощь другим детям в объяснении материала. Так же у небольшого количества детей первого класса наблюдается неготовность к учебной деятельности, им требуется помощь со стороны родителей и психолога для того, чтобы дети осознали важность их готовности к обучению в школе. Из выше сказанного следует, что дети по-разному адаптируются к условиям среды, некоторым это дается легко, а некоторым с трудом.
Таблица 2
Процентное соотношение количества первокурсников, имеющих положительные/отрицательные ответы по опроснику САН
Состояние/настроение Положительное отношение Отрицательное отношение
%
Самочувствие 15,7% 5,2%
Активность 26,6% 6,5%
Настроение 35,5% 10,5%
Итог 100%
Разработано автором
Анализ положительных ответов первокурсников показывает, что хорошее самочувствие испытывают 15,7%, активность наблюдается у 26,6% и хорошее настроение у 35,5% респондентов. Отрицательное отношение к обучению расположилось следующим образом: по шкале самочувствие - 5,2%, по шкале активность - 6,5% и по шкале настроение 10,5% опрошенных.
Таким образом можно сделать вывод о том, что у студентов с отрицательным отношением наблюдается дезадаптация к условиям вузовского обучения и социальной жизни. Для их успешной адаптации к вузовскому обучению им требуется поддержка со стороны родителей, со стороны нового коллектива и преподавательского состава.
Для более точного результата нашего исследования мы применили методику «Цветовой тест отношений» Люшера. Результаты по данной методике представлены в таблицах 3, 4.
Таблица 3
Процентное соотношение младших школьников по критерию эмоционального отношения (по методике ЦТО)
Эмоциональное отношение % соотношение
Хорошее настроение 33,3%
Плохое настроение 22,2%
Нейтральное отношение 14,8%
Тревога 18,5%
Инфантилизм 11,1%
Итог 100%
Разработано автором
Анализ результатов исследования по методике ЦТО Люшера показывает, что хорошее настроение наблюдается у 33,3%, плохого настроения преобладает у 22,2%. Нейтральное отношение наблюдается у 14,8%, чувство тревоги выявилось у 18,5%, а инфантилизм - 11,1%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у учеников 1 класса не наблюдаются отклонения в адаптации и в их эмоциональном состоянии, дети постепенно входят в учебную деятельность. Но проблемы, возникшие у некоторых детей, не говорят нам о том, что дети не приспособлены к такому виду деятельности, это следовало ожидать так как резкий переход от
Мир Науки
2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
игровой деятельности к учебной невозможен без проблем, поэтому требуются определенные усилия со стороны преподавателя, родителей и самого учащегося.
Таблица 4
Процентное соотношение первокурсников по критерию эмоционального
отношения (по методике ЦТО)
Эмоциональное отношение % соотношение
Хорошее настроение 39,4%
Плохое настроение 10,5%
Нейтральное отношение 19,7%
Тревога 23,6%
Инфантилизм 6,8%
Итог 100%
Разработано автором
Анализ результатов исследования по методике ЦТО Люшера показывает, что хорошее настроение наблюдается у 39,4%, плохое настроение преобладает у 10,5%. Нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности наблюдается у 19,7% респондентов. Чувство тревоги присутствует у 23,6% а инфантилизм наблюдается у 6,8% опрошенных.
Далее нами была применена методика «Шкала тревоги Спилбергера», которая позволяет оценить ситуативную и личностную тревожность. Ниже даны результаты данной методики, по которым можно сделать выводы о состоянии ситуативной и личностной тревожности детей младшего школьного возраста и студентов.
Таблица 5
Процентное соотношение проявления ситуативной и личностной тревожности детей младшего школьного возраста по методике Спилбергера
Уровень Ситуативная тревожность Личностная тревожность
Высокий 59,2% 51,8%
Средний 40,8% 48,2%
Низкий 0% 0%
Итог 100% 100%
Разработано автором
Результаты диагностики проявления ситуативной тревожности показывают, что высокий уровень наблюдается у 59,2% школьников, средний уровень у 40,8% опрошенных, а низкий уровень ситуативной тревожности не наблюдается. Результаты проявления личностной тревожности расположился следующим образом: высокий - 51,8%, средний - 48,2% и низкий уровень вовсе отсутствует.
Таблица 6
Процентное соотношение проявлений ситуативной и личностной тревожности студентов по методике Спилбергера
Уровень Ситуативная тревожность Личностная тревожность
Высокий 59,2% 52,6%
Средний 40,8% 47,4%
Низкий 0% 0%
Итог 100% 100%
Разработано автором
Мир Науки
Результаты ситуативной и личностной тревожности первокурсников в условиях вузовского обучения показывают следующее: высокий уровень - 59,2%-52,6% студентов, средний 40,8%-47,4% студентов, низкий уровень ситуативной и личностной тревожности не выявлен.
Далее нами был проведен сравнительный анализ социально-психологической адаптации первоклассников и первокурсников в образовательном учреждении. Результаты сравнительного анализа представлены в гистограмме 1.
Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов положительного отношения школьников и студентов по методике САН (разработано автором)
Из данной гистограммы видно, что в школьной среде преобладает хорошее самочувствие нежели активность и настроение, а в студенческой- преобладает хорошее настроение по сравнению с активностью и самочувствием. Это может свидетельствовать о том, что школьники и студенты успешно адаптируются в новых образовательных условиях.
Но несмотря на это, так же выявилась группа дезадаптированных младших школьников и студентов. Результаты сравнительного анализа приведены в гистограмме 2.
Рисунок 2. Сравнительный анализ результатов отрицательного отношения школьников и студентов по методике САН (разработано автором)
По данным приведенных на рисунке 2 видно, что у младших школьников плохое самочувствие наблюдается у 3,7%, низкую активность (пассивность) испытывают 11,1% и плохое настроение - 7,4%. А в студенческой среде отрицательное отношение к обучению расположилось следующим образом: по шкале самочувствие - 5,2%, по шкале активность -6,5% и по шкале настроение - 10,5% опрошенных.
Низкий уровень самочувствия у дезадаптированых школьников и студентов говорит о том, что им нужна помощь как со стороны психолога, учителя и преподавателя так и со стороны родителей и сверстников.
Сравнительный анализ первоклассников и первокурсников по методике ЦТО Люшера представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Сравнительный анализ школьников и студентов по критериям эмоционального отношения по методике ЦТО М. Люшера (разработано автором)
Из данной гистограммы видно, что в школьной и студенческой среде преобладает хорошее настроение (33,3%-39,4%). По шкале плохое настроение результаты расположились следующим образом (22,2%-10,5%). В школьной среде это связанно с тем, что идет резкий переход от игровой деятельности в учебную деятельность. Нейтральное отношение выявилось у 14,8%-19,7% опрошенных. Чувство тревоги испытывают 18,5%-23,6% респондентов. В студенческой среде это связанно с тем, что в ВУЗе появляется новый коллектив, новая система оценивания, промежуточная аттестация и т.д. А инфантилизм выявился больше в школьной среде нежели в студенческой, это связанно с тем, что студенты более осознанно подходят уже к выбору профессиональной деятельности и осознают важность получения знаний нежели школьники.
Сравнительный анализ ситуативной и личностной тревожности школьников и студентов по методике Спилбергера представлена на рисунке 4.
Мир Науки
59,2 59,2
60 50 40 30 20 10 0
51,8 52,6
40,8 40,8
48,2 47,4
высокии среднии уровень высокии среднии уровень
уровень ситуативной уровень личностной
ситуативной тревожности личностной тревожности
тревожности тревожности
| школьники студенты
Рисунок 4. Сравнительный анализ ситуативной и личностной тревожности школьников и студентов по методике Спилбергера (разработано автором)
Из данной гистограммы видно, что и у школьников и у студентов ситуативная тревожность как высокий так и средний уровень имеют одинаковые показатели. А по шкале личностная тревожность показатель расположились следующим образом: высокий уровень 51,8%-52,6%, средний уровень 48,2%-47,4%. Это говорит нам о том, что личностные количества респондентов подвержены воздействию тех или иных стрессов по причине своих индивидуальных особенностей.
Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что большая часть испытуемых успешно прошли социально-психологическую адаптацию.
Проведенный сравнительный анализ результатов социально-психологической адаптации первоклассников и первокурсников позволяет сделать выводы:
• подавляющее большинство младших школьников и студентов первого курса успешно прошли адаптацию к новой образовательной среде, несмотря на то, что были выявлены респонденты с дезадаптацией. Процесс адаптации влияет по-разному как на детей, так и на взрослых. Выявленные нами результаты говорят о том, что и дети и студенты проявляют тревогу, беспокойство, нервозность во время вхождения в новую среду.
• в ходе адаптации эмоциональные переживания не несут в себе угрозу, так как человеку свойственна такая реакция на новые установки, требования, изменившихся условий, на смену привычного коллектива. Первые эмоции всегда несут в себе неуверенность, страх, тревогу, смену настроения, плохое самочувствие, но при постепенном вхождение в новую образовательную среду первоклассники и первокурсники адаптируются к новой социальной среде.
• данные ситуативной и личностной тревожности говорят нам о том, что испытуемые подвержены воздействию тех или иных стрессов по причине своего эмоционального состояния и индивидуальных особенностей. Озабоченность, страх, переживание, стресс, беспокойство, нервозность все это эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, которая включает в себя и индивидуальные особенности личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев / гл. ред. В.В. Усманов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Богданов А.А. Философия живого опыта. СПб.: 2013.
3. Джаманкеева К.С. Школьная дезадаптация // Школьный психолог - 2012. - № 12.
4. Дорожевец, Т.В. Диагносика школьной дезадаптации // Витебск, 2015.
5. Зайцева Н.К. Особенности социально-педагогической адаптации студентов в условиях учебно-научно-педагогического комплекса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 4.
6. Крысько В. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003.
7. Лагерев, В.В. Содержание процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе / В.В. Лагерев // Материалы науч.-метод. конф. - Брянск, 1990.
8. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / Леонтьев А.Н. - М., 1971.
9. Хицкая В.Ю. Учет когнитивных стилей как средство адаптации студентов первого курса к обучению в вузе: монография. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2008.
10. Хромов А.Б. / под ред. А.В. Павловой: методическое руководство д. психологов "Прогностическая диагностика эмоциональной сферы детей адаптированным цветовым тестом", Курган 1997.
Etezova Malikа Magomedovna
Kabardino-Balkarian state university after H.M. Berbekov Institute of pedagogy, psychology and physical education and sports education, Russia, Nalchik
E-mail: [email protected]
Nagoev Budimir Borisovich
Kabardino-Balkarian state university after H.M. Berbekov Institute of pedagogy, psychology and physical education and sports education, Russia, Nalchik
E-mail: [email protected]
Comparative analysis of the features of the socio-psychological adaptation of students in the conditions of an educational institution
Abstract. In the article approaches to definition of concepts "adaptation", "social adaptation", "psychological adaptation", "social and psychological adaptation", "disadaptation" are analyzed. In the course of the research, the views of the authors who made a great contribution to the consideration of the concepts "adaptation", "social and psychological adaptation" and "disadaptation" were revealed.
The paper considers the types of social and psychological adaptation of the personality and the category of factors influencing adaptation. Features of social and psychological adaptation of first-graders and first-year students in an educational institution are described.
It was revealed that:
• most of the younger students and students have been successfully adapted. However, first-year students and first-year students experienced anxiety, anxiety, nervousness, concern, etc. when entering the new conditions of an educational institution;
• the level of personal adaptation is the result of the process of adaptation;
• first-graders and first-year students have similar characteristics of socio-psychological adaptation in an educational institution.
Thus, the well-being, activity, good mood, emotional state and emotional attitude of the students indicate that they have easily adapted in the new conditions of the educational institution, and their situational and personal anxiety presupposes such adaptation results in the new environment and environment that affect to their mental processes.
Keywords: adaptation; social and psychological adaptation; social adaptation; psychological adaptation; disadaptation; socialization of the individual