ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА_
УДК 378.4
doi 1018101/1994-0866-2017-1-3-9
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© Гречкина Людмила Юрьевна аспирант, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению процесса адаптации студентов отраслевого вуза. Исследование процесса адаптации осуществлено на базе Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта. Автором статьи проанализированы ожидания студентов-первокурсников относительно учебы в данном учебном заведении, а также их уровень осведомленности о будущей профессиональной деятельности, проведено сравнение по различным направлениям подготовки. Автором выявлены характерные трудности студентов-первокурсников в области социальной, учебной (дидактической) и профессиональной адаптации, проанализирована динамика показателей адаптации на протяжении первого курса обучения. Обнаружена положительная статистически значимая взаимосвязь между процессом социальной адаптации студентов и экстраверсией личности, а также выраженная взаимосвязь между показателями дидактической адаптации и агрессивностью. Полученные в ходе исследования выводы могут использоваться для разработки комплексных программ психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов.
Ключевые слова: адаптация, адаптированность, образовательная среда, студенты, первокурсники, социальная адаптация, дидактическая адаптация, профессиональная адаптация, индивидуально-типологические особенности, психолого-педагогическое сопровождение.
Процесс модернизации высшего образования в России обусловлен интенсивными изменениями, происходящими во всех сферах общественно-экономической жизни. Вузы призваны обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности. В связи с этим не теряет своей актуальности проблема адаптации студентов в образовательной среде вуза.
Известно, что адаптационный процесс протекает на протяжении всего периода обучения в вузе, однако сензитивным для развития адаптивных свойств личности и способов поведения является начальный период обучения в вузе [6]. В процессе адаптации недавних школьников к студенческой жизни выделяют психофизиологический, психологический и социальные уровни. Адаптация требует вовлечения психофизиологических резервов еще не вполне сформировавшегося организма и сопряжена с кризисом юноше-
ского возраста, важным этапом формирования личности. Типичные трудности студентов-первокурсников обусловлены как внешними (объективными), так и внутренними (субъективными) факторами среди которых выделяют факторы, отражающие уровень довузовской подготовки; факторы, характеризующие индивидуальные особенности студента как субъекта адаптационного процесса; факторы, связанные с условиями обучения; факторы, связанные с условиями жизни в семье [6]. Процесс вузовской адаптации — это не пассивное приспособление обучающегося к условиям и воздействиям образовательной среды, адаптация предполагает активное взаимодействие обучающегося с образовательной средой, в ходе которого происходит развитие и преобразование личности обучающегося.
В психолого-педагогических исследованиях выделяют различные структурные компоненты процесса вузовской адаптации. Психологические и личностные компоненты анализируются в исследованиях И. В. Агличевой, А. Г. Маклакова, Н. А. Зарембо и др. Наличие в структуре вузовской адаптации социального и профессионального компонентов подтверждается исследованиями Ю. М. Забродина, Е. П. Албитовой, Т. А. Жуковой, Н. Н. Захарова, С. А. Руновой и др. Адаптация к учебной деятельности или дидактический аспект вузовской адаптации рассматривается в трудах Т. В. Соло-диловой, Н. Н. Караваевой, Т. Д. Дубовицкой, Т. В. Безюлевой и др.
А. А. Смирнов и Н. Г. Живаев в своей монографии обобщают существующие подходы к изучению вузовской адаптации и выделяют в ее структуре следующие взаимосвязанные компоненты: социальный, дидактический и профессиональный [7]. Мы разделяем данную точку зрения и в качестве интегративного звена, обусловливающего каждый из компонентов вузовской адаптации, предлагаем рассматривать личность обучающегося, а именно индивидуально-типологические свойства, характер, склонности и способности.
На базе Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта (филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения») нами было проведено исследование с целью изучения процесса адаптации студентов к образовательной среде вуза. В первый учебный день в ходе письменного опроса первокурсников были выявлены ожидания студентов относительно учебы в УУИЖТ, всего было опрошено 50 человек (из 68). Далее в таблице представлены мотивы выбора вуза и профессии в порядке убывания их значимости. Отметим, что респондентам можно было выбрать несколько из предложенных вариантов ответа.
Таблица 1
Мотивы выбора вуза и профессии Кол-во выборов (в %)
Здесь дают качественное образование 49
По совету знакомых, родных 37
Хочу посвятить себя работе в железнодорожной отрасли 30
Низкий конкурс при поступлении, было легче поступить именно сюда 12
Ближе других вузов расположен к дому 6
Умеренная оплата за обучение 2
Согласно полученным данным, почти половина поступающих в данный вуз студентов рассчитывает в первую очередь на получение качественного образования.
Также в первый учебный день студентам был задан вопрос о том, имеют ли они представление о будущей профессиональной деятельности. На данный вопрос 58 % первокурсников ответили, что уверены в правильности своего выбора и хорошо знают будущую профессиональную деятельность; 38 % — имеют очень смутное представление о выбранной профессии; 2 % выбрали варианты: «еще не задумывался о профессиональной деятельности, главное для меня окончить университет» и «для меня важнее получить вообще высшее образование, чем оценивать область профессиональной деятельности». Таким образом, можно констатировать, что профориентацион-ная работа с абитуриентами проводится недостаточно эффективно и ее необходимо совершенствовать. На наш взгляд, в целях дальнейшей профессиональной адаптации в вузе необходимо проводить профориентацию в таких формах, как недели специальности, встречи с выпускниками и специалистами-практиками, проведение тренингов по планированию карьеры и т. д. Это позволит снизить вероятность возникновения явлений профессиональной дезадаптации и количество оттока студентов в другие вузы и сферы профессиональной деятельности. По данным опроса можно выделить следующие направления подготовки — «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (75 % опрошенных имеют очень смутное представление о профессии) и «Управление персоналом организации» (только 15 % опрошенных имеют четкое представление о своей будущей профессиональной деятельности).
В конце первого месяца учебы в институте было проведено анкетирование студентов с целью выявления трудностей, с которыми они сталкиваются в первый месяц обучения в вузе (выборка составила 65 человек). Согласно полученным данным, наибольшие затруднения у студентов вызывают три группы проблем: недостаток свободного времени (47 % опрошенных), неудобное расписание (34 %) и перегруженность учебными занятиями (26 %). Таким образом, наиболее значимой для учащихся первого курса является проблема рационального планирования времени. На наш взгляд, этим и обосновано появление усталости, утомления, переутомления в первые дни учебы в институте, на что указали 30% опрошенных студентов.
В целом 85 % опрошенных посещают занятия с интересом, 19% отмечают бодрое состояние, 8% указывают на постоянную необходимость бороться с ленью, 6 % испытывают скуку в процессе учебной деятельности, а для 4% опрошенных учеба в институте связана с беспокойством, тревогой.
На трудности с установлением контакта с одногруппниками указали лишь 2 % опрошенных, 72 % ответили, что им нравится общение с одно-группниками, 51 % студентов ответили, что в группе у них есть несколько приятелей, 49% учащихся считают себя членами коллектива.
В середине первого семестра обучения с помощью «Методики экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу» (авторы М. С. Юр-кина, А. А. Смирнов) [9] нами были получены данные об уровне адаптации студентов первого курса (табл. 2).
Как видно из таблицы 2, низкие показатели по шкале «Профессиональная адаптация» у более половины студентов первого курса (55%) свидетельствуют о том, что процессу профессиональной адаптации в вузе не уделяется должного внимания. Также достаточно высокий процент низких показателей отмечается по шкале «Дидактическая адаптация» (41 %). Это свидетельствует о том, что многим студентам учеба в институте дается достаточно трудно, такие студенты могут нуждаться в специально организованной педагогической поддержке.
Таблица 2
Уровень адаптации первокурсников (середина 2-го семестра)
Показатель Уровень адаптации (в %)
высокий средний низкий
Социальная адаптация 15 59 26
Дидактическая адаптация 15 44 41
Профессиональная адаптация 4 41 55
На данном этапе мы изучили взаимосвязь между полученными показателями адаптации и индивидуально-типологическими свойствами личности студентов, которые оценивались с помощью методики «Индивидуально-типологический опросник» (автор Л. Н. Собчик). Для установления статистической взаимосвязи между показателями адаптации и индивидуально-типологическими свойствами использовался коэффициент корреляции При-сона. В таблице 3 представлены полученные коэффициенты корреляции (статистически значимые из них выделены жирным шрифтом).
Таблица 3
Взаимосвязь показателей адаптации и индивидуально-типологических особенностей
Социальная адаптация Дидактическая адаптация Профессиональная адаптация
Экстраверсия 0,715* -0,158 -0,283
Спонтанность 0,447 0,155 0,143
Агрессивность 0,056 -0,782** -0,464
Ригидность 0,305 -0,479 0,249
Интроверсия -0,425 -0,068 0,025
Сензитивность 0,552 0,381 -0,281
Тревожность 0,437 -0,094 0,095
Лабильность 0,493 0,188 0,490
Примечание: *р<0,05; **р<0,01
Таким образом, статистически значимые взаимосвязи были выявлены в следующих случаях: положительная корреляция между показателями экстраверсии и уровнем социальной адаптации (на уровне значимости 0,05), а также высокая отрицательная корреляция между показателями агрессивности и дидактической адаптацией (на уровне значимости 0,01). Взаимосвязи между показателями профессиональной адаптации и индивидуально-типологическими качествами выявлено не было. Полученные данные можно интерпретировать следующим образом: студенты экстравертированного склада личности быстрее и легче приспосабливаются к новой социальной среде, так как они склонны проявлять инициативу в общении, им нравится общаться с разными людьми, в целом им присуща социальная смелость; агрессивность отрицательно влияет на показатели дидактической адаптации в связи с тем, что преподаватели зачастую негативно воспринимают стремление студентов к самоутверждению и самостоятельности, подавляют проявление избыточной активности личности, стремятся искоренить низкую под-чиняемость личности, в частности, путем снижения оценок и ужесточения требований. Отсутствие статистически значимых показателей взаимосвязи между индивидуально-типологическими чертами и профессиональной адаптацией можно объяснить тем, что данный вид адаптации связан скорее с мо-тивационной структурой личности, ее направленностью, наличием определенных интересов и склонностей, а не с индивидуально-типологическими особенностями.
В середине второго семестра нами было проведено исследование процесса адаптации первокурсников по «Методике исследования адаптированно-сти студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой [2]. Методика включает две шкалы: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности. Данные, полученные с помощью методики, представлены в таблице 4.
Согласно полученным данным студентов с низким уровнем адаптиро-ванности к учебной группе выявлено не было. Это свидетельствует о том, что студенты в целом не испытывают серьезных трудностей в общении с одногруппниками, однако четверть студентов (25%) все же имеет уровень адаптированности к учебной группе ниже среднего. Это показывает, что студенческая группа в данный момент еще находится в стадии становления, нормы и правила группы разделяются не всеми, некоторые члены группы не встречают понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников.
Таблица 4
Уровень адаптированности студентов (середина 2-го семестра)
Критерий адптированности Уровень адаптированности, %
высокий выше средн. средн. ниже средн. низкий
К учебной группе 4 54 17 25 0
К учебной деятельности 13 29 25 25 8
По шкале адаптированности к учебной деятельности были получены следующие результаты: 8 % студентов имеют низкий уровень адаптированности, 25 % — ниже среднего. Полученные данные свидетельствуют о том, что более 30 % студентов с трудом осваивают учебные предметы и выполняют учебные задания, нуждаются в дополнительных консультациях; им трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли, они не могут проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.
По результатам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
- вузовская адаптация представляет собой процесс активного взаимодействия обучающегося с образовательной средой, результатом которого является изменение и развитие личности, формирование новых адаптационных поведенческих стратегий. Вузовская адаптация включает три взаимосвязанных компонента: социальную, дидактическую и профессиональную;
- большинство студентов имеет направленность на получение качественного образования и смутное представление о содержании будущей профессиональной деятельности;
- в первый месяц обучения в вузе студенты сталкиваются с трудностями в рациональной организации собственного времени, что субъективно сопровождается ощущением усталости и состояниями утомления и переутомления;
- в начальный период обучения большинство студентов не испытывают серьезных трудностей в общении с однокурсниками. Однако с середины второго семестра четверть студентов отмечает непонимание со стороны од-ногруппников, что может свидетельствовать о кризисном этапе становления студенческой группы. Социальная адаптация в целом проходит легче у студентов с выраженными чертами экстраверсии;
- значительная часть студентов испытывает трудности адаптации к учебной деятельности (дидактической адаптации) на протяжении всего первого курса, о чем свидетельствуют данные тестирования, проведенного в середине 1-го и 2-го семестров. Причем больше всего трудностей в плане дидактической адаптации испытывают студенты независимого склада личности, проявляющие излишнюю активность и стремление к самоутверждению, в частности, путем сопротивления правилам и невыполнения предложенных заданий, что воспринимается преподавателями как агрессивность, которую необходимо искоренять посредством снижения оценок и ужесточения требований.
Полученные в ходе проведенного исследования выводы могут быть использованы при разработке комплексных программ психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов вуза.
Литература
1. Албитова Е. П., Рогалева Г. И. Социальная адаптация студентов — условие формирования субъектной позиции, социального статуса «студент вуза» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — № 4(13). — С. 90-93.
2. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. Я. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 2. — С. 27-46.
3. Дугарова Т. Ц., Шахмалова И. Ж. Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — № 1(166). — С. 57-62.
4. Маклаков А. Г., Головешкин И. Д. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина . — 2011. — № 3. — С. 29-37.
5. Очирова Е. А., Дугарова Т. Ц. Эмоциональная напряженность как фактор психологический дезадаптации студентов 1 курса // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. — Киров, 2014. — С. 246-248.
6. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2008. — № 3. — С. 13-14.
7. Смирнов А. А., Живаев Н. Г. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2009. — 115 с.
8. Федотова Л. А. Адаптация в образовании: состояние, проблемы, перспективы / Л. А. Федотова, Е. В. Абраменко, А. В. Соловьев, Р. В. Ященко; ВолгТГУ. — Волгоград, 2015. — 150 с.
9. Юркина М. С., Смирнов А. А. Разработка и апробация методики для экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2015. — Т. 21, № 1. — С. 82-87.
STUDY OF UNIVERSITY STUDENTS' ADAPTATION
Lyudmila Yu. Grechkina
Research Assistant, Department of General Pedagogy
Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: [email protected]
The article studies the process of students' adaptation to learning in Ulan-Ude Institute of Railway Transport. We have analyzed the expectations of first-year students concerning the learning process in the institute, as well as the level of their awareness of future professional activity. The work reveals the difficulties of students' adaptation to social environment, educational and professional activities, analyzes the dynamics of adaptation indicators during the first academic year. It is found positive correlation between adaptation to social environment and extroversion of personality; at the same time there is a strong correlation between adaptation to educational activity and aggressiveness. The findings of the study can help to develop complex programs of pedagogical and psychological support of students' adaptation to learning at high educational establishment.
Keywords: adaptation, adaptedness, educational environment, students, freshmen, social adaptation, didactic adaptation, professional adaptation, individual typological features, psychological and pedagogical support.