УДК 159.99 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10505
ББК 88 © М.В. Виноградов, О.А. Ульянина, 2020
Научные специальности: 19.00.05 — социальная психология; 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД
Михаил Викторович Виноградов, заместитель начальника отдела организации психологической работы Департамент государственной службы и кадров
Министерство внутренних дел Российской Федерации (119991, г. Москва, ул. Житная, 16) E-mail: vmifa@mail.ru
Ольга Александровна Ульянина, руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования Российской академии образования, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, доктор психологических наук, профессор РАО НИЦ Академии управления МВД России (125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: lelia34@mail.ru
Аннотация. Раскрываются социально-психологические особенности ведомственного образования; анализируется современное состояние профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Выделяются существующие проблемы в данной области, среди которых: уровень адаптационного потенциала обучающихся; сформированность мотивации; рост отчисленных первокурсников; степень благоприятности социально-психологического климата и уровень конфликтности в учебных коллективах; риски суицидально направленного поведения. В заключение, на основании проанализированных проблем и причин их возникновения, актуализируется необходимость поиска эффективных психолого-педагогических ресурсов формирования у обучающихся положительной концепции собственной личности и окружающего мира.
Ключевые слова: профессиональное образование; сотрудники органов внутренних дел; социально-психологические проблемы; психолого-педагогическое сопровождение.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF POLICE OFFICERS
Mikhail V. Vinogradov, Deputy Head of the Department of Psychological Work Organization of the Department of Civil Service and Personnel
Ministry of Internal Affairs of Russia (119991, Moscow, Zhitnaya str., 16) E-mail: vmifa@mail.ru
Olga A. Ulyanina, Head of the Federal Resource Center for psychological service in the education system of the Russian Academy of education, chief researcher of the Research Center of the Academy of Management of MIA of Russia, Doctor of Psychological Sciences, Professor of RAE
RC of Academy of Management of MIA of Russia (125171, Moscow, ul. Zoi and Alexander Kosmodem'yanskikh, 8) E-mail: lelia34@mail.ru
Abstract. The article reveals the socio-psychological features of departmental education; analyzes the current state of professional training of police officers. The article highlights the existing problems in this area, including: the level of adaptive potential of students; motivation formation; growth of expelled first-year students; the degree of favorable socio-psychological climate and the level of conflict in educational groups; risks of suicidal behavior. In conclusion, on the basis of the analyzed problems and their causes, the need to find effective psychological and pedagogical resources for the formation of students ' positive concept of their own personality and the world around them is actualized.
Keywords: professional education; employees of internal Affairs bodies; socio-psychological problems; psychological and pedagogical support.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Виноградов М.В., Ульянина О.А. Социально-психологические проблемы профессионального образования сотрудников ОВД. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):326-334.
Среди образовательных организаций, осуществляющих подготовку юристов, в отдельную категорию выделяются ведомственные образовательные организации. Остановив свой выбор на подобном заведении, молодой человек не только поступает на учебу, но и, как правило, становится сотрудником органов внутренних дел (далее — ОВД). Данное обстоятельство определяет следующие особенности образовательной среды ведомственных вузов и социальной ситуации развития курсантов (слушателей) в целом [6]:
• необходимость прохождения профессионального психологического отбора, включающего комплекс психофизиологических и психологических обследований;
• наличие подразделения психологической работы в образовательной организации, специалисты которого осуществляют непрерывное психолого-педагогическое сопровождение формирования личности курсантов (слушателей), их социализации и профессионализации;
• наличие иных должностных лиц, отвечающих за сопровождение учебного процесса (курсовые офицеры, профессорско-преподавательский состав, включая отдельно закрепляемых за каждой учебной группой педагогов-кураторов, специалисты подразделений воспитательной работы, сотрудники научных центров, ветераны ОВД и т.д.).
• строгая субординация и соподчинение как должностных лиц образовательной организации, так и курсантов (слушателей);
• как правило, многонациональный состав обучающихся, приехавших на обучение из различных регионов России и стран ближнего зарубежья;
• возможное совместное проживание учащихся в общежитии;
• обязанность соблюдения законодательства, регламентирующего деятельность правоохранительных органов;
• в отличие от студентов гражданских вузов курсантам (слушателям) выплачивается денежное довольствие, значительно превышающее размер стипендии;
• ношение курсантами (слушателями) форменной одежды;
• заступление в наряды, суточные дежурства и на охрану общественного порядка;
• профессиональная служебная (специальная) подготовка как дополнение к перечню базовых дисциплин (стандартных для гражданского вуза);
• строго регламентированный распорядок времени и вовлеченность курсантов (слушателей) в деятельность образовательной организации
в течение дня;
• помимо учебы и службы курсанты (слушатели) принимают участие в научной, спортивной, культурной сферах деятельности образовательной организации.
Таким образом, создаваемая в ведомственных вузах образовательная среда не только способствует всестороннему формированию личности обучающихся, но и открывает возможности для самореализации потенциала курсантов (слушателей). За время обучения в образовательной организации курсанты получают профессионально ориентированные знания, способствующие формированию их ценностно-мотивацион-ной сферы, правосознания, мировоззренческих жизненных ориентиров [1; 4]. Поэтому выпускники этих организаций обладают достаточным уровнем социальной и эмоциональной зрелости [16; 26].
В МВД России создана, функционирует и совершенствуется эффективная практико-ориентированная система подготовки кадров, обеспечивающая возможность непрерывного образования сотрудников на протяжении всей службы. Основными её элементами являются 29 ведомственных образовательных организаций (3 университета, 4 академии, 13 институтов, 2 школы подготовки специалистов-кинологов, 6 суворовских училищ и кадетский корпус). В последние годы увеличен набор на обучение в образовательные организации МВД России по наиболее востребованным специальностям, таким как Правоохранительная деятельность и Правовое обеспечение национальной безопасности.
Актуальным проблемам профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД, методологическим подходам в ведомственном образовании посвящены работы же таких авторов, как В.Л. Кубышко, И.О. Котенев, М.И. Марьин, В.Е. Петров, А.М. Столя-ренко, С.Н. Федотов, В.Л. Цветков, Ю.А. Шаранов и др. В работах ученых обозначены требования к личным и деловым качествам сотрудников ОВД, определены условия и факторы их формирования.
Тенденции совершенствования современной системы высшего образования определяют проблему обеспечения целенаправленного взаимодействия социокультурных, психологических и педагогических условий, адекватных процессам трансформаций, происходящих в российском обществе. В ситуации реформирования системы МВД России особую значимость приобретает поиск новых психолого-педагогических ресурсов, позволяющих повысить эффективность подготовки компетентных специалистов правоохранительной деятельности.
Цель исследования — выявление социально-психологических проблем современного ведомственного образования, влияющих на качество профессиональной подготовки сотрудников ОВД и рассмотрение
перспективных направлений совершенствования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в системе МВД России.
Получить высшее образование в ведомственных вузах изъявляет желание значительное число граждан и сотрудников ОВД. Чтобы этот этап был пройден успешно, при его организации необходимо учитывать не только запросы общества и Министерства внутренних дел Российский Федерации, но и знать и понимать особенности мотивации, прежде всего молодежи, к получению высшего образования, учитывать структуру этой мотивации. Это позволит вести адекватную про-фориентационную работу в территориальных органах и образовательных организациях, начиная с выбора направления подготовки и уровня профессионального образования, и далее — на протяжении обучения в образовательной организации. Понимание структуры мотивации именно в начальный период обучения является чрезвычайно важным, поскольку позволяет повысить качество обучения и ускорить процесс психологической адаптации курсантов к условиям учебной деятельности, способствует осмыслению причин их отчислений, прежде всего, на первом году обучения.
За последние пять лет зафиксирован значительный рост числа отчисленных первокурсников, со 101 в 2015 году до 215 в 2019 году или +50,3% к аналогичному периоду прошлого года [13; 14].
Такая динамика отчислений обуславливает необходимость анализа причин и факторов, влияющих на данные обстоятельства. Сегодня очевиден противоречивый характер реализации в ряде гражданских вузов идеи так называемого «эффективного контракта» [11], когда качество работы преподавателя в отдельных случаях измеряется количеством обучающихся, отчисленных из образовательной организации. Безусловно, что отдельно взятый преподаватель не должен нести ответственность за сохранность контингента обучающихся, поскольку отчисление студента или курсанта — это показатель, отражающий состояние всей системы образования, включая возможную слабую довузовскую подготовку, институт единого госэкзамена, критерии отбора в вуз и ряд других показателей [10].
Вместе с тем важно понять, почему образовательная среда ведомственных вузов для отдельных курсантов в социально-психологическом смысле не является комфортной, и они изъявляют желание прекратить обучение по собственной инициативе?
Ответ на данный вопрос, на наш взгляд, содержится в результатах эмпирических исследований мотивации к получению высшего образования [9]. На основании анализа результатов можно утверждать, что ведущим мотивом получения высшего образования для молодежи является мотив материального благополучия, который тесно связан с мотивами востребован-
ности на рынке труда и повышения своего социального статуса.
Высоко значимыми для многих обучающихся являются такие мотивы, как самореализация и профессионализация (желание стать квалифицированным специалистом, компетентным сотрудником). Однако отдельные из них не представляют, что такое быть профессионалом, какая реальность стоит за этими словами [24].
В связи с этим мотив профессионализации не выполняет полноценно функцию побуждения к получению высшего образования, по крайней мере, в начальный период обучения в вузе. Тем более в условиях, когда ясный социально одобряемый образ полицейского отсутствует. Эти данные соотносятся с результатами социологических опросов, согласно которым для большинства учеников и их родителей высшее образование — это возможность хорошо зарабатывать (соответственно 75% и 65% респондентов) [5; 23; 25].
Таким образом, можно говорить о существовании двух групп первокурсников с различной мотивацией: в первой — преобладают мотивы социализации (материальное благополучие, востребованность на рынке труда, руководство и власть, социальный статус), во второй — мотивы индивидуализации (самореализация, общекультурный уровень, самостоятельный взгляд на вещи) [21].
Поэтому возможным фактором, способствующим отчислению из образовательных организаций, является противоречие между ожиданиями курсантов относительно будущего материального благополучия, социального статуса, формирования у них тех или иных личностных компетенций и действительностью.
По данным ВЦИОМ, ожидания относительно уровня заработной платы у молодых людей со средним профессиональным образованием по сравнению с лицами, получающими высшее образование в ряде случаев скромнее. Отмечается и иная мотивация получения среднего профессионального образования. По мнению 57% учеников и 49% родителей, ключевым здесь является приобретение необходимых знаний [5].
Сказанное ставит в число актуальных вопросов необходимость проработки возможности более широкого обучения в ведомственных образовательных организациях по программам среднего профессионального образования, поскольку получить такое образование стремятся граждане, чьи запросы на достойную зарплату и иные гарантии в большей степени соответствуют сегодняшним возможностям МВД России.
Решение проблемы адаптации курсантов к условиям учебной деятельности, а также снижение числа лиц, уволенных в первые годы обучения, также возможно путем реализации целенаправленной психологической работы. В этих целях Департаментом
государственной службы и кадров МВД России (далее — ДГСК МВД России) разработаны и направлены в образовательные организации МВД России соответствующие методические рекомендации (от 13.12.2018 № 21/8/14114), которые определяют основные организационно-методические мероприятия, способствующие личностно-профессиональному развитию курсантов [17; 18].
Важным аспектом психологической работы является изучение личностных и профессиональных качеств курсантов, адаптационного потенциала, особенностей формирования личности; осуществление психологической подготовки к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.
Реализация в повседневной деятельности рекомендаций позволяет обеспечить развитие у курсантов таких интегральных характеристик личности, как психологическая устойчивость и самоэффективность, формирование индивидуальных особенностей, предопределяющих социально-психологическую компетентность [22].
Другой серьезной проблемой, тесно связанной с отчислениями первокурсников, является создание в учебных коллективах благоприятного социально-психологического климата, в том числе определяющего комфортность образовательной среды в целом. При этом состояние психологического климата рассматривается не только в качестве одного из элементов внутренней структуры образовательной организации, но и в качестве полифункционального показателя. Именно состояние климата чаще всего выступает индикатором:
• во-первых, психологического потенциала личности в коллективе и коллектива в целом;
• во-вторых, неиспользованных возможностей — не только реализуемых, но и латентных;
• в-третьих, барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива [8].
Эффективность учебной, служебной деятельности курсантов во многом зависит от социально-психологических явлений в коллективах, а именно: характера и эмоциональной окраски взаимоотношений, сплоченности; степени согласованности формальных и неформальных структур; наличия, а также способов разрешения и предупреждения межличностных конфликтов; степени соответствия стиля руководства уровню развития коллектива.
Благоприятный социально-психологический климат учебного коллектива является одним из важнейших условий повышения качества образования. А его формирование становится одним из наиболее приоритетных направлений работы как психолога в образовательной организации, так и самого руководителя.
Результаты проводимых исследований свидетельствуют, что социально-психологический климат в подавляющем большинстве коллективов образователь-
ных организаций благоприятный — 825 (76%) или среднеблагоприятный — 257 (23,7%), способствующий продуктивной совместной деятельности курсантов, слушателей, а также их всестороннему личност-но-профессиональному развитию [14].
Успешная реализация учебных, служебных задач, возможна посредством совместной деятельности высокоорганизованных и сплоченных коллективов. Эффективность этой деятельности определяется спецификой межличностных отношений среди курсантов, мотивационной готовностью и психологическим состоянием личного состава, управленческой компетентностью руководителей. В этой связи важным является не только создание успешной команды, но и поддержание ее функциональности на каждом этапе формирования коллектива. Данные обстоятельства обуславливают необходимость в непрерывной оценке, анализе и прогнозировании внутригрупповых процессов, происходящих в коллективе и влияющих на общие показатели учебной и служебной деятельности.
В ряде образовательных организаций работа по изучению, анализу и оценке морально-психологического состояния курсантов и слушателей, а также социально-психологического климата в учебных коллективах нуждается в совершенствовании. Так, одной из актуальных проблем в среде обучающихся остается нарушение установленных правил взаимоотношений между курсантами (слушателями), агрессивное поведение по отношению друг к другу.
Современными исследователями и практиками рассматриваются различные подходы к решению существующей проблемы — от создания коррекцион-но-развивающих программ формирования толерантности обучающихся, до развития межкультурной компетентности профессорско-преподавательского состава. Вместе с тем, несмотря на усилия педагогов и психологов, проблема межнациональных конфликтов в образовательных организациях, включая ведомственные, обостряется с каждым годом.
В течение первого полугодия в образовательных организациях системы МВД России количество разрешенных конфликтных ситуаций, произошедших по различным причинам, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 54% (с 37 до 57) [14].
Следует напомнить, что трагедией закончилась драка между слушателями Северо-Кавказского института повышения квалификации (в г. Нальчике). В результате полученных травм сотрудник МВД по Республике Карелия скончался. В отношении другого участника драки, сотрудника МВД по Чеченской Республике, возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 190 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) [12].
Однако причины возникновения конфликтных си-
туаций в учебных группах со смешанным этнокультурным составом имеют не только межнациональную основу [20]. Предшественником агрессии является различного рода депривация — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности (психофизиологические либо социальные), вызывающая не обязательно гнев, но и такие негативные эмоциональные состояния как печаль, обида, раздражение. На фоне возбуждения, возникающего по различным причинам, эти чувства вызывают гнев, который ищет «удобную мишень» для своих агрессивных проявлений. Основная цель агрессии — не причинение ущерба конкретному человеку, а попытка устранить или ослабить свое внутренне напряжение.
По какому принципу выбирается «удобная мишень»? Как правило, либо по тому, что она доступна и ее безопасно атаковать, либо по тому, что у окружающих какие-либо ее параметры, включая пол, национальную принадлежность, внешность, вызывают эмоциональные ассоциации с агрессией.
В связи с этим становится понятно, что говорить о формировании у обучающихся толерантности к друг другу по крайней мере малоэффективно. В данной ситуации возможен следующий выход — обучать курсантов и слушателей эмоциональной рефлексии, то есть пониманию своих чувств и их причин. Самоконтроль и сдерживание импульсивных реакций в трудных эмоциональных ситуациях является, в первую очередь, результатом понимания человеком самого себя, осознания причин и последствий своего поведения.
Особое внимание в условиях роста в 2019 году количества конфликтных ситуаций, а также числа курсантов, слушателей и сотрудников из числа постоянного состава, допустивших нарушения служебной дисциплины, следует уделить группе задач, связанных с:
• формированием у личного состава представлений о регулятивных функциях психики и сознания;
• совершенствованием навыков произвольной психической саморегуляции, направленных на поддержание психического здоровья;
• адресной поддержкой сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.
В целях активизации этой работы отделом организации психологической работы разработан и размещен на официальном сайте ДГСК МВД России в сети «Интернет» (дгск.мвд.рф) практический тренинг по управлению негативными эмоциями, агрессией.
Следует отметить, что деятельность руководства образовательных организаций, командиров учебных групп и преподавателей предусматривает в качестве одной из функций предупреждение возникновения указанных негативных явлений. Вместе с тем анализ
практической деятельности показывает, что руководство факультетов, строевые командиры в отдельных случаях формально выполняют свои обязанности, действуя исключительно административно-командными методами. Зачастую наблюдается их недостаточная активность в изучении индивидуальных особенностей курсантов и слушателей, характера отношений в коллективах, слабое знание фактического положения дел в подчиненных им подразделениях. Это иллюстрируется, в том числе, результатами социально-психологических исследований в текущем году степени авторитетности названных руководителей, выразившимися как в низком социометрическом статусе у ряда руководителей, так и в наличии фактов включенности некоторых из руководителей различного уровня в списки повышенного психолого-педагогического внимания.
Далеко не все командиры учебных групп обладают достаточной педагогической и психологической подготовкой, необходимой для работы в молодежных коллективах. Этим объясняются ошибки в их деятельности, связанной с организацией профилактики существующих социально-психологических проблем.
Профилактика и устранение негативных явлений в коллективе возможны только тогда, когда принимаемые управленческие решения базируются на объективном анализе конкретной ситуации. Существенным резервом обеспечения комфортных условий обучения и службы курсантов является контроль и использование социально-психологического потенциала коллектива. Это должно учитываться при комплектовании подразделений, в индивидуальной воспитательной работе, в профессиональной подготовке и аттестации, а также при выборе оптимальных стилей руководства в зависимости от уровня развития коллектива, результатов адаптации всех его членов к требованиям профессии и социальному окружению.
К сожалению, несмотря на наличие достаточных для организации эффективной профилактической работы сил и средств, в 2019 году в отличие от трех предыдущих лет в образовательных организациях допущены суицидальные происшествия [14].
Каждое происшествие оказало крайне негативное влияние на психологическое состояние личного состава и социально-психологический климат в коллективах.
Следует отметить, что среди личностных особенностей, способствующих суицидальному поведению у обучающихся — желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, стремление добиться сочувствия и понимания, доминирование эмоций над их контролем в оценке ситуации, готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно, эмоционально. Их отличает отрицательная концепция собственной личности, то есть представление о
своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Они не способны к конструктивному планированию из-за сильной погруженности в текущую ситуацию и чувства ее неразрешимости, переходящего в страх неудач и поражений в будущем. Для них характерно восприятие мира как враждебного, а также социальный пессимизм [3; 7].
Кроме того, в качестве отдельного фактора следует рассматривать стадию профессионализации курсантов и слушателей, связанную с формированием у них реальных представлений о профессии (разочарование, осмысление); накоплением профессиональных знаний, умений; формированием профессиональных и социальных компетенций.
В связи с этим усилия строевых командиров, профессорско-преподавательского состава, в том числе преподавателей, являющихся кураторами учебных групп, должны быть направлены на формирование у курсантов и слушателей положительной концепции собственной личности и окружающего мира, внутреннего контроля, эмоциональной пластичности, стрес-соустойчивости, адекватной самооценки, понимания ответственности за свою и чужую жизни.
При необходимости следует повышать уровень слаженности и координации действий руководителей всех уровней, сотрудников подразделений по работе с личным составом и медицинских организаций при проведении профилактических мероприятий.
Безусловно, преждевременный уход из жизни вследствие совершения самоубийства является одной из серьезных проблем общественного здоровья. Ежегодно по этой причине человечество теряет примерно 1 млн. человек. И прогнозы достаточно пессимистичны: названный показатель к 2020 году может составить 1,5 млн. человек [2].
Рост суицидальной активности среди населения подтверждается результатами профессионального психологического отбора кандидатов на обучение. В текущем году число лиц, склонных к суицидальному поведению, увеличилось на треть (с 97 до 131) [14].
На современном этапе в ОВД созданы правовые и организационные фильтры и заслоны, способствующие своевременному отсеву кандидатов, не способных в дальнейшем выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел, недопущению их к обучению в образовательных организациях системы МВД России. Из 6 тысяч кандидатов, прошедших обследование в 2019 году в образовательных организациях, около 500 гражданам, имеющим факторы риска отклоняющегося поведения или низкий уровень развития личностных и профессиональных качеств, по тем или иным причинам было отказано в направлении на обучение [14].
Тем не менее существующие в молодежной среде негативные тенденции оказывают воздействие на пра-
восознание курсантов и слушателей, а значит требуют анализа и учета в повседневной деятельности и выработки адекватных мер реагирования.
Наряду с ростом числа кандидатов, склонных к суицидальному поведению, отмечается значительное число лиц, потребляющих без назначения врача наркотические средства или психотропные вещества (34,4% от общего числа кандидатов, у которых выявлены факторы риска) [26]. Во многом это объясняется тем, что в ряде российских регионов отмечается рост распространения наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и находящихся в свободной продаже, появляются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения [15].
Около трети кандидатов от общего числа лиц, у которых выявлены риски отклоняющегося поведения, скрывают или искажают анкетные данные и, прежде всего, сведения о состоянии своего здоровья (31,3%). Значительное количество молодых людей злоупотребляет алкоголем или токсическими веществами (8,5%) [14].
Заключение
Обозначенные проблемы обуславливают необходимость реализации комплексных профилактических мер, направленных не только на раннее выявление лиц, имеющих риски отклоняющегося поведения, в частности посредством ежегодной диспансеризации, внеплановых медицинских осмотров и психологических обследований, но и формирование у курсантов антинаркотической личностной установки, мотивации к здоровому образу жизни, развитию психологической устойчивости к воздействию суицидогенных факторов.
Профилактика и устранение негативных социально-психологических явлений в учебных коллективах возможны только тогда, когда принимаемые управленческие решения базируются на всестороннем анализе конкретной ситуации. В этой связи значимым является управленческая грамотность руководителя, постоянный мониторинг информации, получаемой в результате психологической работы с обучающимися с использованием научно обоснованных методов, ориентированных на объективный анализ межличностных взаимоотношений и социально-психологических внутригрупповых процессов, явлений на всех стадиях формирования коллектива. Для данных целей в Министерстве имеются соответствующие ресурсы. По состоянию на 2020 г. в образовательных организациях МВД России осуществляют профессиональную деятельность 179 психологов, имеющих в своем арсенале современное психокоррекционное и психодиагностическое оборудование: 71 полиграф, 55 аппаратно-программных психодиагностических комплексов и 80 ка-
бинетов психологической регуляции.
Это значимый потенциал, который позволяет не только эффективно решать задачи в сфере работы с личным составом, повышать качество обучения, но и обеспечивать результативный отбор кандидатов в ходе вступительных испытаний в части оценки имеющихся у них знаний и готовности к успешному обучению в образовательной организации высшего образования. Такое направление деятельности может стать новой задачей психологов, вытекающей из следующих особенностей современного образования.
Существующий подход к оценке знаний путем проведения единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) на массовом уровне обеспечивает больший доступ к образовательным возможностям. Однако проводимое тестирование не дает ясного представления о достигнутых учениками образовательных результатах. Способность успешно выполнять тесты с так называемыми «высокими ставками» (ЕГЭ относится к этому типу), имеющими решающее влияние на доступ к образовательным возможностям, оказывается во многих случаях не связанной с пониманием проверяемого тестами материала. И зарубежными, и отечественными специалистами констатируется наличие проблемы несоразмерности тестовых показателей и реального образовательного уровня обучающегося. Идея создания свободной от коррупции процедуры, уравнивающей выпускникам шансы на поступление в вузы, подвергается сомнению: по мнению исследователей, коррумпированность лишь «спустилась» в школы [19].
Вместе с тем одна из задач психологов при проведении профессионального психологического отбора, помимо выявления рисков отклоняющегося поведения и определения уровня развития профессионально важных качеств — это осуществление диагностических процедур, способных оценить, каким образом кандидат на обучение мыслит, как понимает задания интеллектуальных тестов, на какие учебные умения опирается при их выполнении. Результаты такой диагностики могут быть учтены приемными комиссиями при подготовке решения о зачислении на обучение кандидатов, показавших в ходе вступительных испытаний равные результаты. Это в значительной мере будет способствовать принятию обоснованных кадровых решений.
Литература
1. Баева И.А., Лактионова Е.Б., Тарасов С.В. Образовательная среда как фактор развития личности // Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания СПб., 2019. С. 13-20.
2. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Коноплева
И.Н Особенности обыденных представлений молодежи о самоубийцах // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/1/Bovina_ Dvoryanchikov_Konopleva.phtml.
3. Васильева Л.Н., Щепеткова С.С. О суицидальном риске у студентов-медиков // Историческая и образовательная мысль. 2015. Том 7. № 3. С. 43-57. DOI: 10.17748/2075-9908.20157.3.179-783.
4. Захра Р. Влияние моральной нормативности на психические состояния: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2019. 172 с.
5. Зачем, куда и на кого учиться? Мнение учеников, студентов и родителей. URL: www.wciom.ru.
6. Каримова Т.С., Подлиняев О.Л. К проблеме построения образовательного процесса в военизированных образовательных организациях на основе личностно-центрированного подхода // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 3 (82). С. 123-129.
7. Климов В.М. Айзман Р.И. Анализ факторов суицидального риска у студентов вуза. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Том 7. № 5. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.04.
8. Котляр М.Л. Социально-психологический климат образовательного учреждения как показатель согласованности стиля руководства и типа организационной культуры // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/1/Kotlyar. phtml.
9. Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н. Мотивация к получению высшего образования и ее структура // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 43-57. DOI: 10.17759/psyedu.2019110205.
10. Осипова Н.Г., Колодезная Г.В., Шевцов А.Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6 С. 158182. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-158-182.
11. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (ред. от 14.09.2015) «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_138313/.
12. Сайт РИА новости. URL: https://ria. ru/20191019/1559970415.html.
13. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2018 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России,
2019 год. 68 с.
14. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за
2019 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России,
2020 год. 73 с.
15. Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 (ред. от 23.02.2018) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_101259/.
16. Ульянина О.А. Психологическое сопровождение формирования личностной компетентности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России. М.: Академия управления МВД России: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.06 — юридическая психология, 2019. Том 1. 459 с.
17. Ульянина О.А., Виноградов М.В. Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения, в образовательных организациях системы МВД России (часть 1) // Психология и право. 2019. Т. 9. №2. С. 1-14. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.
18. Ульянина О.А., Виноградов М.В. Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения, в образовательных организациях системы МВД России (часть 2) // Психология и право. 2019. Т. 9. №3. С. 245-260. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.
19. Фокина А.В. Проблемы оценки качества образования обучающихся с применением тестовых аттестационных процедур // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. С. 83-94 DOI: 10.17759/psyedu.2019110208/.
20. Хухлаева О.В. Специфика конфликтов в классах со смешанным этнокультурным составом // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/ journal/2012/1/2793.phtml.
21. Baker W., Holcomb J.E., & Baker D. An assessment of the relative importance of criminal justice learning objectives // Journal of Criminal Justice Education. 2017. № 28. P. 129-148. DOI: 10.1080/10511253.2016.1172650.
22. Bruns D., & Magnan K. Police officer perspectives on higher education: Is the degree a necessary ingredient for the performance and behavior of police officers? Journal of Law and Criminal
Justice, 2014, 2(2), 27-45. DOI: 10.15640/jlcj. v2n2a3.
23. Bruns D.L., & Bruns, J.W. Assessing the worth of the college degree on self-perceived police performance // Journal of Criminal Justice Education. 2015. № 26(2). P. 121-146. DOI: 10.1080/10511253.2014.930161.
24. Edwards Bradley D. Perceived Value of Higher Education Among Police Officers. Electronic Theses and Dissertations. 2017, P. 3285. URL: https://dc.etsu.edu/etd/3285.
25. Garland B., & Matz A.K. Preparing community supervision officers through undergraduate education: A study of academic and practitioner expectations // Journal of Criminal Justice Education. 2017. № 28(2). P. 259-284. DOI: 10.1080/10511253.2016.1228989.
26. Paoline E.A., Terrill W., & Rossler W. T. Higher education, college degree major, and police occupational attitudes // Journal of Criminal Justice Education. 2015. № 26. P. 49-73. DOI: 10.1080/10511253.2014.923010.
References
1. Baeva I. A., Laktionova E. B., Tarasov S. V. Educational environment as a factor of personal development // Psychological security of the educational environment of the region: theoretical foundations and practice of creating St. Petersburg, 2019. P. 13-20.
2. Bovina I. B., Dvoryanchikov N. V., Konopleva I. N. Features of everyday ideas of young people about suicides // Psychological science and education psyedu.ru. 2013. № 1. URL: http://psyedu. ru/journal/2013/1/Bovina_Dvoryanchikov_ Konopleva.phtml.
3. Vasilyeva L. N., Shchepetkova S. S. about suicidal risk in medical students // Historical and educational thought. 2015. Volume 7. №. 3. P. 4357. DOI: 10.17748 / 2075-9908. 20157.3.179-783.
4. Zahra R. Influence of moral normativity on mental States: dis. ... Cand. the course of studies. Sciences. Kazan, 2019. 172 p.
5. Why, where and for whom to study? Opinion of students, students, and parents. URL: www. wciom.ru.
6. Karimova T. S., Podlinyaev O. L. On the problem of building the educational process in paramilitary educational organizations based on a person-centered approach // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2017. №. 3 (82). P. 123-129.
7. Klimov V. M. aizman R. I. Analysis of suicidal risk factors in University students. // Bulletin of
the Novosibirsk state pedagogical University. 2017. Volume 7. №. 5. DOI: 10.15293/2226-3365. 1705. 04.
8. Kotlyar M. L. Socio-psychological climate of an educational institution as an indicator of consistency of management style and type of organizational culture // Psychological science and education psyedu.ru. 2013. № 1. URL: http:// psyedu.ru/journal/2013/1/Kotlyar.phtml.
9. Krushelnitskaya O. I., Polevaya M. V., Tretyakova A. N. Motivation for higher education and its structure // Psychological and pedagogical research. 2019. Volume 11. № 1. P. 43-57. DOI: 10.17759/psyedu. 2019110205.
10. Osipova N. G., Kolodeznaya G. V., Shevtsov A. N. about regularities and reasons of deductions in higher education and motivation of students ' educational activity. 2018. Vol. 20. № 6. P. 158182. DOI: 10.17853 / 1994-5639-2018-6-158-182.
11. Order of the Government of the Russian Federation of 26.11.2012 No. 2190-R (ed. from 14.09.2015) "on approval Of the program for gradual improvement of the remuneration system in state (municipal) institutions for 2012-2018". URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138313/.
12. RIA Novosti Website. URL: https://ria. ru/20191019/1559970415.html.
13. Information on the state of work with the personnel of the internal Affairs bodies of the Russian Federation for 2018: Collection of analytical and informational materials. Moscow: DGC of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2019. 68 p.
14. Information on the state of work with the personnel of the internal Affairs bodies of the Russian Federation for 2019: Collection of analytical and informational materials. Moscow: DGC of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2020. 73 p.
15. Decree of the President of the Russian Federation of 09.06.2010 No. 690 (ed. of 23.02.2018)"on approval of the Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020". URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101259/.
16. Ulyanina O. A. Psychological support of development of personal competence of employees of internal Affairs bodies in educational institutions of the MIA of Russia. M.: Academy of management of MVD of Russia: the dissertation ... doctor of psychological Sciences: 19.00.06 — legal psychology, 2019. Volume 1. 459 p.
17. Ulyanina O. A., Vinogradov M. V. Main directions of psychological work with cadets and students, as well as employees who were first accepted for service, during professional training,
in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia (part 1) // Psychology and law. 2019. Vol. 9. № 2. P. 1-14. DOI: https:// doi.org/10.17759/psylaw.
18. Ulyanina O. A., Vinogradov M. V. the Main directions of psychological work with cadets and students, as well as employees who were first accepted for service, during professional training, in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia (part 2) // Psychology and law. 2019. Vol. 9. № 3. P. 245-260. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.
19. Fokin A.V. the problem of assessing the quality of education of students in application of test and certification procedures // Psychological and pedagogical research. 2019. Volume 11. № 2. P. 8394 DOI: 10.17759 / psyedu. 2019110208/.
20. Khukhlaeva O. V. Specifics of conflicts in classes with mixed ethnic and cultural composition // Psychological science and education psyedu.ru. 2012. # 1. URL: http://psyedu.ru/ journal/2012/1/2793.phtml.
21. Baker W., Holcomb J.E., & Baker D. An assessment of the relative importance of criminal justice learning objectives // Journal of Criminal Justice Education. 2017. № 28. P. 129-148. DOI: 10.1080/10511253.2016.1172650.
22. Bruns D., & Magnan K. Police officer perspectives on higher education: Is the degree a necessary ingredient for the performance and behavior of police officers? Journal of Law and Criminal Justice, 2014, 2(2), 27-45. DOI: 10.15640/jlcj. v2n2a3.
23. Bruns D.L., & Bruns, J.W. Assessing the worth of the college degree on self-perceived police performance // Journal of Criminal Justice Education. 2015. № 26(2). P. 121-146. DOI: 10.1080/10511253.2014.930161.
24. Edwards Bradley D. Perceived Value of Higher Education Among Police Officers. Electronic Theses and Dissertations. 2017, P. 3285. URL: https://dc.etsu.edu/etd/3285.
25. Garland B., & Matz A.K. Preparing community supervision officers through undergraduate education: A study of academic and practitioner expectations // Journal of Criminal Justice Education. 2017. № 28(2). P. 259-284. DOI: 10.1080/10511253.2016.1228989.
26. Paoline E.A., Terrill W., & Rossler W. T. Higher education, college degree major, and police occupational attitudes // Journal of Criminal Justice Education. 2015. № 26. P. 49-73. DOI: 10.1080/10511253.2014.923010.