Научная статья на тему 'Личностная компетентность сотрудников органов внутренних дел: условия и факторы ее формирования в образовательных организациях МВД России'

Личностная компетентность сотрудников органов внутренних дел: условия и факторы ее формирования в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОТРУДНИК ОВД / КУРСАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РОССИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / PERSONAL COMPETENCE / POLICE OFFICER / CADET / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / PSYCHOLOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянина Ольга Александровна

В статье рассматривается понятие личностной компетентности сотрудников ОВД и раскрывается ее структура. Описывается процесс формирования компетентных специалистов в рамках профессионального образования, неразрывно взаимосвязанный с возрастными особенностями обучаемых, которые необходимо учитывать при проектирование практико-ориентированной образовательной среды. Рассматриваются условия эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов через призму реализации комплексной программы сопровождения профессионального становления сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульянина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Competence of Employees of Internal Affairs Bodies: Conditions and Factors of Its Formation in Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with the concept of personal competence of ATS employees and reveals its structure. The article describes the process of formation of competent specialists in the framework of professional education, inextricably linked with the age characteristics of students, which must be taken into account when designing a practice-oriented educational environment. The conditions of effective professional training of future specialists through the prism of the implementation of a comprehensive program of support of professional development of employees of internal Affairs are considered.

Текст научной работы на тему «Личностная компетентность сотрудников органов внутренних дел: условия и факторы ее формирования в образовательных организациях МВД России»

УДК 1б9.9 ББК 88.8

@ О.А. УЛЬЯНИНА. 2019

ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

PERSONAL COMPETENCE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES: CONDITIONS AND FACTORS OF ITS FORMATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА УЛЬЯНИНА,

ведущий научный сотрудник, отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра Академии управления МВД России кандидат социологических наук, доцент капитан полиции Email: lelia34@mail.ru

OLGA ALEXANDROVNA ULYANINA, leading researcher, department of research problems branch managementresearch center Academy of Management PhD in sociology, professor police captain Email: lelia34@mail.ru

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: O.A. УЛЬЯНИНА. Личностная компетентность сотрудников органов внутренних дел: условия и факторы ее формирования в образовательных организациях МВД России. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 105—108.

Аннотация. В статье рассматривается понятие личностной компетентности сотрудников ОВД и раскрывается ее структура. Описывается процесс формирования компетентных специалистов в рамках профессионального образования, неразрывно взаимосвязанный с возрастными особенностями обучаемых, которые необходимо учитывать при проектирование практико-ориентированной образовательной среды. Рассматриваются условия эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов через призму реализации комплексной программы сопровождения профессионального становления сотрудников ОВД.

Ключевые слова: личностная компетентность, сотрудник ОВД, курсант, образовательная организация МВД России, психологическая работа

Annotation. The article deals with the concept of personal competence of ATS employees and reveals its structure. The article describes the process of formation of competent specialists in the framework of professional education, inextricably linked with the age characteristics of students, which must be taken into account when designing a practice-oriented educational environment. The conditions of effective professional training of future specialists through the prism of the implementation of a comprehensive program of support of professional development of employees of internal Affairs are considered.

Key words: personal competence, police officer, cadet, educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia, psychological work

Современный человек находится в постоянной динамике событий, бесконечного прогресса информационных технологий, изменяющихся требований к профессии, появление новых видов деятельности. В таких условиях возникает необходимость в поиске подходов

к определению комплекса возможностей и способностей человека, включая внутриличност-ный ресурс и потенциал.

Такая интегральная характеристика личности, которая позволила бы быть человеку гибким, мобильным, адаптивным и успешны

№ 2I2019

1Q5

в изменяющихся условиях жизнедеятельности в рамках данного исследования сформулирована в понятии «личностная компетентность».

В отечественной психологической и педагогической литературе понятие «личностная компетентность» мало представлено и описывается через призму частных компетенций, связанных с самореализацией, саморазвитием личности и являющихся структурными компонентами профессиональной компетентности. Однако, понятие личностной компетентности предполагает интериоризированное отношение к любому, в том числе профессиональному и социальному знанию. Следовательно, личностная компетентность более всеобъемлющая категория, чем компетентность профессиональная и не может быть ее подвидом или структурным элементом. Наоборот, высокий уровень сформированности личностной компетентности, как некий каркас, основа определяет успешность самореализации личности в профессиональной и социальной сферах жизнедеятельности, позволяя проявлять гибкость, мобильности в зависимости от смены профессиональной сферы и социальной ситуации развития. Кроме того, личностная компетентность позволяет человеку контролировать актуальное положение дел и поддерживать состояние равновесия между внешними требованиями и своими внутренними ресурсами, принимать адекватные решения в сложных ситуациях.

Личностная компетентность предполагает владение социальными и индивидуальными компетенциями, она включает личностное отношение к компетенциям и к предмету деятельности, сложившиеся в результате оценки эффективности — результативности действий и в отличие от других компетенций является более устойчивым и постоянным образованием.

Структура личностной компетентности сотрудника ОВД, в рамках данного исследования, основана с одной стороны на критериях профессиональной пригодности, обозначенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.12.2012 № 1259, с другой — на общекультурных компетенциях,

представленных в Федеральных государственных образовательных стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки специалитета [1].

Таким образом, личностная компетентность как интегральная, системообразующая основа частных компетенций представляет собой совокупность следующих компонентов: мотиваци-онно-ценностный, социальный, коммуникативный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный.

Выделенные компоненты личностной компетентности отражают структуру личности в целом и позволяют произвести оценку как индивидуальных результатов образовательной подготовки, так и эффективности в профессии. Итогом изучения динамики формирования личностной компетентности сотрудника ОВД является построение его личностного профиля, который позволяет составить более объективный и реалистичный прогноз дальнейшей профессиональной деятельности.

Формирование компетентных специалистов в рамках профессионального образования неразрывно взаимосвязано с возрастными особенностями обучаемых, которые необходимо учитывать при проектирование практи-ко-ориентированной образовательной среды и всех компонентов ее составляющих [2]. В образовательных организациях МВД России практико-ориентированное обучение связывается со специально организованным формирующим пространством, в котором преобладают прикладной аспект, современные психолого-педагогические технологии подготовки, обеспечивающие развитие курсантов посредством моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельности и решения соответствующих комплексных мультимодальных проблем, проектируемых на основании междисциплинарного подхода.

Создаваемая в ведомственных вузах образовательная среда не только способствует всестороннему формированию личности обучаемых, но и открывает возможности для самореализации потенциала курсантов в различных сферах жизнедеятельности [3]. Курсанты

за пять лет обучения получают профессионально ориентированные знания и колоссальный жизненный опыт, который формирует их ценностно-мотивационную сферу, правосознание, мировоззренческие жизненные ориентиры. Формирование личностной компетентности будущих специалистов в ведомственных вузах можно условно разделить на два периода: учебно-академический и учебно-профессиональный.

Содержание подготовки компетентного специалиста должно включать, в том числе виды психологической работы, предполагающие реализацию с курсантами практико-ориентированных тренинговых программ и программ индивидуального развития в рамках психологического консультирования и коррекции; моделирования новых деятельност-ных форм, методов, психотехнологий [4, 5]. Данные направления деятельности содержат в себе наличие проблемных нестандартных ситуаций и практических задач, с которыми курсанты столкнутся в своей последующей профессиональной деятельности.

Психологическая работа — один из востребованных и динамично развивающихся видов морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД. Становление и развитие ведомственной психологической службы прошло долгий путь, начиная с 1971 г ., когда впервые стала использоваться комплексная программа оценки кандидатов при поступлении на учебу/службу, и по сей день, когда психологическая работа, помимо отбора, включает в себя целый комплекс психопрофилактических, коррекционных, консультативных, тренинго-вых и иных мероприятий.

Преобразования современного гражданского общества и модернизация системы МВД России обуславливает необходимость в постоянном качественном научно-исследовательском, методическом и правовом сопровождении психологической работы, отвечающем реалиям жизнедеятельности и потребностям специалистов психологов на практике.

Перспективными направлениями совершенствования деятельности ведомственной

психологической службы являются определение критериев оценки (разработка матрицы компетенций) профессиональной успешности и разработка психодиагностического инструментария ее изучения с учетом требований к конкретной специальности; поиск новых психолого-педагогических ресурсов, позволяющих качественно влиять на подготовку компетентных специалистов правоохранительной деятельности.

Высокая социальная значимость деятельности ОВД определяет необходимость оптимизации основных форм, подходов и технологий профессионального обучения курсантов ведомственных образовательных организаций МВД России. Современные исследования подтверждают, что профессиональное развитие личности сотрудников правоохранительных органов обусловлено значительным числом причин и факторов, которые нуждаются в специальном изучении.

Одной из приоритетных задача повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов является создание последовательной структурированной всесторонне-ориентированной программы психологического сопровождения обучения курсантов в образовательных организациях МВД России. Реализация данной программы в виде основных направлений деятельности психологической работы позволит связать воедино практический опыт служебной деятельности и знания, умения, навыки полученные в ходе освоения учебных дисциплин.

Целью психологического сопровождения учебной, служебной деятельности курсантов является формирование их личностной компетентности, как базовой характеристики личности. Образом данной цели является подготовка мобильных, социально адаптированных, активных и успешных специалистов, способных самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития.

Программа психологического сопровождения профессиональной подготовки курсантов реализовывается посредством современных

№ 2/2019

107

психотехнологий моделирования новых дея-тельностных форм; индивидуальной и групповой работы; осуществления динамического контроля и оценки личных достижений курсантов. Психологическая работа проводится комплексно, системно, последовательно, непрерывно на протяжении всего периода обучения курсантов.

Усложняющиеся содержание и условия деятельности сотрудников ОВД повышают требования не только к их профессиональной подготовке, но и к формированию моральных и личностных качеств, ключевой из которых выступает личностная компетентность. Формирование личностной компетентности специалистов ОВД осуществляется в период обучения курсантов в образовательных организациях МВД России, где необходимо выстроить комплексную систему психологической работы, обеспечивающую подготовку компетентных специалистов, отличающихся личностной зрелостью, профессиональной мобильностью и способность находить оптимальные решения в различных жизненных и служебных ситуациях.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 № 1259 (ред. от 06.03.2015) «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // Режим доступа: //www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_138821/.

2. Костина Л.Н., Перков А.А. Психолого-педагогические методы развития психологического потенциала курсантов // Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. 2016. № 4. С. 164—166.

3. Нефедова Д.И. Особенности трансформации идентичности человека в процессе вхождения в ментальное пространство особой профессиональной среды: на примере сотрудников полиции: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2017. 184 с.

4. Носс И.Н., Кравченко А.В., Федотов А.Ю. К вопросу о моделировании личностно-профессио-нальной пригодности курсантов вузов МВД России // Инновации в образовании. 2017. № 2. С. 94—106.

5. Цветков В.Л., Рожков А.А. Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса у курсантов образовательных организаций системы МВД России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 2 (33). С. 191—193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.