► ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
УДК 159.922.6 ББК 88.4
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
AGE PSYCHOLOGY OF DEVELOPMENT OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Ульянина Ольга Александровна
Доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», кандидат социологических наук E-mail: [email protected]
Ulyanina Olga A.
Assistant Professor at the Department of Psychology, Pedagogy and Personnel Management, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Sociology
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается студенчество как социальная категория. Описываются психологические особенности возрастного периода от 17 до 23 лет. Определяется социально-психологическая специфика обучения будущих специалистов в ведомственных образовательных организация. Выделяются следующие периоды и фазы возрастного развития курсантов и слушателей: первый период - учебно-академический (1-3-й курс), включает три фазы и второй период -учебно-профессиональный (4-5-й курс), включает две фазы. На основании выделенных периодов описывается содержание возрастно-психологического развития, переживаемые кризисы, условия социальной ситуации развития, ведущий вид деятельности, новообразования личности. С учетом характерных особенностей
Abstract. The article deals with the students as a social category. The psychological features of the age range of 17-23 years are described. The socio-psychological specifics of training future specialists in departmental educational organizations are determined. The following periods and phases of the age development of cadets and listeners are students out: 1st academic period (1-3 years), includes 3 phases and 2 periods of vocational (4-5 years of study), includes two phases. On the basis of the selected periods, the content of the age-psychological development, the crises in question, the conditions of the social development situation, the leading type of activity, and the new formations of the personality are described. Taking into account the characteristic features of this age in the
для данного возраста в интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной сферах личности подчеркивается значимость психологического и педагогического воздействия на будущих специалистов в период обучения в образовательной организации высшего профессионального образования.
intellectual, emotional-volitional, motivational spheres of the individual, the importance of the psychological and pedagogical influence on future specialists during the period of study in the educational organization of higher professional education is emphasized.
Ключевые слова: возрастная психология, студенческий возраст, курсанты, ОВД, профессиональное образование, компетенции.
Keywords: age psychology, student age, cadets, internal affairs bodies, vocational education, competences.
Формирование компетентных специалистов в рамках профессионального образования неразрывно взаимосвязано с возрастными особенностями обучаемых, которые необходимо учитывать при проектировании практико-ориентированной образовательной среды и всех составляющих ее компонентов, включая систему психолого-педагогического воздействия на личность будущего специалиста.
Студенческий возраст выделяется в качестве профессионально формирующего в развитии личности, оказывающего влияние на будущую профессиональную и трудовую деятельность. Поэтому построение психологического и педагогического сопровождения формирования компетентных специалистов предусматривает рассмотрение возрастных особенностей становления личности в студенческий период.
Возраст молодых людей, обучающихся в вузе, как правило, от 17 до 23 лет. Этот возраст совпадает с окончанием периода ранней юности (15-17 лет) и началом взрослости (18-23 года).
В отечественной психологии студенчество как социальная категория изучалось психо -логической школой под руководством Б. Г. Ананьева [1]. Представители данной школы проводили исследования психофизиологических функций взрослых, среди которых студенты были определены в особую общность, организованную институтом высшего образования.
Следует отметить, что обучение в вузе имеет свои специфичные особенности, сопряженные с тем, что учебная деятельность тесно перекликается с социальной активностью, профессиональным становлением и развитием, поиском возможностей для самореализации личностного потенциала студентов и т. д. Успех в учебе напрямую зависит от самостоятельности, инициативности, личностной значимости для субъектов образовательного процесса. Таким образом, происходит плавный переход от внешне-ориентированного усвоения знаний к внутренне-ориентированному стремлению будущего специалиста к самообучению, самообразованию и саморазвитию. Усиливается данный факт существенным снижением внешнего контроля со стороны социально значимых взрослых в лице родителей и педагогов [2].
Как уже было отмечено ранее, студенческий возраст является переходным от юношеского возраста к ранней взрослости. Данный период связан с выбором и последующим освоением будущей специальности, становлением, развитием и совершенствованием в
профессии. Ведущим фактором развития является трудовая деятельность, а центральными задачами - ориентация как в профессии, так и в социально-личностной сфере (поиск партнера и создание семьи). Психологическими характеристиками данного возрастного периода является формирование самосознания и целостного «Я-образа» в мире других.
К студенческому возрасту волевая регуляция психической деятельности уже достаточно хорошо развита. А физиологическое и функциональной состояние организма позволяет выдерживать значительные физические, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки. Молодые люди способны проявлять высокую работоспособность, овладевая необходимыми компетенциями [3; 4].
Для возрастного периода от 17 до 23 лет характерно формирование системы ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций и социально направленных установок. Будущие специалисты уже на этапе обучения в вузе овладевают комплексом социальных ролей взрослого человека. Значимым новообразованием данного периода является самопознание и, как следствие, саморазвитие. Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, в которых выражается установка на сознательное построение собственной жизненной стратегии как проявление начала поиска ее смысла [5].
В процессе образовательной подготовки в вузе обучающиеся не только осваивают новые знания и умения по специальности, но и новую социальную роль. Профессиональная самоидентификация, как следствие осознания и принятия социальной роли, позволяет молодым людям ощутить собственную значимость и востребованность в обществе [6; 7].
Успешность учебной деятельности и последующего профессионального становления зависит от индивидуально-личностных особенностей. Часть личностных черт обусловлены психофизиологически, генетически, часть проявляются в процессе онтогенетического развития и, наконец, часть - в процессе социализации, одним из этапов которой является обучение в вузе [8].
Среди учебных заведений высшего профессионального образования в отдельную категорию выделяются ведомственные образовательные организации системы МВД России. Остановив свой выбор на подобном заведении, молодой человек не только поступает на учебу, но и на службу в ОВД. Данное обстоятельство определяет специфичность образовательной среды ведомственных вузов и социальной ситуации развития курсантов в целом [9]. А следовательно, возрастно-психологическое развитие личности обучаемых также имеет свои отличия. Однако прежде чем прейти к их описанию, следует вкратце остановиться на основных характерных особенностях образовательных организаций высшего профессионального образования МВД России:
• профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение, включающий комплекс психофизиологических и психологических обследований;
• наличие подразделений психологической работы в образовательной организации, специалисты которой осуществляют непрерывное психолого-педагогическое сопровождение формирования личности курсанта, ее социализации и профессионализации;
• наличие иных должностных лиц, отвечающих за сопровождение учебного процесса и влияющих на формирование личности курсантов: курсовые офицеры,
профессорско-преподавательский состав, включая отдельно закрепляемых за каждой учебной группой педагогов-кураторов; воспитатели подразделений морально-психологического обеспечения; сотрудники научных центров, ветераны и т. д.
• строгая субординация и соподчинение как должностных лиц образовательной организации, так и курсантов;
• многонациональный состав обучающихся, приехавших на обучение из разных регионов России и стран ближнего зарубежья;
• совместное проживание учащихся в общежитии в первый год обучения;
• курсанты с первых дней обучения являются сотрудниками ОВД, что накладывает дополнительные обязательства по соблюдению законодательства, регламентирующего деятельность правоохранительных органов;
• в отличие от студентов гражданских вузов, которые получают стипендию, курсантам выплачивается заработная плата, в разы превышающая сумму стипендии;
• форменная одежда;
• заступление в наряды, суточные дежурства и охрана общественного порядка;
• огневая и физическая подготовка, как дополнение к перечню базовых дисциплин (стандартных для гражданского вуза);
• выполнение хозяйственных работ, направленных на содержание в должном порядке учебных, жилых и хозяйственных объектов;
• строго регламентированный распорядок дня и вовлеченность курсантов в жизнь образовательной организации в течении всего дня;
• помимо учебы и службы, курсанты принимают участие в научной, спортивной, культурной деятельности.
Таким образом, создаваемая в ведомственных вузах образовательная среда не только способствует всестороннему формированию личности обучаемых, но и открывает возможности для самореализации потенциала курсантов в различных сферах жизнедеятельности. Курсанты за пять лет обучения в образовательной организации МВД России получают профессионально-ориентированные знания и колоссальный жизненный опыт, который формирует их ценностно-мотивационную сферу, правосознание, мировоззренческие жизненные ориентиры. Выпускники ведомственных вузов обладают достаточно высоким уровнем социальной и эмоциональной зрелости.
Учитывая объективное содержание образовательной среды и социальной ситуации развития, процесс формирования личностной компетентности будущих специалистов в образовательных организациях высшего профессионального образования МВД России можно условно разделить на два периода: учебно-академический и учебно-профессиональный.
Учебно-академический период включает первые три курса обучения. На данном этапе большое значение имеют фундаментальные знания обучаемых, полученные ранее в школе, способность к учебно-познавательной деятельности, мотивация освоения специальности и волевая регуляция поведения. Новообразованиями учебно-академического периода являются: освоение форм обучения, характерных для высшей школы; самоидентификация и соотнесение себя с сообществом курсантов; актуализация учебно-познавательной мотивации профессионального развития курсантов.
Переход на учебно-профессиональный этап на 4-5-м курсе обусловлен принятием ранее сделанного профессионального выбора и формированием профессионального самосознания. Социальная ситуация развития включает освоение дисциплин, напрямую связанных с будущей специальностью, и прохождение профессиональной практики. Ведущими новообразованиями этого периода являются: формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности и последующему развитию в ней; становление структуры профессионального интеллекта и системы профессиональной деятельности; зарождение профессиональной самоидентификации.
Каждый из указанных периодов делится в свою очередь на фазы, содержание которых отражает специфику психологических особенностей возраста курсантов, социальной ситуации развития и соответствующих новообразований.
Для первой фазы учебно-академического периода на 1-м курсе характерна относительно низкая успеваемость и выраженная идентичность школьных форм учебной деятельности. Трудности адаптационного характера сглаживаются состоянием эйфории и чувством собственной значимости, связанных с успешным преодолением всех вступительных испытаний и поступлением в вуз системы МВД. Социальная ситуация освоения будущей специальности слабо осознается курсантами и, соответственно, не является как таковым стимулом в учебной и служебной деятельности. Данными обстоятельствами объясняется достаточно высокий процент отчисления курсантов на 1-м курсе обучения.
После поступления жизнь большинства курсантов кардинально меняется, и связано это не только учебой или службой. Их круг общения, условия жизни, быта и привычного режима дня становятся совершенно иными. Молодые люди, приехавшие на обучение из других регионов (а таких в среднем порядка 70%), болезненно переживают расставание с семьей, родителями, друзьями. У кого-то из них уже были близкие отношения с противоположным полом. Попав в новую среду, они пытаются восполнить образовавшийся эмоционально-коммуникативный вакуум и ищут в лице окружающих социально значимых взрослых родительскую опеку, заботу, поскольку в силу возрастных особенностей они еще испытывают в этом потребность. Однако часто их восприятие эгоцентрично, поскольку они склонны думать, что другие люди постоянно наблюдают и оценивают их.
Расставание со старыми друзьями курсанты компенсируют поиском единомышленников среди однокурсников, поэтому на данном этапе они достаточно открыты в общении и установлении контактов друг с другом. Некоторые молодые люди влюбляются, и между ними завязываются интимно-личностные отношения. Таким образом, в качестве основного новообразования в данном возрасте выступает самосознание как обобщенная самооценка степени принятия или неприятия собственной личности. Формирование самосознания молодых людей проходит ряд этапов от принятия физического «Я», становления социального слоя до ценностно-нравственного самоопределения личности.
Для данного возрастного периода характерна нестабильная самооценка, высокий уровень самокритичности и центрации на себе. В силу того, что на протяжении последних 10 лет жизни молодых людей ведущим видом деятельности была учебная, большинство из них имеют развитые познавательные процессы: память, внимание, воображение, мышление [10]. Соответственно, и уровень обучаемости у курсантов достаточно высокий.
Периоду юности свойственна эмоциональная незрелость, нестабильность, что связано в том числе с изменяющимся гормональным фоном и продолжающимся половым созреванием. При этом молодые люди способны проявлять эмпатию, сочувствие и сопереживание друг другу. Волевая регуляция и контроль психической детальности также находятся на этапе формирования [11].
Для многих первокурсников в связи с особой личностной значимостью факта поступления важным является соблюдения всех общественных правил, норм, ограничений и обязанностей, а их немало в ведомственной образовательной организации.
Курсанты 1-го курса целеустремлены, активны в повышении своего статуса, поэтому склонны соперничеству; ориентированы на достижение успеха. В общении, помимо открытости, их отличает прямолинейность, скептичность, несколько сниженный уровень субъективного контроля. Молодые люди в этом возрасте, ощутив свободу от родительской опеки, стремятся к проявлениям взрослости, независимости и самостоятельности. Однако специфика вуза не позволяет в полной мере реализовать данные потребности, а родительская опека сменяется строгой субординацией, контролем и обязательствами.
Данное обстоятельство иногда приводит к возникновению внутриличностных конфликтов у курсантов, что, конечно же, обусловлено их индивидуально-личностными особенностями. Конструктивному разрешению внутриличностного конфликта часто способствует включение компенсаторных механизмов и перенаправление чувства неудовлетворенных потребностей в свободе в одних сферах в стремление к самореализации и самоутверждению в учебной, научной, спортивной, культурной деятельности, в зависимости от интересов и способностей обучаемых.
17-18 лет - это переходный возраст из юности во взрослую жизнь, поэтому свое состояние курсанты рассматривают как временное. В связи с этим они не столько живут настоящим, сколько ориентированы в будущее. Молодые люди склонны мечтать, планировать свою жизнь достаточно детально и конкретно.
Совершив свой первый значимый в жизни выбор будущей профессии и места обучения, курсанты периодически задумываются о его правильности и адекватности, размышляют об альтернативных вариантах развития событий и сравнивают их со своей реальностью. Курсанты младших курсов «...проявляют все возрастающую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного» [12]. Такое понимание мира возникает как ответная реакция на желание установить равновесие между внутренними и внешними ценностями и часто сопровождается острой реакцией на окружающее общество.
Учебная деятельность для курсантов 1-го курса является ведущей. Однако для некоторых из них выбор профессии и учебного заведения был ситуативно-вынужденным или продиктован давлением социально значимых взрослых (родителей, родственников), что безусловно влияет на мотивацию учебной деятельности и уровень личностной значимости усвоения новых знаний. Таким образом, данные обстоятельства приводят к тому, что ведущий вид деятельности не реализовывает в полном объеме личностно-образующую функцию.
В потребностной сфере доминирует стремление к поиску себя в мире других, личностному и социальному самоопределению.
Характерным в данном возрасте является, на фоне планирования жизни, нереалистичные притязания, переоценка своих возможностей, ситуативная самоуверенность при достаточной критичности в отношении взрослых.
Центральной проблемой ранней взрослости остается формирование ценностно-смысловой сферы.
Условно выделяемая вторая фаза учебно-академической деятельности на 2-м курсе обучения характеризуется возрастным кризисом профессионального развития, связанным с процессом постепенного принятия актуальной социальной ситуации развития и переориентацией способов учебной деятельности и собственной идентичности. Наблюдается снижение учебной успеваемости, в сравнении с 1-м курсом, что обусловлено концентрацией внимания курсантов на своем внутреннем мире.
На втором году обучение меняется и представление курсантов о себе, оно становится менее идеализированным и более реалистичным.
Преподаваемый на 1-м и 2-м курсах блок гуманитарных дисциплин позволяет молодым людям лучше понять себя и других, происходит постепенный процесс самопринятия и личностного самоопределения.
Адаптационный процесс ко 2-му курсу завершается, курсанты становятся более устойчивы к учебным, служебным нагрузкам, менее эмоционально восприимчивы в стрессовых ситуация (например, сдача экзаменов).
Среда ведомственной образовательной организации, выстроенная система воспитательной работы, служебной, морально-психологической подготовки значимым образом влияет на формирование правосознания, понимание социального предназначения сотрудников ОВД, морально-нравственных установок [13; 14].
Однако локус контроля остается пока по-прежнему смещен в силу эгоцентрично-сти. Курсанты далеко не всегда способны осознавать ошибки и нести ответственность за свои действия или бездействие, обвиняя в неудачах преподавателей, однокурсников, родителей, обстоятельства и т. д.
На третьей фазе учебно-академического периода - 3-й курс обучения - кризис профессионального развития завершается. Социальная ситуация развития принимается и реализуется. Система учебно-академической деятельности и соответствующая структура интеллекта сформирована, что объясняет рост успеваемости в сравнении с предыдущими двумя курсами обучения. При этом интеллектуальная деятельность и творческие способности взаимозависимы от индивидуально-личностных особенностей. Как подчеркивал Б. Г. Ананьев [15], проявлением связи интеллекта с интересами, установками, уровнем притязания личности является мотивация когнитивной деятельности, которая в свою очередь определяет познавательную активность молодых людей.
На 3-м курсе происходит окончательное принятие профессионального выбора и утверждение в его правильности или, наоборот, полная переориентация, отчисление и поступление на обучение по другой специальности [16]. После 3-го курса процент отчисления курсантов достаточно низок. Принятие выбора способствует укреплению профессиональной идентичности и внутреннему проектированию возможных перспектив профессионального роста.
К 3-му курсу обучения молодые люди начинают понимать, что успех в какой бы то ни было деятельности зависит не только от приложенных усилий, но и уверенности в себе, которая базируется на самооценке. Самооценивание осуществляется путем сравнения «Я-идеального» и «Я-реального» [17]. Однако, образ «Я-идеального», «Я-желаемого» не
полностью сформирован, а «Я-реальное» еще всесторонне не оценено самой личностью. Данное внутриличностное противоречие может проявляться или в необоснованной самоуверенности, граничащей с агрессивностью, или наоборот, в замкнутости, закрытости от социальных контактов, низкой активности в деятельности и отсутствием какой-либо инициативы. А реакция окружающих на вышеобозначенные поведенческие модели молодых людей часто приводит к ощущению непонятности и чувству социальной несправедливости, порождая уже внешние конфликты (особенно в ситуации первого варианта проявления нестабильности самооценки).
В данном возрастном периоде выстраивается иерархия системы смысложизненных и ценностно-мотивационных ориентиров. Курсанты четко понимают, что им необходимо знать и какими способностями обладать для успешности в деятельности. В том числе и с учетом этого понимания происходит дифференциация собственных предпочтений, интересов. Усиливается тенденция к реалистичному объективному восприятию окружающего мира и себя в нем. Происходит осознание взрослости и ощущение большей свободы, независимости и самостоятельности в отношениях с родителями. Молодые люди стремятся избегать опеки и активно отстаивать во всем свою позицию.
Таким образом, на 3-м курсе обучения окончательно складывается личность курсанта как субъекта академического самообразования и будущего специалиста.
На первой фазе учебно-профессионального периода на четвертом году обучения происходит смена социальной ситуации развития, активное вхождение в профессиональную деятельность в связи с началом производственной практики. Данная фаза сопровождается переживанием второго кризиса, глубина и длительность которого зависит от успешности переноса фундаментальных знаний в реальную практическую профессиональную деятельность. Конструктивному преодолению кризиса способствует психолого-педагогическая подготовка курсантов (в том числе профессиональные тренинги, психологическое консультирование, коррекция проблем) непосредственно перед практикой и грамотно организованное прохождение самой производственной практики, ориентированной на формирование необходимых профессиональных компетенций и разностороннего опыта решения рабочих задач [18].
Практика - это та форма обратной связи курсантам, которая помогает лучше понять реальные профессиональные требования и свой уровень готовности им соответствовать. На данном этапе актуализируется потребность в саморазвитии и конкретизации профессиональной самоидентификации, что в последующем влияет на реструктуризацию системы учебно-академической деятельности и встраивание ее в контекст профессиональной.
Основными психологическими новообразованиями личности на данной стадии становятся: самостоятельность, социальная и эмоционально-волевая зрелость, обобщенные способы познавательной деятельности, междисциплинарные профессиональные компетенции [19].
На второй фазе учебно-профессионального периода на 5-м курсе обучения закладываются основы профессиональной идентичности. Сформированная система учебной деятельности постепенно преобразуется в профессиональную. Начиная с 5-го курса меняется формальный статус обучаемых, они получают первое звание среднего начальствующего состава «младший лейтенант полиции» и становятся слушателями.
Вместе с тем возрастает уровень тревожности перед новым жизненным этапом и страхом от неопределенности в своем успехе в профессии. Начинается внутренняя работа по подготовке к вступлению в профессиональную жизнь и самомотивирование учебно-профессиональной деятельности.
В период прохождения практики на 5-м курсе, которая длится 6 месяцев, у слушателей вновь включаются адаптационные процессы, которые посредством идентификации личности со специальностью позволяют преодолеть очередную волну кризиса профессионального самосознания. После успешного преодоления кризиса и адаптации к новым видам, условиям деятельности молодые люди определяют перспективы своего личностного развития.
Осознание себя как компетентного специалиста происходит в процессе рефлексии собственных знаний, способностей, личных, деловых качеств и сопоставление их с требованиями, предъявляемыми практикой. Отсутствие точек соприкосновения по ряду позиций является неким стимулом, мотивацией для дальнейшего саморазвития в профессии [20-23].
В период ранней зрелости в связи с вхождением в профессию и постепенной сменой ведущего вида деятельности с учебного на трудовой происходит смена статуса. Молодые люди приобретают больше свободы, независимости, в том числе и экономической. Новый статус складывается из комплексной системы обязанности и прав человека в различных сферах жизнедеятельности, включая работу, семью, быт и т. д. Становление статуса безусловно зависит от степени осознанности, включенности и активности человека в процессе освоения новых ролей, стремления укрепить свой статус [24]. Значимым является выстроенная система целеполагания, мотивации деятельности, планирование своей жизни. Карьерные планы молодых людей данного возраста характеризуются, с одной стороны, неустойчивостью, с другой - нравственной нормативностью и в основном представлены концепцией идеальной профессии. Однако существующие идеалы развития в профессии основываются на достаточно смутном представлении о средствах их достижения.
Таким образом, студенческий период (от 17 до 23 лет) является очень значимым в жизни человека и определяющим его дальнейшее развитие. Молодые люди сталкиваются с новыми условиями и видами деятельности, определяется их сфера интересов, способностей и возможностей. На пути к освоению нового статуса и социальных ролей молодые люди преодолевают несколько психологических кризисов. В этом возрасте происходит преобразование мотивационной сферы, формирование системы ценностных ориентаций, жизненно важных мировоззренческих позиций, развитие нравственных и эстетических чувств [25], позволяющих балансировать характерологические особенности личности. Помимо этого, данный возраст является сенситивным для развития познавательных процессов - памяти, внимания, воображения, мышления, в связи с чем повышается роль психологического и педагогического воздействий, выявляющих потенциальные возможности будущих специалистов и способствующих формированию комплекса необходимых компетенций.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М.: Наука, 2001. - 280 с.
2. Климов Е. А., Носкова О. Г. Психология труда, инженерная психология и эргономика. - М.: Юрайт, 2015. - 618 с.
3. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 608 с.
4. Психология и педагогика / под ред. A. A. Бодалева. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2009. - 584 с.
5. Артемьева Е. Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессий // Вопр. психологии. - 1986. - № 3. - С. 127-133.
6. Буякас Т. М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестн. Московского ун-та Сер. 14.: Психология. - 2001. -№ 2. - С. 69-78.
7. Леонтьев A. A. Психология общения. - М.: Смысл, 2008. - 368 с.
8. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М.: Юрайт, 2017. - 367 с.
9. Каримова Т. С., Подлиняев О. Л. К проблеме построения образовательного процесса в военизированных образовательных организациях на основе личностно-центрированного подхода // Вестн. Восточно-Сибирского ин-та М-ва внутр. дел России. - 2017. - № 3 (82). - С. 123-129.
10. Наумов С. И. Некоторые аспекты интеллектуального развития абитуриента вуза Министерства внутренних дел России // Интеграция наук. - 2017. - № 8 (12). - С. 74-79.
11. Ларионова С. В. Исследование эмоционально-волевой саморегуляции у обучающихся вузов деонтологического типа // Пед. образование в России. - 2018. - № 1.
- С. 185-190.
12. Richards D. Is Intellectual development: Psychometric and information processing approaches. - New York: Erlbaum, 1988. - 94 p.
13. Васильев В. В. Конструирование непрерывного воспитательно-обучающего воздействия в вузах МВД России: пути взаимодействия субъектов образовательного процесса // Казанский пед. журн. - 2017. - № 6 (125). - С. 76-80.
14. Хакимов Н. Н. Формы и методы воспитательной деятельности в образовательных организациях МВД России // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2018. - № 2.
- С. 164-171.
15. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1997. - 384 с.
16. Обухов А. С., Жукова Е. В. Реальность выбора - значимое условие становление субъективности в контексте профессионализации студентов бакалавриата // Проблемы современного образования. - 2017. - № 5. - С. 72-90.
17. Корнева Е. Н. Реализация формирующего оценивания в контексте развития самооценки студентов // Проблемы современного образования. - 2017. - № 6. -С. 64-68.
18. Рыбаченко А. А. Студенческий возраст: оптимальные возможности формирования профессиональных компетенций // Вестн. Белгородского ин-та развития образования. - 2017. - № 4 (6). - С. 54-58.
19. Подлиняев О. Л., Каримова Т. С. К проблеме сформированности профессионально важных качеств будущих сотрудников органов внутренних дел в вузах МВД // Изв. Иркутского гос. ун-та. Сер.: Психология. - 2017. - Т. 21. - С. 59-64.
20. Выготский Л. C. Психология развития как феномен культуры: избр. психол. тр. / под ред. М. Я. Ярошевского. - М.: Ин-т практ. психологии, 1996. - 510 с.
21. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988. - 191 с.
22. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журн. - 2009. - Т. 8, № 4. - С. 123.
23. Олпорт Г. Становление личности: избр. тр. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
24. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. - СПб.: Изд-во СПбГу, 2007. - 964 с.
25. Стойлик А. Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и тендерный аспекты // Журн. прикладной психологии. - 2003. - № 6. - С. 21-39.
26. Петровский A. B. Личность в психологии. - М.: Феникс, 1996. - 512 с.
References
1. Ananiev B. G. Psikhologiya chuvstvennogo poznaniya. Moscow: Nauka, 2001. 280 p.
2. Klimov E. A., Noskova O. G. Psikhologiya truda, inzhenernaya psikhologiya i ergonomika. Moscow: Yurayt, 2015. 618 p.
3. Labunskaya V. A. Ekspressiya cheloveka: obshchenie i mezhlichnostnoe poznanie. Rostov-on-Don: Feniks, 1999. 608 p.
4. Bodalev A. A. (Ed.) Psikhologiya i pedagogika. Moscow: Izd-vo in-ta psikhoterapii, 2009. 584 p.
5. Artemieva E. Yu., Vyatkin Yu. G. Psikhosemanticheskie metody opisaniya professiy. Vopr. psikhologii. 1986, No. 3, pp. 127-133.
6. Buyakas T. M. Protsess obucheniya kak dialog mezhdu professionalnym i lichnost-nym stanovleniem. Vestn. Moskovskogo un-ta Ser. 14.: Psikhologiya. 2001, No. 2, pp. 69-78.
7. Leontiev A. A. Psikhologiya obshcheniya. Moscow: Smysl, 2008. 368 p.
8. Zeygarnik B. V. Patopsikhologiya. Moscow: Yurayt, 2017. 367 p.
9. Karimova T. S., Podlinyaev O. L. K probleme postroeniya obrazovatelnogo protsessa v voenizirovannykh obrazovatelnykh organizatsiyakh na osnove lichnostno-tsen-trirovannogo podkhoda. Vestn. Vostochno-Sibirskogo in-ta M-va vnutr. del Rossii. 2017, No. 3 (82), pp. 123-129.
10. Naumov S. I. Nekotorye aspekty intellektualnogo razvitiya abiturienta vuza Minis-terstva vnutrennikh del Rossii. Integratsiya nauk. 2017, No. 8 (12), pp. 74-79.
11. Larionova S. V. Issledovanie emotsionalno-volevoy samoregulyatsii u obuchayush-chikhsya vuzov deontologicheskogo tipa. Ped. obrazovanie v Rossii. 2018, No. 1, pp. 185-190.
12. Richards D. Is Intellectual development: Psychometric and information processing approaches. New York: Erlbaum, 1988. 94 p.
13. Vasiliev V. V. Konstruirovanie nepreryvnogo vospitatelno-obuchayushchego voz-deystviya v vuzakh MVD Rossii: puti vzaimodeystviya subyektov obrazovatelnogo protsessa. Kazanskiy ped. zhurn. 2017, No. 6 (125), pp. 76-80.
14. Khakimov N. N. Formy i metody vospitatelnoy deyatelnosti v obrazovatelnykh organizatsiyakh MVD Rossii. Aktualnye problemy gosudarstva i obshchestva v oblasti obespech-eniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina. 2018, No. 2, pp. 164-171.
15. Ananiev B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. Moscow: Nauka, 1997. 384 p.
16. Obukhov A. S., Zhukova E. V. Realnost vybora - znachimoe uslovie stanovlenie sub-yektivnosti v kontekste professionalizatsii studentov bakalavriata. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017, No. 5, pp. 72-90.
17. Korneva E. N. Realizatsiya formiruyushchego otsenivaniya v kontekste razvitiya samootsenki studentov. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017, No. 6, pp. 64-68.
18. Rybachenko A. A. Studencheskiy vozrast: optimalnye vozmozhnosti formirovaniya professionalnykh kompetentsiy. Vestn. Belgorodskogo in-ta razvitiya obrazovaniya. 2017, No. 4 (6), pp. 54-58.
19. Podlinyaev O. L., Karimova T. S. K probleme sformirovannosti professionalno vazh-nykh kachestv budushchikh sotrudnikov organov vnutrennikh del v vuzakh MVD. Izv. Irkutskogo gos. un-ta. Ser.: Psikhologiya. 2017, Vol. 21, pp. 59-64.
20. Vygotskiy L. C. Psikhologiya razvitiya kak fenomen kultury. Selected psychological works. Moscow: In-t prakt. psikhologii, 1996. 510 p.
21. Kovalev V. I. Motivy povedeniya i deyatelnosti. Moscow: Nauka, 1988. 191 p.
22. Kon I. S. Postoyanstvo i izmenchivost lichnosti. Psikhol. zhurn. 2009. Vol. 8, No. 4, pp. 123.
23. Allport G. Stanovlenie lichnosti. Selected works. Moscow: Smysl, 2002. 462 p. (in Russian)
24. Ananiev B. G. Izbrannye trudy po psikhologii. St. Petersburg: Izd-vo SPbGU, 2007. 964 p.
25. Stoylik A. Yu. Tsennostnye orientatsii: sotsialno-psikhologicheskiy i tendernyy aspe-kty. Zhurn. prikladnoy psikhologii. 2003, No. 6, pp. 21-39.
26. Petrovskiy A. B. Lichnost v psikhologii. Moscow: Feniks, 1996. 512 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 5