Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №4, Том 9 / 2021, No 4, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-4-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN421.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Декина Е.В., Шалагинова К. С., Залыгаева С. А. Профилактика агрессивного поведения подростков с использованием интерактивных технологий // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №4, https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Dekina E.V., Shalaginova K.S., Zalygaeva S.A. (2021). Prevention of aggressive behavior of adolescents using interactive technologies. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN421.pdf (in Russian)
Декина Елена Викторовна
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4995-9071
Шалагинова Ксения Сергеевна
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук, доцент E-mail : shalaginvaksenij a99@уandex. ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9037-449X
Залыгаева Светлана Александровна
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]
Профилактика агрессивного поведения подростков с использованием интерактивных технологий
Аннотация. В статье авторами представлен опыт работы с агрессивными подростками. Проблема агрессивных проявлений подростков одна из самых значимых в современной психологии и педагогике. Подростковая агрессия по своим масштабам, уровню проявления, наносимому вреду окружающим и себе самому представляет собой опасное явление. Актуальность исследования связана с необходимостью исследования проблем агрессивного поведения подростков, изучения интерактивных технологий взаимодействия с подростками, склонными к агрессивному поведению. Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время в практике образовательных учреждений используются различные технологии профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков, но, несмотря на это, обнаруживается потребность в разработке новых технологий и методов работы, которые позволяли бы достигать высоких результатов и были бы интересны самим подросткам. Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения подростков, разработать и оценить эффективность профилактической программы, направленной на обучение подростков приемам самоконтроля над своим поведением и агрессией, составленной с использованием интерактивных технологий. Научная новизна исследования заключается в проработке концепции авторской программы профилактики агрессивного поведения подростков с
https:// mir-nauki. com
использованием интерактивных технологий. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе особенностей агрессивного поведения подростков, обобщении существующих концепций, определяющих видение концепции профилактики агрессивного поведения подростков. Практическая значимость исследования обусловлена высоким уровнем актуальности вопроса профилактики агрессивного поведения подростков, разработкой и апробацией профилактической программы, в рамках которой уделяется внимание не только самим подросткам, но также в работу включаются классный руководитель, родители, сверстники.
Ключевые слова: агрессия; агрессивное поведение; подростковый возраст; агрессивные подростки; профилактика; интерактивные технологии
В настоящее время фиксируется рост различных отклонений в личности и поведении подрастающего поколения: бегство из дома, кражи, случаи физического и сексуального насилия, жестокое обращение с людьми и животными, суицидальное поведение и т. д. В подростковом возрасте происходит активное становление личности, поэтому важно уделять внимание поведению ребенка, его общению с окружающими, не допуская закрепления негативных черт характера и социально-неприемлемого поведения. Проблема агрессивных проявлений подростков одна из значимых в современной психологии и педагогике. Увеличилось число детей с признаками агрессивного поведения, появились его новые виды. Справиться, совладать с агрессивным поведением подростка, уменьшить частоту его проявлений можно при целенаправленной психолого-педагогической работе, обучая подростков социально-приемлемым способам выражения отрицательных эмоций, способам контроля собственного поведения. Такие навыки полезны подросткам, которые часто бывают раздражительными, вспыльчивыми, агрессивными и еще не могут в достаточной мере контролировать свои эмоции и поведение, исходя из специфики возрастных особенностей. Несмотря на превентивные меры, подростковая агрессия по своим масштабам, уровню проявления, наносимому вреду окружающим и себе самому представляет опасное явление. Авторы связывают это с потребностью самоутверждения, которая особенно остро проявляется в подростковый период, когда агрессия может выступать средством достижения своих целей [1]. Е.Н. Вань отмечает, что процессы индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту различных отклонений в поведении подростков [2]. И.П. Иванова, О.В. Патеева пишет, что у подростков преобладает высокий уровень проявления физической и косвенной агрессии подозрительности, чувства вины, высокий индекс враждебности [3]. В.И. Долгова, Л.В. Иванова, А.И. Банщикова, рассматривая агрессию как отдельные действия с целью нанесения физического или психологического ущерба другому человеку, считают, что на агрессивное поведение подростков влияет эмоциональное состояние, биологические и психические факторы, социальное окружение [4]. При неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения [5]. Л.М. Семенюк, применительно к подростковому возрасту, отмечает, что в 10-11 лет чаще наблюдается физическая агрессия и крайне редко — косвенная, в 12-13 лет также проявляется физическая и вербальная агрессия, в 14-15-лет преобладающей становится вербальная агрессия, несколько возрастают проявления физической и косвенной форм агрессии [6]. Подростки перенимают агрессивное поведение вследствие прямых подкреплений, а также наблюдая за агрессивными действиями других людей. Е.И. Исаев отмечает, что поиск себя в подростковом возрасте вносит конфликты в отношения подростков и взрослых [7].
Введение
Таким образом, причинами возникновения и проявления агрессивности в подростковом возрасте выделяются следующие: изменение отношения к самому себе, потребность в самоутверждении и самовыражении, включение в различные сообщества, в которых возможны агрессивные форм поведения, защита себя и других, конфликты между уровнем притязаний и реальным положением дел и т. д.
В школах проводится работа по профилактике и снижению агрессивности подростков, имеет место поиск новых форм и технологий работы, которые были бы интересны самим подросткам. Интерактивные технологии предполагают включение подростов в совместную деятельность с педагогом (психологом), детей друг с другом по определенным правилам с опорой на принципы взаимодействия и активности. Профилактика агрессивного поведения подростков с использованием интерактивных технологий обладает высоким потенциалом, так как подростки активно взаимодействуют друг с другом, учатся лучше понимать других, учитывать их индивидуальные особенности, согласовывать свое поведение с поведением собеседника, учитывать различные факторы, влияющие на взаимодействие с другими. В.А. Кошкина, Е.А. Пазенко к особенностям применения интерактивных средств относят учёт индивидуальных особенностей, включение обучающихся в различные виды деятельности, наличие обратной связи и др. [8] Авторы обращают внимание на то, что при организации коррекционно-развивающей работы, актуально сделать упор на формирование коммуникативных навыков, навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях и т. п. [9], формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, развитие объективного отношения к результатам своей деятельности и др. [10]. Н.В. Мешкова, изучая группы детей с различным уровнем агрессии, отметила, что взаимосвязь креативности и ценностей различна по своему характеру [11]. Л.И. Богатеева, Е.А. Мухортова, изучая кратковременные, но периодические всплески агрессивного поведения у подростков, обращает внимание на то, что психологическое консультирование, беседа, воспитательные мероприятия, групповые тренинги, не всегда являются эффективными, так как основная проблема лежит глубже и затрагивает формирование поведения, способы реагирования [12]. А.Н. Удалов с целью профилактики агрессивности определяет такое направление профилактической работы, как комплексную психологическую тренинговую программу с применением телесно ориентированных техник и когнитивно-поведенческих методик [13]. Л.П. Лобачева показывает значимость взаимодействия с родителями, педагогами, индивидуальной коррекционной работы с агрессивным подростком и групповых социально-психологических занятий для школьников [14]. Проблема агрессивного поведения требует решения через использование различных технологий работы, в том числе через активизацию просветительской работы с родителями, их включением в спортивно-оздоровительные, творческие мероприятии, детско-родительские занятия, родительские школы, использование в работе со школьниками тренинговый, игровой, клубный форматы, привлечение внешних профильных консультантов, проведение конференций, круглых столов и т. д. [15; 16].
Актуальным является изучение особенностей агрессивного поведения современных подростков, разработать и проверить эффективность профилактической программы, направленной на обучение подростков приемам самоконтроля над своим поведением и агрессией, составленной с использованием интерактивных технологий.
Методы
В исследовании использованы теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
https:// mir-nauki. com
Диагностическая программа исследования включала следующие методики: «Тест агрессивности» (Опросник Л.Г. Почебут); «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев); тест «Оценка агрессивности в отношениях» (А. Ассингер); анкетирование. В качестве критериев исследования выступают следующие уровни агрессивного поведения: поведенческий (жесты, высказывания, действия); аффективный (эмоциональные состояния и чувства); когнитивный (представления, ожидания и установки); мотивационный (цели, стремления).
Исследование было проведено на базе МКОУ «Чернская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Дворникова Георгия Тимофеевича» Тульская область, п. Чернь. В исследовании приняли участие 14 детей подросткового возраста (12-13 лет): из них 10 мальчиков и 4 девочки, склонных к агрессивному поведению.
Профилактическая программа направлена на обучение подростков приемлемым способам выражения своих эмоций, гнева, негативных чувств; снижение склонности к вербальной и физической агрессии, враждебной установки, агрессивных эмоций и действий, степени и уровня агрессивного поведения у подростков; содействие освоению подростками навыками взаимодействия с окружающими. Программа включает несколько блоков. Первый блок — информационно-просветительский: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения участников программы. Второй блок — тренинговый формат, включающий упражнения, направленные на коррекцию и развитие знаний о позитивных и негативных сторонах агрессии, формирование у подростков способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние, обучение способам безопасной разрядки агрессии. Третий блок — проектно-игровой: разрядка негативных эмоций, взаимодействие в группе. Проиллюстрируем содержание первого блока: интерактивные лекции «Агрессия под контролем», «Как противостоять агрессии», интерактивные семинары «Злость и агрессия в нашей жизни», «Как жить в гармонии с собой и другими», беседа с родителями «Мир глазами агрессивного подростка», «Взаимоотношения в семье — отражение в ребенке» и др. Итогом работы стала организация консультаций. Второй блок включает следующие интерактивные технологии: мозговой штурм «Как жить без агрессии», «Берем агрессию под контроль», кейс-технологии «Давай проанализируем», «Сложный выбор», упражнения с элементами синектики «Прогоняя злость», ассоциаций «Агрессия или радость», мастер-класс «Давайте жить дружно», занятия с элементами тренинга, арт-терапии «Музыкальные каракули», «Детский музыкальный ансамбль», «Театрально-психологическая студия» и др. По итогам работы использован «открытый микрофон». Третий блок включает ролевую игру «Выбери себя», «Как подавить агрессию», творческий квест, направленный на включение учащихся в различные виды досуговой деятельности, деловая игра «Культура общения», «Пути разрешения конфликтных ситуаций», организация детско-родительских занятий «Конфликты и способы их устранения», проектирование мероприятий с классными руководителями по работе с агрессивными подростками и др. Итогом работы стал круглый стол по обсуждении мифов современных подростков об агрессивном поведении: «Мне все должны... А я — никому», «В этом мире главное учитывать только свое мнение», «Деньги отпирают все двери», «На добро отвечать добром — дело каждого, на зло добром — дело отважного» и др.
Представим сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах исследования. Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью методики «Тест агрессивности» (Опросник Л.Г. Почебут) представим в таблице 1.
Результаты исследования
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Тест агрессивности» (Опросник Л.Г. Почебут) на констатирующем и контрольном этапах
№ п\п Ф.И. ребенка Констатирующий этап Контрольный этап Вывод об уровне (на контрольном этапе)
кол-во баллов кол-во баллов
1 Ариана С. 8 баллов 6 баллов Низкий уровень агрессивности, высокий уровень адаптированного поведения
2 Арсений П. 18 баллов 11 баллов Низкий уровень агрессивности, высокий уровень адаптированного поведения
3 Виктория Х. 19 баллов 11 баллов Низкий уровень агрессивности, высокий уровень адаптированного поведения
4 Виктор Ф. 26 баллов 19 баллов Средний уровень агрессивности и адаптированности
5 Глеб С. 9 баллов 6 баллов Низкий уровень агрессивности, высокий уровень адаптированного поведения
6 Дмитрий К. 17 баллов 10 баллов Низкий уровень агрессивности, высокий уровень адаптированного поведения
7 Иван С. 9 баллов 7 баллов Низкий уровень агрессивности, высокий уровень адаптированного поведения
8 Иван Ш. 17 баллов 10 баллов Низкий уровень агрессивности, высокий уровень адаптированного поведения
9 Ксения Т. 13 баллов 10 баллов Низкий уровень агрессивности, высокий уровень адаптированного поведения
10 Константин С. 22 балла 11 баллов Средний уровень агрессивности и адаптированности
11 Никита Г. 15 баллов 9 баллов Низкий уровень агрессивности, высокий уровень адаптированного поведения
12 Никита С. 16 баллов 8 баллов Низкий уровень агрессивности, высокий уровень адаптированного поведения
13 Полина К. 26 баллов 16 баллов Средний уровень агрессивности и адаптированности
14 Тимофей Р. 20 баллов 11 баллов Средний уровень агрессивности и адаптированности
Составлено авторами
Таким образом, на контрольном этапе у подростков понизился уровень агрессивного поведения. Уменьшилось количество подростков с высоким уровнем агрессивности. Почти у всех подростков установился низкий уровень агрессивности и высокий уровень адаптированного поведения:
• Низкий уровень агрессивности, высокий уровень адаптированного поведения — 10 подростков (Ариана С., Арсений П., Виктория Х., Глеб С., Дмитрий К., Иван С., Иван Ш., Ксения Т., Никита Г., Никита С.).
• Средний уровень агрессивности и адаптированности — 4 подростка (Тимофей Р., Полина К., Константин С., Виктор Ф.).
Результаты исследования проиллюстрируем на диаграмме (рис. 1).
Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Тест агрессивности» (Опросник Л.Г. Почебут), полученных на констатирующем и контрольном этапах, показал уменьшение агрессивного поведения подростков. У них улучшилась способность удерживать агрессию на объектах окружающей действительности.
Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) с целью изучения изменений склонности к определенному типу агрессивного поведения представлен в таблице 2.
a л о lg
S
ва
<u н ъ> п о са н
О
и
т -
Ч
о «
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Низкий Средний Высокий
- Констатирующий этап ■ Контрольный этап
Изменение уровня агрессивного поведения у подростков
Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Тест агрессивности» (Опросник Л.Г. Почебут) на констатирующем и контрольном этапах (составлено авторами)
Таблица 2
Сравнение результатов диагностики склонности к определенному типу агрессивного поведения у подростков (методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
на констатирующем и контрольном этапах
№ п\п Ф.И. ребенка Констатирующий этап Контрольный этап Уровень (на контрольном этапе)
кол-во баллов кол-во баллов
1 Ариана С. 8 баллов 7 баллов Сдержанность
2 Арсений П. 22 балла 16 баллов Сдержанность
3 Виктория Х. 7 баллов 7 баллов Сдержанность
4 Виктор Ф. 21 балл 15 баллов Сдержанность
5 Глеб С. 8 баллов 8 баллов Сдержанность
6 Дмитрий К. 10 баллов 9 баллов Сдержанность
7 Иван С. 16 баллов 15 баллов Сдержанность
8 Иван Ш. 13 баллов 11 баллов Сдержанность
9 Ксения Т. 7 баллов 7 баллов Сдержанность
10 Константин С. 11 баллов 10 баллов Сдержанность
11 Никита Г. 14 баллов 14 баллов Сдержанность
12 Никита С. 15 баллов 14 баллов Сдержанность
13 Полина К. 10 баллов 9 баллов Сдержанность
14 Тимофей Р. 20 баллов 14 баллов Сдержанность
Составлено авторами
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что на 21,5 % увеличилось число подростков, которые показали уровень сдержанности по показателям, подростков с уровнем несдержанности не выявлено (рис. 2).
Анализ результатов исследования по методике «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) показал, что на контрольном этапе в выборке стал преобладать показатель сдержанности у подростков, отмечен рост способности респондентов сознательно сдерживать свои негативные эмоции и действия.
и &
о
S
sa
U H U
о sa
H о
T S
П
о «
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
100,0%
Сдержанность
- Констатирующий этап
Несдержанность Контрольный этап
Изменение склонности к определенному типу агрессивного поведения у подростков
Рисунок 2. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) на констатирующем и контрольном этапах (составлено авторами)
Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью методики «Оценка агрессивности в отношениях» (А. Ассингер) представим в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Оценка агрессивности в отношениях» (А. Ассингер) на констатирующем и контрольном этапах
№ п\п Ф.И. ребенка Констатирующий этап Контрольный этап Вывод об уровне (на контрольном этапе)
кол-во баллов кол-во баллов
1 Ариана С. 39 баллов 34 балла Чрезмерно миролюбивы
2 Арсений П. 36 баллов 32 балла Чрезмерно миролюбивы
3 Виктория Х. 43 балла 39 баллов Умеренно агрессивны
4 Виктор Ф. 36 баллов 30 баллов Чрезмерно миролюбивы
5 Глеб С. 38 баллов 36 баллов Умеренно агрессивны
6 Дмитрий К. 42 балла 40 баллов Умеренно агрессивны
7 Иван С. 33 балла 30 баллов Чрезмерно миролюбивы
8 Иван Ш. 41 балл 38 баллов Умеренно агрессивны
9 Ксения Т. 40 баллов 37 баллов Умеренно агрессивны
10 Константин С. 38 баллов 34 баллов Чрезмерно миролюбивы
11 Никита Г. 37 баллов 35 баллов Чрезмерно миролюбивы
12 Никита С. 42 баллов 35 баллов Чрезмерно миролюбивы
13 Полина К. 33 балла 30 баллов Чрезмерно миролюбивы
14 Тимофей Р. 40 баллов 34 баллов Чрезмерно миролюбивы
Составлено авторами
Таким образом, увеличилось число подростков с чрезмерно миролюбивым отношением к своим сверстникам (64,2 %), с умеренно агрессивным отношением к сверстникам уменьшилось (35,8 %).
Результаты проиллюстрируем на диаграмме (рис. 3).
и a о
S
sa
H
о sa
H u
B" S
4
о «
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
64,2%
85,7%
0% 0,0%
Умеренно миролюбивы
Умеренно агрессивны Излишне агрессивны
Констатирующий этап ■ Контрольный этап Изменение степени проявления агрессии
Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Оценка агрессивности в отношениях» (А. Ассингер) на констатирующем и контрольном этапах (составлено авторами)
Из рисунка 3 видно, что в целом, в выборке у большинства подростков уровень агрессивного поведения стал ниже, отмечено более конструктивное поведение. подростки со сверстниками.
Проведем анализ результатов анкетирования подростков с целью изучения изменения агрессивности у подростка (рис. 4). Анкета включала 18 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». Шкалы: высокая степень агрессивности, средняя степень агрессивности, низкая степень агрессивности.
И а о
S
sa
о
н щ
п о ва н
о щ
Т -
Ч
о «
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Низкий Средний Высокий
- Констатирующий этап ■ Контрольный этап Изменение уровня агрессивного поведения у подростков
Рисунок 4. Сравнительный анализ результатов анкетирования подростков с признаками агрессивного поведения на констатирующем и контрольном этапах (составлено авторами)
Таким образом, в выборке стало больше подростков с низким уровнем агрессивного поведения.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапах позволяет говорить о положительной динамике выборке и эффективности реализованной программы профилактики агрессивного поведения с использованием интерактивных технологий. Улучшилась способность детей сознательно сдерживать свои негативные эмоции и действия. Подростки стали более конструктивно вести себя со сверстниками, отмечен рост числа подростков с низким уровнем агрессивного поведения.
Заключение
Педагог, психолог, родители ни в коем случае не должны игнорировать агрессивное поведение подростков, а оказать им своевременную помощь, проводить целенаправленную работу по профилактике и снижению агрессивного поведения. Следует учитывать не только сами проявления агрессии подростков, но и учитывать индивидуальные особенности (черты характера, особенности личности и индивидуальности, склонности и интересы и т. д.), что позволит разобраться в причинах агрессивного поведения подростка, подобрать необходимые методы, формы и технологии работы и, соответственно, более эффективно решать задачу снижения агрессивности. Важно донести до подростков, что их агрессивное поведение по своей сути зачастую является деструктивным поведением, которое не одобряется в обществе. По этой причине подростки, демонстрирующие такое поведение, чаще не могут выстроить нормальных взаимоотношений с другими и занять определенное место в обществе (в классе).
Использование интерактивных технологий в профилактике агрессивного поведения предполагает обучение подростка приемлемым способам выражения гнева, навыкам конструктивного общения, приемам самоконтроля над своим поведением и агрессией. При этом важно использовать в качестве приоритетных такие методы, формы и технологии работы с агрессивными подростками, которые привлекали бы их внимание, были для них интересными. Только в этом случае работа по профилактике и коррекции агрессивного поведения будет успешной и эффективной, позволит достигнуть намеченных результатов.
Целесообразно привлекать к работе родителей подростков, педагогов, классных руководителей, что позволяет обеспечить системный и комплексный характер профилактической и коррекционной работы.
Поскольку достаточно часто агрессорами являются дети из неблагополучных семей, следует конструктивно взаимодействовать с родителями подростков, обсуждать с ними причины агрессивного поведения их ребенка, прорабатывать проблемную ситуацию, намечать конкретные пути решения. Это позволит решить проблему комплексно (семья и школа), что немаловажно в контексте подростковой агрессии, когда подросток оказывается не способным самостоятельно справиться с проблемой.
Изучение особенностей проявлений агрессивности среди подростков позволит своевременно реагировать на проблему, планировать целенаправленную работу по снижению агрессивности. Для этого используется анкетирование, тестирование, опросы самих подростков, классных руководителей, родителей. Именно системность работы призвана помочь психологу оценить ситуацию, масштабы агрессивных действий и проанализировать их причины, выявить агрессоров и тех, на кого направлены их действия. Меры по профилактике могут быть различными, например, обсуждение причин агрессивного поведения, беседы со школьниками, групповые занятия, в которых сами подростки могут принимать активное участие. В ходе такой работы у подростков формируется представление об агрессивном поведении как о негативном, социально неодобряемом явлении, усваиваются новые социально-
приемлемые модели поведения, развиваются навыки выражения негативных эмоций, способности к управлению и контролю за своим эмоциональным состоянием и т. д.
Поскольку причины и факторы агрессивного поведения самые разные — работа должна быть многозадачной — становление благоприятных взаимоотношений в семье, в коллективе сверстников, понимание и принятие подростком себя и своей индивидуальности, развитие склонностей, формирование способности справляться с трудностями, действовать в ситуации неопределенности и риска и т. д.
Заслуживает внимания работа над развитием качеств характера и черт личности, которые способствовали бы «уходу» подростка от агрессивно поведения: эмпатии, способности к сочувствию и сопереживанию, поставить себя на место другого, уважительное отношение к мыслям, чувствам и индивидуальности другого человека и т. д. Это особенно важно в контексте проблемы агрессивности подростков, поскольку зачастую агрессивный подросток просто не понимает, как его действия влияют на его «жертву», на ее чувства, переживания и даже здоровье.
В рамках профилактики агрессивности свою эффективность показала работа среди подростков над созданием благоприятной психологической атмосферы, физической и психологической безопасности, поддержанием доверительных взаимоотношений подростков с педагогами и классным руководителем, родителями, что особенно важно в этом возрасте, когда авторитет учителя сменяется авторитетом сверстника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тузовская И. Боремся с агрессивностью // Школьный психолог. 2010. № 4. С. 1315.
2. Вань Е.Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/10/24475 (дата обращения: 27.07.2021).
3. Иванова И.П., Патеева О.В. Изучение особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23342 (дата обращения: 31.07.2021).
4. Долгова В.И., Иванова Л.В., Банщикова А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 11-15. URL: http://e-koncept.ru/2015/95509.htm.
5. Семикин Г.И. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, З.Н. Калинина и др. М.: Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. 244 с. С. 63-69.
6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Воронеж: МОДЭК. 2007. 96 с.
7. Исаев Е.И. Педагогическая психология. М.: Издательство Юрайт, 2012. 347 с. С. 281.
8. Кошкина В.А., Пазенко Е.А. Интерактивные средства обучения: классификация и потенциал // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 № 3, https://mir-nauki.com/PDF/20PDMN321.pdf (доступ свободный).
https:// mir-nauki. com
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Шалагинова К.С. Эффективные технологии в работе с агрессивными младшими школьниками // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4818 (дата обращения: 31.07.2021).
Шалагинова К.С., Декина Е.В., Куликова Т.И. Психолого-педагогические технологии работы с подростками по нивелированию проявлений выученной беспомощности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. С. 38-55. Doi:10.17759/psyedu.2020120203.
Мешкова Н.В. Особенности взаимосвязи антисоциально направленной креативности и ценностей у подростков с разным уровнем агрессии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 77-87. Doi: 10.17759/psyedu.2018100207.
Богатеева Л.И., Мухортова Е.А. Значимые компоненты эмоциональных нарушений в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 № 2, https://mir-nauki.com/PDF/55PSMN221.pdf (доступ свободный).
Удалов А.Н. Профилактика агрессивного поведения подростков посредством психологического тренинга [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 68-73. Doi: 10.17759/bppe.2019160303.
Лобачева Л.П. Подростковая агрессия: понятие, причины и методы профилактики // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 10(45). С.175-179.
Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. Сборник научных статей / Под ред. Вагнер И.В. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020. 217 с. С. 34-40.
Орлова М.Н. Теоретические аспекты психо-коррекционных мероприятий по работе с агрессивным поведением у подростков // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. Московский государственный психолого-педагогический университет. 2015. 112 с. С. 61-66.
Dekina Elena Victoriana
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4995-9071
Shalaginova Ksenia Sergeevna
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia E-mail: shalaginvaksenij a99@yandex. ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9037-449X
Zalygaeva Svetlana Aleksandrovna
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia
E-mail: [email protected]
Prevention of aggressive behavior of adolescents using interactive technologies
Abstract. In the article, the authors present the experience of working with aggressive adolescents. The problem of aggressive manifestations of adolescents is one of the most significant in modern psychology and pedagogy. Adolescent aggression is a dangerous phenomenon in terms of its scale, level of manifestation, harm to others and to oneself. The relevance of the study is related to the need to study the problems of aggressive behavior of adolescents, to study interactive technologies of interaction with adolescents who are prone to aggressive behavior. The problem of the study is that currently various technologies for the prevention and correction of aggressive behavior of adolescents are used in the practice of educational institutions, but, despite this, there is a need to develop new technologies and methods of work that would allow achieving high results and would be interesting to adolescents themselves. The purpose of the study: to study the features of aggressive behavior of adolescents, to develop and evaluate the effectiveness of a preventive program aimed at teaching adolescents self-control techniques over their behavior and aggression, compiled using interactive technologies. The scientific novelty of the study is the elaboration of the concept of the author's program for the prevention of aggressive behavior of adolescents using interactive technologies. The theoretical significance of the study lies in the analysis of the features of aggressive behavior of adolescents, generalization of existing concepts that determine the vision of the concept of prevention of aggressive behavior of adolescents. The practical significance of the study is due to the high level of relevance of the issue of prevention of aggressive behavior of adolescents, the development and testing of a preventive program, which pays attention not only to adolescents themselves, but also includes a class teacher, parents, peers.
Keywords: aggression; aggressive behavior; adolescence; aggressive adolescents; prevention; interactive technologies