Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/62PSMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Маришин С.В., Колдунова Д. А. К вопросу о психологических трудностях воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/62PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Marishin S.V., Koldunova D.A. (2020). On the question of psychological difficulties of educational influence on juvenile convicts. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/62PSMN620.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.21
Маришин Сергей Васильевич
ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России»
Вологда, Россия «Психологический» факультет
Начальник кафедры «Организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе»
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Колдунова Дарина Алексеевна
ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России»
Вологда, Россия «Психологический» факультет Курсант
E-mail: [email protected]
К вопросу о психологических трудностях воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных
Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей, которые вызывают трудности восприятия воспитательного воздействия. Данные особенности в большей степени связаны с возрастом подростков. Проведен анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматриваются психологические особенности подросткового периода. Затронуты такие категории, как: мировоззрение, черты характера, склонность к подражанию, общение, самосознание, уровень самооценки, агрессивное поведение и связанные с ним гнев и фрустрация.
Автором представлены результаты проведенного исследования личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы за совершение различных видов преступлений.
В ходе проведенного исследования выявлено: около трети обследованных обладают высоким уровень невротизации личности; повышенным уровнем психопатизации, создающим предпосылки для импульсивного поведения; неустойчивым эмоциональным состоянием со склонностью к аффективному реагированию; низкой социальной активностью без потребности в общении; низкой защищенностью к воздействию стресс-факторов обычных жизненных
ситуаций, базирующейся на слабой уверенности в себе, пессимистичности; высоким уровнем психопатизации, характеризующимся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию; предрасположенностью к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу, имеет место наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах; неустойчивостью эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции.
У трети обследованных выявлен высокий уровень агрессивности, около половины испытуемых проявили высокий уровень враждебности. Пятая часть исследуемых чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Четвертая часть подростков обладает высокой тревожностью и фрустрацией.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные; агрессивное поведение; преступность; тревожность; фрустрация; самооценка; воспитательное воздействие
Введение
В настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема перевоспитания подростков, отбывающих наказание за совершение уголовно наказуемых правонарушений. По данным Федеральной службы исполнения наказаний России в 2019 году в воспитательных колониях, согласно среднесписочной численности, содержался 1251 несовершеннолетний осужденный. Это оступившиеся подростки, которые после отбывания наказания вернутся в наше общество. От того, какому влиянию они были подвержены в колонии, будет зависеть их дальнейшее взаимодействие с социальным окружением. Воспитательное воздействие, оказываемое на воспитанников колоний, не всегда вызывает их адекватную реакцию. Так в 2019 году в воспитательных колониях было совершено 5 преступлений, в том числе одно заключалось в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Допущено нарушений установленного порядка отбывания наказаний - 1086. У осужденных были изъяты наркотические вещества, колюще-режущие предметы. За совершенные нарушения были водворено в дисциплинарный изолятор 257 человек.
Приведенная выше статистика свидетельствует о том, что далеко не все подростки восприимчивы к воспитательному воздействию. Трудности восприятия могут зависеть, в большой степени, от психологических особенностей, отбывающих наказание, и психологизированных обстоятельств, в которых они оказались.
Разработанность проблемы
А.Г. Асмолов предложил рассматривать в качестве индивидных свойств личности: половозрастные свойства, конституционные и нейродинамические свойства, а также темперамент и задатки [1].
На первый план в нашем исследовании выходят возрастные особенности. А.Е. Личко, рассматривая подростковый период развития, писал: «...в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая подростковая сензитивность - чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и
оцененным другими - с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами - с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием» [2, с. 17-18].
П.М. Якобсон рассматривая подростковый возраст как переходный период от детства к юношеству, утверждал, что данный возраст очень специфичен. С одной стороны, у подростка формируются основы мировоззрения, складываются черты характера, влияющие на его поведение, стиль мышления, на его чувства и отношения к другим людям и событиям окружающего мира. С другой стороны, у подростка еще отсутствуют собственные принципы поведения, он вынужден заимствовать эти принципы у других людей. На этой основе и формируется существенная особенность возраста, заключающаяся в склонности к подражанию. Объектами для подражания являются «авторитеты» - «сильные» личности, отстаивающие свое социальное положение, совершая девиантные поступки. В подростковый период формируются почти все волевые черты личности. Подросток легковозбудим, у него происходит резкая смена настроений и переживаний [3].
По мнению А.А. Реан, общение со сверстниками для подростка становится одной из основных потребностей и может вызывать различного рода переживания. Общение с товарищами способствует усвоению норм поведения, расширяет круг интересов [4].
С.Л. Рубинштейн, дал характеристику процесса развития самосознания у подростков, где обратил внимание на ступенчатость развития самооценки. Самосознание подростка в своем развитии переходит от внешней стороны личности к ее внутренней стороне и из отдельных черт формируется характер в целом. Возникает осознание своего своеобразия. В результате подросток определяет себя как личность на более высоком уровне [5].
Проблема самооценки делинквентных подростков неоднозначна, существуют противоположные точки зрения. А.Р. Ратинов утверждает, что социальная дезадаптация подростков способствует возникновению неадекватной, завышенной самооценки. Это, в свою очередь создает предпосылки возникновения конфликтных ситуаций, которые могут способствовать возникновению делинквентного поведения [6]. Вместе с тем, существует прямо противоположная точка зрения, которую высказывали Г.К. Валицкас и Ю.Б. Гиппенрейтер. По их мнению, несовершеннолетние правонарушители обладают более низким уровнем самооценки, чем их сверстники, ведущие законопослушный образ жизни [7]. Данные исследования А.А. Реана свидетельствуют о том, что у подростков уровень физической агрессии коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была выявлена самооценка, тем больше проявлялась и склонность к физической агрессии [8].
Проблема проявления агрессивности в поведении несовершеннолетних остается одной из ключевых проблем. Л. Берковитц, рассматривая механизм запуска агрессивной реакции, ввел две переменные между фрустрацией и агрессивным поведением. В качестве побудительного компонента он рассматривал гнев, а запускающими агрессивную реакцию -пусковые раздражители. Гнев возникает при блокировке достижения цели, на которую направлено действие субъекта. Но сам по себе гнев не приводит к возникновению агрессивного поведения. Для этого необходимы пусковые раздражители, которые подросток связывает с причиной фрустрации [9]. Несколько видоизмененная точка зрения получила отражение в трудах А. Бандуры, который утверждал, что нельзя считать гнев необходимым и достаточным условием возникновения агрессии. Главная роль принадлежит подражанию, возникающему в ходе научения путем наблюдения за образцом. В данной концепции агрессивное поведение объясняется с двух позиций: с позиции теории научения и с позиции когнитивной теории мотивации [10].
Методы
В рамках диссертационного исследования нами было обследовано 113 осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы за различные виды преступлений. Для проведения психодиагностики использовались следующие методики:
• многофакторный личностный опросник БР1 (модифицированная форма В) И. Фаренберга, Х. Зарга, Р. Гампела;
• опросник агрессивности Басса-Дарки;
• тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»;
• шкала депрессии (адаптация Т.И. Балашовой);
• методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;
• тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку);
• исследование духовно-нравственной самооценки человека по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации М.В. Пронина)1.
Результаты и обсуждение
Таблица 1
Показатели выраженности личностных качеств испытуемых по тесту «Многофакторный личностный опросник FPI»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Низк. 33,7 21,3 53,3 22,5 28,4 32,6 16,7 44,2 3,2 4,6 21,6 6,4
Средн. 27,8 47,2 35,5 42,2 5,8 46,7 51,9 30,5 14,3 19,1 42,2 18,9
Высок. 38,5 31,5 11,2 35,3 65,8 20,7 31,4 25,3 82,5 76,3 36,2 74,7
Примечание:1. невротичность; 2. спонтанная агрессивность; 3. депрессивность; 4. раздражительность; 5. общительность; 6. уравновешенность; 7. реактивная агрессивность; 8. застенчивость; 9. открытость; 10. экстраверсия-интроверсия; 11. эмоциональная лабильность; 12. маскулинизм-феминизм (составлено авторами)
Анализируя результаты, полученные при проведении психологического обследования при помощи методики «Многофакторный личностный опросник БР1», мы видим, что 38,5 % обследованных обладают высоким уровнем невротизации личности. У 31,5 % респондентов выявлена психопатизация на высоком уровне, которая может создавать предпосылки возникновения импульсивного поведения. У 11,2 % обнаружен психопатологический депрессивный синдром в поведении, эмоциональном состоянии, в отношении к себе и социуму. У 35,3 % испытуемых выявлено неустойчивое эмоциональное состояние и склонность аффективно реагировать на ситуацию. 28,4 % участников исследования не обладают потребностью в установлении коммуникативных контактов и соответственно не склонны к проявлению социальной активности. 32,6 % не уверены в себе, пессимистичны, слабо защищены от воздействия стресс-факторов в повседневных жизненных ситуациях. 31,4 % проявляют высокий уровень психопатизации, проявляющийся в агрессивном отношении к социальному окружению и стремлению к доминированию. 25,3 % проявляют стрессовое
1 Маришин С.В. Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных в процессе перевоспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, - 26 с. URL: https://kursksu.ru/dissertations/dis211.doc (дата обращения: 15.12.2020).
реагирование пассивно-оборонительного типа в обычных жизненных ситуациях, вследствие чего, у данных лиц наблюдается тревожность, скованность, неуверенность, ведущие к возникновению трудностей в установлении социальных контактов. 36,2 % обладают неустойчивостью эмоционального состояния, которая проявляется в повышенной возбудимости, частых колебаниях настроения, раздражительности, низкой саморегуляции.
Далее приводим результаты, полученные нами при обработке теста «Опросник агрессивности Басса-Дарки» (таблица 2).
Таблица 2
Показатели агрессивности и враждебности испытуемых
Агрессивность Враждебность
Низкий уровень 20,6 6,5
Норма 47,3 45,4
Высокий уровень 32,1 48,1
Составлено авторами
Результаты психодиагностического обследования по методике «Опросник агрессивности Басса-Дарки» показали высокий уровень враждебности у 48,1 % испытуемых. Низкий уровень агрессивности выявлен у 20,6 % обследованных, высокий уровень - 32,1 %, проявление агрессивности в пределах нормы показали 47,3 %.
Результаты психологического обследования по тесту А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Оценка агрессивности в отношениях испытуемых
Излишне агрессивны Умеренно агрессивны Чрезмерно миролюбивы
Агрессивность 30,2 % 50,5 % 19,3 %
Составлено авторами
Результаты психодиагностического обследования по тесту А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» выявили долю излишне агрессивных исследуемых, которые проявляют неуравновешенность и жестокость по отношению к окружающим, она составляет 30,2 % от общего количества. Соотношение умеренно агрессивных, достаточно честолюбивых и самоуверенных составило 50,5 %. Недостаточно уверенных в собственных силах и возможностях, чрезмерно миролюбивых выявлено 19,3 %. 21 % обследованных - лица, чья агрессивность не конструктивна, а скорее разрушительна. Они способны совершать непродуманные поступки, вступать в ожесточенные дискуссии, относиться к людям с пренебрежением. Своим поведением провоцируют возникновение конфликтов, которые вполне могли бы избежать. Проявили чрезмерную замкнутость 18,8 % участников исследования.
Результаты психологического обследования испытуемых по тесту «Шкала депрессии (адаптация Т.И. Балашовой)» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели степени выраженности депрессии испытуемых (в %)
Без депрессии Лёгкая депрессия Субдепрессивное состояние
Уровень депрессии 88,9 % 9,5 % 1,6 %
Составлено авторами
Методика «Шкала депрессии (адаптация Т.И. Балашовой)» выявила лиц без депрессии 88,9 %. С проявлением легкой депрессии выявлено 9,5 %. Субдепрессивное состояние продемонстрировали 1,6 %.
Результаты психологического обследования испытуемых по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели субъективного ощущения одиночества испытуемых (в %)
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Субъективное ощущение одиночества 47,8 % 40,6 % 11,6 %
Составлено авторами
С высоким уровнем одиночества было выявлено 11,6 % от общего количества прошедших психодиагностику при помощи «методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона». Средний уровень субъективного ощущения одиночества данная методика выявила у 40,6 %, низкий уровень - 47,8 %.
Результаты психологического обследования по тесту «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) представлены таблице 6.
Таблица 6
Показатели самооценки психических состояний испытуемых (в %)
Тревожность Фрустрация Агрессивность Ригидность
Низкий уровень 37,8 % 33,2 % 19,8 % 16,7 %
Средний уровень 34,9 % 44,7 % 50,5 % 72,7 %
Высокий уровень 27,3 % 22,1 % 29,7 % 10,6 %
Составлено авторами
Используемый для психодиагностики тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) показал, что 27,3 % респондентов обладают высокой тревожностью. 22,1 % испытуемых обладают низкой самооценкой, избегают трудности, боятся неудач, подвержены фрустрации. 29,7 % испытывают трудности в коммуникации, агрессивны, не выдержаны.
У 10,6 % исследуемых сильно выраженная ригидность, постоянство в поведении, убеждениях, взглядах.
100 -|
0 И-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1—
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Примечание: 1. Любовь к себе. 2. Любовь к родителям. 3. Любовь к друзьям. 4. Любовь к незнакомым людям. 5. Любовь к Богу. 6. Любовь к вашим обидчикам. 7. Доброта. 8. Долготерпение. 9. Радость. 10. Умение управлять собой. 11. Уступчивость. 12. Открытость. 13. Милосердие. 14. Гостеприимство. 15. Правдивость. 16. Религиозная вера. 17. Отсутствие вины за прошлое. 18. Отсутствие страха перед будущим. 19. Скромность. 20. Надежда на будущее
Рисунок 1. Духовно-нравственная самооценка человека по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации М.В. Пронина) (рисунок авторов)
На рисунке 1 представлены результаты теста по самооценке несовершеннолетних испытуемых по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации М.В. Пронина).
Результаты психодиагностики по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации М.В. Пронина) показали завышенную самооценку у испытуемых по качеству «любовь к родителям». По качествам: «любовь к вашим обидчикам», «любовь к незнакомым людям», «отсутствие страха перед будущим», «уступчивость» самооценка занижена. Уровень притязаний завышен при оценке такого качества, как «любовь к родителям». Низкий уровень притязаний обнаружен при оценивании следующих качеств: «любовь к своим обидчикам», «любовь к незнакомым людям», «открытость», «уступчивость», «отсутствие страха перед будущим», «отсутствие вины за прошлое», «скромность». Отсутствует стимул к совершенству качеств: «любовь к друзьям», «любовь к родителям», «доброта», «любовь к богу», «уступчивость», «милосердие», «открытость», «религиозная вера», «гостеприимство», «отсутствие вины за прошлое», «скромность». Высокий уровень тревожности и нереальности достижения качеств: «долготерпение», «умение управлять собой».
Выводы
Таким образом, в ходе проведенного исследования были выявлены психологические особенности личности несовершеннолетних осужденных, которые могут вызвать трудности воспитательного воздействия в ходе их исправления и ресоциализации. Решение данной проблемы, на наш взгляд, кроется в разработке и внедрении в воспитательных учреждениях базовой психокоррекционной программы, которая могла бы помочь в изменении мировоззрения оступившихся подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 104 с.
2. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Текст]: Руководство для врачей / А.Е. Личко. - Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1979. - 335 с.
3. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: «Знание», 1976. - 64 с.
4. Психология человека от рождения до смерти. [Текст] / Под редакцией А.А. Реана. (Серия «Психологическая энциклопедия»). - СПб.: прайм-еврознак, 2002. - 656 с.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т 2. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика. - 1989 - 328 с.
6. Ратинов, А.Р. Социально-психологические аспекты юридической теории и практики [Текст] / А.Р. Ратинов // Прикладные проблемы социальной психологии.
- М.: Наука, - 1983. - 296 с.
7. Валицкас, Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей [Текст] / Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер. - Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С. 4555.
8. Реан, А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности [Текст] / А.А. Реан // Ананьевские чтения-97. СПб.: - 1997. - №2. - С. 13 -16.
9. Берковитц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковитц.
- М., 2002. - 512 с.
10. Bandura, A. Agression: A social learning analysis [Text] / A. Bandura. - New York, 1973. - 390 p.
Marishin Sergey Vasilievich
The Vologda institute of law and economics of the federal penal service, Vologda, Russia
E-mail: [email protected]
Koldunova Darina Alekseevna
The Vologda institute of law and economics of the federal penal service, Vologda, Russia
E-mail: [email protected]
On the question of psychological difficulties of educational influence on juvenile convicts
Abstract. The article discusses the psychological characteristics of juvenile offenders, which cause difficulties in the perception of educational impact. These features are largely associated with the age of adolescents. The analysis of the scientific works of domestic and foreign scientists, which examines the psychological characteristics of adolescence. The categories covered include: worldview, character traits, imitation, communication, self-awareness, self-esteem, aggressive behavior and related anger and frustration.
The author presents the results of the study of the personality of convicted juveniles serving a criminal sentence in the form of imprisonment for committing various types of crimes.
In the course of the study, it was revealed: about a third of the surveyed have a high level of personality neuroticization; an increased level of psychopathization, which creates the preconditions for impulsive behavior; unstable emotional state with a tendency to affective reaction; low social activity without the need for communication; low security to the effects of stress factors in ordinary life situations, based on weak self-confidence, pessimism; a high level of psychopathization, characterized by an aggressive attitude towards the social environment and a pronounced desire for domination; a predisposition to a stressful response to ordinary life situations, proceeding according to a passive-defensive type, there is the presence of anxiety, stiffness, uncertainty, which results in difficulties in social contacts; instability of the emotional state, manifested in frequent mood swings, increased excitability, irritability, insufficient self-regulation.
A third of the subjects showed a high level of aggressiveness, about half of the subjects showed a high level of hostility. One fifth of the respondents are overly peaceful, which is due to lack of confidence in their own strengths and capabilities. One fourth of adolescents have high anxiety and frustration.
Keywords: juvenile convicts; aggressive behavior; crime; anxiety; frustration; self-esteem; educational influence