Научная статья на тему 'Генезис научного знания о личности подростка-делинквента в отечественной психологии'

Генезис научного знания о личности подростка-делинквента в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1266
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДЕЛИНКВЕНТ / DELINQUENT / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / OFFENCE / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / JUVENILE OFFENDER / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DELINQUENT BEHAVIOR / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тигунцева Галина Николаевна

Статья посвящена проблеме подростковой делинквентности, что актуально в контексте обсуждения вопросов профилактики и преодоления преступности в подростковой среде в условиях современной России. Подчеркнуты роль и значение опыта исследования делинквентности в подростковом возрасте в зарубежной науке. Отмечен активный исследовательский интерес и определены ведущие тенденции в подходах российских исследователей к изучению категории делинквентности. Рассмотрены понятие и сущностная характеристика феноменов делинквентности и делинквентного поведения в подростковом возрасте. Проанализировано состояние изученности проблемы исследования личности подростка-делинквента (на примере конкретных классификаций и типологий), а также психологических особенностей правонарушителя. Подчеркнут вклад отдельных отечественных ученых, предложивших варианты классификаций и типологий несовершеннолетних правонарушителей. Раскрыты материалы ряда источников, отражающих психологические особенности личности делинквента. Определено, что подростки-правонарушители имеют существенные проблемы в различных сферах их жизнедеятельности (учебе, получении профессии, труде, досуге, общении и др.) и личностных подструктурах (когнитивной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной). Существенным моментом является то, что на основе анализа многочисленных и системных исследований автор выработал собственный подход к базовым критериям и показателям обобщенной психологической характеристики современного подростка-правонарушителя, а именно социально-психологическую концепцию преодоления коммуникативных деструкций делинквентных подростков. Это означает, что несовершеннолетние правонарушители являются носителями нарушенных (разрушенных) коммуникаций. Отмечено, что для делинквентов характерны затрудненное общение, конфликтное взаимодействие и деструктивные взаимоотношения с окружающими, в первую очередь с педагогами, а также сочетание негативных, социально неодобряемых личностных качеств, влияющих на возникновение у них коммуникативных деструкций. Как итог в статье обоснованы значимость и необходимость дальнейшего исследования личности современного делинквентного подростка в рамках решения важнейшей государственной проблемы профилактики и преодоления преступности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of scientific knowledge about the identity teen-delinquent in Russian psychology

The article is devoted to the problem of juvenile delinquency. The article is presented as relevant in the context of discussing the issues of prevention and eradication of crime among adolescents in conditions of modern Russia. Thee paper highlighted the role and importance of the study of delinquency in adolescence in foreign science, marked active research interest and identified the leading trends in the approaches of Russian researchers to the study of categories of delinquency. The article discusses the concept and essential characteristic phenomena of delinquency and delinquent behavior in adolescence. Analyzes the state of knowledge of the problem studies the personality of the teenager-delinquent (for example, specific classifications and typologies), and psychological characteristics of the offender. The contribution of individual domestic scientists, who offered the options of classifications and typologies of juvenile offenders. The article disclosed materials a number of sources, reflecting the psychological characteristics of personality delinquent. Author determined that young offenders have significant problems in different spheres of their life (school, vocational, work, leisure, communication and others) and personal substructures (cognitive, emotional, volitional, the requirement of motivational). The essential point is that based on an analysis of numerous and system research, the author's approach to the basic criteria and indicators generalized psychological characteristics of a modern teenage offender. In line developed by the author of Socio-psychological concept of overcoming communication destructions delinquent adolescents emphasized that juveniles are carriers broken (destroyed) communications. It is noted that for delinquents characterized by difficulty in communication, conflict interaction and destructive relationships with others, primarily with teachers. Author also determined that for adolescent offenders characteristic combination of negative socio unapproved personal qualities that influence the emergence of their communicative destructions. As a result, the article proves the importance and the need for further study of the personality of modern delinquent teenager in addressing important national issues, prevention and overcoming of juvenile crime.

Текст научной работы на тему «Генезис научного знания о личности подростка-делинквента в отечественной психологии»

УДК 740

DOI 10.17150/1996-7756.2015.9(1147-56

ГЕНЕЗИС НАУЧНОГО ЗНАНИЯ О ЛИЧНОСТИ

ПОДРОСТКА-ДЕЛИНКВЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Г.Н. Тигунцева

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 13 октября 2014 г.

Дата принятия в печать 4 февраля 2015 г.

Дата онлайн-размещения 31 марта 2015 г.

Ключевые слова Личность; делинквент; правонарушение; несовершеннолетний правонарушитель; делинквентное поведение; психологические особенности

Аннотация. Статья посвящена проблеме подростковой делинквентности, что актуально в контексте обсуждения вопросов профилактики и преодоления преступности в подростковой среде в условиях современной России. Подчеркнуты роль и значение опыта исследования делинквентности в подростковом возрасте в зарубежной науке. Отмечен активный исследовательский интерес и определены ведущие тенденции в подходах российских исследователей к изучению категории делинквентности. Рассмотрены понятие и сущностная характеристика феноменов делинквентности и делинквентного поведения в подростковом возрасте. Проанализировано состояние изученности проблемы исследования личности подростка-делинквента (на примере конкретных классификаций и типологий), а также психологических особенностей правонарушителя. Подчеркнут вклад отдельных отечественных ученых, предложивших варианты классификаций и типологий несовершеннолетних правонарушителей. Раскрыты материалы ряда источников, отражающих психологические особенности личности делинквента.

Определено, что подростки-правонарушители имеют существенные проблемы в различных сферах их жизнедеятельности (учебе, получении профессии, труде, досуге, общении и др.) и личностных подструктурах (когнитивной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной). Существенным моментом является то, что на основе анализа многочисленных и системных исследований автор выработал собственный подход к базовым критериям и показателям обобщенной психологической характеристики современного подростка-правонарушителя, а именно социально-психологическую концепцию преодоления коммуникативных деструкций делинквентных подростков. Это означает, что несовершеннолетние правонарушители являются носителями нарушенных (разрушенных) коммуникаций. Отмечено, что для делинквентов характерны затрудненное общение, конфликтное взаимодействие и деструктивные взаимоотношения с окружающими, в первую очередь с педагогами, а также сочетание негативных, социально неодобряемых личностных качеств, влияющих на возникновение у них коммуникативных деструкций. Как итог в статье обоснованы значимость и необходимость дальнейшего исследования личности современного делинквентного подростка в рамках решения важнейшей государственной проблемы профилактики и преодоления преступности несовершеннолетних.

GENESIS OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE ABOUT THE IDENTITY TEEN-DELINQUENT IN RUSSIAN PSYCHOLOGY

Tiguntseva, Galina N.

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

Article Info Abstract. The article is devoted to the problem of juvenile delinquency. The article

Received is presented as relevant in the context of discussing the issues of prevention and

2014 October 13 eradication of crime among adolescents in conditions of modern Russia. Thee paper highlighted the role and importance of the study of delinquency in adolescence in foreign science, marked active research interest and identified the leading trends in the approaches of Russian researchers to the study of categories of delinquency.

Available online The article discusses the concept and essential characteristic phenomena of delin-

2015 March 31 quency and delinquent behavior in adolescence. Analyzes the state of knowledge of

Accepted 2015 February 4

the problem studies the personality of the teenager-delinquent (for example, specific classifications and typologies), and psychological characteristics of the offender. The contribution of individual domestic scientists, who offered the options of classifications and typologies of juvenile offenders. The article disclosed materials a number of sources, reflecting the psychological characteristics of personality delinquent. Author determined that young offenders have significant problems in different spheres of their life (school, vocational, work, leisure, communication and others) and personal substructures (cognitive, emotional, volitional, the requirement of motivational). The essential point is that based on an analysis of numerous and system research, the author's approach to the basic criteria and indicators generalized psychological characteristics of a modern teenage offender. In line developed by the author of Socio-psychological concept of overcoming communication destructions delinquent adolescents emphasized that juveniles are carriers broken (destroyed) communications. It is noted that for delinquents characterized by difficulty in communication, conflict interaction and destructive relationships with others, primarily with teachers. Author also determined that for adolescent offenders characteristic combination of negative socio unapproved personal qualities that influence the emergence of their communicative destructions. As a result, the article proves the importance and the need for further study of the personality of modern delinquent teenager in addressing important national issues, prevention and overcoming of juvenile crime.

Keywords

Personality; delinquent; the offence; juvenile offender; delinquent behavior; the psychological characteristic

В современной России традиционно продолжает оставаться актуальной проблема подростковой делинквентности. При этом отмечается тенденция омоложения преступности несовершеннолетних и приобретения ею нового качественного содержания, что лишает страну перспектив социального равновесия и благополучия. Это определяет необходимость поиска оптимальных путей и условий преодоления и профилактики делинквентности в подростковом возрасте. Сегодня процессы реформирования деятельности пенитенциарных учреждений, в которых находятся подростки-правонарушители, направлены на совершенствование их комплексной реабилитации и полноценного социального оздоровления [19]. С учетом современных реалий подросток-правонарушитель рассматривается как лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации и нуждающееся в особых видах помощи и поддержки [9; 15; 33; 35; 38 и др.], поэтому приоритетным условием достижения эффективности социального оздоровления несовершеннолетних осужденных является комплексный, интегрированный подход, ориентированный на организацию и содержание адресной индивидуальной работы с каждым делинквентом, содержащимся в пенитенциарных условиях. Соответственно, это предполагает реализацию мероприятий, представляющих собой комплекс и систему форм и способов следующих видов помощи делинквентным подросткам: социальной, правовой, педагогической, медицинской, психологической. Основательное

и последовательное изучение специалистами психологических особенностей и характеристики каждого несовершеннолетнего гарантирует успешность оказания личности индивидуальной и адресной помощи. Следовательно, в качестве теоретико-методологической и прикладной базы полноценной помощи и поддержки подростку-правонарушителю выступает системная научно обоснованная качественно-количественная диагностическая информация о психологических особенностях личности.

Далее в статье мы анализируем состояние разработанности феномена подростковой делинквентности, а затем и основные подходы к изучению делинквентной личности, что способствует созданию обобщенного психологического портрета современного подростка-делинквента. Результаты проведенного теоретико-методологического анализа литературы явились базой: для приведения полученной информации в определенную систему научных представлений об основных критериях и показателях психологической характеристики личности делинквентного подростка; разработки авторского подхода к выделению наиболее значимых признаков делинквентности в подростковом возрасте [33-36].

Необходимо подчеркнуть: изучение литературы продемонстрировало, что большая часть фундаментальных работ, посвященных делинквентности, в том числе несовершеннолетних, представлена в зарубежной науке. В этой связи возникает необходимость сделать ссылки на тру-

ды таких авторов, как R. Agnew, A. Aichhorn, E. Al-leyne, J.L. Wood, С. Bartol, D. Canter, S. Cernkovich, R. Cloward, E. Dürkheim, J.M. Eklund, J.F. Liljeberg, L. Ohlin, S. Cohen, S. Syme, D. Comish, P. O'Donnell, D. Elliot, D. Gibbons, Y. Glaser, M. Haskell, L. Yablon-sky, T. Hirschi, D. Matza, R. Merton, W. Miller, W. Reckless, M. Rutter, D. Shoemaker, B. Skinner, N. Smelser, E. Sutherland, F. Tannenbaum, T. Thornberry, S. Dinitz [39-43]. В зарубежных источниках понятия «delinquency», «delinquent» (от лат. delinquentia — проступок, прегрешение; delinquo, delictum — совершить проступок, допустить погрешность, провиниться) означают преступное бездействие; проступок. Соответственно, «delinquent»: 1) не выполняющий обязанности, виновный; 2) правонарушитель, преступник. Следует отметить, что термин «де-линквентность» закреплен в рамках международно-правовых актов как юридический термин, связанный с совершением лицом правонарушения или преступления. Таким образом, понятие «делинквентность» за рубежом принято употреблять с целью характеристики совершения тяжкого проступка, противоправного действия, в том числе несовершеннолетним преступником.

Постепенно в результате лонгитюдных и последовательных исследований отечественная наука заимствовала термин «делинквентность» из зарубежных источников, освещающих вопросы отклоняющегося, правонарушающего и преступного поведения [30 и др.]. Тем не менее до сих пор в российской психологии понятие «делинквентность» не относится к широко употребительному. Авторы предпочитают использовать отечественные терминологические эквиваленты характеристики поведения, такие как противоправное, антиобщественное, антисоциальное, криминогенное, криминальное, преступное поведение и др. В то же время в российском научном мире наблюдается растущий интерес ученых к целенаправленному изучению феномена делинквентности и личности делинквента как «совершившего проступок, правонарушителя, преступника». Анализ психологической литературы показал, что сегодня делинквентность активно исследуется как общенаучная и междисциплинарная категория отечественной науки. На фоне обилия отечественных теорий отмечается размытость, неоднозначность и отсутствие четких критериев при анализе явлений делинквентности и делинквентного

поведения, следовательно, отсутствует целостный общепринятый подход к характеристике личности делинквента. Однако, несмотря на разнообразие научных позиций, практически не выявлены кардинальные и радикальные противоречия по поводу термина «делинквентность» и особенностей психологической характеристики делинквентного подростка. Одновременно в современной российской психологии прослеживаются доминирующие тенденции в подходах к сущностной характеристике феноменов делинквентности и делинквентного поведения.

Как следствие, анализ литературы показал, что в отечественной науке делинквентность используется в двух разных значениях. Например,

A.Е. Личко и другие исследователи утверждают, что делинквентность — это повторяющиеся асоциальные проступки, складывающиеся в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения личностью возраста, с которого начинается уголовная ответственность [23]. В свое время данную точку зрения оспаривал В.В. Ковалев и его последователи, рассматривающие делинквентность как преступность [1; 16]. В частности, Е.В. Змановская, придерживаясь позиции

B.В. Ковалева, отмечает, что делинквентное поведение — это «действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквент, а сами действия — деликтами» [13, с. 98]. При этом, как уже было подчеркнуто, в российской науке термин «делинквентность» до сих пор не является приоритетным. В современной психологии используется достаточно широкий спектр слов, соответствующих зарубежным представлениям о делинквентности (противоправное, криминогенное, преступное поведение и др.). Это подтверждается материалами, представленными в справочных источниках. Например, в «Большом психологическом словаре» делинквент (от лат. delinquentis) — это «правонарушитель, преступник. В США этот термин применяется к несовершеннолетним, признанным виновными в уголовно наказуемых

деяниях» [6, с. 127]. В «Большой психологической энциклопедии» делинквент рассматривается как «субъект, поведение которого носит выраженный девиантный характер. Характеризуется явными нарушениями социально признанных норм и наказуемостью согласно Уголовному кодексу»; «делинквентное поведение представляет разновидность отклоняющегося поведения, противоправное, преступное поведение»; «делинквентный подросток— подросток, являющийся правонарушителем» [5, с. 129]. В «Психологическом словаре» Р.С. Не-мова делинквент трактуется как человек, «совершивший серьезный проступок, граничащий с преступлением, или склонный к совершению преступлений. Чаще всего термином «делинк-вентность» обозначают малолетнего правонарушителя, ребенка, подростка или юношу, нарушающего социальные нормы, в том числе нормы закона» [25, с. 107].

В целом в современных исследованиях превалирует ориентация на изучение делинквентности как явления, связанного с совершением личностью серьезных проступков, граничащих с преступлением или уже являющихся преступлением. При этом фундаментально анализируются факторы, отражающие интегрированный подход к возникновению отклонений в поведении; разрабатываются рекомендации по изучению личности, а также подбираются комплексы и «батареи» методик, направленные на диагностику личности подростка, склонного к правонарушениям; исследуется психологическая характеристика подростка-делинквента; ведется поиск эффективных путей и условий преодоления и профилактики правонарушений в подростковой среде (В.С. Афанасьев, И.П. Башкатов, Я.И. Гилин-ский, М.Г. Дебольский, К.Е. Игошев, Ю.А. Клей-берг, М.Ю. Кондратьев, Г.М. Миньковский, Л.Б. Шнейдер и др.) [3; 4; 8; 9; 14; 15; 18; 33-38].

В русле анализа проблемы особо следует подчеркнуть, что российская психология имеет богатейший опыт исследования личности подростка, склонного к совершению правонарушения. Известно, что у истоков изучения несовершеннолетних, нарушающих законы, стояли Д.А. Дриль, А.Ф. Лазурский и др. Современная наука продолжает уже сложившиеся традиции. Существенным доказательством фундаментального изучения делинквентного подростка является достаточный объем работ, содержа-

щих различные типологии и классификации, в которых фактически раскрываются те или иные личностные особенности несовершеннолетнего правонарушителя. Приведем в качестве примера отдельные классификации, которые длительный период в отечественной науке и практике были широко известными и в настоящее время до сих пор не утратили своего значения. В предложенных классификациях в качестве базового основания рассматриваются этапы криминализации личности и психологические особенности правонарушителя.

Так, В.Д. Ермаков разработал авторскую типологию поведения подростков-правонарушителей, а именно: 1) социально образцовое поведение; 2) социально приемлемое поведение; 3) поведение, деформированное только в социальном отношении; 4) поведение, деформированное в социальном и нравственном отношении; 5) поведение, деформированное в социальном, нравственном и правовом отношении; 6) поведение с устойчивой преступной деформацией. Причем В.Д. Ермаков считает, что среди несовершеннолетних преступников не встречается примеров социально образцового и социально приемлемого поведения. Что касается типов поведения 3-6, по мнению автора, для них характерны деформации социальных, нравственных и правовых отношений правонарушителей, которые необходимо рассматривать в связи с нарушениями в коммуникативных процессах [12].

Нельзя обойти вниманием работы В.Н. Кудрявцева, в которых автор неоднократно касался вопроса отчуждения подростка от школы и семьи как фактора, способствующего негативно-враждебному отношению к педагогам, сверстникам и родным, а также приобщающего личность к преступной деятельности. С его точки зрения, можно отследить определенные группы подростков-правонарушителей. Так, первую группу представляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются не развитыми высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, искажающие их эмоциональную реакцию на поступки. Ко второй группе автор относит подростков с гипертрофированными возрастными реакциями. Это указывает на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях). Третью группу

составляют те, кто устойчиво воспроизводит де-линквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычно нормальным (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям). В четвертую группу включены подростки с психическими и невротическими расстройствами. Наряду с де-линквентным поведением у данных подростков присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуальной недоразвитости. Пятая группа состоит из подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих психическими расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора) [21]. Как видим, данная классификация отражает причины девиаций, динамику криминального поведения и личностные характеристики подростков.

Также значимым является подход к проблеме преступности несовершеннолетних А.И. Долговой, которая, приняв за основу этапы криминализации личности, одновременно делает акцент на личностной деформации. В этой связи автор выделяет следующие типы криминального поведения: 1) ситуативный тип (незначительная выраженность негативного поведения); 2) ситуативно-криминогенный тип (нарушение моральных норм поведения, совершение правонарушений непреступного характера); 3) последовательно-криминогенный тип поведения личности. Причем автор утверждает, что преступление вытекает из привычного стиля поведения, проявляющегося в криминогенных установках и ценностях субъекта. Важно то, что А.И. Долгова предлагает следующие степени деформации поведения, отражающие личностные деформации: 1) социально деформированное поведение (легкая); 2) социально-нравственно-деформированное поведение (более тяжкая); 3) социально-нравственно-правовая деформация поведения (самая тяжелая). Типы криминогенной деформации: насильственная; корыстная [11].

В многочисленных работах присутствуют ссылки на исследования Н.А. Корнеевой [20], поэтому было сочтено целесообразным обращение к классификации несовершеннолетних правонарушителей данного автора. Исследователем отслеживается постепенный процесс криминализации подростков (перерастание группы с не-

гативной направленностью в преступное объединение). Н.А. Корнеева, опираясь на комплексный поведенческо-ценностный критерий, выделяет: 1) группы с отклоняющимся поведением при сохранении системы связей членов группы с позитивными формальными группами; 2) группы с правонарушающим поведением, когда контакты с позитивными коллективами крайне ослаблены и рвутся; 3) группы с преступным поведением.

В широко известной классификации Г.М. Миньковского [14] критериями криминального поведения подростков-правонарушителей являются степень личностной деформации и влияние конкретной ситуации. На основании этого исследователь выделяет четыре основных типа подростков-правонарушителей: 1) подростки совершают правонарушения при случайном стечении обстоятельств и вопреки общей положительной направленности личности (25-30 % правонарушителей); 2) подростки попадают в соответствующую ситуацию, связанную с неустойчивостью («шатающимся» характером, детской мотивацией) общей направленности личности (25-30 %); 3) у подростков преобладает отрицательная направленность личности, не достигшая, однако, уровня устойчивой антиобщественной направленности (подростки, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и опыт мелких правонарушений, состоящие на профилактических учетах и т.п.) (30-40 %); 4) у подростков частично сформирована устойчивая антиобщественная направленность личности, обусловливающая всю систему поведения (подростки, совершавшие преступления неоднократно, рецидивисты и т.п.) (10-15 %).

Следует подчеркнуть, что в психологической науке наблюдается исследовательская активность, демонстрирующая интерес к проблеме разработки целостной социально-психологической характеристики подростка-правонарушителя. Это подтверждается исследованиями предыдущих лет, например [1; 2; 7; 10; 14; 16; 18; 21; 23; 28; 29; 31], в которых особое внимание уделяется проблематике изучения специфики психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, а также современными разработками [13; 15; 17; 22; 24; 26; 27 и др.]., посвященными отдельным индивидуально-личностным особенностям, определенным чертам характера, личностным свойствам и сферам де-линквентных подростков.

Так, в работах Г.К. Валицкаса, Ю.Б. Гиппен-рейтер, А.А. Реана ставится проблема самооценки правонарушителей [7; 29].

В.С. Афанасьев, Я.И. Гилинский, К.Е. Иго-шев, Г.М. Миньковский, О.А. Падун [3; 8; 14; 26] подтверждают, что для несовершеннолетних правонарушителей характерны сочетания искаженных потребностей, мотивов, стремлений, ценностных ориентаций, которые проявляются в асоциальных установках, представляющих опасность для окружающих.

Специфика отношения делинквентов к криминальной субкультуре и владения ими элементами этой субкультуры, а также особенности криминального общения несовершеннолетних правонарушителей исследуются А.А. Александровым, И.П. Башкатовым, В.Ф. Пирожковым,

A.Н. Суховым [1; 4; 28; 32].

Практически каждый исследователь касается проблемы агрессивности как личностного проявления несовершеннолетних правонарушителей (жестокость, драчливость, грубость, задиристость, озлобленность, потеря самоконтроля и др.). Большинство из них подчеркивают, что агрессивность является важнейшим качеством подростков, склонных к правонарушениям (Г.М. Миньковский, Ю.М. Антонян и др.) [2; 14]. Также присутствуют отдельные самостоятельные исследования агрессивного поведения делинквентов (Е.В. Куприянчук, А.Б. Петрова) [22; 27].

Следует отметить, что в отечественной психологии накоплен достаточно богатый опыт изучения акцентуаций делинквентных подростков (А.А. Александров, Ю.М. Антонян, А.Е. Личко,

B.В. Юстицкий и др.), выявлена связь акцентуаций с отклонениями в поведенческой и эмоциональной сферах. Несомненно, в современных условиях систематика и подходы исследователей пользуются спросом в процессе изучения делинквентов и работы с ними [1; 2; 23].

В соответствии с изучаемой проблемой обращает на себя внимание исследование С.В. Ма-ришина, посвященное анализу психологических барьеров в общении несовершеннолетних осужденных. Он выделяет следующие виды: адаптационные, мотивационно-смысловые, эмоциональные, коммуникативные барьеры. С точки зрения автора, особенности проявления психологических барьеров делинквентов в ситуации лишения свободы заключаются в выраженности внутренней конфликтности между пози-

тивным и безнравственным отношением к ряду норм поведения члена общества. Внутренний конфликт личности осужденного разрешается в конкретных жизненных ситуациях в пользу безнравственных устремлений. С.В. Маришин связывает психологические барьеры делинквентов с проблемами в эмоциональной сфере (агрессивность, депрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность, субъективное ощущение одиночества, тревожность, фрустрация, ригидность). При этом подростки достаточно высоко ценят такие нравственные качества, как любовь к родителям, доброта, открытость, милосердие, гостеприимство [24].

В целом изучение богатейшего теоретического наследия и современных источников способствовало разработке авторского подхода к анализу генезиса научного знания о личности подростка-делинквента в отечественной психологии. Это определило следующие выводы:

1. Современный делинквентный подросток — личность, в зависимости от принимаемой специалистами возрастной периодизации 14-15 или 17 лет, совершающая противозаконные действия и поступки (деликты). Автор опирается на возрастную периодизацию, предложенную в [37]. Для делинквентного подростка характерны наиболее тяжелые и сложные виды и формы отклоняющегося поведения: антиобщественные, противоправные, криминальные, криминогенные, преступные и др.

2. Подростки-правонарушители имеют существенные проблемы в различных сферах их жизнедеятельности (учебе, получении профессии, труде, досуге, общении и др.), а также в их личностных подструктурах (когнитивной, эмоционально-волевой, потребностно-мотиваци-онной). Это отражается в том, что у делинквентных подростков прослеживаются:

- нарушенный (разрушенный) характер коммуникаций (общения, взаимодействия, отношений) с окружающими;

- негативное или нейтрально-безразличное отношение к учебе и приобретению профессии, а также к тем видам общественно полезной деятельности, которые им предлагаются в учреждении;

- проблемы со здоровьем (психическим и физическим);

- определенный уровень криминализации, сопровождающийся склонностью к совер-

шению правонарушений (различной степени), а также стремлением следовать законам криминальной субкультуры [33-36].

3. В русле разработанной автором социально-психологической концепции преодоления коммуникативных деструкций делинквентных подростков несовершеннолетние правонарушители являются носителями нарушенных (разрушенных) коммуникаций. Это выражается в затрудненном общении, конфликтном взаимодействии и деструктивных взаимоотношениях делинквентов с окружающими, в первую очередь с педагогами. Также для подростков-делинквентов характерны сочетания негативных, социально неодобряемых личностных качеств, влияющих на возникновение у них коммуникативных деструкций. На базе данных характеристик личности подростка-правонарушителя автором предлагается коммуникативное (как инновационное) решение проблемы преодоления делинквентности и профилактики правонарушений в подростковом возрасте [34-36].

4. Таким образом, сегодня основополагающей задачей для специалистов, работающих в различных учреждениях с делинквентными подростками, является обеспечение приоритета личности каждого несовершеннолетнего осужденного и создание гуманных условий для его социального оздоровления и реабилитации на основе индивидуального подхода. Сложившаяся

ситуация обусловливает необходимость оказания комплексной (правозащитной, социальной, медицинской, педагогической, психологической) индивидуальной помощи делинквентному подростку. Это возможно при условии систематического и последовательного изучения сотрудниками разных сфер и служб каждого делинквента. Компетентное владение специалистами диагностической информацией о личности подростка-правонарушителя является: опорой для создания полноценных условий реализации индивидуального подхода, обеспечивающего осознание подростком своих криминальных действий и поступков и раскаяние в них; отправной точкой и стимулом для подростка к законопослушному поведению, что станет залогом успешности его социального оздоровления.

5. Несмотря на то что в целом отечественная наука имеет фундаментальный опыт последовательного и системного исследования делинквентной личности с учетом социальных изменений и требований, вновь очевидна необходимость получения новой значимой информации о современном несовершеннолетнем правонарушителе. Это обусловлено актуальностью важнейшей государственной задачи, направленной на поиск инновационных путей и условий оптимизации социально-психологического оздоровления делинквентов, а также профилактики преступности несовершеннолетних в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / А.А. Александров // Нарушения поведения у детей и подростков : сб. ст. / Моск. НИИ психиатрии ; Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева ; отв. ред. В.В. Ковалев. — М., 1981. — С. 51-59.

2. Антонян Ю.М. Личность несовершеннолетнего преступника / Ю.М. Антонян // Вестник ВИПК МВД России. — 2013. — № 2 (26). — С. 2-8.

3. Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения / В.С. Афанасьев. — СПб., 1993. — 349 с.

4. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности) / И.П. Башкатов. — М. : Просвещение, 1993. — 256 с.

5. Большая психологическая энциклопедия / авт.-сост. А.Б. Альмуханова [и др.]. — М. : Эксмо, 2007. — 544 с.

6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.

7. Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 45-54.

8. Гилинский Я. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова. — СПб. : Ин-т социологии РАН, 2001. — 423 с.

9. Дебольский М.Г. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования / М.Г. Дебольский // Прикладная юридическая психология / И.И. Аминов [и др.]. — М., 2001. — С. 92-102.

10. Деев В.Г. Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях: (на материале исследования осужденных молодежного возраста) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.Г. Деев. — М., 1986. — 37 с.

11. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И. Долгова. — М. : Юрид. лит., 1981. — 159 с.

12. Ермаков В.Д. Несовершеннолетние преступники в России / В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова. — М. : ИМПЭ, 1999. — 341 с.

13. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие / Е.В. Змановская. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2004. — 288 с.

14. Игошев К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский. — М. : Юрид. лит., 1989. — 448 с.

15. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения : учеб. пособие / Ю.А. Клейберг. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. ; Ульяновск : Изд-во Ульян. гос. ун-та, 2005. — 416 с.

16. Ковалев В.В. Социально-медицинские аспекты отклонений в развитии / В.В. Ковалев. — М. : Мед. лит., 1979. — 144 с.

17. Кокуев А.А. Особенности доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы : дис. ... канд. психол. наук / А.А. Кокуев. — Ростов н/Д, 2003. — 218 с.

18. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М.Ю. Кондратьев. — СПб. : Питер, 2005. — 304 с.

19. Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 24.10.2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.

20. Корнеева Н.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями несовершеннолетних, совершенными в группе со взрослыми : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н.А. Корнеева. — М., 1983. — 18 с.

21. Кудрявцев В.Н. Преступность в среде несовершеннолетних: криминологические и социальные вопросы / В.Н. Кудрявцев. — М. : Юрид. лит., 1986. — 217 с.

22. Куприянчук Е.В. Преступная агрессивность подростков: социокультурный аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е.В. Куприянчук. — Саратов, 1999. — 20 с.

23. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. — М. : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999. — 406 с.

24. Маришин С.В. Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных в процессе перевоспитания : автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.В. Маришин. — Курск, 2009. — 25 с.

25. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М. : ВЛАДОС, 2007. — 560 с.

26. Падун О.А. Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно-насильственных преступлений : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.А. Падун. — Ростов н/Д, 2005. — 24 с.

27. Петрова А.Б. Психокоррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А.Б. Петрова. — М. : ФЛИНТА : МПСИ, 2008. — 152 с.

28. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: криминальная субкультура / В.Ф. Пирожков. — Тверь : ИПП «Приз», 1994. — 378 с.

29. Реан А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение / А.А. Реан. — СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК ; М. : Олма-пресс, 2004. — 416 с.

30. Саламатина И.И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних: (на материале США и Англии) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.И. Саламатина. — М., 2008. — 38 с.

31. Северов А.П. Психологическое изучение осужденных несовершеннолетних : учеб. пособие / А.П. Северов. — Домодедово : ВИПК МВД СССР, 1991. — 171 с.

32. Сухов А.Н. Социальная психология преступности : учеб пособие / А.Н. Сухов. — М. : МПСИ, 2007. — 572 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Тигунцева Г.Н. Подросток-правонарушитель: социальные и психолого-педагогические аспекты : учеб. пособие / Г.Н. Тигунцева, Л.М. Третьякова. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002. — 180 с. — (Твои права ; вып. 3).

34. Тигунцева Г.Н. Психология установления контакта педагога с подростком-правонарушителем / Г.Н. Тигунцева. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. — 236 с.

35. Тигунцева Г.Н. Реабилитация подростков-правонарушителей в пенитенциарных условиях: коммуникативное решение проблемы / Г.Н. Тигунцева. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. — 231 с.

36. Тигунцева Г.Н. Установление межличностных контактов в системе «педагог — подросток-правонарушитель» / Г.Н. Тигунцева. — М. : Изд-во МПГУ, 2005. — 203 с.

37. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. — 2-е изд. — М. : Совершенство, 1998. — 432 с.

38. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. — М. : Трикста, 2005. — 334 с. — (Психологические технологии).

39. Alleyne E. Gang Involvement: Psychological and Behavioral Characteristics of Gang Members, Peripheral Youth and Nongang Youth / E. Alleyne, J.L. Wood // Aggressive behavior. — 2010. — Vol. 36, iss. 6. — P. 423-436.

40. Eklund J.M. Delinquent behaviour patterns in adolescence: Development and associated personality traits / J.M. Eklund, J.F. Liljeberg, B. af Klinteberg // Personality and Mental Health. — 2011. — Vol. 5, iss. 3. — P. 169-185.

41. Haskell M.R. Juvenile Delinquency / M.R. Haskell, L. Yablonsky. — Boston : Houghton Mifflin, 1982. — 557 p.

42. O'Donnell P. Gender Differences in Monitoring and Deviant Peers as Predictors of Delinquent Behavior Among Low-Income Urban African American Youth / P. O'Donnell [et al.] // The Journal of Early Adolescence. — 2012. — Vol. 32, iss. 3. — P. 431-459.

43. Shoemaker D.J. Theories of Delinquency: An Examination of Explanation of Delinquent Behavior / D.J. Shoemaker. — N.Y. : Oxford Univ. Press, 2000. — 294 p.

REFERENCES

1. Aleksandrov A.A. Typology of delinquent behavior in terms of psychopathy and accentuation of personality traits. In Kova-lev V.V. (ed.). Narusheniya povedeniya u detei ipodrostkov [Children and teenagers' behavior disorder]. Moscow, 1981, pp. 51-59. (In Russian).

2. Antonyan Yu.M. Personality of a juvenile criminal. Vestnik VIPK MVD Rossii = Advanced Training Institute of the MIA of Russia Bulletin, 2013, no. 2 (26), pp. 2-8. (In Russian).

3. Afanas'ev V.S. Sotsiologiya deviantnogo povedeniya [Deviant behavior sociology]. St. Petersburg, 1993. 349 p.

4. Bashkatov I.P. Psikhologiya grupp nesovershennoletnikh pravonarushitelei (sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti) [Psychology of juvenile criminals' groups (social and psychological aspects)]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1993. 256 p.

5. Al'mukhanova A.B. et al. Bol'shaya psikhologicheskaya entsiklopediya [Big psychological encyclopedia]. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 544 p.

6. Meshcheryakova B.G., Zinchenko V.P. (eds). Bol'shoipsikhologicheskiislovar' [Big psychological dictionary]. St. Petersburg, Praim-Evroznak Publ., 2007. 672 p.

7. Valitskas G.K., Gippenreiter Yu.B. Juvenile criminals' self-evaluation. Voprosy psikhologii = Psychology issues, 1989, no. 1, pp. 45-54. (In Russian).

8. Gilinskii Ya., Gurvich I., Rusakova M. Deviantnost'podrostkov: teoriya, metodologiya, empiricheskaya real'nost' [Teenagers' deviation: theory, methodology, empiric reality]. St. Petersburg, Sociology Institute of RAS Publ., 2001. 423 p.

9. Debol'skii M.G. Current situation in psychological service and conceptual basis of its operation. In Aminov I.I. et al. Priklad-naya yuridicheskaya psikhologiya [Applied legal psychology]. Moscow, 2001, pp. 92-102. (In Russian).

10. Deev V.G. Psikhologiya napravlennosti lichnosti osuzhdennykh, otbyvayushchikh nakazanie v ispravitel'no-trudovykh uchrezhdeniyakh: (na materiale issledovaniya osuzhdennykh molodezhnogo vozrasta). Avtoref. Dokt. Diss. [Psychology of personality orientation of the convicted serving sentence in corrective labour institution: (based on materials of young convicted). Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 1986. 37 p.

11. Dolgova A.I. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty prestupnostinesovershennoletnikh [Social and psychological aspects of juvenile delinquency]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1981. 159 p.

12. Ermakov V.D., Kryukova N.I. Nesovershennoletnie prestupniki v Rossii [Juvenile criminals in Russia]. Moscow, IMPE Publ., 1999. 341 p.

13. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya [Deviantology: psychology of deviant behavior]. 2nd ed. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 288 p.

14. Igoshev K.E., Min'kovskii G.M. Sem'ya, deti, shkola [Family, children, school]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1989. 448 p.

15. Kleiberg Yu.A. Sotsial'nayapsikhologiya deviantnogo povedeniya [Social psychology of deviant behavior]. 2nd ed. Moscow, Ulyanovsk State University Publ., 2005. 416 p.

16. Kovalev V.V. Sotsial'no-meditsinskie aspekty otklonenii v razvitii [Social and medical aspects of deviations in development]. Moscow, Meditsinskaya literatura Publ., 1979. 144 p.

17. Kokuev A.A. Osobennosti doveriya k sebe i drugim u nesovershennoletnikh prestupnikov, otbyvayushchikh nakazanie v vide lisheniya svobody. Kand. Diss. [Aspects of trust to self and others of juvenile delinquents serving sentence under confinement. Cand. Diss.]. Rostov-on-Don, 2003. 218 p.

18. Kondrat'ev M.Yu. Sotsial'naya psikhologiya zakrytykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Social psychology of closed educational institutes]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 304 p.

19. Concept of correctional system development in Russia till 2020 approved by Russian Federation Government Decree № 1772-p dated 24.10.2010. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2010, no. 43, Art. 5544. (In Russian).

20. Korneeva N.A. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty bor'by s prestupleniyami nesovershennoletnikh, sover-shennymi v gruppe so vzroslymi. Avtoref. Kand. Diss. [Criminal legal and criminological aspects of fighting crimes by juveniles in groups with adults. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 1983. 18 p.

21. Kudryavtsev V.N. Prestupnost' vsrede nesovershennoletnikh: kriminologicheskie isotsial'nye voprosy [Juvenile delinquency: criminological and social issues]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1986. 217 p.

22. Kupriyanchuk E.V. Prestupnaya agressivnost'podrostkov: sotsiokul'turnyi aspekt. Avtoref. Kand. Diss. [Teenagers' criminal aggression: socio cultural aspect. Cand. Diss. Thesis]. Saratov, 1999. 20 p.

23. Lichko A.E. Tipy aktsentuatsii kharaktera ipsikhopatii u podrostkov [Types of teenagers' psychopathy and accentuation of personality traits]. Moscow, Aprel' Press Publ., EKSMO-Press Publ., 1999. 406 p.

24. Marishin S.V. Preodolenie psikhologicheskikh bar'erov u nesovershennoletnikh osuzhdennykh vprotsesse perevospitaniya. Avtoref. Kand. Diss. [Overcoming psychological barriers in correctional education of convicted juveniles. Cand. Diss. Thesis]. Kursk, 2009. 25 p.

25. Nemov R.S. Psikhologicheskii slovar' [Psychological dictionary]. Moscow, VLADOS Publ., 2007. 560 p.

26. Padun O.A. Psikhologicheskie osobennosti lichnosti nesovershennoletnikh, osuzhdennykh za sovershenie korystno-nasil'stvennykh prestuplenii. Avtoref. Kand. Diss. [Psychological issues of personalities of teenagers convicted for lucrative violent crimes. Cand. Diss. Thesis]. Rostov-on-Don, 2005. 24 p.

27. Petrova A.B. Psikhokorrektsiya i profilaktika agressivnykh form povedeniya nesovershennoletnikh s deviantnym povede-niem [Psychological correction and prevention of aggressive behavior of the juveniles with deviant behavior]. Moscow, FLINTA Publ., MPSI Publ., 2008. 152 p.

28. Pirozhkov V.F. Zakony prestupnogo mira molodezhi: kriminal'naya subkul'tura [Young criminal world laws: criminal subculture]. Tver, IPP «Priz» Publ., 1994. 378 p.

29. Rean A.A. Psikhologiya lichnosti: sotsializatsiya, povedenie, obshchenie [Psychology of a person: socialization, behavior. communication]. St. Petersburg, PRAJM-EVROZNAK Publ., Moscow, Olma-press Publ., 2004. 416 p.

30. Salamatina I.I. Resotsializatsiya delinkventnykh grupp nesovershennoletnikh: (na materiale SShA i Anglii). Avtoref. Diss. Dokt. [Juvenile delinquent groups' rehabilitation: (based on USA and UK materials). Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 2008. 38 p.

31. Severov A.P. Psikhologicheskoe izuchenie osuzhdennykh nesovershennoletnikh [Psychological study of convicted teenagers]. Domodedovo, VIPK MVD SSSR Publ., 1991. 171 p.

32. Sukhov A.N. Sotsial'naya psikhologiyaprestupnosti [Social psychology of delinquency]. Moscow, MPSI Publ., 2007. 572 p.

33. Tiguntseva G.N., Tret'yakova L.M. Podrostok-pravonarushitel': sotsial'nye i psikhologo-pedagogicheskie aspekty [Delinquent teenager: social and psychological and pedagogical aspects]. Irkutsk State Pedagogical University Publ., 2002. 180 p.

34. Tiguntseva G.N. Psikhologiya ustanovleniya kontakta pedagoga s podrostkom-pravonarushitelem [Psychology of contact between teacher and delinquent teenager development]. Irkutsk State University Publ., 2011. 236 p.

35. Tiguntseva G.N. Reabilitatsiya podrostkov-pravonarushitelei v penitentsiarnykh usloviyakh: kommunikativnoe reshenie problemy [Delinquent teenagers' rehabilitation under penalty: communicative solution to the problem]. Irkutsk State University Publ., 2011. 231 p.

36. Tiguntseva G.N. Ustanovlenie mezhlichnostnykh kontaktov vsisteme «pedagog — podrostok-pravonarushitel[Development of interpersonal contact in «Teacher — delinquent teenager» system]. Moscow, MPGU Publ., 2005. 203 p.

37. Fridman L.M., Kulagina I.Yu. Psikhologicheskiispravochnik uchitelya [Teacher's psychological guide book]. 2nd ed. Moscow, Sovershenstvo Publ., 1998. 432 p.

38. Shneider L.B. Deviantnoe povedenie detei ipodrostkov [Children and teenagers deviant behavior]. Moscow, Triksta Publ., 2005. 334 p.

39. Alleyne E., Wood J.L. Gang Involvement: Psychological and Behavioral Characteristics of Gang Members, Peripheral Youth and Nongang Youth. Aggressive behavior, 2010, vol. 36, iss. 6, pp. 423-436.

40. Eklund J.M., Liljeberg J.F., Klinteberg B. af. Delinquent behaviour patterns in adolescence: Development and associated personality traits. Personality and Mental Health, 2011, vol. 5, iss. 3, pp. 169-185.

41. Haskell M.R., Yablonsky L. Juvenile Delinquency. Boston, Houghton Mifflin, 1982. 557 p.

42. O'Donnell P. et al. Gender Differences in Monitoring and Deviant Peers as Predictors of Delinquent Behavior Among Low-Income Urban African American Youth. The Journal of Early Adolescence, 2012, vol. 32, iss. 3, pp. 431-459.

43. Shoemaker D.J. Theories of Delinquency: An Examination of Explanation of Delinquent Behavior. New York, Oxford Univ. Press, 2000. 294 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Тигунцева Галина Николаевна — доцент кафедры медицинской психологии Иркутского государственного университета, кандидат педагогических наук, г. Иркутск, Российская Федерация; e-mail: tigunceva@gmail.com.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Тигунцева Г.Н. Генезис научного знания о личности подростка-делинквента в отечественной психологии / Г.Н. Тигунцева // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2015. — Т. 9, № 1. — С. 47-56. — DOI: 10.17150/1996-7756.2015.9(1).47-56.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Tiguntseva, Galina N. — Associate Professor of Department of Medical Psychology of Irkutsk State University, PhD in Pedagogic Sciences, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: tigunceva@gmail.com.

REFERENCE TO ARTICLE

Tiguntseva G.N. Genesis of scientific knowledge about the identity teen-delinquent in Russian psychology. Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2015, vol. 9, no. 1, pp. 47-56. DOI: 10.17150/1996-7756.2015.9(1).47-56. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.