с. В. МАРИШИН старший преподаватель ВИПЭ ФСИН России,
s. V. MARISHIN
кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы
Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных
Overcoming of psychological barriers among minor convicts
Аннотация. В статье рассмотрены основные психологические барьеры, с которыми сталкиваются несовершеннолетние осужденные во время отбывания наказания в виде лишения свободы. Предложены пути их преодоления.
Ключевые слова: психологические барьеры, несовершеннолетние осужденные, исправление осужденных.
Abstract. In the article the author considers the main psychological barriers which minor convicts face in a term of imprisonment in the form of imprisonment. Some ways of their overcoming are offered.
Key words: psychological barriers, minor convicts, correction of convicts.
Одной из наиболее важных задач уголовно-исполнительной системы является исправление лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. В большинстве случаев подростки встают на путь совершения преступления под воздействием социума, который влияет на всю структуру личности молодого человека. Оказавшись в воспитательной колонии за совершенные преступления, они подвергаются исправительному воздействию, не всегда достигающему нужного эффекта. Этому есть объяснение: у осужденного появляется психологический барьер - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и др.), мешающее ему успешно выполнять некоторое действие [1].
Психологические барьеры несовершеннолетних осужденных представляют собой затруднения, возникающие в процессе адаптации к условиям отбывания наказания, общения с другими осужденными, смыслового восприятия требований представителей ад-
министрации, саморегуляции эмоционального состояния, формирования мотивационной сферы личности. Например, существует связь эмоциональных состояний подростков с психологическими барьерами, которые проявляются в невротичности, агрессивности, раздражительности, при субъективном ощущении одиночества, тревожности, фрустрации1, ри-гидности2 и др.
С момента прибытия осужденных в воспитательную колонию начинается период их адаптации, являющейся в широком смысле приспособлением к окружающим условиям [2]. Рассматривая адаптационный барьер, необходимо отметить, что для осужденных характерна адаптация на психофизиологическом и социально-психологическом уровнях. В первом случае они
1 Вид психического состояния человека: конфликт между ним и его инстинктами.
2 Неспособность перестраиваться в связи с возникшим обстоятельством.
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
приспосабливаются к условиям исполнения уголовного наказания, во втором - к элементам среды в учреждении. Условия исполнения уголовного наказания вызывают внутриличност-ный конфликт, повышенную эмоциональную напряженность и другие психические состояния и чувства. Осужденные испытывают глубокие острые переживания, обусловленные воздействием уголовного наказания, чувство страха в связи с тем, что им предстоит находиться в среде преступников. На этой стадии у некоторых из них могут наблюдаться конфликты, различные эмоциональные расстройства, агрессивные проявления или депрессивные состояния.
Социально-психологическая адаптация осужденных - это добровольное или принудительное усвоение ими в процессе общения условий среды на фоне возникающих при этом эмоциональных состояний. По данным Л. А. Китаева-Смыка, довольно часто во время адаптации личности к условиям социальной изоляции наблюдается не только тревожность, но и стресс. Несовершеннолетний осужденный, оказавшись в стрессовой ситуации, затаивается, присматриваясь к окружающим, оценивает перспективу своих контактов с ними [3]. По истечении некоторого времени у него активизируется общение, направленное на намерение или захват желаемой роли в группе или в среде в целом. Но при этом может возникнуть и отчуждение от интересов группы, склонность к уединению.
Вновь прибывшие осужденные в некоторых случаях с целью адаптации самоутверждаются в отрицательной среде путем создания различных конфликтов. Такое поведение служит своего рода доказательством верности и адап-тированности к обычаям и традициям малых групп отрицательной направленности. Для многих новичков характерны состояния высокой тревожности, эмоционального напряжения, острой потребности в помощи, ощущения конкретной угрозы, которые могут перерастать даже в депрессию. Они испытывают двойное влияние: с одной стороны, администрации, с другой - отрицательной части осужденных.
Как считает М. А. Гулина, пассивная стратегия адаптации наиболее характерна для людей, находящихся в состоянии социального или эмоционального шока. Тогда проявляется стремление человека сохранить себя прежде всего как биологическую единицу, оставить
неизменным прошлый образ жизни, использовать отлаженные и ранее эффективные стереотипы отношений с окружением и самим собой. Ядром пассивной стратегии адаптации являются негативные эмоциональные переживания: тревога, фрустрация, ощущение утраты, непреодолимости преград. Прошлое кажется прекрасным независимо от реальности, настоящее воспринимается драматично, помощь ожидается извне; учащаются агрессивные реакции по отношению к окружающим и к себе. Человек боится взять на себя ответственность за принятие рискованных решений [4].
Однако адаптационный барьер у несовершеннолетних осужденных возникает не только в начале отбывания наказания, но и незадолго до освобождения из мест лишения свободы. Это связано с тем, что томительное ожидание окончания срока наказания наслаивается на психические состояния в результате совершения преступления, ареста, вынесения судебного приговора и воздействия самого факта пребывания в колонии, а это приводит к возрастанию эмоциональной напряженности, развитию невротических состояний и стремлению во что бы то ни стало снять это напряжение, что толкает некоторых из них на совершение нарушений режима незадолго до освобождения. К тому же у осужденных существует большая информационная неопределенность относительно их будущей жизни. Многих из них беспокоит в это время факт судимости и связанные с ним правоограничения, вопросы трудоустройства, получения жилья и прописки по месту жительства и, что очень важно, как встретят их после освобождения семья, родственники, близкие, товарищи по работе, знакомые, потерпевшие от преступления и др.
Несомненно, в период отбывания наказания у несовершеннолетних осужденных возникают барьеры общения. Подтверждением нашего утверждения служит тот факт, что в условиях изоляции у индивида в результате разрыва существовавших психологических контактов меняется, и не всегда в лучшую сторону, характер, содержательная сторона контактного общения, его диапазон, избирательность, глубина, которые только отчасти можно объяснить дефицитом общения. Появляется стремление к его компенсации. Повседневное принудительное общение вызывает антипатии, порождает напряженность контактов. Это все крайне
неблагоприятно сказывается на эмоционально-волевой сфере, формирует ущербную личность, не способную к эффективному общению с окружающими людьми. Юношеский максимализм, стремление к поиску виновника в своих неудачах вне себя, возрастная подростковая агрессивность, усиленная и аккумулированная тяжестью социальной изоляции, приводят к высокой межличностной напряженности во взаимоотношениях.
Сотрудники довольно часто в силу своих профессиональных обязанностей сталкиваются со смысловыми барьерами, возникающими у несовершеннолетних осужденных. Л. С. Славина выделяет два их вида [5]. Барьер первого вида - по отношению к определенному требованию. Основной, наиболее значимой по своим последствиям причиной, ведущей к его появлению у подростка, является именно неучет мотивов, обусловивших тот или иной поступок, то или иное поведение. Барьер второго вида - по отношению к определенному человеку. Причиной его возникновения является повторение одних и тех же воздействий, особенно тогда, когда они являются безрезультатными.
Данная проблема обладает несомненной актуальностью, так как сотрудники воспитательных учреждений нередко сталкиваются с ситуацией, при которой осужденный оказывается невосприимчивым к педагогическим воздействиям или неправильно на них реагирует. Это нежелание осужденного и неумение воспитателя понять друг друга, а иногда взаимная отчужденность и означает психологический барьер между ними.
При эмоциональном барьере осужденный испытывает сильные переживания, делающие его разум недоступным доводам логики. Эмоциональный барьер возникает по различным причинам (чаще всего под влиянием оскорблений, чувств отчужденности, неприязни, антипатии, озлобленности). Все эти эмоции мешают осужденному осознать правомерность требований воспитателя, не позволяют убедить его в неправильности действий и поступков. При эмоциональном барьере даже ясные и справедливые требования воспитателя не получают положительного отклика в душе воспитуемого.
Перестройка направленности личности в процессе исправления осужденного выражается в появлении разнообразных, все расширяю-
щихся и обогащающихся положительных тенденций, которые служат источником общественно полезной деятельности. В этом процессе прежде всего изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием мотивы, возникают различные цели и установки, развиваются перспективы личности.
Мотивы являются важнейшим компонентом направленности личности, ее сердцевиной. Подчеркивая эту мысль, С. Л. Рубинштейн писал, что проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность [6]. А. Н. Леонтьев считает, что мотивы как объекты, в которых конкретизируются потребности и которые образуют их предметное содержание, не только побуждают, но и направляют деятельность [7]. Р. С. Немов утверждал: «Мотив... - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий» [8]. Формирование положительных мотивов тоже является психологическим барьером в поведении осужденного.
Работа по преодолению психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных проводилась на базе Бобровской воспитательной колонии УФСИН России по Воронежской области. Для данной работы был подобран диагностический инструментарий. В него вошли: многофакторный личностный опросник БР1 (модифицированная форма В) И. Фаренберга, Х. Зарга, Р. Гампела; опросник агрессивности Басса - Дарки; тест А. Ассин-гера «Оценка агрессивности в отношениях»; шкала депрессии (адаптация Т. И. Балашовой); методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку); исследование духовно-нравственной самооценки человека по методике Дембо - Рубинштейна (в модификации М. В. Пронина).
Для преодоления психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных использовалась индивидуальная и групповая психокоррекционная работа. При диагностировании проводились индивидуальные беседы с осужденными, в ходе которых уточнялись их проблемы и предлагалось участие в работе коррекционной группы. Особенности прояв-
НАучНЫй РАзДЕл
ления психологических барьеров учитывались при разработке коррекционной программы, направленной на преодоление адаптационного, смыслового, эмоционального, мотивационно-го барьеров и барьера общения, возникающих в процессе исправления несовершеннолетних осужденных. Программа состоит из четырех блоков, каждый из которых может быть использован самостоятельно, что позволяет дифференцированно подходить к формированию коррекционных групп.
Первый блок направлен на преодоление адаптационных барьеров и преследует следующие цели:
- формирование установок на выявление позитивных личностных качеств, развитие способности к самовыражению и самоанализу, осознание особенностей своего поведения;
- обучение приемам управления состоянием гнева;
- развитие умения анализировать свою агрессию, отработка навыков самоконтроля, освобождения от своих отрицательных эмоций;
- развитие способности находить выход из конфликтных ситуаций приемлемыми способами, приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации.
Второй блок ориентирует на преодоление барьеров общения у несовершеннолетних осужденных с целью:
- формирования навыков ведения дискуссии, отстаивания своей точки зрения, определения состояния другого человека по невербальным проявлениям и умения выражать свое состояние невербальными средствами;
- проявления доверия к другим членам группы и эмпатийного понимания1, развития индивидуальных особенностей общения и способности к самоанализу и рефлексии, к внутренней свободе и раскованности, совершенствования умения подстраиваться под другого, анализировать трудные ситуации общения и практические навыки, а также принимать обоснованные решения;
- рассмотрения возможности осуществления жизненных планов каждого участника, личной роли каждого в их осуществлении; расширения представления о личностных достоинствах людей.
1 Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания.
Третий блок нацелен на преодоление эмоционально-смысловых барьеров с целью:
- формирования представления об эмоциональных процессах и способах управления эмоциями;
- обучения приемам снятия состояния тревожности, правилам перехода от тревожного состояния к внутреннему равновесию, навыкам рефлексии для определения ранних признаков трудной ситуации;
- развития навыков освобождения от своих отрицательных эмоций и формирования положительных эмоций, выработки уверенного поведения, способности анализировать свои качества и выявлять причины возникновения тревожности.
Четвертый блок направлен на коррекцию мотивационных барьеров у осужденных с целью:
- формирования осознания личных ценностей и их влияния на поведение в важных ситуациях, навыков построения позитивных планов своей жизни и установки о значимости своей личности;
- развития навыков самораскрытия, самоанализа и самокритики, способности мыслить о себе в положительном ключе и осознания своей социальной роли, а также анализа изменения направленности личности, уверенности в себе и в возможности преодоления трудностей на свободе;
- обучения осужденных приемам диагностики жизненных ценностей с возможностью их пересмотра;
- создания организационных предпосылок для личностного роста осужденных.
Проведенный анализ показал эффективность предложенной программы психокоррек-ционной работы среди несовершеннолетних осужденных, например снижение уровня не-вротизации личности на 2,8 % и психопатиза-ции, создающей предпосылки для импульсивного поведения, - на 6 %; уменьшение числа испытуемых с выявленным неустойчивым эмоциональным состоянием со склонностью к аффективному реагированию на 5 %, а не проявляющих социальной активности и не имеющих потребности в общении - на 5,3 %. Снизился также на 4,4 % уровень психопатиза-ции с агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. Число испытуемых с неустойчивым эмоциональным состоянием, частыми
колебаниями настроения, повышенной возбудимостью, раздражительностью, недостаточной саморегуляцией уменьшилось вдвое, а испытуемых с высоким уровнем агрессивности личности, особенно конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, - на 6 %; обладающих высоким уровнем враждебности, - на 2,7 %. Выявлено также снижение на 3 % числа испытуемых, переживающих высокую степень одиночества. Увеличилось на 3,1 % число испытуемых, проявляющих стремление к доверительно-откровенному общению с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности; имеющих хорошую защищенность к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующуюся на уверенности в себе, оптимистичности и активности, - на 6,3 %. Стала более адекватной самооценка испытуемых и благоразумным уровень притязаний. Выявлена внутренняя стабильность, комфорт и реалистичность при достижении следующих качеств: любви к родителям, любви к друзьям, доброты, уступчивости, открытости, милосердия, гостеприимства, отсутствия вины за прошлое, скромности, долготерпения и умения управлять собой. Тем не менее недостаточно выражена динамика в преодолении эмоциональных барьеров, что является показателем стабильности эмоционального напряжения подростков в местах лишения свободы и действия межличностных факторов их «двойной морали».
Таким образом, основными психологическими барьерами, возникающими у несовершеннолетних осужденных, являются адаптационные, смысловые, эмоциональные, мотива-ционные барьеры и барьеры общения, которые
имеют свою специфику проявления в условиях отбывания наказания (невротичность, агрессивность, раздражительность, ощущение одиночества, повышенная тревожность, фрустрация, ригидность и др.). Эффективно справиться с ними в процессе психологической коррекции будет возможно при следующих условиях:
- выявление и преодоление внутрилич-ностных противоречий, возникающих между личностью и средой, а также внутренних противоречий личности осужденного;
- коррекция мотивационной сферы, исключающая безнравственное отношение к нормам поведения члена общества;
- реализация программы преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных. ^
1. Немов Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М. : Просвещение ; Владос, 1994. С. 548.
2. Психологический словарь / под ред. В. П. Зин-ченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Астрель ; АСТ ; Транзиткнига, 2006. 479 с.
3. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М. : Наука, 1983. 368 с.
4. Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. СПб. : Питер, 2002. 352 с.
5. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М. : АПН РСФСР, 1958. 214 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 1999. 720 с.
7. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и сознание. Проблемы общей психологии. М. : Просвещение, 1966. 328 с.
8. Немов Р. С. Указ. соч. С. 392.