Научная статья на тему 'Особенности психологической коррекции личности осужденных с отклонениями психического развития'

Особенности психологической коррекции личности осужденных с отклонениями психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5053
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОЦЕСС РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харченко Т. Г.

Рассматриваются личностные особенности осужденных с отклонениями психического развития, особенности применения в работе с ними методов когнитивной, поведенческой психологической коррекции, позитивной психотерапии, арт-терапии. Обосновывается необходимость специального психологического сопровождения данной категории осужденных в процессе ресоциализации их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харченко Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the personal characteristics of convicted abnormalities of mental development, especially the use of the methods of cognitive, behavioral, psychological adjustment, positive psychotherapy, and art therapy in the work with convicts. The article also explains the necessity of special psychological support for this category of convicts in the process of re-socialization of their identity.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической коррекции личности осужденных с отклонениями психического развития»

УДК 159.922 - 056.34 - 058.55

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Т.Г. Харченко

Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренко

e-mail:

[email protected]

Рассматриваются личностные особенности осужденных с отклонениями психического развития, особенности применения в работе с ними методов когнитивной, поведенческой психологической коррекции, позитивной психотерапии, арт-терапии. Обосновывается необходимость специального психологического сопровождения данной категории осужденных в процессе ресоциализа-ции их личности.

Ключевые слова: психологическая коррекция, психологическое сопровождение, осужденные с отклонениями психического развития, процесс ресоциализации, пенитенциарные учреждения.

Введение

Среди разнообразного контингента лиц, отбывающих наказание, есть люди с отклонениями психического развития и их количество весьма внушительно, по данным Ан-тоняна Ю. М. и Бородина С. В., приблизительно от 5 до 10% общего количества осужденных [Антонян Ю.М., Бородин С.В.,1998]. Ученые связывают это, и с увеличением числа рождаемости на сегодняшний день аномальных детей, и со снижением духовно-моральных норм современного общества, в частности, обесцениванием роли семьи в воспитании молодого поколения. Дети с отклонениями психического развития, так же как и дети, развитие которых в норме воспитываются в современных семьях, где развод стал обычной нормой, употребление спиртного, сигарет, нецензурных слов в присутствии детей также не считается особо постыдным. Увеличилось количество неблагополучных семей, социальные службы не охватывают их своей работой, особенно в сельской местности. Учеными доказано, что сами по себе, отклонения психического развития не формируют криминального поведения, но, в так называемых, благоприятных условиях, выступают катализатором в совершении преступных действий [Антонян Ю. М., Гульдан В.В., 1991; Антонян Ю.М., Бородин С.В.,1998; Гришко А.Д., 1998; Пирожков В.Ф., 2001;Ковачев О.В., 2004;Синьов В.М., 2010]. Криминальное поведение таких лиц является скорее результатом негативного влияния социальных условий на развитие этих людей.

Осужденные, так же как и правопослушные граждане, являются частью нашего общества, просто большинство временно изолируется, но отбыв наказание, выходят на свободу. И от качества работы сотрудников пенитенциарной системы во многом зависит, каким человек вернется из мест лишения свободы. Основная задача криминально-исполнительной системы—это ресоциализация личности осужденного. В процессе ресоциализации важнейшую роль занимает практический психолог, и, конечно же, от его профессиональности, личностных качеств, ответственного отношения к своей работе во многом зависит эффективность данного процесса. Мы подчеркиваем также важность специального психологического сопровождения осужденных с отклонениями психического развития (это лица с легкой умственной отсталостью и лица с расстройством личности и поведения), которое бы учитывало их личностные особенности и особенности их аномалий, так как эти люди тоже являются частью общества и нуждаются в его помощи.

Ученые-пенитенциаристы Синев В. Н. и Гришко А. Д. отмечают, что эмоционально-волевые и поведенческие нарушения у лиц с отклонениями психического развития влияют на процессы ресоциализации, адаптации и исправления [Гришко А.Д., 1998; Синьов В.М., 2010]. У таких личностей отмечается повышенная возбудимость, ригидность аффекта, склонность к жестоким, агрессивным действиям в состоянии эмоционального возбуждения. Антонян Ю. М., Бородин С. В., Гульдан В. В.,Пирожков В. Ф. отмечают, что преступники с психическими аномалиями наиболее дезадаптированная, отчужденная часть правонарушителей [Антонян Ю.М.,

Гульдан В.В., 1991; Антонян Ю.М., Бородин С.В., 1998; Пирожков В.Ф., 2001]. Психологические особенности личности и мотивации криминальной деятельности таких осужденных сильно влияют на формирование мотивов деятельности в местах лишения свободы, затрудняют адаптацию к новым условиям жизнедеятельности, мешают нормальному общению с остальными осужденными.

В тоже время, проблема учета личностных особенностей осужденных с отклонениями психического развития при оказании им психологической помощи в процессе ресоциализации недостаточно исследована. Существуют проблемы в психодиагностической и психокорекцион-ной работе с ними, в силу отклонения и индивидуально-личностных особенностей. Потому перед исследователями стоят такие задачи, как разработка психодиагностического материала для данной категории осужденных, методов и техник психологической коррекции личности.

Личностные особенности осужденных с отклонениями психического развития

Проведенная нами психодиагностика личности 115 осужденных с отклонениями психического развития (70 человек с легкой умственной отсталостью и 45 психопатических личности) в четырех мужских исправительных колониях Украины усиленного режима (Диканевской, Сумской, Холодногорской, Шосткинской) подтвердила такие психологические особенности данных лиц.

У осужденных с легкой умственной отсталостью недоразвита эмоционально-волевая сфера, снижена способность центральной нервной системы к приёму и переработке информации, отмечается недоразвитость абстрактной и обобщающей функций мышления, познавательная индифферентность, нарушение речевых, мнемических функций, неадекватность самооценки и уровня притязаний, повышена суггестивность, ригидность, тревожность, агрессивность, жестокость. Что касается психопатических осужденных, то их эмоциональная сфера характеризуется несдержанностью, волевой процесс недостаточно развит, им очень тяжело сдерживать свои эмоциональные проявления, особенно негативные; интеллектуальная сфера находится в норме, но самооценка в большинстве случаев неадекватна, также повышена агрессивность, жестокость, тревожность, ригидность. Благодаря таким личностным особенностям у осуждённых с отклонениями психического развития снижена адаптивность, потому им очень тяжело адаптироваться в местах лишения свободы.

В механизме мотивации криминального поведения осужденных с отклонениями психического развития выделяют такие особенности, как сложность смысловой оценки своих действий, нарушение определения мотивов; сложность прогноза, недостаточный учет важных обстоятельств; сложность самостоятельной организации поведения из-за недостаточной сформи-рованности мотивов [Антонян Ю.М., Гульдан В.В., 1991; Антонян Ю.М., Бородин С.В., 1998; Гришко А.Д., 1998; Ковачев О.В., 2004; Синьов В.М., 2010]. Психологические особенности формирования мотивов деятельности таких лиц в исправительных учреждениях мешают их обучению, трудоустройству, общению с другими осужденными, построению товарищеских отношений. Также на мотивацию поведения влияет как сама аномалия, так и социальный статус «обиженных», «изгоев» в среде осужденных, который они занимают из-за дефективности психики. Унижение развивает чувство собственной неполноценности, робости и зависимости. Личности с аномалиями психики становятся несамостоятельными, апатичными, часто агрессивными, совершают попытки покончить жизнь самоубийством.

Большинство исследованных нами осужденных с отклонениями психического развития выходцы из сельской местности, имеют низкий образовательный уровень: умственно отсталые — неоконченное среднее образование, психопатические личности - только среднее образование, у них нет специальности и отсутствует опыт работы. Родительские семьи этих осужденных в основном асоциальны: либо алкоголизированы все члены семьи, либо один из родителей; практически в каждой семье кто-то из близких отбывал или отбывает наказание; половина семей имеет членов с отклонениями психического развития. Проведенный анализ статей Криминального Кодекса Украины (ККУ), по которым данные лица отбывают наказание, позволил увидеть следующее: в основном это преступления против жизни и здоровья личности (большинство умственно отсталых нанесли тяжкие телесные повреждения - статья 121 ККУ,

большинство психопатов совершили убийство - статья 115 ККУ). Данные преступления совершены в основном на бытовом уровне, в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических веществ, против своих родственников или же знакомых. Осужденные свою вину признают не полностью, практически все считают наказание за содеянное несправедливым, «слишком много лет».

Проводя исследование, мы убедились, что положение осужденных с отклонениями психического развития в местах лишения свободы очень тяжелое: большинство осужденных исправительного учреждения относят их к низшей страте тюремного общества, так называемой «обслуге», имеется большое количество социально неадаптированных лиц. Очень мало человек из данной категории посещает школу, получает профессию, работает на промышленной зоне, в большинстве своем они заняты уборкой отделений, локальных зон, туалетов. Понятно, что такая однообразная работа, вдобавок постоянные унижения со стороны психически здоровых осужденных не будет развивать личность, а наоборот, будет способствовать ее деградации. Осужденные с отклонениями психического развития составляют основную часть суици-дентов, лиц, склонных к членовредительству, к нарушениям правил режима. Попытка суицида такой личностью, как правило, результат слабой адаптации к новым условиям существования человека с отклонениями психического развития. Проанализированные характеристики осужденных, полученные от психологов, психиатров, начальников отделений, указанных выше исправительных колоний, подтверждают необходимость предоставлениям этим людям специального психологического сопровождения в период отбывания наказания.

Особенности психокоррекционной работы с осужденными с отклонениями психического развития

Мы соглашаемся с Антоняном Ю. М. и Бородиным С. В., которые говорят о значительных трудностях в исполнении уголовных наказаний относительно лиц с психическими аномалиями, которые определяются тем, что осужденные с нарушениями психики самим законом (как в России, так и в Украине) - уголовным, уголовно-исполнительным - не выделяются из общей массы преступников, автоматически причисляются к некоей средней модели без присущих им патологических признаков, обуславливающих индивидуальный облик каждого из них [Антонян Ю.М., Бородин С.В., 1998]. Потому большинство сотрудников пенитенциарных учреждений не знают, кто из осужденных имеет отклонения психического развития и как это отражается на их поведении, и потому особо не задумываются о необходимости применения другого подхода к ним при проведении мероприятий по ресоциализации. Это одна из причин, почему к данной категории осужденных не применяется специальное психологическое сопровождение.

Устанавливать психологический контакт с осужденными, имеющими отклонения психического развития очень тяжело, это нужно делать осторожно, тактично, с использованием специальных психологических и педагогических знаний. Психолог должен уделять особое внимание изучению такой личности весь период отбывания наказания, организовывать специальную индивидуальную психокорекционную работу, помогать решать вопросы по трудо-уствойству и после освобождения. Для современного этапа развития пенитенциарии характерна все большая психологизация процессов исправления и ресоциализацииосужденных и она требует более глубокого изучения и учета тех особенностей осужденного, которые бы существенно влияли на ее результативность. Процесс исправления осужденных с отклонениями психического развития очень утруднен, не всегда оптимален и недостаточно эффективен. Чтобы повысить результативность ресоциализации данных лиц, необходим максимальный учет в работе с ними особенностей их личностного развития и обеспечение на этой основе коррекци-онно-направленного и индивидуального подхода.

Эффективность психокоррекционной работы с осужденными, имеющими отклонения психического развития, будет достигаться тогда, когда эта работа будет ориентирована на развитие высших психических функций, таких как: логическое мышление, произвольная память и внимание; поведения в целом; высших эмоций и чувств. Для специалиста очень важно знать потенциальные личностные особенности таких осуждённых. Работа по их ресоциализации

должна вестись весь период отбывания наказания, систематично, и быть направленной на развитие правильной интерпретации окружающей действительности, социального интеллекта, способности сопереживать людям и адекватно воспринимать себя. Также важной является специальная адаптация содержания, условий, способов влияния, методов и техник на данных лиц с учетом их индивидуально-типологических особенностей.

На основе проведенного исследования, мы выделили три группы личностей осужденных с отклонениями психического развития (среди умственно отсталых и среди психопатических лиц): гармоничные личности, акцентуированные личности, дезадаптивные личности. В большинстве своем преобладают дезадаптивные личности: 28 человек(40%) - умственно отсталых, чрезмерно выражены ведущие личностные тенденции агрессивность и интроверсия; 21 человек (47%) - психопатических лиц, чрезмерно выражены ведущие личностные тенденции экстраверсия и тревожность. Немалое количество акцентуированных личностей: 19 человек (27%) - умственно отсталых, усиленно выражены ведущие личностные тенденции ригидность и тревожность; 17 человек (38%) - психопатических лиц, усиленно выражены ведущие личностные тенденции агрессивность и ригидность. Что же касается гармоничных личностей, то их только 2 человека (3%) - умственно отсталых, их ведущие личностные тенденции выражены в норме, преобладают лабильность и сензитивность, среди психопатических лиц таких нет вообще.

Такая дифференциация отвечает типологии индивидуально-личностных свойств на базе теории ведущих тенденций Собчик Л. Н. [Собчик Л.Н., 2005]. Она говорит о том, что ведущая индивидуально-личностная тенденция пронизывает все уровни и этапы формирования личности: от индивидуально-типологической предиспозиции и черт характера до сформированной личности. Ведущая индивидуально-личностная тенденция определяет тесно связанный с конституцией человека темперамент и индивидуальные особенности мотивационных, познавательных, коммуникативных аспектов психики, а также основное направление социальной активности, проявляющееся влечением индивида к одним сферам общения и ценностям и интуитивным отталкиванием от других. То есть это - устойчивая, пронизывающая всю личность характеристика, которая проявляется на всех уровнях самосознания и на всех этапах развития личности.

Именно ведущие тенденции, по мнению Собчик Л. Н., лежат в основе непредсказуемых форм реагирования в состоянии стресса, и, будучи своевременно выявленными, ведущие тенденции подсказывают как место «прорыва» неадекватных реакций, так и варианты возможного усиления контроля данной конкретной личности и овладения ситуацией под влиянием психологической коррекции [Собчик Л.Н., 2005]. Потому, зная типологическую принадлежность осужденного с отклонениями психического развития, психолог исправительного учреждения может индивидуализировать пути коррекции негативных эмоциональных состояний и своевременно предпринять профилактические меры, другими словами, использовать дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные возможности каждой личности.

Из выделенных нами, на основе исследования, групп осужденных с отклонениями психического развития преобладают дезадаптированные и акцентуированные личности. Поэтому, чтобы оптимизировать процесс ресоциализации таких личностей необходима грамотно выстроенная работа психолога, специализированная психокоррекционная помощь. Правильно составленная психокоррекционная программа, учитывающая индивидуально-личностные особенности и само отклонение, будет способствовать развитию контролирующей функции, формировать новые, адекватные навыки общения, социальные установки и ценности.

Спиваковская А. С. выделяет одной из основных задач психокоррекции - это особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска и на воссоздание гармоничных отношений [Спиваковская А.С., 1988]. Содержанием пси-хокоррекционного воздействия на личность осужденного с отклонениями психического развития, должно стать создание эмоционально насыщенного, концентрированного опыта новых социальных отношений. Эта практика новых социальных отношений формирует другую об-

ратную связь между составляющими внутреннего взаимодействия, связь с положительным знаком для личности и ее окружения, социума.

Главной характеристикой психокоррекционного воздействия на личность осужденного с отклонениями психического развития является индивидуальный подход, в котором процесс личностного роста происходит при осознании его бесконечности и неограниченности, задача психолога при этом - создать условия для более полного личностного роста. При этом, по мнению Ковачева О. В. психокоррекционные техники должны использовать естественные движущие силы личностного и психического развития, а это деятельность человека и система его отношений [Ковачев О.В., 2004]. Потому, применяя любую технику, специалист должен создавать условия для адекватной деятельности и восприятия системы отношений, которые бы являлись личностно значащими для осужденных с отклонениями психического развития и вызывали яркие эмоциональные переживания. Что же касается важной составляющей психокор-рекционного процесса - психологического контакта психолога с клиентом, то его особенность в том, что в процессе взаимодействия должно быть достигнуто полное принятие личности осужденного, с учетом всех индивидуально-личностных особенностей, его прошлого и настоящего. Отношения должны выстраиваться по принципу партнерства, чтобы осужденный четко осознавал свою независимость и ответственность за себя, свои поступки, не перекладывая эту ответственность на плечи психолога. Такое осознание даст личности уверенность в своих силах и возможностях, направит ее на изменение установок и поиск новых социально одобряемых путей решения своих проблем.

Перестройку структур самосознания мы рассматриваем как творческий процесс - открытие новых путей при решении проблемных ситуаций. Основным моментом в творческом подходе к раскрытию личностного потенциала является достижение такой способности человека, когда он вырабатывает новый взгляд на проблему, осознает его. Благодаря перестройке сознания и эмоционального отношения личности достигается повышение адаптационных возможностей, снижение негативных эмоциональных переживаний, позитивный настрой в планировании будущего. Одной из основных задач психокорекционного воздействия на осужденных с отклонениями в психическом развитии является доступная и внушающая речь, которая бы затрагивала эмоциональную составляющую индивида. Потому все психокорекционные ситуации, как их вербальная, так и невербальная составляющие, должны быть понятны и доступны осужденным, и в то же время заставляли бы задуматься, подтолкнуть на выработку нового, творческого решения существующей психологической проблемы, активизируя личностный потенциал человека. Психокорекционный комплекс должен системно влиять и состоять из взаимосвязанных блоков: диагностического (составить программу коррекции), установочного (работа с установками осужденного), коррекционного (собственно сами методы и техники коррекции), оценочного (эффективность работы).

Для осужденных с отклонениями психического развития наиболее эффективными будут методы когнитивной и поведенческой психологической коррекции, с использованием как индивидуальной, так и групповой форм работы, а также простых техник для лучшего понимания, учитывая наличие отклонений у данных лиц. Чтобы понимать когнитивный стиль и внутренний мир осужденного, которые, конечно же, влияют на восприятие и переработку индивидом поступающей информации и на способ взаимодействия с окружающими, в первую очередь, психологу необходимо определить индивидуальные особенности данной личности. Далее и это главное в психокоррекционной работе - выявление дезадаптивных схем клиентов, влияющих на их миропонимание и мироощущение и замена этих схем на адаптивные, новые.

На наш взгляд, осужденным с отклонениями психического развития действенным методом коррекции является метод позитивной психотерапии. Он достаточно прост в использовании и не требует высокого уровня осмысления, что подходит нашим исследуемым. Этот метод ориентирован не только на устранение возможных нарушений и расстройств, но, в первую очередь, на мобилизацию потенциала самопомощи, который имеет каждая личность, чтобы выработать возможность решать, преодолевать проблемы и конфликты, выздоравливать и самоисцеляться. Позитивная модель мышления, а также позитивное виденье человека позволяет психологу эффективнее мобилизовать потенциал самопомощи осужденного, стимулировать

его ресурсные состояния, содействовать развитию непознанных способностей. Ведь в позитивной психотерапии клиент - это не только страдающий человек, который попадает под психологическое влияние, но и центральная фигура в решении своих проблем и конфликтов, который распоряжается различными возможностями для индивидуального выхода из сложившихся ситуаций и постановке перспектив.

Пезешкиан Н. определяет такие цели позитивной психотерапии: рассматривать человека в комплексе - душа, тело и дух; не ограничиваться представлением только этого метода, а подходить к вопросу интегративно и предлагать модель, в которой могут сотрудничать разные психотерапевтические направления; предлагать модель конфликта для всех нарушений. И выделяет три основных принципа, на которых она основана: надежды, баланса и консультирования [Пезешкиан Н., 2002]. Эти принципы отвечают трем этапам работы с клиентом. На этапе работы с учетом принципа надежды использовать: позитивную интерпретацию проблемы клиента, транскультуральный подход, притчи, пословицы и анекдоты с психотерапевтическим радикалом. На этапе работы с учетом принципа гармонизации использовать анализ базового конфликта и возможности сбалансирования способности знать и любить. Реализуя принцип консультирования передавать клиенту функции психолога.

Начинать работу с осужденным рекомендуется с использования беседы или структурированного интервью, учитывая вышеуказанные принципы. Для осужденных с отклонениями психического развития очень эффективен метод использования метафорических ассоциативных карт. Их привлекают сами карты с различными изображениями, они воспринимают данную работу как игру, развлечение, что повышает интерес и активность клиента в процессе кор-рекционной работы. Возможность выбора карт, дает ощущение свободы, а предложение своего описания, трактовки изображения и переживаемых эмоций - запускает работу когнитивной и эмоциональной сфер личности, раскрывая позитивный потенциал человека. Предлагать клиенту выбор карт можно вслепую, осознано, как наиболее приятного/неприятного изображения, как ответ на волнующий вопрос, как символ конкретного человека, проблемы, ситуации. Анализируя полученные ассоциации/интерпретации осужденных, психолог получает информацию о представлениях клиента об окружающем мире, его когнитивных схемах, установках, ценностях. Ассоциации запускают работу активного воображения, важного познавательного психического процесса, участвующего в творчестве и доступного лицам с отклонениями психического развития. В ходе обсуждения с клиентом полученной ассоциации, используя технику вопросов на самоосознание своих проблем, переживаний, причин их возникновения психолог помогает личности вырабатывать новые способы мышления, происходят изменения в восприятии себя и окружающей действительности, что напрямую влияет на изменение установок и поведения клиента.

В психокорекционной работе с осужденными с отклонениями психического развития эффективными являются различные методы арт-терапии, основанные на искусстве: изобразительной и творческой деятельности. Ведь цель арт-терапии, как отмечает Копытин А. И, это гармонизация развития личности путем развития способности самопознания и самовыражения [Копытин А.И., 2008]. Техникой арт-терапевтического воздействия является техника активного воображения. Используя эту технику психолог, учитывая особенности осужденных с отклонениями психического развития, вначале работы помогает и подсказывает клиентам, проявляя активный интерес и принятие результатов их творчества. Такое отношение укрепляет самоценность и самоприятие личности, способствует повышению самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. У данной категории осужденных процесс саморефлексии затруднен, и агрессию, негативные чувства, неосознаваемые внутренние переживания и конфликты им легче выразить с помощью образов. Различные формы арт-терапии помогают прорабатывать подавленные чувства и мысли: работая над картинами, фотографиями, рисунками, лепкой, осужденный упорядочивает цвет, форму, содержание, что развивает зрительные и интеллектуальные способности, приобретается опыт кинестетических ощущений. В ходе такой работы клиент познает окружающую действительность и свои возможности, моделирует взаимоотношения, дает выход различным эмоциям, прорабатывает свои страхи, снимает напряжение.

Заключение

Наличие в пенитенциарных учреждениях лиц с отклонениями психического развития обращает внимание специалистов на эту категорию осужденных. Их личностные особенности, повышенная тревожность, агрессивность, проблемы в адаптации, частые попытки суицида, негативное отношение со стороны здоровых осужденных требует особого внимания всех сотрудников исправительной колонии, особенно социально-психологической службы. Осужденным с отклонениями психического развития требуется специальное психологическое сопровождение, учитывающее все особенности процесса их ресоциализации. Используя индивидуально-типологическую дифференциацию таких осужденных, психолог намного эффективнее сможет оказывать им психологическую помощь. Исследование выявило преобладающее большинство дезадаптированных личностей: агрессивно-интровертированных умственно отсталых и тревожно-экстравертированных психопатических лиц. Особенности психокоррекци-онной работы с данными лицами в том, что нужно применять индивидуальный подход, важен психологический контакт с клиентом, отношения по принципу партнерства, использование доступной и внушающей речи, простые и понятные техники, которые бы эмоционально вовлекали клиента в работу. Методы как индивидуальной, так и групповой когнитивной и поведенческой психологической коррекции подойдут осужденным с отклонениями психического развития. Наиболее действенным методом в процессе ресоциализации данных лиц является метод позитивной психотерапии, с использованием метафорических ассоциативных карт. Также различные методы арт-терапии помогут справиться с негативными эмоциональными состояниями, скорректировать поведение и отношения с окружающими. Перспективы дальнейших исследований мы связываем с разработкой программ и техник психодиагоностики и психокоррекции осужденных с отклонениями психического развития. Мы не должны забывать, что эти люди являются частью нашего общества и оказанная им своевременно эффективная психологическая помощь способствует ресоциализации их личности.

СПисок литературы

1. Антонян Ю. М., Бородин С. В. 1998. Преступное поведение и психические аномалии. М., Изд-во «Спарк», 215.

2. Антонян Ю. М., Гульден В. В. 1991.Криминальная патопсихология. М., Наука, 248.

3. Гришко А. Д. 1998. Учет мотивационной сферы умственно отсталых несовершеннолетних в коррекционно-воспитательной работе в условиях ВТК. К., РИО КИВД, 32.

4. Ковачев О. В. 2004.Индивидуально-психологические особенности осужденных олигофренов. Автореф.дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 21 с.

5. Копытин А. И. 2008. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг. М., «Коги-то-Центр», 288.

6. Пезешкиан Н. 2002. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. СПб, Речь, 288.

7. Пирожков В. Ф. 2001. Криминальная психология. М., «Ось—89», 704.

8. Синьов В. М. 20Ю.Психолого-педа1о>пчш проблеми дефектологп та пенпенщарй. К., «МП Леся», 779.

9. Собчик Л. Н. 2005. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб, Речь, 624.

10. Спиваковская А. С. 1988.Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. М., Изд-воМГУ, 200.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF THE PERSONALITY OF CONVICTS WITH ABNORMAL MENTAL DEVELOPMENT

T. G. Kharchenko The article deals with the personal characteristics of convicted ab-

normalities of mental development, especially the use of the methods of Sumy Makarenko State cognitive, behavioral, psychological adjustment, positive psychotherapy,

Pedagogical University and art therapy in the work with convicts. The article also explains the

necessity of special psychological support for this category of convicts in e-mail: the process of re-socialization of their identity.

[email protected] ... .

Keywords: psychological correction, psychological support, convicted with disabilities of mental development, the process of re-socialization, penitentiary institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.