Научная статья на тему 'Возможности коррекции психологических особенностей осужденных с личностными расстройствами, имеющих различные типы реагирования на условия лишения свободы (на примере ГУФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Московской области)'

Возможности коррекции психологических особенностей осужденных с личностными расстройствами, имеющих различные типы реагирования на условия лишения свободы (на примере ГУФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Московской области) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
458
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН / МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / IDENTITY OF CONVICTED FEMALE / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CONVICTED FEMALES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сочивко Ольга Ивановна, Еремина Евгения Константиновна

В статье рассматриваются возможности коррекции психологических особенностей осужденных женского пола с расстройствами личности, имеющих различные типы реагирования на условия лишения свободы, часть из которых имеют затруднения в регуляции своего эмоционального состояния, дефицит коммуникативных навыков, позволяющих конструктивно выстраивать взаимоотношения с окружающими, в том числе с другими осужденными, следовать определенным правилам. Цель психокоррекционного воздействия на личность осужденных женского пола в период отбывания наказания в местах лишения свободы психологическая поддержка и формирование установок на правопослушный образ жизни, изменение их личностных качеств, развитие у них умений контролировать свое эмоциональное состояние и взаимодействовать с окружающими. Предметом психологической коррекции является личность осужденных женского пола в период отбывания наказания, способ их адаптации к условиям лишения свободы. С помощью диагностического инструментария и методов математической статистики были выделены три кластера, каждый из которых соответствует определенному психодинамическому типу (антисоциальное позиционирование, тревожно-депрессивный тип и кластер, включающий в себя механизмы психологической защиты). В соответствии с выявленными способами адаптации к местам лишения свободы разработаны программы психологической коррекции, учитывающие специфические особенности психодинамики. Результаты исследования показали: 1) осужденные женского пола, не состоящие ни на одном из видов учета (гр. № 1), обнаруживают преимущественно тревожно-депрессивный способ реагирования на условия лишения свободы; 2) осужденные женского пола, состоящие на профилактическом учете (гр. № 2), в большей степени, чем другие осужденные, используют весь спектр психологических защитных механизмов, искажающих восприятие действительности и указывающих на внутриличностный конфликт; 3) осужденные женского пола, состоящие под наблюдением психиатра с диагнозом расстройства личности (гр. № 3), продолжают позиционировать себя преимущественно антисоциальным образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сочивко Ольга Ивановна, Еремина Евгения Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of correction of psychological peculiarities of convicted females with personality disorders and different types of response to confinement are considered in the article. Some of them have difficulties in regulation of their emotional state, deficiency in communicative skills that help to communicate with environment and other convicts constructively and follow the rules. The main goal of psycho-correctional influence on convicted is psychological support, formation of attitudes about law-obedient way of life, changing of personal characteristics, development of abilities to control own emotional state and interaction with others. The subject of psychological correction is identity of convicted females and the way of adaptation to deprivation of freedom. Three clusters were formed in the result of diagnostics and statistical methods; each of them corresponds to a certain psycho-dynamic style (antisocial positioning, anxiety-depressive type and cluster including psychological defense mechanisms). The program of psychological correction on the basis of psych-dynamics’ peculiarities has been elaborated in accordance with revealed ways of adaptation to confinement. The results showed that: 1). convicted females who are off the register (group № 1) demonstrate mainly anxiety-depressive way of response to confinement; 2). convicted females who are on the record (group № 2) more often than others use spectrum of psychological defense mechanisms that distort the perception of reality and are manifestation of intrapersonal conflict; 3). convicted females who are under a psychiatrist care with the diagnosis of personal disorder (group № 3) continue to position themselves in antisocial way.

Текст научной работы на тему «Возможности коррекции психологических особенностей осужденных с личностными расстройствами, имеющих различные типы реагирования на условия лишения свободы (на примере ГУФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Московской области)»

УДК 159.9:343.8

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСУЖДЕННЫХ С ЛИЧНОСТНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА УСЛОВИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГУФСИН РОССИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ И УФСИН РОССИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)*

Сочивко О. И., Еремина Е. К.

Реферат: в статье рассматриваются возможности коррекции психологических особенностей осужденных женского пола с расстройствами личности, имеющих различные типы реагирования на условия лишения свободы, часть из которых имеют затруднения в регуляции своего эмоционального состояния, дефицит коммуникативных навыков, позволяющих конструктивно выстраивать взаимоотношения с окружающими, в том числе с другими осужденными, следовать определенным правилам. Цель психокоррекционного воздействия на личность осужденных женского пола в период отбывания наказания в местах лишения свободы - психологическая поддержка и формирование установок на правопослушный образ жизни, изменение их личностных качеств, развитие у них умений контролировать свое эмоциональное состояние и взаимодействовать с окружающими. Предметом психологической коррекции является личность осужденных женского пола в период отбывания наказания, способ их адаптации к условиям лишения

© Сочивко О. И., Еремина Е. К., 2016

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ и Правительства Рязанской области, проект № 16-16-62004.

свободы. С помощью диагностического инструментария и методов математической статистики были выделены три кластера, каждый из которых соответствует определенному психодинамическому типу (антисоциальное позиционирование, тревожно-депрессивный тип и кластер, включающий в себя механизмы психологической защиты). В соответствии с выявленными способами адаптации к местам лишения свободы разработаны программы психологической коррекции, учитывающие специфические особенности психодинамики. Результаты исследования показали: 1) осужденные женского пола, не состоящие ни на одном из видов учета (гр. № 1), обнаруживают преимущественно тревожно-депрессивный способ реагирования на условия лишения свободы; 2) осужденные женского пола, состоящие на профилактическом учете (гр. № 2), в большей степени, чем другие осужденные, используют весь спектр психологических защитных механизмов, искажающих восприятие действительности и указывающих на внутри-личностный конфликт; 3) осужденные женского пола, состоящие под наблюдением психиатра с диагнозом расстройства личности (гр. № 3), продолжают по-

зиционировать себя преимущественно антисоциальным образом.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, личность осужденной женщины, психологические особенности осужденных женщин, механизм психологической защиты, ресоциализация.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы большое значение приобретает психологическая работа, проводимая в пенитенциарных учреждениях с осужденными женского пола, в том числе с расстройствами личности, в период отбывания ими уголовного наказания. Данная деятельность не потеряла своей актуальности и на сегодняшний день. Сведения,представленные в данной статье, показывают взаимосвязи между способами адаптации и вариантами коррекции неадаптивных форм поведения осужденных в местах лишения свободы с целью их дальнейшей успешной ресоциализации. Неадаптивными формами поведения являются: антисоциальное поведение, тревожно-депрессивные реакции. Такое поведение наблюдается у осужденных с напряженным защитным профилем, которые ведут себя в соответствии с той когнитивной переработкой информации из окружающей среды, которую защиты «искажают». Если речь идет о дальнейшей ресоциализации, эти формы, безусловно, неадаптивны. Любая чрезмерная эмоция (тревога, страх, депрессия, агрессия и т. п.) неадаптивна, за редким исключением, когда речь идет, например, о чрезвычайной ситуации, но в местах лишения им находиться долго и лучше эмоционально стабилизироваться.

Главная цель психокоррекционного воздействия на личность осужденных женского пола в период отбывания наказания в местах лишения свободы -психологическая поддержка и формирование установок на правопослушный образ жизни, изменение их личностных качеств, развитие у них умений контролировать свое эмоциональное состояние и взаимодействовать с окружающими. Выводы о личностных качествах делаются исходя из интерпретации диагностических методик, которые применялись, и клинических данных.

Современная психологическая диагностика осужденных позволяет определить приоритетные направления психокоррекционной работы по формированию мотивации к исправлению и личностному развитию осужденных женского пола, создавая тем самым предпосылки для их ресоциализации и успешной интеграции в общество после освобождения.

Предметом психологической коррекции является личность осужденных женского пола в период отбывания наказания, способ их адаптации к условиям лишения свободы.

С помощью диагностического инструментария и методов математической статистики были выделены три кластера, каждый из которых соответствует определенному психодинамическому типу (антисоциальное позиционирование, тревожно-депрессивный тип и кластер, включающий в себя механизмы психологической защиты). В соответствии с выявленными способами адаптации к местам лишения свободы разработаны программы психологической коррекции, учитывающие специфические особенности психоди-

намики. Результаты исследования показали:

1) осужденные женского пола, не состоящие ни на одном из видов учета (гр. № 1), обнаруживают преимущественно тревожно-депрессивный способ реагирования на условия лишения свободы;

2) осужденные женского пола, состоящие на профилактическом учете (гр. № 2), в большей степени, чем другие осужденные, используют весь спектр психологических защитных механизмов, искажающих восприятие действи-

Распределение испытуемых осуж

тельности и указывающих на внутри-личностный конфликт;

3) осужденные женского пола, состоящие под наблюдением психиатра с диагнозом расстройства личности (гр. № 3), продолжают позиционировать себя в местах лишения свободы преимущественно антисоциальным образом.

Среди осужденных с личностными расстройствами имеются подгруппы с тревожно-депрессивным реагированием на условия лишения свободы и напряженным профилем защитных механизмов (табл. 1).

Таблица 1 енных женского пола по типам, %

Наименование группы 1-й кластер «Антисоциальное позиционирование» 2-й кластер «Тревожно-депрессивный» 3-й кластер «Защитные механизмы»

Осужденные (гр. № 1), не состоящие ни на одном из видов учета 15,5 13,4 11,3

Осужденные (гр. № 2), состоящие на профилактическом учете 9,3 6,2 13,4

Осужденные (гр. № 3), состоящие на медицинском учете 8,2 15,5 7,2

Итого: 33,0 35,1 31,9

Цель коррекционной работы - изменение дезадаптивных форм поведения. Те защиты, которые были выявлены у этих испытуемых в эмпирической части, являются незрелыми, неадаптивными (например, вытеснение, подавление), а поскольку речь идет о диагнозе, они неадаптивны по определению, и закрепление новых, в данном случае речь идет о развитии саморегуляции и самоконтроля и об изменении стратегий переработки информации из окружающей среды, способов эмоционального реа-

гирования на условия лишения свободы осужденных женщин с расстройствами личности для более успешной их ресо-циализации.

Задачи коррекционной работы

1. Использовать адекватные условиям мест лишения свободы и соответствующие выделенным в процессе исследования психологическим характеристикам осужденных женщин техники и методики психологической коррекции, скомпонованные на основе интегративного подхода. Адекватность

в том, что не все техники и упражнения доступны для работы в местах лишения свободы.

2. Применять рациональное сочетание методов групповой и индивидуальной психологической коррекции.

3. На основе имеющихся характеристик эффективности (применяются уже известные техники, но при работе с другим контингентом, в том числе с расстройствами личности, испытуемые не были осуждены) техник и методик разработать программы психологической коррекции, соответствующие личностным особенностям и способам (табл. 1) адаптации к условиям лишения свободы осужденных женского пола с личностными расстройствами.

Основные направления психологической коррекции: арт-терапия, геш-тальт-терапия, когнитивно-бихевио-ральное направление с использованием техник аутогенной тренировки и дыхательной гимнастики. Это наиболее простые способы развития самоконтроля и саморефлексии, снижения эмоционального напряжения. Формы психологической коррекции: сочетание индивидуальной и групповой форм работы:

- по количеству сеансов - кратковременная психологическая коррекция (10 сеансов) для групповой формы работы, количественный состав -8-12 участников, в группу входят участники с различными типами адаптации(в социуме не бывает одного типа, это принцип формирования группы) к условиям отбывания наказания, частота и длительность занятий - 1 раз в неделю по 60-90 минут;

- долговременная психологическая коррекция (свыше 10 сеансов) для ин-

дивидуальной работы, сеансы по 50 минут 1 раз в неделю.

В условиях пенитенциарной системы большое значение приобретает групповая форма работы, поскольку основные проблемы осужденных связаны с игнорированием правил социума, неумением конструктивно взаимодействовать с окружающими. В группе человек по-особому чувствует себя: он получает опыт самораскрытия, толерантного отношения к другим, доверительных и искренних отношений, учится помогать и сам получает помощь и эмоциональные поглаживания, учится конструктивно взаимодействовать с другими, слышать и понимать членов группы. Это наиболее ценный опыт для осужденных, многие из которых не имели такого опыта общения в реальном мире.

Противопоказаниями для групповой психологической коррекции могут являться низкий интеллектуальный уровень и психотические расстройства, тяжелые формы личностных расстройств возбудимого круга, относительными противопоказаниями - декомпенсации расстройств личности, особенно с проявлениями эмоциональной неустойчивости.

Индивидуальная психологическая коррекция позволяет максимально дифференцировать психологическую помощь осужденным, решать более глубокие личностные проблемы, продемонстрировать осужденному модель партнерских отношений на принципах взаимного уважения, дать ему уверенность, что он способен самостоятельно конструктивно решать свои проблемы. Длительность и глубина индивидуальной формы психологической коррекции обусловлена временем, которым

располагает психолог, и количеством осужденных женщин, нуждающихся в длительной психокоррекционной работе и мотивированных на личностные изменения.

Практические рекомендации

Специфика осужденных с расстройствами личности диктует психологу, занимающемуся психологической коррекцией, выбор ее направлений и форму подачи психологического воздействия на клиента. Наиболее эффективными для работы с осужденными женского пола с расстройствами личности в период отбывания наказания являются направления когнитивно-би-хевиоральной (поведенческой) коррекции, а в групповых формах работы -арт-терапевтические приемы, ролевые игры и техники гештальтпсихологии.

На первом этапе психологической помощи осужденным с личностными расстройствами следует использовать формы групповой психологической коррекции, поскольку этот формат является оправданным в условиях отбывания наказания для развития навыков саморефлексии и самоанализа, формирования эмоциональной саморегуляции и развития коммуникативных навыков. Независимо от типа адаптации с осужденными работают над закреплением в сознании групповых норм гуманного взаимодействия через доступные им формы социального поведения, создания игровых проблемных и нравственных ситуаций.

На втором этапе индивидуальная психологическая коррекция с осужденными женского пола, имеющими расстройства личности, должна проводиться уже дифференцированно, в зависимости от способа реагирования

личности на условия лишения свободы. На этом этапе используются полученные в ходе эмпирического исследования психодиагностические результаты и учитывается, к какому типу (кластеру) относится осужденная: с преимущественно антисоциальным позиционированием, тревожно-депрессивными реакциями или с напряженным профилем структуры психологических защитных механизмов.

В ходе групповых и индивидуальных форм психологической коррекции психолог должен целенаправленно создавать путем моделирования личностную привлекательность ситуаций успеха и возможности достижения желаемого результата социально приемлемыми способами.

Программа для индивидуальной психологической коррекции осужденных женского пола с преимущественно

антисоциальным позиционированием

Выделенная подгруппа осужденных женщин с личностными расстройствами, характеризующаяся антисоциальным позиционированием, отбывая наказание в исправительном учреждении, испытывает затруднения в адаптации и продолжает игнорировать существующие порядки и правила поведения.

Проведенное исследование подтверждает общеизвестные особенности антисоциальной личности, импульсивной в поведении, имеющей затруднения в эмоциональной саморегуляции и произвольном самоконтроле, ярко выраженную внешнеобвиняющую позицию. Эти особенности являются мишенью психокоррекционного воздействия.

Психолог самостоятельно регулирует и дозирует применение тех или иных техник, но придерживается в своей работе следующей схемы.

1. Использование дыхательных упражнений, что позволяет стабилизировать эмоциональное состояние и развивает самоконтроль.

2. Если есть возможность, используются арт-терапевтические техники работы с глиной и живописи с помощью пальцев. При работе с агрессией, раздражительностью, повышенной возбудимостью и импульсивностью любые тактильные ощущения снижают эмоциональное напряжение. Необходимо контролировать прохождение следующих этапов в работе с раздражительностью и агрессией: мышечное выражение гнева социально приемлемым способом прямо «здесь и сейчас» (например, использование поролоновых бит), затем вербальный контакт с эмоцией (с использованием техники «пустого стула»), обсуждение проблемы агрессии, раздражительности и импульсивности и только после этого обучение клиентки вербальным способам выражения гнева с использованием «Я-высказывания». Происходит постепенный переход от высказывания «они меня разозлили» к «я на них разозлилась», тем самым осужденная учится брать ответственность за свои чувства на себя: «я» позволила себе разозлиться, а не «они» виноваты в том, что я разозлилась и вела себя определенным образом.

3. Важным этапом в работе с антисоциальной личностью является формирование навыков следовать определенным правилам. Для этого вместе с клиентом формулируются правила, инструкции по выполнению того или иного

действия, разрабатывается пошаговый алгоритм, возможные варианты, способы контроля. Задача оформляется в письменном виде, дается домашнее задание по его исполнению (конечно, учитывается тот факт, что клиентка находится в местах лишения свободы). Обсуждается прогноз возможных последствий. Обязательными являются похвала и эмоциональная поддержка даже за частичный успех.

4. На следующем этапе целесообразно использовать техники и упражнения из когнитивной психотерапии, основанные на посыле о том, что мысль тесно связана с эмоцией, то есть человек сначала о чем-то думает, и эта мысль вызывает у него негативную эмоцию, например злость. Сложность заключается в том, что у личности, сформировавшей такого рода мысли, они становятся автоматическими и уже не имеют развернутого характера. Задача психолога заключается в том, чтобы опять их «развернуть» и изменить на более позитивные или нейтральные, что повлечет за собой изменение интенсивности или даже знака (с негативной на позитивную) эмоции. Для осуществления этой работы необходимо ведение дневника с подробным описанием автоматических мыслей, возникающих в связи с ними эмоций и описания более реалистичных убеждений, которые точно описывают источник раздражения. Клиентку обучают также рациональным интерпретациям раздражителей (стимулов) из внешней среды, вызывающих гнев, злость или раздражение.

5. Безусловно, существуют ситуации, в которых негативные чувства вполне адекватны, но у осужденных женщин часто неадекватные способы

их выражения. Часть сеансов посвящена обучению выражению негативных эмоций социально приемлемым способом с помощью «Я-высказываний».

Программа для индивидуальной психологической коррекции осужденных женского пола с тревожно-депрессивным способом реагирования на условия лишения свободы

С помощью факторного и кластерного анализа была выделена подгруппа осужденных с личностными расстройствами, отличающаяся тревожностью, мнительностью, снижением настроения, склонных к навязчивым, непродуктивным мыслям, образованию различного рода страхов, негибкостью и ригидностью. Известно, что, испытывая страх или сильную тревогу, человек находится в постоянном стрессе и может вести себя агрессивно.

Алгоритм (схема) работы с такого рода особенностями таков:

1. На начальном этапе используются дыхательные и релаксационные упражнения, медитация, техники визуализации. Клиентке объясняют, какой предпочтительнее ритм дыхания и почему в тревожащих ситуациях надо научиться его использовать. Релаксационные упражнения, медитативные техники и техники визуализации обязательны для ежедневного использования, поэтому дается задание на дом.

2. Арт-терапевтические техники (рисование, лепка, коллажи) позволяют выплеснуть тревогу и страхи вовне, помогают вступить со своей эмоцией или чувством в непосредственный вербальный контакт, обсудить причины их возникновения.

3. Метод систематической десенсибилизации - один из методов поведенческой коррекции,позволяет постепенно снижать сензитивность к определенным событиям или людям, вызывающим тревожность, то есть происходит систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. Методика имеет несколько модификаций, однако в условиях отбывания наказания используются представления (визуализация) о тревожащих ситуациях. Сначала в воображении представляются самые легкие ситуации для конкретного человека (с незначительной тревожной реакцией), и только затем - самые тяжелые. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у осужденной страх или тревогу.

4. Используются техники и упражнения из когнитивного подхода в психологической коррекции. Клиента учат осознавать телесные реакции и возникающие мысли в состоянии тревоги (поиск так называемых автоматических мыслей по схеме: мысль - эмоция - поведение). Идет работа с негативными мыслями, «запускающими» тревогу или страх, анализ и коррекция неадаптивных стратегий обработки информации из внешней среды, таких как «чтение мыслей», гадание, использование ярлыков, катастрофизация, использование негативного фильтра, сверхобобщение и др. Ведутся дневниковые записи. Используются тренинговые задания на переформулировку проблемы в реально разрешимую, разрабатывается алгоритм действий по разрешению проблемной ситуации, идет поиск возможных альтернативных решений. Обязательна проверка на так называ-

емую экологичность, то есть клиентка должна четко понимать, насколько найденный способ разрешения проблемы для нее комфортен, не будет ли срывов или, возможно, в процессе реализации решения эмоционально пострадают близкие люди.

5. Техника рефрейминга (НЛП). Этот метод тесно связан с самооценкой клиента и его оценкой других, его картины мира и рамок, в которые помещено событие, а также с тем, что любое событие имеет как отрицательный, так и положительный аспект.

6. Создание так называемой «ресурсной шкатулки» для осужденной -то, что в условиях отбывания наказания может ее поддержать.

Программа для индивидуальной психологической коррекции осужденных женщин с личностными расстройствами, имеющими напряженный профиль неадаптивных механизмов психологической защиты

Для третьей выделенной в ходе эмпирического исследования подгруппы осужденных с личностными расстройствами характерно использование механизмов психологической защиты, приводящих к дезадаптивным формам поведения. Согласно результатам исследования наиболее характерными для осужденных с личностными расстройствами являются механизмы подавления и отрицания. Механизмы психологической защиты используются человеком на бессознательном уровне. Они не позволяют всесторонне анализировать реальность, поскольку либо игнорируют стимулы из окружающей среды, либо вытесняют их, либо искажают получае-

мую извне информацию. Это может приводить к полной поведенческой дезинтеграции, что и наблюдается у осужденных с личностными расстройствами. Имеет значение выраженность различных механизмов психологической защиты, поэтому индивидуальная психологическая коррекция в данном случае более эффективна, чем групповая, поскольку учитывает профиль защитной структуры личности, степень нагруженности личности защитными механизмами.

1. На первом этапе психологической коррекции одной из основных задач специалиста является помощь клиенту в осознании предпочитаемых механизмов психологической защиты. Осужденные с расстройствами личности отличаются невысокой способностью к самоанализу, игнорированию или подавлению своих внутренних побуждений, плохо дифференцируют свои эмоции, поэтому наиболее простыми техниками, развивающими самоанализ, саморефлексию и самоконтроль являются упражнения аутогенной тренировки и дыхательная гимнастика.

2. Рекомендуется использовать любые экспрессивные методы, позволяющие клиенту напрямую выразить свои чувства, осознать свои желания и потребности, а также реальные возможности. Техника коллажа из арт-терапии является наиболее подходящей, так как проста в применении, вызывает интерес у клиента, помогает создать терапевтический альянс и доверительные отношения. Во время обсуждения психолог оценивает вербальные возможности клиента и осуществляет подбор техник и упражнений из когнитивно-би-хевиорального направления для дальнейшей работы с осужденной.

3. Незрелые механизмы психологической защиты приводят к тому, что информация из окружающей среды либо не доходит до человека, либо искажается, что соответственно приводит порой к неадекватному эмоциональному реагированию и поведенческим реакциям. Когнитивная психотерапия позволяет работать с неэффективными закрепившимися стратегиями обработки информации («чтение мыслей», гадание, катастрофизация, использование ярлыков, обесценивание, использование негативного фильтра, сверхобобщение, дихотомическое мышление, долженствование, эксцентрические персонализации, обвинение, несправедливые сравнения, ориентация на сожаление), обнаружить так называемые автоматические мысли и совершить вместе с клиентом АВС анализ, где А - это событие, В - автоматическая мысль, С - эмоциональные и поведенческие последствия. Осужденной предлагается вести дневник по соответствующей схеме. Затем вместе с психологом осуществляется переформулирование автоматической мысли в

адаптивную, отражающую реальность. Надо отметить, что это самая сложная процедура. После этого дается задание отслеживать свои эмоциональные реакции на новую, более позитивную формулировку автоматической мысли и давать оценку своим эмоциональным и поведенческим изменениям. На заключительном этапе исследуются психологические выгоды от произошедших изменений, обсуждаются возможные издержки, предлагаются альтернативные варианты.

Таким образом, мишенями психологической коррекции в групповой и индивидуальной коррекционной работе выступили психологические характеристики, непосредственно связанные с социализацией личности: способность к саморефлексии, эмоциональной саморегуляции и контролю своих действий.

Для закрепления успеха психологической коррекционной работы в исправительном учреждении необходимо обеспечить возможность обращения за психологической помощью после выхода осужденной на свободу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.