Роль психологической службы уголовноисполнительной системы в реализации целей наказания
Аннотация: в статье отражены материалы выступления автора на научнопрактическом семинаре «Прикладная юридическая психология», показана роль психологической службы в исправлении осужденных, а также в оказании психологической помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы (УИС) в современных условиях исполнения наказаний.
Ключевые слова: психологическая служба уголовно-исполнительной системы, уголовное законодательство, психокоррекционное воздействие, проблемная ситуация, эксперт-психолог.
Summary: this article reflects the author's speech at the scientific workshop «Applied legal psychology», the role of psychological services in the reformation of convicts, as well as to provide psychological support to staff members of criminal isponitelnoy system in contemporary conditions of corrections.
Keywords: psychiatric services of the correctional system, criminal law, psycho-correctional impact problem situation, the expert psychologist.
В соответствии с уголовным законодательством «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения новых преступлений» (УК РФ, ст. 43). Реализации данных целей подчинена де-
М.Г. Дебольский
ятельность всех структурных подразделений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы. Но если большинство служб в пенитенциарной системе функционируют с момента ее создания (например, подразделения охраны,надзора), или не менее 50 лет (начальники отрядов), то психологическая служба — это относительно новое структурное подразделение в органах и учреждениях УИС. Поэтому до настоящего времени среди опытных сотрудников пенитенциарной системы встречаются лица, которые выражают сомнение в необходимости создания и развитии психологической службы. В связи с этим требуется теоретическое обоснование и научно-практическая аргументация важности данной инновации.
Наш соотечественник, известный юрист С.В. Познышев еще в 20-е годы прошлого века писал: «Для достижения несложных целей особых пенитенциарных знаний не требуется. Строгий и распорядительный начальник, крепкие замки и решетки, наружная дисциплина и отсутствие побегов — вот все, что, казалось бы, нужно у нас для хорошей постановки пенитенциарного дела»1. Но по мере изменения целей наказания, отмечает автор, переориентации на профилактику и исправление личности возникает потребность в специальных знаниях и в новых специалистах. В качестве таковых выступают педагоги, психологи
1 Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1924. С. 13.
и другие специалисты по «человеческим отношениям». Необходимость введения должностей психолога и социального педагога в штаты исправительных учреждений отмечал в 60-е годы ХХ столетия авторитетный пенитенциарист Б.С. Утев-ский: «Для повседневного научно обоснованного управления исправительнотрудовой колонией и тюрьмой, безусловно, необходима в каждой из них штатная должность специалиста-психолога, а по возможности — специалиста-педагога. Введение в штат этих двух специалистов с лихвой окупится благодаря повышению качества и сокращению сроков исправления, которое, несомненно, последует после усиления аппарата указанными работниками».2 Таким образом, необходимость создания психологической службы обусловлена осложнением целей, стоящих перед уголовноисполнительной системой, и необходимостью повышения эффективности исполнения уголовных наказаний на основе применения современных достижений психологической науки и практики.
Проанализируем возможности и накопленный опыт психологической службы УИС в реализации основных целей уголовных наказаний.
Цель—восстановление социальной справедливости—предусмотрена лишь уголовным законодательством, а в Уголовно-исполнительном кодексе не нашла отражения. По-видимому, законодатель полагает, что восстановление социальной справедливости реализуется на стадии судопроизводства, и прежде всего при назначении меры наказания. Проведенный нами опрос
граждан, также свидетельствует о том, что большинство респондентов восстановление социальной справедливости понимает как кару, принуждение, ограничение виновного в правах и свободах. В основном все солидарны с крылатой фразой киногероя: «Вор должен сидеть в тюрьме...». Вместе с тем восстановление социальной справедливости предполагает также компенсацию материального и морального вреда, причиненного жертве преступления, а в случае гибели последней — и ее родственникам.
Еще в 70-е годы ХХ века воспитательная работа с осужденными осуществлялась под лозунгом: «На свободу с чистой совестью, без долгов и исполнительных листов». Практиковалось не только возмещение материального ущерба, но и написание осужденными извинительных писем пострадавшим. Эти показатели выступали важными критериями исправления осужденных, а также учитывались при определении лучших начальников отряда.
Если возмещение материального ущерба пострадавшим в определенной степени принимается во внимание при условно-досрочном освобождении осужденных и в настоящее время, то моральная компенсация, как показатель восстановления социальной справедливости и исправления осужденных в УИС России практически не используется.
В то же время в зарубежных пенитенциарных системах имеет место обратная тенденция. В 90-е годы в Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, США и других государствах активно развивается восстановительное
2 Утевский Б.С. Что надо знать работникам исправительно-трудовых учреждений о кибернетике. М.
1969. С. 25.
правосудие3. В соответствии с ним потребности и права пострадавших оказываются в центре внимания. Преступника побуждают осознать причиненный ущерб и свою ответственность за него. Поощряется прямой и опосредованный диалог между преступником и жертвой, в котором нередко принимают участие представители общественности (общины). Восстановительное правосудие осуществляется не только на этапе предварительного расследования преступления, но и в местах лишения свободы.
Проведенное нами исследование (М.Г. Дебольский, А.В. Молоствов) показывает, что большинство осужденных, совершивших насильственные и корыстные преступления, не сопереживают жертве, воспринимают их неперсонифицированно, приписывают виктимные черты характера и манеры поведения, не принимают на себя ответственность за причиненный пострадавшим материальный и моральный вред.
Учитывая международный опыт, а также то обстоятельство, что примирительные технологии и процедуры восстановительного правосудия основаны на закономерностях поведения людей в конфликтных ситуациях, приемах их разрешения, механизмах психологической защиты, психологи УИС стали активно работать с осужденными в плане осознания ими вины и раскаяния в совершенном преступлении.
В психокоррекционном воздействии особо нуждаются осужденные, совершившие преступления на семейной и бытовой почве. Большинство правонарушителей
этой категории после отбытия наказания вновь будут тесно контактировать или эпизодически общаться с пострадавшими (родственниками, соседями, знакомыми), поэтому осознание осужденными вины в совершенном преступлении, компенсация жертве материального и морального урона, проведение примирительных процедур, совместных встреч правонарушителя и пострадавшего—это не только достижение цели по восстановлению социальной справедливости, но и исправление осужденных, а также профилактика новых преступлений.
С целью обеспечения социальной справедливости, учета интересов жертвы представляется актуальным развивать восстановительное правосудие на предварительном этапе судопроизводства, когда обвиняемый находится под подпиской о невыезде или в следственном изоляторе. Однако для реализации восстановительных процедур требуется изменение уголовно-процессуального законодательства (упрощенный допуск специалистов к работе с обвиняемым); введение в штаты судов социальных работников (психологов), которые обеспечивали бы углубленное изучение личности обвиняемого, а также восстановление социальной справедливости в плане компенсации жертве причиненного вреда.
Последнее предложение принадлежит известному отечественному юристу Л.Е. Владимирову, который еще в 1901 г. писал, что «...в уголовном судопроизводстве должны участвовать двое судей: традиционный судья в «черном» и судья в «белом» — психолог»4. Судья
3 См.: Брейтуэйт Д. Преступление, стыд и воссоединение. М., 2002; Жертва встречается с преступником: Проведение программ восстановительного правосудия в тюрьмах. М., 2002 и др.
4 Владимиров Л.Е. Психологическое исследование в уголовном суде. М., 1901.
в «черной мантии» должен выносить приговор преступнику на основе заключения психолога о степени криминальной зараженности обвиняемого и его раскаяния в совершенном преступлении.
Восстановление социальной справедливости посредством компенсации причиненного вреда жертве преступления и проведение примирительных процедур между осужденным и пострадавшим важно организовать в уголовноисполнительных инспекциях, так как данные лица могут быть соседями, непосредственно общаться друг с другом и от характера их общения зависит уровень рецидива.
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством основная цель наказания—исправление осужденных.
Участие психолога в ее достижении реализуется посредством решения следующих задач: изучение личности осужденных в карантине и разработка рекомендаций по индивидуализации и дифференциации процесса исполнения наказания; подготовка психологической характеристики на осужденных в связи с решением вопроса об условнодосрочном освобождении или изменении условий содержания; психологическая коррекция личностных свойств и поведения осужденных; оказание им психологической помощи.
В 2009 г. в карантине исправительных учреждений, СИЗО и тюрем обследовано более 387 тыс. осужденных. При их изучении психолог прежде всего обращает внимание на те свойства личности, которые способствовали совершению преступления и позволяют прогнозировать ее поведение в местах лишения свободы, а также после освобождения.
К этим свойствам относятся: ценностные ориентации (жизненные ценности и интересы); мотивы и обстоятельства совершенного преступления; отношение к совершенному преступлению и жертве; отношение к наказанию; социальный статус и социальное окружение; личностные качества, определяющие отношение к другим людям (жестокость, агрессивность, степень чувствительности к межличностным отношениям, отчужденность и приспособляемость к новой обстановке); эмоциональные и волевые качества; общий уровень психического развития и интеллекта (нет ли признаков психических отклонений и акцентуаций характера); психическое состояние осужденного в момент обследования, его реакции на проводимую работу; планы и намерения осужденного.
Однако разработка индивидуализированных программ исполнения наказания осложняется отсутствием научно обоснованной типологии личности осужденных с учетом их криминальной зараженности и основных психологических детерминант совершенного преступления.
В исправительных учреждениях, где в штате психологической лаборатории несколько психологов, они осуществляют диагностику осужденных в связи с решением вопроса об условно-досрочном освобождении, изменении условий содержания (переводе в колонию-поселение или предоставлении права передвижения без конвоя). При этом востребованность такой работы ежегодно возрастает. Так, в 2004 г. с этой целью было обследовано около 120 тыс. осужденных, а в 2009г.—около 200 тыс. Участие психологов в решении судьбоносных для осужденных проблем—это показатель
возросшего авторитета и доверия к ним как к профессионалам.
Делая вывод о целесообразности (нецелесообразности) условно-досрочного освобождения осужденного, психолог должен обращать вниманиев первую очередь на то, какие изменения произошли в его ценностных ориентациях, уровне агрессивности и других криминально значимых свойствах, способствовавших совершению преступления, а также прогнозировать его поведение после освобождения.
Однако важно помнить, что прогноз поведения человека—это сложная проблема. Между индивидуально-психологическими свойствами, которые изучает психолог, и поведением осужденного после освобождения нет жесткой зависимости. Поведение человека детерминировано также социальными условиями и ситуативными факторами. Поэтому, осуществляя прогноз поведения осужденного после освобождения, важно учитывать его психологическую готовность к преодолению типичных трудностей, с которыми он может столкнуться в процессе жизнедеятельности.
Заключение психолога, прогноз поведения осужденного - это специфические инновации в уголовно-исполнительной системе, и они внедряются небезболезненно. Отдел психологической службы ФСИН России располагает информацией о ряде проблемных ситуаций:
• характеристика, подготовленная психологом, вступает в противоречие с характеристикой начальника отряда;
• осужденный, которому отказано в условно-досрочном освобождении на основании характеристики психолога, угрожает последнему или обращается с жалобой в суд более высокой инстанции;
• независимые эксперты-психологи, кандидаты наук, оценивают вместе с адвокатом осужденного по кассационной жалобе последнего, достоверность выводов пенитенциарного психолога и уровень его профессиональной компетентности.
С учетом изложенного мы стремимся, во-первых, создать необходимые условия для повышения профессионального мастерства психологов; во-вторых, подготовить надежный регламент их деятельности и обеспечить правовую защищенность. Отделом психологической службы ФСИН России разработаны Методические рекомендации по проведению психодиагностического обследования осужденных (2008), к разработке которых были привлечены представители территориальных органов, где наиболее профессионально поставлена эта работа. Психологи межрегиональной психологической лаборатории (МПЛ] УФСИН России по Ярославской области совместно с НИИ ФСИН России осуществляют научно-методическое обеспечение психодиагностической работы в УИС. Автоматизированное рабочее место пенитенциарного психолога, разработанное на основе психодиагностической программы Psychometric Expert внедрено во всех территориальных органах. МПЛ ГУФСИН России по Самарской области в 2009 г. провела исследование по теме «Разработка и апробация системы оценки осужденных при направлении материалов в суд для решения вопроса об условно-досрочном освобождении». Результаты исследования позволят повысить качество данной работы.
По мере развития психологической службы все больше внимания уделяется психокоррекционной работе с осужден-
ными. Психологическая коррекция—это процесс исправительного воздействия на осужденных посредством использования специализированных психокоррекционных программ и психотехнологий, направленный на изменение их ценностных ориентаций, правосознания, социальных установок, криминально значимых качеств, психического состояния и поведения.
В настоящее время используются различные концептуальные подходы при осуществлении психокоррекционной работы: когнитивный, поведенческий, экзистенциальный, психоанализ с элементами арттерапии, сказкотера-пии и др. По форме проведения различают индивидуальное психокоррекционное воздействие (индивидуальное консультирование) и групповые формы работы (чаще различные виды социальнопсихологических тренингов).
По продолжительности проведения психокоррекционных программ выделяют длительные (не менее 9-10 месяцев регулярных занятий с группой в объеме 900-1000 часов) и краткосрочные (1840 часов на протяжении 1-2 месяцев).
Среди длительных программ наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие тренинги для осужденных за сексуальные и насильственные преступления, а также различные программы реабилитации осужденных с зависимостями (алкогольной, наркотической). Однако при небольшой штатной численности психологической службы (2-3 человека) их проведение нерационально, так как другие виды деятельности остаются без внимания.
Краткосрочные психокоррекционные программы направлены на изменение и развитие отдельных свойств личности.
К ним относятся: управление гневом, развитие толерантности, социальных умений, навыков разрешения конфликтных ситуаций, повышение эмоциональной устойчивости (аутотренинг) и др.
Однако эффект данных программ не всегда продолжителен. Для его закрепления требуется периодическое (раз в год) проведение близких по содержанию тренингов, а также высокая мотивация к личностному росту осужденных. В настоящее время психокоррекционной работой охвачено до 30 % осужденных.
Оказание психологической помощи осужденным — это относительно самостоятельная задача. Ее суть—содействие человеку в решении широкого круга проблем, связанных с его эмоциональной поддержкой, разрешением конфликтных ситуаций, развитием жизненно важных личностных качеств, повышением уверенности в себе.
Важность данной задачи обусловлена тем, что осужденные—это не только правонарушители, которые нуждаются в исправлении, покаянии, а живые люди, и большинство их потребностей, индивидуально-психологических свойств не отличаются от аналогичных показателей законопослушных граждан. Попадая в места лишения свободы, многие осужденные с трудом адаптируются к новым условиям обитания. Принудительный характер нахождения в местах лишения свободы, оторванность от семьи и близких, строгий распорядок дня, непривычная пища, скученность обитателей жилой секции, невозможность выбрать себе соседей, конфликты, необходимость отстаивать свой статус, опасения за личную безопасность—все это нередко приводит к глубоким эмоциональным переживаниям и так назы-
ваемому тюремному стрессу. В связи с этим они нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Учитывая важность данного направления деятельности и ориентируясь на международные стандарты обращения с заключенными, по нашей инициативе в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 161 -ФЗ впервые законодательно закреплено право осужденных на психологическую помощь, «оказываемую сотрудниками психологической службы и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи» (УИК РФ, ст. 12, ч. 61).
Только за 2009 год по инициативе самих осужденных, подозреваемых, обвиняемых за консультацией к психологам обратилось 5439 человек. Ежегодно количество осужденных, которым оказывается психологическая помощь, увеличивается. Это свидетельствует о повышении профессионального мастерства психологов, а также росте доверия к ним со стороны осужденных. Вместе с тем для совершенствования данной работы необходимо нормативно закрепить, кто же относится к «иным лицам», имеющим право оказывать психологическую помощь, кроме сотрудников психологической службы. На наш взгляд, это представители общественных организаций, учреждений, имеющие базовое психологическое образование, соответствующие сертификаты, подтверждающие специализацию в той или иной сфере психологической практики. Посещение ими исправительных учреждений и сотрудничество с УИС должно осуществляться в соответствии
с установленным регламентом применительно к представителям общественных организаций.
В уголовно-исполнительном законодательстве закреплен один из главных принципов оказания психологической помощи осужденным—принцип добровольности (УИК РФ, ст. 12, ч. 61). Однако многие сотрудники УИС истолковывают данный принцип расширительно, перенося его и на психодиагностику осужденных в карантине. Такая позиция, на наш взгляд, неправомерна. В соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными и уголовно-исполнительным законодательством России изучение личности осужденного является непосредственной обязанностью администрации исправительных учреждений. Так, в пр. 66 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными отмечается: «В отношении каждого заключенного, приговоренного на достаточно продолжительный срок, директор (тюрьмы. — М. Д.) должен получать как можно скорее по его принятии исчерпывающие све-дения...»5. Эти сведения должны освещать «индивидуальные потребности заключенного, его социальное прошлое, историю его преступления, его физические и умственные способности и возможности, его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения»6. В Уголовно-исполнительном кодексе отмечается: «Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания,
5 Документы ООН, касающиеся заключенных. М., 2000.
6 Там же.
условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов» (ст. 110).
Таким образом, есть все основания рассматривать психологическую работу с осужденными, не только основываясь на принципе добровольности (это относится к психологической помощи), но и как одно из основных средств их исправления. Психологи должны разъяснять осужденным, что их обследование помогает повысить объективность выводов о личностных качествах, а участие в психокоррекционных мероприятиях будет учитываться при решении вопроса об их условно-досрочном освобождении.
Проанализируем участие сотрудников психологической службы в реализации такой цели наказания, как предупреждение преступлений. Речь идет о психологической профилактике пенитенциарной преступности.
Общее количество зарегистрированных преступлений в местах лишения свободы в 2009 г. по сравнению с предыдущим сократилось на 6 % (с 1044 до 982), а уровень преступности — на 4 %, однако криминологическая ситуация продолжает оставаться сложной: совершено 46 тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Вызывают особое беспокойство преступления, квалифицируемые как дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ).
С целью повышения эффективности профилактики преступлений отделом психологической службы УСПВРО ФСИН России совместно с межрегиональными психологическими лабора-
ториями проводятся исследования, направленные на изучение личности осужденных, совершивших правонарушения в местах лишения свободы, а также социально-психологических условий, способствовавших противоправным действиям. В ходе исследования выявлены следующие причины противоправной активности осужденных:
• целенаправленное влияние лидеров преступной среды, находящихся на свободе, на отрицательно характеризующихся осужденных;
• увеличение в местах лишения свободы удельного веса осужденных за тяжкие преступления и криминальных «авторитетов» («смотрящих»);
• усиление влияния на поведение осужденных криминальной субкультуры;
• усиление напряженности, недоверия во взаимоотношениях между персоналом и осужденными;
• наличие большого количества осужденных, имеющих психологические аномалии и неадекватно воспринимающих требования администрации;
• элементы грубости, нарушения прав и законных интересов осужденных со стороны сотрудников УИС;
• конфликтный характер отношений между активом и другими осужденными;
• стремление отрицательно характеризующихся осужденных иметь определенные льготы и игнорировать требования администрации.
С целью профилактики преступлений сотрудники психологической службы УИС осуществляют следующие мероприятия:
• выявляют среди вновь прибывших осужденных лиц, склонных к деструктивному поведению и нуждающихся в постановке на профилактический учет;
• регулярно контролируют психическое состояние осужденных, поставленных на профилактический учет, при необходимости оказывают им психологическую помощь;
• проводят мониторинг социальнопсихологической обстановки в среде осужденных, изучают степень доверия к администрации, прогнозируют развитие оперативной обстановки и предлагают руководству исправительных учреждений меры по ее стабилизации;
• изучают психологическую структуру малых групп и группировок отрицательной направленности, предлагают меры психологического и воспитательного воздействия на участников;
• анализируют и обобщают причины конфликтов в среде осужденных, принимают меры по их устранению и профилактике, участвуют в разрешении конфликтных ситуаций;
• проводят тренинговые и иные занятия с персоналом УИС с целью повы-
шения их социально-психологической компетентности и профилактики профессиональной деформации;
• обучают актив осужденных методам делового общения и разрешения конфликтных ситуаций;
• вносят предложения по повышению эффективности исправительного и профилактического воздействия средств массовой информации на осужденных;
• взаимодействуют со всеми заинтересованными службами в вопросах изучения личности осужденных и оптимизации социально-психологической обстановки в исправительном учреждении.
Рассмотренный выше материал позволяет сделать вывод о том, что психологическая служба УИС, несмотря на непродолжительный период своего существования, вносит весомый вклад в реализацию уголовно-исполнительной политики и целей наказания.
Нравственно-психологический подход -новая тенденция в развитии юридической психологии
Е.Ю. Стрижов
Аннотация: в статье изложены содержание этапов психологического исследования нравственно-правовой надежности персонала предприятий и их склонности к мошенничеству, проводимого под руководством автора студентами, обучающимися социально-психологической специальности. Дана характеристика пригодности психодиагностических методик для исследования нравственной сферы
и выборки обследуемых лиц. Показаны типичные трудности в научной работе студентов и ее результаты.
Ключевые слова: нравственно-правовая надежность персонала, склонность к мошенничеству, нравственно-психологический подход, валидность личностного опросника нравственно-правовой надежности, психологическое моделирование.