Научная статья на тему 'Характерологические особенности личности осужденных'

Характерологические особенности личности осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2496
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ / ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА / СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майоров О. А.

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы характерологических особенностей личности осужденных. Раскрывается структура характера осужденных, принятая в отечественной психологии. Приводятся результаты экспериментального исследования характерологических особенностей личности осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with theoretical and practical issues of prisoners' character and its peculiar features. It reveals the structure of prisoners' character, adopted in home psychology. The article contains the results of the experimental study of prisoners' character and its peculiarities.

Текст научной работы на тему «Характерологические особенности личности осужденных»

УДК 159.923

О.А. Майоров* Характерологические особенности личности осужденных

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы характерологических особенностей личности осужденных. Раскрывается структура характера осужденных, принятая в отечественной психологии. Приводятся результаты экспериментального исследования характерологических особенностей личности осужденных.

The article deals with theoretical and practical issues of prisoners ’ character and its peculiar features. It reveals the structure of prisoners’ character, adopted in home psychology. The article contains the results of the experimental study of prisoners’ character and its peculiarities.

Ключевые слова: характерологические особенности личности осужденных, черты характера, структура характера.

Эффективность исправительного воздействия во многом зависит от познания сотрудником личности осужденного. Кроме того, в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 9), средства исправления осужденных применяются с учетом личностных особенностей и особенностей поведения осужденных1. В связи с этим изучение характерологических особенностей личности осужденных является весьма актуальным в данном аспекте, т.к. характер рассматривается в отечественной и зарубежной психологии как один из наиболее важных компонентов личности, определяющий поведение и деятельность человека.

Однако прежде чем говорить о специфических характерологических особенностях осужденных, необходимо уяснить: а корректно ли вообще вести речь о подобной специфичности? Дело в том, что в последнее время интенсивно обсуждается вопрос об устойчивости (трансситуативности) поведения человека. Высказываются полярные точки зрения на детерминацию поведения человека устойчивыми характерологическими особенностями, с одной стороны, и ситуативными факторами, с другой. В основе этих дискуссий лежат не только различные теоретические платформы авторов, но и результаты экспериментальных исследований. Установлено, например, что существует так называемая фундаментальная ошибка атрибуции, которая состоит в завышении оценок трансситуативности поведения и недооценке влияющих на него ситуативных факторов2. Проведя достаточно интересный анализ указанной проблемы, М.С. Каган и А.И. Эткинд приходят к выводу, что традиционный подход к исследованию личности сам по себе является реализацией фундаментальной ошибки3. Следующим логическим шагом является полный отказ от диспозиционных атрибуций в психологических описаниях индивида. Однако, по мнению авторов, этот вывод страдает излишним экстремизмом. Соглашаясь с этим, можно сказать, что такой вывод является недостаточно обоснованным. Возможно, не учитывать влияния ситуативных факторов на поведение - некорректно. Но разве более корректно не учитывать обусловленность поведения характерологическими особенностями личности? То, что трансситуативность поведения существует в объективной реальности (а не является лишь теоретической парадигмой), подтверждено сотнями эмпирических исследований как в классической, так и в современной психологии личности. Да, собственно, и сама фундаментальная ошибка атрибуции состоит лишь в констатации завышения значения трансситуативности поведения и недооценке ситуативных факторов. Речь, таким образом, не идет об отказе от рассмотрений устойчивых характерологических особенностей личности осужденного. Мы полагаем, что продуктивным является подход, основанный на использовании принципа дополнительности, взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов, причем в большинстве случаев детерминирующими являются личностные факторы, а ситуативные играют

* Адъюнкт Академии ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс

роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных факторов (в данном случае характерологических особенностей).

Обсуждая проблему личности преступника с криминалистически-психологических позиций,

А.Р. Ратинов отмечает, что в соответствии с концепцией социальной обусловленности противоправного поведения, понятию «личность» принадлежит здесь особое место. Личность занимает центральное место в причинной цепочке «социальные причины преступления - личность преступника - преступное поведение»4. Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные как у нас в стране (А.Р. Ратинов5, М.М. Коченов6, С.В. Кудрявцев7, Ю.М. Антонян8 и др.), так и за рубежом (К.Нетик9, Я.Ш1;сЬсоск10, К.МугрЬу11 и др.), подтверждают наличие психологической реальности, соответствующей понятию «личность преступника». При этом, конечно, нельзя отрицать и значение ситуативных факторов. Не случайно в научный обиход вошло и такое понятие, как «криминогенная ситуация», т.е. такая ситуация, которая в силу своего фактического содержания способствует совершению преступления12. Однако в любом случае личностный фактор остается чрезвычайно важным, ибо противоправному поведению предшествует отражение данной объективной ситуации субъектом правонарушения.

Таким образом, и в данном случае справедлив общий подход, которого мы придерживаемся, о взаимодействии трансситуативных и ситуативных факторов (принцип дополнительности), причем, как мы уже отмечали выше, детерминирующими факторами поведения личности, как правило, остаются личностные, а ситуативным принадлежит роль модуляторов. Заметим, что теоретическая позиция, связанная с преувеличением роли ситуативных факторов в поведении, может приводить к особо негативным последствиям именно при теоретической и практической оценке характера и поведения осужденного.

Рассматривая позиции современных отечественных ученых-пенитенциаристов (А.Д. Глоточкина, В.Г. Деева, К.Е. Игошева, В.Ф. Пирожкова, С.В. Познышева, Д.В. Сочивко, А.Н. Сухова,

А.И. Ушатикова и др.) о влиянии мест лишения свободы на характерологические особенности осужденных, можно привести в пример высказывание А.И. Ушатикова: «Условия мест лишения свободы не могут не влиять на характер осужденного. В развитии нравственных черт, характеризующих систему доминирующих отношений осужденного (к нормам права, себе и другим, преступлению и наказанию, режиму, общественно полезному труду, образовательному обучению и профессиональной подготовке), наблюдается значительная деформация»13.

Характер воплощает в себе определенные социальные и индивидуальные качества, в которых отразились социальные отношения, имеющие место в данном обществе. Будучи особенным, каждый характер несет на себе отпечаток тех общественных условий, в которых живет и действует человек как сознательное, общественное существо.

В отечественной психологии достаточно четко сформулировано положение о том, что условия жизни людей, психологическая атмосфера, характер взаимосвязей индивидов во многом определяют их поведение и деятельность.

Понятие личности осужденного А.Р. Ратинов наделяет специфическим содержанием: «Осужденный - это уже не тот человек, который совершил преступление, ибо само преступление наложило отпечаток на его психику, он пережил процедуру судопроизводства, испытал массу противоречивых воздействий в исправительной колонии»14.

Отличительные особенности характера вытекают из статуса осужденного, вина которого установлена вступившим в законную силу приговором, обязавшим его отбыть определенное наказание. Кроме того, положение осужденного приводит к вступлению его в новые общественные отношения и к исключению из ряда отношений, которые определяли его характер ранее.

В.Г. Деев также подчеркивает наличие отличительных черт осужденных как представителей отдельной социальной общности: «В характере каждого осужденного сочетаются типические, то есть общие для данной социальной группы людей, черты с индивидуальными, делающими характер конкретного человека неповторимым»15.

В то же время вряд ли можно полностью согласиться с мнением некоторых отечественных и зарубежных криминологов и психологов о том, что у лиц, отбывающих уголовное наказание за совершение преступления, особые качества, особая психология, делающие их непохожими на законопослушных людей (Г.И. Шнайдер16, Н.А. Андреев17). Наукой доказано, что не существует «ни преступной психики, ни преступной наследственности.

Вероятно, нельзя сводить понятие «характер осужденного» только к влиянию на него социального окружения, совокупности выполняемых им социальных функций в местах лишения

свободы. Неверно противопоставлять социальное психологическому, поскольку социальные влияния сказываются через психологическое, которое, в свою очередь, есть результат прошлого социального влияния.

Таким образом, под характерологическими особенностями осужденного мы понимаем особенности характера осужденного как человека, совершившего преступление, и как представителя специфичной социальной общности.

В психологии, как и в ряде других наук, изучение какого-либо явления связано с исследованием его структуры. Таким же образом неотъемлемым компонентом исследования характера является изучение его структурных компонентов.

При изучении характера отечественные и зарубежные ученые исходили из различных понятий. Так, Ф.Полан брал за основу понятие «тенденция», А.Ф. Лазурский - понятие «наклонность». В литературе и в повседневной жизни нередко говорят о качествах или свойствах характера. Термины «тенденция» и «наклонность» абсолютизируют различные стороны характера, дают повод истолковывать их как своего рода силы, как при всех условиях действующие предрасположения. Термины «качество» и «свойство» более допустимы, но в них нет специфического характерологического оттенка, связанного с тем, что можно назвать «рельефом» личности, т.е. с выделением ее стержневых черт. И на основании этого в отечественной психологии сложилось мнение, что предпочтительнее пользоваться термином «черта» характера. Именно о чертах характера как структурных компонентах идет речь в работах Б.Г. Ананьева, Н.Д. Левитова С.Л. Рубинштейна и других отечественных ученых.

Под чертами характера понимаются сложные индивидуальные особенности, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае. В обиходе, говоря о характере человека, мы всегда имеем в виду или прямо называем те или другие его черты: общительность или замкнутость, смелость или трусость и т.п.18

В психологии характер понимается как совокупность индивидуальных ярко выраженных и качественно своеобразных психологических черт человека, влияющих на его поведение и поступки. Исходя из данного определения, любую черту личности человека можно относить к характеру и рассмотрение его структуры становится невозможным. Однако в отечественной психологии вопрос о выделении основных черт характера, определяющих его структуру, склонялся большинством ученых в сторону черт, определяющих направленность личности, волевых, эмоциональных и интеллектуальных черт характера (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов, В.Ф. Пирожков и др.).

Так, В.Ф. Пирожков в структуре характера осужденного выделяет две подструктуры черт. К первой подструктуре относятся черты характера, аккумулирующие в себе основные особенности направленности личности, которые определяют систему отношений к окружающей действительности: отношения к другим людям, обществу, микросреде, преступлению и наказанию, трудовой и учебной деятельности и т.д. Вторую подструктуру составляют черты, в которых закрепились особенности

19

психических процессов и состояний: волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера19.

Рассматривая структуру характера осужденных, невозможно обойти стороной такое психическое образование, как темперамент, т.к. отечественные ученые рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как его динамическую сторону.

Так, Л.С. Выготский считал, что темперамент есть наличная предпосылка, и характер -конечный результат воспитательного процесса20. С.Л. Рубинштейн указывает, что темперамент образует основу свойств характера21.

В.М. Русалов и О.Н. Манолова утверждают, что в школе дифференциальной психологии и психофизиологии Теплова-Небылицына уже давно стало традицией выделять в индивидуальности человека два аспекта организации психических свойств. Первый охватывает «содержательные», социально обусловленные свойства индивидуальности, второй описывает «формально-динамические» свойства, непосредственно зависящие от биологической организации человека». В соответствии с этим В.М. Русалов и О.Н. Манолова утверждают, что в середине континуума индивидуальности находятся промежуточные свойства, которые мы условно называем «динамико-содержательными». Они являются не только продуктом воспитания, научения, общения и деятельности, но и испытывают влияние генетических, биологических факторов. Именно к этой подструктуре индивидуальности, имеющей двойственную детерминацию, и относится характер человека»22.

Естественно, характер неразрывно связан с содержательным компонентом индивидуальности, о чем шла речь выше. Однако было бы большим упущением ограничить его только содержательными свойствами субъекта, поскольку он испытывает сильное влияние и со стороны природной организации человека.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс

В результате проведенного исследования характерологических особенностей личности осужденных были обследованы 350 осужденных. Выборка была гомогенна по гендерному признаку - возраст респондентов-мужчин приходился на диапазон от 18 до 60 лет. Исследование проводилось на базе исправительных учреждений общего и строгого режимов двух регионов: Рязанской области и Республики Мордовия. Для сравнительного анализа нами также обследовалась группа правопослушных респондентов, в которую вошли студенты Академии ФСИН России и сотрудники УИС в количестве 150 человек. В исследовании использовались следующие психодиагностические методики: тест Р.Кеттела, «16-факторный личностный опросник» форма С, тест Леонгарда-Шмишека «Определение личностно-характерологических акцентуаций», тест М.Люшера «Метод цветового выбора» в адаптации Л.Н. Собчик (с расчетом психодинамических коэффициентов по методике Д.В. Сочивко), опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, опросник Баса-Дарки «Диагностика состояния агрессии», методика «Диагностика эмоциональной направленности личности» Б.И. Додонова.

Рассмотрев характерологические особенности личности осужденных, отличающие их от правопослушных граждан (уровень значимости полученных различий р < 0,01), мы представили полученные данные в соответствии со структурой характера, рассмотренной нами выше.

Формально-динамические особенности осужденных. Для осужденных характерны низкая активность в психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной деятельности, узкая сфера психомоторной деятельности, сниженный мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность, низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость, высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между задуманным моторным действием (также при выполнении умственной работы) и реальным результатом этого действия, ощущение беспокойства, при выполнении физической и умственной работы, высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение беспокойства в процессе социального взаимодействия, неуверенность, раздражительность в ситуации общения.

Черты характера осужденных, отражающие особенности направленности личности и определяющие систему отношений. В отношениях к другим, обществу, микросреде осужденным свойственны отсутствие (или слабая выраженность) эмпатии, холодность в межличностных отношениях, настороженность по отношению к людям, некоторая замкнутость, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе, эгоцентричность, низкая терпимость, конфликтность, агрессивность, способность к использованию физической силы против другого лица, склонность к критике окружающих, недоверчивость, скрытность. Осужденным не свойственно проявление альтруизма, сентиментальности, чуткости, сострадания.

В отношениях к преступлению, наказанию, закону, общественным нормам осужденным свойственны беспринципность, безответственность, отказ от признания внешней власти, ориентация на собственное мнение, а не на общественное, склонность к асоциальному поведению. Они не предпринимают усилий по выполнению групповых требований и норм. Им не свойственны такие черты характера, как принципиальность, самокритичность, честность, они редко испытывают чувство вины за содеянное, скорее, пытаются возложить вину на окружающих или сложившиеся обстоятельства.

В отношениях к деятельности (трудовой, образовательной) осужденным свойственны низкая активность, низкая вовлеченность в процесс деятельности, низкая заинтересованность к процессу деятельности, безответственность, избегание работы, нежелание узнавать что-то новое, получать знания.

Черты характера осужденных, отражающие особенности волевой сферы. В волевой сфере для осужденных характерны самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, более свойственен экстернальный локус контроля, в определенных ситуациях осужденные могут проявлять вспыльчивость и давать волю эмоциям.

Черты характера осужденных, отражающие особенности эмоциональной сферы. Осужденным свойственны такие эмоциональные качества характера, как эмоциональная нестабильность, возбудимость, напряженность, фрустрированность личности, мрачное мироощущение и пессимистическое отношение к будущему, склонность фиксироваться на теневых сторонах жизни; осужденным не свойственно проявлять экспрессивность в выражении эмоций.

Черты характера осужденных, отражающие особенности интеллектуальной сферы. В данной сфере для осужденных характерны серьезность, конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления,

недостаточный уровень общей вербальной культуры; осужденные склонны больше к аналитическому складу мыслительной деятельности, расчетливости, рассудительности.

Следует сказать, что изучение характерологических особенностей личности осужденных представляется весьма важным аспектом в процессе исправления и ресоциализации осужденных. Так, в практике функционирования пенитенциарных учреждений и в уголовно-исполнительном законодательстве РФ (ч. 1 ст. 9 УИК РФ) основным критерием исправления осужденных является система отношений осужденных к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития23, что непосредственно отражается в чертах характера, определяющих особенности направленности личности и системы отношений. Таким образом, результаты данного исследования могут быть использованы в разработке психокоррекционных программ и программ исправления и ресоциализации осужденных.

1 См.: Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

2 См.: Nisbett R., Ross L. Social cognition. N.Y., 1982.

3 См.: Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как субъективная и объективная реальность // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 5-15.

4 См.: Ратинов А.Р. Личность преступника как криминально-психологическая проблема // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. М., 1988. С. 11-121.

5 См. там же.

6 См.: Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977.

7 См.: Кудрявцев С.В. Изучение преступного насилия: социально-психологические аспекты // Психологический журнал, 1988. № 2. Т. 9. С. 55-62.

8 См.: Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.

9 См.: Нетик К., Вечерка К., Нойман Л. Об индивидуальности предупреждения насильственных преступлений несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. М., 1988. С. 178-180.

10 См.: Hitchcock R. Understanding physical abuse as a lifestyle // Individ. Psychol. 1987. № 1. P. 50-55.

11 См.: Myrphy K., Dekshina R. Impulse life, emotional reactivity, introversive and extroversive balance in criminals on Rorschach // Nimhans J. 1986. № 2. P. 121-124.

12 См.: Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973.

13 Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003. С. 236.

14 Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.

15 Деев В.Г. Изучение психологических особенностей осужденных содержащихся в ИТУ. Рязань, 1975. С. 4.

16 См.: Шнайдер Г.Й. Криминология. М., 1994.

17 См.: Андреев Н.А. Социология исполнения наказания. М., 2001.

18 См.: Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969. С. 118-119.

19 См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Указ. соч. С. 228.

20 См.: Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1998.

21 См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

22 Русалов В.М., Манолова О.Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности // Психологический журнал. 2005. № 3. С. 65-73.

23 Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

Н.А. Синькевич*, В.В. Иванов**

Оперативно-следственная ситуация как интегрирующий фактор взаимодействия оперативных подразделений и следствия

Стадия предварительного расследования уголовного дела является завершающим досудебным этапом уголовного процесса. Период существования данной стадии в специальной литературе определяется от возбуждения уголовного дела и до окончания предварительного расследования. Однако количество этапов на данной стадии ученые определяют по-разному. Например, по мнению

В.А. Рогожина, их может быть от двух до шести1.

* Начальник Новгородского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор.

** Доцент Новгородского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.