Научная статья на тему 'Методика исследования свойств индивидуальности человека: тест-опросник «Темперамент - характер»'

Методика исследования свойств индивидуальности человека: тест-опросник «Темперамент - характер» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2341
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ТЕМПЕРАМЕНТ / ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манолова Олеся Николаевна

В статье изложены характеристики методики исследования свойств индивидуальности человека в контексте анализа вариабельности характерологических особенностей, влияющих на девиантное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF RESEARCHING OF INDIVIDUAL HUMAN PROPERTIES: BATTERY TEST CHECKLIST «TEMPERAMENT - СHARACTER»

Аnnotation. The article describes the characteristics of the methods of investigation of the properties of human individuality, in the context of the analysis of variability of character traits that influence deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Методика исследования свойств индивидуальности человека: тест-опросник «Темперамент - характер»»

УДК 159.9.072.59

о н. Манолова МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ТЕСТ-ОПРОСНИК «ТЕМПЕРАМЕНТ - ХАРАКТЕР»1

Аннотация. В статье изложены характеристики методики исследования свойств индивидуальности человека в контексте анализа вариабельности характерологических особенностей, влияющих на девиантное поведение.

Ключевые слова: методика, психология, индивидуальность, девиантное поведение, акцентуации характера, темперамент, характер.

Olesya Manoiova THE METHODS OF RESEARCHING OF INDIVIDUAL

HUMAN PROPERTIES: BATTERY TEST CHECKLIST «TEMPERAMENT - CHARACTER»

Annotation. The article describes the characteristics of the methods of investigation of the properties of human individuality, in the context of the analysis of variability of character traits that influence deviant behavior.

Keywords: methodology, psychology, personality, deviant behavior, the accentuation of character, temperament, character.

Проблема корректного исследования относительно устойчивых индивидуальных характеристик взрослого человека (темпераментальные свойства, профиль характера) в настоящее время является актуальной проблемой и осуществляется не только в научных, но и, значительно чаще, в прикладных, диагностических целях, в частности, для оценки механизмов индивидуальных аспектов поведения человека, выявления акцентуаций, деакцентуаций характера, предпосылок девиантного поведения. Методики подобной направленности составляют неотъемлемую часть стартовой диагностики и экспресс-диагностики, позволяют осуществить сравнительный анализ по группам, прогноз. На основе выявленных закономерностей достоверно объективируются не только полярные, но и смешанные типы. Наряду с высокими стандартами валидности, надежности, достоверности, современная практика предъявляет высокие требования к компактности методик, т.е. необходимо сокращение объема стимульного материала до допустимых психометрических пределов без потерь в содержании и качестве.

Предлагаемая методика является модифицированным вариантом, объединяющим в себе сокращенные формы «Опросника формальных свойств индивидуальности - ОФДСИ-26-В» (В.М. Руса-лов) [2] и «Опросника черт характера» (В.М. Русалов, О.Н. Манолова) [3] для взрослых, валидизиро-ванных на репрезентативной выборке в норме, разработанных в русле теоретических принципов школы Теплова - Небылицына.

Измерительная процедура, осуществляемая настоящим тестом-опросником, позволяет проанализировать усредненные характеристики выборки, индивидуальный профиль характера субъекта, осуществить оценку динамики отдельной черты, исследовать согласованность черт в профиле характера, выделить акцентуации и деакцентуации черт индивидуального характера в масштабе выборки, провести сравнительные операции, осуществить достоверный прогноз темпераментальных составляющих черт характера взрослого человека в норме, исследовать его акмеологический ресурс. Впервые характер индивида рассматривается не «извне» - через призму ролей и отношений. Данная модель позволяет выделить те индивидуальные характеристики, развитие которых детерминировано

© Манолова О.Н., 2014

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06-00874.

«изнутри» биологически заданными свойствами, закрепление которых в специфических для индивида паттернах поведения - комплексе согласованных черт, позволяет индивиду актуализировать себя в социуме определенным образом.

Под влиянием средовых воздействий, содержания жизнедеятельности индивида, личностных накоплений, реального опыта темпераментальные свойства (выносливость, темп, пластичность, эмоциональная ранимость) получают дальнейшее развитие и проявляются в типичных, повторяющихся паттернах поведения, репертуаре стратегий и тактик индивида, специфике отношений, выборе ролевых предпочтений. Формируется новый уровень обобщенных индивидуально-психологических свойств - характер, как динамико-содержательная подструктура индивидуальности. Характер оформляется в качестве модулей поведения - черт характера. Каждая черта характера формируется на основе устойчивой комбинации формально-динамических свойств индивида, которые, в свою очередь, являясь радикалом черты, определяют ее качественное своеобразие [1; 2].

Согласно литературным данным, характер проявляется в бытии индивида, его поступках, поведении, общении, выражается в типичных для данного субъекта способах саморепрезентации, например, в системе отношений, в содержательной деятельности индивида, в планировании жизненной траектории. Он социально значим, является профессионально важным качеством, не отождествляется с личностью и структурой «Я», представлен совокупностью относительно устойчивых психических свойств субъекта, выступает как важнейший адаптивный механизм субъекта в социальной среде, определяет границы психического образа «Я» в различных ситуациях, рефлексируем индивидом, обладает мотивообразующей функцией, сопряжен с другими интраиндивидуальными подструктурами (темперамент, способности, интеллект и т.п.). Характер обладает определенной возрастной динамикой, состоит из уникального набора черт, каждая из которых представляет собой комплекс, организующий определенные устойчивые подсистемы психики и поведения, совокупность черт образует уникальный профиль (структуру) индивидуального характера. В характере выделяются формально-динамическая (темпераментальная) и содержательная детерминанты. Данное обобщение позволяет оценить характер как системную индивидуально-психологическую категорию, в которой находит свое отражение вся совокупность психических явлений.

В основе теоретической модели теста-опросника черт характера лежит специальная теория индивидуальности В.М. Русалова [3; 4] и теоретическая концепция К. Леонгарда [1], касающаяся типов акцентуированных личностей. Темперамент является ядром характера, его наиболее устойчивым компонентом, он выступает необходимым условием регуляции и адаптации человеческого поведения в нормальной ситуации, а также индивидуальным ресурсом мобилизации необходимых, сопряженных с темпераментом, черт характера.

В данном тесте-опроснике при составлении списка вопросов (пунктов) мы исходили из представления А. Англайтнера и Дж.С. Уиггинса о необходимости учета пяти важнейших условий при формулировке пунктов:

1) понимание (чтобы каждый пункт понимался сходу, с первого прочтения);

2) исключение двусмысленности (чтобы пункт не содержал в себе слов или их сочетаний, имеющих двойной смысл);

3) абстрактность (чтобы пункт характеризовался равным уровнем абстрактности);

4) нацеленность на личный опыт (чтобы пункт был направлен на личный опыт испытуемого);

5) оценка социальной желательности (чтобы пункт по возможности исключал ответ, соответствующий общепринятым социальным нормам, т.е. был относительно нейтральным).

В результате данный тест-опросник отвечает следующим требованиям:

1) каждая шкала включает в себя равное количество пунктов (2);

2) пункты имеют наибольший вес в исходных тестах (ОФДСИ и ОЧХ);

3) использована 4-балльная система ответов испытуемых;

4) каждая шкала имеет распределение, близкое к нормальному, что позволяет оценивать как крайнюю «положительную» выраженность той или иной черты (акцентуацию), так и крайнюю «негативную» выраженность данной черты характера (деакцентуацию);

5) границы акцентуации и деакцентуации различны для разных черт, поскольку средние значения и дисперсии черт варьируют в зависимости от черты и от особенностей изучаемой популяции (профессия, возраст и т.д.);

6) все шкалы имеют достаточно высокий показатель внутренней надежности. Коэффициент альфа Кронбаха для всех шкал не ниже 0,70;

7) стимульный материал теста-опросника ОФДСИ приведен к единой форме адресации;

8) тест-опросник содержит 46 вопросов, из них: 24 - шкалы темперамента, 20 - шкалы характера и 2 - контрольной шкалы;

9) методика основана на самоотчете испытуемых;

10) процедура диагностического исследования может осуществляться с помощью компьютера или распечатанного бланка.

Таким образом, представленный тест-опросник «Темперамент - характер» представляет собой надежный, валидный компактный диагностический инструмент с нормативными данными для измерения диапазона темпераментальных свойств и черт характера взрослого человека.

Бланк протокола

ТЕСТ-ОПРОСНИК «ТЕМПЕРАМЕНТ - ХАРАКТЕР»

ИНСТРУКЦИЯ

Поставьте значок (крестик или галочку) в той графе, которая наиболее правильно характеризует ваше поведение:

1 - полностью не согласен,

2 - скорее не согласен,

3 - согласен,

4 - полностью согласен.

Постарайтесь отвечать как можно быстрее, не задерживайтесь на одном вопросе. Хороших или плохих ответов нет.

1. Вы охотно выполняете физическую работу?

2. Глубокие переживания вызывают у Вас слезы?

3. Вы с удовольствием выполняете умственную работу?

4. Вам нравится бывать в больших компаниях?

5. Вам нравится мастерить вещи своими руками (заниматься рукоделием)?

6. Вы - замкнутый, немногословный человек?

7. Вам было бы легко готовиться к нескольким экзаменам одновременно?

8. Вы постоянно стремитесь быть в центре внимания?

9. Вам легко начать разговор с незнакомым человеком ?

10. Вы любите участвовать в спортивных играх, требующих быстрых движений?

11. Вы заражаете людей оптимизмом?

12. Вы быстро решаете арифметические задачи?

13. Вам трудно говорить быстро?

14. Вы легко забываете нанесенные Вам незначительные обиды?

15. Занимаясь ручным трудом, Вы раздражаетесь, когда работа не ладится?

16. Вы стремитесь всегда и во всем поддерживать порядок?

17. Вы сильно волнуетесь перед экзаменом?

18. Вы ранимый человек в общении с людьми?

19. Может ли Ваше радостное настроение резко смениться глубокой печалью?

20. Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

21. Вы готовы мстить по любому поводу?

22. Вам легко заниматься физическим трудом длительное время?

23. Вы способны быть долгое время веселым?

24. Вы предпочитаете задания, не связанные с большой умственной нагрузкой?

25. У Вас бывают беспричинные колебания настроения?

26. Вы предпочитаете постоянно находиться среди людей?

27. Вы боитесь спуститься в темный погреб, войти в пустую неосвещенную комнату?

28. Вы легко обучаетесь видам деятельности, связанным с физическим напряжением?

29. Вы легко можете к каждому человеку найти свой подход ?

30. Вы прекрасно чувствуете себя на сцене?

31. Вам не трудно было бы сдать два экзамена в один день?

32. Вы готовы ударить человека, если он Вас сильно оскорбит?

33. Вам нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений?

34. Вы - разговорчивый человек?

35. Вам легко заниматься организаторской деятельностью?

36. Вы способны быстро принимать решения, находясь в любой ситуации?

37. Могут ли трагические фильмы взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?

38. Вы сильно волнуетесь, когда Вам приходится выяснять отношения с людьми?

39. Вы тщательно следите за тем, чтобы в Вашем доме каждая вещь лежала своем месте?

40. Вы сильно переживаете, если сдаете экзамен хуже, чем ожидаете?

41. Когда Вас «задевают за больное», Вы можете ударить?

42. Вы боязливый человек?

43. Период хорошего настроения без причины может у Вас смениться апатией?

44. Вы сильно переживаете, если не можете выдержать необходимую физическую нагрузку?

45. Вы подвержены частым перепадам настроения - от радости до грусти?

46. Иногда Вы немного сплетничаете?

Таблица

Содержание шкал теста-опросника «Темперамент - характер»

№ п/п ШКАЛЫ ПУНКТЫ

ЭРМ Эргичность моторная 1,22

пм Пластичность моторная 5,28

см Скорость моторная 10,33

эм Эмоциональность моторная 15,44

ЭРИ Эргичность интеллектуальная 3,24*

пи Пластичность интеллектуальная 7,31

СИ Скорость интеллектуальная 12,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эи Эмоциональность интеллектуальная 17,40

ЭРК Эргичность коммуникативная 4,26

ПК Пластичность коммуникативная 9,29

ск Скорость коммуникативная 13*,34

эк Эмоциональность коммуникативная 18,38

гип Гипертимность 11,35

ЗАС Застревание 14*,21

эмо Эмотивность 2,37

ПЕД Педантичность 16,39

ТРЕ Тревожность 27,42

ЦИК Циклотимность 25,43

ДЕМ Демонстративность 8,30

ВОЗ Возбудимость 32,41

дис Дистимность 6,23*

экз Экзальтированность 19,45

кш Контрольная шкала 20*,46*

Примечание. Звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования (1=4) (2=3) (3=2) (4=1).

Библиографический список

1. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов н/Д, 1997.

2. Манолова О.Н. Темпераментальные основы характера: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. -24 с.

3. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): метод. пособие / В.М. Русалов. - М., 1997. - 86 с.

4. Русалов В.М. Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В) / В.М. Русалов [и др.]. - М., 2003. -100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.