УДК 159.9:343.847
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ,
НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА
Для цитирования
Михайлов, А. Н. Психологическое сопровождение осужденных женщин, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества / А. Н. Михайлов, Е. А. Щелкушкина // Прикладная юридическая психология. -2018. - № 2 (43). - С. 47-51.
Аннотация. В статье рассматривается проблема женской преступности, ее причины и влияние на общественные процессы. Приводится ведомственная статистика различных преступлений, совершаемых осужденными женщинами. Достаточно подробно раскрываются основные направления психологического сопровождения осужденных женщин, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, в поведенческой, эмоциональной и когнитивных сферах личности. Авторами подчеркивается в том числе противоречивый характер просоциальных личностных изменений осужденных, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы. С одной стороны, чем меньше наказание и слабее изоляция, тем больше шансов уберечь личность от негативного воздействия пенитенциарной среды и укрепить в ней позитивное начало. С другой стороны, многие
© Михайлов А. Н., Щелкушкина Е. А., 2018
А. Н. Михайлов, Е. А. Щелкушкина
осужденные, отбывающие наказания, не связанные с лишением свободы, не осознают самого факта наказания и совершают повторные преступления. Представленные особенности отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, с учетом психологических особенностей осужденных женщин и предложенные направления психологической коррекции можно использовать в практической деятельности для повышения исправительного воздействия на личность.
Ключевые слова: женская преступность, пенитенциарная система, психологическое сопровождение, уголовные наказания, не связанные с лишением свободы.
Уголовно-исполнительное законодательство и судебная практика развиваются в направлении расширения применения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Осуждение к наказаниям без изоляции от общества является более гуманным и оказывает более щадящее влияние на психику человека по сравнению с пребыванием в местах лишения свободы. Чем меньше наказание и слабее изоляция, тем больше шансов уберечь личность от разрушения и укрепить в ней позитивное начало [5]. Однако исполнение наказаний,
альтернативных лишению свободы, в отсутствии отлаженной системы воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными и контроля за их поведением порождает у них чувство безнаказанности за совершенное и ведет к снижению эффективности этого наказания. В связи с этим создание полноценной системы психолого-педагогического воздействия на осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, является одной из важнейших задач настоящего времени.
Указанные обстоятельства обусловили необходимость создания Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая применительно к психологической службе ставит следующие основные цели и задачи:обе-спечение ресоциализации осужденных, освоение ими основных социальных функций,оказание адресной (индивидуально-дифференцированной) помощи каждому осужденному, развитие психотерапевтического направления работы психолога, внедрение инновационных технологий, разработка базовых программ психологической коррекции личности осужденных и др.
На данный момент в рабочем арсенале психологов уголовно-исполнительной системы имеются психокор-рекционные программы для работы с различными категориями осужденных к лишению свободы, в том числе отбывающих наказание без изоляции от общества. Тем не менее следует отметить, что в настоящее время явно недостаточно специализированных психо-коррекционных программ психологического сопровождения осужденных женщин, отбывающих наказание без изоляции от общества, хотя женская
преступность выделена в отдельную категорию.
Женская преступность - один из показателей нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к общечеловеческим ценностям. Преступное поведение женщин оказывает отрицательное влияние на общество, его нравственно-психологическую атмосферу, вносит дезорганизацию в социальную жизнь, размывает семейные устои, причиняет вред нравственности, разрушает регулятивный потенциал нравственных средств в отношениях между людьми [2].
Преступность женщин представляет собой самостоятельный ее вид в силу своеобразия и специфики структуры совершаемых преступлений, влияния на общество, его нравственно-психологическую атмосферу, на другие составные части преступности, в первую очередь на преступность несовершеннолетних. Так, если мать пьянствует, совершает кражи и хищения, она не может должным образом воспитывать своего ребенка [1].
Преступления, совершаемые женщинами, часто отличаются хитроумностью и незаурядной выдумкой. При этом проявляется нестандартное мышление, ловкость, находчивость, артистизм, склонность к острым рискованным ситуациям,в которых женщины черпают глубокое эмоциональное удовлетворение.
Исследования НИИ ФСИН России свидетельствуют о том, что в Российской Федерации происходит рост тяжких и особо тяжких преступлений среди женщин. Из них примерно треть (35,3 %) осуждены за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 18,5 % - за убийство, 16,6 % -за кражи, 12,8 % - за умышленное при-
чинение тяжкого вреда здоровью, 7,5 % -за грабеж [4]. Численность осужденных женщин, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, за последние три года значительно не меняется и составляет 15-21 %.
Для эффективного профилактического воздействия на личность осужденной необходимо, с одной стороны, хорошо ориентироваться в особенностях личности женщин рассматриваемой категории, а с другой - уделять внимание при проведении индивидуальных профилактических мероприятий формированию у них правильного отношения к совершенному преступлению, уголовному наказанию, примененной к ним уголовно-правовой меры и ее условиям. Для этого важно в полном объеме учитывать психологическое своеобразие женщин, в том числе связанное с их физиологическими и биологическими особенностями [7].
С учетом психологических особенностей женщин в исправительных учреждениях наиболее востребованы следующие формы и методы психотерапевтической работы: педагогический аутотренинг, арт-терапия (включая сказкотерапию, театр-терапию и др.), «группы встреч», на которых обсуждается жизненный путь осужденной, анализируются истоки противоправного поведения, формируется установка на правопослушный образ жизни [5, с. 68-74].
Исходя из условий отбывания наказания, не связанных с изоляцией от общества, и психологических особенностей осужденных женщин пси-хокоррекционная работа может осуществляться по следующим направлениям [6]:
1) в сфере интеллектуального осознания (когнитивный аспект):
- осознать мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;
- осознать неконструктивный характер ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;
- осознать глубокие причины своих переживаний и способы реагирования, а также условия формирования своей системы отношений;
2) в эмоциональной сфере:
- получить эмоциональную поддержку от психолога, способствующую ослаблению защитных механизмов;
- научиться понимать и вербализовать свои чувства;
- испытывать более искренние чувства к самому себе;
- раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (часто скрытыми от самого себя);
- модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования;
3) в поведенческой сфере:
- научиться корректировать свои неадекватные реакции и овладеть новыми формами поведения;
- сформировать положительный Я-образ: овладеть навыками стрессо-устойчивости, стремиться к обучению, психологическому просвещению и повышению компетенции.
На сегодняшний день осуждение к наказаниям без изоляции от общества является более гуманным и оказывает более щадящее влияние на психику человека по сравнению с пребыванием в местах лишения свободы. Чем меньше наказание и слабее изоляция, тем больше шансов уберечь личность от негативного воздействия на нее пенитенциарной среды и укрепить в ней позитивное начало.
Однако достаточно часто осужденные женщины самостоятельно не мо-
гут справиться с рядом факторов (психологических, социальных, материальных), которые и не связаны с пребыванием в тюремной среде, но могут приводить к усугублению их психологического состояния, социального положения, потери ценностных ориента-ций, что может приводить к совершению повторного преступления.
На начальном этапе первичной постановки на учет в уголовно-исполнительных инспекциях для осужденных женщин характерен ряд психологических реакций: стеснение, опустошенность, боль, разочарование, апатия, стресс, депрессия, заторможенность.
В свою очередь, у осужденных женщин, состоявших ранее на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, характерны такие состояния, как беспечность, категоричность, негативизм. Стресс и депрессивные тенденции обычно тоже присутствуют в поведении, но они в большинстве случаев наиграны и направлены на получение различного рода льгот от окружающих.
Все это говорит о том, что именно при первом осуждении женщины наиболее открыты для исправительного воздействия и требуют особого внимания. В этот период наиболее продуктивно может пройти психологическое сопровождение, направленное на осознание истинных причин своего поведения. Чем раньше будут организованы психокоррекционные занятия с осужденными, тем более продуктивным будет последующее психокоррек-ционное воздействие.
Что касается неоднократно состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях осужденных, то следует отметить, что их социальные установки корректируются значительно сложнее. Они не нашли в себе силы
примириться со случившимся, утратили полезные социальные связи, закрылись от мира и «пустили свою жизнь на самотек», обвиняя при этом либо себя (аутоагрессия), либо весь окружающий мир, что бывает значительно чаще.
Программа сопровождения осужденных женщин должна быть построена в первую очередь на психологических методах воздействия на их моти-вационную и эмоционально-волевую сферу, а также формировать положительное отношение к себе как личности и к окружающему миру. Необходимо формирование ценностных ориента-ций и социальных установок и навыков правопослушного поведения, расширение кругозора. Следует уделить внимание осознанию осужденной своей социальной роли в обществе, способствовать укреплению института семьи, поддержки материнства.
При осуществлении психологического сопровождения осужденных женщин в условиях уголовно-исполнительной инспекции, в том числе при реализации психокоррекционных программ, возникает ряд трудностей:
- незначительное число мотивированных клиентов, а при внешней мотивации с трудом ее принимают;
- неготовность, а чаще неумение участников вербально излагать личные сведения, свои эмоциональные состояния, логично строить умозаключения;
- различный уровень социокультурного развития осужденных, степень криминальной зараженности;
- сложности при координировании групповой работы, так как осужденные заняты на работе, ухаживают за детьми и т. д.
Учет данных затруднений при осу-
ществлении психологического сопровождения осужденных женщин, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях,будет способствовать более эффективному процессу ресо-циализации.
Таким образом, на сегодняшний момент сопровождение женщин, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, является одним из приоритетных направлений реформирования уголовно-исполнительной системы. Это связано с ростом женской преступности, ее омоложением, увеличением числа насильственных преступлений, совершаемых женщинами, а также взятой политической тенденцией к уменьшению наказаний, связанных с лишением свободы. В связи с этим создание комплексного, целенаправленного исправительного воздействия на данную категорию осужденных будет способствовать повышению эффективности психологического сопровождения и ресоциализа-ции в целом.
Библиографический список
1. Абызова Е. Р. К вопросу о современном состоянии женской преступно-
сти // Вестник Барнаульского юридического института. 2006. № 10. С. 38.
2. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин // Российское право. М., 1992. 25 с.
3. Лаврентьева И. В., Савельева Т. И. Практикум по применению психотерапевтических методов в работе с осужденными : практикум. Рязань, 2013. 170 с.
4. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями : учеб.-метод. пособие. М., 2006. 221 с.
5. Ольховик Н. В. Ресоциализация осужденных без изоляции от общества и деятельность уголовно-исполнительных инспекций по предупреждению преступлений // Вестник Томского государственного университета. Сер. Право. 2013. № 1(7). С. 68-74.
6. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учеб. пособие. М., 2008. 295 с.
7. Стеничкин Г. А. Профилактика правонарушений среди осужденных женщин, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях: опыт теоретико-правового анализа практики // Современное право. 2009. № 11. С. 145-152.