13. Кузнецова А.С., Полянин Н.А. Медицинская психология в юридической деятельности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 111-112.
14. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.
15. Маланьин В.С. Специфика применения компетентностного подхода в профессиональной подготовке слушателей учебных центров ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 123-127.
16. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России) // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. С. 86-96.
17. Поздняков В.М. Направления совершенствования психологического обеспечения работы с сотрудниками ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. C. 8-17.
18. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоко-ленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.
19. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.
20. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.
21. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности — толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.
22. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности — толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.
23. Сочивко Д.В, Савельева Т.И. Предимплозив-ное «Я»—фокус эмпирических, теоретических и психотехнологических исследований в юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 45-55.
24. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.
25. Щелкушкина Е.А. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 118-119.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Н. Г. Соболев, В. Г. Рогач
Аннотация: в статье рассматривается проблема переживаний осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, и мероприятия по психологической коррекции негативных переживаний в местах лишения свободы.
Ключевые слова: переживание, тюремный стресс, пенитенциарная фрустрация, психологический конфликт, кризис личности, зрелость, психологический потенциал.
Summary: the article considers the problem of the experiences of prisoners serving long prison sentences, and activities for psychological correction of negative experiences in prison.
Keywords: experience, prison stress, penitentiary frustration, psychological conflict, crisis of personality, maturity, psychological potential.
Переход уголовной и уголовно-исполнительной политики России от парадигмы устрашения и наказания в работе с преступниками к превенции и профилактике преступности обусловил возникновение и развитие института длительных сроков лишения свободы [10, с. 17]. В связи с осуществляемыми изменениями в правовой сфере на практике наблюдается устойчивый рост количества особо тяжких преступлений, оказывающих прямое влияние на увеличение числа осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы. Анализ состояния и прогноз динамики преступности в стране позволяет утверждать, что количество исправительных учреждений для осужденных к длительной социальной изоляции будет только увеличиваться [4, с. 1, 2]. С учетом высокой степени общественной опасности данной категории осужденных и в целях обеспечения безопасности в исправительных учреждениях актуальность разработки научного сопровождения осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, не вызывает сомнений.
Анализ публикаций по изучаемой теме позволяет отметить недостаточную освещенность в зарубежной и отечественной научной литературе вопросов, касающихся разработки как теоретических оснований, так и научно-методической базы к психологической коррекции данной категории осужденных [15, с. 1]. Кроме этого, обращает на себя внимание тот факт, что большинство авторов оперируют лишь логическими и теоретическими доводами. При этом конкретные эмпирические результаты исследований фактически отсутствуют.
Несмотря на снижение общей численности осужденных, в последнее годы [3, с. 2-4] отмечается тенденция к росту в местах лишения свободы удельного веса лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также осужденных-рецидивистов, приговоренных к длительным срокам лишения свободы. Эти процессы, в свою очередь, способствуют изменению сознания и социально-психологических особенностей среды лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях.
Основными целями уголовного наказания, связанного с лишением свободы, сегодня являются не только изоляция от общества особо опасных преступников, но и изменение их личности, обеспечивающее готовность вести социально приемлемый образ жизни. Однако, как показывает анализ исследований, посвященных пенитенциарной практике, воздействие среды мест лишения свободы и изоляции от общества нередко приводят к весьма существенным личностным изменениям негативного характера, тем более если оно осуществлялось длительное время [12, с. 121].
В связи с изложенным одним из приоритетных направлений в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) рассматривается «минимизация негативных последствий лишения человека свободы» [11, с. 16]. Еще одно важное направление реформирования — «совершенствование форм и методов исправительного воздействия и повышение эффективности использования психолого-педагогических методов работы с различными категориями осужденных к лишению свободы» [1, с. 157].
Одной из главных задач, поставленных пред сотрудниками УИС, выступает ресоциализации осужденных, которая требует комплексного анализа психических особенностей их личности.
В современной психологической науке существует множество качественно отличных теорий, объясняющих формирование и развитие психики человека. В качестве основного явления психики, осуществляющего реальные кардинальные изменения сознания и соответственно — регуляцию поведения человека, представители субъектно-личностного подхода (Ф.В. Басин, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев и др.) рассматривают переживание. В связи с этим значимость феномена переживания при обосновании предположений о возможной динамике детерминации, психологических закономерностях прогнозирования изменения поведения субъекта в период отбывания наказания не вызывает сомнений. При этом проблема исследования переживаний осужденных к лишению свободы на длительный срок фактически не изучена в рамках современной отечественной научной парадигмы.
В арсенале методов психологов исправительных учреждений недостаточно полно представлен инструментарий, позволяющий диагностировать особенности переживаний осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, нет и научно обоснованных программ и методик коррекции переживаний.
Представляется, что одним из наиболее объективных, методологически обоснованных и инструментально соотнесенных при комплексном подходе к социализации и ресоциализации осужден-
ных является использование концепции переживания Ф.Е. Василюка. В рамках теоретических положений, разработанных в данной концепции, феномен переживания включает в себя гедонистическую, реалистическую, ценностную и творческую модальности [2, с. 36-58].
Помимо структурных компонентов, в рамках данной концепции феномен переживания может иметь конструктивную и деструктивную контекстную направленность. Так, под конструктивной направленностью понимается психологическая коррекция переживаний с положительным знаком в соответствии с обращением и принятием осужденными тенденции к сближению с объектом своих просоциальных побуждений, сопровождаемых положительными чувствами и эмоциями. Следовательно, негативные переживания могут свидетельствовать о том, что субъект не видит путей и возможностей реализации своих целей.
Таким образом, можно предположить, что работа переживаний направлена на уменьшение энтропии между сознанием и бытием и, следовательно, способствует личностной зрелости субъекта. При этом повышается общая осмысленность жизненного пути индивида, предполагающая возможность оперирования большим, по сравнению с предыдущим опытом, количеством способов достижения «жизненных необхо-димостей» [2, с. 25].
На основе анализа материалов, полученных при проведении фокус-групп и анкетирования, были проранжирова-ны наиболее часто встречающиеся типы переживаний осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, и утверждения относительно факторных опосредующих (табл. 1).
Таблица 1
Наиболее типичные виды переживаний осужденных, факторы, их опосредующие и порождаемые данными переживаниями психические состояния
№ п/п Тип переживания Негативные факторы ИУ, опосредующие переживания Психические состояния, вызванные негативными переживаниями
1 Гедонистические Различные виды деприваций мест лишения свободы, ограниченность предметного мира Затяжной тюремный стресс
2 Реалистические Невозможность реализации деятельности в условиях изоляции Пенитенциарная фрустрация
3 Ценностные Асоциальные ценности тюремной среды, ограничение связей с родственниками Психологический конфликт
4 Творческие Внешняя регламентация жизни осужденных, ограничивающая проявление личностной активности Кризис личности
Анализируя материалы, представленные в таблице 1, можно предположить, что основным фактором, опосредующим формирование у осужденных совокупности негативных гедонистических переживаний, является наличие в исправительных учреждениях объективных условий, проявляющихся, например, в виде затяжного тюремного стресса.
Переживания невозможности продолжения полноценной деятельности в связи с социальной изоляцией от общества порождают негативные психические состояния осужденных, отбывающих длительные сроки наказания, выраженные в виде пенитенциарной фрустрации [14, с. 63]. Полученные нами данные согласуются с исследованием, проведенным А.В. Наприсом, согласно которому данное состояние формирует ложные представления осужденных относительно непреодолимости трудностей мест лишения свободы, что определяет доминирование в эмоциональном фоне осужденных таких чувств и эмоций, как тоска и тревога, безнадежность
и обреченность, апатия и агрессия и др. [9, с. 13]. Происходит разрушение планов личности как дальней, так и средней перспективы. В результате осужденные, испытывающие данное состояние, вырабатывают неадекватные стратегии поведения в виде деструктивной активности (самоизоляция, конфликтность, проявления аутоагрессии и т. д.), социальной пассивности и бездеятельности (синдром «выученной беспомощности»).
Анализ эмпирических данных, представленных в таблице 1, позволяет отметить, что, помимо переживания факта социальной изоляции, негативные переживания осужденных центрируются, главным образом, вокруг совершенного ими преступления как определенной черты, разделяющей их жизнь на «до» и «после». Интенсивнее всего ими переживаются воспоминаниями о прошлом: жизни на свободе, семье, доме, совершенном преступлении. Установлено, что специфика тюремной среды вынуждает осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, руко-
водствоваться в поведении принятыми в ней асоциальными ценностями [5, с. 1 23, 1 24]. Следовательно, на несоответствие асоциальных ценностей тюремной субкультуры ранее сформированным у субъекта просоциальным ценностям могут указывать описанные в работах отечественных пенитенциарных психологов внутриличностные психологические конфликты у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы [13, с. 21].
Описанное выше переживание характеризуется рассогласованностью сознания, наличием большого количества противоречий в Я-концепции осужденных [8, с. 51-61]. Рассматривая психологические особенности осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, в зависимости от характера совершенного преступления (насильственное или корыстное), следует отметить, что у осужденных, совершивших насильственные преступления, наблюдается качественное отличие (р<0,05) от корыстных преступников в качественной структуре Я-образа в виде разрушения самоидентификации. Таким образом, выявленные качественные изменения структуры Я-образа могут приводить к возникновению социального отчуждения и изоляции. Данный феномен усугубляется потерей социально полезных навыков и родственных связей [7, с. 63].
Итак, процесс замещения у осужденных просоциальных ценностей криминальными опосредован, с одной стороны, спецификой тюремной среды, а с другой — временной протяженностью нахождения индивида в условиях социальной изоляции. Анализ результатов фокус-групп, проведенных с сотруд-
никами, непосредственно взаимодействующими с осужденными, отбывающими длительные сроки лишения свободы, позволяет отметить, что большинство респондентов (76 %) считают, что «участь большинства осужденных — регресс личности», опосредованный разрушением «человеческого» в преступнике и различными психическими нарушениями и патологиями. Таким образом, в период длительного лишения свободы осужденный теряет большинство своих не только социально одобряемых (трудолюбие, взаимовыручка и т. п.), но и базовых человеческих качеств (чувство долга, любовь, жертвенность и др.), основным мотивом поведения становится личная выгода, что выражено в масштабном кризисе личности.
Анализ результатов экспертного опроса, проведенного с пенитенциарными психологами, свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствует необходимый методический инструментарий, апробированный в УИС и позволяющий управлять процессом переживания осужденных. Значит, актуализируется потребность в стимулировании, организации и направлении конструктивных переживаний, а также в обеспечении для их реализации условий.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволили обосновать и разработать комплекс психокор-рекционных мероприятий, направленных не только на устранение выявленных негативных переживаний, но и на смещение вектора с гедонистических переживаний на ценностные и творческие. Представляется, что в психологическую коррекцию переживаний осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы на длительный срок,
Таблица 2
Комплекс мероприятий, направленных на устранение негативных переживаний у осужденных к длительным срокам лишения свободы
№ п/п Негативные переживания Мероприятия, реализуемые пенитенциарным психологом в исправительном учреждении при работе с осужденными
1 Тюремный стресс Обучение приемам релаксации и контроля своего эмоционального состояния
2 Пенитенциарная фрустрация Анализ условий мест лишения свободы на предмет их трудности и возможности реализации в них потребностей
3 Психологический конфликт Осознание причин и последствий преступления, целей наказания, жизненных целей, путей их достижения
4 Кризис личности Обучение приемам планирования на среднюю и дальнюю перспективу, формирование мотивации на занятие активной жизненной позиции и преодоление трудностей
целесообразно включить следующие пути.
1. Психокоррекция негативных переживаний. Работа с негативными переживаниями у осужденных осуществляется путем формирования внутреннего потенциала личности, формирования и развитие способностей, необходимых для преодоления экстремальных условий мест лишения свободы. В рамках данного направления предусмотрена реализация следующего комплекса мероприятий, представленного в таблице 2.
2. Изменение вектора переживаний с гедонистических на ценностные и творческие, опосредующих достижение социальной зрелости личности осужденных. Так, осужденному, отбывающему наказание в виде длительного лишения свободы, необходимо осознать, что для целостного развития личности и гармоничного существования в социуме недостаточно стремиться лишь к эгоистичным целям, приносящим удовольствие. При принятии решений субъекту необходимо также руководствоваться целями, направленными на будущее, об-
щее благо, эмоциональное благополучие других людей. Доказано, что только в этом случае личность развивается, обретает зрелость и будет востребована обществом. Главенствующими при определении стратегии поведения в трудной ситуации должны быть высшие человеческие ценности: «Для человека, проникнутого высшей духовной ценностью, проблема выбора перестает быть животрепещущей» [2, с. 23]. В большей степени высшим чувствам и ценностям соответствуют творческие и ценностные переживания осужденных (рис. 1).
Представляется, что переориентация осужденного на творческие и ценностные переживания и наделение им смыслом своего существования в местах лишения свободы будет способствовать расширению границ его потенциальных адаптационных возможностей.
Смещение вектора с гедонистических переживаний на ценностные и творческие опосредует достижение личностью социальной зрелости и может выступать в качестве потенциала самодетерминации и дальнейшего развития
Гедонистические Реалистические Ценностные Творческие
Рис. 1. Структура переживаний осужденных в соответствии с ценностной направленностью личности
[6, с. 4]. Таким образом, организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на диагностику и коррекцию переживаний у осужденных к длительным срокам лишения свободы, надо рассматривать в качестве инструментов, с помощью которых субъект будет способен преодолеть трудные жизненные ситуации, возникающие в процессе длительной социальной изоляции.
Литература
1. Решение коллегии Федеральной службы исполнения наказаний об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы за 2008 год и задачах на 2009 год: объявлено приказом ФСИН России от 16 апреля 2009 г. № 168.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1988.
3. Информационно-аналитический сборник ФСИН России за 2012 год.
4. Каданева Е.А. Лишение свободы как уголовно-правовой институт и перспективы его развития: ав-тореф. ... дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2012.
5. КазакБ.Б., Ушатиков А.И. Организационные и психологические основы исправления и ресоциали-зации осужденных. Псков, 2007.
6. Леонтьев ДА. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.
7. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. Сергиев Посад, 2010.
8. Мухина В.С,Хвостов А.А. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. 2002. № 3. С. 51-61.
9. Наприс А.В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: авто-реф. ... дис. канд. психол. наук. Рязань, 1997.
10. Ничуговская О.Н. Система наказаний в современном российском уголовном законодательстве: проблемы и перспективы развития: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 2012.
11. Реймер А.А. Актуальные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы // Современное состояние уголовно-исполнительной системы. Ч. 2. Псков, 2009.
12. Сочивко Д.В., Полянин Н.А, Голышева Ю.А. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 60-75.
13. Сочивко Д.В, Савенко Т.Н. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.
14. Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенностью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 59-68.
15. Штефан Е.Ф. Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках наказания: автореф. ... дис. канд. психол. наук. Рязань, 2008.