Научная статья на тему 'Особенности переживаний у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их психологическая коррекция'

Особенности переживаний у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их психологическая коррекция Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1156
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ / EXPERIENCE / ТЮРЕМНЫЙ СТРЕСС / PRISON STRESS / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ФРУСТРАЦИЯ / PENITENTIARY FRUSTRATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / PSYCHOLOGICAL CONFLICT / КРИЗИС ЛИЧНОСТИ / CRISIS OF PERSONALITY / ЗРЕЛОСТЬ / MATURITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PSYCHOLOGICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соболев Николай Гургенович, Рогач Владимир Геннадьевич

В статье рассматривается проблема переживаний осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, и мероприятия по психологической коррекции негативных переживаний в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соболев Николай Гургенович, Рогач Владимир Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of the experiences of prisoners serving long prison sentences, and activities for psychological correction of negative experiences in prison.

Текст научной работы на тему «Особенности переживаний у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их психологическая коррекция»

13. Кузнецова А.С., Полянин Н.А. Медицинская психология в юридической деятельности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 111-112.

14. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.

15. Маланьин В.С. Специфика применения компетентностного подхода в профессиональной подготовке слушателей учебных центров ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 123-127.

16. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России) // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. С. 86-96.

17. Поздняков В.М. Направления совершенствования психологического обеспечения работы с сотрудниками ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. C. 8-17.

18. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоко-ленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.

19. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

20. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.

21. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности — толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.

22. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности — толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.

23. Сочивко Д.В, Савельева Т.И. Предимплозив-ное «Я»—фокус эмпирических, теоретических и психотехнологических исследований в юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 45-55.

24. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.

25. Щелкушкина Е.А. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 118-119.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Н. Г. Соболев, В. Г. Рогач

Аннотация: в статье рассматривается проблема переживаний осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, и мероприятия по психологической коррекции негативных переживаний в местах лишения свободы.

Ключевые слова: переживание, тюремный стресс, пенитенциарная фрустрация, психологический конфликт, кризис личности, зрелость, психологический потенциал.

Summary: the article considers the problem of the experiences of prisoners serving long prison sentences, and activities for psychological correction of negative experiences in prison.

Keywords: experience, prison stress, penitentiary frustration, psychological conflict, crisis of personality, maturity, psychological potential.

Переход уголовной и уголовно-исполнительной политики России от парадигмы устрашения и наказания в работе с преступниками к превенции и профилактике преступности обусловил возникновение и развитие института длительных сроков лишения свободы [10, с. 17]. В связи с осуществляемыми изменениями в правовой сфере на практике наблюдается устойчивый рост количества особо тяжких преступлений, оказывающих прямое влияние на увеличение числа осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы. Анализ состояния и прогноз динамики преступности в стране позволяет утверждать, что количество исправительных учреждений для осужденных к длительной социальной изоляции будет только увеличиваться [4, с. 1, 2]. С учетом высокой степени общественной опасности данной категории осужденных и в целях обеспечения безопасности в исправительных учреждениях актуальность разработки научного сопровождения осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, не вызывает сомнений.

Анализ публикаций по изучаемой теме позволяет отметить недостаточную освещенность в зарубежной и отечественной научной литературе вопросов, касающихся разработки как теоретических оснований, так и научно-методической базы к психологической коррекции данной категории осужденных [15, с. 1]. Кроме этого, обращает на себя внимание тот факт, что большинство авторов оперируют лишь логическими и теоретическими доводами. При этом конкретные эмпирические результаты исследований фактически отсутствуют.

Несмотря на снижение общей численности осужденных, в последнее годы [3, с. 2-4] отмечается тенденция к росту в местах лишения свободы удельного веса лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также осужденных-рецидивистов, приговоренных к длительным срокам лишения свободы. Эти процессы, в свою очередь, способствуют изменению сознания и социально-психологических особенностей среды лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях.

Основными целями уголовного наказания, связанного с лишением свободы, сегодня являются не только изоляция от общества особо опасных преступников, но и изменение их личности, обеспечивающее готовность вести социально приемлемый образ жизни. Однако, как показывает анализ исследований, посвященных пенитенциарной практике, воздействие среды мест лишения свободы и изоляции от общества нередко приводят к весьма существенным личностным изменениям негативного характера, тем более если оно осуществлялось длительное время [12, с. 121].

В связи с изложенным одним из приоритетных направлений в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) рассматривается «минимизация негативных последствий лишения человека свободы» [11, с. 16]. Еще одно важное направление реформирования — «совершенствование форм и методов исправительного воздействия и повышение эффективности использования психолого-педагогических методов работы с различными категориями осужденных к лишению свободы» [1, с. 157].

Одной из главных задач, поставленных пред сотрудниками УИС, выступает ресоциализации осужденных, которая требует комплексного анализа психических особенностей их личности.

В современной психологической науке существует множество качественно отличных теорий, объясняющих формирование и развитие психики человека. В качестве основного явления психики, осуществляющего реальные кардинальные изменения сознания и соответственно — регуляцию поведения человека, представители субъектно-личностного подхода (Ф.В. Басин, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев и др.) рассматривают переживание. В связи с этим значимость феномена переживания при обосновании предположений о возможной динамике детерминации, психологических закономерностях прогнозирования изменения поведения субъекта в период отбывания наказания не вызывает сомнений. При этом проблема исследования переживаний осужденных к лишению свободы на длительный срок фактически не изучена в рамках современной отечественной научной парадигмы.

В арсенале методов психологов исправительных учреждений недостаточно полно представлен инструментарий, позволяющий диагностировать особенности переживаний осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, нет и научно обоснованных программ и методик коррекции переживаний.

Представляется, что одним из наиболее объективных, методологически обоснованных и инструментально соотнесенных при комплексном подходе к социализации и ресоциализации осужден-

ных является использование концепции переживания Ф.Е. Василюка. В рамках теоретических положений, разработанных в данной концепции, феномен переживания включает в себя гедонистическую, реалистическую, ценностную и творческую модальности [2, с. 36-58].

Помимо структурных компонентов, в рамках данной концепции феномен переживания может иметь конструктивную и деструктивную контекстную направленность. Так, под конструктивной направленностью понимается психологическая коррекция переживаний с положительным знаком в соответствии с обращением и принятием осужденными тенденции к сближению с объектом своих просоциальных побуждений, сопровождаемых положительными чувствами и эмоциями. Следовательно, негативные переживания могут свидетельствовать о том, что субъект не видит путей и возможностей реализации своих целей.

Таким образом, можно предположить, что работа переживаний направлена на уменьшение энтропии между сознанием и бытием и, следовательно, способствует личностной зрелости субъекта. При этом повышается общая осмысленность жизненного пути индивида, предполагающая возможность оперирования большим, по сравнению с предыдущим опытом, количеством способов достижения «жизненных необхо-димостей» [2, с. 25].

На основе анализа материалов, полученных при проведении фокус-групп и анкетирования, были проранжирова-ны наиболее часто встречающиеся типы переживаний осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, и утверждения относительно факторных опосредующих (табл. 1).

Таблица 1

Наиболее типичные виды переживаний осужденных, факторы, их опосредующие и порождаемые данными переживаниями психические состояния

№ п/п Тип переживания Негативные факторы ИУ, опосредующие переживания Психические состояния, вызванные негативными переживаниями

1 Гедонистические Различные виды деприваций мест лишения свободы, ограниченность предметного мира Затяжной тюремный стресс

2 Реалистические Невозможность реализации деятельности в условиях изоляции Пенитенциарная фрустрация

3 Ценностные Асоциальные ценности тюремной среды, ограничение связей с родственниками Психологический конфликт

4 Творческие Внешняя регламентация жизни осужденных, ограничивающая проявление личностной активности Кризис личности

Анализируя материалы, представленные в таблице 1, можно предположить, что основным фактором, опосредующим формирование у осужденных совокупности негативных гедонистических переживаний, является наличие в исправительных учреждениях объективных условий, проявляющихся, например, в виде затяжного тюремного стресса.

Переживания невозможности продолжения полноценной деятельности в связи с социальной изоляцией от общества порождают негативные психические состояния осужденных, отбывающих длительные сроки наказания, выраженные в виде пенитенциарной фрустрации [14, с. 63]. Полученные нами данные согласуются с исследованием, проведенным А.В. Наприсом, согласно которому данное состояние формирует ложные представления осужденных относительно непреодолимости трудностей мест лишения свободы, что определяет доминирование в эмоциональном фоне осужденных таких чувств и эмоций, как тоска и тревога, безнадежность

и обреченность, апатия и агрессия и др. [9, с. 13]. Происходит разрушение планов личности как дальней, так и средней перспективы. В результате осужденные, испытывающие данное состояние, вырабатывают неадекватные стратегии поведения в виде деструктивной активности (самоизоляция, конфликтность, проявления аутоагрессии и т. д.), социальной пассивности и бездеятельности (синдром «выученной беспомощности»).

Анализ эмпирических данных, представленных в таблице 1, позволяет отметить, что, помимо переживания факта социальной изоляции, негативные переживания осужденных центрируются, главным образом, вокруг совершенного ими преступления как определенной черты, разделяющей их жизнь на «до» и «после». Интенсивнее всего ими переживаются воспоминаниями о прошлом: жизни на свободе, семье, доме, совершенном преступлении. Установлено, что специфика тюремной среды вынуждает осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, руко-

водствоваться в поведении принятыми в ней асоциальными ценностями [5, с. 1 23, 1 24]. Следовательно, на несоответствие асоциальных ценностей тюремной субкультуры ранее сформированным у субъекта просоциальным ценностям могут указывать описанные в работах отечественных пенитенциарных психологов внутриличностные психологические конфликты у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы [13, с. 21].

Описанное выше переживание характеризуется рассогласованностью сознания, наличием большого количества противоречий в Я-концепции осужденных [8, с. 51-61]. Рассматривая психологические особенности осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, в зависимости от характера совершенного преступления (насильственное или корыстное), следует отметить, что у осужденных, совершивших насильственные преступления, наблюдается качественное отличие (р<0,05) от корыстных преступников в качественной структуре Я-образа в виде разрушения самоидентификации. Таким образом, выявленные качественные изменения структуры Я-образа могут приводить к возникновению социального отчуждения и изоляции. Данный феномен усугубляется потерей социально полезных навыков и родственных связей [7, с. 63].

Итак, процесс замещения у осужденных просоциальных ценностей криминальными опосредован, с одной стороны, спецификой тюремной среды, а с другой — временной протяженностью нахождения индивида в условиях социальной изоляции. Анализ результатов фокус-групп, проведенных с сотруд-

никами, непосредственно взаимодействующими с осужденными, отбывающими длительные сроки лишения свободы, позволяет отметить, что большинство респондентов (76 %) считают, что «участь большинства осужденных — регресс личности», опосредованный разрушением «человеческого» в преступнике и различными психическими нарушениями и патологиями. Таким образом, в период длительного лишения свободы осужденный теряет большинство своих не только социально одобряемых (трудолюбие, взаимовыручка и т. п.), но и базовых человеческих качеств (чувство долга, любовь, жертвенность и др.), основным мотивом поведения становится личная выгода, что выражено в масштабном кризисе личности.

Анализ результатов экспертного опроса, проведенного с пенитенциарными психологами, свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствует необходимый методический инструментарий, апробированный в УИС и позволяющий управлять процессом переживания осужденных. Значит, актуализируется потребность в стимулировании, организации и направлении конструктивных переживаний, а также в обеспечении для их реализации условий.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволили обосновать и разработать комплекс психокор-рекционных мероприятий, направленных не только на устранение выявленных негативных переживаний, но и на смещение вектора с гедонистических переживаний на ценностные и творческие. Представляется, что в психологическую коррекцию переживаний осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы на длительный срок,

Таблица 2

Комплекс мероприятий, направленных на устранение негативных переживаний у осужденных к длительным срокам лишения свободы

№ п/п Негативные переживания Мероприятия, реализуемые пенитенциарным психологом в исправительном учреждении при работе с осужденными

1 Тюремный стресс Обучение приемам релаксации и контроля своего эмоционального состояния

2 Пенитенциарная фрустрация Анализ условий мест лишения свободы на предмет их трудности и возможности реализации в них потребностей

3 Психологический конфликт Осознание причин и последствий преступления, целей наказания, жизненных целей, путей их достижения

4 Кризис личности Обучение приемам планирования на среднюю и дальнюю перспективу, формирование мотивации на занятие активной жизненной позиции и преодоление трудностей

целесообразно включить следующие пути.

1. Психокоррекция негативных переживаний. Работа с негативными переживаниями у осужденных осуществляется путем формирования внутреннего потенциала личности, формирования и развитие способностей, необходимых для преодоления экстремальных условий мест лишения свободы. В рамках данного направления предусмотрена реализация следующего комплекса мероприятий, представленного в таблице 2.

2. Изменение вектора переживаний с гедонистических на ценностные и творческие, опосредующих достижение социальной зрелости личности осужденных. Так, осужденному, отбывающему наказание в виде длительного лишения свободы, необходимо осознать, что для целостного развития личности и гармоничного существования в социуме недостаточно стремиться лишь к эгоистичным целям, приносящим удовольствие. При принятии решений субъекту необходимо также руководствоваться целями, направленными на будущее, об-

щее благо, эмоциональное благополучие других людей. Доказано, что только в этом случае личность развивается, обретает зрелость и будет востребована обществом. Главенствующими при определении стратегии поведения в трудной ситуации должны быть высшие человеческие ценности: «Для человека, проникнутого высшей духовной ценностью, проблема выбора перестает быть животрепещущей» [2, с. 23]. В большей степени высшим чувствам и ценностям соответствуют творческие и ценностные переживания осужденных (рис. 1).

Представляется, что переориентация осужденного на творческие и ценностные переживания и наделение им смыслом своего существования в местах лишения свободы будет способствовать расширению границ его потенциальных адаптационных возможностей.

Смещение вектора с гедонистических переживаний на ценностные и творческие опосредует достижение личностью социальной зрелости и может выступать в качестве потенциала самодетерминации и дальнейшего развития

Гедонистические Реалистические Ценностные Творческие

Рис. 1. Структура переживаний осужденных в соответствии с ценностной направленностью личности

[6, с. 4]. Таким образом, организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на диагностику и коррекцию переживаний у осужденных к длительным срокам лишения свободы, надо рассматривать в качестве инструментов, с помощью которых субъект будет способен преодолеть трудные жизненные ситуации, возникающие в процессе длительной социальной изоляции.

Литература

1. Решение коллегии Федеральной службы исполнения наказаний об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы за 2008 год и задачах на 2009 год: объявлено приказом ФСИН России от 16 апреля 2009 г. № 168.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1988.

3. Информационно-аналитический сборник ФСИН России за 2012 год.

4. Каданева Е.А. Лишение свободы как уголовно-правовой институт и перспективы его развития: ав-тореф. ... дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2012.

5. КазакБ.Б., Ушатиков А.И. Организационные и психологические основы исправления и ресоциали-зации осужденных. Псков, 2007.

6. Леонтьев ДА. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.

7. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. Сергиев Посад, 2010.

8. Мухина В.С,Хвостов А.А. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. 2002. № 3. С. 51-61.

9. Наприс А.В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: авто-реф. ... дис. канд. психол. наук. Рязань, 1997.

10. Ничуговская О.Н. Система наказаний в современном российском уголовном законодательстве: проблемы и перспективы развития: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 2012.

11. Реймер А.А. Актуальные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы // Современное состояние уголовно-исполнительной системы. Ч. 2. Псков, 2009.

12. Сочивко Д.В., Полянин Н.А, Голышева Ю.А. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 60-75.

13. Сочивко Д.В, Савенко Т.Н. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.

14. Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенностью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 59-68.

15. Штефан Е.Ф. Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках наказания: автореф. ... дис. канд. психол. наук. Рязань, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.