Научная статья на тему 'Исследование эффективности психокоррекции смысловых установок личности осужденных в местах лишения свободы'

Исследование эффективности психокоррекции смысловых установок личности осужденных в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
528
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / SOCIAL ISOLATION / ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО / THE PERSON CONDEMNED / СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ / SEMANTIC INSTALLATIONS / КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО МИРА / A PATTERN OF THE VITAL WORLD / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / PSYCHOLOGIC CORRECTION / ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / THE PROGRAM OF STUDYING OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Писарев Олег Михайлович

В статье на основе проведенного эмпирического исследования освещаются результаты психокоррекционных мероприятий, направленных на изменение смысловых установок личности осужденных в процессе отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Подчеркивается необходимость глубокого изучения фактов, механизмов и закономерностей функционирования личности в условиях социальной изоляции, учета психических состояний осужденных в процессе психокоррекционной и психотерапевтической работы в пенитенциарный период. Дается оценка эффективности проведенной психологической работы по результатам использования разработанной психокоррекционной программы, направленной на изменения в смысловых установках впервые и неоднократно судимых. Констатируется необходимость дальнейшего изучения смысловых образований осужденных в условиях социальной изоляции.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article, on the basis of the conducted empirical research, results of the psychocorrectional actions directed on change of semantic installations of the person condemned in the course of serving of criminal punishment in the form of imprisonment are shined. Necessity of penetrating studying of the facts, mechanisms and laws of functioning of the person in the conditions of social isolation, the account of mental states of the condemned in the course of psychocorrectional and psychotherapeutic work in the penitentiary season is emphasised. The assessment of efficacy of the made psychologic work by results of use of the developed psychocorrectional program directed on changes in semantic installations for the first time and repeatedly of offenders is yielded. Necessity of the further studying of semantic formations condemned in the conditions of social isolation is ascertained.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности психокоррекции смысловых установок личности осужденных в местах лишения свободы»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация: в статье на основе проведенного эмпирического исследования освещаются результаты психокор-рекционных мероприятий, направленных на изменение смысловых установок личности осужденных в процессе отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Подчеркивается необходимость глубокого изучения фактов, механизмов и закономерностей функционирования личности в условиях социальной изоляции, учета психических состояний осужденных в процессе пси-хокоррекционной и психотерапевтической работы в пенитенциарный период. Дается оценка эффективности проведенной психологической работы по результатам использования разработанной психокоррекционной программы, направленной на изменения в смысловых установках впервые и неоднократно судимых. Констатируется необходимость дальнейшего изучения смысловых образований осужденных в условиях социальной изоляции.

Ключевые слова: социальная изоляция, личность осужденного, смысловые установки, картина жизненного мира, психологическая коррекция, программа изучения личности.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года среди направлений, требующих кардинальных изменений, указано обеспечение социально-правовой и социально-психологической

О. М. Писарев

защиты личности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы [1]. Актуальность реализации указанного направления подтверждают как ученые-теоретики, так и специалисты-практики пенитенциарных структур. Многие исследователи говорят о необходимости глубокого изучения фактов, механизмов и закономерностей функционирования личности в условиях социальной изоляции, учета психических состояний осужденных в процессе психокоррекционной и психотерапевтической работы [3, 4, 5, 7, 12, 13, 16, 19, 22]. Подчеркивается, что сегодня основными целями уголовного наказания, связанного с лишением свободы, являются не только изоляция от общества преступников, но и изменение их личности, обеспечивающее готовность вести социально приемлемый образ жизни [18]. Осознание осужденным общественной опасности совершенного им преступления, формирование личной ответственности за совершенное преступление [17], принятие состава преступления и раскаяние (так называемая «внутренняя картина преступления» [9]) — с одной стороны, изучение мотивационно-смысловой сферы [6, 21], жизненных планов [14], ролевой идентичности [13], психодинамики особенностей межличностного взаимодействия [11], ценностных ориента-ций [8] — с другой во многом определяют возможности оказания психологической помощи данным лицам в процессе

отбывания наказания с перспективой их успешной ресоциализации в постпенитенциарный период.

Психокоррекционная работа с осужденными требует глубокого изучения личности и составления программы для каждого осужденного в течение всего срока пребывания в местах лишения свободы [2]. В связи с этим мы рассматриваем психокоррекционную работу с человеком, отбывающим наказание в местах лишения свободы, в двух аспектах. Первый аспект — комплекс мер, проводимых с осужденными с первых дней пребывания в пенитенциарных учреждениях [10], направленных на сохранение и поддержание их «психологической открытости» как важнейшего качества сохранения себя как личности. Второй аспект — работа с конкретным человеком в период,не-посредственно предшествующий его освобождению из пенитенциарного учреждения.

Как показывает пенитенциарная практика, психологи исправительных учреждений все чаще уделяют внимание непосредственному воздействию на правонарушителей методами психокоррекции [15]. В качестве основной формы психокоррекционной работы нами выбран групповой тренинг. Это обусловлено тем, что в процессе работы предполагается применение ролевых игр с отыгрыванием участниками тренинга социальных ролей с учетом специфики отношений «человек — среда» и получения обратной связи по итогам отыгрывания, а также применение активных дискуссионных методов обучения. Целью разработанной коррекционной программы является оказание помощи человеку, желающему справиться с

состоянием беспомощности в процессе отбывания наказания, преодолеть неуверенность в себе и построить свою внутреннюю программу самоподдержки в условиях социальной изоляции.

В процессе реализации коррекци-онной программы использовались такие методы, как групповая дискуссия, ролевая игра, подготовка и групповое обсуждение домашних заданий, техники неконфронтационного задавания вопросов, прием активного сообщения осужденного о своем преступлении, прием «горячий стул», прием проигрывания своего поведения (с нахождением эффективных моделей). Проводимые занятия носили комплексный характер, включающий в себя:

- диагностический блок (диагностика личностных особенностей осужденных, направленных на выявление доминирующих ценностей в смысловых установках, определение границ психологического пространства личности с уточнением программы психологической коррекции);

- установочный блок (формирование готовности взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности осужденного в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни);

- коррекционный блок (гармонизация и оптимизация развития осужденного, изменение картины жизненного мира, укрепление позитивной фазы развития, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой определенными способами деятельности);

- блок оценки эффективности кор-рекционных действий (измерение пси-

хологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных жизненных смыслов и переживаний, стабилизация позитивной самооценки).

Важным моментом стала фиксация эмоционального состояния осужденных после каждого проведенного занятия. Участники тренинга вели дневники наблюдений, которые время от времени прочитывались психологом и служили основой индивидуально-профилактического консультирования в дальнейшем. В разработанной психо-коррекционной программе были четко расписаны этапы коррекции, содержались необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам программы. В связи с особенностями межличностных отношений в группе были учтены законы неформального общения в условиях социальной изоляции, возможность нахождения осужденных, имеющих разный криминальный статус. Отмечая определенную специфику проводимой работы, участникам тре-нинговой группы предложили ряд условий: уважение к личности каждого члена группы, деятельное участие в тренингах, играх, дискуссиях, по возможности открытое общение друг с другом, неразглашение другим осужденным деталей занятий.

Эффективность коррекционного воздействия оценивали с точки зрения: а) разрешения реальных жизненных трудностей; б) целей и задач корреляционной программы. Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточного длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т. д. Так, коррекционная

программа может не претендовать на полное разрешение проблем жизненной самореализации личности в условиях социальной изоляции, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале. В ходе проводимых кор-рекционных занятий осужденные обучались: умению понимать себя; выстраивать межличностные отношения; реалистично оценивать поведение и поступки как свои, так и других, готовить себя к жизни на свободе. Во время занятий напряженная атмосфера постепенно сменилась желанием больше знать о себе и о людях, разрешить в процессе тренингов личные проблемы. Часто круг обсуждаемых тем касался адаптационного периода пребывания человека в местах лишения свободы; в ходе общения выяснялись проблемы трансформации жизненных смыслов, ценностей, ориен-таций, а также определения границ психологического пространства при взаимодействии с другими представителями пенитенциарного социума. На первых занятиях осужденные стремились сохранять дистанцию, подчеркивая этим, что для них подобная работа представляет собой некий формальный аспект. Постепенно, привыкая к естественному добровольному общению, они переходили к обсуждению проблем своей дальнейшей жизненной перспективы, раскрывались как личности. Психокоррек-ционная программа состояла из 15 занятий, которые проходили один раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляла 2,5-3 часа. Группа состояла из 12 человек(6 — неоднократно судимые, 6 — впервые судимые). В качестве диагностического инструментария использовали методики ММР1 в адаптации Л.Н. Собчик (2002), тест Кеттелла

16 РР (форма А), личностный опросник «Проявление тревожности» Дж. Тэйло-ра. Реализация программы позволила провести сравнительный анализ систем ценностей и смысловыхустановок впервые и неоднократно судимых до проведения занятий и после них.

Были получены следующие результаты. У впервые судимых отмечено достоверно значимое (р < 0,05) снижение уровня фрустрированности (с 5,45 до 4,94 по шкале Q, тест Кеттелла 16 РР); уровня тревожности (с 17,58 до 15,71, опросник Дж. Тейлора); уровня пессимистичности (с 59,39 до 56,48 по шкале 2, ММР1). У неоднократно судимых достоверно значимо (р < 0,05) снизился уровень фрустрированности (с 5,11 до 5,02); уровень тревожности (с 17,47 до 16,22); вырос уровень гипотимии (с 6,6 до 6,9 по шкале Q, тест Кеттелла 16 РР). Анализ проведенной психокор-рекционной работы показывает, что это связано с наблюдающейся тенденцией к перестройке жизненных смыслов, ценностных слоев и ориентаций, связей человека с окружающим миром, пониманием и осознанием того, что в условиях несвободы саморазвитие, самосовершенствование человека находятся под угрозой.

Психокоррекционное воздействие изменило в сторону снижения при (р < 0,05) уровень подозрительности у неоднократно судимых (с 6,52 до 6,17 по шкале и тест Кеттелла16 РР). Одновременно у впервые судимых уровень подозрительности повысился (с 6,109 до 6,62 по шкале 1_, тест Кеттелла 16 РР). На это повлияло осознание ответственности и требовательности администрации к осужденным. Исследование показало понижениеуровня социальной ин-

троверсии при (р < 0,05) как у неоднократно судимых (с 53,17 до 51,46), так и у впервые судимых (с 54,11 до 52,58). Важным показателем изменения границ психологического пространства в соответствии с формирующейся новой системой ценностно-смысловых координат явилось снижение уровня инди-видуалистичности при (р < 0,05) у неоднократно судимых (с 61,63 до 59,53 по шкале 10, ММР1) и у впервые судимых (с 63,87 до 60,12 по шкале 10, ММР1). Трансформация системы жизненных смыслов, ценностей, ориентаций свидетельствует о попытках решения человеком проблемы связей с окружающим миром, преодоления разорванности, разрыва в условиях ограничений. Сегодня осужденные просят на занятиях не только помочь в восстановлении отношений с родными, но и обучить основам, нормам этики общения в различных ситуациях, имеющих важное социальное значение.

Стоит отметить изменение системы ценностей и их смыслового содержания — от криминальных в сторону общечеловеческих (у неоднократно судимых — от 33 до 48 %, у впервые судимых — от 66 до 82 %), повышается степень открытости жизни человека в условиях социальной изоляции (от 16 до 33 % — неоднократно судимые, от 33 до 50 % — впервые судимые). В ходе психокоррекционных занятий стал появляться интерес к своей жизненной самореализации, определению путей личностного движения (от 50 до 66 % — у неоднократно судимых, от 33 до 50 % — у впервые судимых). Семейный статус также претерпел изменения. Улучшились (либо возобновились) отношения с семьей и род-

ными от 16 до 33 % — у неоднократно судимых, от 50 до 82 % — у впервые судимых. Нами было отмечено, что неоднократно судимые постепенно меняли отношение к общечеловеческим ценностям, впервые судимые укрепляли социальные связи, готовясь к выходу на свободу.

Полученные показатели после пси-хокоррекционной работы позволили сделать вывод о позитивных изменениях в смысловых установках впервые и неоднократно судимых. Впервые судимые стали более активны, самостоятельны, настойчивы в достижении цели, при этом критически подходили к осмысливанию и решению большинства вопросов, так или иначе касающихся дальнейших перспектив их жизни. Неоднократно судимые стали задумываться о своем внутреннем мире, приходить к мысли о необходимости осмысления своего поведения, действий и поступков. Часть из них восстановила социальные связи с близкими и родными, а несколько человек открыто заявили об изменении отрицательной направленности, отхода от криминальных воззрений.

Ниже приводится описание осужденного Олега К., находившегося в местах лишения свободы около 18 лет, неформального лидера, который подошел к кризисному периоду осмысления своего жизненного пути. Осужденный стал разочаровываться в господствующих в его круге общения криминальных ценностях и правилах, при этом стал достаточно реалистично оценивать свои поступки и задумываться о дальнейших жизненных перспективах. Многие годы он не поддерживал отношений с родными, поскольку длительное время нахо-

дился в местах лишения свободы, после освобождения из которых в течение нескольких месяцев (а то и недель] вновь совершал преступления. Физически крепкий, любящий риск и браваду, он жил по нормам «воровской» этики и мало задумывался о будущем. К моменту первой встречи с психологом Олег К. находился в конфликтных отношениях с большей частью осужденных моложе его. В колонию стала прибывать новая категория осужденных, которые отличались современным, рыночным подходом к жизни, решали через группу свои личностные интересы. Происходящие изменения в пенитенциарном социуме (а именно — ослабление влияния авторитетных осужденных отрицательной направленности на отбывающий наказание контингент) были болезненно восприняты Олегом К., он все чаще задумывался о собственной дальнейшей жизни. Первые беседы с психологом были сложными: осужденный проявлял подозрительность, изворотливость, демонстративность, иногда истеричность, предпринимал попытки использовать доверие консультанта, подавить его волю. В течение трех лет он привыкал к контакту с психологом, научился ему доверять, стал диагностироваться, чтобы яснее определить свои проблемы. Совместно с администрацией была простроена программа постепенного отхода от криминального окружения, переориентации направленности ролевой функции. В ходе индивидуального консультирования и групповой психокоррекционной работы наметились позитивные сдвиги: осужденный поставил новые ориентиры в своих целях, у него повысился уровень жизнедеятельности, появи-

лась терпимость к точке зрения других людей, уровень альтруизма стал выше. Осужденный начал оказывать помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, которая приносила ему моральное удовлетворение. Итогом психокоррекционной работы стало условно-досрочное освобождение в 2012 г. Олег К. в течение последующих полутора лет поддерживал контакт с психологом, консультируясь по вопросам профессиональной деятельности и семейных проблем. На свободе он практически прекратил контакты с криминальным миром, чем подтвердил свой отказ от возврата к старому образу жизни.

Таким образом, использование методов психокоррекционного воздействия на осужденных позволило определить позитивные изменения в смысловых установках личности. Изменение картины своего жизненного мира отражает процесс переживания ситуации «закрытости», поиска новых жизненных перспектив, открытие для себя новых смыслов и ценностей. У неоднократно судимых повысился интерес к профессиональному статусу, к общечеловеческим (создание семьи) и духовным (обращение к Богу, вера) ценностям. Часть из них обратили серьезное внимание на уровень своей культуры, занялись самоанализом и саморазвитием. Многие из числа впервые судимых укрепили свои ролевые функции за счет принятия новых формальных условий жизни в пенитенциарном социуме, тем самым закрепили свой социальный статус среди осужденных.

Анализ полученных результатов показал, что психокоррекционная работа с впервые и неоднократно судимы-

ми привела к определенным изменениям в смысловых установках осужденных. Полученные результаты показывают, что изменения в смысловых установках произошли у 67 % неоднократно судимых и 82 % впервые судимых. У 33 % неоднократно судимых смысловые установки практически не изменились, восприятие жизни осталось по-прежнему насыщенным криминальными смыслами. Это указывает на необходимость дальнейшей работы с данной категорией осужденных. У 16 % впервые судимых смысловые установки продолжили деформироваться, подстраиваясь под правила и ценности, доминирующие в закрытой среде. Приведенные данные позволяют считать разработанные психокоррекционные программы эффективными, способными изменять смысловые установки в общей картине жизненного мира человека, отбывающего наказание в местах лишения свободы.

Литература

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 12 (103). С. 2-15.

2. Дебольский М.Г. Научно-методические предпосылки психокоррекционной работы с осужденными в исправительных учреждениях // Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика). М. ; Томск, 2004. С. 32.

3. Дебольский М.Г. Роль психологической службы уголовно-исполнительной системы в реализации целей наказания // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 59-67.

4. Основы психологии исполнения уголовных наказаний : учеб. пособие / В.Г. Деев [и др.]. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. 347 с.

5. Диденко А.В. Когнитивно-поведенческая психотерапия в практике работы психологов ФСИН :

учеб. пособие. Томск : Том. ф-л Кузбас. ин-та ФСИН России, 2011. 111 с.

6. Жарких А.А. Особенности мотивационно-смысловой сферы наркозависимых осужденных в рамках теории ведущих тенденций // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 49-58.

7. Исправление осужденных : монография / под науч. ред. Ю.М. Антоняна, А.В. Быкова. Тверь: НИИ ФСИН России, 2014. С. 29-86.

8. Истомин А.А. Ценностные ориентации осужденных в контексте уголовно-правовой характеристики личности // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 119-128.

9. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. М.: Высш. шк., 2000. С. 643.

10. Маришин С.В. Проведение коррекционно-адаптационных психологических мероприятий с вновь прибывшими осужденными в период их нахождения в карантинном отделении исправительного учреждения : метод. рек. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. 32 с.

11. Марчук О.А. Психодинамика особенностей межличностного взаимодействия неоднократно судимых осужденных молодежного возраста. // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 75-83.

12. МокрецовА.И,НовиковВ.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание : учеб.-метод. пособие. Ч. 2. М.: НИИ ФСИН России, 2008. 150 с.

13. МолчановаЕ.П. Ролевая идентичность формальных и неформальных лидеров осужденных : монография. Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2010. 150 с.

14. Наприс А.В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 1997. 220 с.

15. ПестриковД.В, СеникИ.В,ЗимаковВ.А. Арт-терапия как индивидуальная форма психокоррек-ционной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 72-79.

16. Семке В.Я. Превенция и повышение качества жизни осужденных // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007. № 4. С. 7-11.

17. Сборник базовых типовых программ психологической коррекции личности осужденных за различные виды преступлений. М.: ФСИН России, 2012. С. 4.

18. Соболев Н.Г., Рогач В.Г. Особенности переживаний у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их психологическая коррекция // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 65-71.

19. Подсознание террориста / Д.В. Сочивко [и др.] ; под ред. Д.В. Сочивко. М.: ПЕР СЭ, 2012. 192 с.

20. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах. // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 6-22.

21. Щербаков Г.В. Мотивационная сфера осужденных: понятие, диагностика, коррекция. Рязань: Академия ФСИН России, 2009. 112 с.

22. Щербаков Г.В, Баранникова И.А., Степанова М.А. Оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными : учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петерб. ин-т повышения квалификации работников ФСИН России, 2012. 235 с.

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В СРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ

Н. А. Полянин

Аннотация: в статье приведены некоторые социальные, демографические и психологические характеристики осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Выявлены возрастные особенности обследованных лиц. Показана значимость семей-

ного положения осужденных, их отношений. Отмечено важное значение проблемы высокой рецидивной преступности в Российской Федерации. Проанализировано количество судимостей и составы совершенных преступлений. Рассмотрены «воровские»традиции иосо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.