ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Аннотация: в статье на основе проведенного эмпирического исследования освещаются результаты психокор-рекционных мероприятий, направленных на изменение смысловых установок личности осужденных в процессе отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Подчеркивается необходимость глубокого изучения фактов, механизмов и закономерностей функционирования личности в условиях социальной изоляции, учета психических состояний осужденных в процессе пси-хокоррекционной и психотерапевтической работы в пенитенциарный период. Дается оценка эффективности проведенной психологической работы по результатам использования разработанной психокоррекционной программы, направленной на изменения в смысловых установках впервые и неоднократно судимых. Констатируется необходимость дальнейшего изучения смысловых образований осужденных в условиях социальной изоляции.
Ключевые слова: социальная изоляция, личность осужденного, смысловые установки, картина жизненного мира, психологическая коррекция, программа изучения личности.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года среди направлений, требующих кардинальных изменений, указано обеспечение социально-правовой и социально-психологической
О. М. Писарев
защиты личности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы [1]. Актуальность реализации указанного направления подтверждают как ученые-теоретики, так и специалисты-практики пенитенциарных структур. Многие исследователи говорят о необходимости глубокого изучения фактов, механизмов и закономерностей функционирования личности в условиях социальной изоляции, учета психических состояний осужденных в процессе психокоррекционной и психотерапевтической работы [3, 4, 5, 7, 12, 13, 16, 19, 22]. Подчеркивается, что сегодня основными целями уголовного наказания, связанного с лишением свободы, являются не только изоляция от общества преступников, но и изменение их личности, обеспечивающее готовность вести социально приемлемый образ жизни [18]. Осознание осужденным общественной опасности совершенного им преступления, формирование личной ответственности за совершенное преступление [17], принятие состава преступления и раскаяние (так называемая «внутренняя картина преступления» [9]) — с одной стороны, изучение мотивационно-смысловой сферы [6, 21], жизненных планов [14], ролевой идентичности [13], психодинамики особенностей межличностного взаимодействия [11], ценностных ориента-ций [8] — с другой во многом определяют возможности оказания психологической помощи данным лицам в процессе
отбывания наказания с перспективой их успешной ресоциализации в постпенитенциарный период.
Психокоррекционная работа с осужденными требует глубокого изучения личности и составления программы для каждого осужденного в течение всего срока пребывания в местах лишения свободы [2]. В связи с этим мы рассматриваем психокоррекционную работу с человеком, отбывающим наказание в местах лишения свободы, в двух аспектах. Первый аспект — комплекс мер, проводимых с осужденными с первых дней пребывания в пенитенциарных учреждениях [10], направленных на сохранение и поддержание их «психологической открытости» как важнейшего качества сохранения себя как личности. Второй аспект — работа с конкретным человеком в период,не-посредственно предшествующий его освобождению из пенитенциарного учреждения.
Как показывает пенитенциарная практика, психологи исправительных учреждений все чаще уделяют внимание непосредственному воздействию на правонарушителей методами психокоррекции [15]. В качестве основной формы психокоррекционной работы нами выбран групповой тренинг. Это обусловлено тем, что в процессе работы предполагается применение ролевых игр с отыгрыванием участниками тренинга социальных ролей с учетом специфики отношений «человек — среда» и получения обратной связи по итогам отыгрывания, а также применение активных дискуссионных методов обучения. Целью разработанной коррекционной программы является оказание помощи человеку, желающему справиться с
состоянием беспомощности в процессе отбывания наказания, преодолеть неуверенность в себе и построить свою внутреннюю программу самоподдержки в условиях социальной изоляции.
В процессе реализации коррекци-онной программы использовались такие методы, как групповая дискуссия, ролевая игра, подготовка и групповое обсуждение домашних заданий, техники неконфронтационного задавания вопросов, прием активного сообщения осужденного о своем преступлении, прием «горячий стул», прием проигрывания своего поведения (с нахождением эффективных моделей). Проводимые занятия носили комплексный характер, включающий в себя:
- диагностический блок (диагностика личностных особенностей осужденных, направленных на выявление доминирующих ценностей в смысловых установках, определение границ психологического пространства личности с уточнением программы психологической коррекции);
- установочный блок (формирование готовности взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности осужденного в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни);
- коррекционный блок (гармонизация и оптимизация развития осужденного, изменение картины жизненного мира, укрепление позитивной фазы развития, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой определенными способами деятельности);
- блок оценки эффективности кор-рекционных действий (измерение пси-
хологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных жизненных смыслов и переживаний, стабилизация позитивной самооценки).
Важным моментом стала фиксация эмоционального состояния осужденных после каждого проведенного занятия. Участники тренинга вели дневники наблюдений, которые время от времени прочитывались психологом и служили основой индивидуально-профилактического консультирования в дальнейшем. В разработанной психо-коррекционной программе были четко расписаны этапы коррекции, содержались необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам программы. В связи с особенностями межличностных отношений в группе были учтены законы неформального общения в условиях социальной изоляции, возможность нахождения осужденных, имеющих разный криминальный статус. Отмечая определенную специфику проводимой работы, участникам тре-нинговой группы предложили ряд условий: уважение к личности каждого члена группы, деятельное участие в тренингах, играх, дискуссиях, по возможности открытое общение друг с другом, неразглашение другим осужденным деталей занятий.
Эффективность коррекционного воздействия оценивали с точки зрения: а) разрешения реальных жизненных трудностей; б) целей и задач корреляционной программы. Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточного длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т. д. Так, коррекционная
программа может не претендовать на полное разрешение проблем жизненной самореализации личности в условиях социальной изоляции, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале. В ходе проводимых кор-рекционных занятий осужденные обучались: умению понимать себя; выстраивать межличностные отношения; реалистично оценивать поведение и поступки как свои, так и других, готовить себя к жизни на свободе. Во время занятий напряженная атмосфера постепенно сменилась желанием больше знать о себе и о людях, разрешить в процессе тренингов личные проблемы. Часто круг обсуждаемых тем касался адаптационного периода пребывания человека в местах лишения свободы; в ходе общения выяснялись проблемы трансформации жизненных смыслов, ценностей, ориен-таций, а также определения границ психологического пространства при взаимодействии с другими представителями пенитенциарного социума. На первых занятиях осужденные стремились сохранять дистанцию, подчеркивая этим, что для них подобная работа представляет собой некий формальный аспект. Постепенно, привыкая к естественному добровольному общению, они переходили к обсуждению проблем своей дальнейшей жизненной перспективы, раскрывались как личности. Психокоррек-ционная программа состояла из 15 занятий, которые проходили один раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляла 2,5-3 часа. Группа состояла из 12 человек(6 — неоднократно судимые, 6 — впервые судимые). В качестве диагностического инструментария использовали методики ММР1 в адаптации Л.Н. Собчик (2002), тест Кеттелла
16 РР (форма А), личностный опросник «Проявление тревожности» Дж. Тэйло-ра. Реализация программы позволила провести сравнительный анализ систем ценностей и смысловыхустановок впервые и неоднократно судимых до проведения занятий и после них.
Были получены следующие результаты. У впервые судимых отмечено достоверно значимое (р < 0,05) снижение уровня фрустрированности (с 5,45 до 4,94 по шкале Q, тест Кеттелла 16 РР); уровня тревожности (с 17,58 до 15,71, опросник Дж. Тейлора); уровня пессимистичности (с 59,39 до 56,48 по шкале 2, ММР1). У неоднократно судимых достоверно значимо (р < 0,05) снизился уровень фрустрированности (с 5,11 до 5,02); уровень тревожности (с 17,47 до 16,22); вырос уровень гипотимии (с 6,6 до 6,9 по шкале Q, тест Кеттелла 16 РР). Анализ проведенной психокор-рекционной работы показывает, что это связано с наблюдающейся тенденцией к перестройке жизненных смыслов, ценностных слоев и ориентаций, связей человека с окружающим миром, пониманием и осознанием того, что в условиях несвободы саморазвитие, самосовершенствование человека находятся под угрозой.
Психокоррекционное воздействие изменило в сторону снижения при (р < 0,05) уровень подозрительности у неоднократно судимых (с 6,52 до 6,17 по шкале и тест Кеттелла16 РР). Одновременно у впервые судимых уровень подозрительности повысился (с 6,109 до 6,62 по шкале 1_, тест Кеттелла 16 РР). На это повлияло осознание ответственности и требовательности администрации к осужденным. Исследование показало понижениеуровня социальной ин-
троверсии при (р < 0,05) как у неоднократно судимых (с 53,17 до 51,46), так и у впервые судимых (с 54,11 до 52,58). Важным показателем изменения границ психологического пространства в соответствии с формирующейся новой системой ценностно-смысловых координат явилось снижение уровня инди-видуалистичности при (р < 0,05) у неоднократно судимых (с 61,63 до 59,53 по шкале 10, ММР1) и у впервые судимых (с 63,87 до 60,12 по шкале 10, ММР1). Трансформация системы жизненных смыслов, ценностей, ориентаций свидетельствует о попытках решения человеком проблемы связей с окружающим миром, преодоления разорванности, разрыва в условиях ограничений. Сегодня осужденные просят на занятиях не только помочь в восстановлении отношений с родными, но и обучить основам, нормам этики общения в различных ситуациях, имеющих важное социальное значение.
Стоит отметить изменение системы ценностей и их смыслового содержания — от криминальных в сторону общечеловеческих (у неоднократно судимых — от 33 до 48 %, у впервые судимых — от 66 до 82 %), повышается степень открытости жизни человека в условиях социальной изоляции (от 16 до 33 % — неоднократно судимые, от 33 до 50 % — впервые судимые). В ходе психокоррекционных занятий стал появляться интерес к своей жизненной самореализации, определению путей личностного движения (от 50 до 66 % — у неоднократно судимых, от 33 до 50 % — у впервые судимых). Семейный статус также претерпел изменения. Улучшились (либо возобновились) отношения с семьей и род-
ными от 16 до 33 % — у неоднократно судимых, от 50 до 82 % — у впервые судимых. Нами было отмечено, что неоднократно судимые постепенно меняли отношение к общечеловеческим ценностям, впервые судимые укрепляли социальные связи, готовясь к выходу на свободу.
Полученные показатели после пси-хокоррекционной работы позволили сделать вывод о позитивных изменениях в смысловых установках впервые и неоднократно судимых. Впервые судимые стали более активны, самостоятельны, настойчивы в достижении цели, при этом критически подходили к осмысливанию и решению большинства вопросов, так или иначе касающихся дальнейших перспектив их жизни. Неоднократно судимые стали задумываться о своем внутреннем мире, приходить к мысли о необходимости осмысления своего поведения, действий и поступков. Часть из них восстановила социальные связи с близкими и родными, а несколько человек открыто заявили об изменении отрицательной направленности, отхода от криминальных воззрений.
Ниже приводится описание осужденного Олега К., находившегося в местах лишения свободы около 18 лет, неформального лидера, который подошел к кризисному периоду осмысления своего жизненного пути. Осужденный стал разочаровываться в господствующих в его круге общения криминальных ценностях и правилах, при этом стал достаточно реалистично оценивать свои поступки и задумываться о дальнейших жизненных перспективах. Многие годы он не поддерживал отношений с родными, поскольку длительное время нахо-
дился в местах лишения свободы, после освобождения из которых в течение нескольких месяцев (а то и недель] вновь совершал преступления. Физически крепкий, любящий риск и браваду, он жил по нормам «воровской» этики и мало задумывался о будущем. К моменту первой встречи с психологом Олег К. находился в конфликтных отношениях с большей частью осужденных моложе его. В колонию стала прибывать новая категория осужденных, которые отличались современным, рыночным подходом к жизни, решали через группу свои личностные интересы. Происходящие изменения в пенитенциарном социуме (а именно — ослабление влияния авторитетных осужденных отрицательной направленности на отбывающий наказание контингент) были болезненно восприняты Олегом К., он все чаще задумывался о собственной дальнейшей жизни. Первые беседы с психологом были сложными: осужденный проявлял подозрительность, изворотливость, демонстративность, иногда истеричность, предпринимал попытки использовать доверие консультанта, подавить его волю. В течение трех лет он привыкал к контакту с психологом, научился ему доверять, стал диагностироваться, чтобы яснее определить свои проблемы. Совместно с администрацией была простроена программа постепенного отхода от криминального окружения, переориентации направленности ролевой функции. В ходе индивидуального консультирования и групповой психокоррекционной работы наметились позитивные сдвиги: осужденный поставил новые ориентиры в своих целях, у него повысился уровень жизнедеятельности, появи-
лась терпимость к точке зрения других людей, уровень альтруизма стал выше. Осужденный начал оказывать помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, которая приносила ему моральное удовлетворение. Итогом психокоррекционной работы стало условно-досрочное освобождение в 2012 г. Олег К. в течение последующих полутора лет поддерживал контакт с психологом, консультируясь по вопросам профессиональной деятельности и семейных проблем. На свободе он практически прекратил контакты с криминальным миром, чем подтвердил свой отказ от возврата к старому образу жизни.
Таким образом, использование методов психокоррекционного воздействия на осужденных позволило определить позитивные изменения в смысловых установках личности. Изменение картины своего жизненного мира отражает процесс переживания ситуации «закрытости», поиска новых жизненных перспектив, открытие для себя новых смыслов и ценностей. У неоднократно судимых повысился интерес к профессиональному статусу, к общечеловеческим (создание семьи) и духовным (обращение к Богу, вера) ценностям. Часть из них обратили серьезное внимание на уровень своей культуры, занялись самоанализом и саморазвитием. Многие из числа впервые судимых укрепили свои ролевые функции за счет принятия новых формальных условий жизни в пенитенциарном социуме, тем самым закрепили свой социальный статус среди осужденных.
Анализ полученных результатов показал, что психокоррекционная работа с впервые и неоднократно судимы-
ми привела к определенным изменениям в смысловых установках осужденных. Полученные результаты показывают, что изменения в смысловых установках произошли у 67 % неоднократно судимых и 82 % впервые судимых. У 33 % неоднократно судимых смысловые установки практически не изменились, восприятие жизни осталось по-прежнему насыщенным криминальными смыслами. Это указывает на необходимость дальнейшей работы с данной категорией осужденных. У 16 % впервые судимых смысловые установки продолжили деформироваться, подстраиваясь под правила и ценности, доминирующие в закрытой среде. Приведенные данные позволяют считать разработанные психокоррекционные программы эффективными, способными изменять смысловые установки в общей картине жизненного мира человека, отбывающего наказание в местах лишения свободы.
Литература
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 12 (103). С. 2-15.
2. Дебольский М.Г. Научно-методические предпосылки психокоррекционной работы с осужденными в исправительных учреждениях // Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика). М. ; Томск, 2004. С. 32.
3. Дебольский М.Г. Роль психологической службы уголовно-исполнительной системы в реализации целей наказания // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 59-67.
4. Основы психологии исполнения уголовных наказаний : учеб. пособие / В.Г. Деев [и др.]. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. 347 с.
5. Диденко А.В. Когнитивно-поведенческая психотерапия в практике работы психологов ФСИН :
учеб. пособие. Томск : Том. ф-л Кузбас. ин-та ФСИН России, 2011. 111 с.
6. Жарких А.А. Особенности мотивационно-смысловой сферы наркозависимых осужденных в рамках теории ведущих тенденций // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 49-58.
7. Исправление осужденных : монография / под науч. ред. Ю.М. Антоняна, А.В. Быкова. Тверь: НИИ ФСИН России, 2014. С. 29-86.
8. Истомин А.А. Ценностные ориентации осужденных в контексте уголовно-правовой характеристики личности // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 119-128.
9. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. М.: Высш. шк., 2000. С. 643.
10. Маришин С.В. Проведение коррекционно-адаптационных психологических мероприятий с вновь прибывшими осужденными в период их нахождения в карантинном отделении исправительного учреждения : метод. рек. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. 32 с.
11. Марчук О.А. Психодинамика особенностей межличностного взаимодействия неоднократно судимых осужденных молодежного возраста. // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 75-83.
12. МокрецовА.И,НовиковВ.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание : учеб.-метод. пособие. Ч. 2. М.: НИИ ФСИН России, 2008. 150 с.
13. МолчановаЕ.П. Ролевая идентичность формальных и неформальных лидеров осужденных : монография. Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2010. 150 с.
14. Наприс А.В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 1997. 220 с.
15. ПестриковД.В, СеникИ.В,ЗимаковВ.А. Арт-терапия как индивидуальная форма психокоррек-ционной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 72-79.
16. Семке В.Я. Превенция и повышение качества жизни осужденных // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007. № 4. С. 7-11.
17. Сборник базовых типовых программ психологической коррекции личности осужденных за различные виды преступлений. М.: ФСИН России, 2012. С. 4.
18. Соболев Н.Г., Рогач В.Г. Особенности переживаний у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их психологическая коррекция // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 65-71.
19. Подсознание террориста / Д.В. Сочивко [и др.] ; под ред. Д.В. Сочивко. М.: ПЕР СЭ, 2012. 192 с.
20. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах. // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 6-22.
21. Щербаков Г.В. Мотивационная сфера осужденных: понятие, диагностика, коррекция. Рязань: Академия ФСИН России, 2009. 112 с.
22. Щербаков Г.В, Баранникова И.А., Степанова М.А. Оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными : учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петерб. ин-т повышения квалификации работников ФСИН России, 2012. 235 с.
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В СРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ
Н. А. Полянин
Аннотация: в статье приведены некоторые социальные, демографические и психологические характеристики осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Выявлены возрастные особенности обследованных лиц. Показана значимость семей-
ного положения осужденных, их отношений. Отмечено важное значение проблемы высокой рецидивной преступности в Российской Федерации. Проанализировано количество судимостей и составы совершенных преступлений. Рассмотрены «воровские»традиции иосо-