Научная статья на тему 'Организация и проведение психологической работы с осужденными, упреждающей деструктивные процессы в местах лишения свободы'

Организация и проведение психологической работы с осужденными, упреждающей деструктивные процессы в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5976
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОСУЖДЕННЫЕ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ЭКСЦЕССЫ / МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / ПРОФИЛАКТИКА / THE PSYCHOLOGICAL WORK / CONDEMNED / A CONFLICTNESS / EXCESSES / MASS RIOTS / PREVENTIVE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Детков Алексей Петрович

В статье анализируются основные направления и формы воспитательной работы с осужденными, упреждающей деструктивные процессы в местах лишения свободы. Показано, что изучение личности осужденного является одной из основных задач в работе психолога. Приведены материалы многоуровневого личностного опросника "Адаптивность", на основе которого выявлены социально-психологические особенности некоторых категорий осужденных, свидетельствующие о высокой степени их дезадаптации, эмоционально-неустойчивом расстройстве личности. Предложены психолого-профилактические мероприятия для предотвращения массовых эксцессов осужденных.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Детков Алексей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the basic directions and forms of educational work with condemned, anticipating destructive processes with imprisonment places are analyzed. It is shown that studying of the person condemned is one of the primary goals in work of the psychologist. Materials of a multilevel personal questionnaire "Adaptability" on which basis socially-psychological features of some categories condemned, testifying to their high degree дезадаптации, emotionally-unstable frustration of the person are revealed are resulted. Pshycology-preventive actions for prevention of mass excesses condemned are offered.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение психологической работы с осужденными, упреждающей деструктивные процессы в местах лишения свободы»

Детков Алексей Петрович

кандидат юридических наук,

профессор кафедры уголовного права

Уральской государственной юридической академии

(тел.: 83433750846)_

Организация и проведение сихологической работы осужденными, упреждающей еструктивные процессы местах лишения свободы

Аннотация

В статье анализируются основные направления и формы воспитательной работы с осужденными, упреждающей деструктивные процессы в местах лишения свободы. Показано, что изучение личности осужденного является одной из основных задач в работе психолога. Приведены материалы многоуровневого личностного опросника "Адаптивность", на основе которого выявлены социально-психологические особенности некоторых категорий осужденных, свидетельствующие о высокой степени их дезадаптации, эмоционально-неустойчивом расстройстве личности. Предложены психолого-профилактические мероприятия для предотвращения массовых эксцессов осужденных.

Annotation

In article the basic directions and forms of educational work with condemned, anticipating destructive processes with imprisonment places are analyzed. It is shown that studying of the person condemned is one of the primary goals in work of the psychologist. Materials of a multilevel personal questionnaire "Adaptability" on which basis socially-psychological features of some categories condemned, testifying to their high degree дезадаптации, emotionally-unstable frustration of the person are revealed are resulted. Pshycology-preventive actions for prevention of mass excesses condemned are offered.

Ключевые слова: психологическая работа, осужденные, конфликтность, эксцессы, массовые беспорядки, профилактика.

Key words: the psychological work, condemned, a conflictness, excesses, mass riots, preventive maintenance.

ри всем многообразии Щ психологической работы с осужденными ее можно объединить в три основных направления: изучение личности осужденного на различных этапах отбывания наказания;

психологическая профилактика и прогнозирование деструктивных явлений в социальной среде осужденных;

оказание психологической помощи осужденным.

Данные направления работы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Изучение личности осужденного проводится на различных этапах отбывания уголовного наказания, начиная с карантина, и заканчивая решением вопроса об условно-досрочном освобождении, а также перевода в колонию-

поселение или предоставлении права передвижения без конвоя. Оно может проводиться по заданию оперативного работника, например, для решения вопроса о постановке или снятии с оперативного учета лица, склонного к побегу, захвату заложников, нападению на сотрудников учреждения, организации массовых беспорядков.

Изучение личности, находящейся в условиях карантина, является одной из основных задач в работе психолога. На данном этапе содержания заключенного изучаются, прежде всего, те его свойства, которые способствовали совершению преступления и которые позволяют прогнозировать его поведение в местах лишения свободы, а в последующем и после освобождения. К этим свойствам относятся ценностные ориентации и интересы; мотивы и обстоятельства совершенного преступления;

134

отношение к совершенному преступлению и жертве, отношение к наказанию; социальный статус, социальное окружение, личностные качества, определяющие отношение к другим людям (жестокость, агрессивность, доброжелательность, степень чувствительности к личностным отношениям, отчужденность и приспособленность к новой обстановке); эмоциональные и волевые качества, общий уровень психологического развития и интеллекта (нет ли признаков психологических отклонений и акцентуаций характера); психическое состояние осужденного в момент обследования, его реакции на проводимую работу; планы и намерения осужденного. На всех обследованных осужденных, содержащихся в условиях карантина, составляются краткие психологические характеристики (портреты) и рекомендации (программы) по индивидуализации процесса использования наказания.

Изучение личности, содержащейся в условиях карантина, на стадии ее адаптации может осуществляться не только психологом, но и психиатром, если речь идет об осужденных, имеющих расстройства психики. Личностная патология представляет собой комплекс глубоко укоренившихся, ригидных и дезадаптивных личностных черт, обусловливает снижение социального приспособления и рассматривается как серьезный фактор, влияющий на успешность достижения целей уголовного наказания. Осужденные с расстройствами личности составляют значительную часть злостных нарушителей режима содержания, создающих различные типы конфликтных ситуаций. На стадии адаптации у данной категории осужденных нередко появляются отрицательные психические состояния, характеризующиеся чрезмерным перевозбуждением, неадекватными реакциями. В таких состояниях осужденные, имеющие психические аномалии, начинают неадекватно оценивать окружающую действительность, свои поступки, требования администрации.

В.Я. Семке, А.В. Диденко, М.М. Аксенов провели анализ адаптации:

32 осужденных с расстройствами личности, отбывающих наказание в местах лишения свободы, с использованием клинических и экспериментально-психологических методов. В качестве предикаторов адаптации выделяются социокультурные факторы, связанные с вхождением личности в новую социальную среду и принятием статусно-ролевых позиций. Дезадаптация осужденных с расстройством личности сочетается с низким уровнем коммуникативных способностей, низкой способностью к осознанию своей новой роли в

135

группе и соблюдению поведенческих норм, трудностями в принятии социальной среды исправительного учреждения.

На основе использования многоуровневого личностного опросника "Адаптивность" (МЛОА) было проведено предварительное исследование адаптации 32 осужденных с диагнозом "эмоционально-неустойчивое расстройство личности, импульсивный тип", установленным по критериям МКБ-10. Все участники эксперимента мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, имевшие от двух до четырех судимостей, были обследованы по прибытии в исправительное учреждение и в динамике отбывания наказания.

Анализ характера совершенных испытуемыми деяний показал существенное преобладание в них насильственных преступлений (ст. 105, 111, 131 УК РФ) - 50 % и корыстно - насильственных (ст. 161, 162 УК РФ) - 34,4 %, что свидетельствует о высокой степени социальной опасности обследуемой группы. Средний срок наказания, отбываемый осужденными в местах лишения свободы, составил 8,6 лет. Среднее число судимостей - 3. Большинство осужденных были судимы дважды (13 человек) и трижды - 12 человек. Период пребывания на свободе у 12 осужденных (что составляет 37 % от числа обследуемых) составил от 1 года до 3 лет, у 11 (34 %) - от 6 месяцев до 1 года. Остальные 9 участников эксперимента пребывали на свободе от нескольких недель до полугода [1, с. 3]. Данные исследования свидетельствуют о высокой степени дезадаптации этой категории осужденных в условиях свободы, а также выраженной тенденции к рецидивам преступлений.

В ходе проведения исследований В. Я. Семке, А. В. Диденко, М. М. Аксенов пришли к выводу, что психическая адаптация осужденных с расстройствами личности в первые полгода отмечается высоким порогом конфликтности, декомпенсации в форме постоянной напряженности, раздражительности, доходящей до приступов ярости, приводящих к грубым нарушениям режима содержания. Психологическая профилактика деструктивных явлений в среде осужденных предусматривает систему мер по выявлению лиц, склонных к различным формам отклоняющегося (девиантного) поведения, и проведение мониторинга социально-психологической обстановки в учреждении.

По данным ФСИН РФ по состоянию на 2008 г. на учете у психологов состояли более 600 тыс. осужденных. Их них с признаками психических отклонений - около 74 тыс., с повышенной агрессивностью и возбудимостью - более 126

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ тыс., склонных к суициду и членовредительству - более 87 тыс., с повышенной внушаемостью и слабыми волевыми качествами - более 102 тыс., склонных к другим формам деструктивного поведения - более 210 тыс. человек [2, с. 60]. С данной категорией осужденных (которую можно отнести к группе конфликтного риска) необходимо целенаправленно проводить

психопрофилактическую работу как в индивидуальных, так и в групповых формах.

Любопытен следующий факт. В зарубежных пенитенциарных учреждениях уровень суицидов на 1000 осужденных выше, чем среди населения соответствующих стран. А в пенитенциарных учреждениях России данный показатель ниже, чем среди гражданского населения. Основные причины различий кроются в национальном менталитете людей, способности переносить бытовые трудности, а также в том, что за рубежом уголовное наказание отбывается в тюрьмах (в камерах), а в России - в исправительных колониях, которые скорее напоминают военные городки закрытого типа, где расположены общежития, производство или мастерские, клуб, спортивные площадки (нередко с футбольным полем), школа, библиотека, храм или молельная комната, профессионально-техническое училище, комнаты для краткосрочных и длительных свиданий, больница или медицинская часть, кабинет психолога. Несмотря на жесткую регламентацию внутреннего распорядка, осужденные имеют возможность открыто общаться, перемещаться в территориальном пространстве отряда, локального участка, в определенной степени меняя вид деятельности, а это профилактирует депрессию и суицидальные проявления.

В течение пяти лет (2001-2007 гг.) в учреждениях уголовно-исполнительной системы ряда субъектов Федерации произошли групповые эксцессы осужденных в виде: массовых беспорядков, отказов от приема пищи, неповиновения администрации, членовредительства, роста межгрупповых конфликтов осужденных, которые повлекли тяжелые последствия. Обстановка в учреждениях была дестабилизирована криминальными авторитетами, находящимися на свободе и в исправительных учреждениях. Они давали определенную установку на противоправные действия. В результате массовых беспорядков, происходящих в учреждениях Свердловской области (2007 г.), погибло несколько человек из числа осужденных и персонала учреждения, десятки осужденных получили тяжелые повреждения различной степени тяжести, массовые беспорядки сопровождались

136

погромами и поджогами зданий и сооружений. В ходе расследования было установлено, что персонал учреждения ВК не в полной мере проводил профилактические мероприятия, в том числе и психолого-профилактического характера.

Для предотвращения массовых эксцессов осужденных, отбывающих уголовное наказание, на наш взгляд, могут быть эффективны следующие психопрофилактические мероприятия:

проведение постоянного мониторинга социально-психологической обстановки в среде осужденных (по согласованию с оперативными штабами, проведение мониторинга в отрядах, где сосредоточено большое количество злостных нарушителей, групп отрицательной направленности);

выявление группового мнения, доминант тюремной субкультуры, изучение настроения осужденных, слухов и их направленности. На стадии профилактики необходимо разработать механизм по нейтрализации и блокированию слухов провокационного характера;

изучение характера взаимоотношений между активом и основной массой осужденных;

мониторинг отношений между персоналом и коллективом осужденных, степени доверия к администрации исправительного учреждения;

проведение психолого-профилактических бесед с лидерами малых и этнических групп, а так же с лицами, находящимися в СИЗО и ПКТ, которые объективно влияют на настроение осужденных, находящихся в исправительных учреждениях;

проведение психолого-профилактических бесед с осужденными, стоящими на оперативном учете и склонными к организации массовых беспорядков, захвата заложников, осуществлению побегов, поджогам, употреблению алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, а так же с лицами, склонными к аутоагрессии, гомосексуальным связям.

Психолого-профилактические мероприятия планируются с учетом различных факторов, в том числе вида исправительного учреждения, его фактической наполняемости; состояния оперативной обстановки; анализа и прогноза предстоящего конфликта стадии предконфликт-ной ситуации и т. д.

Среди разнообразных психологических методик профилактики конфликтов отдельные авторы [3, с. 39] предлагают использовать методики психологической саморегуляции, применяя для мониторинга физиологических проявлений стресса у человека полиграф. Суть данных методик состоит в следующем. Лицу,

обучаемому навыкам саморегуляции, предъявляют стрессовые стимулы, одновременно осуществляя мониторинг физиологических процессов его организма: дыхания, сердцебиения, кожно-гальванической реакции, мимики, тремора (микродвижений) конечностей. Мониторинг указанных процессов осуществляется в режиме реального времени и демонстрируется в виде графиков на экране компьютера обучаемому, то есть обучаемый может непосредственно наблюдать, как психологически значимые стимулы вызывают изменения в физиологических процессах его организма. Обучаемый при этом получает инструкцию, согласно которой он должен стараться не допустить резких колебаний графиков, отображающихся на экране компьютера, управляя (насколько это возможно) своими физиологическими процессами: дыханием, мимикой, голосом, движениями рук, тела и т. д. Представляется, что использование полиграфа в качестве своеобразного "канала обратной связи" может быть полезным при обучении сотрудников навыкам релаксации, при овладении техникой медитации, для оценки и корректировки состояния стресса, при овладении техниками ролевого общения при разрешении конфликтов.

Психологическая помощь лицам, отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы, является достаточно эффективным средством профилактики конфликтов. Психологическая помощь направлена на решение двух взаимосвязанных, но отличающихся по своим целям и истокам проблемам.

Первая - это коррекция личностных качеств, которые способствовали совершению преступления. Они выявляются как в процессе первичного психологического обследования осужденных, так и в ходе дальнейшего отбытия ими наказания. В пенитенциарной практике существует множество исправительных (психокоррекционных) программ, помогающих осужденному осознать личные проблемы, свои слабости, причины, которые привели его на скамью подсудимых и, в конечном счете, в места лишения свободы. Наиболее известные - это когнитивно-поведенческие тренинги с осужденными за преступления по ст. 105 УК РФ (с квалифицирующими признаками), ст. 111, 131, 132, 205, 282 УК РФ. Их сущность состоит в том, чтобы в ходе различных упражнений, ролевых и г р , д и с к у с с и й и з м енить у ос у жд е н н о г о представление (когниции) о себе, других людях, жертве преступления, снять психологические защитные механизмы, которые мешают

объективно оценить ситуацию и свои поступки, помочь осознать мотивы своих действий, пережить чувство вины, спроецировать тактику (сценарий) своих действий в будущем. Для достижения позитивных результатов, тренинги необходимо проводить 2-3 раза в неделю на протяжении одного года. По объективным причинам таким методом можно охватить только 1 5-20 осужденных (при наполняемости исправительного учреждения в 1000 человек), поэтому чаще всего применяются краткосрочные коррекционные (исправительные) программы в объеме 30 часов и продолжительностью 1-2 месяца.

Второе направление психологической помощи осужденным заключается в том, чтобы внушить им, что они люди, которые совершили преступление, нуждаются в коррекции криминально значимых личностных свойств. В большинстве своем их психологические свойства не отличаются от обычных характеристик других, правопослушных граждан. Оказавшись в местах лишения свободы, многие осужденные (особенно впервые, отбывающие срок осужденные на длительные сверхдлительные сроки, пожизненное заключение) испытывают психотравмирующее состояние. Как отмечалось ранее, такие осужденные адаптируются в местах лишения свободы с трудом. Принудительное и карательное воздействие уголовного наказания, оторванность от семьи и близких, потеря социально-полезных связей, строго установленный распорядок дня, непривычная пища, скученность различных по характеру обитателей жилой секции, трудность в установлении контактов, повышенный фон конфликтности, агрессии, необходимость отстаивать свой статус, опасения за свою безопасность - все это приводит к "тюремному агрессу" и возникновению различного типа конфликтов.

В условиях исправительного учреждения индивидуальная психологическая коррекция осуществляется преимущественно в форме психологического консультирования. Последнее понимается нами как процесс оказания психологической помощи осужденному в виде советов и рекомендаций, направленных на разрешение имеющихся у него проблем.

В ходе психолого-профилактического консультирования предусматривается наличие определенных стадий взаимодействия:

- установление психологического контакта с осужденными (при этом необходимо учитывать, в каких условиях будет проводиться консультирование в кабинете психолога,

137

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ начальника отряда, оперативного работника в штрафном изоляторе, помещении камерного типа и т. д. (В ходе установления контакта с осужденным присутствие посторонних недопустимо);

изучение обстоятельств д ела, жалобы, с которой обращается осужденный;

обсуждение причин, вызвавших конфликтную ситуацию;

обсуждение возложенных вариантов решения их, оценка и выбор оптимального решения;

планирование путей достижения принятого решения;

поддержание обратной связи с осужденным в процессе выполнения намеченного плана, его коррекция.

Психологическое консультирование может осуществляться с использованием различных психотехнологий. Наиболее часто используется психотерапия, основанная на логической способности осужденного проводить сопоставления, делать выводы, доказывать их обоснованность.

Метод рациональной психотерапии широко применяется при отказе осужденных от приема пищи как демонстрации своего несогласия с режимом содержания при проведении психокоррекционных мероприятий с ВИЧ-инфицированными осужденными. Несколько сложнее для освоения, а, следовательно, и реже используется рационально-эмоциональная психотерапия. Она предполагает замену жестких, неадекватных установок, убеждений, оценочных суждений осужденных, которые не реализуются в жизни и вызывают эмоциональные переживания, нерациональное видение мира. В работе с осужденными, отбывающими длительные сроки наказания и в том числе пожизненное лишение свободы, целесообразно использовать элементы глубинной психотерапии. Например, анализ ранних воспоминаний с целью выявления психотравмирующих факторов, оказывающих влияние на развитие личности. Глубинная психотерапия требует длительной системы занятий с осужденными в процессе исполнения наказания.

Широкое распространение в исправительных учреждениях получили методы групповой психологической коррекции, направленной на профилактику конфликтных ситуаций с использованием методики нейролингвистического программирования (НЛП).

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе широко используется методика проведения социально-психологических тренингов с осужденными.

К основным целям проведения социально-

психологических тренингов относятся:

психологическая помощь

трудноадаптируемым осужденным (развитие у них уверенности в себе, повышения терпимости к условиям лишения свободы);

коррекция криминально значимых личностных свойств (агрессивности, жестокости, эмоциональной устойчивости, повышенной тревожности);

развитие коммуникативных качеств и умений разрешать конфликтные ситуации;

коррекция отношения к совершенному преступлению и формирование установки на искупление вены и позитивного поведения;

психологическая подготовка к жизни на свободе.

Таким образом, проведенный в разделе анализ показал, что организация о осуществление психологической работы в исправительном учреждении становится одним из важных факторов не только предупреждения деструктивных процессов, но и оказания реальной медицинской помощи осужденным, страдающим расстройствами психики.

Личностная патология у отдельных осужденных представляет собой целый комплекс глубоко укоренившихся, ригидных и дезадаптивных психологических черт, обусловливает снижение уровня социального приспособления и рассматривается как серьезный фактор, влияющий на успешность достижения целей уголовного наказания.

Данная категория осужденных представляет собой группу лиц, обладающих высокой степенью социальной опасности. Для них характерна четко выраженная тенденция к рецидивам преступлений и криминальным конфликтам. С данной категорией осужденных, относящихся к группе конфликтного риска, необходима постоянная психопрофилактическая как индивидуальная, так и групповая работа психологов и психиатров.

138

1. Семке В.Я., Диденко А.В., Аксенов М.М. Динамика клинических и социально-психологических параметров адаптации осужденных с расстройствами личности в местах лишения свободы // Сибирский вестн. психиатрии и наркологии. 2007. № 5.

2. Территория партнерства. Практическое пособие для членов общественных советов при территориальных органах ФСИН России. Вологда, 2008.

3. Свободный Ф. К., Солодкая Т.И. Саморегуляция сотрудников органов внутренних дел: методические рекомендации. Барнаул: Изд-во БЮИ МВД, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.