женского пола, отбывающих наказание в воспитательной колонии : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2012. 28 с.
8. Калашникова М.М. К вопросу изучения ответственности личности в пенитенциарной психологии // Человек: преступление и наказание. 2011. № 2 (73).
9. Калашникова М.М. Психологическая характеристика личности и ответственности в поведении несовершеннолетних осужденных женского пола при нахождении их в воспитательных колониях // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2.
10. Макаренко А.С. Соч. М., 1960. Т. 5.
11. Поздняков В.М. Юридическая психология: генезис и перспективы // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 15-37.
12. Аксенова Г.И., Кожевникова Е.Н. Теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 39-47.
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ [ПСИХОПАТИИ] ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА
Аннотация: в статье рассматривается проблема личностных расстройств (психопатии) женщин, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России, проявляющаяся при организации с ними психопрофилактической, просветительской и психокоррекционной работы, и указывается, что знание персоналом психологических особенностей этих лиц имеет важное значение. Выявление психологических особенностей осужденных женского пола осуществлялось автором в исправительных учреждениях УФСИН России по Московской области и УФСИН России по Краснодарскому краю путем сравнения экспериментальной и контрольной групп осужденных женщин. В данной статье сосредоточено внимание в первую очередь на различиях трех групп испытуемых осужденных женского пола: 1) не состоящих ни на одном из видов учета; 2) состоящих на профилактическом учете; 3) со-
О. И. Сочивко
стоящих на учете в медицинской части исправительного учреждения с диагнозом личностного расстройства (психопатия). В качестве экспериментальной группы выступают осужденные женского пола с расстройствами личности (психопатия), состоящие на медицинском учете (выборка в количестве 100 человек) с диагнозом в амбулаторных картах F60.0-F61 по Международной классификации болезней десятого пересмотра (специфические и смешанные расстройства личности). Для проведения исследования применялся следующий психодиагностический инструментарий: наблюдение, беседа, анализ личных дел, анкета, направленная на получение со ци ально-де мо графических сведений (внешний фактор) о личности осужденных женского пола, математико-статистическая компьютерная программа Statistica 10.0. Метод анкетирования позволяет создать объективное представление о психологиче-
ских особенностях осужденных женского пола с расстройствами личности (психопатиями). Полученные нами результаты показали, что осужденные женского пола с расстройствами личности (психопатиями) имеют ряд психологических особенностей: высокая вероятность состояния в браке, низкий уровень образования, высокая вероятность того, что воспитывались кем-то одним из родителей, низкая вероятность поддержания отношений с близкими и дальними родственниками.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительное учреждение, персонал исправительного учреждения, расстройства личности, осужденные женщины.
Личностные расстройства (ранее называвшиеся психопатиями) относят к пограничным психическим расстройствам, это патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности.
По словам П. Б. Ганнушкина, подобная аномалия характера определяет психический облик, накладывая властный отпечаток на весь душевный склад, в течение жизни не подвергается резким изменениям и мешает приспособиться к окружающей среде. О. В. Кер-биковым эти признаки были положены в основу диагностических критериев психопатии: 1) тотальность патологических черт характера, проявляющихся везде — дома и на работе, в труде и на отдыхе, в обыденных условиях и при эмоциональных стрессах; 2)стабильность патологических черт характера: они сохраняются на протяжении всей жизни, хотя впервые выявляются в разном возрасте, чаще всего в подростковом, ино-
гда с детства, даже при повзрослении; 3) социальная дезадаптация является средством именно патологических черт характера, а не обусловлена неблагоприятной средой.
В современном определении психического здоровья подчеркивается, что для него характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств конкретного человека, которая позволяет последнему адекватно своему возрасту, полу, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью [3].
Общий план нашего эмпирического исследования включал в себя определение целей и задач исследования, выбор способа организации исследования и испытуемых, методов сбора эмпирических данных, их обработки и анализа, разработку процедуры организации исследования, осуществление исследования в соответствии с выбранными методами и процедурой, описание его результатов. Основной задачей, которая стояла перед нами, было проведение исследования в отношении осужденных женского пола с личностными расстройствами (психопатиями). Одним из гипотетических предложений выступало существование значимых различий в психологических особенностях осужденных женского пола в период отбывания наказания. Чтобы составить социально-психологический портрет осужденных женского пола с личностными расстройствами (психопатиями), целесообразно рассмотреть резуль-
таты исследования индивидуально-психологических особенностей осужденных женского пола в период отбывания наказания. Мы сосредоточили свое внимание в первую очередь на различиях трех групп испытуемых осужденных женского пола: 1) не состоящих ни на одном из видов учета; 2) состоящих на профилактическом учете; 3) состоящих на учете в медицинской части исправительного учреждения (ИУ) с личностными расстройствами (психопатиями) с диагнозом в амбулаторных картах Р60.0-Р61 по Международной классификации болезней десятого пересмотра (специфические и смешанные расстройства личности) [3]. Указанные на приведенных ниже рисунках группы осужденных женского пола будут обозначены соответственно перечисленным номерам групп.
Исследование осужденных женского пола проводилось на базе УФСИН России по Московской области и УФСИН России по Краснодарскому краю.
Для проведения исследования осужденных женского пола с диагнозом личностного расстройства (психопатией) применялись: анкетирование, направленное на получение социально-демографических сведений (внешний фактор) о личности осужденных женского пола, батарея методов исследования осужденных женского пола с расстройствами личности (психопатиями), математико-статистическая компьютерная программа Statistica 10.0. Будем называть их ниже по мере необходимости. Обратимся к сравнительному анализу данных осужденных женского пола трех обозначенных групп.
Метод анкетирования осужденных женского пола с расстройствами личности (психопатия) позволяет создать объективное представление об исследуемых группах осужденных женского пола с расстройствами личности (психопатия), их психологических особенностях. В анкете, направленной на изучение со ци аль но-де мо гра фических данных, в одном из поставленных вопросов
Рис. 1. Показатели возраста осужденных женского пола в разных группах испытуемых, лет
осужденным женского пола предлагалось указать возраст, поскольку психические заболевания часто проявляются именно с возрастом.
Показатели возраста осужденных женского пола в разных группах испытуемых приведены на рисунке 1.
На рисунке 1 видно, что самый старший возраст имеют осужденные женского пола (группа № 1), не состоящие ни на одном из видов учета (37 лет). Существенной разницы по средним показателям возраста среди осужденных женского пола групп № 2 и 3 не имеется (на момент обследования им было 33-34 года). Следует отметить, что с возрастом у осужденных женского пола появляется риск обострения расстройств личности, в связи с чем требуется особый подход со стороны сотрудников психологической службы и воспитательного звена при проведении психолого-социальной работы. Кроме того, с возрастом осужденные женщины могут либо наращивать, либо терять криминальный авторитет. С этой точки зрения психопатоподобное демонстра-
тивное поведение может выглядеть и как последняя попытка утвердиться в преступной среде, что также влияет на выбор методов психологической и воспитательной работы с ними.
В свете рассматриваемой нами проблемы важным представляется исследование уровня образования осужденных женского пола, которое показало, что в основном представители всех групп имеют неполное среднее, среднее и среднее специальное образование. Незаконченное высшее и высшее образование встречается крайне редко.
На рисунке 2 представлены средние показатели уровня образования осужденных женского пола в разных группах испытуемых.
На рисунке 2 видно, что уровень образования у осужденных женского пола (группа № 3), состоящих на учете в медицинской части ИУ с диагнозом личностного расстройства (психопатии), самый низкий. Наши данные подтверждают мнение о том, что психопатическая личность дезадаптирована и показывает выраженность не-
Рис. 2. Показатели уровня образования осужденных женского пола разных сравнительных группах (средние значения]
не состоящие ни нэ одном ю состоящие на состоящие на учете в
видов учета профилактическом учете медицинской части ИУ с
диагнозомличностного расстройства(психопатия)
-Ф-объем отбытого срока
Рис. 3. Показатели объема отбытого срока наказания осужденными женского пола в разных группах испытуемых, %
устойчивости поведения с уклонением от повышения образования, что приводит к относительно интеллектуальной недостаточности [4]. Уровень образования осужденных женского пола (группа № 2), состоящих на профилак-
тическом учете, является средним. Им свойственны такие черты, как демонстративность, что нередко сочетается у них со снижением контроля над поведением, спонтанность и необдуманность своего поведения, плохое прогно-
■ Семенное положение "замужем"
состоящие на учете в медицинской части ИУс диагнозом лич ностного расстройства (психопатия)
Рис. 4. Показатели частоты встречаемости семейного положения «замужем» осужденных женского пола в разных группах испытуемых (средние значения]
зирование последствий своих поступков. Все перечисленные элементы говорят о социально-педагогической запущенности осужденных указанной группы. Уровень образования осужденных женского пола (группа № 1), не состоящих ни на одном из видов учета, самый высокий, кроме того, они положительно характеризуются и соответственно имеют более высокий уровень образования.
На рисунке 3 представлены средние показатели уровня объема отбытого срока у осужденных женского пола в разных группах испытуемых.
На рисунке 3 видно, что осужденные женского пола (группа № 3), состоящие на учете в медицинской части ИУ с диагнозом личностного расстройства (психопатии), имеют в среднем 1-2 судимости и демонстрируют тенденцию к тому, что в среднем они отбыли большую часть срока уголовного наказания. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, осуждены 1-2 раза и имеют минимальные сроки уголовного наказания. Во-вторых, многие из них заинтересованы в досрочном освобождении и стараются не нарушать режим, вести себя примерно, хорошо работать. Осужденные женского пола (группа № 1), не состоящие ни на одном из видов учета, имеют средние показатели по уровню отбытого срока. Это говорит том, что у них обычные, распространенные в общей массе осужденных женского пола установки и направленность на соблюдение режима ИУ. Осужденные женского пола (группа № 2), состоящие на профилактическом учете, имеют наиболее выраженную криминальную направленность и низкую мотивацию к исправлению.
На рисунке 4 представлены средние показатели частоты встречаемости семейного положения «замужем» осужденных женского пола в разных группах испытуемых.
Рисунок 4 представляет нам семейное положение «замужем» осужденных женского пола в разных группах испытуемых. Так, осужденные, состоящие на профилактическом учете в медицинской части (группа № 2), имеют самые низкие показатели, то есть меньше всего находятся в брачных отношениях. В данном факте проявляется взаимосвязь двух психологических механизмов: с одной стороны, психологической неспособности устраивать свою личную жизнь, а с другой — отказа от общения с ними противоположного пола. Осужденные женского пола (группа № 3), состоящие на учете в медицинской части ИУ с диагнозом личностного расстройства (психопатии), имеют высокую вероятность состоять в браке. Данный факт выглядит парадоксальным, так как именно эта группа отличается наиболее непредсказуемым (чаще всего агрессивным) поведением. Это говорит о том, что именно непредсказуемость и открытость в разнообразных эмоциональных проявлениях и привлекает мужской пол в период совместного проживания. Осужденные женского пола (группа № 1), не состоящие ни на одном из видов учета, имеют средние показатели.
Перейдем к анализу типов семейного воспитания осужденных женского пола в разных группах по показателю наличия полной семьи, неполной, или же внесемейного воспитания близкими или не самыми близкими родственниками, в детских домах.
Рис. 5. Показатели частоты встречаемости различных типов семейного и внесемейного воспитания осужденных женского пола в разных группах испытуемых (средние значения]
На рисунке 5 представлена частота встречаемости различных типов семейного воспитания осужденных женского пола разных групп испытуемых.
Осужденные женского пола (группа № 1), не состоящие ни на одном из видов учета, чаще всего воспитываются в полной семье. Осужденные женского пола (группа № 2), состоящие на профилактическом учете (демонстранты, нарушители), реже всего воспитывались кем-то одним из родителей. Осужденные женского пола (группа № 3), состоящие на учете в медицинской части ИУ с диагнозом личностного расстройства (психопатии), воспитывались кем-то одним из родителей. Приведенные данные показывают, что осужденные из группы № 3 имеют высокую вероятность того, что воспитывались кем-то одним из родителей, что подтверждает высказывание о том, что воспитанные в неполных семьях имеют более высокий риск формирования психопатических черт личности и, как следствие,
снижение адаптационных возможностей в условиях изоляции от общества.
Обратимся к анализу отношений с родственниками осужденных женского пола. Можно видеть, что негативное отношение к близким людям, нередко впоследствии приводящие к невозможности создать семью, о чем мы писали выше, закладывается уже в детстве таким способом, как лишение ребенка внимания.
Рисунок 6 иллюстрирует степень поддержания контактов с родственниками осужденных женского пола (согласно анкетным данным).
Отношения с близкими родственниками поддерживают все три группы осужденных женского пола, но существенно выше показатели у осужденных из группы № 1, не состоящих ни на одном из видов учета, у которых самые высокие показатели. Напомним, что осужденные именно этой группы отличаются повышенной общительностью, легко устанавливают контак-
не состоящие ии на одном из состоящие на состоящие на учете в
видов учета профилактическом учете медицинской части ИУ с
диагнозом личностного расстройства¡психопатия)
Отношешы с родственшкаып
Рис. 6. Показатели поддержания семейных отношений осужденных женского пола в разных группах испытуемых (средние значения]
ты, хорошо приспосабливаются к среде мест лишения свободы. Осужденные женского пола (группа № 2), состоящие на профилактическом учете, имеют средний показатель по отношениям с близкими родственниками. Осужденные женского пола (группа № 3), состоящие на учете в медицинской части ИУ с диагнозом личностного расстройства (психопатии), имеют низкую вероятность поддержания отношений с близкими и дальними родственниками. Наши данные подтверждают высказывание о том, что избегание общения вызвано не болезненной застенчивостью и стеснительностью, а неумением строить отношения с людьми и отсутствием внутренней потребности к общению [4].
Таким образом, наиболее активны в отношених с родственниками осужденные женского пола (группа № 1), не состоящие ни на одном из видов учета. Это говорит об их большей ориентации на ресоциализацию.
В данной статье мы представили социально-демографическую харак-
теристику личности осужденных женского пола с расстройствами личности (психопатиями). Представленные результаты исследования, проведенного в трех группах осужденных женского пола, показывают следующее.
1. С возрастом у осужденных женского пола (группа № 3) с личностными расстройствами (психопатиями) появляется риск обострения расстройств личности, и поэтому к ним требуется особый подход со стороны сотрудников медицинской части, психологической службы и воспитательного звена при проведении психолого-социальной работы. Кроме того, с возрастом эти осужденные могут либо наращивать, либо терять криминальный авторитет. С этой точки зрения психопатоподобное демонстративное поведение может выглядеть и как последняя попытка утвердиться в преступной среде, что также влияет на выбор методов психологической и воспитательной работы с ними.
2. Самый низкий уровень образования установлен у осужденных жен-
ского пола (группа № 3) с личностными расстройствами (психопатиями). Наши данные подтверждают мнение о том, что психопатическая личность уклоняется от повышения уровня образования, что может свидетельствовать об общей социально-педагогической де-задаптированности (запущенности).
3. Полагаем, что авторитетные осужденные женского пола находятся среди обычных осужденных (группа № 1), не состоящих ни на одном из видов учета.
4. Осужденные женского пола (группа № 3) с личностными расстройствами, проявляющие демонстративное поведение, являются сложным объектом для психологической коррекции, поскольку могут проявить и психопато-подобные черты, и черты криминальной деструктивности [7].
Таким образом, специфические психологические особенности личности осужденных женского пола (группа № 3), состоящих на медицинском учете ИУ по поводу личностных расстройств, имеют ярко выраженный характер, в связи с чем персоналу исправительного учреждения следует их учитывать при организации психопрофилактической, просветительной, психо-коррекционной работы с этими лицами.
Литература
1. Блинникова И.В, Савченко Т.Н., Сочивко Д.В. Научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 201-213.
2. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М.: Ин-т психологии РАН, 1995.
3. Классификация болезней в психиатрии и наркологии : пособие для врачей / под ред. М.М. Милевского. М.: Триада-Х, 2003. 184 с.
4. Лисняк М.А. Курс судебной психиатрии для юристов : учеб. пособие. М.: Проспект, 2015. 216 с.
5. Савченко Т.Н. Структура и описание эмпирических исследований // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 89-97.
6. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридическй) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.
7. Сочивко Д.В. Криминальный инфантилизм. Рязань : РГМУ им. И. П. Павлова, 2014. 122 с.
8. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности-толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.
9. Сочивко Д.В, Бурцев А.О. Проблема психо-патизации личности осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1.
10. Сочивко Д.В., Щелкушкина Е.А. Проблема психодинамической типологии личности осужденных за убийство // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 6-21.
11. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.