бие / В.М. Морозов [и др.]. Владимир: Владимир. юрид. ин-т Минюста России, 2000.
4. Магда С.Н. О некоторых проблемах организации профилактики экстремизма терроризма среди осужденных // Вестник центра исследования проблем терроризма. 2009. № 1 (19).
5. «Перепрограммированные» шахиды // За решеткой. 2008. № 12.
6. Сочивко Д.В, Бурцев А.О. Психоклинический профиль личности осужденных в местах лишения свободы (не состоящих на медицинском и профилактическом учете) // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 51-57.
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА |К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГА-ПЕНИТЕНЦИАРИСТА Н. А. ДЕЕВОЙ)
Т. В. Калашникова, М. М. Калашникова
Аннотация: в статье рассматриваются научные исследования, направленные на изучение социально значимых перспектив и смысложизненных ори-ентаций несовершеннолетних осужденных женского пола. Значительный вклад в исследование подструктуры жизненных планов, перспектив и целей деятельности несовершеннолетних осужденных женского пола внесла Н. А. Де-ева, которая не просто изучила жизненные перспективы несовершеннолетних осужденных женского пола, но и разработала технологию их формирования. В дальнейшем работа Н. А. Деевой по изучению психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных была продолжена Т. В. Калашниковой, которая основной акцент сделала на психологическое исследование установок воспитанниц на поведение в колонии. Позже, в рамках исследования ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, проведенного М. М. Калашниковой, были изучены смысложизнен-
ные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола с применением опросника Д. А. Леонтьева «Смыс-ложизненные ориентации». Значимость этих исследований не вызывает сомнений и при их правильном учете позволит эффективно организовывать работу, направленную на просоциальное изменение личности воспитанниц.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные женского пола, жизненные планы, система перспектив, направленность личности, смысложизнен-ные ориентации, педагогическая технология, воспитательно-трудовая колония, психолого-педагогическая технология, установка, агрессивность несовершеннолетних, ответственность личности.
В современной отечественной пенитенциарной психологии несовершеннолетние осужденные женского пола нечасто становятся объектом исследования, что обусловлено их небольшой численностью. По данным ФСИН России, с 2013 г. в уголовно-исполнительной си-
стеме функционирует всего два воспитательных учреждения, в которых содержится 110 осужденных женского пола [1]. В аналитических материалах, подготовленных в НИИ ФСИН России по итогам эксперимента по преобразованию воспитательных колоний (ВК) в воспитательные центры для несовершеннолетних осужденных, указано, что «в ближайшее время показатели, связанные с гендерными различиями осужденных, вряд ли существенно изменятся. В ВК будут находиться 92-94 % осужденных мужского пола и 6-8 % осужденных женского пола» [2, с. 20].
Следовательно, для пенитенциарных психологов и педагогов большой интерес должны представлять все научные исследования, направленные на изучение психологии данной категории осужденных. Историографический анализ психолого-педагогических исследований несовершеннолетних осужденных женского пола показал, что большая их часть проведена на базе воспитательной колонии УФСИН России по Рязанской области. За все время своего существования благодаря пониманию со стороны руководства учреждения (М. Кукушкин, Г. З. Цибульская, О. Г. Ананьев, Т. Б. Кутакова) и научно-методическим контактам с Академией ФСИН России это воспитательное учреждение было негласной психолого-педагогической лабораторией по изучению проблем исправления и ресоциализации осужденных данной категории. В последние годы большой вклад в организацию подобных исследований внесла психологическая служба УФСИН России по Рязанской области во главе с кандида-
том психологических наук О. В. Само-фаловой.
Первые научные исследования были проведены в конце 70-х годов XX века Н. А. Деевой, которая в качестве предмета избрала жизненные планы и перспективы осужденных девушек. Н. А. Деева родилась 18 февраля 1935 г. в с. Воронцовка Тамбовской области. В этом году ей исполнилось бы 80 лет. Ее мать, Мария Михайловна Фролова, вела домашнее хозяйство и работала в колхозе. Отец, Андриан Поликарпович Фролов, был председателем колхоза, секретарем парторганизации. Во время Великой Отечественной войны был минометчиком, награжден орденами и медалями за боевые заслуги, демобилизовался из Венгрии в 1945 г. Родители создали все необходимые условия, чтобы дети, а их было трое, получили высшее образование. Нина Андриановна окончила Тамбовский педагогический институт по специальности «учитель математики». Работала учителем в сельской школе, в профессионально-техническом училище, с 1969-1971 гг. преподавателем в Стерлитамакском педагогическом институте. Когда в 1970 г. в Рязани была учреждена Рязанская высшая школа (РВШ) МВД СССР, то Нина Андриановна вместе с мужем В. Г Деевым переехала в Рязань. С 1971 г. жизнь семьи связана с Рязанью. В. Г Деев, тогда кандидат психологических наук, работал сотрудником лаборатории по исследованию проблем перевоспитания осужденных в РВШ МВД СССР, с 1983 г. был ее начальником. В 1985 г. в Академии МВД СССР В. Г. Деев одним из первых в стране и первым в нашем вузе защитил докторскую диссертацию по юриди-
ческой психологии на тему «Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в ИТУ». В начале 90-х годов XX века он стал одним из организаторов психологического факультета вуза, был первым начальником факультета [3, с. 143-148].
В 1972 г. приказом МВД СССР была создана воспитательно-трудовая колония при УВД Рязоблисполкома (Рязанская воспитательно-трудовая колония), и Нина Андриановна начала работать в ней сначала учителем, а затем и директором вечерней сменной школы. Для нее всегда была характерна активная жизненная позиция, ее отличали творческое отношение к делу, инициативность, ответственность, душевность. Она была не просто учителем, она была педагогом. Цель ее педагогической деятельности сводилась к формированию у воспитанниц не только знаний по учебным дисциплинам математического цикла, но и в целом их как личностей с положительной направленностью. Размышления о причинах выбора воспитанницами преступного пути, аморального поведения, нежелания работать над собой привели ее к необходимости поиска новых средств исправления. Нина Андри-ановна старалась установить контакты с родителями, близкими родственниками воспитанниц для того, чтобы наладить, гармонизировать их отношения с детьми; пыталась показать воспитанницам лучшие стороны их характера с целью поднятия их самооценки и формирования веры в хорошее будущее. Она продолжала вести воспитанниц по жизни даже после их освобождения из воспитательной колонии,под-держивая с ними переписку. Получае-
мые положительные результаты привели ее к необходимости их оформления в научный труд. Этому, в частности, способствовал и ее муж В. Г. Деев, который активно занимался в этот период исследованием направленности личности осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Им была предложена структура направленности личности осужденного, включающая в себя три подструктуры: генерализованная подструктура (влечения, желания, интересов, стремления, идеалы, мировоззрения и убеждения) — содержание направленности личности; подструктура отношений — индикатор содержательной стороны направленности личности; подструктура жизненных планов, перспектив и целей деятельности личности.
Исследование подструктуры жизненных планов,перспектив и целей деятельности несовершеннолетних осужденных женского пола и стало целью научной деятельности Н. А. Деевой. Необходимо было не просто изучить жизненные перспективы несовершеннолетних осужденных женского пола, но и разработать технологию их формирования. Опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в воспитательной колонии с 1973 по 1981 год (по ее итогам была защищена диссертация на соисканиеученой степени кандидата педагогических наук), позволила определить содержание системы социальных перспектив воспитанниц. Близкая перспектива — хорошая учеба в школе, ПТУ, соблюдение требований режима отбывания наказания, нормальные взаимоотношения с коллективом. Средняя перспектива — активное участие в жизни колонии, положительное отношение
к учебе и труду с целью приближения условно-досрочного освобождения, перевода в льготные условия содержания. Дальняя перспектива—подготовка воспитанниц к жизни на свободе, формирование положительных жизненных планов на будущее.
Используя методы беседы, наблюдения, анкетирования как воспитанниц, так и их родителей, близких родственников, изучения личного дела, Н. А. Де-ева классифицировала несовершеннолетних осужденных женского пола на группы по критерию содержания сформированных ранее жизненно значимых перспектив. Так, к первой группе отнесены воспитанницы с положительными жизненно значимыми перспективами. Это немногочисленная группа осужденных, признающих свою вину в совершенном преступлении, стремящиеся ее искупить, осознанно соблюдающие все требования режима отбывания наказания. Ко второй группе отнесены осужденные, «имеющие социально значимые перспективы, превышающие индивидуальные возможности» [4, с. 39]. Эти осужденные мечтательны, с завышенной самооценкой, безвольны, противоречиво относятся к наказанию. В третью группу, самую многочисленную, вошли осужденные, у которых наблюдалась деформация социально значимых перспектив. Содержание деформации настолько различно, что Н. А. Деева в рамках этой группы выделила пять подгрупп: имеют далекую перспективу, но не имеют средней перспективы; не имеют далекой перспективы, ориентированы на ложную среднюю перспективу; не имеют перспектив; имеют только близкую перспективу; имеют отрицательную далекую пер-
спективу. Перед исследователем встала задача разработки такой педагогической технологии, которая позволила бы сформировать систему перспективных линий, особенно у осужденных третьей группы. Н. А. Деевой была организована в условиях ВК экспериментальная работа, которая включала в себя ряд ситуаций: выполнение общественных заданий, организация коллективного воздействия на воспитанницу через собрания, диспуты, трудового соревнования между звеньями в отделениях отряда. Для проведения экспериментальной работы активно использовались уроки по физике и математике. Было доказано, что переориентация отрицательного отношения воспитанниц к обучению на положительное способствует формированию позитивных жизненных перспектив. Кроме этого, Н. А. Деева вела работу по формированию положительных идеалов у воспитанниц как необходимого условия наличия у них положительных перспективных линий. Так, в конце 70-х годов под ее руководством как директора вечерней сменной школы на базе колонии был создан музей военной летчицы Антонины Зубковой, участвовавшей в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны с 1943 г. и, к сожалению, трагически погибшей в 1950 г. Музей был мощным источником духовно-нравственного, патриотического воспитания осужденных.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы Н. А. Деева предложила следующие критерии для оценки стойкости формирования перспектив у несовершеннолетних осужденных женского пола в условиях воспитательной колонии: результаты реа-
лизации далеких перспектив в повседневном труде, учебе, общественной работе; наличие критичности в оценке собственного поведения в прошлом; системность в организации самовоспитания с целью искоренения в характере отрицательных черт; сформирован-ность положительного стиля деятельности на основе позитивных идеалов; наличие чувства совести [4, с. 71-72].
Реализуя на практике в течение 10 лет свою психолого-педагогическую технологию, направленную на формирование положительных перспективных линий у несовершеннолетних осужденных женского пола, Н. А. Деева добивалась реальных результатов. Она указывала, что «90 % освободившихся, с которыми проводилась исследовательская работа... честно трудятся, учатся в общеобразовательных школах и среднетехнических учебных заведениях» [4, с. 79]. Профессиональная деятельность Н.А. Деевой была отмечена Почетной грамотой министра МВД СССР.
К сожалению, после ухода Нины Ан-дриановны из воспитательной колонии ее методика оказалась невостребованной, так как сочетать простую учительскую работу с творческой психолого-педагогической деятельностью оказалось не всем под силу. Не сохранился в колонии и музей летчицы Антонины Зубковой, однако элементы положительного опыта работы Н. А. Деевой использовались воспитателями. Прежде всего это были анкеты, разработанные ею для родителей, близких родственников, классных руководителей воспитанниц с целью получения более подробной информации об осужденных; анкеты для карантинного отделе-
ния для получения первичной информации о вновь прибывших в воспитательную колонию воспитанницах.
Н. А. Деева прошла уникальный жизненный путь. Она умела ставить перед собой цели, формировать свои перспективные линии и обязательно достигать жизненно значимого результата. При этом главным для нее было оказывать помощь людям — советом, консультацией, идеями, опытом. Ее вклад в развитие отечественной пенитенциарной психолого-педагогической науки по достоинству еще не оценен, написанные ею научные работы требуют внимательного прочтения, а практический опыт в деле перевоспитания несовершеннолетних осужденных женского пола — изучения. Ее идеи о необходимости проведения целенаправленной, системной исследовательской и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными женского пола на основе психолого-педагогической теории нашли свое продолжение, превратившись в семейную традицию.
В начале 80-х годов XX века в воспитательной колонии был проведен эксперимент под руководством воспитателя Т. В. Калашниковой по привлечению студентов Рязанского государственного педагогического института к процессу воспитательной работы с осужденными, помощи им в трудоустройстве и жизни после освобождения. Была разработана методика организации подобной помощи, включавшая в себя проведение концертов, викторин, читательских конференций со всеми воспитанницами отряда в выходные дни, а также индивидуальную работу студентов с закрепленными за ними воспитанницами (беседы, переписка). Т. В. Калаш-
никовой было проведено и психологическое исследование установок воспитанниц на поведение в колонии [5].
В начале 90-х годов XX века на базе воспитательной колонии сотрудниками кафедры общей психологии РВШ МВД СССР И. Б. Бойко и Т. В. Калашниковой проводилось исследование агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола, результатом работы стала адаптация к условиям ВК теста-опросника А. Басса — А. Дарки, теста руки Э. Вагнера и теста С. Розенцвей-га [6].
Исследование ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола проведено М.М. Калашниковой в 2012 г. Ею апробирована в условиях воспитательной колонии методика «Ответственность» (В. П. Пря-деин), позволяющая диагностировать все компоненты ответственности личности. Сделан вывод о том, что у воспитанниц более выражены: эгоцентрическая мотивация ответственности личности, астенические эмоции при выполнении ответственных дел, поручений; когнитивная неосведомленность, свидетельствующая о поверхностном понимании ими ответственности. Реализация поведения, требующего проявления ответственности как личностного свойства, у воспитанниц зависит от ситуации. Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне развития ответственности личности у данной категории осужденных [7]. Кроме того, М.М. Калашниковой проведено исследование смысложизненных ориента-ций несовершеннолетних осужденных женского пола с применением опросника Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации». В эмпирическом иссле-
довании приняли участие 130 несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях УФСИН России по Рязанской и Белгородской областям, в возрасте от 14 до 17 лет, 75 правопо-слушных девочек, обучающихся в муниципальных общеобразовательных школах г. Рязани, в возрасте от 14 до 17 лет.
Опросник «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев) создан в результате адаптации методики «Цель в жизни» (Р11_—РипроБе1гОе) Дж.Крамбо и Л. Махолика, в основу которой авторы положили теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла. На русском языке тест Р11_ впервые был адаптирован К. Муздыбаевым (1981). На основе его версии Д.А. Леонтьев разработал и адаптировал еще один отечественный вариант Р11_ — «Тест осмысленности жизни», который был преобразован в опросник «Смысложизненные ориентации» (СЖО). Данный опросник позволил исследовать представления несовершеннолетних осужденных женского пола о своей жизни благодаря пяти шкалам: цели, процесс, результат, локус контроля — Я, локус контроля — жизнь и, таким образом, оценить «источник» смысла жизни в будущем (цели), в настоящем (процесс) или прошлом (результат).
Сравнительный анализ данных воспитанниц и правопослушных девочек, полученных при применении опросника «Смысложизненные ориентации», показал, что имеются значимые различия (р < 0,01) в ценностно-смысловой сфере осужденных и правопослушных девочек по всем пяти субшкалам: цели, процесс, результат, локус контроля — Я, локус контроля — жизнь (рис.).
Средние значения показателей по субшкалам опросника «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева осужденных и правопослушных девочек
Примечание: Ц (цель), Пр (процесс), Р (результат), ЛК-Я (локус контроля — Я), ЛК-Ж (локус контроля — жизнь)
На рисунке видно, что осужденные, в отличие от правопослушных девочек, не имеют четких целей, направленных на жизнь в будущем. Современные воспитанницы убеждены, что бессмысленно что-либо загадывать, так как сомневаются в том, что могут самостоятельно управлять своей жизнью, по крайней мере, пока находятся в условиях изоляции. Считают, что им не всегда дано контролировать свою жизнь (шкала «локус контроля — жизнь»), хотя при необходимости они способны принимать решения и реализовывать их. Осужденные испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящий момент, считают ее неинтересной, эмоционально не насыщенной. Это может быть объяснено тем, что большинство несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывая наказание в воспитательных колониях,находятся в состоя-
нии фрустрации. Его возникновение обусловлено лишением постоянного общения с близкими, друзьями. У осужденных блокирована реализация своих интересов, стремлений, целей, права действовать, как им захочется, так как они должны соблюдать определенные правила поведения, регламентированные действующими в условиях ВК нормативно-правовыми актами. Из-за того что процесс отбывания наказания протекает в воспитательных колониях монотонно, день за днем осужденные следуют установленному распорядку дня, для них типичны и другие астенические психологические состояния (И. П. Башкатов, В. Ф. Пирожков и др.), а многие из них начинают испытывать потребность в эмоционально насыщенной жизни. Жизнью до ареста и осуждения воспитанницы удовлетворены частично. В связи с недостаточно
развитым «локусом контроля — Я» они не верят в свои силы, возможности что-то изменить в своей жизни. Индивидуальные беседы показывают, что воспитанницы не очень огорчаются по этому поводу, считают, что жить надо одним днем. Вследствие того что в условиях воспитательной колонии жизнь осужденных находится под постоянным надзором со стороны сотрудников различных отделов и служб воспитательной колонии, осужденные считают, что они не могут контролировать свою жизнь и не стоит этого делать. Наличие такой фаталистичности у несовершеннолетних осужденных требует целенаправленной воспитательной работы, так как без нее может происходить уклонение осужденных от ответственности за свое поведение. Это не способствует процессу их исправления, формированию ответственности за свою жизнь.
Полученные данные согласуются с результатами исследований Н. А. Де-евой жизненных планов и перспектив несовершеннолетних осужденных женского пола как в период отбывания ими наказания в воспитательной колонии, так и после освобождения. Она отмечала, что для данной категории осужденных характерным является безразличие к своей будущей жизни (более половины из них имеют негативные близкие и далекие жизненные планы), безответственное отношение к жизни в условиях воспитательной колонии.
По мнению А. С. Макаренко, «воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути» [8, с. 75]. Н. А. Деева указывала, что «формирование социально значимых перспектив и целей деятельности личности позволит приостановить ее нравственное па-
дение, изменить жизненную позицию, нормализовать отношения с окружающей средой» [4, с. 5]. Значит, результаты исследований социально значимых перспектив, смысложизненных ориен-таций несовершеннолетних осужденных женского пола должны быть востребованы пенитенциарными психологами и педагогами (особенно практиками) для проведения эффективной воспитательной работы с данной категорией осужденных. Особенно важно это сейчас, когда согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в нашей стране проводятся эксперименты по преобразованию воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных в воспитательные центры.
Литература
1. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних, URL : http://www.fsin.su/structure/inspector/ iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/ (дата обращения : 09.02.2015).
2. Аналитические материалы работы по преобразованию воспитательных колоний в воспитательные центры : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. А.В. Быкова. М., 2013. 130 с.
3. Калашникова Т.В., Калашникова М.М. Научно-педагогическая деятельность профессора психологии В. Г Деева // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 143-148.
4. Деева Н.А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних осужденных женского пола как средство их перевоспитания : учеб. пособие. Рязань, 1981. 96 с.
5. Калашникова Т.В. Психологические аспекты исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных женского пола в условиях ВТК : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 24 с.
6. Бойко И.Б, Калашникова Т.В. Применение стандартизированного личностного опросника А. Басса — А. Дарки в практике ВТК. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. 29 с.; Применение теста Э. Вагнера в практике ВТК. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. 28 с.
7. Калашникова М.М. Психология ответственности личности несовершеннолетних осужденных
женского пола, отбывающих наказание в воспитательной колонии : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2012. 28 с.
8. Калашникова М.М. К вопросу изучения ответственности личности в пенитенциарной психологии // Человек: преступление и наказание. 2011. № 2 (73).
9. Калашникова М.М. Психологическая характеристика личности и ответственности в поведении несовершеннолетних осужденных женского пола при нахождении их в воспитательных колониях // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2.
10. Макаренко А.С. Соч. М., 1960. Т. 5.
11. Поздняков В.М. Юридическая психология: генезис и перспективы // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 15-37.
12. Аксенова Г.И., Кожевникова Е.Н. Теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 39-47.
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ [ПСИХОПАТИИ] ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА
Аннотация: в статье рассматривается проблема личностных расстройств (психопатии) женщин, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России, проявляющаяся при организации с ними психопрофилактической, просветительской и психокоррекционной работы, и указывается, что знание персоналом психологических особенностей этих лиц имеет важное значение. Выявление психологических особенностей осужденных женского пола осуществлялось автором в исправительных учреждениях УФСИН России по Московской области и УФСИН России по Краснодарскому краю путем сравнения экспериментальной и контрольной групп осужденных женщин. В данной статье сосредоточено внимание в первую очередь на различиях трех групп испытуемых осужденных женского пола: 1) не состоящих ни на одном из видов учета; 2) состоящих на профилактическом учете; 3) со-
О. И. Сочивко
стоящих на учете в медицинской части исправительного учреждения с диагнозом личностного расстройства (психопатия). В качестве экспериментальной группы выступают осужденные женского пола с расстройствами личности (психопатия), состоящие на медицинском учете (выборка в количестве 100 человек) с диагнозом в амбулаторных картах F60.0-F61 по Международной классификации болезней десятого пересмотра (специфические и смешанные расстройства личности). Для проведения исследования применялся следующий психодиагностический инструментарий: наблюдение, беседа, анализ личных дел, анкета, направленная на получение со ци ально-де мо графических сведений (внешний фактор) о личности осужденных женского пола, математико-статистическая компьютерная программа Statistica 10.0. Метод анкетирования позволяет создать объективное представление о психологиче-